Методическая разработка теоретического занятия для преподавателей по ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ РАЗДЕЛ СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА ПАЦИЕНТАМИ В ГЕРИАТР
методическая разработка

Марина Ярославовна Горбач

-

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_gorbach_m.ya_.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по здравоохранению

Санкт-Петербургское государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

                                                                                                         

   

Методическая разработка

теоретического занятия для преподавателей

по ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ

МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ

РАЗДЕЛ СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА ПАЦИЕНТАМИ В ГЕРИАТРИИ

Тема: «Особенности сестринского ухода при заболеваниях органов дыхания в гериатрии»

по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

Разработаны:

Горбач М.Я.

преподаватель первой категории

Санкт-Петербург

2018 год


Оглавление

1.        Тип занятия:        3

2.        Место проведения занятия, оснащение        3

3.        Продолжительность изучения темы        3

4.        Актуальность темы        3

5. Цель        3

6. Задачи.        4

7. Межпредметные и внутрипредметные связи        4

8. Этапы занятия и контроль их усвоения        5

9. Список вопросов для фронтального опроса:        6

10. Тесты для оценки исходного уровня знаний        6

11.Тесты для оценки итогового уровня знаний        7

12. Задачи для самостоятельной работы        8

13. Критерии оценки:        9

14. Литература, рекомендуемая для самоподготовки:        10


  1. Тип занятия:

теоретическое (90 мин.): урок совершенствования знаний.

Вид: семинар.

  1. Место проведения занятия, оснащение

Занятие проводится в доклиническом кабинете.

Оснащение:

- Мел, доска

- Тесты и эталоны

- Папки с дидактическим материалом (таблицы)

- Ситуационные задачи.

  1. Продолжительность изучения темы

Продолжительность изучения темы: 90 минут

Продолжительность данного занятия: 90 минут

  1. Актуальность темы

Увеличение продолжительности жизни человека по праву считается одним из великих достижений XXI века. Долголетие становится нормой жизни в современном развитом обществе, причём основная проблема заключается лишь в качестве долголетия. Введение в профессиональный модуль ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» раздел «Сестринский уход за пациентами в гериатрии» обусловлено необходимостью повышения качества медицинского и социального обслуживания пациентов пожилого и старческого возраста.

        Профессиональный модуль ПМ 02 является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности: участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

5. Цель

изучения данной темы является освоение студентом соответствующих

профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

-общих компетенций: ОК1,ОК 13.

6. Задачи.

В ходе освоения данной темы на семинарском занятии обучающийся должен:

знать:

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;
  • пути введения лекарственных препаратов;
  • виды, формы и методы реабилитации;
  • правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

7. Межпредметные и внутрипредметные связи


8. Этапы занятия и контроль их усвоения

№ п/п

Этапы занятия

Формы и методы проведения каждого этапа

Уровень

усвоения

Примерное время

8.1

Вводный этап

8.1.1

Проведение организационного момента

Проверка присутствующих студентов

3 мин

8.1.2

Постановка цели практического занятия.

Предъявление мотивационного блока занятия и выявление межпредметных и внутрипредметных связей

Озвучивается тема занятия и обосновывается её практическая значимость, её место в структуре цикла и дальнейшей деятельности.

I-

5 мин

8.2

Контроль исходного уровня знаний

8.2.1

Тестовый контроль исходного уровня знаний

Проведение тестового контроля

I

10 мин

8.2.2

Фронтальный опрос

Опрос студентов по вопросам самоподготовки

I

10 мин

8.3.

Основной этап

8.3.1

Изложение материала по теме

Составление конспекта по ходу изложения материала

II

25 мин

8.3.2

Решение ситуационных задач

Составление плана сестринского ухода

II

20 мин

8.4

Заключительный этап

8.4.1

Тестовый контроль

письменно

I

12 мин.

8.4.2

Подведение итогов занятия

устно

I

2 мин

8.4.3

Домашнее задание

I

3 мин

9. Список вопросов для фронтального опроса:

  1. Определение заболеваний дыхательной системы: бронхит острый, хронический, хроническая обструктивная болезнь легких, пневмония, бронхиальная астма.
  2. Особенности заболеваний дыхательной системы у лиц пожилого и старческого возраста.
  3. Проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями органов дыхания.
  4. Особенности клинических проявлений и течение заболеваний органов дыхания.
  5. Особенности сестринского ухода при заболеваниях органов дыхания у пациентов в гериатрии.

10. Тесты для оценки исходного уровня знаний

Выберите один правильный ответ.

1. К особенностям проявлений заболеваний у пожилых не относится:

а) бедная симптоматика, вялое течение

б) быстрое истощение физиологических защитных систем, ослабление гуморального и клеточного иммунитета, снижение энергетических процессов при различных заболеваниях

в) склонность к медленно нарастающим патологическим процессам, таким как атеросклероз сосудов головного мозга, сердца, гипертоническая болезнь, эмфизема легких, остеопороз, поражение органов слуха и зрения

г) увеличение частоты острых заболеваний и увеличение прогрессирования хронических заболеваний

д) множественность патологических поражений.

2. У пожилых пациентов пневмония протекает:

а) скрыто

б) малосимптомно

в) с выраженными симптомами

г) без осложнений

д) с осложнениями.

3. Укажите осложнения, возникающие у пожилых пациентов, находящихся на постельном режиме:

 а) кровохарканье

 б) пневмоторакс

 в) одышка

 г) лихорадка

 д) кашель.

4. Потенциальная проблема у лиц пожилого и старческого возраста при хроническом бронхите:

а) лихорадка

б) слабость

в) недомогание

г) кровохарканье

д) боли в грудной клетке

5. Приоритетная проблема при острой пневмонии у лиц пожилого и старческого возраста:

а) повышение АД

б) недомогание

в) кашель

г) выраженная одышка

д) слабость.

Эталоны ответов

1 – г

2 – д

3 – д

4 – д

5 - г

11.Тесты для оценки итогового уровня знаний

Выберите один правильный ответ.

1. Укажите осложнения, возникающие у пожилых пациентов, находящихся на постельном режиме:

 а) кровохарканье

 б) пневмоторакс

 в) одышка

 г) лихорадка

 д) кашель.

2. Потенциальная проблема у лиц пожилого и старческого возраста при хроническом бронхите:

а) лихорадка

б) слабость

в) недомогание

г) кровохарканье

д) боли в грудной клетке

3. Вынужденное положение пожилого пациента при заболевании дыхательной системы обусловлено:

а) поражением альвеол

б) поражением бронхов

в) поражением плевры

г) поражением дыхательной мускулатуры

д) повышением температуры.

4. Приоритетная проблема при острой пневмонии у лиц пожилого и старческого возраста:

а) повышение АД

б) недомогание

в) кашель

г) выраженная одышка

д) слабость.

5. Признак спонтанного пневмоторакса у пожилых пациентов:

а) повышение артериального давления

б) выделение мокроты

в) резкая боль в грудной клетке

г) повышение температуры

д) головокружение.

Эталоны ответов

1 - д

2 - д

3 – в

4 – г

5 – в

12. Задачи для самостоятельной работы

Задача №1

К гериатру поликлиники обратился пациент 70 лет с жалобами на кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, экспираторную одышку, общую слабость, плохой сон.

Из анамнеза: заболел около недели назад.

Пациент обеспокоен состоянием своего здоровья, однако предпочитает лечиться дома, а не в стационаре.

Объективно: состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, акроцианоз, пониженного питания, ЧДД 24. В легких жесткое дыхание, сухие рассеянные хрипы. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс 88, удовлетворительных качеств. АД 140/90 мм.рт.ст.  Живот мягкий, безболезненный.

Задание:

1. Составьте план сестринского ухода

2. Обучите пациента правилам пользования плевательницей

Задача №2

Вызов участкового врача. Пациент 80 лет жалуется на кашель со слизисто-гнойной мокротой, общую слабость, снижение аппетита, повышение температуры тела 37,5, которые беспокоят около недели. Занимался самолечением (жена давала аспирин, заваривала травы), но состояние ухудшается.

В анамнезе: дважды болел пневмонией, состоит на учете с диагнозом ИБС, стенокардия, фк II.

Объективно: повышенного питания.

В легких – дыхание везикулярное, сухие хрипы в межлопаточной области, температура 37,7ºС, ДД 20. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Пульс 98 уд.мин., удовлетворительных качеств. АД 142/80 мм.рт.ст.

Задание:

1. Составьте план сестринского ухода

2. Обучите пациента правилам сбора мокроты.

13. Критерии оценки:

Знания студента оцениваются исходя из общей работы в течение всего занятия.

1. Критерии оценок тестового контроля знаний:

5 (отлично) - 91-100% правильных ответов

4 (хорошо) - 81-90% правильных  ответов

3 (удовлетворительно) -71-80% правильных ответов

2 (неудовлетворительно) - 70% и менее правильных ответов

2.        Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи по специальности

5 (отлично) – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей; полный ответ на вопрос к иллюстративному материалу, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;

4 (хорошо) – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы; неполный ответ на вопрос к иллюстративному материалу, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;

3 (удовлетворительно) – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, в том числе на вопрос к иллюстративному материалу, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога, правильное, последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;

2 (неудовлетворительно) – неверная оценка ситуации; неправильный ответ на вопрос к иллюстративному материалу; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение ока-зать неотложную помощь.

Задание для самоподготовки: Работа с лекционным материалом, учебниками, справочниками и другими источниками информации.

14. Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основная:

1.        Погодина, А.Б, Газимов, А.Х. Основы геронтологии и гериатрии: учебное пособие/ А.Б. Погодина, А.Х. Газимов.-Ростов-н\Д: Феникс, 2007.-253с.

2.        Смолева, Э.В. Аподиакос Е.Л. Терапия с курсом ПМСП/ Э.В. Смолева, Е.Л.Аподиакос-Ростов-н\Д: Феникс, 2014.-652с.

Дополнительная:

1.        Журавлева, Т.П. Основы гериатрии/ Т.П. Журавлева , «Форум», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний: ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".

Контроль знаний: ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестриский уход при инфекционных заболевания...

Комплект материалов для проведения экзамена по ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Промежуточная аттестация в форме экзамена по ПМ.02.Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях проводится с целью ...

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья). Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Некоторые проктологические заболевания могут долгое время протекать бессимптомно, точнее лишь изредка давать о себе знать, что опаснее вдвойне. В связи с особенностями функциональности и расположения ...

Учебно-методический комплекс по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях 0201.8. Сестринский уход при инфекционных болезнях

Учебно-методический комплекс по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02. 01.  Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях 0201.8.  Сестринск...

Методическая разработка ПМ 02 участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Тема 12. Сестринская помощь в акушерстве и при патологии репродуктивной системы у мужчин и женщин "Сестринский уход при невынашивании беременности"...