Симптомы нарушения высших мозговых функций.
презентация к уроку на тему

Николаева Елена Николаевна

Теоретическое занятие по теме: “Симптомы нарушения высших мозговых функций”.

Содержит много новых терминов и понятий.

Воспринимается на много легче студентами, если такое занятие сопровождается текстовыми слайдами и рисунками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narusheniya_rechi.nb_.pptx146.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Симптомы нарушения высших мозговых функций Нарушения речи

Слайд 2

Речь - сложная и специфически организованная форма сознательной деятельности, предназначенная для общения между людьми. Кроме того, речь является орудием интеллектуальной деятельности, конкретного и абстрактного мышления и средством регуляции собственных психических процессов человека (А. Р. Лурия ).

Слайд 3

Речь имеет две важнейшие составляющие: Восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли); Воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока (располагается в нижних отделах лобной доли, в непосредственной близости от проекции в коре мускулатуры, участвующей в речи).

Слайд 4

Речевые расстройства делятся на: Дизартрии Афазии Возникает при парезе или параличе артикуляционного аппарата, в первую очередь – языка. Речь при этом становится непонятной, смазанной, изуродованной, но грамматический ее строй не нарушается. Нарушение речевой деятельности, возникающее при органических поражениях левого (у правшей) полушария, не связанное с двигательными дефектами речевой мускулатуры или нарушениями элементарного слуха.

Слайд 5

Афазия Моторная (Нарушение активной речи) Сенсорная, височная, Вернике (Нарушение восприятия речи) Амнестическая (Больной «забывает» слова)

Слайд 6

Моторная афазия афферентная моторная (кинестетическая) эфферентная (кинетическая) динамическая Обусловлена блокадой поступающих афферентных проприоцептивных импульсов из постцентральной извилины Невозможно быстро и без напряжения, чисто автоматически, артикулировать звуки и слова Нарушается словоразличие Грубо нарушаются повторная речь Больной не замечает своих словесных ошибок Эфферентная моторная афазия наблюдается при повреждении в зоне Брока (корковые поля 44 и 45) Артикуляция отдельных звуков не нарушается Страдает процесс переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую Разговор «телеграфным стилем» Автоматическая речь остается относительно сохраненными Менее грубо нарушается повторение Поражение зоны, расположенной кпереди от зоны Брока Страдает спонтанная речь, тогда как повторение слов и фраз сохранено. В основе этой формы афазии лежит нарушение внутренней речи, основной функцией которой является программирование и структурирование предложения

Слайд 7

Сенсорная афазия Связывают с очагом поражения в задней части левой верхней височной извилины В более легких случаях больной понимает отдельные слова и даже некоторые фразы, особенно имеющие отношение к ежедневному привычному обиходу. В тяжелых случаях больной совсем не понимает человеческой речи, слово для него утрачивает свой смысл и воспринимается как сочетание неясных шумов. Спонтанная речь больного также грубо нарушается.

Слайд 8

4. Страдающие сенсорной афазией зачастую словоохотливы. Это состояние даже получило название л о г о р е и («словесный понос»). Разобраться в потоке искаженных слов и звуков («словесная окрошка») бывает очень трудно. Сохранным остаются лишь интонации, по которым и можно догадаться, чего же хочет больной. 5. Забывание слов, а вернее, феномен отчуждения смысла слов, при этом подсказывание начала слов не приводит к успешным результатам.

Слайд 9

Акустико-амнестическая сенсорная афазия При поражении вторичных отделов височной коры, соответствующих полям 22, 37 Бродмана Нарушается слухоречевая память, т.е. по слуху больной не узнает слова, но говорит хорошо и у него часто сохранено чтение и письмо.

Слайд 10

Амнестическая и семантическая афазия Следствием нарушения связи между зрительно-образным, акустическим (звуковым) и смысловыми значениями слов является выделяемая некоторыми авторами в самостоятельную форму амнестическая афазия (амнезия — отсутствие памяти)

Слайд 11

амнестическая афазия (амнезия — отсутствие памяти) семантическая (смысловая) афазия При очагах поражения в области височно-теменного стыка. Больной «забывает» слово, чаще всего имена существительные, т. е. название предметов. В спонтанной речи он ловко подменяет забытое слово другим, или описанием данного предмета, но оказывается беспомощным, если ему предложить назвать показываемые предметы. Однако стоит больному подсказать первый слог, а иногда даже сложить губы для его произнесения, как больной вспоминает слово и хорошо его произносит, но тут же его забывает. Больной, казалось бы, неплохо говорит и понимает слова, но теряется при более сложных речевых задачах, требующих логического сопоставления и рассуждения. Он не может схватить смыслового соотношения отдельных понятий. Особенно резко выявляется у больных нарушение пространственных отношений. Часто расстраиваются и счетные операции. В пределах однозначных чисел больной еще справляется с задачей, но, если перейти к многозначным числам, он начинает сбиваться. Больной обнаруживает полную беспомощность и растерянность при объяснении всем известных поговорок или пословиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике нарушений чтения и письма у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)

Игровая программа коррекционно-развивающих занятий  по профилактике нарушений чтения и письма  у младших школьников. (Полуэктова Е. А. - учитель-логопед высшей категории)...

Методическая разработка по предмету ЕН.01 ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ по теме: «Предел функции. Теоремы о пределах. Замечательные пределы».

Тип занятия: комбинированный.Формы занятия: индивидуальная.Оборудование: проектор, компьютер, доска, рабочие тетради.Продолжительность занятия: 90 мин.Цели занятия:Дидактическая цель. Познакомить обуч...

Методическая разработка практического занятия «Сестринская помощь при нарушении мозгового кровообращения»

Уважаемые коллеги!      Уважаемые коллеги!         Педагогическая деятельность предполагает повседневный творческий труд преподавателя. В не...

Медиапособие по дисциплине Технология оказания простых медицинских услуг "Техника наблюдения за больными с нарушением функции органов пищеварения"

Медиапособие содержит теоретический, практический материал, презентацию. Для открытия скачать файл с облака и открыть в папке файл autorun.exe.   https://yadi.sk/d/W2ZuBovZsA7GUQ...

Острое нарушение мозгового кровообращения. Тест

Тест на тему "Острое нарушение мозгового кровообращения " представлен в презентации....

Банк материалов для проведения текущего контроля по МДК 02.03 Разделы: «Сестринский уход за пациентами при нарушениях мозгового кровообращения»,«Сестринская помощь пациентам с алкогольной зависимостью и наркотической зависимостью»

Комплект контрольно – оценочных материалов по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах созданы для обеспечения выполнения требований Федерального государственного об...