Конкурсная работа "Олимпиада по наркомании"
методическая разработка на тему

Тихонова Марина Геннадьевна

В данном материале отражаются теоритические основы профилактики наркомании, обозначены направления работы в данном направлении, описывается профилактическая работа по предупреждению наркомании среди студентов в БТОТиС и представлена организация комплексной профилактической работы с о студентами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ежегодная Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ

в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»

                           

Содержание

Введение        

1. Теоретические основы профилактики наркомании среди учащихся        

1.1. История борьбы с наркоманией в России        

1.2. Основные социально-педагогические направления работы по профилактике наркомании среди учащихся        

2. Профилактическая работа по предупреждению наркомании в профессиональном образовательном учреждении БТОТиС        

2.1. Анализ состояния наркомании в Иркутской области        

2.2. Организация комплексной программы профилактической работы с учащимися БТОТиС        

2.2.1. Исследование социальной среды учащихся БТОТиС        

2.2.2. Основные направления профилактики наркомании        

2.2.3. Организация и проведение мероприятий по профилактике наркомании        

Заключение        

Глоссарий        

Список использованной литературы        

Приложение 1        

Приложение 2        

Приложение 3        

Приложение 4        


Введение

Актуальность исследования. Распространение наркомании в Российской Федерации оказывает возрастающее, крайне негативное влияние на социально-психологическую атмосферу общества, экономику, политику, правопорядок, здоровье и благосостояние нации.

Потери от наркомании за последние годы превышают несколько миллиардов рублей. Моральный же ущерб российскому обществу вообще не поддается никакому подсчету.

Еще несколько десятилетий тому назад о России можно было говорить как о стране, в которой потребление наркотиков на фоне потребления алкоголя традиционно составляло ничтожную цифру. Сегодня ситуация в корне меняется: молодежь все чаще отдает предпочтение наркотикам.

Наркопотребление в России локализовано в возрастной группе 18-30 лет, являющейся трудовым резервом государства.

По результатам социологических исследований наиболее высокий уровень наркопотребления зафиксирован среди безработной молодежи (41%).

Велика доля наркопотребителей среди старшеклассников (29%), учащихся ПТУ (36%), техникумов и колледжей (28%). В вузовской среде эти показатели составляют 16%.

Поэтому перед всеми ступенями образования обществом поставлены задачи профилактики наркомании, что отражается во многих руководящих документах. Так, в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №1938 от 30.09.2005 г., профилактическая работа становится составной частью показателя «Воспитательная деятельность образовательного учреждения».

Большинство педагогов и психологов, затрагивая проблему профилактики наркомании, обращают внимание на необходимость создания атмосферы нетерпимости к наркотикам в образовательной среде (Л.Г. Логинова, 2000); создания нормативно-правовой базы для развития альтернативных видов деятельности («Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации», 2009); повышения качества разрабатываемых программ, их адресности и комплексной реализации (Т.И.Петракова, 2000) и т.д.

Следует отметить, что, несмотря на большое количество предлагаемых способов профилактики, эффективность их остается на низком уровне.

Анализ предлагаемых мер, способов, моделей профилактики показывает их косвенную направленность на формирование у молодежи негативного отношения к наркотикам, т.е. своей позиции. Вместе с тем, специальных исследований касающихся формирования антинаркотической позиции, в том числе и у студентов, в доступной литературе нами не обнаружено.

Таким образом, актуальность выбранной темы объясняется существующими противоречиями между:

  1. Потребностью общества в профилактике наркомании в молодежной среде и низкой эффективностью существующих профилактических программ;
  2. Теоретической информированностью молодежи о вреде наркотиков и несформированностью антинаркотической позиции студентов, что способствует распространению наркомании в образовательной среде.
  3. Наличием педагогических программ профилактики наркомании для подростков и отсутствием программ первичной профилактики для студентов профессионального образования.

Цель данного исследования – представить основные направления профилактической работы в борьбе с наркоманией у студентов среднего профессионального образования на примере ОГАОУ «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса» г.Байкальска Иркутской области.

Задачи исследования:

- провести теоретический анализ проблемы профилактики наркомании среди учащихся образовательных учреждений (обобщение результатов педагогических исследований);

- на примере ОГАОУ БТОТиС г. Байкальска представить педагогическую и воспитательную работу по профилактике наркомании в профессиональном образовательном учреждении.

Объект исследования – процесс антинаркотического воспитания в профессиональном образовательном учреждении.

Предмет исследования – педагогические условия, формы и методы формирования антинаркотической позиции в образовательном учреждении.

Теоретическую базу исследования составляют: постановления правительства РФ, решения Совета безопасности, федеральные программы, концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами, утвержденные приказами Министерства образования и науки России.


1. Теоретические основы профилактики наркомании среди учащихся

1.1. История борьбы с наркоманией в России

Совершенствование профилактических мероприятий по употреблению наркотических веществ невозможно без знания истории вопроса, организационных и правовых основ деятельности органов и учреждений, ее осуществляющих.  

Впервые проблема молодежной наркомании приобрела свою актуальность в начале XX века, особенно к концу первой мировой войны. Поскольку детская наркомания в то время была следствием беспризорности и безнадзорности, прежде всего, необходимо было предоставить «заброшенным» и больным детям кров и пищу, снабдить одеждой, а также организовать сеть учебно-воспитательных учреждений с крепкой материальной базой и квалифицированным персоналом.

Создание дифференцированной сети воспитательных учреждений для беспризорных детей в 20-е годы прошлого века позволило сосредоточить большинство детей-наркоманов в специальных заведениях, тем самым значительно облегчив задачу их лечения, обучения и научного изучения вопроса профилактики наркотизации молодежи.

Очередной «взрыв» наркопроблемы пришелся на вторую половину 50-х годов. «Хрущевская оттепель» и последовавшие за ней годы застоя характеризовались постепенным ухудшением наркоситуации в стране. Места лишения свободы стали превращаться в очаги распространения наркотиков и их злоупотребления.

Причины наркомании и связанной с ней преступности рассматривались в то время как отрицательное явление, несовместимое с социалистическим образом жизни.

С 1972 года, когда было принято правительственное постановление о борьбе с пьянством, исследования по данной проблеме были возобновлены и особенно активизировались после партийно-правительственных постановлений 1985-1988 годов.

Проблема наркомании в стране к середине 80-х годов значительно обостряется. Наркобизнес становится прибыльным и начинает расширяться не только на национальном уровне, но и на международном.

Кроме того, были упразднены лечебно-трудовые профилактории, так как Комитет конституционного надзора пришел к выводу, что лечение больных алкоголизмом и наркоманией должно производиться на добровольных началах в медицинских, а не в исправительных учреждениях.

Наиболее серьезный всплеск наркомании в России относится к началу 90-х годов и продолжается до настоящего времени. Особую тревогу вызывает увеличившееся потребление наркотических средств детьми и подростками.

Важным фактором, влияющим на рост молодежной наркомании, является то, что в этой среде злоупотребление наркотиками становится престижным, как бы отражающим причастность к особой субкультуре.

Значительные резервы совершенствования антинаркотической деятельности лежат в сфере межведомственного взаимодействия. Особо это касается взаимодействия правоохранительных органов с органами здравоохранения и образования.

В отечественной педагогике отсутствует целостная концепция педагогической и воспитательной работы с детьми и молодежью, одним из направлений которой является профилактическая работа.

В силу объективных обстоятельств наркомания как асоциальный феномен воспринималась исключительным явлением, не связанным с повседневной практикой.

Поэтому проблема педагогической профилактики наркомании в настоящее время является одной из актуальнейших проблем современной педагогики.

1.2. Основные социально-педагогические направления работы по профилактике наркомании среди учащихся

К общим условиям, влияющим на эффективность проводимых профилактических мероприятий и обстановку наркоситуации в целом, можно отнести следующие:

1. Изменения в области законотворчества и создания нормативных актов.

2. Управление деятельностью по профилактики наркомании среди несовершеннолетних.

3. Финансирование мероприятий по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.

4. Информационное взаимодействие, а также информационное обеспечение проводимых мероприятий в области профилактики наркомании среди несовершеннолетних.

5. Научное обеспечение проводимых мероприятий в области профилактики наркомании среди несовершеннолетних.

6. Подготовка и переподготовка персонала, задействованного в области профилактики наркомании среди несовершеннолетних.

7. Просвещение и информирование населения.

8. Создание структур и подразделений по работе с несовершеннолетними группы риска.

К частным условиям относятся следующие:

1. Выявление детей и подростков, относящихся к группам риска наркотизации.

2. Выявление источников и причин наркотизации детей и подростков. Воспитательное сопровождение подростков групп риска.

3. Создание и поддержание благоприятных условий для организации досуга, способствующего воспитанию и развитию подрастающего поколения.

Важнейшими условиями педагогической профилактики являются:

  1. Обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям.
  2. Формирование у школьников отрицательного отношения к наркотическим веществам и последствиям их употребления. На этой основе становится возможной способность противостоять наркогенному воздействию микросреды, в том числе умение отказаться от предложений испытать на себе действие того или иного вещества.

Непременным условием первичной профилактики наркомании должно быть ее осуществление по различным направлениям.

Подробное рассмотрение изменений личности подростка, начавшего употреблять наркотики, позволило прийти к выводу о том, что механизм антиобщественной деформации личности при наркотизации заключается во взаимодействии внешних и внутренних факторов, способных направить поведение по пути употребления наркотиков.

Проанализировав педагогическую литературу по рассматриваемой проблеме, нами сделан вывод, что большинство авторов среди специфических форм профилактической работы  выделяют следующие:

  • специализированная психолого-педагогическая диагностика;
  • индивидуальные консультации для учащихся;
  • специальный психолого-педагогический контроль;
  • организация коррекционных тренингов, мастерских и т.п.

Программа профилактики наркомании среди учащихся может быть представлена следующим образом:

1. Работа с родителями, направленная на профилактику наркотизации их детей, включающая в себя семейное консультирование, «университет» педагогических знаний, лекции, конференции, практикум, открытые уроки, ролевые игры, посещение семей, родительские собрания, работа служб социально-психологической помощи.

2. Сотрудничество учителя с социальным педагогом и психологом школы при выполнении следующих функций: диагностика; сбор информации об учащихся с отклоняющимся поведением, анализ информации; информирование; обучение навыкам отказа от потребления наркотиков; содействие в решении социальных и психологических проблем; контроль (текущий, поэтапный).


2. Профилактическая работа по предупреждению наркомании в профессиональном образовательном учреждении БТОТиС

2.1. Анализ состояния наркомании в Иркутской области

В настоящее время Иркутская область занимает одно из первых мест в России по темпам распространения наркомании и СПИДа, не спадает уровень подростковой преступности в Слюдянском районе. Динамика числа потребителей наркотиков в Иркутской области представлена на рисунке 1.

Этот негативный факт, который является определяющим в планировании работы педагогического коллектива Байкальского техникума отраслевых технологий и сервиса (БТОТиС).

Рис. 1. Динамика числа потребителей наркотиков в Иркутской области за 1999-2012 гг.

В таблицах 1 и 2 представлены сведения о выявленных случаях употребления наркотических веществ среди учащихся средних школ (15-16 лет) и учащихся средних профессиональных учебных заведений (17-18 лет), из официальной статистической информации, информационно-аналитических документов, представленных Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Иркутской области.

Таблица 1

Сведения о выявленных при проведении медицинского осмотра учащихся 15-16 лет, являющихся потребителями наркотиков в 2011-2012 году

Муниципальные образования

Абсолютное число учащихся, являющихся потребителями.

% от числа осмотренных

2011 год

Боханский и Осинский районы

9

1,3

Тайшетский район

2

0,2

Аларский район

1

0,2

Ангарское муниципальное образование

1

0,04

Заларинский район

1

0,2

город Саянск

1

0,3

Чунское районное муниципальное образование

1

0,2

Всего по Иркутской области

16

0,07

2012 год

Аларский район

1

0,3

Ангарское муниципальное образование

1

0,04

Боханский район

1

0,3

Осинский район

1

0,3

Тайшетский район

1

0,1

город Усолье-Сибирское

2

0,5

Чунское районное муниципальное образование

1

0,2

Всего по Иркутской области

8

0,03

Таким образом, при проведении медицинского осмотра учащихся 15 – и 16 – летнего возраста в 2012 году было выявлено 8 человек, являющихся потребителями наркотиков (в 2011 году - 16 человек), т.е. уменьшение в 2 раза.

Таблица 2

Сведения о выявленных учащихся средних профессиональных учреждений, являющихся потребителями наркотиков в 2011-2012 году

Муниципальные образования

Абсолютное число учащихся, являющихся потребителями наркотиков

% от

числа осмотренных

2011 год

Боханский и Осинский районы

8

1,2

Ангарское муниципальное образование

8

0,3

Усть-Удинский район

3

1,3

город Братск

2

0,04

Октябрьский и Правобережный АО города Иркутска

2

0,1

город Усолье - Сибирское

2

0,1

Ленинский и Свердловский АО города Иркутска

1

0,02

Нижнеилимский   р-н

1

0,2

Нижнеудинский   р-н

1

0,1

Тайшетский р-н

1

0,1

Всего по Иркутской области

29

0,1

2012 год

Ангарское муниципальное образование

5

0,2

город Братск

3

0,1

Тайшетский район

1

0,1

город  Усолье-Сибирское

2

0,16

Всего по Иркутской области

11

0,04

В целом, в 2012 году отмечается уменьшение числа потребителей наркотиков среди граждан - учащихся Иркутской области, подвергшихся медицинскому освидетельствованию.

Необходимо учитывать, что статистические показатели органов здравоохранения не отражают полной картины уровня наркопотребления. Это связано с высокой латентностью наркомании. В соответствии с действующей системой учета наркозависимых лиц, на учет ставятся только добровольно обратившиеся в учреждения здравоохранения, доля которых невелика.

В процессе проведения мониторинга наркоситуации в Иркутской области, были выявлены основные причины употребления наркотиков молодежью. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Основные причины употребления наркотиков

Таким образом, неумение справляться с жизненными трудностями можно назвать одним из доминирующих факторов молодежной наркомании.

Также среди причин употребления наркотиков называлось влияние группы ровесников, в которой царит определенный стиль жизни. Причем в данном случае наркомания у молодежи становится приятной и легкой альтернативой школе и семье, где дела часто идут не так гладко. Большая опасность кроется еще и в том, что принятие наркотика как бы повышает ранг молодого человека среди товарищей. Наркотик временно снимает психологическое напряжение, что дает подростку возможность отодвинуть неприятности и получить необходимую разрядку. Употребление наркотиков в молодежных кругах часто становится чем-то вроде попытки считаться взрослым человеком.


2.2. Организация комплексной программы профилактической работы с учащимися БТОТиС

2.2.1. Исследование социальной среды учащихся БТОТиС

Для создания комплексной программы профилактической работы с учащимися педагогический коллектив и администрация БТОТиС провели исследование социальной среды учащихся.

Выяснилось, что среди 480 семей учащихся 28% являются неполными (детей воспитывают одна мать, либо отец). Стремительно возрастает число учащихся-сирот и учащихся, оставшихся без попечения родителей (2000 год – 8 сирот, 2001 г. – 12, 2002 год – 24. 2006 г. – 65 чел.). Курящих – 75% учащихся, употребляли спиртные напитки – 87 % учащихся, употребляли наркотические средства (хотя бы раз) в любом виде – 2,3%, отсутствие мотивации к обучению – 43% учащихся. Уровень знаний не соответствует заявленному – 83% и т.д.

Полученные данные представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты исследования социальной среды БТОТиС

Анализ адаптированности учащихся, проведенный в октябре 2013 г. показал следующие результаты.

Мотивация на обучение у студентов первого курса в этом году выражено контрастно.

Посещаемость занятий студентами БТОТиС по учебным группам представлена на рисунке 4.

Рис. 4. Посещаемость занятий в 2012-2013 учебном году по учебным группам

Выявлено большее количество студентов с различными заболеваниями по сравнению с прошлым годом: 89 чел. (было 33 чел.)

Достаточно низкий уровень физического развития обучаемых: 53 чел. (было 48 чел.)

Однако уменьшилось количество социально неблагополучных семей - педагоги, оформив социальные паспорта, выявили 10 неблагополучных семей (было - 30), социально не адаптированных студентов 25, (47 - в прошлом году).

Полученные данные стали опорными для формирования воспитательной и профилактической работы наркомании, в соответствие с которой составляется ежегодные планы работы инженерно-педагогических работников БТОТиС.


2.2.2. Основные направления профилактики наркомании

Выделим основные моменты воспитательной работы для профилактики наркомании среди учащихся:

  • работа наркопоста по утвержденному плану (план работы прилагается Приложение 1);
  • работа совета профилактики правонарушений среди учащихся (в состав совета входят педагоги БТОТиС, а также участковый, инспектор по делам несовершеннолетних, инспектор областного центра профилактики наркомании;
  • совместная работа с ИДН, КДН;
  • индивидуальная работа с учащимися;
  • совместная работа с родителями;
  • социальная защита и охрана здоровья учащихся, просветительская работа по вопросам последствий применения наркотиков;
  • правовое воспитание, организация встреч с представителями прокуратуры и городского отдела полиции;
  • организация освоения программы по ОБЖ, где изучаются соответствующие разделы по учебной программе;
  • организация самоуправления учащихся;
  • организация внеклассной работы, в том числе совместно со школами, Домом культуры «Юбилейный», спортклубом «Лидер», ДЮСШ, Детской школой искусств, Домом детского творчества, Центром занятости, администрацией города и т.д.
  • организация мероприятий общих БТОТиС и групповых;
  • организация и участие в областных мероприятиях: «Человек труда – основа общества», «Учащийся года».
  • Организация «Розы ветров» - ежегодного межрегионального молодежного творческого конкурса, ежегодного областного конкурса молодых модельеров «Серебряная нить» и т.д.
  • повышение квалификации инженерно-педагогических работников, создание авторских программ, разработка и соучастие в научно-практических программах, например, «Ботанический сад БТОТиС, как средство эстетического воспитания учащихся», соавторство в программе обучения лидеров в рамках ШАНПО. «Экологизация учебно-воспитательного пространства» и т.д.

Далее рассмотрим мероприятия, проведенные или запланированные в БТОТиС, направленные на профилактику наркомании среди обучающихся.

2.2.3. Организация и проведение мероприятий по профилактике наркомании

Программа развития БТОТиС. С целью комплексности работы в училище разработана Программа развития БТОТИС. Программа направлена на подготовку конкурентоспособного специалиста, понятно, что из наркомана такого не получится. Программа определяет преимущества управления, основанного на идеях развития и гуманности взаимоотношений, что позволяет реализовать:

  • возможности проявления профессионально-личностного творчества учащихся;
  • санкционирование активности и инициативы учащихся;
  • создание условий для развития социальной адаптивности учащихся;
  • апробирование широкого диапазона социальных ролей, функций и альтернатив поведения;
  • стимулирование саморазвития учащихся и т.д.

Основные направления воспитательной работы:

  • Гражданско-патриотическое и правовое воспитание
  • Физическое и трудовое воспитание
  • Социальная защита и охрана здоровья,
  • Нравственно-этическое воспитание,
  • Работа с родителями и городскими организациями,
  • Досуговая деятельность.

Педагогами БТОТиС  разработана модель выпускника БТОТиС – это то, что желают видеть в выпускнике наши заказчики: родители и предприятия.

Вся работа педагогов направлена на реализацию данной модели, поэтому каждый ребенок, прибывший для обучения к нам, всесторонне изучается мастерами производственного обучения, преподавателями - классными руководителями, воспитателями общежития, с целью определения эффективных путей саморазвития учащихся. Задача очень сложная, зная какие низкие показатели дает входная диагностика знаний и умений обучаемых.

Повышение квалификации педагогов БТОТиС. Выполнение данных задач под силу только высококвалифицированным педагогам, поэтому администрация БТОТиС большое внимание уделяет повышению квалификации педагогов. Ежегодно к нам прибывают представители ИПКРО из Новосибирска, Иркутска и т.д.

Благодаря активной работе квалификация педагогов стала повышаться весьма динамично.

Данные о повышении квалификации педагогов БТОТиС и квалификационные категории педагогов представлены на рисунках 5 и 6.

Рис. 5. Повышение квалификации педагогов БТОТиС за 2012-2013 гг.

Рис. 6. Квалификационная категория педагогов БТОТиС в 2012-2013 гг.

В БТОТиС сегодня работают два кандидата наук, один аспирант ИПГУ. Расширился состав специалистов, имеющих специальное образование, работающих с детьми по коррекции их деятельности: сегодня в БТОТиС работают: социальный педагог, педагог – психолог, педагог – организатор, педагог – организатор ОБЖ, сотрудник охраны, фельдшер, четыре воспитателя общежития, четыре тренера, руководитель физического воспитания, педагог физкультуры, руководители шести творческих кружков и студий.

Участие педагогов БТОТиС в различных конкурсах и мероприятиях профессионального мастерства на различных уровнях представлено на рисунке 7.

Рис. 7. Участие педагогов БТОТиС в различных мероприятиях

СМИ БТОТиС. В училище учащиеся издают вот уже семь лет подряд на базе интернет-центра свою еженедельную газету «Профессиональный ЕЖ». Это старейшая еженедельная газета учащихся профессионального образования России.

Газета активно освещает все события и мероприятия БТОТиС, посвященные борьбе с наркоманией (Приложение 2).

Спортивно-оздоровительная деятельность БТОТиС. Сегодня благодаря активной внебюджетной деятельности в БТОТиС появилась возможность для сборных спортивных команд участвовать в областных соревнованиях.

Наши учащиеся побеждали в Байкало-Иркутском регионе и в Республике Бурятия среди учебных заведений профессионального образования по баскетболу, волейболу, гирям, боксу, шахматах и др.

Результаты спортивных соревнований сборных команд БТОТиС за 2012-2013 гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты спортивных достижений БТОТиС за 2012-2013 г.

Уровень

Название

Место проведения

Результат

Городской

волейбол

г.Байкальск

2

марафон

г.Байкальск

1

волейбол

г.Байкальск

3

Районный

волейбол

г.Слюдянка

2

Областной

баскетбол

г.Иркутск

3

волейбол

г.Байкальск

1

гири

г.Байкальск

1

баскетбол

г.Иркутск

1

лыжи

г. Иркутск

16

Региональный

шахматы

г.Иркутск

1

волейбол

г.Байкальск

2

гири

п.Бохан

2

вольная борьба

г.Байкальск

1

армрестлинг

г. Иркутск

7

лыжи

г. Иркутск

7

В училище проводится много оздоровительных плановых программ: «День Здоровья», «Экологический десант», Осенний кросс, Спартакиада училища по игровым видам, «А ну-ка парни», «Весенние старты», лыжные гонки и т.д.

Кроме плановых мероприятий учащиеся приняли участие в таких городских акциях как:

  • «Матери против наркотиков»
  • «Время молодых»
  • Клуб «Помоги себе сам», организованный психологом Бурковой Н.В.
  • Встречи-беседы с врачом МЧС Садыковой Т.В.
  • Курс бесед с инспектором по профилактике наркомании Ю.М.Тесаковой в группах 2 курса.
  • Курс бесед специалиста Федеральной службы государственного наркологического контроля по Иркутской области М.А.Федоровой
  • Встречи и беседы с наркологом ОГБУЗ СРЦБ  г. Байкальска И.А.Семутенко.

  • Фотовыставка в училище о вреде наркотиков (Приложение 3).
  • Фестиваль социальной рекламы и т.д.

Участие в мероприятиях воспитательной направленности.

В рамках проекта «Добровольчество» ко Дню пожилого человека студенты БТОТиС подготовили концертную программу и выступили в ДК «Юбилейный».

В декабре 2012 г. студенческий актив организовал концертную программу для проживающих в Доме престарелых и инвалидов. Состоялась поездка с музыкальной программой в д. Быстрая, в рамках профориентационной работы, а так же в воинскую часть п. Андриановка.

В мае 2013 г. ветеранов д.Быстрая студенты поздравили праздничным концертом и подарками.

Участие в различных конкурсах, фестивалях в 2012-2013 учебном году студентов БТОТиС представлено в таблице 4.

Таблица 4

Участие студентов БТОТиС в конкурсах различного уровня

Уровень проведения

Название, направленность конкурса

Результат участия

Международный вокальный конкурс г. Улан - Удэ.

«Зажги свою звезду» - среди студентов. Развитие творческих способностей

Звание финалиста.

Областной фестиваль «Байкальский калейдоскоп».

Экологическое направление.

3 грамоты

Уровень проведения

Название, направленность конкурса

Результат участия

Районный фестиваль.

Фестиваль «Смуглянка», посвящённый Дню Победы. Патриотическая направленность

Два гран - при в

номинации

«вокал»

Всероссийский фестиваль «Москва - Байкальск транзит»

«Роза ветров -2013»

Развитие творческих способностей

3 лауреата

Областной творческий конкурс.

«Созвездие Приангарья» среди студентов НПО и СПО.

Развитие творческих способностей

1 лауреаты конкурса.

Межрегиональный конкурс молодых модельеров

«Серебряная нить - Байкал 2013» Развитие творческих способностей

2 Сертификата участника

Областной конкурс профессионального мастерства

профессия «Повар - кондитер» Формирование профессиональных компетенций

1 грамота за участие

V Всероссийская научно - практическая конференция «Дом, в котором мы живём - 2013» г. Иркутск

Экологическая направленность

1 сертификат

3 диплома

Российская школа экономического предпринимательства (ШЭРП)

г. Байкальск

Сфера профилактики наркомании

1 сертификат

Всероссийская олимпиада научных и студенческих работ, г.Москва

Развитие творческих способностей

1 диплом

7 сертификатов

Всероссийская конкурсная программа для детей и молодёжи

«Роскошь общения»

Развитие творческих способностей

1 диплом

1 сертификат

Всероссийский дистанционный конкурс творческих работ

«В мире фантазий»

г. Чебоксары

Развитие творческих способностей

1 сертификат

Международный дистанционный конкурс творческих работ

«Пусть всегда будет мама» г.Чебоксары

Развитие творческих способностей

1 сертификат

Показатели участия студентов БТОТиС в мероприятиях различного уровня представлены на рисунке 8.

Рис. 8. Участие студентов БТОТиС в мероприятиях различного уровня  2012-2013 уч. г.

Существуют и постоянные проблемы, например, с посещаемостью занятий. Многие данные проблемы связаны с равнодушием родителей к своим детям, поэтому они становятся бесконтрольными, а также с отсутствием контакта у родителей с детьми подросткового возраста. Работа с такими детьми на особом учете, согласно плана работы с подростками группы риска.

Таким образом, профилактическая работа требует от педагогов системности, непрерывности, действенности форм, постоянной корректировки методов взаимодействия с подростками, что вполне согласуется с планами воспитательной работы на 2012-2014 учебный год, в котором на одном из главных мест стоит профилактическая работа по борьбе с наркоманией (Приложение 4).

Не все удается идеально, но то, что в училище нет наркозависимых – это уже успех всего педагогического коллектива училища на данный период.


Заключение

В результате проведенного исследования, цель которого - представить основные направления профилактической работы в борьбе с наркоманией у студентов среднего профессионального образования на примере ОГАОУ «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса» г.Байкальска Иркутской области, подведем основные итоги.

На основе теоретического изучения вопросов и проблем борьбы с наркоманией мы пришли к следующим выводам.

Наиболее серьезный всплеск наркомании в России относится к началу 90-х годов и продолжается до настоящего времени. Особую тревогу вызывает увеличившееся потребление наркотических средств детьми и подростками.

В отечественной педагогике отсутствует целостная концепция воспитательной работы с детьми и молодежью, одним из направлений которой является профилактическая работа.

В силу объективных обстоятельств наркомания как асоциальный феномен воспринималась исключительным явлением, не связанным с повседневной практикой.

Поэтому проблема педагогической профилактики наркомании в настоящее время является одной из актуальнейших проблем современной педагогики.

Важнейшими условиями педагогической профилактики являются:

Во-первых, обучение учащихся умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям.

Во-вторых, формирование у учащихся отрицательного отношения к наркотическим веществам и последствиям их употребления.

Во второй части исследования представлена программа педагогической и воспитательной работы, проводимой в ОГАОУ БТОТиС г.Байкальска.

Во-первых, нами было проведено исследование социальной среды учащихся БТОТиСа.

Во-вторых, нами были освещены основные направления профилактической работы наркомании среди учащихся.

Результаты работы педагогического коллектива БТОТиС по профилактике наркомании дают стабильный результат, а именно:

  • во-первых, сегодня в образовательном учреждении БТОТиС нет учащихся, состоящих на учете в наркологии,
  • во-вторых, уровень совершения учащимися БТОТиС преступлений средний по сравнению с показателями по учреждениям профессионального образования Иркутской области.

Проанализировав результаты педагогической и воспитательной работы по профилактике наркомании, нами сделан вывод, что основной эффект нами получен в результате:

  • организации здорового досуга учащихся, а именно: участие в различного рода и уровня мероприятиях,
  • спортивно-оздоровительная деятельность,
  • профориентация обучающихся,
  • работа с родителями.

В будущем педагогическим коллективом БТОТиС планируется уделять особое внимание в педагогической и воспитательной деятельности раннему выявлению, учету и организации профилактической работы с проблемными семьями и подростками.


Список использованной литературы

Список нормативных правовых актов

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Российская газета от 31.12.2012 № 303.
  2. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (ред. от 25.11.2013)  (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013) // Собрание законодательства РФ, 12.01.1998, N 2, ст. 219.
  3. Закон Иркутской области от 07.10.2009 № 62/28-оз «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области» (в ред. Законов Иркутской области от 15.07.2013) //  "Ведомости ЗС Иркутской области", № 14 (том 1), 12.10.2009.
  4. Закон Иркутской области от 25.12.2007 № 142-оз (ред. от 30.06.2009) "Об областной государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Иркутской области" (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 20.12.2007 N 38/5а/7-СЗ) // Ведомости ЗС Иркутской области", № 38, 25.01.2008 (том 1).
  5. Указ губернатора Иркутской области от 1 апреля 2013 года № 80-уг «Об осуществлении мониторинга наркоситуации в Иркутской области // Электронный ресурс // режим доступа www.regionz.ru/index.php?ds=2138463

Учебная литература и периодические издания

  1. Багулина В.А. Системный подход к управлению антинаркоманийным воспитанием // Труды V международной научной конференции «Инновации в науке и образовании-2007». - Калининград: Калининградский государственный технический университет, 2007. – Ч. 2. - С. 425-427.
  2. Деревнина С.Е. Теоретические и практические аспекты программы «Профилактика наркомании среди подростков и молодежи в России (конец XX – начало XXI вв.)» // С.Е. Деревнина, В.В. Кузьминов / Наркотизация молодежи как правовая и психолого-педагогическая проблема: тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции (23 ноября 2004 г.). – Владимир: ВГПУ, 2004. – С. 197-199.
  3. Доклад о наркоситуации в Иркутской области в 2012-2013 гг.
  4. Зайцева В.Ф., Багулина В.А. Профилактические антинаркоманийные мероприятия в молодежной среде // Известия КГТУ. – 2007. - №11. - С. 255-257.
  5. Исаев И. В поисках забвения. Всемирная история наркотиков 1500—2000. — М.: ЭТП, 2003. – 235 с.
  6. Кузьминов В.В. Профилактика наркомании среди учащихся // В.В. Кузьминов / Наркотизация молодежи как правовая и психолого-педагогическая проблема: тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции (23 ноября 2004 г.). – Владимир: ВГПУ, 2004. – С. 140-144.
  7. Орлова И.А. Нравственное воспитание как приоритетное направление формирования здорового образа жизни // Актуальные проблемы педагогики: сборник научных трудов. - № 6. - Владимир: ВГПУ, 2003. -С. 54-56

Дополнительная литература

  1. «Анализ результатов работы  за 2012 - 2013 учебный год»: Публичный доклад 2013 г. директора Областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса» М.Н. Каурцева, канд. пед. наук // Официальный сайт ОГАОУ БТОТиС // режим доступа http://btotis.ru/publichnyi-doklad-2013-g.html
  2. Устав Областного государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса» // Официальный сайт ОГАОУ БТОТиС // режим доступа http://www.btotis.ru/uchreditelnye-dokumenty.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА (ПРОГРАММЫ) «ТВОЯ ЖИЗНЬ — ВЫБИРАЙ» ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ, АЛКОГОЛИЗМА И НАРКОМАНИИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в учебном заведении:любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом...

Профилактика наркомании в образовательной среде: состояние и перспективы

Профилактика наркомании в образовательной  среде: состояние и перспективы...

Программа по противодействию алкоголя и наркомании

В современных условиях важно развитие и усиление «Я» ребенка, формирование уверенности и позитивного отношения к себе, развитие навыков сам...

Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании у детей и подростков из социально-неблагополучных семей

Главным условием для нормального социального развития ребенка является семья. В семье он получает воспитание, психологическую помощь и поддержку, происходит формирование самостоятельной личности ...

ПЛАН–КОНСПЕКТ проведения беседы ТЕМА: «Наркомания и токсикомания – вред здоровью».

ПЛАН–КОНСПЕКТпроведения беседыТЕМА: «Наркомания и токсикомания – вред здоровью».  Задачи :1. Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек.2. Умение противостоять давлени...

Статья "Профилактика наркомании"

Данная статья «Профилактика наркомании» может быть использована мастерами и  классными во время проведения тематических классных часов. В ней описываются медицинские, правовые и социальные послед...

Выступление на родительском собрании "Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании"

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения.            Фундамент здоровья и становле...