Некоторые аспекты в преподавании русского языка в ССУЗе
статья на тему

Работая на учебных занятиях по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.01 «Русский язык и литература», мы вынуждены, к сожалению,   подтвердить сложившееся в обществе  мнение:  грамотность у обучаемых  неуклонно снижается, а их интерес к русскому языку слабеет. Даже высокие баллы, полученные  на ЕГЭ и ГИА, не являются объективными показателями  подлинного знания предмета. Такое состояние дел волнует  
передовую педагогическую общественность, не оставляет равнодушными  этот вопрос и нас, преподавателей русского языка медицинского колледжа. Содержание работы  на уроках русского языка предполагает преодоление сложившегося противоречия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_ns_portal.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты  в преподавании русского языка в ССУЗе.

- Когда начинается урок? Когда прозвенел звонок?

- Нет, когда на уроке становится интересно!

С.Соловейчик

Работая на учебных занятиях по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.01 «Русский язык и литература», мы вынуждены, к сожалению,   подтвердить сложившееся в обществе  мнение:  грамотность у обучаемых  неуклонно снижается, а их интерес к русскому языку слабеет. Даже высокие баллы, полученные  на ЕГЭ и ГИА, не являются объективными показателями  подлинного знания предмета. Такое состояние дел волнует  
передовую педагогическую общественность, не оставляет равнодушными  этот вопрос и нас, преподавателей русского языка медицинского колледжа. Содержание работы  на уроках русского языка предполагает преодоление сложившегося противоречия.

 По нашему глубокому убеждению, истинное владение русским языком  как в устной, так и в письменной форме необходимо каждому человеку, получившему образование; знания эти потребуются и в   жизни,  и в профессии. Следуя этому положению, мы особенно  внимательны к  первокурсникам, получившим основное  общее образование и поступившим в колледж на базе 9 классов. Эти студенты должны получить  и базовые знания по дисциплине, и  быть готовы к сдаче ЕГЭ ( в случае необходимости получения высшего образования), при этом  должны уметь демонстрировать речевую компетентность в  будущей профессии медицинского работника.

В  своей работе мы определили  приоритеты в обучении  русскому языку: на учебных занятиях продолжать  интеллектуальное и речевое развитие студентов, формировать навыки общения, повышать  качество знаний. Мы придерживаемся сложившейся точки зрения, что повышение грамотности обучаемых – одна из главных задач уроков русского языка, и инструментом в этом виде образовательной деятельности нами выбрана работа с   текстом. Текст составляет основу дидактического материала дисциплины, с помощью которого  предъявляются соответствующие лингвистические знания и формируются коммуникативные умения. Текст на уроках языка можно рассматривать и как предмет обучения (то есть то, чему нужно учить), и как средство обучения (язык живёт, функционирует только в речи, продуктом которой является текст). Поэтому на уроках русского языка мы предусматриваем  разнообразную работу в этом плане: анализ текста с точки зрения задачи его создания, темы, основной мысли, авторского замысла, строения, связи частей, стилистического и жанрового своеобразия, использования соответствующих речевой задаче и условиям её решения средств языка, оценки их изобразительно-выразительных возможностей и т.д. Творческие задания, которые мы предлагаем студентам выполнить самостоятельно, ориентируют их как на восприятие чужого текста, так и на создание собственного с учётом определённых правил текстообразования. Предлагая обучаемым работу с текстом, обязательно готовим  грамматический материал по теме учебного занятия. Бесспорно, что тексты должны быть интересными по содержанию. Тогда уровень положительной и качественной активности студентов на уроке повышается в несколько раз. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов.

Учебники по русскому языку под редакцией Н.Г.Гольцовой, В.В. Бабайцевой, А.И.Власенкова содержат  богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, лингвистической  компетенций  студентов.

Нами определены  пути реализации установленных подходов в  преподавании русского языка – это формирование  лингвистической ( умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковой  (практическое  владение русским  языком , его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм), коммуникативной  ( умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания), интеллектуальной ( умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц) компетенций.

Наиболее результативными являются следующие формы организации работы на уроке с текстом:

- концентрированный анализ текста;

- лексико-грамматический анализ текста;

- комплексный анализ текста;

- лингворечевой анализ текста;

- редактирование авторского текста;

- интеллектуально-лингвистические упражнения на материале фрагментов текста;

- работа с текстами-миниатюрами;

- сравнительный анализ двух текстов и другие.

Диапазон применяемых форм широк и  вариативно разнообразен: применим как на отдельно взятом учебном занятии, так и в системе уроков.

Повторим, что главное в работе с текстом – сосредоточить внимание обучающихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единице.

Активному обучению студентов русскому языку способствует использование  современных образовательных технологий: личностно-ориентированной технологии, технологии сотрудничества, технологии проблемного, интегрированного и разноуровневого обучения, игровых и информационных технологий.

Процесс обучения студента  можно отобразить в следующей цепочке: актуализация, мотивация, перечень необходимых компетенций, создание проблемной ситуации, реализация поставленных задач в усвоении темы, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, анализ и самоанализ, новый творческий продукт.

Продолжая тему, приведу один пример  концентрированного анализа текста современного автора.

(1)Утром метро полно ш_леста газет.(2) Ра_вернутые стр_ницы остро пахнут типографской краской.(3) Внимание людей странствует в н_в_стях мира.(4) Лица замкнуты(,) и новый день еще (не) успел вполне ра_будить их и связать друг с другом.(5) Каждый ещё отг_рожен своим утром(,) своим(,) может быть(,)непозабытым сном(,) своими заботами(,)любовью(,) теплом или горечью дома.(6) Рядом с вами(,) за этим нахмуре(н,нн)ым лбом или высоким шиньоном, таятся чужая судьба(,) надежды и страх. (7) А может быть(,) где-то рядом г_рит огонь сильных мыслей(,) таланта(,) страсти?.. (8) И мы мчимся (,)придерживаясь за св_ркающие  п_ручни(,) отражаясь в посверкивающей тьме стекол(,) а зёрнышки впечатлений прор_стают(,) и(,) кто знает(,) какие новые всходы дадут они потом.

                                                                                                                   ( Н.Ватолина)

Инструкция по работе с текстом.

1.Перепишите текст, вставляя пропущенные  буквы, раскрывая скобки.

2.Озаглавьте текст. Определите стиль текста, тип речи, аргументируйте свой ответ.

 Зёрнышки впечатлений.

 Стиль текста – публицистический, так как автор Н. Ватолина делится своими    впечатлениями о людях в утреннем метро, наблюдает за их погружением и  в новости мира, и в непозабытые сновидения, и  в собственные заботы. И отгороженность пассажиров метро друг от друга – только внешняя, утренняя, символическая. Пройдет совсем немного времени, и «зёрнышки впечатлений прорастут»  и  дадут новые всходы. Автор размышляет, «какие новые всходы дадут они потом» эти людские  утренние мысли и  погружения.

  Назначение текста – передать информацию с одновременным воздействием на читателя. Автор уверена в положительности зарождающихся и  прорастающих новых впечатлений, и этой уверенностью она легко и убедительно делится со своими читателями.

 Текст общедоступен, эмоционален. Сфера применения – социальные и морально – этические отношения в обществе.

Тип речи – рассуждение.

Н.Ватолина использует изобразительно - выразительные средства:

- эпитеты (остро пахнут, нахмуренным лбом, чужая судьба, сильных мыслей, сверкающие  поручни); метафоры (шелест газет, зёрнышки впечатлений, огонь сильных мыслей);,олицетворения ( внимание  странствует, отгорожен утром, день еще не успел  разбудить, таятся судьба, надежды, страх) ; восходящая градация (огонь сильных мыслей, таланта, страсти...); оксюморон ( в посверкивающей тьме);гипербола (внимание людей странствует в новостях мира).

Кроме ИВС, особое значение приобретают синтаксические конструкции, которые позволяют автору достоверно  передать свои впечатления. К таким следует отнести противопоставление (чужая судьба, надежды и страх -  огонь сильных мыслей, таланта, страсти);однородные члены предложения (4,5); риторические вопросы(8);

3.Определите главную мысль текста, сделайте ссылки на авторский замысел.

( а зёрнышки впечатлений прорастают, и, кто знает, какие новые всходы дадут они потом).

4.Замените слово мчимся из предложения 8 стилистически нейтральным синонимом. Запишите этот синоним (едем).

5.Среди предложений 5-8 найдите краткое причастие, выпишите его (отгорожен).

6.Замените словосочетание типографской краской (предложение 2),построенное на основе согласования, синонимичным со связью управление. Напишите получившееся словосочетание (краской из типографии).

7.Выпишите грамматическую основу ( предложение 3)(внимание странствует).

8.В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове(2,3).

Каждый еще отгорожен своим утром,(1)своим, (2)может быть,(3) непозабытым сном,(4)своими заботами,(5)любовью,(6) теплом или горечью дома.

9.Среди предложений 1-5 найдите предложение(-я) с однородными членами. Запишите номер ( -а) этого (-их) предложения(-ий) (4,5).

10.Среди предложений 7-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, напишите его номер (8).

Инструкция по выполнению домашнего задания.

Напишите по прочитанному тексту сочинение-рассуждение, в котором прокомментируйте проблему, поставленную автором текста. В своей работе опирайтесь на жизненные впечатления и читательский опыт.

Используя текст, как основу создания на уроках русского языка речевой среды, мы обеспечиваем освоение студентами не только правописных навыков, но и повышение речевой культуры, получаем возможность улучшить коммуникативные навыки, положительно изменяя общий интеллектуальный фон.

Литература

1. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М.: Изд-во: Академия,2008.

2.Современная русская речь. Состояние и функционирование. М.:Изд-во:Эксмо,2008

3. Хаустова Д.А. Работа с современными текстами  // Русский язык в школе. – 2012. – № 3. – С. 35-34.

4.Кушевич Т.А. Учимся на чужих ошибках // Русский язык в школе.- 2012.- № 2.- С.27-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы."

Компьютерные технологии интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более преподаватель, должен иметь знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны и...

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ (ФОРМИРУЕМ МЕТАПРЕДМЕТЫ)

     Российская  школа находится  на  этапе  становления  в новом  качестве,  которого  требует  современная  об...

Тестовые задания по методике преподавания русского языка

Тестовые задания предназначены для проверки усвоения знаний студентами специальности Преподавание в начальных классах...

Профессиональная направленность в преподавании русского языка

Данный материал рассказывает о проведении уроков русского языка с профессиональной направленностью...

Лекции по методике преподавания русского языка и литературы в начальной школе

Лекционный материал по дисциплине Методика преподавания русского языка в начальной школе...

Некоторые аспекты преподавания дисциплины станковая композиция в детской художественной школе

В работе рассматриваются условия, необходимые для достижения учащимися хороших результатов в выполнении творческих заданий, а также рассматривается методическая последовательность создания станковой к...

Некоторые аспекты преподавания дисциплины "Плэнер" в детской художественной школе

В статье показана важность пленэрной практики для учащихся, в том числе для развития живописных навыков и навыков поиска композиции...