Контроль качества лекарственных средств производных углеводов и простых эфиров
методическая разработка на тему

Аннотация

на методическую разработку лекции

«Контроль качества лекарственных средств, производных углеводов и

простых эфиров»

преподавателя ГАПОУ КО «Калужский базовый медицинский колледж» Галузиной Тамары Ананьевны.

В методической разработке представлен вариант проведения лекционного занятия. Преподавателем выбрана форма проведения занятия - лекция - вдвоем, в которой сопреподавателем выступают студенты. В методической разработке показано, как осуществляется взаимодействие преподавателя и студента в ходе подготовки и проведения занятия. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Исследование рецептуры аптек с лекарственными субстанциями позволяет активизировать профессиональную позицию будущего специалиста. «Включение» студентов в содержательные и процессуальные аспекты изучаемой темы способствует усилению их профессиональной и познавательной мотивации, формированию профессиональных компетенций. Предложенная форма проведения занятия открывает перспективы совершенствования самостоятельной работы, повышения ее эффективности и качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

« КАЛУЖСКИЙ  БАЗОВЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрено на заседании ЦМК

химических дисциплин

Протокол № 2

от «22» сентября   2015 г.

Председатель ЦМК:  ___________

                                 Т.А. Галузина

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

Назарова Л.А.

_____________________

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПМ.02:

«Изготовление лекарственных форм и проведение

  обязательных  видов внутриаптечного контроля»

РАЗДЕЛ ПМ 2.: «Организация контроля качества лекарственных средств»

МДК 02.02.: «Контроль качества лекарственных средств»

Форма обучения:  очная

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИИ   № 12

Тема 3.3:      «КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА  ЛЕКАРСТВЕННЫХ  СРЕДСТВ, ПРОИЗВОДНЫХ  УГЛЕВОДОВ И ПРОСТЫХ  ЭФИРОВ»

Подготовила: Галузина Т.А.,

 преподаватель высшей квалификационной  категории

Калуга, 2015 /2016 уч. год

ЦЕЛИ   ЛЕКЦИИ:

1.Дидиктические (образовательные):

  • совершенствование умений  студентов применять полученные  ранее знания;
  • обеспечить в ходе лекции:

усвоение  знаний по  лекарственным субстанциям:

 а) глюкозы

 б) димедрола

 согласно  алгоритма  изучения  лекарственных  субстанций.

  •  установление  внутридисциплинарных  и междисциплинарных  связей.

2. Развивающие:

  • формирование у студентов умения оценивать  свой уровень знаний и стремление его повышать;
  • развитие навыков  самостоятельной работы, познавательных  способностей и активности  студентов.

3.Воспитательные:

  • развивать аккуратность, правильное оформление записи в лекционных  тетрадях, при самостоятельном изучении  материала.

МЕТОД ОБУЧЕНИЯ:         беседа, объяснение

ВИД  ЗАНЯТИЯ:                    лекция - вдвоём (бинарная форма)

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

                                мультимедийный   видеопроектор, экран, доска

НАГЛЯДНОСТЬ:        Презентация мониторинга  рецептуры  аптек  г. Калуги с производственным  отделом и  без  него (студент)

Презентация исследования  лекарственной субстанции глюкоза (студент)

Презентация  изложения  материала по лекарственной  субстанции  димедрол (преподаватель)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ  СВЯЗИ  см. приложение

МЕСТО  ПРОВЕДЕНИЯ:  лекционная аудитория

ВРЕМЯ:                         90 минут

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ  И РЕЖИМ  ВРЕМЕНИ

I. Организационный момент

   (мобилизация аудитории)                                                до 3 мин

II. Актуализация  и коррекция опорных  знаний                        до 10 мин

III. Мотивация  занятия                                                        до 10 мин

IV.Изложение нового  материала                                        до  50 мин

    (организация учебно-познавательности  студентов)

        1. Самостоятельная работа студентов                                до 15 мин        

2.Объяснение нового материала преподавателем                        до 45 мин

V. Подведение  итогов (закрепление знаний)                              до 10 мин

     Задание на дом                                                                 до 7 мин

ХРОНОКАРТА   ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Этап  лекции

Время

(мин)

Деятельность преподавателя / студента

Деятельность  студента

Методы, приёмы, средства обучения

1

Организационный момент

до 3мин

Проверяет присутствующих на занятии, внешний вид

Готовятся к занятию

Беседа

2

Актуализация и коррекция  опорных знаний

до

10 мин

Проверяет ключевые понятия предыдущей лекции

Отвечают на вопросы задания.

Пишут общие формулы класса спиртов, альдегидов,  латинские  названия субстанций.

Объяснение

3

Мотивация учебной  деятельности

до

10 мин

Студент в роли преподавателя представляет  свою  исследовательскую  работу по изучению  рецептуры  аптек с  лекарственными  субстанциями.

Преподаватель  знакомит

с планом лекции  

Слушают, записывают тему  лекции, план

4

Изложение нового материала

до

50 мин

Студент  излагает общую характеристику углеводов (кратко). Объясняет  лекарственную субстанцию глюкоза. Даёт определение эфирам.

Преподаватель  объясняет химическую  структуру, химические свойства, хранение, применение  димедрола.

Записывают  латинские, химические названия лекарственных  субстанций, уравнения качественного и количественного  анализа.

Объяснительно-иллюст-ративный

5

Подведение итогов

(Закрепление  знаний)

до

10 мин

Задания для  выявления уровня  первичного запоминания: преподаватель предлагает пропись  лек.формы и просит  студентов обосновать контроль качества её, раскрыть химизм  реакции экспресс-анализа.

Вспоминают  основные  вопросы ККЛС и  текущий материал, пишут уравнения

Репродук-тивный

6

Домашнее задание

до

7 мин

На слайде домашнее задание. Преподаватель объясняет ключевые  моменты его решения.

Записывают  домашнее задание в тетради.

Объяснение

ХОД   ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

   (мобилизация аудитории)                                                

Преподаватель и студенты  приветствуют друг друга. Преподаватель  отмечает отсутствующих, обращая внимание на внешний вид  студентов.

Вступительное  слово  преподавателя: Уважаемые  студенты  наша  сегодняшняя  встреча необычная. В изложении  материала  мне  будут  помогать  студенты (ФИ группа) и все  вы

Но прежде  чем  озвучить  тему (надеюсь, что мы это  сделаем  вместе) прошу  вас  вспомнить  тему предыдущей  лекции,  и её  ключевые  понятия.

II. Актуализация  и коррекция опорных  знаний                

        На слайде  появляются вопросы:

1. Написать  общие  формулы:

  • спиртов,
  • альдегидов                                                  О

                                  Ответ:   R-OH;  R- C

                                                                Н

Студенты пишут  в тетрадях, двое  у  доски

2. Дать  латинские  названия лекарственным  субстанциям, содержащие эти  функциональные  группы.

                             Ответ:   Spiritus aethylicus, Solutio Formalehydi

Студенты пишут  в тетрадях, двое  у  доски

3. На каких свойствах альдегидной группы основан  фармакопейный  анализ формальдегида?              

                                          Ответ:        восстановительных

Студенты отвечают

4. В какие химические  реакции вступает  спирт по своей  гидроксильной группе?

     Ответ:   этерификации, межмолекулярной  дегидратации, окисления

Студенты отвечают

5. Реакция дегидратации спиртов в присутствии  концентрированной серной кислоты  какой  даёт  продукт?

                                   Ответ:  простой  эфир  

                           H2SO4

         R – OH

        R – OH

Студенты пишут  в тетрадях.

6. Какое  сладкое  вещество  содержится в соке винограда и всех других  ягод?

                                                                                 O

         Ответ: глюкоза СH2O4-(CHOH)4 – C        * H2O

                                                                          H

Студенты пишут  в тетрадях.

Преподаватель  подводит  студентов  к  теме  лекции.

Студенты  озвучивают  тему.  

Название  темы  и план  появляются   на  экране.

Тема 3.3:      « КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА  ЛЕКАРСТВЕННЫХ  СРЕДСТВ, ПРОИЗВОДНЫХ  УГЛЕВОДОВ И ПРОСТЫХ  ЭФИРОВ»

ПЛАН

  1. Тритурация. Внутриаптечный  контроль тритураций (студент)
  2. Общая  характеристика углеводов  - ( студент, приложение № 1)
  3. Лекарственная  субстанция класса углеводов: глюкоза ( студент)
  4. Определение и свойства   простых    эфиров ( студент)
  5. Лекарственная  субстанция  простых  эфиров:  димедрол (преподаватель)

  1. Мотивация учебной деятельности :

А) Преподаватель:   на экране  -   Карта междисциплинарных  связей.

     Тема лекции  созвучна  темам  на дисциплинах: химия  органическая, химия  аналитическая; тесно связана с ПМ 01 и 02 . В процессе  подготовки лекции студент провел  исследование (мониторинг) рецептуры  аптек  с производственным  отделом  и без  него , содержащих  лекарственных  субстанций ДИМЕДРОЛА и ГЛЮКОЗЫ. Результаты   анализа предлагает  вашему  вниманию.

Б) Студент:  В процессе  подготовки  мною   был  проведён  мониторинг  рецептуры аптек с производственным  отделом (№ 1, 11, 17). Рецептура  представлена  на  слайде. А также фирм «Имплозия»  и «Мой  доктор» Прописи представлены на слайде.

        На основании  этого  материала построены  диаграммы  (слайд).

Обращаю  ваше внимание  на пропись порошки с димедролом. В данной  прописи количество димедрола  выписано в незначительном количестве                  ( меньше 0,05 на  все дозы) Поэтому  необходимо использовать  тритурацию.

Даёт  определение:  Что такое  Тритурация.

А Преподаватель

Внимательно изучив  Рецептуру аптек, студентам стало абсолютно понятно, что лекарственные  субстанции   димедрола и глюкозы  на сегодня востребованы. И глюкоза  и димедрол  широко  применяются в медицине в различных  лекарственных формах. Фармакологические  свойства их  подробно изучаются в курсе фармакологии. Наша цель  лекции:  изучить   строение и свойства  лекарственных  субстанций согласно алгоритму изучения.

Грамотный  специалист обязан  владеть элементарным химическим  анализом их и  знать  условия  хранения,  как  самих лекарственных  субстанций, так и готовых  лекарственных форм. Перед  изучением  темы с целью генерирования нового  знания на тему «Контроль качества  лекарственных средств производных углеводов и просты  эфиров». Вам предлагается  проблемный  вопрос. Предложите  реакции подлинности внутриаптечного  контроля  лекарственных  форм по  прописям:

В-ми: Димедрола  0,05

           Раствора  кислоты борной  2% - 10 мл

         Смешай

         Дай

        Обозначь:   по 2 капли в оба глаза  на  ночь.

В-ми: Р-ра рибофлавина         0,02% -10 мл

  Глюкозы                                  0,2

    Калия иодида                             0,2

           Смешай

           Дай

            Обозначь:   по 2 капли в оба глаза  2 раза в день

IV.  Изучение  новых  лекарственных  субстанций.( см.  приложение  №1)

(Изучение  новых лекарственных  субстанций  сопровождается  показом  презентации.)

Студент:

Первое  слово предоставляется  студенту, который готовил  презентацию по лекарственной  субстанции глюкоза, опираясь на  свои знания об этом органическом  соединении, полученные на дисциплине  химия органическая, добавляя  свою  информацию по  определению  количественного  содержания, хранению и применению.

Студент:

Другой  студент  даёт  определение  простых эфиров и  подводит к  структуре  димедрола.

Преподаватель:

Преподаватель  раскрывает  информацию  по лекарственной  субстанции

Димедрол, согласно  алгоритма  изучения  лекарственных  средств.

В процессе  изложения   материала студентам  предлагаются  определённые  вопросы (см  приложение № 3)

  1. Подведение  итогов. Закрепление  знаний:  Преподаватель предлагает студентам  высказать  свое  мнение  по  проблемному  вопросу , предложенному  вначале  лекции.   ( приложение № 4)

Возьми:    Димедрола  0,05

                              Раствора  кислоты борной  2% - 10 мл

                Смешай

                Дай

                Обозначь:   по 2 капли в оба  глаза  на  ночь.

В-ми: Р-ра рибофлавина         0,02% -10 мл

          Глюкозы                                  0,2

             Калия иодида                             0,2

                   Смешай

                   Дай

                  Обозначь:   по 2 капли в оба глаза  2 раза в день

Предложить  реакции  подлинности  для  внутриаптечного  контроля.

Предполагаемый  ответ  

Димедрол  открывают  с раствором  серебра  нитрата;

кислоту  борную − куркумовой  бумагой ;

глюкозу − реактивом Фелинга ;

катион К+ − с раствором  гексанитро(III)  кобальтатом натрия ;

йодид-анион – с раствором  серебра  нитрата

Рибофлавин −  по  цвету ( органолептически)

VI. Задание на дом                                 

ЗАДАНИЕ

  1. Государственная фармакопея, XII, Москва. "Медицина", 2007 год.

2. Глущенко Н.Н. Фармацевтическая химия: учебник для студентов сред. проф.учеб. заведений /Н.Н.Глущенко, Т.В.Плетнева, В.А. Попков; под ред.Т.В. Плетневой. – М.: издательский центр «Академия», 2004.- 384с

стр. 182-192 (выборочно)

3. Мелентьева Г.А., Антонова Л.А. Фармацевтическая химия,  М.,  Медицина,  1985,  стр.    232-234, 451-452

В  тетради  для  самостоятельной работы:

Задание №1  

Возьми: Раствора глюкозы 5%- 250 мл

             Дай. Об  для внутривенного введения

  • Обосновать контроль качества по приказу № .. .   МЗ РФ  …  …
  • Написать реакции подлинности.
  • Сделать вывод о качестве данной лекарственной формы, если n=1,3402, F= 0,00142 (глюкозы безводной)

Задание  №2

Возьми: Раствора димедрола 1% - 80 мл

                  Дай. Об. По 1 дес. ложке на ночь

  • Обосновать  контроль  качества  по приказу №… МЗ РФ … …
  • Выполнить  предварительный  расчет , если Т0,1М NaOH/ димедролу = 0,02918 г/мл.

Приложение № 1

Тема:     « Контроль качества  лекарственных  средств, производных  углеводов и простых  эфиров»

ПЛАН

  1. Тритурация. Внутриаптечный  контроль тритураций (студент)
  2. Общая  характеристика углеводов  - (студент)
  3. Лекарственная  субстанция класса углеводов: глюкоза (студент)
  4. Определение и свойства   простых    эфиров (студент)
  5. Лекарственная  субстанция  простых  эфиров:  димедрол.(преподаватель)

Углеводы – обширный класс природных соединений, которые играют важную роль в жизни человека, животных и растений.

Название «углеводы» эти соединения получили потому, что состав многих из них выражается общей формулой Cn(H2O)m, то есть они формально являются соединениями углерода и воды. Но с развитием химии углеводов выяснили, что это не совсем так, и в курсе органической химии вам приводили примеры соединений, имеющих такой же состав (формулу),  но  не  являющихся  углеводами  и  наоборот.

Все углеводы делят на простые углеводы (моносахариды)  и  сложные  углеводы  (полисахариды).

Моносахариды представляют собой соединения со смешанными функциями. Они содержат альдегидную или кетонную группу и несколько гидроксильных групп и являются альдегидоспиртами  или  кетоноспиртами.

Лекарственным средством моносахаридом и по функциональным группам альдегидоспиртом является глюкоза, которую  мы  и  должны  изучить.

ГЛЮКОЗА

Glucosum

                   CH2OH

             H               O   H

                   H                    •  H2O                C6H12O6  •  H2O

                   OH      H

          HO                     OH

                   H         OH                                                         гексоза;  альдегидоспирт

Кристаллическая глюкоза имеет циклическое строение (такое циклическое строение предложил английский учёный Хеуорзс).

Альдегидная группа глюкозы в пространстве близко расположена к гидроксильной группе пятого атома углерода, а альдегиды легко присоединяют спирты с образованием полуацеталей, причём к кислороду альдегидной группы присоединяется атом водорода от гидроксила спирта. Поэтому циклическая  форма  глюкозы  называется  полуацетальной.

                     H

                      |                               OH

НО – Н2С – С – (СНОН)4 – С

                                           O                  H

НАХОЖДЕНИЕ  В  ПРИРОДЕ:

Встречается в соке винограда, ягод, плодов, как в свободном виде, так и в виде соединений гликозидов. Содержится в крови 0,08 - 0,09 %. Недостаток в крови и превышение вызывают тяжёлое  состояние  организма.

КЛАСС  СОЕДИНЕНИЯ:

Углевод,  моносахарид,  гексоза,  альдегидоспирт.

ПОЛУЧЕНИЕ:

Гидролиз крахмала, который проводят в автоклаве в присутствии  1 %  раствора  серной  кислоты  при  температуре 1500С:      

                                         t0C

(C6H10O5)n  +  n H2O                     n C6H12O6 

                                   1 %  H2SO4 

Извлекают  горячим  спиртом  и  кристаллизуют.

ОПИСАНИЕ:

Бесцветные кристаллы или белый мелкокристаллический порошок  без  запаха,  сладкого  вкуса.

РАСТВОРИМОСТЬ:

Растворим в 1,5 ч. воды, трудно растворим в 95 % спирте, практически  нерастворим  в  эфире.

ОСОБОЕ  СВОЙСТВО:

В присутствии щелочей окисляется кислородом (осмоляется), растворы  темнеют.

В  водных  растворах  существует  в  двух  формах:

           СН2ОН                                                 О

     Н                    О     Н                            С – Н

           Н                                             |

           ОН      Н                    раствор         (HCOH)4 

  НО                     ОН                                           |

           Н         ОН                                    CH2OH

ПОДЛИННОСТЬ:

Реакции подлинности основаны на восстановительных свойствах лекарственного средства за счёт наличия в структуре  альдегидной  группе.

  1. РЕАКЦИЯ  с  реактивом  Фелинга  (фармакопейная).

Состав  реактива  Фелинга:

Реактив Фелинга № 1: раствор сульфата меди (II), подкисленный  серной  кислотой.

Реактив Фелинга № 2: раствор сегнетовой соли в едком натре.

Равные объёмы этих двух растворов сливают в равном количестве  перед  проведением  реакции.

Техника  выполнения:  полумикрометодом:

К раствору глюкозы прибавляют реактив Фелинга и нагревают  до  кипения.

Эффект  реакции:

Выпадает  осадок  кирпично-красного  цвета.

Химизм:                     О                       t0                                                        O

СН2ОН−(СНОН)4− С       + 2Cu(OH)2           Cu2O +CH2OH−(CHOH)4−C    +2H2O

                                          Н                                                                    OH

2. РЕАКЦИЯ «серебряного зеркала» (с аммиачным раствором  нитрата  серебра).

Техника  выполнения:  полумикрометодом.

К раствору нитрата серебра по каплям добавить раствор аммиака до растворения образующегося осадка, добавить раствор  глюкозы  и  нагреть  до  кипения.

Эффект  реакции:

Выделяется металлическое серебро в виде «зеркала» на стенках  пробирки  или  выпадает  чёрный  осадок.

ХИМИЗМ:

AgNO3  +  2 NH4OH    [Ag(NH3)2]NO3  +  2 H2O

                                         нитрат  диаммин  серебра

         O                                                                          O

    C – H                                                              C – ONH4 

     |                                                        t0C             |

(HCOH)4  +  2 [Ag(NH3)2]NO3  +  H2O          (HCOH)4  + 2 Ag ↓ +   NH3 ↑  +  2 NH4NO3

     |                                                                       |

    CH2OH                                                    CH2OH

                                                                   глюконат  аммония                        

                                    О                       t0                                               O

СН2ОН−(СНОН)4− С       +  Ag2O           Ag2O +CH2OH−(CHOH)4−C        

                                          Н (из аммиачного серебра нитрата)                                  OH

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

  1. В  экспресс-анализе – рефрактометрический  метод.
  2. Йодометрический  метод,  титрование  обратное.

ХРАНЕНИЕ:

По  общему  списку  в  хорошо  укупоренной  таре.

ПРИМЕНЕНИЕ:

В виде изотонических 4,5 - 5 % растворов и гипертонических 10 - 40 %  растворов.

Широко применяется при самых различных заболеваниях: заболеваниях печени, почек, отёке лёгких, слабости сердца, при инфекционных заболеваниях. Легко усваивается организмом, улучшает  обмен  веществ.

ФОРМЫ  ВЫПУСКА:

Порошок; таблетки по 0,5 и 1,0; ампулы 5, 10, 25, 40 % раствор.

ФОРМЫ  ОТПУСКА:

Сложные порошки, таблетки, ампулы, инъекционные растворы,  растворы  для  внутреннего  применения.

Простые эфиры можно рассматривать как продукт замещения  атома  водорода  в  гидроксиле  спирта  радикалом  R:

R – OH        →     R – O – R`

                             простой  эфир

или как производное воды, в молекуле которой водородные атомы  замещены  радикалами:

HO – H  R – O – R`

или  как  ангидриды  спиртов:

         R – OH

        R – OH

Если в молекуле эфира радикалы разные, то он называется смешанным. Простые эфиры легко окисляются в отличие от сложных. Характерным свойством простых эфиров является их способность образовывать соли с концентрированными кислотами. Это обусловлено тем, что у кислорода простого эфира имеется неподелённая пара электронов, которая притягивает  к  себе  протон  кислоты.

R – O+ – R`

Оксониевые соли подобны аммониевым солям, но в отличие от последних, менее устойчивы и легко разрушаются в присутствии  воды.

                                     

ДИМЕДРОЛ

Dimedrolum

Diphengidramine (Diphenhydramin)

Дифенгидрамин

C6H5                                                  CH3

C6H5                                                  CH3

ХИМИЧЕСКОЕ  НАЗВАНИЕ:

β – диметиламиноэтиловый  эфир  безгидрола  гидрохлорид

или

β – диметиламиноэтиловый  эфир  дифенилметанола  г/хл.

КЛАСС СОЕДИНЕНИЯ: средняя соль, образованная сильной минеральной кислотой (хлороводородной) и слабым органическим основанием – простым эфиром, в образовании которого  принимают  участие  два  спирта:

  1. C6H5

C6H5

  1. HO – CH2 – CH2 – N              – β – диметиламиноэтанол

В структуре димедрола есть третичный атом азота, придающий соединению основные свойства, так как он имеет неподелённую пару электронов, за счёт которой способен образовывать соли с неорганическими и органическими кислотами.

ПОЛУЧЕНИЕ: ( выполняется  студентами  самостоятельно)

Димедрол получают взаимодействием бензгидрола (1) и гидрохлорида

 п – диметиламиноэтилхлорида (2) в присутствии натрия гидроксида. Полученное основание (3) переводят действием кислоты хлороводородной в гидрохлорид – димедрол.

С6Н5               СlCH2CH2N(CH3)2 · HCl  С6Н5                       CH3 

       СНОН                                            СН – О – (CH2)2 – N  

С6Н5       (1)                       (2)                   С6Н5        (3)          CH3 

HCl    С6Н5                                                 CH3 

                   СН – О – CH2 – CH2 – N           ·  HCl

       С6Н5                 димедрол                  CH3 

ОПИСАНИЕ:

Белый кристаллический порошок, без запаха или с едва уловимым  запахом,  горького  вкуса.

ОСОБОЕ СВОЙСТВО:

На  языке  вызывает  чувство  онемения.

РАСТВОРИМОСТЬ:

Легко  растворим  в  воде,  спирте,  хлороформе.

ПОДЛИННОСТЬ:

  1. ОСНОВАНИЕ открывается реакцией образования окрашенных оксониевых солей с концентрированными кислотами.

По ГФ – реакция  с  концентрированной  кислотой  серной.

Техника  выполнения:  капельно  в  выпарительной  чашке.

ЛС + 2 кап. конц. H2SO4 

Эффект  реакции:

Жёлтое окрашивание → кирпично-красное окрашивание + 2 кап. воды → окрашивание  исчезает.

ХИМИЗМ:

    С6Н5                                                  CH3 

            СН – О – CH2 – CH2 – N               ·  HCl  +  H2SO4  →

С6Н5                                                 CH3 

          С6Н5                                                      CH3 

→                     СН – О+ – CH2 – CH2 – N                  ·  HCl    ·  HSO4 

          С6Н5                 H                                    CH3 

                       оксониевая  соль  димедрола  и  серной  кислоты

  1. Раствор  ЛС  1:100  даёт  реакцию  на  ХЛОРИД – ИОН.

Реакция основана на способности ЛС осаждаться нитратом серебра с образованием белого творожистого осадка хлорида серебра, который растворяется в растворе аммиака и вновь выпадает  при  добавлении  азотной  кислоты.

Техника  выполнения:  капельно  или  полумикрометодом.

ХИМИЗМ:

[основание  димедрола] · HCl  +  AgNO3  →  [основание  димедрола] · HNO3  +  AgCl ↓

AgCl  +  2NH4OH  →  [Ag(NH3)2]Cl  +  2H2O

[Ag(NH3)2]Cl  +  2HNO3  →  AgCl ↓  +  2NH4NO3 

КОЛИЧЕСТВЕННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

  1. Фармакопейный метод – метод кислотно-основного титрования  в  неводных  средах. Основан на свойстве соли, образованной  слабым  основанием и сильной  кислотой.

Характеристика  метода:

  • Титрование  прямое;
  • Рабочий  раствор – 0,1 М  раствор  кислоты  хлорной  HCIO4;
  • Индикатор – кристаллический  фиолетовый;
  • Вспомогательные вещества – кислота уксусная ледяная, ацетат  окисной  ртути.

Титруют от фиолетовой до голубовато – зеленоватой окраски раствора.

Техника  выполнения:

Точную навеску ЛС поместить в колбу для титрования, растворить  в  кислоте  уксусной  ледяной,  добавить  ацетат окисной ртути, индикатор и титровать рабочим раствором до голубовато – зеленоватой  окраски  раствора.

ХИМИЗМ:

   2[основ. Д] · HCl + 2HClO4 + Hg(CH3COO)2  →  2[основ. Д] · HClO4 + HgCl2↓ + 2CH3COOH

   Объяснение  конца  титрования:

  В точке эквивалентности, когда всё лекарственное средство оттитруется, избыточная капля рабочего раствора изменит реакцию среды и индикатор поменяет  свою  окраску.

  Расчётная  формула:

2. Методы: Фаянса,  Фольгарда,  нейтрализации,  вытеснения.

ХРАНЕНИЕ:

. В хорошо укупоренной таре, предохраняющей от действия  света  и  влаги.

ВРД:  0,1

ВСД:  0,25

ПРИМЕНЕНИЕ:

Димедрол оказывает местноанестезирующее действие.

Назначается  в  сложных  лекарственных  формах.

Возьми:  Димедрола                          0,01

                Эфедрина  гидрохлорида  0,1

                Масла  персикового          10,0

                Масла  ментолового  III  капли

С. Д. Об.:  Капли  для  носа.  По  2-3 кап. 4 раза в день.

ЛФ предназначается ребёнку 3 месяцев

Дать обоснование контроля  качества  и  предложить  химический  анализ.

  1. Противогистаминное  лекарственное  средство.
  2. Для лечения аллергических заболеваний, сопровождающихся  зудом,  крапивницей.
  1. Оказывает  снотворный  эффект.

ФОРМЫ  ВЫПУСКА: 

Порошок, таблетки по 0,02, 0,03, 0,05, свечи по 0,001, 0,005, ампульные  растворы.

ФОРМЫ  ОТПУСКА:

Порошок, таблетки, свечи, ампульные растворы, растворы для  наружного  и  внутреннего  применения.

Приложении № 2

ВОПРОСЫ  ДЛЯ  АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ  СТУДЕНТОВ

(Ключевые знания)  по теме «Спирты. Альдегиды. Простые  эфиры».

1. Написать  общие  формулы:

  • Спиртов,
  • Альдегидов

2. Дать  латинские  названия лекарственным  субстанциям, содержащие эти  функциональные  группы.

3. На каких свойствах альдегидной группы основан  фармакопейный  анализ формальдегида?

4. В какие химические  реакции вступает  спирт по своей  гидроксильной группе?

       ( этерификации , межмолекулярной  дигидратации, окисления)

5. Какой  даёт  продукт дает реакция дегидратации спиртов в присутствии  концентрированной серной кислоты ?

6. Какое  сладкое вещество содержится в соке винограда и всех других  ягод?

Приложение № 3

ВОПРОСЫ,  ЗАДАВАЕМЫЕ

В  ПРОЦЕССЕ  ИЗЛОЖЕНИЯ  ЛЕКЦИИ

  1. Какие  соединения  называют  простыми  эфирами?
  2. Написать  на  доске  общую  формулу  простых  эфиров.
  3. Что  является  реактивом  на  хлорид-ион?
  4. Написать  уравнение  реакции  на  хлорид-ион.
  5. Дать  характеристику  метода  Мора.
  6. Объяснить признак конца  титрования
  7. Дать  характеристику  метода  Фаянса.
  8. Объяснить  конец  титрования  по  методу  Фаянса.
  9. Объяснить  конец  титрования  метода  алкалиметрии.
  10. Основное  применение  димедрола.

Приложение № 4

ЗАДАНИЯ  ДЛЯ  ВЫЯВЛЕНИЯ  УРОВНЯ  ПЕРВИЧНОГО  ЗАПОМИНАНИЯ

Обосновать контроль качества лекарственной  формы  по прописи:

Возьми: Димедрола  0,05

              Раствора  кислоты борной  2% -10 мл

Смешай

Дай

Обозначь  глазные  капли.

И  предложить  реакции  подлинности  

Приложение №  5

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ  ФОРМЫ, ИЗГОТОВЛЯЕМЫЕ  В  АПТЕКЕ

Аптеки № 11, 17  ( по  требованиям)

  • Р-р глюкозы 5% и 10%                                         -   для   инъекций

           #

  • Р-р  димедрола 0,02 -250 мл и 10% -60мл                -   для инъекций

           #

  • Р-р  димедрола 1% -200 мл                                    -   внутреннее

           #

  • Димедрола 0,05

          Р-ра борной кислота 2% 10 мл                               -  наружное

           #

  • Р-ра рибофлавина 0,02% -100 мл

 Глюкозы                             2,0

 Калия иодида                      2,0                           - наружное

           #

  • Димедрола             0,03

          Натрия  хлорида     0,083

          Вода                      10  мл                                  - наружное

           #

  • Р-ра рибофлавина 0,02% -100 мл

 Глюкозы                             5,5

 Кислоты  аскорбиновой     0,2                           - наружное

По индивидуальным прописям:

Rp.: Tab. Dimedrole 0,02 N. 10

D. S. По ½таблетки 3 раза в день после еды (ребенку 10 лет)

#

Rp.: Sol. Dimedroli 1 % - 1 ml

D. t. d.   N. 10 in arnpuli.

S. Внутримышечно по 1 мл.2 раза в сутки — утром и вечером

     (ребенку 8 лет)

#

 Rp.: Sol. Dimedroli 1 % - 1 ml

D. t. d.  N. 10 in atnpuli.

S. Содержимое 2 ампул (2 мл) развести в 15 мл стерильного изотонического раствора натрия хлорида и все количество ввести внутривенно медленно 1 раз в сутки (ребенку 10 лет)

#

Rp.: Sol. Dimedroli 0,2 % - 10 ml

D. S. Глазные капли.

Закапывать в каждый глаз по 2 капли 4 раза в сутки (ребенку 6 лет)

#

Rp.: Tab. Dimedroli 0,02 N. 10

D.S. По ½ таблетки 2 раза в день ребенку 4 лет.

#

Rp.: Sol. Dimedroli 1 % — 1 ml

D.t.d. N. 6 in ampull.

S. По 0,5 мл внутримышечно 1—2 раза в день ребенку 4 лет.

#

Rp.:  Dimedroli 0,02

Acidi borici 0,2

  Aq. purificatae 10 ml.

M.D.S. Глазные капли; по 1 капле 2—3 раза в день.

#

Rp.:  Dimedroli 0,005

Ephedrini hydrochloridi 0,002

  Euphyllini                         0,005

  Glucosi                        0,1

  Misce ut  fiat pulvis. Dtd № 10

D.S.   по 1 пор 3 раза в день.


Приложение № 6

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ     СВЯЗИ   ИЗУЧАЕМОЙ    ТЕМЫ


МДК 02.02. «Контроль качества лекарственных форм»

Основные источники

1. Государственная фармакопея, XII, Москва. "Медицина", 2007 год.

  1. Н.Н. Глущенко,   Т.В.   Плетнева,   В.А.   Попков   «Фармацевтическая

химия», Москва. Академия. 2009 год.

3.        Машковский М.Д. «Лекарственные средства» - Медицина, Москва 2008 г.

Дополнительные источники

  1. Государственная фармакопея X, Москва, Медицина, 1961 г.
  2. Государственная фармакопея XI, выпуск 1, Москва, Медицина, 1987 г., выпуск 2, Москва, Медицина, 1990 г.
  3. Чекрышкина Л.А., Эвич Н.И. Учебное пособие по государственной системе   контроля качества,   эффективности,   безопасности   лекарств. Пермь, 2006 год,
  4. Л.А., Эвич Н.И. Учебное пособие « Методы титриметрического анализа лекарственных веществ», Пермь, 2006 год,
  5. Л.А., Эвич Н.И. Учебное пособие «Инструментальные методы в фармацевтическом анализе», Пермь, 2006 год,

6.        Федеральный закон РФ. «О лекарственных средствах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации для МДК "Контроль качества лекарственных средств"

Презентации к занятиям по МДК "Контроль качества лекарственных средств"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОЛИМПИАДЫ ПО КОНТРОЛЮ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Методическая разработка олимпиады в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для проверки у студентов приобретенных профессиональных компетенций по двум дисциплине "Контроль качества лека...

Тестовые задания для самопроверки по МДК Контроль качества лекарственных средств

Тестовые задания помогают провести самоконтроль по изученным темам, выявить недостающие знания, подготовится к дифференцированному зачету по МДК Контроль качества лекарственных средств, а также к тест...

Контроль качества лекарственных средств, производных спиртов и альдегидов

Данная методическая разработка лекции по теме: «Контроль качества лекарственных средств, производных спиртов и альдегидов» предусматривает самостоятельную работу студентов по общим свойств...

Учебно-методическая карта к практическому занятию по контролю качества лекарственных средств

ЛС являются особой продукцией, которая может нанести вред здоровью человека при нарушении правил разработки, испытания, производства, хранения, реализации, применения. Поэтому требуется введение жестк...

Презентации к теоретическим занятиям по МДК " Контроль качества лекарственных средств"

Презентации для студентов медицинских колледжей, по предмету контроль качества лекарственных средств...

Презентации к теоретическим занятиям по МДК " Контроль качества лекарственных средств"

Презентации для студентов медицинских колледжей, по предмету контроль качества лекарственных средств...