ДОКЛАД схемы и таблицы ШАТАЛОВ
статья на тему

Нечаева Лилия Васильевна

«Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shemy_i_tablitsy_shatalov.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище №136 Московской области

Тема:

«Технология интенсификации обучения на             основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов)»

                                                                                    Разработала: преподаватель Нечаева Л.В.

2016г.

                                 "Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять"

                                                                                                                                Р. Декарт                                                                                      

Содержание:

1.        Актуальность темы.

2.        Цели работы над данной темой.

3.        Задачи.

4.        Теоретическая база опыта.

5.        Опережающее и углубленное изучение.

6.        Выводы о результатах внедрения темы в практику работы.

1. Актуальность темы.

В современной жизни значительно больше востребованы мобильные люди с развитым высоким интеллектом. Интеллект человека, как известно, в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому важно добиваться развития у учащихся устойчивой памяти, собственных суждений, высокого уровня восприятия учебного материала, представления о реальном мире, и, конечно же, логического мышления. Формированию всего вышеперечисленного способствует внедрение в урок принципа наглядности.

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения формируются образные представления и понятия. Принцип наглядности сформулировал в XVII веке и обосновал Я.А. Каменский: «…все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Этот принцип актуален и в наше время. Он дает понять, что наглядность в обучении одно из самых важных звеньев. Применяя наглядность на разных этапах урока (В.Ф.Шаталов), преподаватель мотивирует учащихся, расширяет их кругозор, углубляет знания, учит делать собственные умозаключения, самостоятельности, что нередко впоследствии ведет их к желанию саморазвития и самообразования.

Многие учащиеся не успевают усваивать предоставленный им материал в полном объеме, уходит много времени для подготовки заданий, не у всех хорошо развито логическое мышление, не все могут грамотно изложить свои мысли.

Важнейшие требования к учащимся, на которые мы должны ориентироваться – это высокая общая культура, широкое научное мировоззрение, основанное на глубоких знаниях, стремление к самообразованию и саморазвитию. Поэтому приходиться искать новые методы и формы обучения более быстрого и эффективного продвижения в учении.

Одним из таких методов является использование опорных схем и таблиц на уроках, что позволяет систематизировать и обобщать учебный материал с целью углубления и опережения обучения.

2. Цели работы над данной темой:

-систематизация учебного материала.

-организация опережающего и углубленного обучения на уроках.

3.Задачи, которые я поставила перед собой, работая над этой темой:

-создание условий для опережающего и углубленного обучения;

-создание комфортных условий при обучении учащихся;

-привитие интереса к предмету.

Сущность опыта заключается в том, что процесс обучения строится на использовании опорных схем и таблиц, что позволяет сэкономить время на уроке для закрепления изученного материала, углубления, опережения, для развития умений и навыков при выполнении практических и работ.

4.Теоретическая база опыта.

В своей педагогической практике я использую элементы различных педагогических технологий: технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса; технологии развивающего обучения; технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса и другие.

Но все же, чаще всего я использую элементы технологий, основанных на активизации и интенсификации деятельности учащихся, В.Ф.Шаталова, который разработал технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Схемы и таблицы (опорные схемы) позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся.

Использование опорных схем на уроке позволяет сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения материала и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и умений при выполнении практических и работ.

Опорные схемы – это выводы, к которым ученики должны прийти в момент объяснения или обобщения материала. Оформлять их можно по-разному: в виде таблиц, карточек, рисунков и т.д.

Схемы должны постоянно подключаться к работе на уроке. Основные схемы должны находиться перед глазами учеников несколько уроков подряд до полного усвоения учебного материала. Дети усваивают их осмысленно.

При оформлении схемы на этапе объяснения нового материала, учитель обязан комментировать всё, что происходит на доске. В момент обобщения это могут делать и ученики.

Схема – опора мысли ученика, опора его деятельности.

Опорные схемы обеспечивают высокую работоспособность, энергичный темп урока. Вся сложная, но необходимая информация читается по схемам.

Схемы не следует “зазубривать”, их надо понимать. Если на уроках постоянно обращаться к одним и тем же схемам, то учащиеся рано или поздно их запомнят. Их задача уметь объяснять все, что изображено на схеме – учащиеся должны уметь применять и интерпретировать (толковать) информацию.  С.Н. Лысенкова назвала этот процесс – комментированное управление. Комментированное управление позволяет решить не только обучающие, но и воспитательные, развивающие задачи.

Работа по опорным схемам, комментированное управление помогают учащимся осознавать, осмысливать, объяснять, обосновывать, доказывать.

Опорные схемы должны быть в комплекте у каждого учителя. Разделив схемы по темам, пронумеровав, составив каталог, вы сможете быстро ориентироваться в них.

Например: Предмет «Охрана труда» представлен в удобной для восприятия форме - в схемах и таблицах:

«Рабочее время»

«Время отдыха»

«Отпуска»

«Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда»

«Права работника в области охраны труда»

«Обязанности работника в области охраны труда»

«Планирование мероприятий по охране труда»

«Виды и порядок проведения инструктажей»

«Содержание инструкций по охране труда»

«Учет и расследование несчастных случаев»

«Государственный и общественный контроль за соблюдением требований охраны труда»

«Особенности регулирования труда женщин»

«Особенности регулирования труда работников моложе 18 лет»

«Условия труда пользователя ПК»

«Пожарная безопасность»

Размеры таблиц и схем должны быть такими, чтобы учащиеся их хорошо видели с последней парты. В современных условиях для этих целей целесообразно использовать проектор, но основные схемы темы должны постоянно быть перед глазами учащихся, а следовательно, должны быть оформлены в виде таблиц на стенде (доске) или приготовлены для каждого обучающегося.

Цель использования таблиц и схем – оставить наглядный след при первом объяснении материала.

5. Опережающее и углубленное изучение.

Организация каждого этапа урока, дружная работа класса создают высокий темп работы, возможность выполнять большой объем упражнений. Отсюда начинается опережение.

Обобщающий характер схем позволяет готовить детей к восприятию предстоящих трудностей, опережать обучение.

Например, схема «Рабочее время» плавно переходит в другую схему, в которой указано «Время отдыха»

При изучении темы «Государственный и общественный контроль  за соблюдением требований охраны  труда» создается другая схема – «Ответственность за нарушение требований охраны труда». Обобщив полученные знания, приходим к следующей схеме.

Углубленное изучение не всегда является следствием опережающего обучения.

Используя схемы и таблицы, можно на уроке сэкономить время на объяснение и закрепление материала по охране труда.

6.Выводы о результатах внедрения темы в практику работы.

-опорные схемы и таблицы помогают выиграть время на уроке, углубить знания учащихся, опережать обучение, развивать культуру мышления учащихся;

- помогает сделать процесс обучения мотивированным и целеустремленным;

- дает возможность организации самоконтроля индивидуальной успеваемости учащихся;

- позволяет увеличить эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала;

- помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;

- раскрывает методику эффективной работы со средствами наглядного обучения;

- использование наглядных пособий значительно экономит время подачи нового и закрепления пройденного материала;

- обладая значительной силой эмоционального воздействия, наглядные пособия имеют большое воспитательное значение в преподавании охраны труда;

- применение наглядностей на уроках охраны труда активизируют их мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.

Исходя из результатов проведенного исследования, можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме. Использование наглядности, позволяет учащимся воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и а визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока.

Причиной работы над темой является сборник Ефремовой О. С. «Охрана труда в организациях в схемах и таблицах».  Материал в нем  систематизирован по темам.  Наглядность, краткость и доходчивость схематичного изложения материала позволяет легко ориентироваться в столь сложной теме, как охрана труда.

Примеры схем и таблиц (из сборника), которые можно использовать на уроках прилагаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурно-логические схемы и таблицы по логике

Структурно-логические схемы и таблицы по логике....

Учебно-методическое пособие "Философия в схемах и таблицах"

Учебное пособие  «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:-     повышает степень наглядности, делает доступным для студент...

Основы бухгалтерского учета в таблицах, схемах и рисунках

Методическое  пособие   «ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА  В ТАБЛИЦАХ, СХЕМАХ И РИСУНКАХ»  по учебной  дисциплине «ОСНОВЫ  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА»,  разработано ...

Контрольная работа на тему: Проектирование логических схем, построение таблиц истинности.

Контрольная работа на тему: Проектирование логических схем, построение таблиц истинности.Контрольная работа содержит задания 24 варианта по 2 задания.Есть ответы....

Схемы и таблицы по обществознанию для студентов 1 курса СПО

Дорогие студенты, по данным здесь таблицам и схемам намного легче изучить и запомнить материал по различным темам дисциплины обществознания!...

Философия в схемах и таблицах

Учебно-методический материал для самостоятельной работы студентов в период дистанционного обучения...

Опорный конспект лекций (структурно-логические схемы и таблицы) по дисциплине ОГСЭВ.05 Социология и политология для спец.40.02.02 Правоохранительная деятельность

Данная методическая разработка представляет собой структурно-логические схемы и таблицы по дисциплине ОГСЭВ.05 Социология и политология по основным разделам курса: Раздел 1 Социология и Раздел 2 Полит...