МДК «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности.»
методическая разработка по теме

Занятие проводится с целью формирования у студентов общих и профессиональных компетенций в соответствии с видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОУ СПО «Курский базовый медицинский колледж»

Методическая разработка практического занятия

профессионального модуля «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Тема: «Сестринская помощь при  заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности.»

Специальность – «Сестринское дело»

Квалификация – медицинская сестра

Преподаватель – Грекова И. И.

Рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК

Протокол №___ от ________ 2013

_____________________

Курск, 2013

            Тема: «Сестринская помощь при  заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности»

                            Методическое обоснование занятия.

Занятие проводится с целью формирования у студентов общих и профессиональных компетенций в соответствии с видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах».

К моменту изучения данного раздела, студенты должны иметь представление об анатомо-физиологических особенностях строения сердечно-сосудистой системы, владеть латинской терминологии, владеть знаниями по фармакологии. Знать основные приемы ведения беседы с пациентом и его родственниками, различных форм профессионального и учебного диалога, а также дискуссии с коллегами. Умело аппелировать этическими и деонтологическими  аспектами ухода за пациентом.

На занятии использовали активные методы обучения: самостоятельные работы, видеоматериал, проблемно – поисковый на основе задачного подхода и деловой игры, практический, что позволяет развить общие и профессиональные компетенции.

Задачи, стоящие перед преподавателем:

  • создание оптимальных условий для овладения компетенциями, соответствующими осваиваемому виду профессиональной деятельности,
  • использование имеющегося практического опыта, умений, знаний студентов для формирования ОК и ПК.
  • координация и коррекция действий студентов;
  • инициирование рефлексии на всех этапах занятия.

В основу занятия положен деятельностный подход.

Предусмотрена максимальная активизация студентов на всех этапах занятия.

        Цели занятия:

1. Создание условий для формирования готовности к оказанию сестринской помощи при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности  при соблюдении этико – деонтологических аспектов поведения с пациентом и родственниками.

      2. Научить осуществлять сестринский процесс при остром инфаркте миокарда, определять тактику деятельности медицинской сестры при обследовании, лечении, профилактике, диспансеризации пациентов с данной патологией, быстро выявлять неотложное состояние, оказывать квалифицированную помощь на различных этапах.

      3. Провести контроль и коррекцию межпредметных знаний с целью интегрирования их на уровне изучаемой темы;

      4. Создать ситуацию успеха на занятии, способствующую формированию осознания себя конкурентно – способной личностью.

        

           Студент должен знать:

  • понятие «инфаркт миокарда»;
  • этиологию, данного заболевания;
  • клиническую картину основного и вариативного течения инфаркт миокарда;
  •  составить план сестринского ухода с выбором модели сестринского процесса при данной патологии
  • реабилитационные мероприятия в стационаре, санатории, поликлинике для пациентов с инфарктом миокарда;
  • первичную и вторичную профилактику инфаркта миокарда.

Студент должен уметь:

  • осуществить сестринский процесс при инфаркте миокарда;
  • оказать доврачебную помощь при инфаркте миокарда;
  • выполнить назначения врача;
  • обучить пациентов и их родственников правильному режиму труда, отдыха, рациональной диете, оптимальным принципам лечения и профилактики инфаркта миокарда.

 Уровни усвоения учебного материала

1 уровнь освоения материала:

  • причины и факторы риска в развитии заболевания органов сердечно-сосудистой системы;

2 уровнь освоения материала:

  • провести сестринское обследование пациента;
  • выявить нарушенные потребности и проблемы пациента;
  • составить план сестринского ухода с выбором модели сестринского процесса;
  • подготовить пациента к лабораторным и инструментальным исследованиям;
  • соблюдать инфекционную безопасность медсестры и пациента.

3 уровнь освоения материала:

  • оказывать неотложную помощь при инфаркте миокарда;

Межпредметные связи:

- анатомия – анатомо-физиологические особенности органов;

- фармакология – дезинфицирующие  растворы, лекарственные средства;

- психология – умение общаться с пациентом, родственниками, коллегами;

- латинский язык – медицинская терминология.

Форма организации учебного процесса - практическое занятие.

Место проведения занятия - кабинет доклинической практики, отделение стационара.

         

Оснащение занятия: оборудование кабинета доклинической практики, мультимедийный проектор, индивидуальные задания, средства индивидуальной защиты, учебники, тонометры, фонендоскопы.

План занятия.

  1. Организационный момент                                                - 3 мин.
  2. Мотивация целей занятия                                                - 7 мин.
  3. Проверка домашнего занятия по теме                                 - 10 мин

4.  Решение ситуационных задач и выполнение манипуляций        - 30 мин.

5. Обобщение материала. Подведение итогов занятия                - 7 мин

6. Задание на дом                                                                - 3 мин.

Всего:                                                                         - 60 мин.

Ход занятий

1. Преподаватель проверяет посещаемость, внешний вид студентов, готовность к занятию (наличие масок, колпаков,  историй болезней, средств обучения, подготовка рабочего места).

2. Затем  преподаватель объявляет тему занятия, дает мотивацию темы, подчеркивает ее актуальность. Важность,  для студентов обучатся понимать и сопереживать пациенту, а также обучать его умениям и навыкам для восстановления утраченных функций, создания условий для гармонии личности с окружающей средой.  Важность для медицинской сестры умения правильно оказать неотложную помощь при инфаркте миокарда. Предлагает студентам самостоятельно определить роль медицинской сестры в профилактике и лечении ИБС,  поставить цели занятия, помогает правильно и полно их сформулировать. Важность для медицинской сестры умения правильно оказать неотложную помощь при инфаркте миокарда.

3. Для усвоения и понимания темы целесообразно рассматривать изученную тему через призму основных положений сестринского процесса. (Приложение 1)

Преподаватель предлагает студентам обсудить решение задачи по сестринскому процессу рассмотренной дома.

Один студент демонстрирует решение задачи на м/медийной презентации, совместно с преподавателем осуществляется выбор модели ухода за пациентом при инфаркте миокарда.

  1. Разбор темы занятия проводится на основе решения деловой игры «Оказание неотложной помощи при остром инфаркте миокарда».

Этап деловой игры (приложение 2) позволяет смоделировать профессиональную деятельность медицинской сестры, объединить игроков общей целью (осуществить сестринский процесс пациента), обеспечить конфликтную ситуацию между болезнью и медработником, что способствует формированию как общих, так и профессиональных компетенций. При подготовке домашнего задания студентам дается задание по составлению алгоритма оказания неотложной помощи при  развитии инфаркта миокарда с мотивацией каждого этапа, продумыванием своих действий при встрече с такой ситуацией. Даны вопросы для подготовки к деловому участию в игре, на которые  надо будет ответить после завершения игры  (приложение 4).

        Из числа студентов назначаются эксперты, которые контролируют правильность действий студентов, фиксируют все ошибки и неточности, допущенные в ходе игры  с тем, чтобы при обсуждении высказать свое мнение об игре в целом, о допущенных ошибках и неточностях и обязательно предложить свой вариант отдельных действий исполнителей или возможно всей деловой ситуации. Эксперты обязаны также проанализировать сложившуюся психологическую обстановку при разыгрывании ситуации.  Обсуждение идет после окончания игры. Сначала преподаватель дает возможность самим играющим исправить свои ошибки, затем высказаться более слабым студентам, а уже потом более сильным, давая возможность каждому студенту принять участие в обсуждении. Можно разыграть повторно те ситуации, которые вызвали наибольшее затруднение играющих.  Этот этап позволяет сформировать у студентов способность ориентироваться в производственных ситуациях, стандартных и нестандартных, самостоятельно принимать решения, работать в команде и планировать свою деятельность, общаться с пациентами и коллегами.

После распределения ролей студенты получают карточки с заданиями. Игра идет без вмешательства экспертов и преподавателя в ее ход. После окончания игры при ее обсуждении первое слово дается «исполнителям» ролей, затем экспертам и в завершении преподавателю. Оценка каждого игрока и эксперта зависит от количества обнаруженных ошибок (игроку оценка снижается, а эксперту повышается).  

                                     Условия формирования компетенций

     Этап занятия

        Формируемые компетенции

  Условия формирования

Организационный этап

Мотивация темы

Решение ситуационных задач

 

Разыгрывание ролевых ситуаций

Подведение итогов, задание на дом.

ОК - организация рабочего места с соблюдением требований охраны труда, инфекционной и противопожарной безопасности

ПК – организация рабочего места медицинской сестры  с соблюдением требований охраны здоровья медработника и инфекционной безопасности

ОК  -  понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;

        - осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ПК -     принятие ответственных  решений в стандартных и нестандартных ситуациях;

 

ОК    - организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества;

-принятие ответственных  решений в стандартных и нестандартных ситуациях;

- осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

  •  ПК -  представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
  • - осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
  • - применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
  • - соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

 -  оформление медицинской документации;

 -  оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ОК -    понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;

- организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества;

 - принятие ответственных  решений в стандартных и нестандартных ситуациях;

 -  работа в коллективе, команде, эффективное общение с коллегами, пациентами, их родственниками;

 -  готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку;

- ориентация в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности, организация рабочего места с соблюдением требований охраны труда, инфекционной и противопожарной безопасности.

  • ПК -  представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
  • - осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
  • - применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
  • - соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

 -  оформление медицинской документации;

 -  оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

ОК    - организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач;

ПК  -  оформление медицинской документации.  

Организованность преподавателя

Своевременное начало занятия

Готовность группы к занятию (наличие медицинской формы, учебной документации, средств обучения)

Понимание актуальности темы, значения компетентности медсестры в оказании скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе, ответственности медицинской сестры,  необходимости учиться в течение всей жизни, самостоятельное формулирование целей занятия

Решение лечебно – диагностических задач с постановкой и обоснованием диагноза, составление плана обследования и  медикаментозного и немедикаментозного лечения пациента, составление плана профилактических мероприятий (вторичная профилактика ИБС, составление антиатерогенного меню), письменное оформление решения задачи;

Диагностика неотложного состояния, оценка тяжести состояния пациента, выбор тактики ведения пациента на догоспитальном этапе, решение вопроса о транспортировании пациента, оказание неотложной помощи.

Использование знаний, полученных при изучении других клинических дисциплин.

Организация работы медсестры для квалифицированной и быстрой помощи пациенту. Осуществление сестринского процесса. Четкое выполнение манипуляций при оказании неотложной помощи согласно алгоритмам (оксигенотерапия, внутривенное и внутримышечное введение лекарственных препаратов), подготовка и последующая уборка рабочего места с соблюдение правил санэпидрежима, заполнение медицинской документации.

Подведение итогов занятия в соответствии с самостоятельно поставленными целями, оценка своей деятельности.

                                                                                                         

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. Решите задачу:

Пациент В., 63 лет, находится на стационарном лечении с диагнозом ИБС: стенокардия напряжения П-Ш ФК, НКП-А. Больной Вам пожаловался на сжимающую боль за грудиной, ощущение жжения в груди, резкую слабость, потливость, чувство страха смерти.

Ухудшение отмечает в течение последнего часа (ни с чем не связывает). Больной самостоятельно принял 4 таблетки нитроглицерина под язык, но улучшения нет Объективно: общее состояние средней тяжести. Больной бледен, холодный липкий пот по всей поверхности тела. Сознание ясное, положение в постели пассивное (боится двигаться). Температура тела 36,7°С. Видимого увеличения лимфоузлов нет. Деформации скелета нет Грудная клетка обычной формы, обе половины равномерно участвуют в акте дыхания. ЧДД= 22 в мин. Дыхание поверхностное, ритмичное. Аускультативно в лёгких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ритмичны, глухие, ЧСС=60 ударов в мин. Пульс 60 в мин., ритмичен, удовлетворительного наполнения и напряжения, одинаков на обеих руках АД=110/60 мм.рт.ст. (рабочее АД=130/80 мм.рт.ст.). Живот мягкий, безболезненный. Периферических отёков нет.

Задания:

  1. Определите жалобы пациента
  2. Определите нарушенные потребности
  3. Поставьте сестринские диагнозы
  4. Определите цели сестринского процесса для данного состояния пациента
  5. Составьте план мотивированного ухода
  6. Осуществите оценку результатов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сценарий деловой игры

                     «Оказание неотложной помощи при остром инфаркте миокарда»

             Игра идет по лечебно-диагностической задаче (приложение 1).

В отделение кардиологии поступает пациент с острой болью в груди в течение 20 минут. Постовая медицинская сестра, спросив жалобы, укладывает пациента в функционально выгодное положение (горизонтальное со слегка приподнятым изголовьем).  Проводит сестринское  обследование пациента (пульс, измерение АД,  ЧДД). При этом продолжает опрос пациента. Затем студентка медицинского колледжа указанию медицинской сестры  дает  пациенту 1 таблетку нитроглицерина под язык, проводит оксигенотерапию с помощью аппарата Боброва.

В это время медицинская сестра процедурного кабинета готовит все необходимое для проведения манипуляций (забор крови, в/в инъекция, постановка капельной системы).

После окончания осмотра пациента процедурная медицинская сестра выполняет забор крови, постановку капельной системы с нитроглицерином, палатная медицинская сестра выполняет введение морфина, в переходник капельной системы. Пациент отмечает купирование боли после введения морфина.

Карточка постовой медицинской сестры

  • уложить пациента со слегка приподнятым изголовьем
  • провести сестринское обследование пациента (собрать жалобы, исследовать пульс, измерить АД, ЧДД)
  • поставить сестринские диагнозы
  • составить план неотложной помощи
  • дать задание студентке по применению лекарственных средств, оксигенотерапии
  • контролировать работу студентки
  • беседует с родственниками пациента
  • Соблюдение дезрежима, этико-деонтологических аспектов при общении с пациентом.

Карточка студентки медицинского колледжа

  • выполнять указания медсестры (нитроглицерин, аспирин, оксигенотерапия)
  • выяснить наличие противопоказаний к назначению лекарств
  • оказывать психологическую поддержку пациента
  • осуществлять контроль  состояния пациента

Карточка пациента

  • предъявить жалобы, характерные для ОИМ

Карточка процедурной сестры

  •  работа с листом назначения,
  •  забор крови на биохимическое исследование,
  • ввести пациенту в/вено морфина гидрохлорид 1,0 1 % в 10 – 20 мл физраствора
  • ввести пациенту в/вено капельно 10 мл 0,1% раствора нитроглицерина в 200 мл физраствора
  • Соблюдение дезрежима, этико-деонтологических аспектов при общении с пациентом.

Карточка родственника пациента

  • задать вопросы по режиму работы отделения и питанию для кардиологического отделения

Карточка эксперта

  • следить за правильностью выполнения манипуляций по ходу игры, слаженностью команды, этико - деонтологическими моментами.

      Если группа с высоким уровнем подготовки для усложнения игры можно подготовить карточки с заданиями, написанными в произвольной форме, не конкретизируя их.

Карточка медсестры постовой

  • Вы впервые встречаетесь с такой ситуацией! От Вас зависит жизнь пациента и душевное благополучие подчиненных. Помогите пациенту! организуйте слаженную работу Вашей команды. Удачи и самообладания!

Карточка медсестры процедурного кабинета

  • Вы – правая рука, главная помощница. От вас зависит эффективность назначенного лечения врачом? Вы прокололи вену, ваши действия.  Выполняйте правильно и быстро назначения. Не забывайте о соблюдении дезрежима! Удачной работы!

Карточка пациента

  • Сегодня Вам не повезло, но не отчаивайтесь. Вам, к счастью, есть, кому пожаловаться и от кого ожидать помощи. Скорейшего выздоровления!

Карточка студентки

  • У Вас ответственная миссия: помочь спасти пациента. Сделайте для этого все возможное. Не забудьте про фактор времени. Удачи!

Карточка эксперта

  • У вас самая трудная задача – оценить работу других. Будьте внимательным, наблюдательным, честным и принципиальным товарищем. Зоркого глаза!    

                                                                                                                               

Вопросы для обсуждения.

  • Что Вы чувствовали во время игры?
  • Какие проблемы у Вас возникали и как Вы их решали?
  • Достаточной ли была оказанная поэтапная неотложная помощь?
  • Что бы Вы в будущем сделали по-другому?
  • Реалистичной ли была разыгранная ситуация?
  • Ощущали ли Вы поддержку со стороны других игроков?
  • Как Вы оцениваете свое этико - деонтологическое поведение?
  • Что Вам дала игра?
  • Какие Вы можете сделать общие выводы из игры, будет ли она полезна в Вашей будущей профессиональной деятельности?

                                                                                                             

                                                                                                 

                                      Критерии оценки действий студентов                            

            Критерии оценки решения сестринского процесса

 «5» – комплексная оценка предложенной ситуации, знание теоретического материала с учетом МДС, правильный выбор тактики действия;

«4» - комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие МДС, правильный выбор тактики действия, логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя;

«3» - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации, неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор тактики действия при наводящих вопросах преподавателя;

«2» – неверная оценка предложенной ситуации, неправильный выбор тактики действия, приводящий к ухудшению ситуации.

             Критерии оценки решения задачи по оказанию неотложной помощи

«5» - правильная оценка ситуации, полное, последовательное перечисление действий с аргументацией каждого этапа;

«4» - правильная оценка ситуации, полное, последовательное перечисление действий, затруднения в аргументации этапов;

«3» - правильная оценка ситуации, неполное  перечисление или нарушение последовательности действий, затруднения в аргументации;

«2» - неверная оценка ситуации или неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению состояния пациента.

              Критерии оценки навыков работы с пациентом

«5» - установление психологического контакта с пациентом, методически правильное проведение субъективного и  объективного обследования пациента, правильная постановка диагноза, его обоснование, последовательное изложение тактики ведения и лечения, соблюдение алгоритма выполнения манипуляций, соблюдение требования к безопасности пациента и медперсонала;

«4» - установление психологического контакта с пациентом, неполное проведение субъективного и  объективного обследования пациента, правильная постановка диагноза с неполным его обоснованием, последовательное изложение тактики ведения и лечения, нечеткое соблюдение алгоритма выполнения манипуляций, соблюдение требования к безопасности пациента и медперсонала;

«3» - установление психологического контакта с пациентом, неполное проведение субъективного и  объективного обследования пациента, правильная постановка диагноза без обоснования, ошибки в тактике ведения и лечения, нарушение последовательности выполнения практических манипуляций, неуверенные действия, соблюдение требования к безопасности пациента и медперсонала;

«2» - постановка  неправильного диагноза или правильного с допущением грубых ошибок в тактике ведения пациента, невозможность выполнить практические манипуляции, совершение действий, нарушающих безопасность пациента и медперсонала.

         Критерии оценки проведения деловой (ролевой) игры

«5» - методически правильное проведение субъективного и  объективного обследования пациента, правильная постановка сестринского диагноза, последовательное изложение тактики ведения     пациента на догоспитальном этапе, оснащение рабочего места с выполнением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций, соблюдение алгоритма выполнения манипуляций, соблюдение требования к безопасности пациента и медперсонала, выдерживание регламента времени, строгое соблюдение санэпидрежима.

«4» -  неполное проведение субъективного и  объективного обследования пациента, правильная постановка сестринского диагноза с неполным его обоснованием, последовательное изложение тактики ведения  пациента на догоспитальном этапе,  неполное оснащение рабочего места для выполнения манипуляций, нечеткое соблюдение алгоритма выполнения манипуляций, соблюдение требования к безопасности пациента и медперсонала, нарушение регламента времени, строгое соблюдение санэпидрежима.

«3» - неполное проведение субъективного и  объективного обследования пациента, правильная постановка сестринского диагноза без обоснования, ошибки в тактике ведения пациента на догоспитальном этапе, неполное оснащение рабочего места для выполнения манипуляций, нарушение последовательности выполнения практических манипуляций, неуверенные действия, соблюдение требования к безопасности пациента и медперсонала, строгое соблюдение эпидрежима.

«2» - постановка  неправильного сестринского диагноза или правильного с допущением грубых ошибок в тактике ведения пациента на догоспитальном этапе, затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность выполнить практические манипуляции, совершение действий, нарушающих безопасность пациента и медперсонала, нарушения требований санэпидрежима.

Рефлексивная карта

Ф.И.О. студента

Самооценка

Оценка товарища

Замечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и выполнению практических занятий по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел. Сестринский уход в терапии. ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Методические рекомендации по организации и выполнению лабораторных работ/практических занятий  по  профессиональному модулю МДК 02 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояния...

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции.Рабочая тетрадь предназначен...

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции.Рабочая тетрадь создана для ...

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции....