Программа "Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы"
рабочая программа по теме

Федяева Татьяна Михайловна

Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.

Цель программы: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fedyaeva_t.m.podprogramma_zdorovyy_chelovek.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Беловского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новобачатская средняя общеобразовательная школа»

                                                                                                 Утверждаю

                                                                                                 Директор школы

                                                                                                 ________В.И.Колчегошева

Подпрограмма

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы

                                                                                                            Автор-составитель

                                                                                                        Т.М.Федяева

                                                                                                        учитель биологии

                                                                                                         Рассмотрено на

                                                                                                         педагогическом совете

                                                                                                         Протокол №

.                                                                                                        от

                                                                                                       

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Актуальность создания данной подпрограммы оправдана тем, что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, дающий прогноз на будущее.

        Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден находиться постоянно ребенок в возрасте от 3 до 18 лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный рост и развитие организма молодого человека, происходит его биологическое и социальное созревание , формируется мировоззрение, готовность к разнообразной  трудовой и творческой деятельности.  Школьному возрасту свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

        Здоровье и отношение к здоровью обучающихся имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.

        Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей в нашем обществе, поэтому необходимо создавать  на уроках биологии условия для развития знаний и основ у учащихся 9 класса  к сохранению собственного здоровья.

Морфофункциональные и психологические особенности школьников учитывает: мониторинг состояния здоровья учащихся в школе за последние 2 года показал: увеличилось количество учащихся со II группой здоровья с 15% до 20%, это в основном за счет поступления в 1 класс детей с данной группой здоровья.  Количество учащихся I группы уменьшилось с 79% до 67%, III группа практически не изменяется и держится на уровне 8%.  Основные заболевания: вегетососудистая дистония (6%), нарушение осанки и сколиоз (5%), нарушение зрения (7%) и болезни органов желудочно-кишечного тракта (6%).  

Среди причинно-следственных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся следует выделить:

  • интенсификацию учебного процесса,
  • недостаточную подготовку родителей и педагогов в вопросах развития детей

        Проблема здоровья детей всегда актуальна, поэтому учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

        Педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения.  Если для меня здоровый образ жизни – это норма, то ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

        Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решить следующие проблемы:

- изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, к своему жизненному опыту в сторону сознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;

-  изменение отношения учителя к учащимся, принимать ученика таким, каковы его особенности, склонности, умения и способности.

- изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления.

Наша школа помимо решения педагогических задач следит за соотношением учебной нагрузки и методов преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействует охране и укреплению их здоровья. Принцип здоровьесбережения становится системообразующим. Осознание ценности здоровья должно быть одинаковым для всех участников образовательного процесса.

Особенно актуальным является этот подход в подростковом возрасте.

Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический и самый неустойчивый. В этом возрасте формируется личность, строится программа жизни, происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо- физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры, дети ощущают себя неуклюжими и неловкими. В связи с этим возникают трудности в функционировании органов.

Подростки остро реагируют на свои восприятия, память, речь, мышление и стараются придать им блеск и глубину. Они переживают радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности также становятся для них объектом самовоспитания.

С учетом требований возрастного подхода  обозначаются возможные направления определения содержания и методов обучения, адекватно отвечающих задаче сохранения и укрепления здоровья школьников.

Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.

Конечно же, география не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки географии могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять. В рамках изучаемых тем на уроках географии рассматриваются вопросы здоровьесбережения.

Цель программы: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Задачи программы:

 Способствовать формированию знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

 Координировать здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса путем применения здоровьесберегающих технологий.

 Содействовать укреплению сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

 Обеспечить организацию процесса обучения  с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических способностей с применением личностно- ориентированного подхода.

Пути осуществления этих задач:

- организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с СаНПинами и методическим письмом МО РФ от 1 октября 2003 года № 27/4060-6);

- учет индивидуальных особенностей детей;

- повышение уровня компетентности в вопросах культуры и здоровья и здорового образа жизни.

ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ  ПРОГРАММЫ

  • Общеметодические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса.
  • Принцип сознательности.
  • Принцип активности  предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
  • Принцип наглядности — обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.
  • Принцип «Не навреди!» — одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
  • Принцип доступности имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.
  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  • Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он  направлен на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка.
  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
  • Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
  • Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
  • Принцип связи теории с практикой. 

УСЛОВИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

 РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

        Эффективность разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни зависит от выполнения ряда условий:

 процесс обучения строится с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей учащихся 9 класса;

 учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний, на развитие личности ребенка как субъекта обучения;

 предупреждение переутомляемости учащихся 9 класса на уроках биологии, перегрузки их памяти и связанные с этим состоянием дистресса путем чередования периодов напряженной работы и расслабления, смены видов деятельности и т.д.;

 использование учителем показателя успешности ученика для развития позитивных начал личности на уроках биологии

 учебный процесс ориентирован на развитие творческого начала в учебной деятельности учащихся на уроках биологии

  1. Выполнение рекомендаций СанПиНа:
  • требования к освещенности кабинета, требования к мебели, цветовое оформление кабинета.
  • температурный режим помещения,
  • проветривание помещения,
  • уровень шума,

•        место и длительность применения ТСО и др.

2.        Динамическая организация урока:

  • физкультминутка,
  • дыхательная гимнастика,
  • глазная гимнастика,
  • кинезеологические упражнения,
  • поза учащегося во время урока.

Физкультурные минуты проводятся в классе под руководством педагога, ведущего урок. Проводят ее в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание, учащиеся становятся неспокойными.
Выполняются физкультурные минуты, сидя и стоя около парт. Комплексы физкультурных минут подбираются в зависимости от содержания учебной работы на данном уроке.
Каждый комплекс физкультминуток состоит из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз.

Динамические паузы и физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.

3.        Психологический подход при проведении урока:

  • учет индивидуальных особенностей учащихся,
  • учет темперамента учащихся,
  • умение работать с различными группами учащихся (гиперактивными и пр.),
  • дифференцированный подход в обучении.

Построение всего здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса основано на модели, которая обеспечивает разностороннее развитие личности подростков с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия для ребенка, является дифференцированное обучение на основе глубокой соматической, психофизиологической и психолого-педагогической диагностики.

Одним из аспектов здоровьесберегающей технологии является организация комфортных условий для обучения посредством целостных процессов в головном мозге. (Приложение 1)

4.        Психологический климат урока:

  • мажорность урока (эмоциональность),
  • проявление доверительного подхода к ученикам,
  • наличие на уроке эмоциональной разрядки,
  • создание ситуации успеха и др.

5.        Формирование ЗОЖ и культуры здоровья на уроке:

  • включение в учебные программы модулей по вопросам здоровья,
  • постановка воспитательной задачи по привитию культуры здоровья.

6.        Некоторые педагогические знания и умения:

  • чередование различных видов деятельности (средней продолжительности и частоты),
  • количество используемых на уроке методов, чередование методов,
  • плотность урока,
  • темп окончания урока,
  • определение момента наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности,
  • умение учителя оценить процесс формирования внимания и мышления,
  • умение оценить уровень работоспособности.
  • применение здоровьесберегающих технологий.
  • соблюдение норм объема домашних заданий.

С целью осуществления личностно-ориентированного подхода на уроках биологии, в первую очередь необходимо разработать циклограмму мониторинга результативности учебного процесса (Приложение 2), затем, с учетом индивидуальных программ развития учеников (Приложение 3),  

определить формы, виды и приемы деятельности (Приложение 4)

    В педагогической деятельности используются оптимальные пути обучения детей, передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс учения был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

1. Профилактическая коррекционная работа с учащимися на уроках биологии

2. Просветительная работа в классе .

3. Учет состояния психического и физического здоровья учащихся во время воспитательно-образовательного процесса на уроках биологии

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.

2. Осознанное отношение детей и родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

3. Введение оптимального режима учебного труда и отдыха детей.

                                         

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раделов и тем

Коли

чество часов

Творческие работы

Формы контроля

Введение

2

Методы исследования биологии на страже здоровья человека

Самостоятельная работа

Раздел 1. Уровни организации живой природы

48

Тема 1.1.Молекулярный уровень

8

Вирусные заболевания человека

Контрольный тест

Тема 1.2. Клеточный уровень

14

Роль белков в клеточном строении человека

Зачет

Тема 1.3. Организменный уровень

15

Патология развития половых клеток и их влияние на будущее человека.

Влияние развития генетики на здоровье человека

Зачет

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень

2

Популяция человека и его будущее

Устный контроль

Тема 1.5. Экосистемный уровеньа

4

Влияние экосистемы на здоровье человека

Доклад

Тема 1.6. Биосферный уровень

5

Антропогенное воздействие на биосферу и здоровье человека.

Основы рационального природопользования как основа здорового будущего человечества

Зачет

Раздел.2.Эволюция

6

Влияние факторов эволюции на становление человеческого общества

Устный контроль

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни

5

Влияние физического здоровья на развитие человеческого общества

Зачет

Раздел 4.Основы экологии

5

Экология человека и факторы негативно влияющие на физическое здоровье человека

Зачет

Обобщение

2

Устный контроль

Содержание программы

Название темы, содержание.

Тема по здоровьесбережению

Приёмы и формы реализации

Введение

Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии.

Методы исследования биологии на страже здоровья человека

Беседа

Раздел 1. Уровни организации живой природы

Тема 1.1.Молекулярный уровень

Вирусы

Вирусные заболевания человека

Беседа. Сообщения

Тема 1.2. Клеточный уровень

Биосинтез белков

Роль белков в клеточном строении человека

Беседа. Сообщения

Тема 1.3. Организменный уровень-15часов

Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.

Патология развития половых клеток и их влияние на будущее человека.

Просмотр учебного фильма

Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

Влияние развития генетики на здоровье человека

Просмотр учебного фильма

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень

Популяции.

Популяция человека и его будущее

Беседа

Тема 1.5. Экосистемный уровень

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

Влияние экосистемы на здоровье человека

Беседа

Тема 1.6. Биосферный уровень

Антропогенное воздействие на биосферу.

Антропогенное воздействие на биосферу и здоровье человека.

Просмотр учебного фильма

Основы рационального природопользования

Основы рационального природопользования как основа здорового будущего человечества

Просмотр учебного фильма

Раздел.2.Эволюция

Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина

Влияние факторов эволюции на становление человеческого общества

Беседа

Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древней жизни.

Влияние физического здоровья на развитие человеческого общества

Творческий отчет

Раздел 4.Основы экологии

Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы

Экология человека и факторы негативно влияющие на физическое здоровье человека

Просмотр учебного фильма

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Предмет

Тип урока

Методы

Здоровье

сберегающие

технологии

Биология

Изучение и первичное закрепление нового учебного материала.

Комбинированный

Актуализация знаний и умений

Обобщение и систематизация знаний.

Комплексное применение знаний.

Контроль и коррекция знаний

-объяснительно-иллюстративный (проблемный, словесный, наглядный, модельный);

-проблемно-поисковый, репродуктивный, метод самостоятельной работы, учебно-практические, программированный;

-метод учебно-познавательной деятельности, индуктивный, дедуктивный, метод стимулирования учебно-познавательной деятельности и др.;

-индуктивный, наглядный, программированный, практический;

- практический, репродуктивный, метод создания ситуации успеха, поощрения;

-письменный, фронтальный,индивидуальный

Организационно-педагогические технологии( физминутки, пальчиковая гимнастика, офтальмотренажеры, дыхательная гимнастика, соблюдение СанПиНа);

психолого-педагогические технологии ; защитно-профилактические (личная гигиена ),компенсаторно-нейтрализующие ( минутки покоя, эмоциональные разрядки, физкультпаузы); стимулирующие (температурное закаливание, психологическая разгрузка).

                         

НОРМАТИВНЫЕ  ДОКУМЕНТЫ

1. Закон РФ «Об образовании» (ст. 51)

2.  Закон Кемеровской области «Об утверждении региональной целевой программы «Образование и здоровье» на 2005-2007 годы», принятый Советом народных депутатов Кемеровской области  08.12.2004 года.

3.  Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организации работы: Санитарные нормы СП 2.2.2.542—96:

4.  Гигиенические требования к условиям обучения и общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические     правила:     СанПиН2.4.2.1178—02 4.  

5.  Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательных учреждений. — 2003. — №9. — С. 103-105. — (Официальные документы Минобразования России).

6.  Санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений. — М: Астрель, 2001. — 176 С.    — (Образование в документах и комментариях).

                                                                                   

 Приложение  1

Формы, приемы, технологии обучения, предпочитаемые учащимися с ярко выраженным доминированием полушарий головного мозга

Учебные предметы

Формы, приемы, технологии обучения, предпочитаемые учащимися с ярко выраженным доминированием

правого полушария

левого полушария

Биология

Мозговой штурм

Просмотр фильма Прогнозирование

Выявление сходства разных объектов

Сравнение фактов Выделение сути

 Выделение важнейших моментов в процессах Обобщение

Экскурсии, путешествия

Анализ подробностей объектов и процессов

Анализ результатов Логические задания Выявления различий Выявление деталей

Создание категорий

 Работа по алгоритму

Приложение  2

Циклограмма мониторинга результативности учебного процесса

Месяц

Этап и параметр диагностики

Цель диагностики

сентябрь

Учитель определяет:

 •   уровень обучености и обучаемости ученика по своему предмету;

•   уровень владения учеником основными    общеучебными навыками;

•   уровень и вектор учебно-познавательной мотивации, проявляемый учеником на уроках данного учебного курса;

 •   по данным психологов (или по собственным педагогическим наблюдениям)  выявить особенности памяти, внимания, доминирование,    полушария мозга, ведущую модальность

Установить свою педагогическую позицию по отношению к ученику:

•   какова доза педагогической помощи;

•   каково качество этой помощи; •   какие виды заданий давать этому ученику на разных этапах учебной работы;

 •   какие формы домашних заданий будут для этого ученика наиболее успешными и развивающими, и т.д.

декабрь

Учитель   определяет   обучен-ность ученика по своему предмету за полугодие

Выявить динамику изменения обученности

февраль

Учитель   определяет   уровень сформированности мыслительных ОУУН

Динамика  изменения  уровня владения         мыслительными ОУУН ученика                    

март

Учитель второй раз за год определяет   уровень   обучаемости, проявляемый учеником на уроках своего предмета

Определяется динамика изменения общего уровня учебных возможностей

апрель-май

Учитель   определяет   уровень обученности по предмету:

•  уровень владения учеником всеми ОУУН;

•   уровень развития психофизиологических ресурсов: памяти, внимания, модальность, доминирования    полушарий мозга и межполушарного взаимодействия

Определяется динамика изменения в обученности по предмету за год;

Определяется   рост   владения учеником ОУУН;

Определяется результативность работы учителя по развитию психофизиологической сферы ученика как ресурса учебного успеха

Приложение  3

Индивидуальная программа развития ученика

средствами учебного предмета биологии

На уроках биологии:

Процессы удобнее объяснять, составляя модель из карточек. Структуры — так же. При любой возможности организовывать для него работу в паре, в группе — с четким определением его функционала.

На этапе усвоения и обобщения знаний давать формы заданий и виды работы, развивающие логическое мышление, например:

•   выполнять логические задания с изучаемыми терминами;

•   выбрать факты, термины, характеристики, соответствующие одному понятию;

Домашние задания:

Задания должны быть интересны по форме, стимулировать поисковую работу, но не должны быть очень сложными по содержанию.

 Можно давать такие задания:

•   составить кроссворд с изучаемыми терминами;

•   составить и оформить тест по изучаемому параграфу;

•   провести анкетирование или опрос, записать результаты в виде таблицы, проанализировать, сделать вывод;

•   создать компьютерную презентацию к изучаемой теме.

Внеклассная деятельность по предмету:

Для успеха: Участие в театрализованных действиях, в подготовке оформления с помощью ПК, поиск материалов в Интернете и т.д.

Для развития: Можно попробовать дать ему роль координатора процесса подготовки к празднику, конкурсу, викторине (обязательно вместе с ним разработать четкий план и проведения и подготовки, определить этапы, результаты каждого этапа. Помогать анализировать выполнение каждого этапа).


                                                                                     Приложение  4

Формы, виды и приемы деятельности учителя  развивающие индивидуальный стиль учебной деятельности

ученика средствами учебного предмета биологии

Внимание

Отбирать или создавать задания на отработку разных видов внимания

Память

•   Изучить опыт применения мнемотехники

 •   Использовать формы работы, опирающиеся на разные виды памяти, особенно — эмоциональную и наглядно-образную

Не употреблять указаний «выучить материал», конкретизировать задание!!!

Модальность

•   Разработать дидактическое обеспечение для кинестетиков (карточки с понятиями для классификации, систематизации и др.)

Функциональное     доминирование полушарий

•   Дифференцировать используемые задания — какие развивают правое, какие левое полушарие, какие требуют включения обоих полушарий и целенаправленно использовать эти задания

Коммуникативные ОУУН

•   Проговаривание! Не стесняйтесь просить повторить алгоритм, ход работы

 •   Обучать составлению и озвучиванию законченных ответов

 •   Обучать готовить и озвучивать мини-доклады по темам

•   Организовывать работу в парах, группах («объясни другу» и т.д.)

 •   Организовывать уяснение нового материала в паре

•   Организовывать дидактические игры — «загадай понятие, термин, живую систему» (можно словами, можно пантомимой)

Организационные ОУУН

•   В начале темы открывать цели как результаты, постепенно передавая эту функцию ученикам

 •   Предъявлять план и результаты урока, обсуждая их

 •   Обучать приемам самооценки

 Чаще оценивать работу ученика с тетрадью !!!

Информационные ОУУН

•   Активизировать и разнообразить работу с текстами

•   Давать дифференцированные задания на преобразование информации

 •   Учить анализировать видео- и аудиоинформацию

•   Давать задания на поиск информации в Интернете

Мыслительные ОУУН

•   Включить в целеполагание учителя цели по формированию конкретных общеучебных навыков на материале конкретной темы

Уровень       и вектор   мотивации

•   Мотивировать учащихся не только на результат (знания, оценку, возможности), но и на деятельность, учитывая возраст и вектор интересов

 •   Открывать для учеников развивающий смысл заданий, мотивируя их на саморазвитие


ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранов А.А.. Кучма В.Р. Современный подросток. /Материалы Всероссийской конференции, декабрь 2007, - М.: Издательство НЦЗД РАМН, 2001.- 367с.
  2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: Московский психолог - социальный институт, 2010,-240с
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.192
  4. Влияние учебной нагрузки  и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников./ Под редакцией Хрипковой А.Г.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.-112с.
  5. Психология здоровья: Учебник для вузов / под редакцией Никифорова Г.С.- СПб.: Питер, 2008.-607с
  6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной.-6-е изд.-М.: Академический прект,2002.-128с.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.-256с.
  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005.-320с.
  9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2011.- 272с.
  10. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. - М.: ММА имени И.М. Сеченова, 1996.-282с.
  11. Хрипкова А.Г. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников. - М., 1997. - 112 с.
  12. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2009.-384 с.
  13. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М.: Педагогическое общество России, 2002.- 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие «Рекомендации по использованию поэтических произведений о природе для лексического развития старших дошкольников»

Данное пособие может быть использовано преподавателями педагогических колледжей, студентами и воспитателями ДОУ для практической деятельности. Оно имеет практическое назначение для обогащения лексики ...

Учебное пособие «Рекомендации по использованию поэтических произведений о природе для лексического развития старших дошкольников»

Данное пособие может быть использовано преподавателями педагогических колледжей, студентами и воспитателями ДОУ для практической деятельности. Оно имеет практическое назначение для обогащения лексики ...

Проектная работа студентов колледжа "Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств" - "These babies are born too soon, but they are not born to die"

Проект подготовили: Герасимова Светлана, Маркович Артем Руководитель проекта: Дроздова Л.И. VI Городская конференция по иностранному языку «Медицина поистине есть са...

Методическая разработка классного часа«Много есть чудес на свете, человек — их всех чудесней»

Методическая разработка классного часа о чудесах из металлов ,сотворенных  Мастерами   для  людей ....

Два мира есть у человека

Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей....

Сценарий «Человек есть тайна» литературно-музыкальная композиция

Мы представляем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию «Человек есть тайна», посвящённую 200-летнему юбилею великого русского писателя, Федора Михайловича Достоевского. Достоев...

Городская олимпиада по дисциплине Анатомия и физиология человека «Познай самого – Cognosce te ipsum»

В ноябре 2021 студенты нашего колледжа приняли участие в Городская олимпиада по дисциплине Анатомия и физиология человека «Познай самого – Cognosce te ipsum», организованной ГБПОУ ДЗ...