Элементы корпоративного обучения при работе малыми группами.
статья по теме

В статье рассмотрен ряд элементов корпоративного обучения в профессиональном образовании и отражено их практическое применение на примере фрагмента занятия по латинскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элементы корпоративного обучения при работе малыми группами.

Корпоративное обучение – это повышение образования и получение новых навыков и умений сотрудниками одной компании.

Целью корпоративного обучения является повышение эффективности работы каждого сотрудника в отдельности и всей компании в целом.

Корпоративное обучение должно быть направлено на развитие конкретного пакета компетенций сотрудников. Сотрудники компании должны приобретать знания и навыки, непосредственно связанные с ролью конкретных сотрудников в конкретном бизнес-процессе организации. Компетенции считаются хорошей основой для построения обучения персонала.

Таким образом, для корпоративного обучения характерен ряд элементов:

1. Сложившийся коллектив специалистов, работающих в определенной отрасли.

2. Данный коллектив имеет сложившуюся структуру. Например, заведующий отделением, врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал структурного подразделения.

3. Корпоративное обучение преследует цель сформировать или отладить взаимодействие внутри этого коллектива.

4. Выделение в коллективе лиц, являющихся формальными или неформальными лидерами и включение их в структуру выработки и принятия решений.

5. Персональная и коллективная ответственность за принимаемые решения.

6. Выделение слабых звеньев в структуре взаимодействия коллектива и выработка правильной модели взаимодействия.

7. Обыгрывание кризисных ситуаций.

Наиболее полно эти элементы представлены в организации работы малыми группами. В свою очередь для обучения в составе малых групп наиболее эффективны активные методы обучения.

Активные методы обучения – это комплекс методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.

К активным методам обучения относятся такие как: имитационные упражнения, учебные игры, производственные игры, исследовательские игры, организационно-мыслительные игры (например, составление и решение кроссвордов) и т.д.

Поэтому можно выделить элементы корпоративного обучения применительно к профессиональному образованию.

Профессиональное обучение в обязательном порядке преследует образовательные цели, то есть формирование знаний, умений, навыков. Поэтому, обучение малыми группами, в том числе при использовании элементов корпоративного обучения, имеет некоторые характерные признаки.

1) Постановка задачи для совместной образовательной деятельности обучающихся.

2) Создание условий для деятельности малыми группами.

3) Распределение обучающихся по малым группам с целью создания равных условий.

4) Повышение мотивации работы в группах (например, соревновательность, наработка на результат (качественный и количественный)) и т.п.

5) Оказание помощи отстающим лидерами групп.

6) Защита результатов совместной образовательной деятельности.

7) Индивидуальная оценка за работу выставляется с учетом оценок, определенных внутри малой группы.

8) Развитие самооценки и повышения ответственности за порученное дело.

Рассмотрим практический аспект применения элементов корпоративного обучения на примере занятий по латинскому языку.

Фрагмент практического занятия по латинскому языку.

Тема «Клиническая терминология».

Форма обучения: малые группы.

Метод обучения: составление и решение кроссворда.

Данный элемент урока участвует в формировании общих и профессиональных компетенций:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 3.7. Оформлять медицинскую документацию.

Цель: закрепить теоретические знания и сформировать элементы компетенций.

Задачи:

- профессиональная: способствовать формированию умения разбора и перевода клинических терминов;

- развивающая: развитие познавательных интересов, творческой активности, умения анализировать, коммуникативных навыков;

- воспитательная: воспитание дисциплинированности, индивидуальной ответственности, аккуратности, самооценки.

Этапы проведения.

1. Определение задачи.

2. Формирование групп.

3. Постановка задачи.

4. Контроль исполнения.

5. Корректирующее участие преподавателя.

6. Подведение итогов.

1. Определение задачи.

Преподаватель сообщает группе о том, что необходимо разделиться на малые группы, и каждая группа получит собственную ситуационную задачу, из которой нужно выбрать клинические термины. На основе данных терминов составляется кроссворд. Затем малые группы меняются кроссвордами и решают их. При этом обговариваются правила работы в группах и время выполнения заданий.

2. Формирование групп.

Преподаватель разделяет обучающихся на малые группы по 3-4 человека с учетом разного уровня успеваемости. Группы формируются с учетом мнения обучающихся с целью создания равных условий работы. Малые группы получают инструкционные карты.

 

Инструкционная карта.

  1. Распределите роли внутри группы:
  • лидер – организатор работы и докладчик, несет ответственность за группу;
  • исполнитель – исполняет задания (например, чертит сетку кроссворда, заполняет вопросник и т. д.)
  • эксперт – проверяет правильность выполнения задания, следит за временем.

2. Запишите имена участников и их роли.

3. Заполните 3 отдельных листа:

        на первом пишете вопросник,

        на втором вычерчиваете сетку кроссворда,

        на третьем – эталон ответов.

        На каждом листе отметьте номер своей группы.

 4. Будьте терпеливы и доброжелательны друг к другу.

Распределение ролей внутри малой группы должно соответствовать постановленной задаче. На данном занятии определяются: лидер, исполнители, эксперт. Лидер – организатор работы и докладчик, несет ответственность за группу. Исполнитель – исполняет задания (например, чертит сетку кроссворда, заполняет вопросник и т. д.).         Эксперт – проверяет правильность выполнения задания, следит за временем.

 Они записывают в своем листе участников группы и их роли.

3. Постановка задачи.

Преподаватель раздает необходимые материалы, задания, и группы приступают к работе.

Практическая часть.

1 этап. Каждая группа по ситуационной задаче составляет кроссворд из 5 терминов. Необходимо представить кроссворд с незаполненной сеткой и вопросником к нему. 15 минут.

Пример ситуационной задачи.

Пациентка 50 лет поступила в отделение нефрологии с диагнозом: хронический пиелонефрит. У пациентки тупые боли в поясничной области, дизурия, головная боль, астения, плохой аппетит, беспокойный сон, гипертермия. В анализе мочи пиурия, бактериурия. Ранее часто страдала циститом.

Пациентке дополнительно назначена обзорная урография.

Пример кроссворда на основе ситуационной задачи.

1

2

 

3

 

4

 

 

5

 

 

Вопросник к кроссворду.

  1. Повышенная температура.
  2. Нарушение мочеиспускания.
  3. Воспаление почечных лоханок.  
  4. Вялость, отсутствие силы.
  5. Рентгенологическое исследование мочевыводящих путей.

В процессе исполнения задачи преподаватель оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения.

Затем подводятся итоги первого этапа – определение лучших и отстающих по времени.

Определяются места, эффективность проделанной работы.

В ходе подведения итогов преподаватель обращает внимание обучающихся на причины, вызвавшие отставание в отстающих группах и нацеливает их на достижение лидерства.

2 этап. Малые группы обмениваются кроссвордами по часовой стрелке и решают их. Исполнение работы 5 минут.

1

h

2d

y

s

u

r

i

a

p

3p

y

e

l

o

n

e

p

h

r

i

t

i

s

r

4a

s

t

h

e

n

i

a

h

e

5u

r

o

g

r

a

p

h

i

a

m

i

a

Контроль, корректирующее воздействие – если подготовленное задание составлено неудовлетворительно, то у преподавателя есть 2-3 резервных задания.

3 этап. После завершения работы лидеры групп озвучивают ответы, а эксперты – эталоны ответов. Эксперты отмечают неправильно написанные термины, вводятся коррективы в решения.

6. Подведение итогов и выставление оценок.

Оценивается вся малая группа.

Критерии оценок.

1. Количество правильно составленных слов.

2. Количество правильных ответов и ошибок.

3. Скорость работы.

4. Мнение лидера группы.

5. Динамика успеваемости обучающихся.

Таким образом, в работе малыми группами:

1. Сложившийся коллектив с формализованной структурой.

2. В результате работы сформированы взаимоотношения внутри малой группы.

3. Оценки участников группы зависит от результата работы всей группы.

4. Группы стремятся к повышению эффективности и преодолению разногласий, возникающих в ходе работы.

5. Возможность объективной оценки работы участниками.

Работа малыми группами может использоваться на практических занятиях по другим темам. Например, тема «Рецепт». Перевод рецептов с русского языка на латинский и с латинского на русский.

В предлагаемых занятиях рассмотрены элементы корпоративного обучения. Это постановка задачи, определение лидера, выработка алгоритма действий, совершенствование взаимодействия в малой группе и достижение единой цели всей малой группой.

Выделенные элементы корпоративного обучения применимы в профессиональном обучении. Они используются при проведении занятий с использованием активных методов обучения. В том числе рассмотренный метод составления и решения кроссворда.

Элементы корпоративного обучения могут использоваться и на других предметах образовательного курса, главной отличительной чертой которого является работа малыми группами.

Таким образом, корпоративное обучение как форма характерна для действующих рабочих коллективов. В профессиональном обучении эта форма соответствует работе малыми группами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АМО. Работа в малых группах

Речь идет об активных методах обучения, их плюсы, рекомендации по использованию. О рабе в малых группах, о сотрудничестве в процессе работы....

АМО. Работа в малых группах

Работа в малых группах...

Малая группа.

Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непо­средственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются каче­ственными признаками, основными из которых являютс...

Работа в малых группах на занятиях физической культурой в системе СПО

Урок физической культуры является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию обучающихся. Урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность обучаю...

Проект занятия на тему: «Понятие «Социальный проект». Метод работы в малой группе. Выработка идей».

Проект занятия на тему:«Понятие «Социальный проект». Метод работы в малой группе. Выработка идей»,  реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе и...

Презентация по теме "Психология малых групп"

В основном жизнь человека проходит в малых группах (в семье, компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах). Именно в таких группах происходит формирование личности и проявляются ее качества. ...

Работа в малых группах на занятиях в колледже

Интерактивные технологии обучения...