Олимпиада.Ботаника, Химия
олимпиадные задания по теме

Майорова Марина Евгеньевна

Одной из форм внеаудиторной работы со студентами, которая позволяет выявить наиболее одаренных и заинтересованных обучающихся является проведение олимпиад по дисциплинам. Участие в олимпиаде способствует развитию творческого потенциала и повышению самооценки студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_himiya.doc99.5 КБ
Microsoft Office document icon olimpiada_botanika.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения олимпиады

по учебной дисциплине

Химия

Для специальности:

060301 – Фармация

Москва

2013-2014 учебный год


«РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО»

Цикловой методической

комиссией общепрофессиональных дисциплин  

Протокол №    от     .      . 2013 года 

Председатель

цикловой методической комиссии                                   Л.Н. Керницкая

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по научно-методической работе

ГБОУ СПО «Фармацевтический

колледж Департамента

здравоохранения города Москвы»                                             Т.И. Барабанова

Составитель:

преподаватель химии  ГБОУ СПО «Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы»

М.Е. Майорова _____________________

Рецензент:

Председатель цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин, преподаватель

высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Фармацевтический колледж

Департамента здравоохранения города Москвы»

Л.Н. Керницкая___________________________

                                             

                                                                 

         

                                                                 

Пояснительная  записка

Проведение олимпиады по дисциплине Химия целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов I курса, в два тура.

Первый тур– отборочный –  проводится среди студентов всех групп.  

Цели и задачи первого тура:

  • выявление студентов, проявляющих повышенный интерес к дисциплине;
  • формирование общих компетенций, включающих в себя способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы решения задач; оценивать  их эффективность и качество.                                          

                                 

Задания первого тура  включают теоретические вопросы, позволяющие студентам продемонстрировать результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования базового уровня  подготовки. 

                                 

Второй тур –  конкурсный –  проводится среди студентов, занявших I-III места в первом туре.

Цели и задачи второго тура:

  • определить победителей олимпиады, занявших соответственно I-III места;
  • формирование общих компетенций, включающих в себя способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять использование информации, необходимой для эффективного решения задач; осуществлять личностное развитие.

Задания первого тура  включают теоретические вопросы, позволяющие студентам продемонстрировать результаты освоения основной образовательной программы  ФКДЗМ, а так же задания, включающие стандартные задачи повышенной               сложности и имеющие практическую направленность.

                           

   При подготовке заданий следует исходить из того, что они должны быть не только более сложными, чем выполняемые в рамках аудиторных занятий,  но и интересными, поучительными и творческими. Кроме того, следует учитывать специфику  будущей профессиональной деятельности медицинских работников специальности Фармация.

 

 Требования к заданиям:

  • Уровень трудности заданий должен  быть разным.  
  • Задания должны иметь практическую направленность.
  • Стиль изложения  заданий должен содержать элемент занимательности, это делает их запоминающимися и привлекает внимание студентов.

Цели олимпиады

  1. Выявить талантливых студентов, способствовать развитию их творческого потенциала.
  2. Выяснить, соответствуют ли знания студентов по химии требованиям, предъявляемым государственным образовательным стандартом.
  3. Определить, выработаны ли навыки самостоятельной работы  у студентов, а также  узнать, есть ли у них стремление к получению новых знаний самостоятельно.
  4. Расширить кругозор и углубить знания по химии и смежным дисциплинам.

Учет возрастных и психологических особенностей студентов при подготовке и проведению олимпиады по химии

   Скорость мыслительных процессов у студентов неодинаковы. Одни могут сконцентрироваться и быстро соображать в экстремальных условиях лимита времени, другие – ориентированы на процесс обдумывания и стрессовая ситуация может ввести их в ступор.

   Особенности физического и психического развития студентов - подростков связаны с переживаниями «кризиса подросткового возраста», основными требованиями которого является потребность в самовыражении и признании. Подростки особенно чувствительны к внешней оценке. Самооценка в этот период неадекватна, а критерии самооценки ещё не сформированы. Подростки ориентируются на то, как воспринимают  их взрослые, и сами начинают так же относиться к себе.  В этот момент особое значение имеет  отношение преподавателя к студенту, его тактичность и умение при разборе ошибок показать не то, где студент ошибся, а то, как  можно правильно решить задачу.

   

   В этом возрасте важными  также  являются  взаимодействие и общение студентов со взрослыми и сверстниками. В свете этого важно активно привлекать студентов к подготовке олимпиады, стимулировать обсуждение заданий.

   Подростки стремятся к успеху, признанию. Им важно помочь добиться успеха, показав путь приобретения новых знаний, навыков. Успех при участии в олимпиаде способствует развитию потенциала студентов, укрепляет его самосознание. Задача преподавателя в этой ситуации – показать, что олимпиада – это возможность самоутвердиться и самовыразиться.

    У студентов значительно возрастает интерес к участию в олимпиаде, если они знают, что об их успехе узнает как можно большее количество людей. Поэтому итоги олимпиады надо красочно оформить и вывесить на стенде для всеобщего обозрения. Так же необходимо участие администрации в оценке подготовки, проведения и итогов олимпиады и поощрении лучших студентов.

Задания первого (отборочного) тура

1. Назовите вещества:

1) Na2SO4;

2) H3РO4;

3) Cu(OH)2.

2. Составьте формулы веществ:

1) азотистая кислота;

2) карбонат калия;

3) хлорид алюминия.

3. Неметалл, являющийся самым сильным окислителем – это:

1) фтор;

2) сера;

3) азот;

4) хлор.

4. Элемент, наиболее распространенный во  Вселенной – это:

1) калий;

2) кислород;

3) натрий;

4) водород.

5. Металл,  обладающий  бактерицидным свойством – это :

1) серебро;

2) медь;

3) золото;

4) цинк.

6. Недостаток этого элемента в организме привод к кариесу:

1) кальций;

2) фтор;

3) хлор;

4) йод.

7. Соединением этого химического элемента был отравлен Наполеон:

1) мышьяк;

2) сурьма;

3) висмут;

4) железо.

8. Морская капуста богата химическим элементом:

1) хлором;

2) бромом;

3) йодом;

4) кальцием.

9. Металл, участвующий  в дыхательных процессах – это:

1) медь;

2) серебро;

3) золото;

4) железо.

10. По первым буквам названий данных веществ составьте крылатую фразу:

Au,  NH4NO3,  NH3,  Na,  Ir,  Eu,  Na2CO3,  In,  Li,  N2.

11. Отгадайте вещество по его описанию.

Это вещество вы постоянно видите на занятиях. Им нередко пользуются в своих играх дети. По химическому составу оно находится в родстве с мрамором и известняком.

12. Выберите правильный ответ.

В банку с керосином  бросили кусок металлического калия. Что произойдет?

1. « Калий –очень активный металл. Попав в керосин, он воспламенится. Будет пожар!»

2. « Калий самовоспламеняется на воздухе. Поэтому до банки его не донесут, он весь сгорит».

3. « Металл упадет на дно и останется лежать там неизмененным».

Правильный ответ:

а) 1;                           в) 3;

б) 2;                           г) нет правильного ответа.

Эталоны правильных ответов на вопросы первого (отборочного) тура

1. Назовите вещества:

1) сульфат натрия

2) ортофосфорная кислота

3) гидроксид меди (II)

2. Составьте формулы веществ:

1) HNO2

2) K2CO3

3) AlCl3

3. Неметалл, являющийся самым сильным окислителем – это:

1) Фтор

4. Элемент, наиболее распространенный во  Вселенной – это:

4) Водород

5. Металл,  обладающий  бактерицидным свойством – это :

1) Серебро

6. Недостаток этого элемента в организме привод к кариесу:

2) Фтор

7. Соединением этого химического элемента был отравлен Наполеон:

1) Мышьяк

8. Морская капуста богата химическим элементом:

3) Йодом

9. Металл, участвующий  в дыхательных процессах – это:

4) Железо

10. По первым буквам названий данных веществ составьте крылатую фразу:

Au,  NH4NO3,  NH3,  Na,  Ir,  Eu,  Na2CO3,  In,  Li,  N2

Знание – сила

11. Отгадайте вещество по его описанию.

Мел

12. Выберите правильный ответ.

В банку с керосином  бросили кусок металлического калия. Что произойдет?

3. « Металл упадет на дно и останется лежать там неизмененным».

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл

(максимальное количество баллов – 16)

               

№ вопроса

Эталон  правильного ответа

Количество баллов за правильный ответ

1

1) сульфат натрия

2) ортофосфорная кислота

3) гидроксид меди (II)

1

1

1

2

1) HNO2

2) K2CO3

3) AlCl3

1

1

1

3

1

Фтор

1

4

4

Водород

1

5

1

Серебро

1

6

2

Фтор

1

7

1

Мышьяк

1

8

3

Йодом

1

9

4

Железо

1

10

Знание – сила

1

11

Мел

1

12

3

« Металл упадет на дно и останется лежать там неизмененным»

1

Задания второго (конкурсного) тура

Задача № 1.

Имеется 300 г раствора хлорида натрия с массовой долей соли 0,9%.

  1. Как называется этот раствор? Для чего он используется в медицине?

За правильный ответ – 1 балл

  1.  Рассчитайте массовую долю (в %) соли в полученном растворе, если к исходному раствору добавить:

А)     30 г соли

За правильный ответ – 2 балла

Б)     150 г воды    

За правильный ответ – 2 балла

Задача № 2.

Юный химик Арсений исследовал содержание трех колб. Ему было известно, что в каждой из них находится водный раствор одного из следующих веществ: хлорид бария, карбонат натрия, хлорид железа (III). В каждую из колб Арсений прилил водный раствор серной кислоты. Он наблюдал следующие явления:

В первой колбе – бурное выделение газа, не имеющего запаха.

Во второй колбе – образование  белого осадка.

В третьей колбе ничего заслуживающего внимания Арсения не происходило.

Вопрос 1. Какие вещества находятся соответственно в первой, второй и третьей коблах?

Напишите уравнения произошедших  реакций.

За правильный ответ – 3 балла

Вопрос 2. Какова молярная масса вещества, растворённого в первой колбе, с точностью до целых?

За правильный ответ – 1 балл

Вопрос 3. Какова относительная атомная масса металла (с точностью до целых) входящего в состав вещества, растворенного во второй колбе?

За правильный ответ – 1 балл

Вопрос 4. Какова массовая доля неметалла, входящего в состав растворенного в третьей колбе вещества?

 За правильный ответ – 1 балл

Задача № 3.

Даны правые части уравнений реакций с коэффициентами:

1.                                             =    Na3PO4 + 3 H20 + 3 CO2

2.                                             =    Na3AlO3 +  3 H20

Известно, что в левой части каждого из уравнений подразумевается по два вступающих в реакцию вещества.

Выполните задания:

  1. Определите, какие вещества реагировали в 1 и 2 случае.

За правильный ответ – 2 балла

  1. Сумма коэффициентов в левой части 1 уравнения (исходные вещества) равна:

           А) 3             Б)  4             В) 7              Г) 5

           За правильный ответ – 2 балла

Задача № 4.

Прочитай следующие утверждения:

1. Массовая доля серы в продукте реакции сульфита натрия с соляной кислотой возрастает по сравнению с массовой долей серы в исходном серосодержащем соединении.

2. Хлорид натрия состоит из молекул, которые содержат атомы натрия и хлора в соотношении 1:1.

3. Молекула простого вещества сероводорода трёхатомная.

4. Молекула сложного вещества озона образуется из молекул кислорода по схеме:

           3 О2   =  2 О3

5. Молекула азотной кислоты построена из трёх элементов и 5 атомов.

6. Натрий является типичным металлом и может реагировать с водным раствором гидроксида калия.

7. Нитрат бария – соль образованная сильной азотной кислотой и сильным основанием (гидроксид бария). Эта соль может реагировать и с водным раствором фосфорной кислоты и с водным раствором сульфата натрия.  

Выпишите в ряд номера правильных ответов и сложите их, как простые числа. Варианты ответов:

А) 16               Б)  15                   В) 19                 Г) 25

За правильный ответ – 8 баллов

Задача № 5

Выберите правильный ответ:

1. Из следующего перечня найдите свойство, характеризующее

     атомы элемента, которое не изменяется периодически:

      а) степень окисления,

      б) атомный радиус;

      в) заряд ядра;

      г) окислительно-восстановительные свойства.

2. Атомы галогенов способны:

       а) только присоединять электроны;

       б) только отдавать электроны;

       в) присоединять и отдавать электроны.

3. Какой тип химических реакций не характерен для оснований:

        а) реакции разложения;

        б) реакции замещения;

        в) реакции обмена;

4. Воздух пропускают через сточные воды для;

      а) обогащения воды кислородом;

      б) уничтожения бактерий;

      в) окисления органических примесей.

5. При взаимодействии кислот с металлами, основными и

    амфотерными оксидами всегда образуется:

     а) вода;

     б) водород или другие газы;

     в) соль.

6. Какой из следующих процессов приводит к связыванию кислорода:

    а) фотохимическое разложение воды в высших слоях атмосферы;

    б) гниение растений;

    в) фотосинтез зеленых растений.

7. Отстаивание применяют для разделения смесей веществ с водой в тех случаях, когда  

    нерастворимые в воде вещества отличаются от нее по:

    а) температуре кипения;

    б) плотности;

    в) массовой доле в смеси.

8. Фильтрованием можно разделить смеси, которые состоят из:

    а) нерастворимых одна в другой жидкостей;

    б) жидкости и нерастворимого в ней твердого вещества;

    в) жидкости  и растворимого в ней твердого вещества.

9. При обработке серебряного кольца массой 108 г разбавленной соляной кислотой

     водород:

    а) выделится в объеме 5,6л;

    б) выделится в объеме 11,2 л;

    в) выделится в объеме 22,4 л;

    г) вообще не выделится.

10. Латунь в природе встречается в виде:

     а) оксидов;

     б) карбонатов;

     в) самородном;

     г) вообще не встречается.

За каждый правильный ответ -  1 балл, итого -  10 баллов.

Эталоны правильных ответов на задания второго (конкурсного) тура

Задача № 1

1.     Физиологический раствор. Необходим  для физиологической деятельности тканей организма. (1 балл)

2.  А) Правильный ответ – 9,9%  (2 балла)

     Б) Правильный ответ – 0,6%  (2 балла)

     

Задача № 2

Вопрос 1. 

Первая колба – Na2CO3(карбонат натрия)

Вторая колба – BaCl2 (хлорид бария)

Третья колба – FeCl3 (хлорид железа III)

Na2CO3 +H2SO4 = Na2SO4 + CO2 + H2O

BaCl2 +H2SO4 = BaSO4 + HCl

FeCl3 +H2SO4 = нет реакции

Вопрос 2. 

Правильный ответ – 106 г/моль

Вопрос 3.

Правильный ответ – 137,3

Вопрос 4.

Правильный ответ – 65,5%

Задача № 3

1.   3 NaHCO3 + Н3 PO4    =    Na3PO4 + 3 H20 + 3 CO2

2.   3 NaOH  +  Al(OH)3    =    Na3AlO3 +  3 H20

Вещества реагировали в 1-ом  случае:  

Правильный ответ – NaHCO3 + Н3 PO4   

Вещества реагировали в 2-ом случае:  

Правильный ответ – NaOH  +  Al(OH)3

Сумма коэффициентов в левой части 1 уравнения (исходные вещества) равна:

Правильный ответ – Б) 4

Задача № 4

А) 16               Б)  15                   В) 19                 Г) 25

Правильный ответ –  Б

                             

Задача № 5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

в

б

в

в

б

б

б

г

г



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения олимпиады

по учебной дисциплине

Ботаника

Для специальности:

060301 – Фармация

Москва

2013-2014 учебный год


«РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО»

Цикловой методической

комиссией

Протокол №    от     .      . 2013 года 

Председатель

цикловой методической комиссии                                   Л.Н. Керницкая

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по научно-методической работе

ГБОУ СПО «Фармацевтический

колледж Департамента

здравоохранения города Москвы»                                             Т.И. Барабанова

Составитель:

преподаватель ботаники  ГБОУ СПО «Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы»

М.Е. Майорова _____________________

Рецензент:

Председатель цикловой методической комиссии, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Фармацевтический колледж

Департамента здравоохранения города Москвы»

Л.Н. Керницкая___________________________

                                             

                                                                 

         

                                                                 

Пояснительная  записка

Проведение олимпиады по дисциплине Ботаника целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов I I курса, в два тура.

Первый тур– отборочный –  проводится среди студентов всех групп.  

Цели и задачи первого тура:

  • выявление студентов, проявляющих повышенный интерес к дисциплине;
  • формирование общих компетенций, включающих в себя способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы решения задач; оценивать  их эффективность и качество.                                          

                                 

Задания первого тура  включают теоретические вопросы, позволяющие студентам продемонстрировать результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования базового уровня  подготовки. 

                                 

Второй тур –  конкурсный –  проводится среди студентов, занявших I-III места в первом туре.

Цели и задачи второго тура:

  • определить победителей олимпиады, занявших соответственно I-III места;
  • формирование общих компетенций, включающих в себя способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять использование информации, необходимой для эффективного решения задач; осуществлять личностное развитие.

Задания первого тура  включают теоретические вопросы, позволяющие студентам продемонстрировать результаты освоения основной образовательной программы  ФКДЗМ, а так же задания, включающие стандартные задачи повышенной               сложности и имеющие практическую направленность.

                           

   При подготовке заданий следует исходить из того, что они должны быть не только более сложными, чем выполняемые в рамках аудиторных занятий,  но и интересными, поучительными и творческими. Кроме того, следует учитывать специфику  будущей профессиональной деятельности медицинских работников специальности Фармация.

 

 Требования к заданиям:

  • уровень трудности заданий должен  быть разным;  
  • задания должны иметь практическую направленность;
  • стиль изложения  заданий должен содержать элемент занимательности, это делает их запоминающимися и привлекает внимание студентов.

Цели олимпиады

  1. Выявить талантливых студентов, способствовать развитию их творческого потенциала.
  2. Определить, выработаны ли навыки самостоятельной работы  у студентов, а также  узнать, есть ли у них стремление к получению новых знаний самостоятельно.
  3. Расширить кругозор и углубить знания по Ботанике и смежным дисциплинам.

Учет возрастных и психологических особенностей студентов при подготовке и проведению олимпиады по Ботанике

   Скорость мыслительных процессов у студентов неодинаковы. Одни могут сконцентрироваться и быстро соображать в экстремальных условиях лимита времени, другие – ориентированы на процесс обдумывания и стрессовая ситуация может ввести их в ступор.

   Особенности физического и психического развития студентов - подростков связаны с переживаниями «кризиса подросткового возраста», основными требованиями которого является потребность в самовыражении и признании. Подростки особенно чувствительны к внешней оценке. Самооценка в этот период неадекватна, а критерии самооценки ещё не сформированы. Подростки ориентируются на то, как воспринимают  их взрослые, и сами начинают так же относиться к себе.  В этот момент особое значение имеет  отношение преподавателя к студенту, его тактичность и умение при разборе ошибок показать не то, где студент ошибся, а то, как  можно правильно решить задачу.

   

   В этом возрасте важными  также  являются  взаимодействие и общение студентов со взрослыми и сверстниками. В свете этого важно активно привлекать студентов к подготовке олимпиады, стимулировать обсуждение заданий.

   Подростки стремятся к успеху, признанию. Им важно помочь добиться успеха, показав путь приобретения новых знаний, навыков. Успех при участии в олимпиаде способствует развитию потенциала студентов, укрепляет его самосознание. Задача преподавателя в этой ситуации – показать, что олимпиада – это возможность самоутвердиться и самовыразиться.

    У студентов значительно возрастает интерес к участию в олимпиаде, если они знают, что об их успехе узнает как можно большее количество людей. Поэтому итоги олимпиады надо красочно оформить и вывесить на стенде для всеобщего обозрения. Так же необходимо участие администрации в оценке подготовки, проведения и итогов олимпиады и поощрении лучших студентов.

Задание I. Ответьте на вопросы:

  1. Многие дачники обычно поливают свои сады огороды ранним утром или перед закатом Солнца –

       считается, что растения нельзя поливать  днем, когда на них падают прямые солнечные лучи. На

       чем основано это мнение?

  1.  Оказывается, температура  огурца в жару на 1-2°С ниже температуры воздуха. Как огурцу

       удается не перегреться?

3.    Каждую осень мы наблюдаем удивительное явление в жизни природы: наступает листопад.

       Зачем деревья и кустарники сбрасывают листья? Что произойдет с ними зимой, если листья

       останутся на ветках? Как вы считаете, деревья какой географической зоны сбрасывают листья не

       зимой, в середине лета?

4.    Подземные органы  картофеля и топинамбура под действием света зеленеют, а подземные  

       органы георгин нет. Как вы считаете, почему?

5.    Цветки растений имеют различную окраску, но, замечено, что растения, цветущие вечером и  

       ночью чаще всего имеют венчик белого и желтого цвета; что весной зацветают растения  с  

      фиолетовыми и синими цветками, а летом – с белыми и желтыми. Как вы считаете, почему?

6.   Вкус ягод зависит от погоды и от времени их сбора.  Когда ягоды слаще?

7.   Безветренная погода во время цветения ржи может стать причиной снижения урожайности. Как

      вы считаете, почему?

Задание II. Соотнесите  тезисы А-Н с понятиями из перечня 1-13

Тезис

Понятия

А – вода, свет, температура, ветер, минеральные вещества;

Б – поступление веществ в растение из внешней среды и переход веществ из растения  во внешнюю среду;

В – группа клеток, имеющих сходное строение, одинаковое происхождение  и  выполняющих одинаковые функции;

Г – питание, дыхание, рост и размножение;

Д – клетка, образующаяся при слиянии двух гамет;

Е – определенные, сравнительно постоянные, совместно произрастающие группы  растений;

Ж – процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа живыми клетками растений;

З – совокупность видов растений, обитающих на определенной большой территории;

И – деятельность всех живых организмов;

К – места обитания растений с определенной совокупностью условий;

Л – совокупность растительных сообществ, существующих на определённой территории;

М – процесс  образования органических веществ из неорганических зелеными растениями на свету;

Н – ткань, клетки которой непрерывно делятся.

  1. Ткань;
  2. Зигота;
  3. Обмен веществ;
  4. Факторы живой природы;
  5. Факторы неживой природы;
  6. Признаки живого организма;
  7. Фотосинтез;
  8. Дыхание;
  9. Образовательная ткань;
  10. Среда обитания;
  11. Растительные сообщества;
  12. Растительность;
  13. Флора.

За каждый правильный ответ на вопросы 1-7 задания I начисляется 2 балла, за каждый правильный выбор задания II начисляется 1 балл.

Максимальное количество баллов – 27

Эталоны ответов

  1. Капельки воды, оставшиеся на листьях  растений после полива, собирают солнечные лучи, подобно маленьким линзам. Вследствие этого растение может получить ожоги.

  1. Огурец на 98% состоит из воды, которая в жару активно испаряется и охлаждает его.

  1. На листьях есть устьица, через которые происходит испарение воды. Листья опадают, чтобы защитить деревья и кустарники от  потери воды. Если бы листья остались зимой, то растения погибли бы от обезвоживания, т.к. испарение происходит и на морозе, а всасывание воды прекращается. Кроме того, ветки зимой могли бы обломиться под тяжестью снега. Деревья тропического леса, т.к. середина лета в тропиках – засушливый сезон. Это так же сокращает испарение воды и спасает деревья от обезвоживания.

  1. Способность зеленеть на свету зависит от происхождения подземных органов. Зеленеть на свету могут  подземные органы  картофеля и топинамбура (видоизмененные побеги), а видоизмененные корни (корнеклубни) у георгин не могут.)

  1. Белая и желтая окраска цветков лучше видна в полумраке и привлекает насекомых даже при минимальном освещении. Синие и фиолетовые цветки в безлиственном лесу на светло-коричневом  фоне прошлогодних листьев более заметны для насекомых-опылителей. Желто-белая окраска цветков летом предохраняет их от перегрева, цветки хорошо видны опылителям на фоне зеленых растений.

  1. Ягоды слаще в солнечный день,  т.к. в растении интенсивнее идет процесс фотосинтеза, и в плодах накапливается больше сахаров.

  1. Рожь – ветроопыляемое растение.

8.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

5

3

1

6

2

11

8

13

4

10

12

7

9

Используемая литература:

1.Энциклопедия. Биология. М.: Аванта+, 1995.

2. Гин А.А., Андржеевская И.Ю. 150 творческих задач для сельской школы. М.: Народное образование, 2007.

3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение, 1996.

4. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии.  М.: Просвещение, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по общей и неорганической химии, тесты по аналитической химии

тесты по общей и неорганической химии, тесты по аналитической химии...

Учебно-методическое пособие по выполнению индивидуальных заданий по дисциплине Химия ( Аналитическая химия) для студентов специальности 19.02.10.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной формы обучения 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», выполняющих индивидуальные задания по дисциплине «Химия» (Ана...

Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Химия, Естествознание (Химия)

Учебно-метдическое пособие содержит:1. Результаты выполнения самостоятельных работ, подлежащие проверке  2. Оценку результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов  3. М...

Взаимосвязь химии и физики. Химия 7 класс. Вводный курс.

Данная презентация показывает взаимосвязь химии и физики....

Тема 1.1. Раздел 1. Химия. Общая и неорганическая химия. Тема урока: «Основные понятия и законы химии»

Содержание учебного материалаВещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительн...

Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."

.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ            ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ  А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...