Методические рекомендации практического занятия "Простые и слжные питательные среды: состав, назначение", Методические рекомендации практического занятия "Контроль качества стерилизации"
методическая разработка на тему

Методические рекомендации для прведения практических занятий со студентами 2 курса специальности  Лабораторная диагностика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_metodichka_kontrol_sterilizatsii.docx464.51 КБ
Файл pitatelnye_sredy_metodichka.docx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

   

ОДОБРЕНО

ПЦК 4 дисциплин направлений

по специальности «Лабораторная диагностика»

Разработано на основе Федерального государственного образовательного  стандарта  среднего профессионального  образования по специальности

031.02.03 Лабораторная диагностика

наименование комиссии

Протокол № 4

от « 11 » февраля 2016 г.

Председатель предметной (цикловой)  комиссии

_____________/Кочерыжкина Н.А.

код, наименование специальности

Утверждаю

Заведующий учебным отделом

________________/ Е.В.Власова/

Составитель  (автор): Агинова Виктория Викторовна преподаватель  первой квалификационной категории   ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Методическая разработка  предназначена для проведения практического занятия по теме «Контроль качества стерилизации» в соответствии с рабочей программы ПМ 04 «Проведение лабораторных микробиологических исследований» для студентов  2 курса, специальности  031.02.03 Лабораторная диагностика.

На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе. Методическая разработка структурирована и содержит:

  • Методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, мотивация, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, хронологическая карта занятия;
  • Информационный блок, который включает,  теоретический материал в виде опорного конспекта; с целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной презентации;
  • Блок контроля знаний, который включает определение исходного уровня знаний студентов в виде фронтального опроса, первичного контроля усвоения материала в виде устного опроса  и  итогового контроля знаний в виде тестов блиц игры «Борьба умов» для закрепления знаний.

      Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.

       Создание методической разработки вызвано трудностью усвоения данного материала студентами из – за недостаточного объема информации в учебной литературе.

Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………… 3

Введение………………………………………………………………….......  5

Основная  часть ………………………...………………………..………....  5

  • Методический блок…………………………………………………..  5
  • Информационный блок……………………………………………..  16
  • Блок контроля знания и сформированных компетенций……… 21

Заключение…………………………………………………………………... 22

Список литературы…………………………………………………………  23

Приложения…………………………………………………………………   24

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы стерилизации изделий медицинского назначения и контроль ее эффективности продолжают оставаться одной из самых актуальных проблем современного здравоохранения. Одним из важных направлений в профилактике внутрибольничных инфекций является строгое соблюдение правил дезинфекции, предстерилизационной обработки и стерилизации изделий медицинского назначения. Всему миру известны трагические последствия внутрибольничной вспышки ВИЧ-инфекции в детской республиканской больнице г. Элисты в результате грубого нарушения элементарных требований обработки медицинских инструментов, изложенных в ОСТ 42-21-2-85 "Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режим".[1][5] Многообразие медицинских изделий, наличие деталей в их конструкции из полимерных и др. синтетических материалов, труднодоступность отдельных узлов для обработки, использование волоконной оптики создают определенные сложности в ориентации среди различных методов дезинфекции и стерилизации, в выборе оптимального метода в каждом конкретном случае.     Дезинфекция и стерилизация изделий медицинского назначения  в здравоохранении очень важна и общепризнана и, следовательно, контроль эффективности стерилизации является  главной составляющей процесса.

       Под системой контроля стерилизации подразумевается комплекс методов с указанием объема и периодичности их проведения и описанием порядка действий персонала в различных ситуациях. Контролю должны подвергаться все критические параметры метода стерилизации. Известно, что еще не существует метода, который бы полностью отвечал задачам контроля. В связи с этим в настоящее время для решения всех задач контроля применяется несколько методов, дополняющих друг друга.

       Документация по стерилизации, ранее носившая формальный характер, приобрела значение юридического документа и отражает ту систему контроля за стерилизацией, которая внедрена в медицинском учреждении. Она стала объектом внимания не только санитарных, но и судебных органов, при возникновении вопроса об ответственности за надежность внедренной в учреждении системы контроля.[6]

       Требования к надежности стерилизационных мероприятий во всех

странах возрастают. Контроль стерилизации - это регулярные мероприятия по получению, документированию и интерпретации данных, необходимых для доказательства надежности стерилизации.

В связи с этим, изучение вопросов контроля качества стерилизации, овладение алгоритмом самих манипуляций, навыками работы приведет к повышению качества медицинских услуг и, следовательно, к сохранению здоровья населения Российской  Федерации.

 МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

       Рекомендации по работе с методической разработкой

 (для преподавателя)

       Целью данной методической разработки является подбор целесообразных методов обучения, предназначенных для повышения эффективности процесса обучения на занятии. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволят преподавателю выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.      

Предполагается, что методическая разработка   определит полезные методические советы и рекомендации по практическому проведению занятия, позволит студентам всесторонне изучить тему и овладеть алгоритмом работы с индикаторами химического и биологического методов контроля стерилизации, поможет обобщить и закрепить полученные знания в игровой форме. Предложенная смена  различных методов обучения позволит задействовать несколько  видов деятельности студентов на занятии и будет максимально эффективно способствовать усвоению учебного материала.

Учебными целями данной разработки являются:

1. Раскрыть значение, роль процессов стерилизации и методов ее контроля ;

2. Выявить знания по теме «Дезинфекция и стерилизация»;

3. Ввести новые понятия – методы контроля стерилизации;

4. Научить выполнять задания по алгоритму;

5. Способствовать выработке умений проведения алгоритма манипуляции;

6. Создать атмосферу эмоционального подъема, деловитости.

Изучив тему, студент должен 

знать:

  • Основные методы контроля стерилизации.
  • Физические методы контроля.
  • Химические методы контроля. Принцип действия. Параметры. Учет результата.
  • Биологические методы контроля. Принцип действия. Учет результата.

уметь:

  • Оценивать показатели приборов физического метода контроля.
  • Работать с химическими индикаторами.
  • Проводить регистрацию результатов контроля стерилизации в лабораторном журнале.
  • Объяснить результаты проведения контроля.
  • Работать с тест-системами биологических индикаторов.
  • Проводить регистрацию результатов контроля стерилизации в лабораторном журнале.
  • Объяснить результаты проведения контроля.

Данная методическая разработка будет полезна для преподавателей и студентов  специальность 031.02.03 Лабораторная диагностика.

Критерии оценок практической деятельности студента

  1. Требуемая форма медицинской одежды.
  2. Выполнение домашнего задания.
  3. Своевременное, аккуратное и правильное ведение рабочей тетради.
  4. При выполнении практических манипуляций оцениваются способность выполнять работу по инструкции, точность, пунктуальность, дисциплинированность, качество и количество выполненной работы.

Оценка 5 (отлично) выставляется студенту в случае,  если он:

Демонстрирует отличные знания содержания материала в пределах изученного материала;

   Правильно организует рабочее место, проводит манипуляции контроля качества стерилизации без ошибок.

Оценка 4 (хорошо) выставляется студенту в случае,  если он:

  Уверенно излагает  основное  содержание изученного материала;

При организации рабочего места и  проведении манипуляции контроля качества стерилизации испытывает незначительные  затруднения.

Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется студенту в случае,  если он:

Фрагментарного  излагает содержание изученного материала;

Допускает  ошибки при организации рабочего места и проводит манипуляции контроля качества стерилизации с ошибками, которая исправляется после дополнительного объяснения преподавателя.

Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется студенту в случае,  если он:

Не раскрывает основное содержание материала;

Организует рабочее место с ошибками и допускает принципиальные ошибки при проведении манипуляции контроля качества стерилизации, которые не может исправить даже с помощью преподавателя.

       Рекомендации по работе с методической разработкой

(для студентов)

                 

1.Организационный момент:

  • проверьте внешний вид;
  • подготовьте рабочее место.

2. Изучение нового материала:

  • внимательно прослушайте разъяснения преподавателя, составляя краткий конспект;
  • просмотрите презентацию по  теме занятия

3. Самостоятельная работа студентов

Изучите алгоритм работы  следующих индикаторов:

  • химические индикаторы 4 класса  Винар
  • тест- системы различных биологических индикаторов (муляж).

4. Обсуждение результатов самостоятельной работы

  • Ответьте на вопросы преподавателя, касающиеся выполненной  практической работы;
  • Задайте преподавателю вопросы, возникшие у Вас при изучении теоретического материала и во время самостоятельной работы на занятии.

5.  Итоговый контроль знаний

  • Составьте тестовые вопросы по теме «Контроль качества Стерилизации» для Блиц игры «Борьба умов», сформируйте 2 команды и проведите итоговый контроль знаний в виде соревнования. 

6. Подведение итогов занятия, задание на дом

  • узнайте у преподавателя оценку, полученную Вами за работу на занятии;
  • получите домашнее задание;
  • приведите в порядок   рабочее место.

 

       Технологическая карта занятия 

1. Дисциплина  ПМ. 04 Проведение лабораторных микробиологических исследований

МДК 04.01. Теория и практика лабораторных микробиологических исследований.

Специальность 31.02.03  Лабораторная диагностика

2. Курс 2 Семестр 3

3. Тема 1.2  Типы взаимоотношений микро- и макроорганизмов. Экология микроорганизмов 

4. Тема занятия: Тема 1.2.4 Контроль качества стерилизации

5. Вид занятия: практическое занятие

6.Тип урока  комбинированный урок

7. Место проведения и  время проведения занятия: аудитория МК №1 , время проведения 90 мин

8. Мотивация темы: 

     В современных условиях высокого уровня инфицированности населения возбудителями различных заболеваний особенно актуальной является проблема обеспечения  биологической безопасности пациентов и персонала лечебно-профилактических организаций. [2]

    В комплексе мероприятий по стерилизации изделий медицинского назначения важное значение имеет организация и проведение контроля за ее эффективностью. Используемые до настоящего времени методы и средства контроля не всегда позволяют выявить дефекты стерилизации, что влечет за собой повышение уровня внутрибольничных инфекций.

Работа по совершенствованию методов контроля стерилизации продолжается.

     В ходе занятия будут рассмотрены  различные методы контроля стерилизации, химические индикаторы и тест-системы биологических индикаторов, разработанные, в частности, в Московском городском Центре Дезинфекции.

9. Цели занятия: 

Общая цель: способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего выпускника

Код/шифр компетенции

Содержание компетенции

Пути формирования компетенции

                                            Общие компетенции

ОК  1.

Понимать  сущность  и  социальную  значимость  своей  будущей  профессии,  проявлять  к  ней  устойчивый  интерес.

Усвоение основных теоретических знаний по теме занятия и морально-этических норм медицинского работника

ОК  4.

Осуществлять  поиск,  анализ  и  оценку  информации,  необходимой  для  постановки  и  решения  профессиональных  задач,  профессионального  и  личностного  развития.

Закрепление теоретических знаний, развитие практических навыков постановки и решения профессиональных задач и личностного развития

ОК  5.

Использовать  информационно-коммуникационные  технологии  для  совершенствования  профессиональной  деятельности.  

Упражнения по поиску необходимого материала по теме занятия

ОК  9.

Быть  готовым  к  смене  технологий  в  профессиональной  деятельности

Чередование различных приемов обучения  применения практических навыков на занятии

                                     Профессиональные компетенции

ПК  4. 1.

 Готовить  рабочее  место  для  проведения  лабораторных  микробиологических  исследований.

Упражнения по организации рабочего места для проведения лабораторных микробиологических исследований

ПК  4. 2.

Проводить  лабораторные  микробиологические  и  иммунологические  исследования  биологических  материалов,  проб  объектов  внешней  среды  и  пищевых  продуктов;  участвовать  в  контроле  качества

Закрепление теоретических знаний, развитие практических навыков постановки и решения профессиональных задач

ПК  4. 3.

Регистрировать  полученные  результаты.

Упражнения по регистрации результатов исследования в журнал учета результатов исследования

ПК  4. 4.

Проводить утилизацию  отработанного  материала,  дезинфекцию  и  стерилизацию  использованной  лабораторной  посуды,  инструментария,  средств  защиты.

Упражнения по утилизации отработанного  материала,  дезинфекции  и  стерилизации  использованной  лабораторной  посуды,  инструментария,  средств  защиты

 

Конкретные цели (задачи):

Дидактические цели:

с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия   должен знать:

  • методы  контроля качества стерилизации: физические, химические, биологические;
  • принцип действия физических методов,
  • принцип действия химических методов контроля;
  • основные параметры, по которым осуществляется контроль химическими индикаторами;
  • принцип действия биологических индикаторов;
  • алгоритм работы с химическими индикаторами;
  • алгоритм работы с биологическими индикаторами;
  • учетно-отчетную документацию при контроле качества стерилизации.

с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия  должен  уметь:

  • Работать с учебной и дополнительной литературой;
  • Выделять основные понятия;
  • Систематизировать изучаемый материал;
  • Составлять алгоритм работы с химическими индикаторами и тест-системами биологических индикаторов;
  • Заполнять журналы контроля качества стерилизации.

 Развивающие цели:

  • развивать умение обобщать и систематизировать изучаемый материал;
  • способствовать развитию речи обучающихся с применением медицинской терминологии.

Воспитательные цели:

  • воспитать интерес к будущей профессии;
  • воспитать стремление соблюдать правила безопасности выполнения работ;
  • формировать необходимые коммуникативные качества, связанные с особенностью профессии.

10. Уровень освоения – 1

11. Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Междисциплинарные связи:

        

 Внутридисциплинарные связи:

12. Обеспечение занятия:

 А.  Методическое обеспечение:

 Мультимедийная презентация «Контроль качества стерилизации»

 Б.  Материально- техническое обеспечение:

Сухожаровой шкаф, автоклав (муляж);

Компьютер, мультимедийная система.

  В.  Раздаточный материал:

методические рекомендации по теме занятия, индикаторы химические, лабораторный журнал учета результатов контроля стерилизации, тест-системы биологического контроля стерилизации.

13.   Литература:

Основная:

1. Микробиология /  Под ред.Ф.К. Черкес- 2-е издание, стереотипное. -М.: ООО “Издательский дом Альянс”, 2009. – 512 с.: ил.

Дополнительная литература

1. Руководство по медицинской микробиологии под ред. А.С. Лабинской, Н.Н. Костюковой, С.М. Ивановой/ Издательство “Бином”, 2010.

14. Хронологическая карта занятия (ход занятия)

 

п/п

Этап занятия

Вре

мя

в мин.

Методы, приемы обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность студента

1.

Организационный момент.

3

рассказ

Определяет наиболее рациональные виды деятельности студентов

Организует рабочее место, приводит в порядок внешний вид

2.

Сообщение цели занятия, мотивация изучения темы.

4

рассказ инструктивно-практический метод

Устанавливает междисциплинарные связи изучаемой темы

Записывает в тетради цели, задачи

3.

Актуализация знаний по предыдущей теме:

10

беседа проблемный метод

Устанавливает  внутридисциплинарные связи изучаемой темы

Слушает и анализирует

4.

Первичное усвоение новых знаний

 20

рассказ, демонстрация алгоритма работы

Выделяет узловые понятия и закономерности, планирует логические переходы от одного этапа занятия к другому

Конспектирует материал, смотрит презентацию, видеоматериал

5.

Первичная проверка понимания

10

устный опрос репродуктивный

Задает наводящие вопросы студентам по теме занятия

Слушает, анализирует, отвечает на вопросы

6.

Первичное закрепление знаний

23

самостоятельная работа репродуктивный

Определяет выводы по данной теме

Самостоятельно работает с предложенными тест системами

7.

Контроль усвоения полученных знаний

10

игра

репродуктивный

Предлагает провести контроль усвоенных знаний в форме игры «Борьба умов»

Составляет тестовые вопросы, отвечает на тестовые вопросы

8.

Итоги занятия.

5

Рефлексия

Предлагает провести рефлексию  по принципу незаконченного предложения.

Анализирует собственную деятельность на занятии

9.

Домашнее задание.

5

рассказ информационно-рецептивный метод

Объявляет домашнее задание и дает объяснения по его заполнению

Записывает домашнее задание, слушает разъяснения преподавателя

ИТОГО:

90

15.  Содержание учебного материала (дидактические единицы темы):

1. Методы контроля эффективности стерилизации.

2.Физические методы.

3.Химические методы.

4. Биологический метод.

5. Учетно-отчетная  документация.

6. Организация  рабочего  места  для  проведения  микробиологических

исследований  с  соблюдением  техники  безопасности  и санэпидрежима.

16.    Домашнее задание:

стр. 75, 79-80

Ответить на контрольные вопросы      

1. Назовите методы контроля стерилизации.

2. Назовите параметры химического метода контроля.

3. Объясните принцип работы биологических индикаторов.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

1. Изучение нового материала

Опорный конспект

Существуют 3 основных метода контроля эффективности стерилизации: 

  • Физический метод;
  • Химический метод;
  • Биологический метод.

1). Физические методы:

Физические методы контроля осуществляются с помощью  контрольно – измерительных приборов (КИП) таких как:

  • средства измерения температуры (термометры, термопары);
  • средства измерения давления (манометры, мановакуумметры);
  • средства измерения времени. (рис.1,  рис.2, приложение 1)

Современные стерилизаторы оснащены также записывающими устройствами, фиксирующими отдельные параметры каждого цикла стерилизации.

2). Химические методы: 

осуществляется с помощью химических тестов и термохимических индикаторов, изменяющих свое агрегатное состояние и цвет при достижении определенного для него плавления:

  для паровых стерилизаторов используется

  • мочевина (карбамид) с розовым красителем температура плавления 132 градуса Цельсия;  
  • бензойная кислота с фуксином — температура плавления 120°С; термоиндикаторная бумага, изменяющая свой цвет под воздействием определенной температуры (l20°C-132 С);

 для воздушных стерилизаторов:

  • тиомочевина (тиокарбамид) без красителя, температура плавления 180°С;
  • янтарная кислота, температура плавления которой 180°С ;
  • термоиндикаторная бумага изменяет свой цвет при температуре 180°С.[3] [4]

С января 2002 года в России введен в действие ГОСТ Р ИСО 11140-1 "Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Общие требования". Согласно этому документу химические индикаторы распределены на шесть классов.

1-го класса являются индикаторами ("свидетелями") процесса. Примером такого индикатора является термоиндикаторная лента, наклеиваемая перед проведением стерилизации на текстильные упаковки или стерилизационные коробки. Изменение цвета ленты указывает, что упаковка подверглась воздействию процесса стерилизации. Такие же индикаторы могут помещаться в наборы хирургических инструментов или операционного белья.

2-й класс индикаторов предназначен для использования в специальных тестовых процедурах, например, при проведении теста Бовье-Дика (Bowie-Dick test). Этот тест не контролирует параметры стерилизации, он оценивает эффективность удаления воздуха из камеры парового стерилизатора.

Индикаторы 3-го класса являются индикаторами одного параметра. Они оценивают максимальную температуру, но не дают представления о времени ее воздействия. Примерами такого рода индикаторов являются описанные выше химические вещества.

4-й класс - это многопараметровые индикаторы. Они содержат красители, изменяющие свой цвет при сочетанном воздействии нескольких параметров стерилизации, чаще всего - температуры и времени. Примером таких индикаторов служат термовременные индикаторы для контроля воздушной стерилизации.

5-й класс - интегрирующие индикаторы. Эти индикаторы реагируют на все критические параметры метода стерилизации. Характеристика этого класса индикаторов сравнивается с инактивацией высокорезистентных микроорганизмов.

6-й класс - индикаторы-эмуляторы. Эти индикаторы должны реагировать на все контрольные значения критических параметров метода стерилизации. (рис.3, приложение 2) [7]

3). Биологический метод

       В настоящее время для проведения бактериологического контроля используются биотесты, имеющие дозированное количество спор тест-культуры. В основе биологического метода контроля процесса стерилизации лежит гибель определенного числа тестовых, устойчивых к воздействию стерилизующего агента микроорганизмов.

Биологические индикаторы (БИ) используют для определения эффективности стерилизации.

     Контроль эффективности стерилизации с помощью биотестов рекомендуется проводить 1 раз в 2 недели. В зарубежной практике принято применять биологическое тестирование не реже 1 раза в неделю.

     В ряде случаев возникает необходимость проведения контроля с помощью биотестов каждой загрузки стерилизатора. Прежде всего, речь идет о стерилизации инструментов, используемых для выполнения сложных оперативных вмешательств, требующих применения высоконадежных стерильных материалов. Каждая загрузка имплантируемых изделий также должна подвергаться бактериологическому контролю. Тех же принципов при определении периодичности контроля рекомендуется придерживаться в отношении газовой стерилизации, являющейся по сравнению с другими методами более сложной.

        Существуют различные биологические индикаторы. В зависимости от дизайна индикаторы могут быть раздельными, в которых микробная тест-культура после стерилизационного цикла переносится в стерильную питательную среду для последующего инкубирования, и автономными, в которых тест-культура, нанесенная на инертный носитель, и питательная среда (в отдельной ампуле) помещены в одну упаковку и стерилизуются вместе. После стерилизации ампула со средой разрушается, и индикатор инкубируется. Биологические индикаторы раздельного типа рекомендуется применять в случае невозможности размещения автономных индикаторов в (на) стерилизуемом изделии, при оценке надежности стерилизации отдельных частей стерилизуемого изделия, определения наиболее труднодоступных для стерилизации мест. Существенным недостатком биоиндикаторов раздельного типа является необходимость создания асептических условий для переноса тест-организма после стерилизации в питательную среду, чтобы избежать контаминации индикатора. Причем риск получения ложного результата всегда остается. Автономные биоиндикаторы лишены этого недостатка. Но у них имеется свой, связанный с возможностью уменьшения чувствительности питательной среды при температурной (паровая, воздушная) стерилизации. Наличие микробного роста в биоиндикаторе может определяться после инкубирования по увеличению мутности микробной суспензии, по изменению окраски рН-индикатора или то и другое одновременно.

     В последние годы разработаны индикаторы, в которых наличие микроорганизмов, сохранивших жизнеспособность после стерилизации, определяется по флуоресценции. Эти индикаторы имеют значительное преимушество, т. к. из-за высокой чувствительности флуоресцентного способа индикации ответ о качестве стерилизации могут давать в течение 1 часа после окончания цикла стерилизации вместо 24-48 часов.

     Таким образом, БИ относятся к типу интегрированных многопараметровых индикаторов, в которых все факторы летальности одинаково влияют как на тест-организм в индикаторе, так и контаминирующую микрофлору на стерилизуемом изделии.

     При создании БИ выбирается тест-организм, резистентность которого к конкретному стерилизационному процессу превышает резистентность контаминирующей микрофлоры. Кроме того, количество этих микроорганизмов в БИ должно превышать суммарную популяцию на стерилизуемых изделиях. А так как кинетика гибели тест-объекта и контаминанта подчиняется одному закону, то соблюдение требований по резистентности и количеству микроорганизмов в БИ предусматривает большой запас вероятности полной гибели контаминирующей микрофлоры.               Биологический индикатор автономного типа –это  готовый к применению инокулированный носитель в первичной упаковке, обеспечивающий определенную устойчивость к конкретному режиму стерилизации. Носителем является удерживающий материал, на который нанесены тест-микроорганизмы, а первичной упаковкой является система, предохраняющая инокулированный носитель от повреждения и контаминации, но не препятствующая проникновению стерилизующих агентов.

       Автономная система биологического индикатора – индикатор, первичная упаковка которого содержит питательную среду, необходимую для выращивания тест-микроорганизмов. Такой автономный биологический индикатор является наиболее удобным средством биологического контроля      

Индикатор размещается непосредственно в стерилизационной камере, либо закладывается в контейнеры и упаковки, предназначенные к стерилизации, в процессе их подготовки. Никаких предварительных манипуляций с индикатором производить не требуется - он полностью готов к применению. После окончания стерилизационного цикла индикатор должен быть извлечен и подвергнут инкубации для контроля инактивации содержащихся в нем спор микроорганизмов. После извлечения из камеры стерилизатора надо раздавить находящуюся внутри ампулу и инкубировать при рекомендованной температуре в течение необходимого времени - обычно это 24 часа.  Ошибка стерилизации проявляется изменением цвета и/или помутнением среды.

     Существуют  БИ, разработанные специально для разных типов стерилизации и требуют понимания и умения с ними работать. Они представляют собой комплекты , содержащие тест-культуру, состоящую из живых спор бактерий, питательной среды для их культивирования, шприца для забора материала и пробирок или ампул для контроля среды и самих тест-систем. Тест-системы закладываются в стерилизаторы по определенной схеме (указана в паспорте для данного комплекта) и после прохождения цикла стерилизации при помощи шприца заливают питательную среду в пробирки или флакончики со споровой тест-культурой. Учет  результатов производят после термостатирования. При наличии признаков роста культуры микроорганизмов процесс стерилизации признается неудовлетворительным. (рис.4 приложение3)

Все результаты контроля качества стерилизации заносятся в лабораторный журнал контроля работы стерилизаторов. (рис.5 приложение 4) [3]

2. Самостоятельная работа студентов

Тест-системы биологических индикаторов предназначены для контроля процесса стерилизации в воздушных, паровых и газовых стерилизаторах.

Обучающимся предоставляются комплекты тест - систем с инструкцией по выполнению процесса стерилизации. Для выполнения работы студентам предлагается работать по парам.
Студенты самостоятельно изучают инструкцию, рассказывают и показывают каким образом будет осуществлен процесс контроля стерилизации в том или ином стерилизационном оборудовании

Задания для самостоятельной работы:

Цель: Изучить  и освоить алгоритм работы  следующих индикаторов:

  • химические индикаторы 4 класса  Винар
  • тест- системы различных биологических индикаторов (муляж).

Для проведения самостоятельной работы необходимо выполнить следующие задания:

 

ЗАДАНИЕ 1

Составить тезисный конспект «Тест - система биологического индикатора. Принцип работы»;

    ЗАДАНИЕ 2

Составить алгоритм выполнения манипуляции контроля качества стерилизации (химический метод); 

Составить алгоритм выполнения манипуляции контроля качества стерилизации (биологический метод); 

    ЗАДАНИЕ 3

отработка манипуляций по освоению ПК:

ПК. 4.1 – Подготовить рабочее место для проведения                   манипуляции (биологический метод);

ПК. 4.2 - Провести демонстрацию проведения манипуляции в сухожаровом шкафу и автоклаве (химический метод);

ПК. 4.3 - Зарегистрировать результат проведения контроля качества стерилизации в лабораторном журнале.

БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СФОРМИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

1.Контроль исходного уровня знаний.

Вопросы для фронтального опроса

1. Назовите  этапы мероприятий, направленных на достижение биологической безопасности в ЛПУ.

2.  Дайте определение понятия дезинфекция.

3.  Назовите виды дезинфекции.

4. Охарактеризуйте понятия профилактическая и очаговая дезинфекция. Объясните  их особенности.

5. Объясните понятие – предстерилизационная очистка.

6. Назовите виды  контроля качества предстерилизационной очистки.

7. Дайте определение понятия стерилизация.

8. Объясните основное различие между стерилизацией и дезинфекцией.

2. Первичная проверка понимания

Вопросы для опроса        

1. Почему возникла необходимость контроля качества стерилизации?

2. Сколько методов контроля качества стерилизации существует?

3. Какие параметры контролируют физические методы контроля?

4. Как осуществляется химический контроль эффективности стерилизации?

5. При помощи чего осуществляется биологический контроль качества стерилизации?

6. Какой вид контроля  считается наиболее надежным?

3. Итоговый контроль знаний.

Блиц-игра Борьба умов.

 Группа  обучающихся делится на 2 подгруппы по 5 человек. Каждая подгруппа создает по 3 вопроса в каждой из предложенных категорий и на них по 4 варианта ответов.

Затем, каждая из подгрупп задает студентам другой подгруппы вопросы. Учет правильных и неправильных ответов ведет преподаватель.

Контроль стерилизации

             

                                                             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В результате проделанной работы:

1. Обоснована  необходимость изучения темы и овладения  алгоритмом работы с различными индикаторами контроля качества стерилизации.

2. Изложен теоретический материал о методах контроля стерилизации.

3.  Предложен метод овладения алгоритмом манипуляции контроля эффективности стерилизации.

4. Предложена игровая форма  итогового контроля знаний.

5. Рекомендованы необходимые  методы   и приемы обучения, определена их последовательность.

       Данные методы обучения, их чередование в ходе занятия позволяют удерживать  внимание  и сохранить активность студентов, задействовать различные анализаторы и виды мыслительной и практической  деятельности.     Игровая форма  итогового контроля  знаний создает дух соревнования, позволяет обобщить полученную информацию, систематизировать и запомнить. Окончание урока в игровой форме любимой и понятной для многих студентов игры позволяет получить максимальный результат при отличном эмоциональном фоне настроения студента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ОСТ 42-21-2-85 "Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режим".

2. Борисов Л.Б Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: Учебник. М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2005. 736 с.: ил

3. Руководство по медицинской микробиологии под ред. А.С. Лабинской, Н.Н. Костюковой, С.М. Ивановой/ Издательство “Бином”, 2010.

4. Микробиология /  Под ред.Ф.К. Черкес- 2-е издание, стереотипное. -М.: ООО “Издательский дом Альянс”, 2009. – 512 с.: ил.

5. Методы контроля эффективности стерилизации/ сотр. кафедры эпидемиологии Казанского медуниверситетв Л.М. Зорина, М.Ф. Шафеев. Н.М. Хакимов; -  Дезинфекция и стерилизация изделий медицинского назначения в ЛПУ  Методическая разработка УДК 614.48:615.47:614:39(072)  ББК 51.9 [Электронный ресурс] Режим доступа http://steriliz.narod.ru/07contr.htm (дата обращения 17.01.2016)

6. Средства контроля стерилизации / Г.И. Рубан / Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова [Электронный ресурс]  Режим доступа: http://medi.ru/doc/6180206.htm (дата обращения 19.01.2016).

7. Экспресс-контроль соблюдения условий стерилизации; Н.С.Васильев, В.С.Андреев, О.Д.Лямкина, С.М.Савенко, П.А.Демидов; - Научно-производственная фирма "Винар" (г. Москва), ФГУ Клиническая больница УД Президента РФ, 4-я городская клиническая больница г. Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа http://vinar.ru/news/publication/11.html (дата обращения 10.02.2016)

.        

                                                                                                           Приложение 1

ФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ СТЕРИЛИЗАЦИИ

Контрольно-измерительные приборы

Macintosh HD:Users:avkn:Desktop:т1.jpg                                         

рис 1. Термометр и манометр          

  Macintosh HD:Users:avkn:Desktop:ман.jpg          Macintosh HD:Users:avkn:Desktop:т2.jpg

рис 2. Мановакуумметр

                           

 

                                                         

                                                                                                           Приложение 2

ХИМИЧЕСКИЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ СТЕРИЛИЗАЦИИ

Индикаторы химические 1 класса

Macintosh HD:Users:avkn:Desktop:1и.jpgMacintosh HD:Users:avkn:Desktop:1ии.jpg

Индикаторы химические 2 класса

Macintosh HD:Users:avkn:Desktop:2и.jpg

Индикаторы химические 3 класса

Macintosh HD:Users:avkn:Desktop:3и.jpg

Индикаторы химические 4 класса

Macintosh HD:Users:avkn:Desktop:4и.jpg

Индикаторы химические 5 класса

Macintosh HD:Users:avkn:Desktop:5и.jpg

Индикаторы химические 6 класса

Macintosh HD:Users:avkn:Desktop:6и.png

рис. 3 Химические индикаторы

                                                                                                    Приложение 3

БИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ СТЕРИЛИЗАЦИИ

       

Macintosh HD:Users:avkn:Desktop:би1.jpgMacintosh HD:Users:avkn:Desktop:би.jpg     

                                                                                      

Macintosh HD:Users:avkn:Desktop:би2.jpg

рис.4 Биологические индикаторы

                                                                                                     

                                                                                                  Приложение 4

УЧЕТНО-ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Macintosh HD:Users:avkn:Desktop:Журнал.jpgMacintosh HD:Users:avkn:Desktop:жкс.png

рис.5  Журнал контроля работы стерилизаторов

                                                                                               Приложение 5

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

           1. КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

           1. Дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация

           2. Дезинфекция – это уничтожение патогенных  условно – патогенных микроорганизмов и их токсинов в окружающей среде.

 

           3. Виды дезинфекции Очаговая (текущая  и заключительная) и Профилактическая.

           4. Профилактическая  дезинфекция - осуществляется при отсутствии инфекционных заболеваний. Основные объекты - промышленные предприятия, объекты общественного питания, различного рода здания (вокзалы, гостиницы, рестораны, общежития, школы и т.п.).

            Очаговая дезинфекция - это дезинфекция в инфекционном очаге, которая подразделяется в свою очередь на заключительную и текущую.

           5. Предстерилизационная очистка – это комплекс мероприятий, направленный на удаление белковых, жировых и лекарственных загрязнений, обеспечивающий эффективность последующей стерилизации и снижающий риск пирогенных реакций.

           6. Контрольные пробы:

  • Азопирамовая проба
  • Амидопириновая проба
  • Фенолфталеиновая проба

            7. Стерилизация - это процесс уничтожения всех видов микробной флоры, в том числе их споровых форм, и вирусов с помощью физических или химических воздействий.

            8. Стерилизация, в отличие от дезинфекции, предусматривает уничтожение в стерилизуемом объекте всех вегетативных и споровых, патогенных и непатогенных микроорганизмов. В то время как дезинфекция прерывает процесс распространения возбудителя инфекционных заболеваний.

            2. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ

1. Тот факт, что в начале стерилизационной выдержки температура внутри изделий сложной формы и большой массы может быть значительно ниже, чем в камере стерилизатора, известен очень давно  и принципиально отражен   в ГОСТ 17726-81. В нем введено понятие "время выравнивания", обозначающее часть времени стерилизационной выдержки, в течение которого температура внутри изделий меньше температуры стерилизации. В большинстве случаев эта разность температур обусловлена воздушными "карманами", оставшимися в изделиях после фазы удаления воздуха из стерилизатора.

2. Существуют 3 метода контроля качества стерилизации: физический, химический, биологический.

3. Температура, давление пара, время.

4. С помощью химических индикаторов различных классов.

5. При помощи  спор или живых культур микроорганизмов.

6. Самым надёжным методом контроля эффективности стерилизации является биологический метод.

3. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

            БЛИЦ ИГРА – БОРЬБА УМОВ

Примеры  вопросов

Категория 1      Физические методы

1. Манометр – это прибор, который измеряет

1) температуру

2) давление +

3) влажность

4) инсоляцию

2. Термометр - это прибор, который измеряет

1) температуру +

2) давление

3) влажность

4) инсоляцию

3. Время измеряют при помощи

1) счета вслух

2) времени на часах

3) встроенного таймера+

4) по солнцу

Категория 2          Химический метод

1. Сколько существует  классов химических индикаторов ?

1) 2

2) 14

3) 9

4) 6+

2. Индикаторы – эмуляторы это – индикаторы класса

1) 1

2) 4

3) 6+

4) 2

3. Наиболее часто в лабораториях применяют индикаторы

1) 1 класса

2) 2 класса

3) 3 класса

4) 4 класса+

Категория 3           Биологический метод

1. В качестве живых индикаторов используют

1) споры бактерий+

2) простейшие

3) яйца гельминтов

4) культуры тканей

2. Если наблюдают рост культуры в простерилизованных индикаторах – это значит

1) стерилизация прошла успешно

2) стерилизация не прошла+

3) не было спор бактерий в индикаторах

4) не правильно подобрана питательная среда

3. Если наблюдают рост культуры в контрольных индикаторах – это значит

1) стерилизация прошла успешно

2) стерилизация не прошла

3) не было спор бактерий в индикаторах

4) культура бактерий живая+

1.1

2

1.2

1

1.3

3

2.1

4

2.2

3

2.3

4

3.1

1

3.2

2

3.3

4

           

             


Контроль качества стерилизации


Предварительный просмотр: