Прием пациента в стационар
учебно-методический материал на тему

Методическая разработка по модулю  «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», раздел «Технология оказания медицинских услуг», тема  «Прием пациента в стационар» составлена преподавателем  Карсунского медицинского техникума Рыбиной Т.А., рассмотрена   и   одобрена    на    заседании        ЦМК.

Студентам первого года обучения хочется поскорее увидеть профессиональную деятельность в реальной обстановке. У них возникает естественное желание делать что-то своими руками, осуществлять помощь пациенту. Самым сложным в этот период является не только выполнение манипуляций на фантоме, но и преодоление страха, скованности, неуверенности. В связи с этим используется групповой тренинг:

«Групповой тренинг» служит для обучения манипуляционной технике на фантомах с применением алгоритмов манипуляции. Суть методики заключается в том, что студенты в процессе обучения имитируют профессиональную деятельность медицинской сестры, выполняя необходимые манипуляции на фантомах (муляжах). Занятия по этой методике проводятся в доклиническом кабинете. Для каждого студента оснащается свое рабочее место согласно теме практического занятия. Преподаватель демонстрирует манипуляцию на фантоме, затем группа студентов повторяет данную манипуляцию по алгоритму. Если один студент выполнил манипуляцию неточно, то студенты-эксперты исправляют ошибки. После этого преподаватель выделяет время для закрепления манипуляции в виде группового тренинга. Студенты, быстро изучившие манипуляцию, становятся экспертами для других. Таким образом, преподаватель обучает манипуляциям всех студентов.

«Решение ситуационных задач» - это элементы активного обучения, направленные на формирование клинического мышления. По основам сестринского дела ситуационная задача направлена на определение нарушенных потребностей пациента; на выявление психологических, физиологических и социальных проблем пациента. Использование ситуационных задач на практических занятиях помогает студенту выбрать приоритетную проблему, которая требует сестринского ухода. Решение таких задач помогает закрепить теоретические знания по теме занятия. 
Среди форм и методов активного обучения весьма эффективными является «деловая игра», цель которой: выполнение определенной профессиональной деятельности. Например, сбор информации о пациенте или выявление нарушенных потребностей, проблем пациента.

Результаты обучения с применением деловых игр гораздо выше, чем при использовании традиционных методик преподавания. Метод поэтому и называется активным, что, применяя его, при наименьших затратах труда и времени можно хорошо обучить студентов необходимым умениям и навыкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_.docx75.45 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Карсунский медицинский техникум имени В.В. Тихомирова»

Методическая разработка учебного занятия

по модулю: «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

на тему «Прием пациента в стационар»

34.02.01 Сестринское дело/  медицинская  сестра/  медицинский  брат

  базовая  подготовка

Автор-разработчик:

преподаватель специальных дисциплин

Т.И. Курочкина

р.п. Карсун, 2017

РАССМОТРЕНО:

на заседании ЦМК Общерофессиональных дисциплин ОГБПОУ «КМТ»

Председатель ЦМК

_______________/ Т.А. Рыбина /

          (подпись) 

Протокол заседания ЦМК 

№ _____ от «___» ___________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по учебной работе ОГБОУ СПО «КМТ»

________________ / Т.Н. Лазарева /

          (подпись) 

«___» ___________ 20__ г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели занятия
  3. Хронокарта занятия
  4. Приложения:
  • Фронтальный опрос (вопросы)
  • Устройство и функции приемного отделения
  • Пути госпитализации пациентов в стационар приемного отделения
  • Регистрация пациентов
  • Санитарная обработка пациента
  • Обработка волосистой части головы пациента при педикулезе (алгоритм)
  • Помощь пациенту во время гигиенической ванны и мытья головы (алгоритм)
  • Помощь пациенту во время гигиенического душа и мытья головы (алгоритм)
  • Частичная санитарная обработка пациента (алгоритм)
  • Варианты практических заданий
  • Дополни предложение (игра таинственный сундучок) и ответы к игре
  • Ситуационные задачи и эталоны ответов к ним
  • Тестовые задания с эталонами ответов
  • Алгоритмы манипуляций для игры продолжи алгоритм
  • Термины
  • Схемы
  1. Карточка самоанализа.
  2. Литература.

Пояснительная записка

Методическая разработка по модулю  «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», раздел «Технология оказания медицинских услуг», тема  «Прием пациента в стационар» составлена преподавателем  Карсунского медицинского техникума Рыбиной Т.А., рассмотрена   и   одобрена    на    заседании        ЦМК.

Студентам первого года обучения хочется поскорее увидеть профессиональную деятельность в реальной обстановке. У них возникает естественное желание делать что-то своими руками, осуществлять помощь пациенту. Самым сложным в этот период является не только выполнение манипуляций на фантоме, но и преодоление страха, скованности, неуверенности. В связи с этим используется групповой тренинг:

«Групповой тренинг» служит для обучения манипуляционной технике на фантомах с применением алгоритмов манипуляции. Суть методики заключается в том, что студенты в процессе обучения имитируют профессиональную деятельность медицинской сестры, выполняя необходимые манипуляции на фантомах (муляжах). Занятия по этой методике проводятся в доклиническом кабинете. Для каждого студента оснащается свое рабочее место согласно теме практического занятия. Преподаватель демонстрирует манипуляцию на фантоме, затем группа студентов повторяет данную манипуляцию по алгоритму. Если один студент выполнил манипуляцию неточно, то студенты-эксперты исправляют ошибки. После этого преподаватель выделяет время для закрепления манипуляции в виде группового тренинга. Студенты, быстро изучившие манипуляцию, становятся экспертами для других. Таким образом, преподаватель обучает манипуляциям всех студентов.

«Решение ситуационных задач» - это элементы активного обучения, направленные на формирование клинического мышления. По основам сестринского дела ситуационная задача направлена на определение нарушенных потребностей пациента; на выявление психологических, физиологических и социальных проблем пациента. Использование ситуационных задач на практических занятиях помогает студенту выбрать приоритетную проблему, которая требует сестринского ухода. Решение таких задач помогает закрепить теоретические знания по теме занятия. 
Среди форм и методов активного обучения весьма эффективными является «деловая игра», цель которой: выполнение определенной профессиональной деятельности. Например, сбор информации о пациенте или выявление нарушенных потребностей, проблем пациента.

Результаты обучения с применением деловых игр гораздо выше, чем при использовании традиционных методик преподавания. Метод поэтому и называется активным, что, применяя его, при наименьших затратах труда и времени можно хорошо обучить студентов необходимым умениям и навыкам.

          Для достижения поставленных целей на данном занятии использован комплекс методов обучения:

1.  Репродуктивный:

-    словесный (рассказ, объяснение, инструктаж),

- наглядный: метод иллюстраций (схем, журналов, направлений),

-   практический.

2.    Алгоритмический:  (работа по набору правил).

3.   Самостоятельная работа студентов (с методическими указаниями,

      зарисовка схем,  отработка манипуляций).

4. Методы активного обучения (решение проблемных и ситуационных задач).

Использованы разнообразные средства обучения:

-  информационные (учебник, таблицы, схемы);

-  методические (методические указания, игры, контрольные задания);

  •   технические (ноутбук).

Цели занятия:

Методические:

Применение комплекса методов обучения:

  • воспроизводящие, тренировочные  упражнения;
  • проблемно-поисковые методы (решение задач);
  • частично-поисковые методы -  самостоятельная работа;
  • метод проблемного изложения – сочетание словесной информации с элементами проблемности;
  • индивидуальные имитационные методы (имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций).

2. Использование информационных технологий.

Дидактические:

  1. Дальнейшее формирование знаний о приеме пациента в стационар.
  2. Работа с действующими нормативными документами, должностные обязанности сестринского персонала приемного отделения.
  3. Раскрытие роли медицинской сестры  при приеме пациента в стационар.
  4. Работа с универсальными и стандартными мерами безопасности медицинского персонала при приеме пациента в стационар.

5. Формирование умений при проведении противоэпидемиологических мероприятий при педикулезе.

6. Формирование умений при проведении антропометрии.

7. Формирование знаний и умений при правилах транспортировки пациента в лечебное отделение.

Воспитательные:

  1. Воспитание профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу.
  2. Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:
  • умение осознавать ответственность за жизнь пациента;
  • умение анализировать свое поведение;
  • воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

Развивающие:

  1. Формирование у студентов:
  • навыка анализа и синтеза изучаемого материала;
  • способности осуществлять внутрипредметные  связи;
  • способности применять межпредметные связи.
  1. Умение решать проблемные и ситуационные задачи.
  2. Развитие умений анализировать ошибки.

Студент должен знать:

  • устройство и функции приемного отделения стационара;
  • правила приема пациента в стационар;
  • документацию, необходимую для приема пациента в стационар;
  • содержание деятельности сестринского персонала в приемном отделении;
  • пути госпитализации пациентов;
  • противоэпидемиологические мероприятия при педикулезе;
  • технику проведения ванны и душа;

Уметь:

  • оформить титульный лист «Медицинской карты стационарного больного» (форма №003/у);
  • оформить «Статистическую карту выбывшего из стационара» (форма № 066/у);
  • зарегистрировать пациента в «Журнале учета приема больных и отказов от госпитализации» (форма № 001/у);
  • заполнить «Экстренное извещение об инфекционном заболевании»;
  • осуществить полную или частичную санитарную обработку пациента;
  • произвести осмотр и осуществить соответствующие мероприятия при выявлении педикулеза;
  • осуществить дезинфекцию и утилизацию предметов ухода за пациентом.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность,             выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность                         и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой                           для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития  

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии                                 в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать                      в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК  7. Брать на себя ответственность                за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК  8. Самостоятельно определять задачи профессионального                 и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ПК 4.1. Обеспечивать  безопасную  больничную  среду  для  пациентов  и  медицинского  персонала согласно действующим нормативным документам

ПК 4.2.  Проводить  оценку  общего  состояния  пациента  и  наблюдения  за  больным  в  динамике

ПК 4.3. Осуществлять  общий  медицинский  уход  за  больными с целью осуществления сестринского процесса при нарушении удовлетворения потребности пациента

Оснащение занятия:

1. Схемы

виды приемных отделений;

виды госпитализации;

структура приемного отделения.

  1. Методические указания для студентов
  2. Технические средства обучения
  3. Дезинфицирующие и антисептические средства
  4. Моющие растворы
  5. Водный термометр
  6. Закрытые ёмкости
  7.  Противопедикулезная укладка
  8.  Ветошь
  9.  Клеенка
  10.  Таз
  11.  Стул
  12. Защитная одежда:
  • Халат
  • Перчатки
  • Фартук
  • Маски
  1.  Полотенца
  2.  Биксы
  3.  Вспомогательный материал студентам  для проведения игр
  4. Ситуационные  задачи и ответы
  5.  Алгоритмы манипуляций
  6. Задания в тестовой форме и эталоны к ним.

Хронокарта занятия

  1. Организационный момент: приветствие, проверка внешнего вида, готовность к занятию, проверка отсутствующих.
  2. Знакомство с темой занятия: сообщение темы, цели и плана проведения занятия.
  3. Мотивация: обоснование необходимости данной темы
  4. Актуализация знаний обучающихся: фронтальный опрос по изученным темам.
  5. Изучение и усвоение нового материала: поэтапное изложение нового материала (Устройство и функции приемного отделения; «Пути госпитализации пациентов в стационар»; «Регистрация пациента»; «Санитарная обработка пациента»; Демонстрация преподавателем манипуляции «Обработка волосистой части головы пациента при педикулезе» на фантоме)
  6. Блиц игра – дополнить предложение.
  7. Самостоятельная работа студентов: работа с методическими указаниями и алгоритмами: «Обработка волосистой части головы пациента при педикулезе»; «Помощь пациенту во время гигиенической ванны и мытья головы»; «Помощь пациенту во время гигиенического душа и мытья головы»; «Частичная санитарная обработка пациента».
  8. Текущий контроль знанийдля оценки усвоения материала: решение ситуационных задач; тестовый контроль.
  9. Подведение итогов занятия: выставление оценок.
  10. Проведение рефлексии.
  11. Задание к следующему занятию.

Приложения

Приложение № 1

Вопросы к фронтальному опросу

  1. Устройство приемного отделения стационара.
  2. Функции приемного отделения.
  3. Обязанности медицинской сестры приемного отделения.
  4. Пути госпитализации пациентов.
  5. Документация приемного отделения стационара.
  6. Виды санитарной обработки пациентов:

- участие сестры в проведении полной санобработки;

- участие сестры в проведении частичной санобработки;

  1. Мероприятия при выявлении педикулеза и его эпидемиологическая опасность.
  2. Порядок проведения противопедикулезных мероприятий.
  3. Виды транспортировки пациентов в лечебное отделение.

                                                                                                     

Приложение №2

Устройство и функции приемного отделения

 Прием пациента в стационар начинается в приемном отделении стационара.

Приемное отделение — это лечебно-диагностическая часть стационара, предназначенная для приема, регистрации, осмотра, проведения санитарно-гигиенической обработки пациента и оказания квалифицированной врачебной помощи.

Приемное отделение располагается в зависимости от планировки и строительства больницы.

Приемное отделение:

  1. Централизованное — располагается в главном корпусе, там, где находятся реанимация и экспресс-лаборатория.
  2. Децентрализованное — каждое отделение имеет свое приемное отделение.

Приемное отделение должно быть расположено вблизи въезда на территорию больницы и доступно для транспортировки больных. Для этого должен быть удобный асфальтированный подъезд, хорошо освещенный, широкая лестница и широкие двери для прохода с носилками.

Свое приемное отделение имеют родильный дом, инфекционное, детское соматическое отделение.

Функции приемного отделения:

  1. Прием и регистрация пациентов.
  2. Обследование и диагностика пациентов.
  3. Санитарная обработка пациентов.
  4. Оказание квалифицированной медицинской помощи.
  5. Сообщение в милицию о пациентах в бессознательном состоянии, без документов, о случаях избиения.
  6. Соблюдение санитарно-эпидемиологического режима.
  7. Соблюдение лечебно-охранительного режима.
  8. Проведение санитарно-просветительной работы.
  9. Знакомство пациентов с правилами внутреннего распорядка учреждения.
  10. Транспортировка пациентов в лечебные отделения по профилю заболевания.

Устройство приемного отделения.

Приемное отделение включает:

  1. Зал ожидания — для пациентов, их сопровождающих.
  2. Регистратуру — регистрация пациентов, оформление документации.
  3. Смотровые кабинеты — осмотр пациентов дежурным врачом и врачами специалистами.
  4. Процедурный кабинет, перевязочная, малая операционная — для оказания неотложной помощи.
  5. Санпропускник — для санитарной обработки пациентов состоит из смотровой, раздевалки, ванно-душевой комнаты и комнаты, где пациенты одеваются.
  6. Изолятор с отдельным санузлом — для пациентов с неясным диагнозом.
  7. Комнаты дежурных медицинских сестер.
  8. Кабинета старшей медицинской сестры.
  9. Ординаторской.
  10.  Рентгеновского кабинета.
  11.  Лаборатории.
  12.  Санитарного узла для пациентов и медицинского персонала.
  13.  Кабинетов узких специалистов (окулиста, гинеколога, стоматолога).

Зал ожидания предназначен для ходячих пациентов и сопровождающих их родственников. Здесь должны быть стол и достаточное количество стульев и кресел. Высота стен должна быть не менее 3,5 м. Стены выкрашены масляной краской спокойных тонов. На стенах вывешивают сведения о режиме работы учреждения, о времени беседы с лечащим врачом, перечень продуктов, разрешенных для передачи пациентов, телефон справочной службы больницы, о времени посещения пациентов. Потолок должен быть выкрашен масляной краской или побелен. В зале ожидания могут находиться растения без запаха.

Рядом с залом ожидания находится регистратура, где производится регистрация поступающих пациентов и оформление необходимой документации. Документация должна храниться в ящике стола, который закрывается на ключ. На рабочем столе дежурной медсестры должны находиться 2 телефона (городской и внутренней связи), настольная лампа, список телефонов аварийных служб.

В зависимости от мощности стационара в приемном отделении оборудуют один или несколько смотровых кабинетов. В них дежурный врач проводит осмотр пациентов, измеряют температуру иногда проводят и другие исследования (например, электрокардиографию).

С целью уточнения диагноза врач приемного отделения может пригласить для консультации соответствующих специалистов (хирурга, гинеколога, невропатолога и др.).

Процедурный кабинет, перевязочная (чистая и гнойная), а также малая операционная предназначены для оказания экстренной помощи.

Пациентов с неясным диагнозом (подозрительных на инфекционное заболевание) помещают в изолятор. Изолятор (диагностическая палата) должен иметь отдельный санитарный узел. В изоляторе больные находятся не более трех суток. За это время нужно уточнить диагноз и транспортировать пациента в специализированное лечебное отделение.

Для санитарной обработки пациентов, поступающих в стационар, в приемном отделении имеется санпропускник, состоящий из смотровой, раздевалки, ванно-душевой комнаты и комнаты, где пациенты одеваются. Некоторые помещения могут быть совмещены, например, смотровая и раздевалка. Санитарная обработка необходима для предупреждения больничной инфекции.

Санитарно-гигиенической обработкой пациента руководит медицинская сестра. Ее осуществляют в санпропускнике приемного отделения: проводят дезинсекцию — уничтожение вредных насекомых (вшей), если они обнаружены при осмотре пациента; гигиеническую ванну, душ или обтирание пациента; переодевание (в случае необходимости) в чистое больничное белье.

ЗАПОМНИТЕ! Необходимо строго соблюдать последовательность «движения» пациентов во время санитарной обработки: от смотровой — к «чистой» комнате, где пациенты одеваются. После гигиенической ванны или душа пациент не должен возвращаться в «грязную» смотровую или раздевалку.

Санпропускник оборудован всем необходимым для обработки пациента. Здесь должны быть кушетки, шкафчики для чистого и емкость для грязного белья, шкаф и стол с предметами для санитарной обработки — клеенкой, банным мылом, мочалками индивидуального использования, машинки для стрижки волос, бритвенные приборы (однократного использования), ножницы, а также термометры для измерения температуры воздуха и воды, специальные мочалки и щетки для дезинфекции ванны, маркированные ведра и швабры для уборки и дезинфекции помещений санпропускника и др.

 

Приложение № 3

Пути госпитализации пациентов в стационар

  1. Машиной скорой помощи в случае возникновения острого заболевания или обострения хронического заболевания, несчастного случая или травмы, требующих квалифицированного экстренного лечения в условиях стационара.
  2. По направлению врача амбулаторно-клинического учреждения в случае неэффективности лечения в домашних условиях (плановая госпитализация).
  3. Переводом из других лечебно-профилактических учреждений по договоренности с администрацией больницы.
  4. Самотеком, если пациенту стало плохо на улице и он самостоятельно обратился в приемное отделение.
  5. Вынужденная госпитализация, пациентов с особо опасной инфекцией, отказывающихся от госпитализации.

Пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, госпитализируют сразу в реанимацию, минуя приемное отделение.

                                                                                             

                                                                                           

                                                                                               

 Приложение №4

Регистрация пациентов в приемном отделении

Вся медицинская документация оформляется медицинской сестрой после осмотра пациента врачом и решения им о госпитализации больного в «журнале учета приема больных и отказов в госпитализации» (форма № 001/у). В этот журнал медицинская сестра вносит порядковый номер, фамилию, имя, отчество пациента, его год рождения, домашний адрес, откуда и кем доставлен пациент, диагноз направившего учреждения, диагноз приемного отделения, куда направлен пациент (в какое отделение), № страхового полиса, истории болезни.

Медсестра оформляет титульный лист «медицинской карты стационарного больного» (форма № 003/у). На титульном листе записываются практически те же сведения, что и в «журнале госпитализации». Кроме того, здесь записывают телефон домашний или служебный, место работы.

Затем медицинская сестра приемного отделения заполняет паспортную и лицевую сторону «статистической карты выбывшего из стационара» (форма № 066/у).

Если пациент доставлен в приемное отделение с улицы в бессознательном состоянии и без документов, медицинская сестра приемного отделения после осмотра врачом, оказания экстренной медицинской помощи и заполнения всей необходимой документации (до выяснения ФИО пациента он будет считаться «неизвестным») обязана дать телефонограмму в милицию, указав приметы поступившего (пол, приблизительный возраст и рост, телосложение), перечислить во что одет пациент. В «журнале телефонограмм» помимо текста телефонограммы, дата и время ее передачи указывается, кем она принята.

На пациентов, которые госпитализируются сразу в реанимацию оформление необходимой документации проводится постовой медицинской сестрой отделения реанимации с последующей регистрацией пациента в приемном отделении в «журнале госпитализации».

Если у пациента имеются документы и ценности, медсестра принимает их у пациента или персонала скорой помощи по описи в сопроводительном листе и передаются на хранение в сейф старшей медицинской сестре. Опись подписывается врачом приемного отделения, медицинской сестрой, фельдшером (врачом) скорой помощи, заполняется в двух экземплярах.

Если после осмотра и наблюдения пациента врачом данных для госпитализации нет, пациента отпускают домой, о чем делается запись в «журнале госпитализации».

Основные сведения о пациентах, которым в приемном отделении была оказана только амбулаторная помощь, медсестра приемного отделения записывает в «журнале регистрации амбулаторных больных» (форма № 074/у).

По окончании дежурства сведения обо всех госпитализированных и находящихся в изоляторе (диагностической палате приемного отделения) пациентах заносится медсестрой в алфавитную книгу для справочной службы, где указывают ФИО, год рождения, дата поступления в стационар, название отделения, куда направлен пациент.

После осмотра пациента врач записывает в карту стационарного больного результаты осмотра, назначенное лечение, а на титульном листе указывает способ санитарной обработки и транспортировки, а также наименование отделения, куда должен быть госпитализирован пациент.

                                                                                                 

                                                                                               

 

 Приложение №5

Санитарная обработка пациента при выявлении педикулеза

Вид санитарно-гигиенической обработки определяет врач. Санитарно-гигиеническая обработка осуществляется в санпропускнике приемного отделения и включает следующее:

  1. Дезинсекцию — уничтожение вредных насекомых, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний.
  2. Гигиеническую ванну, душ или обтирание в зависимости от состояния пациента. Тип обработки назначает врач.
  3. Переодевание пациента в чистое больничное белье и одежду.

При поступлении пациента в стационар в приемном отделении медицинская сестра проводит его тщательный осмотр с целью выявления педикулеза.

Основные признаки педикулеза:

  • зуд, сопровождающийся расчесами, иногда аллергией;
  • огрубление кожи от массовых укусов вшей и воздействия слюны насекомых на дерму;
  • меланодермия — пигментация кожи за счет кровоизлияний в ткани и воспалительного процесса, вызываемоего воздействием слюны насекомых;
  • колтун — довольно редкое явление, образующееся при расчесах головы: волосы запутываются, склеиваются гнойно-серозными выделениями, которые корками засыхают на голове, под ними — мокнущая поверхность.

Расчесы способствуют возникновению вторичных кожных заболеваний: дерматитов, экземы и т.д. При сильной завшивленности появляются субфебрильная (до 37,5 С) температура и припухлость лимфатических узлов.

Паразитами человека могут быть головная, платяная и лобковая вошь. Вши являются переносчиками сыпного и возвратного эпидемического тифа.

Следует помнить, что вши особенно часто локализуются на затылочной, теменной и височной областях (головные вши) или в области лобка (лобковые вши). При значительной численности насекомые могут распространяться по всей нижней части туловища, особенно на животе, где надолго остаются синюшные следы.

Головная вошь живет и размножается на кожном покрове головы, каждые 2-3 часа питается кровью. Гниды головных вшей продолговатой формы, они как бы приклеены к волосяному стержню особой клейкой массой, причем почти всегда, вблизи корней волос.

Платяные вши живут и откладывают яйца преимущественно в складках одежды, швах, в воротниках и поясах. Размеры вшей от 1,5 до 4 мм, а их яиц (гнид) — не более 1,0-1,5 мм.

Наибольшую эпидемическую опасность представляют платяные вши. Напившись крови больного сыпным или возвратным тифом, через 4-7 дней они способны передавать возбудителей здоровому человеку. Заражение происходит при попадании выделений инфицированной вши в месте расчесов после  укуса или раздавливания насекомого. В испражнениях вшей, попадающих на одежду, они сохраняют   жизнеспособность и патогенность до 3 и более месяцев.

Лобковая вошь практически не имеет эпидемиологического значения, но она так же, как платяная и головная вши, вызывает зуд, приводящий к расчесам кожи, что, в свою очередь, при сочетании с низкой гигиенической культурой этого человека способствует возникновению различных гнойничковых заболеваний кожи.

Наличие вшей на человеке, его белье, одежде указывает на неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние окружающей среды.

Приложение №6

Обработка волосистой части головы пациента при педикулёзе

Цель: лечебная и профилактическая.

Показания: наличие педикулеза.

Оснащение: дополнительный халат, косынка, 2 непромокаемых фартука, перчатки, клеенка, кувшин с теплой водой, противопедикулезное средство (педикулицид), шампунь, 2 полотенца, расческа (гребешок), таз, целлофановая пелерина, шапочка для душа.

I. Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Выяснить, приходилось ли ему встречаться с данной манипуляцией; когда, по какому поводу, как он ее перенес.

2. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, получить согласие.

3. Подготовить необходимое оснащение.

4. Вымыть руки социальным способом, надеть дополнительный халат, фартук, перчатки. Постелить на пол клеенку и поставить на нее стул.

5. Обеспечить место пациенту для обработки: помочь пациенту надеть фартук, усадить на кушетку или стул с расстеленной клеенкой, закрыть плечи пациента целлофановой пелериной.  

6. Дать в руки пациенту (если это возможно) полотенце и попросить закрыть им глаза. Если пациент не в состоянии держать полотенце, это делает за него помощник медсестры, у которого также должны быть дополнительный халат, косынка и перчатки. Развести педикулицид в соответствии с инструкцией по применению.

II. Выполнение процедуры:

7. Смочить волосы небольшим количеством воды из кувшина (температура воды = 36-37С). Нанести противопедикулезное средство на волосы пациента равномерно (Т=27С).

8. Повязать голову плотно косынкой и выдержать экспозицию согласно методическим указаниям на данный препарат (20-60 мин).

9. Смыть препарат теплой водой с шампунем.

10. Ополоснуть волосы 6% теплым раствором столового уксуса (Т=27С).

11. Тщательно вычесать гниды и вши частой расческой.

12. Убрать пеленку, прикрывающую глаза.

13. Высушить и осмотреть волосы пациента.

Примечание: при наличии площиц волосы в подмышечных впадинах и на лобке сбривают или обрабатывают тем же педикулицидным средством.

Спросить пациента о самочувствии.

III. Завершение процедуры.

 Сложить белье и одежду пациента в мешок и отправить в дезкамеру.

 Снять перчатки, халат, фартук поместить в мешок для дезинсекции. Вымыть и осушить руки.

 Внести запись в медицинскую карту (на титульном листе поставить красным карандашом букву «Р»).

 Обработать помещение.

По окончании работы белье пациента, свою спецодежду помещают в непромокаемый мешок и отправляютв дезинфекционную камеру.

Информировать службу санэпиднадзора о выявленном случае педикулеза. При необходимости проводят повторную обработку инсектицидами.

Повторный осмотр проводится через 7 дней.

Примечание: при попадании дезинсекционного средства в глаза необходимо промыть глаза смоченным тампоном 1-2% раствором гидрокарбонатом натрия или 0,02% раствором фурацилина.

Рекомендации для медсестры:

1. При осмотре головы особое внимание обратить на височно-затылочную область.

2. При осмотре одежды и белья особое внимание обратить на швы, складки, воротники, пояса.

3. Вши покидают лихорадящих больных и могут переползать на окружающих людей (инфекционная опасность!).

ПОМНИТЕ!

Запрещают обработку педикулицидами беременным, кормящим женщинам, людям с поврежденной кожей и детям до 5 лет, используют только механические методы уничтожения вшей и гнид путем вычесывания частым гребнем, стрижки или сбривания волос (с согласия пациента!).

  • Рекомендуют кипячение нательного и постельного белья в 1-2% растворе соды в течение 15-20 минут для уничтожения вшей и гнид .
  • Проглаживают горячим утюгом через влажную ткань вещи, не подлежащие кипячению, а также используют инсектицидные мыла.
  • Проводят дезинфекцию химическими средствами при открытых окнах и форточках, по окончании экспозиции проводят влажную уборку.

Применяют для дезинфекции помещений при платяном и смешанном педикулезе: 0,15% раствор карбофоса, 0,5 % водный раствор хлорофоса, средство «Медифокс», аэрозольные баллоны типа «Прима», «Дихлофос», «Карбоаольэ» , «Неофос- 2» . 

Приложение №7

Санитарно-гигиеническая обработка пациента

Если педикулез не выявлен, медицинская сестра помогает пациенту раздеться, затем заполняет в двух экземплярах «Приемную квитанцию» (форма № 1-73), где указывает перечень вещей, их краткую характеристику.

Один экземпляр квитанции вкладывают в «Медицинскую карту стационарного больного», второй – прикрепляет к вещам, отправленным в камеру хранения.

Во многих лечебных учреждениях разрешается пребывание пациента в отделении в собственной одежде.

Затем пациент в сопровождении сестры переходит в ванную, где должна быть принудительная вентиляция и постоянная температура (около 25°С), на полу – деревянные решетки. Нельзя открывать двери, окна и форточки в ванной, чтобы избежать сквозняков и не простудить пациента.

Мытье пациента может проводить младшая медицинская сестра или санитарка под наблюдением сестры.

В зависимости от состояния пациента мытье может быть полным (ванна, душ), или частичным (обтирание, обмывание).

Запомните! Способ мытья определяет врач. Присутствие медицинской сестры во время санитарной обработки пациента обязательно. При ухудшении состояния пациента (появление болей в области сердца, сердцебиение, головокружение, бледность кожных покровов и других признаках) следует прекратить гигиенические процедуры, немедленно сообщить дежурному врачу об ухудшении состояния пациента, оказать первую доврачебную помощь.

Приложение №8

Помощь пациенту во время гигиенической ванны и мытья головы

Цель: профилактическая.

Показания: определяет врач.

Противопоказания: - все виды кровотечений;

- ожоги;

- кожные заболевания;

- острые инфекционные заболевания;

- высокаяt тела;

-онкологические заболевания;

- роженицы;

- туберкулез в открытой форме.

- острые психозы;

- тяжелые состояния пациента.

Оснащение: непромокаемый фартук, перчатки, махровая варежка, ковш, мыло, шампунь, полотенце, пеленка, расческа, водный термометр.

  1. Подготовка к процедуре
  1. Объяснить пациенту ход процедуры и получить его согласие.
  2. Вымыть руки социальным способом, надеть непромокаемый фартук, перчатки.
  3. Положить резиновый коврик или полотенце на дно ванны (для обеспечения безопасности). Наполнить ванну наполовину, измерить температуру воды водным термометром (35-37°С).
  4. Предупредить пациента о возможности неприятных ощущениях (сердцебиение, одышка и т.п.) и о необходимости сообщить об этом сестре.
  5. Помочь пациенту стать в ванну, поддерживая его под локти.
  6. Помочь пациенту удобно расположиться в ванне: воду наполняют до уровня мечевидного отростка; в ванне поставить подставку для упора ног.
  7. Помощь в мытье оказывать только в случае необходимости.
  1. Выполнение процедуры
  1. Вымыть голову пациента: сложить пеленку в несколько слоев и попросить пациента прикрыть глаза; смочить волосы, поливая их водой из ковша; нанести немного шампуня на волосы; мыть голову обеими руками, бережно массируя, пока волосы не будут полностью намылены; смыть мыльную пену водой, используя ковш; убрать пеленку, закрывающую глаза; вытереть волосы.
  2. Помочь пациенту, если он нуждается, вымыть туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежности, используя махровую варежку и душ.
  3. Спустить воду из ванны для уменьшения риска падения. Помочь пациенту встать на ноги в ванне (при необходимости оказать помощь вдвоем).
  1. Завершение процедуры
  1. Накрыть плечи пациента полотенцем и помочь ему выйти из ванны (при необходимости оказать помощь вдвоем).
  2. Помочь пациенту насухо вытереть тело. Убедиться, что кожа между пальцами сухая.
  3. Помочь пациенту причесаться, надеть одежду и обувь.
  4. Снять фартук, сбросить его в непромокаемый мешок, вымыть и осушить руки.
  5. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант, вымыть руки.
  6. Сделать запись о выполненной процедуре и о реакции пациента.

Приложение №9

Помощь пациенту во время гигиенического душа и мытья головы

Цель: профилактическая.

Показания: по назначению врача.

Противопоказания: - все виды кровотечений;

- ожоги;

- кожные заболевания;

- острые инфекционные заболевания;

- высокаяt тела;

-онкологические заболевания;

- роженицы;

- туберкулез в открытой форме.

- острые психозы;

- тяжелые состояния пациента.

Оснащение: непромокаемый фартук, перчатки, махровая варежка, ковш, мыло, шампунь, полотенце, пеленка, расческа.

  1. Подготовка к процедуре
  1. Объяснить пациенту ход процедуры и получить его согласие.
  2. Вымыть руки социальным способом, надеть непромокаемый фартук, перчатки.
  3. Поставить в ванну специальное приспособление для комфортного положения сидя. Положить резиновый коврик или полотенце на дно ванны (для обеспечения безопасности).
  4. Предупредить пациента о возможности неприятных ощущениях (сердцебиение, одышка и т.п.) и о необходимости сообщить об этом сестре.
  5. Помочь пациенту стать в ванну, затем сесть на сидение, поддерживая его под локти.
  6. Помощь в мытье оказывать только в случае необходимости.
  1. Выполнение процедуры
  1. Вымыть голову пациента: сложить пеленку в несколько слоев и попросить пациента прикрыть глаза; смочить волосы, поливая их водой из ковша; нанести немного шампуня на волосы; мыть голову обеими руками, бережно массируя, пока волосы не будут полностью намылены; смыть мыльную пену водой, используя ковш; убрать пеленку, закрывающую глаза; вытереть волосы.
  2. Помочь пациенту, если он нуждается, вымыть туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежности, используя махровую варежку.
  3. Помочь пациенту встать с сидения (при необходимости оказать помощь вдвоем).
  1. Завершение процедуры
  1. Накрыть плечи пациента полотенцем и помочь ему выйти из ванны (при необходимости оказать помощь вдвоем).
  2. Помочь пациенту насухо вытереть тело. Убедиться, что кожа между пальцами сухая.
  3. Помочь пациенту причесаться, надеть одежду и обувь.
  4. Снять фартук, сбросить его в непромокаемый мешок, вымыть и осушить руки.
  5. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант, вымыть руки.
  6. Сделать запись о выполненной процедуре и о реакции пациента.

Приложение №10

Частичная санитарная обработка пациента

Данным способом можно мыть пациента, находящегося как на каталке, так и в постели.

В связи с отсутствием механических средств перемещения (подъемников), позволяющих мыть в ванной пациентов, утративших способность передвигаться, этот способ позволяет без особых физических усилий вымыть пациента.

Цель: соблюдение личной гигиены пациента.

Показания: определяет врач (тяжелые состояния).

Противопоказания: нет.

Оснащение: емкость с теплой водой, кувшин для полоскания волос, полотенце – 3 шт, махровая мочалка – 2 шт., простыня, перчатки, мыло, подкладное судно, клеенка, чистое белье, шампунь, расческа, мешок для мусора, мешок для грязного белья.

  1. Подготовка к процедуре
  1. Объяснить пациенту ход процедуры и получить его согласие (если это возможно).
  2. Вымыть руки социальным способом, надеть перчатки.
  3. Подложить под пациента клеенку и простынь.
  4. Накрыть пациента второй простыней.
  5. Снять с пациента нижнее белье под простыней.
  6. Развернуть полотенце и положить его поперек груди пациента.
  7. Подготовить емкость с теплой водой (40-42°С).
  8. Смочить махровую ткань и приготовить из нее рукавичку для мытья: взять ее в руку так, чтобы одна часть обернула кисть, второй рукой натянуть другую часть ткани; обернуть ее вокруг своей кисти и придерживать большим пальцем; сложить ткань вдвое на уровне кисти и заправить ее под складку на ладони.
  1. Выполнение процедуры
  1. Махровой рукавичкой (без мыла!) промыть веки одного глаза пациента (от внутреннего угла к наружному). Вытереть веки насухо. Другой стороной рукавички вымыть веки другого глаза. Вытереть их насухо.
  2. Вымыть с мылом, ополоснуть и вытереть насухо шею и ушные раковины. Мылом пользоваться умеренно. Убедиться, что кожа за ушами вытерта насухо.
  3. Откинуть простыню с одной руки, положить полотенце под руку, вымыть, ополоснуть и вытереть насухо предплечье, плечо и подмышечную впадину. Для вытирания использовать лежащее под рукой полотенце. Во время мытья и вытирания поддерживайте руку в области суставов. Откинуть простыню с другой руки, так же обработать, вытереть.
  4. Откинуть простыню, обнажив грудную клетку и живот, вымыть (у женщин под молочными железами), ополоснуть и вытереть насухо. Прикрыть грудную клетку и живот простыней.
  5. Откинуть простыню с одной ноги и обработать смоченной рукавичкой бедро, голень, стопу (при возможности вымыть стопу в тазу), вытереть насухо, накрыть простыней. Откинуть простыню с другой ноги, обработать, вытереть насухо, накрыть простыней.
  6. Помочь пациенту повернуться на бок спиной к медицинской сестре, откинуть простынь со спины и ягодиц.
  7. Обработать махровой рукавичкой шею, спину, поясничную область, ягодицы, вытереть насухо и накрыть простыней.
  1. Завершение процедуры
  1. Поместить полотенце в клеенчатый мешок, убрать клеенку.
  2. Сменить простынь, поместить в клеенчатый мешок.
  3. Надеть чистое белье.
  4. Вылить воду, замочить махровую рукавичку в дезрастворе.
  5. Снять перчатки, сбросить в дезинфектант, вымыть руки.
  6. Сделать запись о выполненной процедуре.

Приложение №11

Практические манипуляции.

Задание 1.

Оформить титульный лист медицинской карты стационарного больного.

Задание 2.

Заполнить экстренное извещение об инфекционном заболевании.

Приложение №12

Дезинсекционные средства для борьбы с педикулезом

№ п/п

Наименование препарата

Состав, концентрация

Экспозиция

Примечание

1

Фосфорно-органические

Карбофос

0,15% (1 ч.л. 30% эмульсии на 1 л воды)

20 мин

Смывают шампунем. Токсичен для человека, противопоказан детям, роженицам, беременным. Используется в основном для обработки помещений.

Дикрезил

0,25%

20 мин

Метилацетофос

0,50%

20 мин

Смешивается в равных пропорциях с 9% р-ом уксуса. Токсичен.

2

Мыльно-керосиновая эмульсия

350 мл керосина, 450 мл жидкого мыла (или 2 куска хозяйственного мыла) 200 мл горячей воды

30 мин

На гнид не действует. Дополнительная обработка 30% р-ом уксусной к-ты на 20 мин. Температура р-ра 27С. Смывается водой или шампунем.

3

Лосьоны

Ниттифор

лосьон

30-40 мин

Малотоксичный препарат. Не требует дополнительной обработки уксуса. Действует на все виды вшей и гнид.

Педилин

Шампунь, лосьон

30-40 мин

Препарат средней токсичности. Действует на все виды вшей и гнид, чесоточных клещей.

Валитен

лосьон

30-40 мин

Как ниттифор

Лонцид

лосьон

30 мин

Особенно хорошо воздействует на лобковых вшей.

Медифокс

лосьон

30 мин

Средней токсичности

Веда

лосьон

30-40 мин

Малотоксичный

Перфолон

лосьон

20 мин

Токсичен. Противопоказан детям до 7 лет, беременным, роженицам, с кожными заболеваниями. На лобковую вошь не действует.

4

Растительные средства

Чемеричная вода

раствор

30 мин

Средней токсичности

5

Эмульсии

Бензил-бензоат

Эмульсия 20%

20-30 мин

Действует на все виды вшей, гнид  и на чесоточного клеща.

Приложение №13

Блиц игра– дополни предложение

  1. К частичной санобработке относят: _____________, протирание.
  2. Медсестра приемного отделения осматривает волосистую часть головы на _____________.
  3. Полная санобработка пациента включает: гигиеническую ___________, гигиенический _____________.
  4. Температура воды гигиенического душа, ванны ______-______°С.
  5. Продолжительность гигиенической ванны пациента ____-____ минут.
  6. Осмотр на педикулез пациента проводят в ___________ отделении.
  7. Способ транспортировки пациента определяет ___________.
  8. Пациентов госпитализируют: планово, ___________, __________, ______________.
  9. В случае ___________ на титульном листе медицинской карты ставят обозначение «Р».
  10. _____________ - это препараты для борьбы с головными вшами.

Приложение №14

Ответы:

  1. Обмывание
  2. Педикулез
  3. Ванну, душ
  4. 36-37°C
  5. 20-25
  6. Приемном
  7. Врач
  8. Экстренно, самостоятельно
  9. Педикулеза
  10. Педикулициды

Приложение №15

Ситуационные задачи

Задача №1.

В приемное отделение поступил больной пациент, медицинская сестра осмотрела его и обнаружила, что ноги пациента грязные. Она решила провести вновь поступившему больному гигиеническую ванну.  Допущены ли медицинской сестрой ошибки в работе? Обоснуйте ответ.

Задача №2.

Медицинская сестра после обработки волосистой части головы пациента при педикулезе, свою одежду и белье пациента поместила в общий бак для белья, который отправляют в прачечную. Правильно ли она поступила? Обоснуйте ответ.

Задача №3.

Медицинская сестра после обработки волосистой части головы пациента при педикулезе, белье пациента и свою спецодежду поместила в непромокаемый мешок и отправила в дезинфекционную камеру. На титульный лист медицинской карты стационарного больного поставила букву «Р». Обработала помещение. Что еще должна сделать медицинская сестра при выявлении пациента с педикулезом?

Задача №4.

При проведении процедуры гигиенической ванны пациенту, медицинская сестра помыла больного, ополоснула его под душем и помогла пациенту выйти из ванной. Что забыла сделать медицинская сестра для уменьшения риска падения пациента?

Задача №5.

При проведении гигиенической ванны температурный режим помещения +20°С, температурный режим воды +40°С. Правильно ли медицинская сестра соблюдала температурный режим воды и помещения? Если нет, исправьте ошибки.

Задача №6.

В приемное отделение поступил пациент с черепно-мозговой травмой без документов, медицинская сестра оформила медицинскую карту стационарного больного и отправила его в отделение. Какая ошибка была допущена медицинской сестрой? Обоснуйте ответ.

 Приложение №16

Эталоны ответов на ситуационные задачи

Задача №1.

Да ошибка в работе медсестры допущена. Санитарную обработку назначает врач: она осматривает больного, и обработка зависит от тяжести состояния пациента, назначает: полную или частичную обработку. Санобработку проводит медицинская сестра, младшая медицинская сестра или санитарка.

Задача №2.

Медицинская сестра поступила не верно. После обработки пациента при педикулезе белье пациента и свою спецодежду помещают в непромокаемый мешок и отправляют в дезинфекционную камеру.

Задача №3.

Медицинская сестра при выявлении пациента с педикулезом должна информировать службу санэпиднадзора. Экстренное извещение об инфекционном заболевании (форма № 001/у).

Задача №4.

Для уменьшения риска падения пациента медицинская сестра должна была спустить воду из ванной, а затем попросить пациента выйти из ванной.

Задача №5.

Температурный режим воды +37-38°С, в помещении +25°С.

Задача №6.

Медицинская сестра совершила ошибку. Она обязана при поступлении пациента с черепно-мозговой травмой дать телефонограмму в милицию.

                                                                               

 Приложение №17

Варианты тестовых заданий

Выберите один правильный ответ

1. Способ санитарной обработки зависит от:

1. Желания пациента

2. Состояния пациента

3. Желания родственников

2. Максимальная продолжительность гигиенической ванны

1. 10-15 мин

2. 20-25 мин

3. 30-35 мин

4.  40-45 мин

3. Санобработку пациенту проводит сестра с помощью

1. Дежурного врача.

2. Родственников.        

3. Эпидемиолога.

4. Младшей сестры.

 4. Оформление пациента, поступающего в реанимационное отделение, проводит медицинская сестра

1. Приемного отделения

2. Палатная реанимационного отделения.

3. Старшая реанимационного отделения

4. Все перечисленное верно

5. Способ санитарной обработки определяет

  1. Врач.
  2. Родственники.
  3. Медицинская сестра.
  4. Пациент.

6Вши являются переносчиками

1. Сыпного тифа.

2. Энцефалита.

3. Чесотки.

7Номер приказа «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом»

1. №345.

2. №342.

3. №408.

8. «Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации» имеет форму

1. 001/у

2. 003/у

3. 068/у  

4. 066/у

Приложение № 18

Тестовый контроль

(эталоны ответов)

1 -  2                                       

2 – 2                                       

3 – 4                                       

4 – 2                                         

5 – 1                                        

6 – 1

7 – 2

8 – 1

Приложение №19

Карточка самоанализа

Проверь себя

Баллы, мак.кол-во

Критерии

Итого

Выполнено (5 баллов)

Выполнено с замечанием (4 балла)

Выполнено с ошибками (3 балла)

Не выполнено (0 баллов)

Фронтальный опрос

5

Самостоятельная работа

5

Практические манипуляции

5

Блиц - игра

5

Решение ситуационных задач

5

Тестовый контроль

5

Итого

30

Критерии оценки:

«5» - 28-30

«4» - 25-27

«3» - 22-24

«2» - менее 22 баллов

Список источников и литературы

  • Основы сестринского дела: практикум. /Под  ред. Обуховец Т.П., Склярова Т.Д./ - Ростов н/Д.: «Феникс», 2008.
  • Двойникова С.И. Основы сестринского дела. – М.: Изд. центр «Академия», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация- лекция "Прием пациента в стационар".

презентация "Прием пациента в стационар". для студентов 1 курса медицинского колледжа по ПМ 04. ПМ 05...

Прием пациента в стационаре.

Презентация для проведения лекционного занятия....

Методическая разработка практического занятия «Прием пациентов в стационар. Ведение документации»

Методическая разработка практического занятия по теме «Прием пациента в стационар» предназначена для проведения данного занятия  со студентами 1 курса обучающегося по специальности.Актуальность п...

Презентация "Прием пациента в стационар"

В данной работе описаны основные моменты при приеме пациента на стационарное лечение...

Методическая разработка "Прием пациента в стационар. Ведение документации"

Приём пациента в различные отделения стационара осуществляется через приёмное отделение. Исключением являются инфекционное и родильное отделения, которые имеют самостоятельные приёмные отделения.Медиц...

Учебно-методическое пособие "Прием пациента в стационар"

Учебно-методическое пособие соответствует Рабочей программе по ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным....

Методическая разработка практического занятия по теме: «Прием пациента в стационар. Виды санитарной обработки пациента. Транспортировка пациента. Оформление медицинской документации.»

Методическая разработка практического занятия по теме: «Прием пациента в стационар. Виды санитарной  обработки пациента. Транспортировка пациента. Оформление медицинской документации....