Научно-теоретическая конференция "История развития психиатрии"
материал по теме

Рудакова Надежда Владимировна

психиатрия для большинства людей представляется непонятной и таинственной областью знаний. Диагноз психического заболевания на многих людей производит очень тяжелое впечатление. Медицинские описания психических болезней содержатся ещё в трудах древнегреческого врача Гиппократа, врачей Древнего Рима  Сорана,  Цельса, Галена. В средневековье в Западной Европе господствовали мистические взгляды на природу психических болезней. Сегодняшняя психиатрия все в большей степени превращается из описательной и интуитивной дисциплины в «нормальную» медицинскую науку. Психиатры разных стран и школ начинают говорить на одном языке — идет активная работа по упорядочению классификации психических болезней. Это значит, что ученые разных стран начинают объединять усилия в борьбе с психическими заболеваниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

«БУДЕННОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Научно-теоретическая конференция

«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИАТРИИ»

 

                                                                                          Разработана:

Преподавателем ПМ

1 квалификационной категории

                                           Н.В. Рудаковой

г. Буденновск, 2016г.

Цели:

Обучающие:

* Повысить профессиональный уровень и интерес к данной теме;

* Способствовать самостоятельности при получении новых знаний при работе с дополнительными источниками;

* Овладеть дополнительными знаниями, выходящими за пределы учебной программы.

Развивающая:

* Способствовать развитию исследовательской и познавательной деятельности у студентов;

* Способствовать самовыражению и самореализации;

* Развивать клиническое мышление, способности к анализу и синтезу;

* Развивать речь, умение выступать и составлять доклады;

* Формирование способности логически излагать свои мысли.

Воспитательная:

* Воспитывать коллективную деятельность;

* Четко выполнять свои обязанности, быть организованным и ответственным;

* Прививать любовь и уважение к выбранной профессии

Место и время проведения мероприятия.

- Библиотека

- 9.00

Организация и проведение внеаудиторного мероприятия.

Конференция  подготовлена и проведена в рамках недели ЦМК терапевтического профиля со студентами 3-го курса: 352 группы, специальность «Сестринское дело».

Оформление  внеаудиторного мероприятия.

  • Электронная презентация
  • Учебный видеофильм

Пояснительная записка.

        Проведение научно – теоретической конференции является такой формой обучения, которая дает большие возможности студентам  развивать познавательную деятельность, развивает профессиональное мышление. Позволяет самовыражаться через работу коллективной деятельности, развивает самостоятельность у студентов, дает возможность самообразовываться,  развивает целенаправленную Учебно – познавательную деятельность  студентов.

        Мотивация выбранной темы обусловлена тем, что психиатрия для большинства людей представляется непонятной и таинственной областью знаний. Диагноз психического заболевания на многих людей производит очень тяжелое впечатление. Медицинские описания психических болезней содержатся ещё в трудах древнегреческого врача Гиппократа, врачей Древнего Рима  Сорана,  Цельса, Галена. В средневековье в Западной Европе господствовали мистические взгляды на природу психических болезней. Сегодняшняя психиатрия все в большей степени превращается из описательной и интуитивной дисциплины в «нормальную» медицинскую науку. Психиатры разных стран и школ начинают говорить на одном языке — идет активная работа по упорядочению классификации психических болезней. Это значит, что ученые разных стран начинают объединять усилия в борьбе с психическими заболеваниями.

Этапы подготовительной работы

I Этап:

  • подбор литературы;
  • изучение интернет-ресурсов;
  • подготовка видеофильма;
  • оформление аудитории.

II Этап:

  • определение конкретных заданий;
  • пояснение осуществления задания;
  • контроль за самостоятельной работой студентов.

Этапы работы над рефератами:

1. Выбор темы.

2. Подбор литературы.

3. Знакомство с источниками.

4. Составление планов рефератов.

5. Написание текстов сообщений.

6. Подготовка  электронной презентации.

7. Выступление  студентов.

Требования к составлению рефератов:

  • актуальность выбранной темы;
  • использование научного материала;
  • применение современных данных по теме;
  • грамотное оформление реферата: наличие плана, списка литературы, применение иллюстрационного материала.

Проведение конференции:

Студенты делают сообщения, сопровождающееся электронной презентацией.

Подведение итогов конференции:

По окончании сообщений преподаватель оценивает содержание рефератов, навыки самостоятельной работы с литературой и техническими средствами обучения.

План проведения конференции:

1. Вступительное слово преподавателя (3 мин.)

2. Выступление участников конференции (30 мин.)

3. Показ видеофильма (10мин)

4. Заключительное слово преподавателя (2мин)

Темы рефератов:

  1. От древнего Египта, до 18 века. – Заворотынская Елена.
  2. Психиатрия 19 века. – Верхотурова Кристина.
  3. Психиатрия 20-21 века. – Чумак Татьяна.

Изложение хода конференции

Вступительное слово преподавателя.

Психиатрия – это раздел медицины,  объектом исследования которой  является не только психика человека, но и болезни, которые с ней случаются. Психиатрия  - наука эмпирическая. Медицинские знания образуются за счет опыта поколений. Этот опыт основан на наблюдении; оно накопило громадное число фактов, которыми, в сущности, исчерпываются бесспорные знания. Психиатрия в глазах непосвященных часто предстает загадочным и страшноватым разделом медицины. О ее пациентах бытует представление как о безнадежно больных людях, которые, заболев однажды психическим заболеванием, никогда не смогут вылечиться. Попробуем разобраться в этих вопросах.

Выступления докладчиков

От древнего Египта, до 18 века.

Психиатрия – это древняя наука, еще 4000 лет до нашей эры жрецы египетских храмов лечили больных от тоски, а в индусских книгах - Ведах (XV-XIV вв. до н.э.) - сообщалось, что жрецы в Индии лечили душевнобольных, связывая происхождение болезней с одержимостью: жрецы изгоняли из них бесов.

В древний греко-римский период в произведениях и мифах уже упоминаются термины «мания», «меланхолия», «паранойя». Ксенофонту принадлежит фраза: «В здоровом теле - здоровый дух». Наслаждения, радость, смех, огорчения, печаль, недовольство, страхи, состояние бреда, безумия и тревог Гиппократ и Пифагор ставили в зависимость от меняющихся состояний мозга. В соответствии с гуморальной теорией Гиппократа, психические болезни объясняли «дискразией» - нарушением смешения жидкостей в организме. В работе «О священной болезни» Гиппократ уже различал идиопатическую и симптоматические формы эпилепсии (термин «эпилепсия» введен позднее Авиценной), описал различные формы ауры, влияние возраста, температуры, менструаций, времени года на течение «священной болезни».

С возникновением христианства дуализм стал его основой в форме противопоставления временной жизни на земле и блаженной жизни души в царстве небесном. В Евангелии говорится о душевнобольных как о бесноватых и одержимых. Иисус Христос, как видно из Евангелия, «изгонял» злых духов из больных.

Во второй половине средних веков Западная Европа вступила в один из мрачных периодов своей истории. Началом этого периода следует считать буллу - послание папы Иннокентия VIII (1484), которое предписывало разыскивать и предавать суду людей, отдавших себя во власть демона, к ним причислялись и психически больные. Несомненным доказательством виновности считалось «чистосердечное признание обвиняемых». Многочисленные признания создавали атмосферу коллективной внушаемости и широкого распространения демономаний. Среди женщин, особенно в женских монастырях, наблюдались массовые истерические эпидемии. Нет точных данных о том, сколько людей, в том числе психически больных, погибли на «священных» кострах инквизиции, - наверное, не меньше, чем в кровопролитных войнах того времени. Известно, что в одном только округе Кома ежегодно сжигались до 1000 «колдунов и колдуний», и среди них огромное число психически больных.

Лютеранство поддерживало католицизм: «По моему мнению, - говорил Мартин Лютер, - все умалишенные повреждены в рассудке чертом. Если же врачи приписывают такого рода болезни причинам естественным, то происходит это потому, что они не понимают, до какой степени могуч и силен черт».

Однако остановить развитие науки невозможно и постепенно происходит решительный сдвиг в общественном сознании и отношении к психически больным.

Славу реорганизатора психиатрической помощи в период французской революции приобрел Филипп Пинель. Поступив в 1792 г. врачом в парижский приют для умалишенных, он выхлопотал у революционного конвента разрешение снять цепи с душевнобольных, превратив тем самым психиатрические заведения из мест тюремного заключения в лечебные учреждения.

В Киеве еще в X в. существовала организация призрения «нищих, странных и убогих людей». Среди монахов Печерского монастыря упоминается Григорий-чудотворец, который исцелял бесноватых и имел дар внушать то, что он хочет. Среди монастырских строений имелась уже «крепкая темница» для содержания беспокойных психически больных.

Судный закон князя Владимира (X в.) содержит ряд статей о психически больных. В главе «О завещании» говорится, что завещатель должен быть в здравом уме и твердой памяти. Закон запрещал «свидетельствовать на суде» несовершеннолетним, глухим, немым, «бесноватым и блудникам».

В 1551 г. на Стоглавом соборе, созванном царем Иваном IV, признана необходимость заботы о нищих, больных, в том числе тех, что «одержимы бесами и лишены разума», и решено помещать их в монастыри.

Указом Петра I от 5 сентября 1722 г. о «сумасбродных и под видом изумления бывающих...» повелевалось «...отныне в монастыри не посылать», а строить для них специальные дома. В 1756 г. в госпитале, построенном Петром I в Лефортове, императрицей Елизаветой были определены специальные «особливые покои» для психически больных. Петр III издал указ о строительстве долгаузов -специальных учреждений для размещения психически больных. Строительством долгаузов в дальнейшем занималась специальная комиссия при Академии наук.

Психиатрия 19 века.

Наряду с развитием и совершенствованием психиатрической помощи больным продолжали развиваться и научные исследования в области психиатрии, накапливались представления об особенностях течения и причинах психических заболеваний.

Прорывом в психиатрии 19 века стало развитие клинического направления.

Один из основоположников французской научной психиатрии Жан Эскироль (1772-1840), в точности повторивший путь своего учителя Ф.Пинеля, явился основателем клинико-нозологического направления в психиатрии. Им было создано учение о мономаниях, показаны различия между иллюзиями и галлюцинациями, введены понятия ремиссии и интермиссии. Эскиролю принадлежит разделение слабоумия и малоумия: слабоумный - разорившийся богач, тогда как малоумный (идиот) - нищий от рождения. В 1817 году при реставрации Бурбонов, Эскироль начал курс душевных болезней в импровизированном помещении столовой Сальпетриер, который завоевал с этого года громкое имя храма науки. Это первое официальное преподавание психиатрии во Франции.

В 1852 г. Ж. Фальре выделил «циркулярное помешательство» - болезнь, которая характеризуется чередованием маниакальных и меланолических состояний со светлыми промежутками; предложил первую систематику поэтапного развития бреда.

Формированию основных исследовательских направлений в немецкой психиатрии предшествовал почти 30-летний спор «психиков» и «соматиков». Общий принцип соматиков состоял в утверждении того, что психические болезни являются болезнями всего организма. «Соматики» победили, что явилось стимулом для развития немецкой клинической психиатрии.

До Вильгельма Гризингера (1817-1868) патологические состояния психики рассматривались как болезни. По его мнению, психические состояния (мания, меланхолии и др.) не являются болезнями, а лишь симптомами мозгового процесса. В. Гризингер проводит мысль, что в клиническом плане психотические картины не представляют собой болезни, они лишь состояния - стадии единого психоза, имеющего определенный исход.

Бенидикт  Морель в 1857 г. выступил с концепцией вырождения. Процесс вырождения идет непрерывно в строгой последовательности. В первом поколении преобладает нервный темперамент, во втором - появляются идиопатические мозговые болезни (апоплексия, алкоголизм) либо неврозы; в третьем - склонность к психическим болезням становится врожденной, а в четвертом поколении можно наблюдать разнообразные, включая интеллектуальные, моральные и физические, органические по своей сути дефекты (врожденное слабоумие, физические аномалии и уродства). Устранить вырождение может только система организованной борьбы, создание которой является обязанностью всего общества и государства. Иными словами, Морель обосновал необходимость профилактического направления в психиатрии.

Трудно переоценить заслуги Ивана Михайловича Балинского - основоположника петербургской школы психиатров. Ему принадлежит первое изучение отличий бреда от заблуждений и от фанатических религиозных убеждений, введение в клинику понятий кристаллизации бреда и навязчивой идеи, систематических изложений дефектов воспитания и их роли в формировании патологических качеств личности.

Карл Вернике - немецкий психоневропатолог, автор психоморфологического направления в психиатрии.  Он эмпирически выделил три системы - систему окружающих средовых влияний (аллос), систему телесных восприятий (сома) и систему накопленного индивидуумом опыта и впечатлений (аутос) и соответственно различал три вида ориентировки: аллопсихическую (в окружающем), соматопсихическую (в телесных ощущениях) и аутопсихическую (в состоянии психических процессов).

По аналогии с этим и психозы систематизированы К. Вернике в три основные группы: аллопсихозы (например, белая горячка), соматопсихозы (ипохондрия) и аутопсихозы (паранойя, меланхолия и др.). В случаях, когда точно вычленить преобладающую систему невозможно, Вернике предлагал отличать психозы путем оценки состояний двигательной заторможенности или возбуждения. Систематика этих состояний проводится на основании разделения «двигательных» психозов на акинетические, гиперкинетические и паракинетические.

Завершая процесс систематизации галлюцинаторных явлений, выдающийся русский психиатр В.Х. Кандинский подверг пересмотру «психические», или «неполные галлюцинации» Байарже, «ложные галлюцинации» Миша, «апперцептивные галлюцинации» Кальбаума, «псевдогаллюцинации» Гагена, «внутренние голоса» Гризингера и на основе собственного клинического опыта создал классическое учение о псевдогаллюцинациях.

Сергей Сергеевич Корсаков  выдающийся русский психиатр, автор классического «Курса психиатрии» (1893), один из основателей экспериментальной психологической лаборатории. Описал в 1887 г. клиническую картину новой болезни - алкогольного полиневрита, в структуре которого ведущее место занимает сложный амнестический синдром. По предложению Жолли, новая болезнь была названа «корсаковской болезнью» в наше время известной как «корсаковский психоз»

Карл  Кальбаум немецкий врач-психиатр  в 1863 предложил новую классификацию психиатрических заболеваний в монографии «Группы психических заболеваний и классификация расстройств личности».  Он ввел термин «симптомокомплекс» и большинство традиционных болезней рассматривал лишь в качестве «симптомокомплекса». Понятие психической болезни, по его мнению, является более сложным и включает взаимопроникновение симптоматической (психопатологической) сущности и клинического течения. Типичным для болезни К.Кальбаум считал превращение клинической картины: переход мании в меланхолию или в состояние бреда, спутанности, а в конечном счете - в слабоумие.

Исследование состояний атонической (ступорозной) меланхолии позволило К. Кальбауму исключить ее из группы меланхолий и назвать кататоническим состоянием (однообразные позы, стереотипные движения, негативизм, явления восковой гибкости, головные боли, часто туберкулез). Маниакальная стадия кататонии выражалась патетическим поведением больного, возбуждением с налетом театральности, декламирующей речью, бессмысленным набором слов (вербигерация) или немотивированным молчанием (мутизм). Так родилось ученье о кататонии.

Психиатрия 20-21 века.

В начале 20 века  происходит развитие нозологического направления. Создание нозологической систематики в психиатрии принадлежит немецкому психиатру Эмилю Крепелину.

Под влиянием успехов микробиологии Крепелин сформулировал критерии, которым должна отвечать каждая отдельная болезнь – 1. единая причина, 2. одинаковые проявления, 3. течение, 4. исход и 5. анатомические изменения. Э. Крепелин (1856-1926) показал, что диагностика психической болезни на основании оценки только синдрома («поперечного среза») методически необоснованна. «Лишь вся картина болезни в ее совокупности, - подчеркивал Крепелин, - на протяжении ее развития от начала до конца, может дать право для объединения данного состояния с другими. Течение и исход болезни соответствуют ее биологической сущности».

Э. Крепелин пересмотрел клинические рамки ряда болезненных состояний, взяв за основу критерий прогностики, он объединил состояния кататонии, гебефрении и бреда, завершающиеся своеобразным слабоумием в единую болезнь - раннее слабоумие

Психопатологический анализ фаз психоза дал основание Э. Крепелину выделить не только «чистые» состояния мании и меланхолии, но и «смешанные» состояния, которые отличались наличием в одной фазе психоза признаков, свойственных как одной, так и другой фазе.

В понятие «паранойя» Э. Крепелин объединил те формы первичных интеллектуальных расстройств, которые при длительном течении и отсутствии галлюцинаций обнаруживают стойкую бредовую систему, сохранность эмоциональной живости больного и отсутствие в итоге слабоумия. Все остальные варианты бреда, ранее входившие в паранойю, Э. Крепелин отнес к разновидностям раннего слабоумия (шизофрении).

В изучении выделенных нозологических форм Э. Крепелин уделял большое внимание наследственности.

Активным противником наследственности и нозологического направления в психиатрии был американский психиатр А.Мейер, которые считал, что все психические расстройства - это реакции на неблагоприятное воздействие среды. Он считал, что диагноз - это не название болезни, а особенность реакции, характерная для данной личности пациента. Эта точка зрения нашла отражение в американской классификации и проникла в МКБ-10.

Эйген  Блейлер в 1911 г. описал особенное качество симптомов раннего слабоумия: разобщенность, разлаженность, расщепленность, и обозначил болезнь сохранившимся до настоящего времени термином «шизофрения» (schizo - раскалывать, расщеплять, разделять, разрывать).

Андреем Владимировичем Снежневским и его учениками проведены масштабные исследования шизофрении, включая изучение психопатологии, прогноза и патогенеза при разных формах заболевания и в различных возрастных группах. Синдромологическое деление шизофрении было заменено на формы течения с установлением прогредиентности как позитивных, так и негативных расстройств.

Гипотеза А.В. Снежневского «nosos и pathos» (1969), согласно которой шизофрения, как болезнь (nosos), тесно связана и в сущности находится в единстве с конституциональными факторами этой болезни (pathos), в том числе и феноменологически, дала возможность предположить обратное развитие позитивных и негативных расстройств в ходе совершенствования психофармакотерапии.

Первая половина XX в., наряду с развитием клинико-научного направления в психиатрии, характеризуется развитием активной терапии психических заболеваний. Вагнер фон Яурегг в 1917 г. для лечения прогрессивного паралича предложил заражение трехдневной малярией. М. Закель в 1936 г. для лечения возбуждения у наркоманов предложил инсулино-коматозную терапию, которая в дальнейшем широко использовалась для лечения больных шизофренией. У.Черлетти, Л.Бини, Л.Медуна использовали судорожную терапию при лечении депрессив- ных состояний вначале инъекциями коразола, а затем электросудорожную терапию.

С 1953 г. начинается эра психотропных препаратов. Французские психиатры Ж. Делей и П. Деникер впервые применили эти препараты при психических заболеваниях. Первыми среди психотропных препаратов были резерпин и аминазин. Лечение больных психотропными препаратами сделало возможным изменить облик психиатрических отделений, приблизив их к соматическим стационарам.

Нейролептики нового поколения появились в 1968 году. Это был препарат клозапин, позже были созданы и другие препараты, однако клозапин считается родоначальником всей этой группы препаратов. Эта группа нейролептиков оказывает выраженный антипсихотический эффект, в отличие от классических нейролептиков, в связи с чем, эти препараты имеют и второе название – «атипичные, антипсихотические нейролептики». Это их свойство позволяет существенно уменьшить выраженность экстрапирамидных побочных проявлений от приема нейролептиков. Учитывая все вышеизложенное, определение нейролептика нового поколения будет выглядеть следующим образом: атипичный нейролептик – это препарат, который используется при лечении шизофрении  и шизоаффективных психозов, который успешно устраняет продуктивную и негативную симптоматику, и при этом практически не имеет неврологических побочных эффектов.

Заключение.

 Сегодняшняя психиатрия все в большей степени превращается из описательной и интуитивной дисциплины в «нормальную» медицинскую науку. Психиатры разных стран и школ начинают говорить на одном языке — идет активная работа по упорядочению классификации психических болезней. Это значит, что ученые разных стран начинают объединять усилия в борьбе с психическими заболеваниями. С помощью современных медицинских технологий расшифровываются все новые закономерности работы больного и здорового мозга. Появляется понимание того, какие материальные процессы лежат в основе появления тех или иных психиатрических симптомов (бред, галлюцинации, депрессии и пр.).

Современные психотропные лекарства «работают» все более прицельно, избирательно влияя на те или иные симптомы, и становятся все более безопасными (то есть снижается вред от их побочных действий). Многое в этом направлении достигнуто, но многое остается и в списке нерешенных проблем.

                                                               

Используемая литература.

  1. Бортникова С.М. Нервные и психические болезни : учеб. пособие / С.М. Бортникова ( Цыбалова), Т.В.Зубахина. – Изд. 9-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 478 с. : ил. – ( Медицина ).
  2. Зубахина Т.В. Психические болезни с курсом наркологии: учеб. пособие для студ. мед. колледжей и училищ / под общ. ред. Б.В.Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 510 с.
  3. Незнанов, Н.Г.Психиатрия, учебник для студентов мед. вузов Н.Г.Незнанов.-М.: ГЭОТАР МЕДИА, 2009. -496 с.
  4. Цыганков, Б.Д., Овсянников, С.А. Психиатрия учебник для студентов мед. вузов / Б.Д. Цыганков, С.А.Овсянников.-М.:   ГЭОТАР  МЕДИА, 2009. -384 с.
  5. http://www.medmoon.ru/rebenok/anestesia5.html
  6. http://zelenka.su/resuscitation.html
  7. http://www.eurolab.ua
  8. http://www.psyportal.net
  9. http://samopoznanie.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала студентов колледжа в курсе методики развития детской речи

Данная статья поможет студентам и работающим воспитателям более творчески подходить в работе с детьми по развитию речевого творчества.Целенаправленная, систематическая работа преподавателя по ра...

Роль межпредметных связей в процессе практической и научно-теоретической подготовка студентов

Роль межпредметных связей в процессе практической и научно-теоретической подготовка студентов...

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

Научно-теоретическая конференция "История развития реаниматологии"

Реаниматология - одна из интересных страниц развития медицины. Современную медицину нельзя представить без реаниматологии, именно ее методы помогают вывести человека из терминального состояния, в этот...

«Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Соотношение обучения и развития.» реферат

1.     Дать определении понятиям «дидактика», «обучение»; рассмотреть основные дидактические модели2.     Выделить принципиальные особенности обучения и развити...

Дефектология : научно-теоретический и методический журнал . №3 1994. "Использование инсценировок в воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками."

Статья 74.3 Гомилка, Л.В. Использование инсценировок в воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками / Л.В. Гомилка // Дефектология : научно-теоретический и методический журнал / ред. В.И. Л...

«Организация и содержание деятельности врача-психиатра ПМПК»

В статье описаны основные функции и обязанности врача-психиатра ПМПК...