Презентация на тему: "Применение лекарственных средств"
учебно-методическое пособие на тему

Потёмкина Лилия Викторовна

Презентация предназначена для студентов первого курса отделения "Лечебное дело", "Сестринское дело"  при изучении ПМ.07, ПМ.04

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Проблема заключается в извечном вопросе - полезны или вредны лекарства? К сожалению, каждое лекарство и полезно, и вредно одновременно. Нет абсолютно безопасных лекарств. Каждое из них может вызвать и желательные, и нежелательные изменения, принести кому-то пользу, а кому-то вред. Именно поэтому любое однозначное заявление о полезности или вредности лекарств абсурдно.

Слайд 3

ВЫПИСКА, УЧЁТ И ХРАНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ Проверяя назначения, сделанные врачом в истории болезни, палатная медицинская сестра ежедневно составляет заявки на необходимые лекарственные препараты и подает их старшей медицинской сестре отделения. На основании этих заявок старшая медсестра выписывает требования, которые заверяются заведующим отделением и направляются в аптеку. После получения из аптеки лекарственных препаратов старшая медсестра, перед тем, как передать их на медицинские посты, тщательно проверяет соответствие лекарственных средств выписанным требованиям, наличие этикетки с указанием названия препарата и его дозы, дату изготовления.

Слайд 4

Хранят лекарственные препараты в специальных шкафах, запирающихся на ключ. Особого контроля требует хранение ядовитых, сильнодействующих и наркотических средств. Ядовитые лекарственные препараты (препараты мышьяка, атропина сульфат, стрихнин и др.) и сильнодействующие (аминазин, адреналин, преднизолон и др.) хранят в специальном сейфе (список «Б»). Каждый случай их применения фиксируется в специальном журнале с указанием фамилии больного и номера истории болезни. Особому учету подлежат наркотические средства (морфин, омнопон, промедол, и др.). Эти препараты хранят также в сейфе (список «А»), ключ от которого находится у ответственного дежурного врача. В сейфе хранят и журнал, в котором отражается их расход.

Слайд 5

При необходимости применения наркотического средства врач записывает назначение в истории болезни; медицинская сестра набирает его из ампулы и вводит больному в присутствии врача, после чего врач удостоверяет своей подписью факт введения препарата. За хищение наркотических препаратов медицинские работники несут уголовную ответственность. Строгие правила учета и хранения ядовитых, сильнодействующих и наркотических лекарственных средств обусловлены необходимостью предупреждения наркомании.

Слайд 6

ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗМ Пути введения подразделяют на 2 основные группы через ЖКТ минуя ЖКТ Энтеральный Парентеральный

Слайд 7

Выбор пути введения лекарств зависит от: скорости наступления терапевтического действия; продолжительности действия; степени активности лекарств, т.е. биодоступности; степени выраженности главного и побочного действия; возможности токсического действия; схемы лечения: кратность, время и длительность приема препаратов.

Слайд 8

Энтеральные пути введения лекарственных средств в организм Основные преимущества этих способов введени я Пероральный Сублингвальный Трансбуккальный Ректальный р er os - через рот(внутрь) sub linguae – под язык за щеку per rectum – через прямую кишку Простота Удобство Доступность

Слайд 9

Характеристика отдельных способов энтерального введения Преимущество способа Пероральный – per os , через рот, внутрь Общие для всех энтеральных способов: простота; удобство; - доступность. Возможность использования различных лекарственных форм Возможность получения запрограммированного действия при использовании модифицированных таблетированных форм

Слайд 10

Недостатки способа введения per os 1. Ограничение возможности применения состоянием больного: - потеря сознания, судороги, травмы, ожоги, возрастные особенности 3. Изменение активности лекарственных средств: - при взаимодействии с компонентами продуктов питания и одновременно принятыми лекарствами 2. Снижение активности лекарственных средств (биодоступности) под воздействием: - ферментов печени, желудочного сока и др. пищеварительных ферментов и т.д. 4. Агрессивное воздействие на слизистую ЖКТ некоторых препаратов - ацетилсалициловая кислота раздражает слизистую желудка вплоть до изъязвления и др.

Слайд 11

Факторы, определяющие эффективность препаратов при пероральном введении Время приема лекарства в зависимости от приема пищи Особенности препаратов, одновременно поступающих в организм (полипрагмазия – прием нескольких препаратов) Состав употребляемой пищи Физико – химические свойства препаратов Механизм действия препаратов

Слайд 12

При пероральном введение лекарственных средств необходимо учитывать воздействие на них желудочного сока ферментов печени других пищеварительных ферментов других лекарственных препаратов

Слайд 13

При этом может иметь место снижение активности лекарственных веществ: - так, цитрамон или аспирин, принятые с молоком, полностью или частично инактивируются усиление побочного действия - применение сахароснижающих средств совместно (на фоне) приема алкоголя вызывает резкое снижение сахара в крови, вплоть до гипогликемической комы появление токсических свойств: - тетрациклины, соединяясь с нитритами, используемыми в качестве консервантов в колбасе, приобретают канцерогенные свойства

Слайд 14

Основные правила при перорально м введени и лекарственных веществ Соблюдение времени приема лекарств и рекомендаций о приеме «до еды», «после еды», что позволяет снизить риск нежелательного взаимодействия и трансформации лекарственных веществ Не следует запивать лекарственные средства так как, находящиеся в них ионы Ca, Mg, Al, Fe , а также кофеин и дубильные вещества замедляют всасывание препарата, снижают активность до 50%. Минеральной водой молоком Фруктовыми соками кофе чаем

Слайд 15

3. Не следует совмещать прием ( per os ) лекарств с приемом: 4. Ограничить прием пищи, богатой (мясо, рыба, молочные продукты, кондитерские изделия), так как угнетается скорость всасывания лекарственных веществ. алкоголя молока Растворяются оболочки таблеток, нарушается запрограммированное высвобождение лекарственных веществ и создается токсическая доза лекарственных веществ Снижается действие сердечных гликозидов, антибиотиков, сульфаниламидов. животными жирами большим количеством белка

Слайд 16

Характеристика сублингвального, трансбуккального и ректального путей введения лекарственных средств Быстрота действия и высокая биодоступность обеспечивается тем, что лекарственное вещество, минуя печень и воздействие пищевых ферментов, попадает в общий кровоток. Простота применения Удобство применения Быстрота наступления эффекта : (при сублингвальном – через 1-5 мин); (при ректальном – через 10-15мин). Высокая эффективность Отсутствие агрессивного воздействия на слизистую ЖКТ

Слайд 17

Недостатки путей Ограниченное число лекарственных форм: - таблетки, гранулы, капли, диски, пленки для сублингвального и трансбуккального введения; - суппозитории, растворы для микроклизм – для ректального введения Ограниченный набор лекарственных веществ: - при сублингвальном введении необходима высокая активность ввиду малой площади подъязычной области(нитроглицерин 0,0005); - раздражающее действие на слизистую при ректальном введении и др.

Слайд 18

Основные показания к использованию Сублингвального и трансбуккального введения лекарств: - необходимость скоропомощного эффекта: приступ стенокардии; резкое повышение артериального давления; - плохое всасывание лекарственного вещества а ЖКТ (метилтестостерон); - необходимость пролонгированного действия ( трансбуккальное введение) и др. Ректального введения лекарств: - заболевания слизистой ЖКТ; - определенное состояние больного( травмы, судороги и т.д.); - необходимость местного воздействия и др.

Слайд 19

Парентеральные пути введения лекарственных средств ( минуя желудочно – кишечный тракт ) К ним относятся Ингаляционный Инъекционный Внутрисосудистый Внутривенный Внутриаортальный Внутриартериальный Подкожный Внутримышечный Через оболочки мозга: - субарахноидальный; - субдуральный; - субокципитальный Внутриполостной Трансдермальный (через кожу)

Слайд 20

Преимущества парентеральных путей введения Механизм обеспечения преимущественных признаков состоит в том, что лекарственные вещества попадают сразу в общий кровоток или непосредственно к органам и тканям, минуя барьер печени и воздействие пищеварительных ферментов и компонентов продуктов питания. быстрота фармакотерапевтического действия точность дозирования лекарственных веществ возможность преодолеть барьеры – гематоэнцефалический и др. высокая биодоступность – 100% возможность локального воздействия на конкретную область

Слайд 21

Недостатки парентеральных (инъекционных) путей введения лекарственных средств Относительная сложность введения Необходимость специального инструментария Необходимость обучения медперсонала Болезненность манипуляции и возможность осложнений Необходимость соблюдения стерильности

Слайд 22

Возможные осложнения при инъекционном введении лекарственных средств Инфильтрат Абсцесс Сепсис Сывороточный гепатит СПИД Плохо рассасывающиеся инфильтраты Повреждение: - надкостницы (периостит); - сосудов (некроз, эмболия); - нервов (паралич, неврит) Поломка иглы Воздушная или медикаментозная эмболия Некроз тканей Гематома При нарушении правил асептики При неправильном выборе места инъекции При неправильной технике выполнения

Слайд 23

ПРАВИЛА РАЗДАЧИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ При раздаче лекарств, как и при всех действиях сестры, нужно соблюдать гигиену. Перед раздачей лекарственных средств тщательно вымыть руки. Поставить на передвижной столик емкости, флаконы с жидкими лекарственными формами, пипетки (отдельно для каждого флакона), стаканчики для приема лекарств, графин с водой, пинцет для раздачи таблеток, ножницы. Предварительно ознакомится с листами назначения. В них должны быть четко написаны: фамилия, имя, отчество пациента, полное название лекарства, доза, способ и время его введения. Проверить назначения написанные неразборчиво.

Слайд 24

Если одному больному на один прием назначено несколько лекарств, нужно выяснить, нет ли среди них несовместимых сочетаний, можно ли давать их одновременно, или какова последовательность их приема. Нельзя отвлекаться при подготовке лекарств и их раздаче. Внимательно прочитать этикетку на упаковке (название, доза, срок годности) и запись в истории болезни. Лекарство из флаконов доставать специальной ложечкой или пинцетом. Таблетки из конвалют вылущивать, сохраняя упаковку и название лекарственного препарата. Строго соблюдать дозу жидких лекарственных форм, пользуясь при этом стаканчиком для приема лекарств. Раздавать лекарственные средства рекомендуется только у постели больного, используя при этом психотерапию. Вера в то, что лекарство несет избавление от недуга, значительно повышает его эффективность. Во многих лечебных отделения медсестры в целях экономии времени заранее раскладывают лекарственные вещества в лотки, разделенные на ячейки. Каждая ячейка предназначена для конкретного больного. Недостатки данного порядка раздачи: отсутствие контроля за приемом лекарственных средств пациентом; не соблюдается индивидуальная схема раздачи лекарственных средств, режим приема, возможны ошибки при раздаче, возникают трудности при ответе на вопросы по поводу назначенных лекарственных препаратов.

Слайд 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наиболее простым в применении является метод перорального, сублингвального,трансбуккального и трансдермального введения лекарственных средств. Наиболее быстрое терапевтическое действие оказывают лекарства, введенные внутрисосудисто: внутривенно, внутриаортально, внутриартериально, через оболочки мозга, сублингвально, ингаляционно. Наибольшая активность (биодоступность) сохраняется в препаратах, введенных сублингвально, трансбуккально, ректально и всеми путями парентерального введения. Пролонгированное действие будет иметь место при использовании внутримышечного введения лекарственных веществ в малорастворимом виде, трансдермального использования дисков и трансбуккального (нитродиск), перорального введения модифицированных таблетированных средств.

Слайд 26

5. Наиболее сложным по методике является введение препаратов внутрисосудистое, через оболочки мозга, и внутриполостное. 6. При пероральном применении лекарственных средств в отдельных случаях возможно образование эрозий и язв желудка. 7. Наибольшее число осложнений возможно при инъекционном введении лекарственных средств: инфильтрат, некроз, флебит, тромбофлебит, тромбоз, эмболия, сепсис, инфицирование и др. 8. Использование ректального метода ограничено требованиями к физико – химическим свойствам препарата.

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся по специальности «Фармация» по производственной практики ПМ. 01 ПМ. 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента. МДК 0102 «Организация отпуска лекарственных средств и товаров аптечного ас

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕдля обучающихся по специальности «Фармация»  по производственной практикиПМ. 01 ПМ. 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.  МДК 0102 «Орган...

Презентации лекций по теме "Лекарственные средства, влияющие на нервную систему"

Предлагаюется вспомогательный материал к лекциям по фармакологии, в виде мультимедийных презентаций, по темам "Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему" и "Лекарственные...

Презентации для МДК "Контроль качества лекарственных средств"

Презентации к занятиям по МДК "Контроль качества лекарственных средств"...

Методическая разработка технологической карты практического занятия на тему "Применение лекарственных средств"

Данная методическая разработка будет полезна преподавателям медицинских колледжей по специальности "Сестринское дело" или "Лечебное дело". ПМ 04 "Выполнение работ по одной или...

Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по теме «Применение парентерального пути введения лекарственных веществ»

Студенты специальностей «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» должны быть подготовлены к выполнению врачебных назначений и оказанию неотложной помо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -

Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.

Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...