Исследовательская деятельность в сестринском деле.
презентация к уроку по теме

Глазунова Татьяна Николаевна

Внедряются современные технологии, расширяются профессиональные функции медицинских работников среднего звена. Поэтому в подготовке студентов внедряются новые инновационные направления обучения, в том числе - научно-исследовательская деятельность. Исследовательской деятельностью занимаются медицинские сестры в практическом здравоохранении, на факультетах ВСО и в медицинских колледжах. Формы, виды. направления исследований представлены в презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6» Исследовательская деятельность в сестринском деле Глазунова Т.Н.

Слайд 2

Сестринское дело остается важнейшей составной частью современной системы здравоохранения, располагающей значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения ожидаемых потребностей общества. Одной из основных задач современного профессионального образования является подготовка компетентного, квалифицированного специалиста. Требования, предъявляемые к молодому специалисту, обусловлены социально-экономическими изменениями, происходящими в современном обществе. Внедряются инновационные технологии, расширяются профессиональные функции медицинских работников среднего звена.

Слайд 3

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ , ассистент кафедры сестринского дела И.А. Мунтян , провела исследование целью которого является проведение сравнительной характеристики деятельности среднего медицинского и врачебного персонала участковой службы на основе действующей нормативно-правовой документации, регламентирующей их производственные функции. Был проведен анализ квалификационных характеристик врачебного и среднего медицинского персонала, их группировка по принципу схожести и однородности выполняемых функций, выделение некоторых функциональных обязанностей врачей-участковых с целью определения дальнейшей возможности делегирования их участковым сестрам.

Слайд 4

Вывод: У врача должны оставаться только те функциональные обязанности, выполнение которых невозможно без специальных медицинских знаний. Повышение качества медицинской помощи достигается как за счет увеличения в структуре рабочего времени врача лечебно-диагностического процесса, так и за счет увеличения в структуре расширения объемов профилактической помощи в рамках сестринского функционала. В результате расширения полномочий и предоставления возможности профессиональной реализации будет повышаться престиж профессии среднего медицинского персонала.

Слайд 5

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарская городская поликлиника № 6» Управление поведением в конфликтной ситуации и формирование коммуникативных навыков медицинской сестры Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарский областной клинический кардиологический диспансер» Обеспечение самостоятельного сестринского ухода за больными детьми после кардиохирургических вмешательств

Слайд 6

В Омской области было проведено исследование мотивации среднего медицинского персонала к переходу на новые модели деятельности, к повышению уровня квалификации и качества оказания медицинской помощи Были опрошены 1108 средних медработников: 86% палатных медсестер, 71,8% процедурных, 78,1% перевязочных и 81,4% операционных медсестер. Почти половину опрошенных (49,3%) составили опытные работники со стажем более 15 лет. Была выявлена достоверная связь между самостоятельным изучением медсестрами профессиональной литературы и посещением ими конференций и семинаров для повышения уровня своей компетентности. То есть если медперсонал мотивирован к поддержанию своих теоретических знаний и практических навыков на должном уровне, то, как правило, использует и ту, и другую формы повышения квалификации без отрыва от производства.

Слайд 7

Среди факторов, мотивирующих персонал к повышению квалификации, респонденты назвали: Улучшение оснащенности учреждения и условий труда Изменение системы оплаты труда с учетом уровня знаний и умений Снижение нагрузки на средний медперсонал Предоставление возможности должностного роста. Конкурентоспособный специалист - это не только компетентный работник, но прежде всего высокоразвитая личность, профессионал, готовый к постоянному росту и самосовершенствованию.

Слайд 8

Все эти качества должны быть сформированы еще в процессе подготовки специалиста, поэтому на современном этапе все большее значение в подготовке среднего медицинского персонала приобретает участие студентов в научно-исследовательской работе. Под научно-исследовательской деятельностью студента следует понимать выполнение им определенной творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающим наличие основных этапов исследования в научной сфере. Вместе с этим для выполнения исследовательской работы студенты должны придерживаться определенных этапов исследования: постановка проблемы, изучение теории, сбор материала, его анализ, подбор методики исследования и выполнения исследования, подведение итогов. Цель исследовательской деятельности – приобретение студентами функциональных навыков исследования как универсального способа освоения действительности. Студенты, изучая источники информации, проводя собственные исследования, получают практический опыт анализа проблем, поиска путей их решения. Основной формой научно-исследовательской работы в медицинских колледжах является подготовка и защита курсовых и выпускных квалификационных работ.

Слайд 9

УЧАСТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ Журнал «Медсестра» 1, 2016 год Аннотация. В представленных тезисах дипломной работы Свентиловой М.В., обучающейся 3-го курса по специальности «Сестринское дело», научный руководитель к.м.н., преподаватель ПМ Адамян И.В., обосновывается эффективность использования сестринского процесса при уходе за пациентами с гипертонической болезнью (ГБ) в условиях стационара. Работа содержит результаты анкетирования пациентов с ГБ до и после проведения с ними цикла бесед относительно факторов риска, возможных осложнений, необходимости самоконтроля и регулярного приема лекарственных препаратов. Автор приходит к выводу о заинтересованности пациентов в обучении. После проведения бесед с пациентами отмечается существенное повышение их мотивации к изменению образа жизни, что позволяет быстрее достичь улучшения самочувствия и целевого уровня АД.

Слайд 10

Актуальность исследования. Несмотря на значительные успехи медицины и наличие новых эффективных лекарственных средств, гипертоническая болезнь (ГБ) продолжает оставаться одной из глобальных проблем здравоохранения. По данным ВОЗ 20-30% всего взрослого населения в мире имеет повышенные цифры артериального давления (АД), а среди пожилых лиц распространенность артериальной гипертонии (АГ) достигает 6 5 %. В России неуклонно растет первичная обращаемость по поводу заболевания и наблюдается тенденция его «омоложения». Положение усугубляется тем, что многие пациенты либо не информированы о наличии у них АГ, либо не получают должного лечения. Согласно исследованиям Всероссийского научного общества кардиологов (ВНОК), снижение повышенного диастолического АД даже на 5-10 мм рт ст уменьшает риск инсульта на 5 6 % и риск коронарных осложнений — на 3 7 %. Во многих странах мира, включая Россию, проблема ГБ поставлена на уровень государственных задач. Одним из основных пунктов реализации Федеральной целевой программы «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в РФ» является создание для больных АГ образовательных программ и школ здоровья, нацеленных на снижение факторов риска и повышение мотивации к здоровому образу жизни.

Слайд 11

Цель исследования: изучение особенностей организации сестринской помощи пациентам с гипертонической болезнью в условиях кардиологического стационара. Задачи исследования: - ознакомиться с современными представлениями о гипертонической болезни и сестринском процессе при указанном заболевании; - проанализировать роль медицинской сестры кардиологического стационара в осуществлении ухода за пациентами и в работе школы здоровья для больных с ГБ; - подтвердить необходимость обучения пациентов с целью повышения их информированности о факторах риска, самоконтроля и профилактики осложнений; - внести предложения, касающиеся улучшения организации оказываемой сестринской помощи больным ГБ.

Слайд 12

Объект исследования: сестринская помощь, оказываемая пациентам с гипертонической болезнью в стационаре. Предмет исследования: участие медицинской сестры кардиологического стационара в организации медицинской помощи пациентам с гипертонической болезнью. Гипотеза: данное исследование повысит осведомленность пациентов относительно факторов риска развития ГБ, подтвердит необходимость их обучения (в том числе в школе здоровья), улучшит качество оказываемой сестринской помощи. Методы исследования: теоретический анализ медицинской литературы по проблеме артериальной гипертонии; эмпирический метод — наблюдение; сбор информации (амбулаторные карты, анкетирование); субъективные (жалобы, анамнез) и объективные ( физикальные , инструментальные, лабораторные) методы обследования пациентов; сравнительный анализ; статистический и психодиагностический (беседа) методы.

Слайд 13

Дизайн исследования Данное исследование проводилось в период прохождения практики в кардиологическом отделении городской клинической больницы (ГКБ) № 53 г. Москвы. Было проанализировано 95 медицинских карт пациентов, проходивших лечение в отделении во II квартале 2014 года. Анализ показал, что пациенты с ГБ составляли более трети (33%) от общего числа пациентов. В качестве материала исследования было отобрано 30 пациентов с диагнозом «Гипертоническая болезнь» в возрасте от 40 до 72 лет (19 женщин и 11 мужчин), уход за которыми осуществлялся с применением всех 5 этапов сестринского процесса: первичная оценка состояния пациентов, выявление их настоящих (в том числе приоритетных) и потенциальных проблем и нарушенных потребностей, составление плана сестринских вмешательств, его реализация и оценка полученных результатов, т. е. эффективности вмешательств (см. таблицу) .

Слайд 16

В Ы В О Д Ы 1. Благоприятного исхода в лечении ГБ можно достичь лишь в том случае, если пациент будет иметь четкое представление о своей болезни, уметь самостоятельно контролировать ее течение и осмысленно выполнять рекомендации врача. 2. Организация ухода за пациентами с ГБ с использованием сестринского процесса эффективнее традиционного ухода и позволяет быстрее устранить проблемы пациента, восстановить его нарушенные потребности и достичь целевого уровня АД.

Слайд 17

ПРАКТИЧЕСКИЕ Р Е К О М Е Н Д А Ц ИИ 1. В рамках сестринских вмешательств при ГБ медсестре следует проводить беседы с пациентом и обучать его технике измерения АД, принципам рационального питания, наметить вместе с ним правильный режим труда, отдыха и физической активности, убедить в необходимости регулярного приема гипотензивных препаратов. 2. Разработанные нами памятки для больных с АГ могут использоваться медсестрами стационаров и поликлиник, пациентами и членами их семей, а также в качестве учебных пособий в кабинетах медицинских колледжей.

Слайд 18

Анализ специальной литературы показал, что в области сестринского дела проводятся достаточно много исследований. Сестринские исследования проводят, с одной стороны, врачи в рамках исследований на соискание степени кандидатов или докторов медицинских наук, с другой стороны, медсестры на факультетах ВСО и в медицинских колледжах. Выпускная квалификационная работа студента является одним из видов исследовательской деятельности. Это - законченная разработка, в которой на основании изучения и обобщения современных проблем здравоохранения и подготовки сестринских кадров с высшим образованием предлагается самостоятельное решение частной научно-исследовательской или практической задачи.

Слайд 19

О.А. Скобелева, И.В. Островская, канд. психол. наук Было проведено исследование по изучению научно-исследовательских компетенций медсестер на примере ВКР дипломников факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. С 1995 по 2013 г. студентами факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы (ФВСО и ПСР) выполнено 1667 выпускных квалификационных работ (ВКР). Это - богатый исследовательский опыт. Нами изучены научно-исследовательские компетенции выпускников ФВСО и ПСР, сформированные в процессе обучения. Исследование проводилось на кафедре управления сестринской деятельностью и социальной работы ФВСО и ПСР Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Был проведен анализ периодической, нормативно-правовой, учебной литературы и интернет-источников. Для систематизации, анализа и статистической обработки полученной информации была создана электронная база данных «Выпускные квалификационные работы студентов ФВСО и ПСР» в программе « Microsoft Office Access 2010».

Слайд 22

Исследовательские компетенции студентов формируются наиболее результативно при: • подготовке студентов в области методологии научного познания (через соответствующие дисциплины, семинары, консультации); • проведении постоянной целенаправленной и всеохватывающей работы по развитию у студентов исследовательских умений и навыков (в ходе освоения всех учебных дисциплин, практики); • мониторинге качества руководства исследовательской работой студента профессионально подготовленным преподавателем; • активной научно-методической и научно-исследовательской позиции профессорско-преподавательского состава учебного заведения

Слайд 23

Краснодарский муниципальный медицинский института высшего сестринского образования, факультет среднего профессионального образования Для совершенствования практического обучения по междисциплинарным комплексам профессионального модуля «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» на факультете среднего профессионального образования организован студенческий кружок. Кружковая работа является школой активного формирования профессиональных качеств специалиста и преследует следующие цели: — пробуждать стремление к углублению знаний по избранной специальности; — прививать стремление к поиску, потребности в непрерывном образовании с широким охватом межпредметных и модульных связей; — формировать аналитические, прогностические,организаторские и коммуникативные умения; — новые профессиональные и личностные качества; — развивать творческую инициативу, самостоятельность и ответственность.

Слайд 24

Заседания научных кружков проводятся в следующих формах: - обсуждение докладов и сообщений студентов; - организация встреч с медиками, где рассматриваются проблемы практической деятельности; - проведение викторин в целях углубленного изучения предмета за рамками обязательного учебного материала; - просмотр видеосюжетов с последующим их разбором; - выпуск санитарных бюллетеней, изготовление пособий (стендов, таблиц) с применением информационных компьютерных технологий. При проведении некоторых заседаний кружка имитируется обстановка лечебного учреждения. На таких заседаниях отрабатываются практические навыки и навыки правильного общения с пациентами и персоналом.

Слайд 25

Занятия в кружке проходят интересно и способствуют формированию у студентов общих и профессиональных компетенций (понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения, эффективно общаться и осуществлять уход за пациентом и др.). С лучшими работами студенты выступают на конференциях и имеют публикации в сборниках молодых ученых и студентов вуза. Следует также помнить, что исследования проводят молодые люди, которые нуждаются в поощрении своего труда, в одобрении со стороны однокурсников, преподавателей, работодателей, поэтому обязательно нужны публичные представления результатов исследовательской работы. Участие в студенческих конференциях является одной из наиболее ярких форм представления итогов научно-исследовательской деятельности студентов.

Слайд 26

Конгресс с международным участием «Контроль и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи» (ИСМП – 2016) 10 – 11 ноября 2016 года ХИРУРГИЧЕСКИЕ ПЕРЧАТКИ, ВСЕГДА ЛИ БЕЗОПАСНО? Е.В. Лавренова старшая медсестра операционного блока НЦГ и ССХ им. СВ. Георгия ФГУ «НМХЦ им. Н.И. Пирогова» Минздравсоцразвития России

Слайд 27

Было исследовано 1782 перчатки, использованные во время 62 операций, при среднем расходе перчаток – 28 (14 пар) на 1 операцию. Исследованные перчатки делили на «врачебные» и «сестринские». «Врачебных» перчаток было значительно больше, так как кардиохирургическая бригада состоит из 4 -5 хирургов и 1 операционной сестры. После каждой операции перчатки собирали и исследовали на наличие повреждений.

Слайд 28

Согласно стандартизированному водному тесту, одобренному Европейским комитетом по стандартизации, перчатки надевали на полую трубку стандартного размера, наполняли водой комнатной температуры в количестве 1 л и затем в течении 2 мин проверяли на наличие дефектов.

Слайд 29

Микроповреждение, не заметное при осмотре, становится очевидным после заполнения перчатки водой. Из 1782 перчаток поврежденными оказались 330, т. е. средняя частота проколов 18,5%. Полученный показатель меньше среднестатистического значения 34,7%, приводимого в зарубежных исследованиях. Это объясняется тем, что для испытаний отбирались только внешне целые, неповрежденные перчатки. Это было продиктовано тем, что наибольшую опасность с точки зрения риска инфицирования представляют именно те повреждения, которые остались незамеченными, так как в этом случае продолжительность контакта с кровью пациента больше, а также не принимается никаких мер профилактики инфицирования.

Слайд 30

Частота проколов перчаток у врачей и медсестер оказалась различной: из 1457 «врачебных» перчаток поврежденными оказались 253 (17,3%), а из 325 «сестринских» – 77 (23,7%), т.е. у медсестер частота проколов больше: у хирургов повреждается примерно каждая шестая перчатка, у операционных медсестер – примерно каждая четвертая. Меньший процент повреждения перчаток у хирургов, возможно, объясняется спецификой работы кардиохирургической бригады: ассистенты меньше контактируют с острыми инструментами.

Слайд 31

Очевидно, что столь высокий уровень незамеченных повреждений перчаток свидетельствует о необходимости дополнительных мер защиты (например, перчатки повышенной прочности или двойные перчатки). Более высокой степенью защиты обладают двойные перчатки с индикацией прокола. В продолжение проведенного исследования было бы интересно оценить статистику повреждений при использовании двойных перчаток, а именно: сравнить частоту несквозных проколов (когда повреждается только внешняя перчатка) и частоту сквозных проколов обеих перчаток.

Слайд 32

Заключение Исследования в сестринском деле проводятся по следующим направлениям: исследования личностных качеств и особенностей деятельности практикующих медицинских сестер; исследования удовлетворенности пациентов качеством работы медсестер; исследования состояния здоровья работников здравоохранения; исследования методологических аспектов деятельности среднего медперсонала; изучение использования рабочего времени; анализ особенностей психологический помощи пациентам с различной патологией; исследование объективных показателей деятельности сестринских служб.

Слайд 33

Заключение Научно-исследовательская работа студентов является важнейшим компонентом и показателем качественной подготовки специалистов со средним профессиональным медицинским образованием. Внедрение новых медицинских технологий и методов оказания сестринской помощи в практическом здравоохранении предъявляет особые требования к работнику. Современный специалист должен не только обладать необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и владеть определенными навыками самостоятельного решения практических задач, он обязан постоянно повышать свою квалификацию, адаптироваться к быстро меняющимся факторам научно-технического прогресса и социальной среды.

Слайд 34

Источники 1. Адамян , И.В. Участие медицинской сестры в организации медицинской помощи при гипертонической болезни / И.В. Адамян // Медсестра. – 2016. – № 1. – С. 39-42. 2. Валова , И.А., Киселева, А.Н., Мышкина, Л.В. Современная подготовка студентов медицинского колледжа: научные исследования в сестринском деле / И.А. Валова , А.Н. Киселева, Л.В. Мышкина // Медсестра. – 2015. – № 10. – С. 38-43. 3. Лавренова , Е.В. Хирургические перчатки, всегда ли безопасно? / Е.В. Лавренова // Операционная медсестра. – 2011. – № 12. – С. 58-60. 4. Мороз, О.Н. Организация учебно-исследовательской работы студентов / О.Н. Мороз // Сестринское дело. – 2014. – № 6. – С. 19-21. 5. Островская, И.В., Скобелева, О.А. Научно-исследовательские компетенции медсестер / И.В. Островская, О.А. Скобелева // Медсестра. – 2015. – № 3. – С. 39-44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знатоки основ сестринского дела". Мои перве шаги в сестринском деле.

Пояснительная записка Участники конкурса должны повторить следующие темы и манипуляции:«Инфекционный контроль: дезинфекция»,«Инъекционный способ введения лекарственных веществ"«Методы простейшей ...

Методическое пособие по исследовательской деятельности студентов по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 34.02.01 Сестринское дело

Методическое пособие по исследовательской деятельности студентов по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» 34.02.01 Сестринское дело...

ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ К ЗАНЯТИЯМ НА ДПО Профессиональная переподготовка по специальности «Сестринское дело» (модуль: Основы сестринского дела, Акушерство, Гинекология)

ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ К ЗАНЯТИЯМ НА ДПО Профессиональная переподготовка по специальности «Сестринское дело», срок обучения 252 часа (категория обучающихся: фельдшер, акушерка).      ...

Дипломная работа «Особенности сестринской деятельности в лечебно-диагностическом процессе при хроническом пиелонефрите» по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Дипломная работа «Особенности сестринской деятельности в лечебно-диагностическом процессе при хроническом пиелонефрите» по специальности 34.02.01 Сестринское дело...

МДК 02.01 «Сестринская уход при различных заболеваниях состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) «Сестринское дело в терапии» Специальность Сестринское дело Тема: «Профилактика гипертензивной (гипертонической) болезни»

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями терапии в качестве вспомогательного материала в работе. Задания, предлагаемые конкурсантам, могут наполняться новым содержанием и...

ДПП ПК Вопросы паллиативной помощи в деятельности специалиста сестринского дела 144 часа

ДПП ПК "Вопросы паллиативной помощи в деятельности специалиста сестринского дела"  предназначена для слушателей, имеющих среднее профессиональное образование по специальности "Сест...