Методические указания для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
методическая разработка на тему

Шамгунова Светлана Рафиковна

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» составляет 4 часа.

 

Цели внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

 

1.     Формирование общих и профессиональных компетенций.

2.     Систематизация и углубление знаний по изучаемой теме.

 

Задачи внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

 

1.     Формирование у студентов организованности, трудолюбия, сосредоточенности.

2.     Закрепление полученных знаний по изучаемым темам.

3.     Расширение знаний по изучаемым темам.

4.     Формирование навыков у студентов в подборе материала для проведения санпросвет работы и оформлении наглядных пособий массовой пропаганды.

5.     Обучение студентов элементам исследовательской работы, привитие навыков исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методические указания128 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Ульяновской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ульяновский медицинский колледж

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для  внеаудиторной самостоятельной работы студентов

 по дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»

Ульяновск

2013


Методические указания для самостоятельной работы студентов  по дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»  ОГБОУ СПО УМК: сост. С.Р. Шамгунова – Ульяновск, 2013. – 9 с.

Указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста».

Все материалы составлены в  соответствии с темами учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» с  целью формирования общих и профессиональных компетенций и систематизации и углубления знаний по изучаемой теме.

Методические указания будут полезны студентам медицинских учебных заведений, осваивающим ФГОС СПО 3-го поколения для подготовки к занятиям.

Оглавление

Введение        4

Тема «Введение в геронтологию»        5

Тема «Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Выявление и решение проблем, возникающих при старении.»        6

Тема «Здоровый образ жизни как залог активного долголетия»        7

Рекомендованная литература        9

Введение

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» составляет 4 часа.

Цели внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

  1. Формирование общих и профессиональных компетенций.
  2. Систематизация и углубление знаний по изучаемой теме.

Задачи внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

  1. Формирование у студентов организованности, трудолюбия, сосредоточенности.
  2. Закрепление полученных знаний по изучаемым темам.
  3. Расширение знаний по изучаемым темам.
  4. Формирование навыков у студентов в подборе материала для проведения санпросвет работы и оформлении наглядных пособий массовой пропаганды.
  5. Обучение студентов элементам исследовательской работы, привитие навыков исследовательской работы.

Тема: Введение в геронтологию.

Цели самостоятельной работы:

1. Формирование общих и профессиональных компетенций.

2. Углубление знаний по изучаемой теме.

2. Изучение  истории  развития геронтологии.

Задание: подготовить сообщение по теме:

1. «История развития науки «геронтология».

Рекомендации по выполнению задания:

1. Найти  информацию:

Прочитать несколько источников (справочники и/или специальная литература) и подобрать нужную информацию, определиться с общими целями предстоящей работы, исходя из материалов дисциплины и критериев оценки доклада.

2. Составить  план сообщения:

Введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. Определить чёткую и логичную структуру каждой из частей.

3. Написать  текст:

Во введении обосновать актуальность темы, цель и задачи, изложение характера исследования и рассмотренных проблем, гипотезы, спорные вопросы, источники информации, методы сбора и анализа данных, степень их полноты и достоверности.

В основной части доклада рассмотреть подробный анализ собранной информации, основные факты и выводы исследования, привести аргументы и доказательства к основным тезисам, представить графический материал (графики, таблицы, диаграммы, фото и т.п.).

В заключении приводится обобщенное изложение основных результатов проделанной работы в порядке рассмотрения темы доклада. Никакой новой информации в данном разделе быть не должно. Речь идет только о данных, представленных в основном тексте, об их смысле и значении и подводится общий заключительный итог по пунктам.

4. Оформить сообщение:

Текст сообщения оформляется по выше приведенной структуре: титульный лист, оглавление, текст по главам и параграфам и список использованной литературы.

Объём сообщения может колебаться от 5 до 7 листов формата А4 печатного текста 14 шрифтом Times New Roman, 1,5 интервалом. Поля страницы: левое - 3 см, правое - 1,5 см, нижнее 2 см, верхнее - 2 см до номера страницы.

5. Выступить с сообщением на занятии:

Время выступления 3-5 минут

Тема: Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Выявление и решение проблем, возникающих при старении.

Цели самостоятельной работы:

1. Формирование общих и профессиональных компетенций.

2. Закрепление и углубление знаний по изучаемой теме.

Задание: составить 3 ситуационные задачи по образцу.

Образец задачи:

Пациентка 65 лет поступила на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом: гипертоническая болезнь, обострение. Пациентка предъявляет жалобы на периодические сильные головные боли в затылочной области, слабость, плохой сон. Болеет около 5 лет, ухудшение состояния последние 2 месяца, после стрессовой ситуации. Назначенные врачом лекарства принимает нерегулярно, в основном, когда плохо себя чувствует. Диету не соблюдает, злоупотребляет острой, соленой пищей, много пьет жидкости, особенно любит растворимый кофе. Не умеет самостоятельно измерять себе артериальное давление, но хотела бы научиться. Отмечает, что в последний год стало хуже, но старается не обращать внимания на болезнь и жить, как раньше.

Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода.

Рекомендации по выполнению задания: 

1. Изучить конспект лекций.

2. Оформить задачи в письменном виде, в произвольной форме, на отдельном листке.

3. Сдать задачи  преподавателю для проверки.

Тема: Здоровый образ жизни как залог активного долголетия.

Цели самостоятельной работы:

1. Формирование общих и профессиональных компетенций.

2. Закрепление и углубление знаний по изучаемой теме.

Задание: составить меню для людей пожилого и старческого возраста:  

  • для женщины  68 лет
  • для мужчины  76 лет

Рекомендации по выполнению задания:

  1. Изучить конспект лекций.
  2. Используя таблицу калорийности пищевых продуктов и учитывая необходимую калорийность для людей пожилого возраста,  составить примерное меню на один день.
  3. Записать меню на отдельном листке.
  4. Сдать на проверку преподавателю.

Таблица калорийности пищевых продуктов

1 ккал (килокалория) – единица измерения количества энергии, которая выделяется при «сгорании» в организме того или иного вещества.

100 ккал содержат

Продукт

Количество

Говядина, баранина

- постная

- жирная

70 гр.

50 гр.

Говяжий язык

60 гр.

Свинина нежирная

50 гр.

Ветчина

- баночная

- развесная

1,5 ст. ложки

30 гр.

Колбаса

- докторская, чайная

- любительская

- полтавская, краковская

Копченая (салями)

40 гр.

35 гр.

30 гр.

25 гр.

Корейка, грудинка

20 гр.

Куриная ножка (не окорочка)

1 шт.

Утка, гусь (крылышко)

1 шт.

Рыба нежирная (окунь, лещ, хек и т.д.)

165 гр.

Лососевые (сельдь, скумбрия)

65 гр.

Икра (черная, красная)

1 ст. ложка

Куриное яйцо

1 шт.

Желток куриного яйца

1 шт.

Белок куриного яйца

3 шт.

Макароны, овсяные хлопья

1 ст. ложка

Хлеб

- ржаной

- белый

2 кусочка

1 кусочек

Сушки (сухари)

2 шт.

Картофель

100 гр.

Корень хрена

150 гр.

Горчица

0,5  стакана

Кетчуп

3 ст. ложки

Чеснок, зелень

200 гр.

Лук репчатый, капуста кольраби

250 гр.

Редька, фасоль, укроп, цветная капуста

300 гр.

Репа, тыква, щавель, белокачанная капуста

350 гр.

Перец сладкий

400 гр.

Морковь, зеленый лук, помидор, редис

500 гр.

Корень сельдерея

750 гр.

Квашеная капуста

1000 гр.

Зелень сельдерея

1250 гр.

Яблоко, груша, банан, персик

1 шт.

Апельсин, лимон, кусочек дыни

2 шт.

Мандарин, абрикос, кусочек арбуза

3 -4 шт.

Вишня, крыжовник, малина, клубника, смородина

1 стакан

Клюква

2 стакана

Виноград

2/3 стакана

Инжир, черешня

¾ стакана

Орехи, семечки подсолнечные

2 ст. ложки

Грибы

- свежие

- сушеные

400 гр.

50 гр.

Молоко

- 3,2 %

- парное

1 стакан

0,5 стакана

Сливки

- 10 %

- 20 %

0,5 стакана

2 ст. ложки

Сметана 30 %

1 ст. ложка

Масло

- растительное

- сливочное, маргарин, майонез

1 чайная  ложка

1, чайные ложки

Мед

1 ст. ложка

Какао (порошок)

50 гр. (2 ст. ложки)

Лимонад

1 стакан

Сок апельсиновый, яблочный, морковный (свежий), квас

1 стакан

Сок томатный

2 стакана

Рекомендованная литература:

  1. С.Р. Волков, М.М. Волкова «Здоровый человек и его окружение»: учебник. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005.
  2. С.Р. Волков, М.М. Волкова «Здоровый человек и его окружение». Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2010.
  3. С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С.  Андреева  Геронтология. Учебник. Ростов- на-Дону: Феникс, 2005.
  4. Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса «Здоровый человек и его окружение» Издание девятое. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  5. А.Б. Погодина, А.Х. Газимов «Основы геронтологии и гериатрии». Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  6. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по дисциплине "Электротехника и электроника" на тему: "Расчет цепей переменного тока".

В указаниях поясняются методы расчета установившихся режимов линейных электрических цепей переменного тока. Предназначено в помощь обучающимся по курсу электротехника и электроника....

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Трудовое право"

Данные методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов и значительно облегчает студентам задачу выполнения самостоятельных работ....

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Трудовое право"

Данные методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов и значительно облегчает студентам задачу выполнения самостоятельных работ....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Технические средства информатизации» для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Методические указания для самостоятельной работы включают в себя рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями, методические указания по выполнению самостоятельной работы, зада...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА по дисциплине ОП. 10. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Специальность: 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Цель:активизировать индивидуальную деятельность, направленную на закрепление;расширение и систематизацию пройденного материала по темам дисциплины ОП. 10 «Безопасность жизнедеятельности»;формирование ...

Методические указания для практических занятий по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»

Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа. Практические занятия ...

Методическое указание по самостоятельной работе по учебной дисциплине МДК.01.01 Основы горного и маркшейдерского дела

Основными целями самостоятельной работы по учебной дисциплине (МДК) являются: закрепить знания, полученные на лекционных занятиях; научиться организовывать собственную деятельность, выбирать типовые м...