Студенческая конференция "Почему растения лечат?"
проект на тему

Майорова Марина Евгеньевна

При подготовке к конференции студентами  были использованы материалы лекции по ботанике  о значении лекарственных растений в медицине, которую они прослушали на биологическом факультете  МГУ им. М.В.Ломоносова в рамках Университетских суббот и материалы тематической экскурсии в Аптекарский  огород.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

05.12.14. студенты 1 «В» группы   участвовали в научно-практической конференции на тему  «Почему растения лечат?» (руководитель –  преподаватель Ботаники Майорова М.Е.).   Были использованы материалы лекции по ботанике, которую они прослушали на биологическом факультете  МГУ им. М.В.Ломоносова в рамках Университетских суббот. Так же были использованы материалы экскурсии в   Аптекарский  огород.  На этой экскурсии они познакомились со многими интересными, необычными растениями многие из которых являются лекарственными.  

                C:\Users\Администратор\Desktop\Ботаника\Конференция\05.12.14\IMG_0670.JPG                           C:\Users\Администратор\Desktop\Ботаника\Конференция\05.12.14\IMG_0667.JPG

На Устный журнал были приглашены студенты второго курса и преподаватели колледжа.                                                                                                                                          В Устном журнале весь материал был представлен в виде различных страничек: исторической, образовательной, научно-практической и др.

C:\Users\Администратор\Desktop\Ботаника\Конференция\05.12.14\IMG_0676.JPG

Надо отметить, что большой интерес у слушателей вызвал  доклад  студентов 1 «В» группы  о  проделанной работе в рамках исследований в СТО «Неутомимые  экспериментаторы» (руководитель СТО – преподаватель Органической химии Завгороднева Т.В.). В своих  исследованиях студенты изучали  процесс всасывания  растениями органических веществ.  

Кроме этих сугубо научных разделов студенты оформили   материал  экскурсии  в Аптекарский огород на страничке «Это интересно…».

 И в заключении была проведена  викторина  «На досуге…».  

Ведущие предложили  слушателям отгадать ботанические загадки и решить  ребусы. Студенты - второкурсники,  успешно справившиеся с заданиями, получили призы.

C:\Users\Администратор\Desktop\Ботаника\Конференция\05.12.14\IMG_0680.JPG

Подобные мероприятия, объединяющие работу студентов второго и третьего курсов,  стали традиционными  на отделении Фармация. Мы  проводим  устные журналы, подготовленные студентами третьего курса для второкурсников, а также олимпиады по Ботанике и Фармакогнозии.



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

устного журнала

(в рамках научно-практической конференции)

по учебной дисциплине Ботаника

ТЕМА

Зеленый доктор

Москва, 2013

Пояснительная записка

  Устный журнал ставит своей основной целью повысить интерес к предмету, добиться более глубоких и прочных знаний по ботанике, осуществлять межпредметные связи с дисциплинами изучаемыми (латинский язык, неорганическая химия, анатомия и физиология), а так же с теми, которые будут изучаться (фармакогнозия, органическая химия). Кроме того, у студентов  появляется возможность реализовать интерес к практическим вопросам выращивания, сбора, изготовления, применения лекарственных средств.

   Организация работы при подготовке устного журнала  даёт возможность работать как с отдельными студентами, так и с малыми группами или группой в целом.

   Устный журнал состоит из нескольких разделов (страничек), рассматривающих различные вопросы.

   Подготовку журнала проводят студенты. Под руководством преподавателя определяется тема  выпуска, разрабатывается содержание каждой странички. Самостоятельно студенты подбирают информацию, иллюстративный материал, фотографии, сделанные на экскурсиях. .  

   Время одного выпуска журнала около 60 минут.

Цели:

1.   Повысить интерес у студентов к предмету.  

  1. Привлечь внимание студентов к многообразию лекарственных средств, их получению из растительного сырья.
  2. Расширить представление об использовании растительных лекарственных средств при различных патологиях.
  3. Развивать  информационные умения – умение работать с периодической литературой, ПК, мультимедийным устройством.
  4. Развивать  умение обрабатывать научную, научно-популярную литературу.
  5. Развивать  умение выступать перед большой аудиторией.

Оснащение:

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Ноутбук.
  3. Презентация.

План:

  1. Вступительное слово  преподавателя (Майорова М.Е.).
  2. Вступительное слово ведущего (Богданова Р.).
  3. Демонстрация презентации.
  4. Выступления, доклады студентов.
  • Страничка историческая (Майер А., Максина Л., Гафурова Н., Севрюков С.)
  • Страничка образовательная:
  • Дубильные вещества (Абдуллина Я.)
  • Флаваноиды (Абдуллаева О.)
  • Алкалоиды (Конкина О.)
  • Лекарственные средства, содержащие витамины (Старостина Е.)
  • Страничка научно-практическая (Ханунов Д., Борисова А.)
  • Страничка «Это интересно» (Хачатрян Э.)
  • Литературная страничка (Хохрякова И.)
  • На досуге (Коноплева Д.)
  1. Награждение победителей конкурсов
  2. Заключительное слово преподавателя и представителей администрации.

                     

                                                          СОДЕРЖАНИЕ УСТНОГО ЖУРНАЛА.

ВЕДУЩИЙ:  Сегодня студенты 1 «Б» группы   приглашают вас на Устный журнал в рамках научно-практической конференции на тему: «Почему растения лечат?».   При подготовке журнала были использованы материалы лекции по ботанике, которую мы прослушали на биологическом факультете  МГУ им. М.В.Ломоносова в рамках Университетских суббот. Так же были использованы материалы экскурсии в   Аптекарский  огород.  На этой экскурсии мы познакомились со многими интересными, необычными растениями многие из которых являются лекарственными.  Предлагаем вам «почитать» вместе с нами наш журнал.

Первая страничка нашего журнала – историческая.

СТУДЕНТ 1: Первая русская аптека была открыта в Московском Кремле. Это произошло в 1581 т. в царствование Ивана Грозного. Аптека называлась царскою, имела большой выбор медикаментов и отличалась пышным убранством. Открыл ее приехавший из Англии аптекарь Джемс (Яков) Трепсем.
В 1620 г. царь учредил Аптекарский приказ. Он помещался в Москве, близ Воскресенских ворот, ведал царской аптекой, а также вообще всем врачебным делом. Управляли Аптекарским приказом бояре, а служили в нем доктора, аптекари, лекари, окулист, переводчик, алхимик и почему-то часовой мастер — за исключением переводчика, все сплошь иностранцы.

В царствование Алексея Михаиловича (1629— 1676) были основаны еще две аптеки: одна в московском Гостином дворе, а другая в Вологде. Новая московская аптека отпускала лекарства жителям города, но не иначе, как по их челобитным в Аптекарский приказ. Процедура изготовления лекарств обставлялась здесь всевозможными предосторожностями, а прием их — тем более. Изготовленное но рецепту врача лекарство вначале должен был попробовать он сам и только после этого, он же или специально присланный для этого боярин, доставляли лекарство во дворец. Во дворце его пробовал начальник Аптекарского приказа, и только после этого, наконец, принимал больной из царской семьи.
Имена составителей лекарств и лиц, принесших их во дворец, записывались в специальную книгу. Врачи и аптекари, поступавшие в царскую аптеку, давали клятву не подмешивать в еду, напитки и лекарства никаких вредных снадобий.
Одновременно с учреждением второй аптеки в Москве были созданы три аптечных огорода
 -  один у Каменного моста, другой около Мясницких ворот и третий вблизи Немецкой слободы. В них разводили всевозможные лекарственные травы. Аптечные огороды снабжали аптеки семенами, кореньями и сушеными листьями этих трав. В это же время была введена особая повинность — население обязано было доставлять аптекам необходимые лекарственные травы, для чего воеводам рассылали специальные руководства по сбору трав, так называемые «травники».
Указом от 14 августа 1721 г. Петр 1 разрешил открыть частные аптеки в Петербурге и многих других городах России. По его же указу были организованы первые ботанические сады — два в Петербурге н один в Москве.
Любопытно, что только в 1763 г. при Екатерине II из списков медикаментов были исключены допущенные ранее к употреблению алхимические лекарства.
В 1787 г. вводится первый единый прейскурант на лекарства.
В последней четверти XVIII века возникают аптеки при губернских больницах. Число аптек быстро растет и к концу столетия достигает почти сотни. (Слайды 4-9)

ВЕДУЩИЙ:  Вторая страничка нашего журнала – образовательная.  На ней представлен материал, рассказывающий о некоторых группах действующих веществ, получаемых из растительного сырья. (слайды 10,11)

СТУДЕНТ 2: 

Дубильные вещества - группа весьма разнообразных и сложных по составу растворимых в воде органических веществ ароматического ряда, содержащих гидроксильные радикалы фенольного характера. Дубильные вещества широко распространены (в коре, древесине, листьях, плодах), обладают характерным вяжущим вкусом.

Дубильные вещества стали известны уже давно, многие из них  изучались к началу XX.

Важнейшие для практики дубильные вещества:

Танины - группа фенольных соединений растительного происхождения, содержащих большое количество групп -OH. Танины обладают и характерным вяжущим вкусом.

Таннин находится в различных сортах чернильных орешков.

Таннин находит обширное применение в медицине, в производстве чернил, красильном деле.

Дубодубильные кислоты находятся в молодой коре, древесине и листьях различных видов дуба. К группе дубодубильных кислот причисляет также Дубильную кислоту из коры красного бука и из шишек хмеля.

Растения, содержащие дубильные вещества.

Лапчатка - травянистое растение с толстым, коротким корневищем, тонкими стеблями, небольшими листьями

Лапчатка проявляет вяжущие, противовоспалительные, кровоостанавливающие и бактерицидные свойства. Особенно широко лапчатку используют при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, таких как энтероколит, дизентерия, диарея, язвенная болезнь.

Кровохлебка лекарственная представляет собой многолетнее растение с мощными корнями.

В основном в народной медицине кровохлебку используют как сильно вяжущее, болеутоляющее, противовоспалительное и кровоостанавливающее лекарственное средство. Наружно кровохлебку применяют в случаях долго не заживающих ран, таких как стоматит, ангина, ожоги, варикоз ног.

Черемуха – это небольшое дерево или кустарник с черно-серой корой, ярко выраженными чечевичками, очередными, черешковыми, эллиптической формы листьями с пильчатым краем. Листья темно-зеленые, короткочерешковые.

Вяжущие и противовоспалительные свойства черемухи обусловлены дубильными веществами. Сочетание дубильных веществ и антоцианов обеспечивает устойчивое противовоспалительное действие. (слайды 12,13)

СТУДЕНТ 3: 

 Флавоноиды – это группа растительных веществ, которые попадая в организм человека с пищей, влияют на активность многих ферментов и широко используются как официальной, так и народной медициной в качестве лекарственных средств.

Способность винограда красных сортов улучшать пищеварение, как и «дар» ягод черники повышать остроту зрения, известны людям с незапамятных времен. Однако лишь в середине ХХ в. стало известно, что фармакологические механизмы действия и названных, и многих других лекарственных растений связаны с высоким содержанием в них флавоноидов – группы веществ, которые играют одну из важнейших функций в регулировании жизненного цикла растений.

Так, именно флавоноиды определяют окраску цветов и ягод. Кроме того, эти вещества участвуют в фотосинтезе, защищают растительные клетки от избытка ультрафиолетового излучения летом, и необходимы для таких процессов подготовки растений к холодам, как опадание листьев и «консервация» почек.

Многочисленные исследования показали, что флавоноиды являются биологически активными соединениями и для человека, хотя и не вырабатываются в организме животных.

Научно доказана способность многих флавоноидов регулировать проницаемость стенок кровеносных сосудов и улучшать их эластичность, а также предотвращать склеротические поражения.

Самый известный из флавоноидов, оказывающий благотворное действие на сосуды – это рутин (иногда его еще называют витамином Р или С2). Этот флавоноид (или его синтетический аналог) входит в состав многих препаратов, которые уменьшают ломкость капилляров – например таких, как аскорутин (Ascorutinum).

Они в изобилии содержатся в таких продуктах как зеленый чай, какао, айва, яблоки, абрикосы, персики, земляника, смородина, малина и др.

Достаточно широко используют фармакологи и экстракт ягод черники, содержащий до 25% так называемых антоцианов (флавоноидов, которые в растениях играют роль пигментов). Богатый флавоноидами экстракт черники применяют как мягкое диуретическое средство, при сердечно-сосудистых заболеваниях, варикозном расширении вен и в комплексной терапии процессов, связанных с дистрофией и дегенерацией сетчатки.

Доказано, что флавоноиды, которые содержатся в кожуре винограда и яблок красных сортов, гранатах, вишне, баклажанах, красной капусте и прочих фруктах и овощах, окрашенных в фиолетовый цвет, а также в зеленом чае и кожуре цитрусовых, обладают антиоксидантным действием.

В организме человека они способны выполнять ту же функцию, что и в растениях –нейтрализуют свободные радикалы (которые образуются под воздействием ультрафиолетового излучения и радиации), защищая клетки от разрушения мембран и внутриклеточных структур. Поэтому натуральные экстракты флавоноидов (к примеру, красное вино) в умеренных дозах рекомендуют употреблять людям, которые живут в областях с повышенным радиационным фоном: зона Чернобыльской катастрофы, высокогорные районы и т.д.

Эти же флавоноиды способны защищать ткани от повреждений, вызванных избыточным выбросом так называемых гистаминов (веществ, высвобождающихся при воспалительных процессах и аллергии), что дает дополнительные возможности в лечении астмы и аллергических реакций.

В сое и ячменном солоде содержатся флавоноиды, по структуре очень похожие на женские половые гормоны - эстрогены. По мнению некоторых исследователей, эти вещества можно использовать для создания препаратов, облегчающих климактерический синдром.

Пусть способность флавоноидов отсрочить старение и не доказана, но то, что употребление продуктов, содержащих большое количество флавоноидов, принесет лишь пользу, можно утверждать смело! Тем более что фрукты и овощи, в которых содержатся флавоноиды, также богаты витаминами, целлюлозными волокнами, пектиновыми веществами и обязательно должны входить в ежедневный рацион.  (слайды 14-25)

          СТУДЕНТ 4: Классификация лекарственного растительного сырья содержащего витамины:

1. Концентраторы витамина С: плоды черной смородины, шиповника, рябины обыкновенной, малины, листья крапивы, земляники.

2. Концентраторы и источники витамина Р: плоды софоры японской, рябины черноплодной, черной смородины, кожура цитрусовых, листья чая.

3. Концентраторы каротиноидов (провитамина А): плоды шиповника, облепихи, рябины, цветки календулы, трава череды, сушеницы топяной.

4. Концентраторы витамина К: листья крапивы, подорожника, трава пастушьей сумки, тысячелистника, горца почечуйного, горца перечного, цветки и  листья зайцегуба, кора калины, кукурузные рыльца.

5. Концентраторы витамина Е: плоды облепихи, облепиховое масло, масло шиповника, кукурузное масло, льняное масло, семена тыквы.

6. Концентраторы витамина F: масло кукурузное, масло подсолнечное. В лекарственном растительном сырье довольно часто встречаются витамины группы В: В2 — рибофлавин,  B5 — пантотеновая кислота, В9 – фолиевая кислота, провитамин витаминов группы  D — эргостерол и другие фитостеролы.

Шиповник (Rosa).  Основное действие плодов шиповника: поливитаминное, желчегонное. В состав витаминных и желчегонных сборов; сироп из плодов шиповника в качестве профилактического средства детям; масло шиповника (точнее, из его семян), применяют при трофических язвах, дерматозах, для ускорения регенерации слизистых покровов и кожи при ожогах и т.п. Каротолин – масляный экстракт из мякоти плодов применяют при лечении плохо заживающих ран, экзем, трофических язв. Препарат Холосас – сгущенный водный экстракт плодов с сахаром используют при холециститах и гепатитах как желчегонное.

В фармацевтической практике используются:

  • Шиповника плоды(Fructus Rosae). 

Плоды шиповника содержат аскорбиновую кислоту (до 2,5-5,2%), каротиноиды (до 10 мг%): α-, β-, γ-каротины, ликопин; витамины В2, К, Р, Е; флавоноиды; сахара (до 24%); пектиновые вещества (14%); жирное масло; дубильные вещества (4,4%); органические кислоты.

Фармакологическое действие: поливитаминное средство.

  • Сироп из плодов шиповника

Готовят из сока плодов различных видов шиповника и экстракта ягод (рябина красная, рябина черноплодная, калина, боярышник, клюква) с добавлением сахара и аскорбиновой кислоты. Содержит в 1 мл около 4 мг аскорбиновой кислоты, витамин Р.

Фармакологическое действие. Поливитаминное средство.

  • Масло шиповника

Масляный экстракт из семян (орешков) шиповника, содержит каротиноиды, токоферолы и ненасыщенные и насыщенные жирные кислоты.

Фармакологическое действие. Поливитаминное средство. Оказывает ранозаживляющее действие, усиливает процессы регенерации.

Кукуруза обыкновенная (Zea mays L.)

Основное действие столбиков с рыльцами кукурузы: желчегонное, кровоостанавливающее, мочегонное, антисклеротическое (масло из сырья). Кукурузные рыльца в виде настоя, отвара и жидкого экстракта применяют как желчегонное средство при холециститах, холангитах, гепатитах с задержкой желчеотделения; реже как мочегонное и кровоостанавливающее средство. Зерновки кукурузы, содержащие до 70% крахмала, являются одним из источников его получения. Жирное масло зародышей используют для профилактики и лечения атеросклероза.

Препараты из кукурузы:

  • Кукурузы столбики с рыльцами^ содержат витамин К, аскорбиновую и пантотеновую кислоты, каротиноиды, жирное масло, горечи, сапонины, смолы, полисахариды (слизь и камедеподобные вещества). Фармакологическое действие: желчегонное и мочегонное средство. Оказывает кровоостанавливающее действие.

Рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia L.) Плоды рябины содержат каротиноиды, флавоноиды (кверцетин, кверцитрин, изокверцитрин, гиперозид, рутин, антоцианы, катехины), витамины С (0,2%), В2, Е, Р, сапонины (урсоловую, олеаноловую кислоты), дубильные и горькие вещества, сахара (5-8%: глюкозу, фруктозу, сорбозу), сорбит (10-25%), маннит, фенолкарбоновые (кофейную, хлорогеновую) и органические кислоты (3,9%: парасорбиновую, лимонную).

Основное действие плодов рябины обыкновенной: поливитаминное средство. Плоды рябины  сырье с высоким содержанием β-каротина и других витаминов. Свежие ягоды рябины обыкновенной   сырье для получения масляного экстракта каротиноидов, их перерабатывают на витаминный сироп; сухие входят в состав поливитаминных сборов; засахаренные плоды полезны для профилактики и лечения цинги и других авитаминозов. (слайды 27-35)

ВЕДУЩИЙ:  Следующая страничка нашего журнала – научно-практическая. Вы познакомитесь с материалом, который рассказывает о выращивании такого важного в медицине растения как женьшень. Сложность заключается в том, что у природного женьшеня в связи с замедленным процессом обмена веществ масса корня нарастает медленно и оптимального состояния достигает лишь к двадцати годам. Ученые предложили выращивать  корень женьшеня, за счет различных агротехнических приемов, такие как оптимизация доз и состав вносимых удобрений, может нарастать за шесть-семь лет

         СТУДЕНТ  5:  

Женьшень - многолетнее травянистое растение семейства аралиевых. По-китайски "женьшень" означает "человек-корень". Он имеет довольно мощный главный корень, живущий в течение многих десятилетий. Подземная часть растения разделяется на две части: корневище, или шейку, и собственно корень. Чем старше корень, тем он соответственно имеет больший вес. На изломе он имеет белый цвет. Запах своеобразный, вкус довольно сладковатый.

Проблемы выращивания состоят в следующем:

1)Женьшень абсолютно не выносит затоплений водой, даже кратковременных.

2)Не выносит прямых солнечных лучей, но также нужно помнить, что в сильно затемненном месте растения могут значительно ослабевать.

3) Женьшень, наверное, единственное в своем роде растение, возделывание которого нужно начинать именно с подготовки почвы, а не с поиска семян. Это вызвано тем, что различные компоненты почвы созревают в течение 2-3 лет.  Так же почва должна быть рыхлой, влаго- и воздухопроницаемой и содержать достаточный запас органических веществ.

4) Другая характерная особенность выращивания женьшеня в культуре - это необычайно длительный период покоя семян. В природных условиях они прорастают через 22 месяца, а иногда и позднее.

Использовать корень женьшеня как лекарственное сырье можно лишь на 5-6 году жизни. К этому времени корни набирают массу 30-50 г, а отдельные экземпляры могут достигать массы до 150-200 г. В октябре, когда завершается процесс вегетации, корни, имеющие возраст 5-6 лет, выкапывают вилами, затем очищают от земли и отмерших побегов. Сушить крупные корни надо при температуре 40-60 градусов. После сушки влажность не должна превышать 13%. Такие корни хранятся до 5 лет. Здоровые листья собирают в сентябре перед завершением процесса вегетации, причем с растений, имеющих 3-6 летний возраст. Производить сушку нужно в тени. Срок хранения 1 год.

В заключение хочется отметить использование женьшеня в медицине. В корнях содержатся специфические гликозиды, эфирное и жирное масла, сахара, пектины, слизи, смола, группы витаминов и ряд других веществ. Препараты женьшеня обладают адаптогенными свойствами, они увеличивают устойчивость к неблагоприятным воздействиям высоких температур, облучению, интоксикации и т.д.

Он применяется при лечении неврастении, сахарного диабета, импотенции, лучевой болезни, заболеваний сердца.

На сегодняшний день известно, что женьшень имеет способность продлевать жизнь, восстанавливать силы, придает свежесть человеческому организму. (слайды 38-41)

         ВЕДУЩИЙ:  Страничка четвертая – «Это интересно…» Её мы подготовили  по материалам  

                                  экскурсии в Аптекарский огород и экспериментальной исследовательской работы.

        СТУДЕНТ  6:  

Камелия китайская  –   обладает одним необычным свойством - цветет зимой.

Чай белый, зеленый, черный –  всё это один и тот же чайный лист, только получен в результате разной  ферментации.

Фейхоа – съедобные лепестки, в плодах много йода.

Лавр благородный – консервант, его масло входит в состав противонарывных пластырей. Название этого растения  лежит в основе многих слов и выражений хорошо нам известных: лауреат, бакалавр, лавровый венок, увенчаться на лаврах.

Дуб пробковый – пробка не горит  во время лесных пожаров, после первого пожара растет активнее, используется для изготовления пробок для пузырьков с лекарствами (не взаимодействует с ними, кроме йода).

Цитрусовые – известно несколько тысяч  сортов, и все они  одомашнены. Эфирные масла цитрона (несъедобен) используются в  парфюмерии. Бергамот (несъедобен)  используется как ароматизатор чая.

Гинкго – живое ископаемое, применяется при заболеваниях сосудов.

Кофе – кофеин, содержащийся в растении спасает его от поедания  насекомыми, а из зерен делают активированный уголь.

         (слайды 43-45)

         Студент :6а

          А теперь давайте вспомним наши гербарии. Листики на них такие тонкие и хрупкие. А что если вместе с водой отростки будут получать органические вещества? Вот например многоатомный спирт глицерин широко применяется в хлебобулочной промышленности и медицине. Этот спирт гигроскопичен и очень легко растворяется в воде.

            В сентябре мы срезали три побега малины, которые были активны. Приготовили раствор водный раствор глицерина (в соотношении 1:1) и поставили наши побеги. В течении месяца мы вели постоянное наблюдение за побегами малины. Мы отметили следующие изменения: цвет листьев с зеленого поменялся на коричневый, бесцветный раствор стал бежевым, что подтвердило утверждение о том, что на цвет водной среды влияют органические соединения, которые находятся в растениях. Но самым главным явилось изменение хрупкости листьев: они стали упругими, стебли более гибкими, что обусловлено наличием глицерина в клетках растения.

       Полученные данным способом отростки малины могут быть использованы для составления иэкибаны.

         ВЕДУЩИЙ: И, наконец, страничка пятая – «На досуге». Мы предлагаем вам отгадать загадки,  

                                 решить ребусы и получить за правильные ответы призы!

         СТУДЕНТЫ  7,8:  

Отгадайте  загадки (слайды 48-51) :

  1. Он совсем не хрупкий,

            А спрятался в скорлупке.

            Заглянешь в серединку –

            Увидишь сердцевинку.

            Из плодов он твёрже всех,

            Называется… (орех)

  1. Жёлтый цветик в поле рос,
    На него зимою спрос:
    Семена целебно-жгучи,
    Греют, будто летний лучик.
    Так с простудою сразиться
    Помогает нам... (горчица)
  2.  Что за древо-медонос
    Манит пчёл, шмелей и ос?
    И людей зовёт, пленит
    Мелких цветиков магнит.
    От простуды и от гриппа
    Нас спасает в зиму... (липа)
  3. Коль дитя вдруг простудилось,
    Горло сильно воспалилось, 
    Мама даст ребёнку в чашке
    Чай из цветиков... (ромашки)
  4. В цветах, и ствол его с шипами,
    На вид как роза, но с плодами.
    Полезней родственницы статной:
    Напитком с давних пор он знатный.
    Подскажет вам любой садовник,
    Что ценен свойствами... (шиповник) 
  5. Переставьте буквы в имени Тарас так, чтобы из него получилось садовое декоративное растение семейства сложноцветных с цветками различной окраски, обычно без запаха (астра)
  6. Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра? (календула)

Решите ребусы.  (слайды 53-58)

Далее следует награждение победителей ,заключительное слово преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по биологии: Высшие и низшие растения.

По учебнику биологии 7 класса,составлены контрольные работы по теме " Семейства растений", ( по два варианта )...

Англо-русский словарь по дисциплине "Защита растений"

В англо-русском словаре по дисциплине "Защита растений" собраны основные термины применяемые в разговорной речи инностранных специальистов аграрной сферы....

Опасные растения рядом с нами. Презентация к работе.

Презентация к работе "Опасные растения рядом с нами"...

Тема: Роль растений в природе и жизни человека. Лесные ресурсы человечества. Практическое занятие № 8 «Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края»

Данный урок предназначен для студентов СПО дисциплины "Экологические основы природопользования". Даётся информация о роли растений в природе и жизни человека, значении лесных ресурсов....

«Ступени роста:от студенческого творчества–к профессиональному мастерству–2020»:материалы заочной Всероссийской студенческой научно-практической конференции.Май 2020 г./Лискинский промышленно-транспортный техникум имениА.К.Лысенко.-Лиски, 2020

Ананин К.А., Завьялова С.В.Размышляя о войне. С. 160Веселов Д.А., Завьялова С.В. Молодежь и карьера. С. 179Ксюнов С.В., Завьялова С.В. Правильный выбор профессии - путь к успеху. С. 183Мигунова К.Р., ...

2021-2022 у.г Экспертная деятельность III открытая студенческая конференция «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ», посвященная 35-летию образовательной организации «Нижневартовский медицинский колледж»

laquo;СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ», посвященная 35-летию образовательной организации  «Нижневартовский медицинский колледж»...

Лекция по дисциплине "Защита декоративных растений" на тему "Основные вредители декоративных растений"

Основные вредители декоративных растений: насекомые, клещи, слизни, нематоды, грызуныМногие растения сада и огорода страдают от заболеваний и вредителей, что нередко препятствует их хорошей урожайност...