Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы студентов «Фармакологическая таблица-алгоритм»
методическая разработка на тему

Самостоятельная внеаудиторная работа является видом учебной деятельности, выполняемой обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем. Внеаудиторная работа на сегодняшний день представляет неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде, всего индивидуальную работу студентов в соответствии с ФГОС СПО для формирования высокопрофессиональных медицинских кадров. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_ukazaniya_svr_orlova.docx74.38 КБ
Файл statya_svr.docx73.29 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

______________________________________________________________

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы студентов

«Фармакологическая таблица-алгоритм»

ПМ 02 Лечебная деятельность

 МДК 02.01. Лечение пациентов терапевтического профиля

Часть 02.01.08. Клиническая фармакология

Углубленная подготовка

по специальности 31.02.01 «Лечебное дело»

                                                Разработчик: Орлова А.В.

 

Санкт–Петербург

2017


Самостоятельная внеаудиторная работа является видом учебной деятельности, выполняемой обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем. Внеаудиторная работа на сегодняшний день представляет неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде, всего индивидуальную работу студентов в соответствии с ФГОС СПО для формирования высокопрофессиональных медицинских кадров.

Цель самостоятельной работы – при всей ее многогранности представляется как средство вовлечения студентов во внеаудиторную познавательную деятельность и освоение методов ее достижения. Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной, исследовательской деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей.

В организации самостоятельной работы студентов особенно важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку, а также необходимое методическое обеспечение.

Для повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся в медицинском колледже следует ориентировать теоретические занятия на оптимизацию самостоятельной работы, разрабатывать задания, предполагающие нестандартные решения, максимальное использование творческого потенциала и организовывать индивидуальные консультации преподавателей с перерасчетом их учебной нагрузки с учетом самостоятельной работы студентов. 

Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.

Основным условием для успешного выполнения самостоятельной работы является мотивированность студентов, в сочетании с четкой постановкой познавательных задач, наличием алгоритма выполнения работы.

Задания по составлению  фармакологической таблицы-алгоритма направлены на улучшение подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебной дело (углубленная подготовка), в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Лечебная деятельность, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  • ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
  • ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
  • ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
  • ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
  • ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

уметь:

  • определять тактику ведения пациента;
  • назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;
  • определять показания, противопоказания к применению лекарственных средств;
  • применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;
  • проводить контроль эффективности лечения;

знать:

  • принципы лечения и ухода пациентов терапевтического профиля, в том числе при осложнениях заболеваний;
  • фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов из различных фармакологических групп;
  • показания и противопоказания к применению лекарственных средств из различных фармакологических групп;
  • побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;
  • особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп, с учетом полиморбидности, а также в зависимости от физиологического состояния (при беременности, при грудном вскармливании и др).

  1. Общие требования при составлении фармакологической таблицы-алгоритма

Составляются фармакологические таблицы-алгоритмы по тексту учебной литературы в соответствии с изучаемой темой.

При составлении фармакологической таблицы-алгоритма необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности, при этом используется разработанная стандартная для всех изучаемых на занятиях тем таблица для заполнения.

Общие требования по заполнению фармакологической таблицы-алгоритма:

  1. Фармакологическая таблица-алгоритм оформляется на отдельных листах формата А4;
  2. Фармакологическая таблица-алгоритм заполняется в строгом соответствии с представленным шаблоном (Приложение №1);
  3. Фармакологическая таблица-алгоритм должна включать не менее 2-х лекарственных препаратов из изучаемой фармакологической группы;
  4.  Не допускается наличие незаполненных ячеек в таблице;
  5. Не допускаются сокращения в названиях лекарственных препаратов;
  6. Не допускаются аббревиатуры (кроме общепринятых для определенных патологических состояний, например, ИБС – ишемическая болезнь сердца, АГ – артериальная гипертензия, ХПН – хроническая почечная недостаточность);
  7. Весь текст должен быть написан разборчиво, возможен печатный вариант работы.
  8. На каждом листе должна быть фамилия автора, номер группы, а также название темы для данной фармакологической таблицы-алгоритма.

2. Этапы составления фармакологической таблицы-алгоритма

1. Сделать анализ учебной литературы и дополнительных материалов по теме занятия.

2. Составить список препаратов из изучаемых фармакологических групп, информация о которых будет отражена в таблице.

3. Заполнить все графы фармакологической таблицы-алгоритма в соответствии с проанализированным учебным материалом.

4. Орфографическая проверка внесенного в таблицы текста.

5. Анализ представленной в фармакологической таблице-алгоритме информции.

6.Оформление работы.

  1. Требования к оформлению:

1. Фармакологическая таблица-алгоритм должна быть оформлена в соответствии с представленным в Приложении №1 шаблоном, с четко прорисованными графами и выделенными названиями граф и столбцов.

2. Названия препаратов должны быть выделены любым доступным способом (цветом, шрифтом), и представлены как в русском, так и в латинском варианте написания в именительном падеже.

3. Алгоритмы оказания неотложной помощи при различных патологических состояниях должны быть представлены в виде четкой схемы с учетом действующей нормативной документации, предусматривающей действия фельдшера «скорой помощи».

4. Критерии оценивания фармакологической таблицы-алгоритма:

1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы (1,5 балла)

2. Оригинальность в оформлении и заполнении фармакологической таблицы-алгоритма (2 балла)

3. Практическая значимость работы (2 балла)

4. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок (1,5 балла)

5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок (1,5 балла)

6. Количество препаратов в фармакологической таблице-алгоритме, полнота при их описании (1,5 балла).

5. Оценки за выполненную самостоятельную внеаудиторную работу по оформлению фармакологической таблицы-алгоритма:

«5» - «отлично» - 9 – 10 баллов

«4» - «хорошо» - 7-8 баллов

«3» - «удовлетворительно» - 5-6 баллов.

«2» - «неудовлетворительно» - менее 5 баллов.


Приложение №1



Предварительный просмотр:

А.В. Орлова

ФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА-АЛГОРИТМ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Санкт–Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж», г. Санкт-Петербург

Самостоятельная внеаудиторная работа является видом учебной деятельности, выполняемой обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем. Внеаудиторная работа на сегодняшний день представляет неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде, всего индивидуальную работу студентов в соответствии с ФГОС СПО для формирования высокопрофессиональных медицинских кадров.

Цель самостоятельной работы – при всей ее многогранности, представляется как средство вовлечения студентов во внеаудиторную познавательную деятельность и освоение методов ее достижения. Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной, исследовательской деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей.

В организации самостоятельной работы студентов особенно важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку, а также необходимое методическое обеспечение.

Для повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся в медицинском колледже следует ориентировать теоретические занятия на оптимизацию самостоятельной работы, разрабатывать задания, предполагающие нестандартные решения, максимальное использование творческого потенциала и организовывать индивидуальные консультации преподавателей с перерасчетом их учебной нагрузки с учетом самостоятельной работы студентов. 

С этой целью разработано учебно-методическое пособие по составлению в письменном виде фармакологической таблицы-алгоритма по теме занятия, включающего в себя основные сведения о лекарственных препаратах, применяемых при патологических состояниях, их синонимы, принадлежность к фармакологической группе, механизмах их действия, показаниях и противопоказаниях к назначению, побочных эффектах, алгоритм действия фельдшера при неотложных состояниях.

Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.

Основным условием для успешного выполнения самостоятельной работы является мотивированность студентов, в сочетании с четкой постановкой познавательных задач, наличием алгоритма выполнения работы.

Задания по составлению  фармакологической таблицы-алгоритма направлены на улучшение подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 Лечебной дело (углубленная подготовка), в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Лечебная деятельность, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  • ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
  • ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
  • ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
  • ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
  • ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

уметь:

  • определять тактику ведения пациента;
  • назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;
  • определять показания, противопоказания к применению лекарственных средств;
  • применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;
  • проводить контроль эффективности лечения;

знать:

  • принципы лечения и ухода пациентов терапевтического профиля, в том числе при осложнениях заболеваний;
  • фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов из различных фармакологических групп;
  • показания и противопоказания к применению лекарственных средств из различных фармакологических групп;
  • побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;
  • особенности применения лекарственных средств у разных возрастных групп, с учетом полиморбидности, а также в зависимости от физиологического состояния (при беременности, при грудном вскармливании и др).

Для составления фармакологической таблицы-алгоритма разработаны определенные требования. Составляются фармакологические таблицы-алгоритмы по тексту учебной литературы в соответствии с изучаемой темой.

При составлении фармакологической таблицы-алгоритма необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности, при этом используется разработанная стандартная для всех изучаемых на занятиях тем таблица для заполнения.

Общие требования по заполнению фармакологической таблицы-алгоритма:

  1. Фармакологическая таблица-алгоритм оформляется на отдельных листах формата А4;
  2. Фармакологическая таблица-алгоритм заполняется в строгом соответствии с представленным шаблоном (Приложение №1);
  3. Фармакологическая таблица-алгоритм должна включать не менее 2-х лекарственных препаратов из изучаемой фармакологической группы;
  4.  Не допускается наличие незаполненных ячеек в таблице;
  5. Не допускаются сокращения в названиях лекарственных препаратов;
  6. Не допускаются аббревиатуры (кроме общепринятых для определенных патологических состояний, например, ИБС – ишемическая болезнь сердца, АГ – артериальная гипертензия, ХПН – хроническая почечная недостаточность);
  7. Весь текст должен быть написан разборчиво, возможен печатный вариант работы.
  8. На каждом листе должна быть фамилия автора, номер группы, а также название темы для данной фармакологической таблицы-алгоритма.

Для выполнения самостоятельной работы по оформлению фармакологической таблицы-алгоритма студенту необходимо пройти определенные этапы, в том числе:

1. Сделать анализ учебной литературы и дополнительных материалов по теме занятия.

2. Составить список препаратов из изучаемых фармакологических групп, информация о которых будет отражена в таблице.

3. Заполнить все графы фармакологической таблицы-алгоритма в соответствии с проанализированным учебным материалом.

4. Орфографическая проверка внесенного в таблицы текста.

5. Проанализировать представленную в фармакологической таблице-алгоритме информацию.

6.Оформить работу.

Кроме того, требования к оформлению данной самостоятельной работы учитывают то, что:

1. Фармакологическая таблица-алгоритм должна быть оформлена в соответствии с представленным в Приложении №1 шаблоном, с четко прорисованными графами и выделенными названиями граф и столбцов.

2. Названия препаратов должны быть выделены любым доступным способом (цветом, шрифтом), и представлены как в русском, так и в латинском варианте написания в именительном падеже.

3. Алгоритмы оказания неотложной помощи при различных патологических состояниях должны быть представлены в виде четкой схемы с учетом действующей нормативной документации, предусматривающей действия фельдшера «скорой помощи».

Выполненная самостоятельная работа оценивается в соответствии с определенными критериями:

1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы (1,5 балла);

2. Оригинальность в оформлении и заполнении фармакологической таблицы-алгоритма (2 балла);

3. Практическая значимость работы (2 балла);

4. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок (1,5 балла)

5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок (1,5 балла)

6. Количество препаратов в фармакологической таблице-алгоритме, полнота при их описании (1,5 балла).

При этом оценки за выполненную самостоятельную внеаудиторную работу по оформлению фармакологической таблицы-алгоритма выставляются по количеству набранных баллов:

«5» - «отлично» - 9 – 10 баллов

«4» - «хорошо» - 7-8 баллов

«3» - «удовлетворительно» - 5-6 баллов

«2» - «неудовлетворительно» - менее 5 баллов.

Составление таких таблиц-алгоритмов выдвигает для студентов требования к анализу незнакомых ситуаций, генерирования субъективно новой информации, с использованием нестандартного творческого подхода, а также способствует приобретению теоретического опыта для решения практических вопросов, приобретение знаний о современных методах диагностики и лечения, а также тактики фельдшера при оказании неотложной помощи при различных патологических состояниях.

В соответствии с новой образовательной парадигмой независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем медицины. При всей сложности организации, самостоятельная работа студентов становится одним из основных резервов повышения эффективности подготовки молодых специалистов в фельдшерском колледже.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов и подготовки к практическим занятиям МДК 02.01. Технология обработки текстильных изделий 29.01.08 Оператор швейного оборудования

Настоящие указания составлены для студентов профессии 262019.04 (29.01.08) Оператор швейного оборудования  и содержат информацию о требованиях, предъявляемых к выполнению практических работ...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине ОП.03 Менеджмент

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы  по  дисциплине  ОП.03 Менеджмент...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ПМ. 02. Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста по профессии 19.01.17«Повар, кондитер»

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы составлены в соответствии с рабочей программой по ПМ. 02. Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, ...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Товароведение продовольственных товаров по дисциплине/ профессиональному модулю по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров по специальн

К современному специалисту общество предъявляет широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет умените самостоятельно добывать знания из источников, систематизировать полученну...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы МДК 04.02 Продвижение товаров и услуг для специальности 38.02.05

Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом и рабочей программой дисциплины. Самостоятельная работа осуществляется индивидуально или группами об...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ПМ 03. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров для студентов специальности 38.02.04

Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося и определяется рабочим учебным планом и рабочей программой дисциплины. Время, отводимое на внеаудиторную деятельность, составляет...

Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы и подготовки студентов к практическим занятиям профессия СПО: 262019.03 Портной

Методические указания составлены на основе программы ПМ 02. «Пошив швейных изделий по индивидуальным заказам» МДК 01.01. Технология пошива швейных изделий по индивидуальным заказам разрабо...