Методические указания для практических занятий по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
методическая разработка на тему

Шамгунова Светлана Рафиковна

Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа. 

Практические занятия выполняются в соответствии с графиком учебного процесса.

На практическом занятии, в случае если окажется, что данных теоретических сведений студенту не достаточно, он имеет возможность изучить вопрос самостоятельно, воспользовавшись литературой из библиографического списка данных методических указаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Ульяновской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ульяновский медицинский колледж

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям

для студентов  по учебной дисциплине

«Здоровый человек и его окружение.

Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»

http://www.hemensaglik.com/Temp/50cc08388165980b2c38f735-320x190-100-0-egzersiz_agirlik_yasli.jpg

Ульяновск

2015


Методические указания к практическим занятиям для студентов  по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» / ОГБОУ СПО УМК: сост. С.Р. Шамгунова, – Ульяновск, 2015. – 18с.

Указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по учебной дисциплине. «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста».

Все материалы составлены в  соответствии с темами дисциплины «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста».

Методические указания будут полезны студентам медицинских учебных заведений, осваивающим ФГОС СПО 3-го поколения, на практических занятиях.

Оглавление

Введение        4

Тематика практических занятий        6

Практическое занятие № 17 «Освоение навыков выявления проблем пожилого человека, возникающих при старении»          7

Практическое занятие № 18 «Составление рекомендаций по  адекватной физической нагрузке, обеспечению безопасности окружающей среды для людей пожилого и старческого возраста»        11

Рекомендованная литература        18


Введение

Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа.  

Практические занятия выполняются в соответствии с графиком учебного процесса.

На практическом занятии, в случае если окажется, что данных теоретических сведений студенту не достаточно, он имеет возможность изучить вопрос самостоятельно, воспользовавшись литературой из библиографического списка данных методических указаний.

Цели практических занятий по учебной дисциплине:

- закрепление теоретических знаний;

- освоение навыков работы с людьми пожилого и старческого возраста;

-овладение соответствующими общими и профессиональными компетенциями.

        Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) и профессиональными (ПК)  компетенциями:

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.        Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.        Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8.        Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9.        Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.        Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.        Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.        Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.        Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14.        Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1 Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 5.1 Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.2 Проводить психосоциальную реабилитацию.

ПК 5.3 Осуществлять паллиативную помощь.

ПК 5.6 Оформлять медицинскую документацию.

С целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения учебной дисциплины должен:

уметь: 

  • Оценивать параметры физиологического развития у лиц пожилого и старческого возраста;
  • Выявлять проблемы у лиц пожилого и старческого возраста, связанные с дефицитом знаний, умений, навыков в области укрепления здоровья;
  • Обучать лиц пожилого и старческого возраста особенностям сохранения и  укрепления здоровья в разные возрастные периоды.

Тематика практических занятий

Тематика практических занятий и тем

Количество часов

Практическое занятие №17

«Освоение навыков выявления проблем пожилого человека, возникающих при старении»

2

Практическое занятие №18

«Составление рекомендаций по адекватной физической нагрузке,  обеспечению безопасности окружающей среды для людей пожилого и старческого возраста».

2

Итого:

4

Практическое занятие № 17

«Освоение навыков выявления проблем пожилого человека, возникающих при старении»

        Цели практического занятия: 

  • формирование общих  и профессиональных компетенций;
  • закрепление теоретических знаний;
  • освоение навыков работы с людьми пожилого и старческого возраста.

Студент должен уметь:

  • Выявлять проблемы человека пожилого и старческого возраста, возникающих при старении;

Задание 1: фронтальный опрос.

1. Изучить конспект лекций по теме: «Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста»

2. Ответить на вопросы:

  1. Какие изменения происходят в легких при старении?
  2. Каким изменениям подвергаются сосуды легких при старении?
  3. Назовите особенности ССС в старческом возрасте.
  4. Назовите анатомические особенности полости рта и пищевода при старении.
  5. Каким изменениям подвергается желудок при старении?
  6. Какие изменения происходят  в кишечнике с возрастом?
  7. Какие изменения происходят с печенью при старении?
  8. Назовите особенности опорно-двигательного аппарата в пожилом истарческом возрасте.
  9. Перечислите этапы психологического старения по В.В. Болтенко.
  10. Перечислите 5 основных «жизненных позиций» пожилых людей по Д.Бромлею.
  11. Чем характеризуется «конструктивная» жизненная позиция?
  12. Чем характеризуется «защитная» жизненная позиция пожилого человека?
  13. Чем характеризуется «зависимая» жизненная позиция пожилого человека?
  14. Охарактеризуйте жизненную позицию «враждебности к миру».
  15. Охарактеризуйте жизненную позицию «враждебности к себе и своей жизни».
  16. Что происходит при патологическом старении?

Задание 2:  решите ситуационные задачи по образцу.

Образец задачи:

Пациент 78 лет находится на стационарном лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом экссудативный плеврит.

Жалобы на повышение температуры, одышку, боль и чувство тяжести в грудной клетке справа, сухой кашель, общую слабость, головную боль, нарушение сна. Считает себя больным 2 недели, ухудшение наступило в последние 2 дня: усилилась одышка, температура повысилась до 390 С, с ознобом и проливным потом. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, депрессивен, жалуется на чувство страха, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.  

Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода.

Решение  задачи:

Проблемы пациента

Настоящие:

- одышка;

- лихорадка;

- нарушение сна;

- беспокойство за исход лечения;

Потенциальные:

- сепсис;

- легочно-сердечная недостаточность.

Приоритетная проблема: одышка.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение одышки на 7-й день стационарного лечения.

Долгосрочная цель: пациент не предъявит жалоб на затруднения дыхания к моменту выписки.

 

План

1. Обеспечить проведение оксигенотерапии.

  2.  Обеспечить регулярное проветривание палаты.

5. Обеспечить обильным теплым витаминизированным питьем больного.

6. Обучить пациента лечебной физкультуре с элементами дыхательной гимнастики.

7. Контроль за выполнением комплекса дыхательных упражнений пациента.

8. Объяснить пациенту суть его заболевания, методы диагностики, лечения и профилактики осложнений и рецидивов заболевания.

9. Проведение лечебного массажа с элементами вибрации.

10. Проведение беседы с родственниками о рациональном питании.

11. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента.

Оценка эффективности: пациент отмечает значительное улучшение и облегчение дыхания, демонстрирует умения дыхательной гимнастики. Цель достигнута.

Задача №1

Пациент 60 лет поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение по поводу ИБС, осложнённой хронической сердечной недостаточностью. Предъявляет жалобы на отеки нижних конечностей, значительное увеличение в размере живота, сердцебиение, слабость, незначительную одышку в покое. Одышка усиливается в горизонтальном положении, из-за чего плохо спит. Почти ничего не ест, страдает от необходимости ограничения жидкости, иногда  пьёт воду «взахлёб». 

Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода.

Задача №2

Пациентка Тимашова Т.И.  69лет, поступила в кардиологическое отделение с диагнозом: ревматоидный полиартрит. При поступлении пациентка жалуется на боли в суставах стоп и кистей, ограничение движений в этих суставах, субфебрильную температуру.

Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода.

Задание 3: выполните тестовые задания по теме.

Выберите один правильный ответ:

1. Возрастные изменения ССС

а) снижение объема циркулирующей крови;
б) брадикардия ;

в) повышение АД;

г) все вышеперечисленное.

2. В старости артерии:
   а) расширяются;

б) не изменяются;

'в) укорачиваются;
г) сужаются.

3. Изменения в микрофлоре кишечника приводят:
     а) к исчезновению молочнокислых бактерий;

б) к снижению ферментативной активности флоры кишечника;
в) к усилению гнилостных процессов;

г) все вышеперечисленное.

4. Сколько раз в сутки следует питаться пожилым людям
    а) 4-5 раз в сутки;

б) 1-2 раза в сутки;
в) 2- З раза в сутки;
г) З -4 раза в сутки.

5. Запоры у стариков часто обусловлены:

а) малым количеством потребляемой жидкости
б) гиподинамией

в) ослаблением перистальтики кишечника
г) все вышеперечисленное

 6. Возрастные изменения верхних дыхательных путей:
       а) гипертрофия миндалин;

б) атрофия слизистой оболочки;
в) сужение голосовой щели;

г) утолщение голосовых связок.

  1. Частые позывы к мочеиспусканию у лиц пожилого и старческого возраста

связаны:

а) с острым гломерулонефритом;

б) с уменьшением емкости мочевого пузыря;
в) с увеличением емкости мочевого пузыря;

г) с ослаблением функции замыкательного аппарата мочевого пузыря.

9. При старении человека увеличивается:
       а) количество мышечных волокон;

б) диаметр мышечных волокон;

в) риск развития патологических переломов;
г) количество минеральных веществ в костях.

Дополните предложение:

10. Недержание мочи в пожилом и старческом возрасте обусловлено ослаблением  ___________   ______________ мочевого пузыря .

11. Промежуток времени между приемами пищи у пожилых людей должен быть не более ____________ часов.

12.  В пожилом возрасте количество мышечных волокон и их диаметр _________________.


Практическое занятие № 18

«Составление рекомендаций по адекватной физической нагрузке,   обеспечению безопасности окружающей среды для людей пожилого и старческого возраста»

        Цели практического занятия: 

  • формирование общих  и профессиональных компетенций;
  • закрепление теоретических знаний;
  • освоение навыков работы с людьми пожилого и старческого возраста.

Студент должен уметь:

  • Выявлять проблемы человека пожилого и старческого возраста, связанные с дефицитом знаний, умений, навыков в области укрепления здоровья;
  • Обучать особенностям сохранения и укрепления здоровья.

Задание 1: фронтальный опрос.

1. Изучить конспект лекций по теме: «Здоровый образ жизни как залог активного долголетия», «Проблемы, возникающие при старении, в том числе связанные с изменением возможности удовлетворять универсальные потребности».

2. Ответить на вопросы:

  1.   Чем занимается наука геродиететика?
  2. Перечислите принципы геродиететики.
  3. Какова энергетическая ценность рациона у пожилых людей в возрасте 60-74 лет?
  4. Какова энергетическая ценность рациона у людей в возрасте 75 лет и старше?
  5. Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе пожилого человека.
  6. Какой наиболее рациональный режим питания лиц пожилого возраста?
  7. Когда должен быть последний прием пищи у людей пожилого возраста?
  8. К чему может приводить гиподинамия?
  9. Наиболее доступный вид физических упражнений для лиц пожилого и старческого возраста?

10. Какая должна быть продолжительность сна пожилого человека?

11.Назовите особенности личной гигиены в пожилом и старческом возрасте.
12.Назовите особенности среды обитания у людей пожилого и старческого возраста.
13. Какие приспособления должны быть в ванной комнате для пожилого человека?

Задание 2: составьте  рекомендации  для пожилого человека по адекватной физической нагрузке.

2.1. Изучите конспект лекций по теме «Здоровый образ жизни как залог активного долголетия»

2.2. Составьте на отдельном листке рекомендации пожилому человеку.

2.3.  Разделитесь на пары сменного состава и проведите обучение друг друга.

Задание 3: изучите дополнительный материал по теме.

Зрение

У пожилых людей происходит нарушение рефракции, часто развивается катаракта, что приводит к снижению остроты зрения, особенно периферического. Пожилые люди плохо фиксируют взгляд на предметах, часто или совсем не видят того, что находится сбоку от них. Поэтому при общении с ними, входя в комнату или подходя сбоку, следует как-то привлечь их внимание, чтобы не напугать. Не подходите к человеку с плохим зрением против света. Заранее постучите в дверь или дайте знать, что Вы рядом, например, поздоровайтесь так громко, чтобы он Вас услышал и ответил Вам или дал знак, что Вас заметил. Однако не начинайте разговор громко и резко, находясь рядом с пожилым.

Если больной носит очки, то необходимо следить за тем, чтобы линзы очков были чистыми, не поцарапанными (особенно легко портятся пластиковые линзы, если очки часто кладут на твердые поверхности линзами вниз). Очки должны быть правильно подобраны. Важно периодически консультировать пожилых людей у окулиста, поскольку снижение зрения может происходить достаточно быстро. Очки должны быть всегда рядом с пациентом. В комнате необходимо обеспечить хорошее освещение. Опасно находиться в полумраке. Днем надо открывать занавески на окне, вечером вовремя включать светильники.

Без нужды не переставляйте предметы в комнате, не известив об этом пожилого человека, иначе он, не очень хорошо разглядев их на новом месте, по привычке пойдет обычным своим маршрутом и споткнется или ударится. Поменяв обычное место стакана с ложечками на обеденном столе, Вы обрекаете больного на бесплодный поиск ложки во время чаепития, что ему будет очень неприятно, особенно, если он понимает, что все на него смотрят. При появлении в комнате новых людей или предметов надо описывать их больному, чтобы он имел возможность представить их себе. Например, "сегодня солнечный день, я открыла дверь на балкон". "Я принесла вам красные гвоздики. Они стоят на журнальном столе в Вашей любимой вазе". Комментируйте свои последующие действия: "Нам надо принять лекарства. Я сейчас принесу стакан с водой". "Время обедать. На первое у нас - грибной суп. К нему есть сметана". Расположение предметов на столе удобно объяснять, пользуясь сравнением с часовым циферблатом: сахарница стоит на 12 часах, хлебница с белым хлебом - на 3 часах, стакан с чаем - перед Вами, на 6 часах. При совместных передвижениях держите Вашего спутника за руку, лучше всего за предплечье. Рассказывайте ему о том, что встретится вам на пути: "Сейчас мы сойдем с тротуара" или "Сейчас мы начнем подъем по лестнице на второй этаж".

Во время еды перед пожилым человеком не должно быть много предметов. Полезно использовать световые контрасты, чтобы можно было лучшего разглядеть предметы, например, на светлом столе поместите темную нескользящую подставку, на ней - темную тарелку и ложку. В таком цветовом сочетании Ваш пациент все хорошо увидит.

                У пожилого человека глаза плохо и медленно адаптируются к условиям недостаточной или избыточной освещенности, особенно при быстром переходе от света к темноте и наоборот. Поэтому Ваш подопечный может ничего не увидеть у себя под ногами, если он только что перевел взгляд с окна в комнату, где он находится.

                При входе с улицы в подъезд или в транспорт пожилой человек делается крайне уязвимым. Он плохо различает недостаточно освященные предметы, например ступеньки лестницы, на которые падает тень. Желательно, чтобы в таких опасных местах, как лестницы, коридоры, парадные, были установлены дополнительные светильники. Ступени лестницы или их края, пороги (если нет возможности их убрать совсем!) должны быть выкрашены в контрастные (светлые) тона. Выключателей в таких местах необходимо иметь вдвое больше, чем обычно, чтобы была возможность включать свет в начале своего пути и гасить его в конце.

Слух

Если Ваш подопечный носит слуховой аппарат, убедитесь, что он им пользуется правильно, в соответствии с прилагаемым техническим руководством; проверяйте периодически, как аппарат работает, не сломан ли, не сели ли батарейки, не забилась ли в наушники ушная сера.

При разговоре убедитесь, что аппарат работает и включен. Ваш собеседник сможет лучше Вас понять, если будет ориентироваться на мимику лица, движения губ. Поэтому при разговоре лучше сидеть так, чтобы ваши лица находились на одном уровне. Нельзя, чтобы собеседник смотрел на Вас против света. Говорить надо не громко (!), но и не тихо, ясно, внятно, несколько медленно, но не утрируя и не подчеркивая отдельные слоги (не скандируя!), сопровождая речь живой мимикой и небольшим количеством выразительных жестов.

Во время разговора постарайтесь не отворачивать лицо, не смотрите в пол, не закрывайте рот или лицо руками. Во-первых, Вы этим ухудшаете ясность звуков, а во-вторых, люди с плохим слухом часто хорошо читают по губам. Говорите короткими фразами, небольшими смысловыми блоками; заканчивая каждый из них, убедитесь, что собеседник услышал Вас правильно. В особо важных случаях попросите повторить смысл сказанных Вами слов. Если подопечный Вас не понял, повторите, используя другие слова, но ни в коем случае не повышайте голоса, не кричите, не раздражайтесь и не торопитесь.

Пожилые люди с расстройством слуха лучше воспринимают низкие тона и хуже - высокие; плохо слышат высокие женские и писклявые детские голоса. Людям с нарушенным слухом очень мешает фоновый шум, например, когда одновременно говорят несколько людей или когда Вы разговариваете с ним в комнате, где работает телевизор. В таком случае плохо слышащий человек может думать, что говорящие при нем другие люди шепчутся, говорят о нем что-то такое, чего он сам не должен знать. Если они при этом смеются, то он считает, что они смеются над ним. Если человек плохо слышит на одно ухо, то необходимо говорить, располагаясь со стороны другого уха. Если обстановка не позволяет создать таких условий, чтобы Ваш собеседник хорошо Вас слышал, напишите ему необходимую информацию на бумаге.

Будьте доброжелательны к нему, прилагайте усилия к тому, чтобы наладить хороший контакт, иначе, почувствовав Ваше раздражение, он замкнется в себе.

Ухудшение слуха может быть связано с появлением пробок из ушной серы, поэтому, если Вы заметили, что слух больного ухудшился, надо обязательно провести медицинское исследование слухового канала. При наличии серной пробки ее обычно вымывают с помощью шприца и теплого раствора фурацилина. Для лучшего эффекта процедуры необходимо в течение 3 дней до этого закапывать на ночь в ухо по 1 капле теплого вазелинового масла. Закапывание масла можно применять и как средство профилактики серных пробок, сочетая его с чисткой уха ватной турундой или специальными ушными палочками. Делать эту процедуру надо ловко, так как сера может забиться в глубь слухового прохода, к барабанной перепонке, и осторожно, потому что поверхность стенки ушного канала легко травмируется. При ухудшении слуха надо проверить, не забилась ли сера в отверстие слухового аппарата, и если да, то его тоже необходимо прочистить.

Задание 4: составьте рекомендации пожилому человеку при нарушении зрения и слуха.

 4.1. Изучите дополнительный материал.

4.2. Составьте на отдельном листке рекомендации пожилому человеку.

4.3.  Разделитесь на пары сменного состава и проведите обучение друг друга.

        Задание 5: выполните тестовые задания по теме  «Составление рекомендаций по адекватной физической нагрузке,   обеспечению безопасности окружающей среды для людей пожилого и старческого возраста».

Вариант 1

Выберите один правильный ответ:

1. Наука об особенностях питания в пожилом и старческом возрасте - это
   а) диетология

б) гигиена

в) герогигиена
г) геродиететика

  1. Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе пожилых людей должно быть:

а) 1,1: 1,5: 3,5

б) 1,0: 0,8: 3,5

в) 0,8: 3,5: 1,0

г) 1,0: 4: 3,5

3. Энергетическая ценность рациона для лиц от 75 лет и старше должна составлять:
а) 2300-2500 ккал

б) 1900-2000 ккал

в) 2000-2500 ккал

г) 1100-1500 ккал

4. Рациональный режим питания для пожилого человека:
      а) 2-3 раза в день

б) 6-7 раз в день

в) 4-5 раз в день

г) 1-2 раза в день

5. Продолжительность сна пожилого человека должна быть не менее:
     а) 9-10 часов

б) 7-8 часов

в) 4-5 часов

г) 6-7 часов

6. С целью профилактики заболеваний ССС пожилой человек должен:
      а) спать более 10 часов

б) принимать сердечные препараты

в) заниматься физическими упражнениями
г) больше употреблять мяса

7. Кровать для пожилого человека должна быть не менее:
   а) 50 см

б) 100 см

в) 60 см

г) 80 см

8. Оптимальная температура помещения для пожилого человека должна быть:
а) 16-18 градусов

б) 35-37 градусов

в) 22-23 градусов

г) 25-26 градусов

Верно ли утверждение:

9.Увеличению продолжительности  жизни способствует
сон более 8 часов.

10.  Потребность в минеральных элементах в старости снижается.

11. Для нормализации нормальной микрофлоры необходимо употреблять кисломолочные продукты.


Вариант 2.

Выберите один правильный ответ:

  1. Температура душа для пожилого человека должна быть:
    а) не выше 3 5 градусов

б) не ниже 3 8 градусов

в) не выше 25 градусов

г) не ниже 40 градусов

  1. Содержание белка в рационе пожилого человека должно быть:
    а) не более 1,0 на кг массы тела

б) не менее 3,5 на кг массы тела

в) не менее 2,1 на кг массы тела

г) не более 0,5 на кг массы тела

3. Способствует увеличению продолжительности жизни
     а) сон более 8 часов

б) употребление углеводов

в) правильный режим двигательной активности
г) употребление алкоголя

4. Кровать для пожилого человека должна быть:
     а) не ниже 60 см

б) не выше 40 см

в) не ниже 100 см

г) не ниже 80 см

5. Последний прием пищи должен быть не позже, чем
     а) за 2 часа до сна

б) за 30 минут до сна
в) за 20 минут до сна
г) за 1 час до сна

6. Физические упражнения способствуют:
     а) развитию атеросклероза

б) развитию инфаркта миокарда
в) усилению пищеварения

г) улучшению кровообращения

7. Энергетическая ценность рациона для лиц 60-74 лет должна составлять
    а) 1900-2000 кка
л

б) 2100-2300 ккал

в) 2500-2800 ккал

г) 3000-3500 ккал

8. Наука об особенностях питания в пожилом и старческом возрасте - это
   а) диетология

б) гигиена

в) герогигиена
г) геродиететика

Верно ли утверждение:

9 Оптимальная температура помещения для пожилого человека должна быть
22-23 градуса.

10. Один из факторов риска развития заболеваний ССС употребление продуктов богатых белком.

11. Щелочная направленность питания способствует коррекции развивающегося в старости метаболического ацидоза.

Рекомендованная литература:

  1. С.Р. Волков, М.М. Волкова «Здоровый человек и его окружение»: учебник. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005.
  2. С.Р. Волков, М.М. Волкова «Здоровый человек и его окружение». Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2010.
  3. С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С.  Андреева  Геронтология. Учебник. Ростов- на-Дону: Феникс, 2005.
  4. Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса «Здоровый человек и его окружение» Издание девятое. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  5. А.Б. Погодина, А.Х. Газимов «Основы геронтологии и гериатрии». Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  6. Интернет ресурсы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» составляет 4 часа. Цели внеаудиторно...

Методическая разработка практического занятия по сестринскому делу: Здоровый человек и его окружение. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста. Профилактика преждевременного старения.

В разработке поставлены цели и задачи данного занятия. Определены уровни усвоения. Отработка компетенций как общего так и профессионального значения.Сосотавлена технологическая карта занятия ход урока...

Здоровый человек и его окружение Лекция 19, 20.Здоровье лиц пожилого и старческого возраста

Понятие о старости и старенииГеронтология и гериатрия: основные понятияОсновные теории и механизмы старенияХарактеристика АФО пожилого и старческого возрастаОрганизация медицинской помощи лицам пожило...

Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине ОП 07 "Жестовая речь".

Данные  методические указания разработаны для студентов обучающихся по адаптированной основной профессиональной образовательной программе по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер"...

Учебно-методический материал по практическому занятию по учебной дисциплине ОБЖ по теме: "Экспресс-диагностические методы оценки здоровья"

УММ занятия предназначен для изучения учебной дисциплины ОБЖ  и проведению практического занятия по теме «Экспресс-диагностические методы оценки здоровья»." для студента все...

Методические указания для практических занятий по учебной дисциплине "Русский язык"

Указания содержат задания для самостоятельного выполнения обучающимися на практических занятиях.Данные методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Русский язык» ор...