4.3 ПОЛИКЛИНИКА 4.3_лекция_неотложные состояния
учебно-методический материал по теме

2. ПОЛИКЛИНИКА 4.3_лекция_неотложные состояния

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция №3.

Неотложные состояния у детей

                             Слушатель должен знать:

  -стандарт сестринского вмешательства

-Выявить потребности пациентов в сестринском вмешательстве

    -    Причины неотложных состояний у детей.

  • Клинические синдромы и симптомы при:
  • гипертермическом синдроме;
  • синдроме дыхательных расстройств;
  • острой дыхательной недостаточности;
  • крупе;
  • отеке легких;
  • острой сердечной и сосудистой недостаточности;
  • судорожном синдроме;
  • ожогах;
  • отморожениях;
  • отравлениях;
  • укусах насекомых..
  • Методологию сестринского обследования
  • Тактику сестринского вмешательства при неотложных состояниях
  • Особенности психологических реакций ребенка
  • Прогнозирование неотложных состояний
  • Стандарт реабилитационных мероприятий

                            Слушатель должен уметь:

  • Сформировать стандарт сестринского вмешательства
  • Выявить потребности пациентов в сестринском вмешательстве
  • Провести методологию сестринского вмешательства
  • Осуществить интенсивный сестринский уход
  • Анализировать эффективность принятых мер
  • Оказывать психологическую поддержку ребенку и членам его семьи при развитии неотложных состояний.

                                  Содержание темы:

  1. стандарт сестринского вмешательства
  2. принципы сестринского ухода.
  3. Выявить потребности пациентов в сестринском вмешательстве
  4. Тактика сестринского вмешательства при неотложных состояниях.
  5. Правовые и этические аспекты деятельности медицинской сестры при оказании неотложной помощи.
  6. Прогнозирование и выявление неотложных состояний у детей.
  7. Психологическая поддержка ребенка и его семьи при развитии неотложных состояний.
  8. Причины неотложных состояний,
  9. Клиника гипертермического синдрома,
  10. синдрома дыхательных  расстройств,
  11. кардиоваскулярного,
  12. судорожного,
  13. инфекционно-токсического синдромов,  
  14.  ожогов,  
  15. травм,
  16. отморожений,
  17. укусов насекомых..
  18. анафилактическом шоке
  19. гипо – и гипергликемической коме
  20. острой сосудистой недостаточности.

                            План сестринского ухода.

  1. Стандарт сестринского вмешательства
  2. Принципы сестринского ухода(потребности= проблемы, цели, независимые сестринские вмешательства, зависимые, взаимозависимые, выводы).
  3. Выявить потребности пациентов в сестринском вмешательстве

                       Сестринское обследование

1этап:На данном этапе медицинская сестра собирает и оформляет данные о пациенте.

-Субъективные методы обследования=мамины жалобы(пьет и днем и ночью…много мочится…похудел…недомогание…слабость…головная боль…повышенная утомляемость…плохой сон…

-История заболевания=анамнез  начало…проявления….

-История жизни = как родился…вес…чем болел…

-Гениологический анамнез = родословная

-Объективное обследование =осмотр + лаборатория + инструментальные методы обследования

2этап:  выявляем проблемы

Потребности???

Проблемы (приоритетные=1,2,3 и ….потенциальные=связаны с длительностью заболевания)

есть, спать, дышать, быть здоровым,  быть чистым, двигаться, общаться, учиться, оберегать от опасностей.

1……………..2……….3…………

3этап:   планируем уход, руководствуясь стандартами сестринской практики, которые рассчитаны на работу в типичной ситуации, а не  на работу с конкретным пациентом….

ЦЕЛИ:=сестра устанавливает для себя время.., необходимое для реализации сестринских вмешательств

Краткосрочные

Долгосрочные

1……..за2дня…(лихорадка)

2……1нед…(дышать)

3……2недели…(есть/пить)

Все остальные потребности…..

4этап:   реализуем уход

Зависимые вмешательства(врач)

Независимые (М/с)

Взаимозависимые (+другие специалисты…)

  1. Режим
  2. Диета
  3. Лаборатория
  4. Лечение
  5. Инструментальное обследование

Алгоритмы

5этап: оценка эффективности и коррекция своей работы..

-Реакции пациента- Мнение пациента- Качество оказанной помощи

 В ходе обследования между сестрой и пациентом должен быть установлен психологический контакт.

Пациент должен доверять медицинскому работнику, ощущать уверенность, что о нём позаботятся должным образом и на уровне соответствующем достижениям современной медицины.              

  1. Тактика сестринского вмешательства при неотложных состояниях  =доврачебная медицинская помощь!

  1. Правовые и этические аспекты деятельности медицинской сестры при оказании неотложной помощи.

Нравственной, моральной основой поведения медицинских сестер, ее эталоном (стандартом) поведения является Этический Кодекс медицинской сестры России.

Под этикой понимают учение о морали, о нравственности.

Медицинская этика представляет собой науку, центральным вопросом в которой является изучение этических норм и правил, которые должны соблюдать медицинские работники в силу того, что их работа непосредственно касается жизни других людей.

Медицинская этика существует десятки столетий. Еще в 1500 году до н.э. в Древней Индии врачи, вступая в свою профессию, давали клятву. В основе многочисленных медицинских присяг, которые принимают сегодня врачи в различных странах мира лежит «Клятва Гиппократа», известная уже около 2400 лет. Основные положения медицинской этики, изложенные в ней и сохраняющие актуальность в настоящее время, гласят:

1. «non nocere» («Не вреди!»). Всякое лечение, все действия должны быть направлены на благо больного, приносить ему пользу, - это главный этический принцип;

2. человеческая жизнь есть высочайшая ценность;

3. медицинский работник должен уважать личную жизнь пациентов, воздерживаться от аморальных поступков;

4. врач должен соблюдать врачебную тактику, уважать свою профессию.

Примечательно, что II Международный деонтологический конгресс (Париж, 1967 г.), счел возможным рекомендовать дополнить клятву единственной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь!».

  • Медицинская деонтология представляет собой раздел медицинской этики.

Медицинская деонтология (от греческих слов «deon, deontos» - должное, надлежащее и «logos» - учение) – это учение об юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к пациенту.

Помимо этого, деонтология устанавливает нормы взаимоотношений между медицинскими работниками и родственниками пациентов, а также между коллегами в медицинском коллективе.

-Принцип милосердия гласит: “Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда”. Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Главное, чтобы любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента!

-Принцип автономии требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство, совместное планирование и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

-Принцип справедливости/не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или оных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, его действия не должны нанести вреда ни самому пациенту, ни другим лицам. Сталкиваясь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

-Принцип полноты оказания медицинской помощи подразумевает профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи.

-Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

· медицинский работник – пациент,

· медицинский работник – родственники пациента,

· медицинский работник – медицинский работник.

Отношения "медсестра - пациент"

  • Медицинская сестра обязана быть выдержанной и приветливой в общении с пациентом.
  • Недопустимыми как фамильярность и панибратство так и чрезмерная сухость и официальность.
  • Обращаться к больным следует на «Вы» и по имени и отчеству.

  • Нельзя в присутствии больных обсуждать поставленный диагноз, план лечения, говорить о заболеваниях соседей по палате

  •  Запрещается подвергать сомнению правильность проводимого лечения в присутствии больного.

  • Перед тяжелыми и болезненными процедурами медсестра должна разъяснить в доступной форме значение, смысл и необходимость их для успешного лечения и снять психоэмоциональное напряжение.

Отношения "медсестра - родственники (и близкие) пациента:

  • Необходимо сохранять сдержанность, спокойствие и тактичность;

  • Лицам, ухаживающим за тяжелобольными разъяснять правильность выполнения процедур и манипуляций;

  • Беседовать только в пределах своей компетенции (не имеет право рассказывать о симптомах, о прогнозе заболевания, а должна направить к лечащему врачу);

  • Отвечать на вопросы спокойно, неторопливо, обучать правильному уходу за тяжелобольными.

Отношения "медсестрa - врач":

  • Недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении;

  • Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально;

  • Срочно информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного;

  • При возникновении сомнений в процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствии больного.

Отношения "медсестрa - медсестрa":

  • Недопустима грубость и неуважительное отношение к коллегам;

  • Замечания должны делаться тактично и в отсутствии больного;

  • Опытные медсестры должны делиться с молодыми своим опытом;

  • В сложных ситуациях должны помогать друг другу.

Отношения "медсестрa - младший медперсонал":

  • Соблюдать взаимоуважение;

  • Контролировать тактично, ненавязчиво деятельность младшего медперсонала;

  • Недопустимы грубость, фамильярность, высокомерие;

  • Недопустимо делать замечания в присутствии больных и посетителей.

Огромное значение в деятельности медицинского работника имеет уровень профессиональной подготовки

  1. Прогнозирование и выявление неотложных состояний у детей.
  • сопровождающихся симптомами -«предвестниками»
  •  сложно и подчас требует участия врачей разных специальностей
  •  динамическое наблюдение за больным
  •  использования широкого арсенала подсобных методов исследования
  • В основе клинической диагностики подобных ситуаций лежит выделение ведущего синдрома - это синдром, имеющий наибольшую патогенетическую и клиническую значимость по принципу «наибольшей опасности».
  • Уметь оценивая симптомы неотложного состояния
  • Повышая уровень осведомленности о заболеваниях….
  • Выявление  причины неотложного состояния
  • при заполнении истории болезни, медицинской документации необходимо по часам контролировать возникновение новых клинических проявлений, введение лекарств и их эффективность, консультации старших товарищей

  1. Психологическая поддержка ребенка и его семьи при развитии неотложных состояний.

Поддерживать ребенка – значит верить в него.

Например, слова поддержки:

- Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

- Ты делаешь это очень хорошо.

- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

- Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

- Ты мог бы сделать это намного лучше.

- Эта идея никогда не сможет быть реализована.

- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

  1. Причины неотложных состояний

Причины, вызывающие такие состояния различны.

  • Так причин шока насчитывается не менее девяти.
  • Обморок могут вызвать также самые различные причины числом около семи.
  • Сердечный приступ чаще всего связан с тем, что к сердечной мышце притекает недостаточное количество крови, а значит ей не хватает кислорода и питательных веществ. При этом также нарушается удаление из клеток ненужных продуктов обмена веществ.
  • Причиной бронхиальной астмы является аллергическая перестройка организма в результате воздействия на организм различных аллергенов.
  • Гипергликемическая кома возникает при избытке в крови моносахаридов (глюкоза, галактоза, фруктоза) вследствие недостатка в крови гормона инсулина.
  • Гипогликемическая кома наоборот связана с временным избытков в организме этого гормона.
  1. Клиника гипертермического синдрома

А).перегревание..

Ярко-розовый; потеет; повышение температуры до 39-40; общее беспокойство; срыгивание; отказ от сосания;  

Цель: нормализовать температуру

Вынуть из кроватки (нам удобно работать)….развернуть(охладить)…снять мокрое белье(нормализовать потребность быть чистым)….подмыть(быть чистым)….воздушная ванна(потребность поддерживать нормальную температуру)….напоить кипяченой водой=10мл/кг на каждый градус повышения температуры…….запеленать свободно(потребность двигаться)

Б)лихорадка инфекционная

Тактика

Доврачебная помощь

-Выяснить причину

-уточнить группу риска(фебр.судороги…впс…

-Оценить состояние…

-Определить тип лихорадки

-определить необходимость госпитализации

-контроль: чдд, пульс, температуру

-вызвать врача(лечить…!?)

  1. Открыть окно
  2. Уложить удобно
  3. Питье
  4. Пища щадящая с учетом аппетита!,малыми порциями…
  5. Приготовить средства ухода(пеленки,уксус,вода)
  6. Приготовить лекарства?(жаропонижающие
  7. ,сосудорасширяющие,
  8. нейролептики,капельницы,шприцы,спирт)

Розовая

Бледная

Раскрыть

Обтереть водой в теч.5мин

Обтереть уксусом2ст.л на ст воды

Нельзя обтирать водкой!!!!!!!!!

Компресс

Лед

Обильное теплое питье

ч\з рот=свечи

Согреть…=ГРЕЛКИ!!!к рукам/ногам

Растереть руки/ноги

Нагреть руки/ноги

Термометрия каждые 20мин

в/м=в/в

Нельзя обтирать водкой!!!!!!!!!

Розовая снижаем 38,5(38)!

Бледная   снижаем 38(37,5)!

Парацетамол 10/15мг/кг

Нурофен 5/10мг/кг

Повторное использование ч/4-5часов

====

Антипиретическая смесь=литическая

1).2%р-р папаверина0.1мл/годв/м

Или Но-шпаРД0,1мл/год  или 1%дибазол 0.1мл/год

+2).50%Метамизол натрия(Анальгин )0.1мл/год=рд+

 3).2,5%Пипольфен  или Дипразин РД0.1мл/год

4.0,25% дроперидол РД0.05-0.25мг/кгв/м(0.1-0.2мл/кг)

 

  1. синдрома дыхательных  расстройств

а)ларингоспазм(спазмофилия)

Симптомы: рука акушера,  карпопедальный спазм.

Доврачебная помощь: вызвать врача, расстегнуть одежду, открыть окно, успокоить мать!!!, опрыснуть ребенка холодной водой, вызвать рвоту…чихание; нашатырный спирт;

1.10%кальция глюконат1мл/год в/в

2.седуксен 0.2мл/год  в/м (в/в)

3.с/л реанимацию

4.госпитализация

Б)стенозирующий ларинготрахеит

Симптомы: осип голос

м/с:вызвать врача;  создать спокойную обстановку; взять на руки= посадить…расстегнуть…проветрить….увлажнить воздух….теплое щелочное питье обильное,часто ,малыми порциями….небулайзер(боржоми,беродуал,спазмолитики,гормоны,антигистаминные=врач)….горячие ножные ванны=»чулки», « носки» 40-45,3-4раза,   горчичники на грудную клетку,  гортань,  икроножные мышцы…сосудосуживающие капли в нос…госпитализация  СИДЯ,   кислород ч/ маску…

Седуксен в амп по 2мл(в 1 мл=5мг)

0.1(0.02мл)или 0.3мг/кг или 1мг/(0.2мл)год

2%Супрастин (в 1мл=20мг)

1-12мес1/4амп(5мг)….1-6лет1/2амп(10мг)…6-14лет1/2-1амп(10-20мг)

Преднизолон

2мг/кг

Парацетамол

10-15мг/кг

Нурофен

5-10мг/кг

В).Бронхообструктивный синдром –п-п бронхиальной астмы

м/с: вызвать врача…успокоить…усадить…открыть окно…выяснить причину и удалить ее…теплое щелочное питье…горячие ножные/ручные ванны…карманный ингалятор…небулайзер с (сальбутамол, атровент, беродуал-у детей более эффективен) или с лазованом…АД…пульс…чдд

врач:

2,4%эуфиллин0,15мл/кг

в/в капельно

3%преднизолон 1-2мг/кг

в/в

Димедрол

Супрастин

Тавегил

оксигенотерапия

Ингаляция гормонов

Г).С/л реанимация

  1. Кардиоваскулярный синдром

А).носовое кровотечение:

Причины: перегрелся, переволновался, повышение АД, геморрагические васкулиты..

Симптомы:

Успокоить ребенка…усадить…наклонить головку ребенка вперед….прижать крыло носа к перегородке…расстегнуть пуговицы…предложить дышать глубоко…подложить на грудь пеленку…холодный компресс на затылок или переносицу на 30мин….грелку к ногам….руки/ноги в горячую воду….в нос турунду с 3%перекисью водорода –на 12-14часов(адреналин, АКК, викасол, гипертонический раствор)=передняя тампонада….гемостатическая губка

Вызвать врача…5%-100мл АКК внутрь

Б).аритмия

Диагностика:

Частый пульс

Младенец

 больше 220

Ребенок

Больше 180

Редкий  пульс

Меньше 80

Меньше 60

Отсутствие пульса=остановка сердца

-----

-------

Причины:

Тахикардия

Брадикардия

Лихорадка, инфекция, анемия, гипотиреоз, страх, возбуждение, гипоксия, дегидратация, гипотензия…..

Гипотермия, повышение внутричерепного давления, травма головы, менингит, инфекция, морфин, анорексия….

м/с=  Вызвать врача…вызвать скорую…уложить ребенка…успокоить…открыть окно…растегнуть….АД…пульс…1капля/год жизни:боярышник,пустырник,пион,валериана,корвалол….ново-пассит 1ч.л….в/в доступ

врач=ЭКГ+кислород

1%р-р аденозина0.1мг/кг

в/в быстро..не разводить,но сразув/в2-3млфиз р-ра

АТФ в дозе в 2/3раза больше аденозина

0.1 % р-р атропина сульфат

0.1%р-р адреналина0.01мл/кг

в/в

  1. Судорожное состояние

Причины: лихорадка, спазмофилия, отравления ,эпилепсия..

м/с: вызвать врача, скорую….уложить на ровную(мягкую)поверхность(исключить травмы)…растегнуть…..открыть окно….подложить валик под лопатки(выпрямить дыхательные пути)…повернуть голову на бок= (очистить дыхательные пути)….убрать предметы, способные вызвать травму….убрать раздражители(звуковые,световые…)….ИВЛ при остановке дыхания!!!!!!!

Врач:

10%кальция глюконат1мл/год или 50мг/кг(0.2мл/кг)

в/в

20%р-р глюкозы 10мл/кг

Жаропонижающие

Седуксен

20%рр натрия оксибутирата(ГОМК)0.5мл/кг

в/в очень медленно

0.25%дропнридол 0.05-0.25мг/кг(0.1-0.2мл/кг)

в/м

25%рр сернокислой магнезии 0.2мл/кг(до 1года) и 1мл/год(после года)

в/м…в/в

  1. инфекционно-токсический синдром

причины: отравления, токсическая диспепсия

симптомы: сухая кожа  и слизистые…запал родничек….жидкий

ПРОСТАЯ ДИСПЕПСИЯ=бледность кожных  покровов,вялый, плохо сосет, плохо спит, частые  срыгивания, однократная  рвота, температура  повышается до  38,частый  жидкий(диспепсический) стул(3-5 раз ,вид «рубленных крутых  яиц  с зеленым  луком»):белые  комочки =соли кальция+ жирные кислоты; зелень=слизь это результат  воспалительного  процесса;  

вздутие  живота ( в кишечнике идут процессы  гниения, образуются  газы, которые  вызывают  кишечную  колику) =  кричит, плачет,  двигает  ножками.

специальное  лечение  не  требуется

  •  достаточно  устранить причину, состояние  ребенка  улучшается  в течении  2 суток.
  • Не пропускаем кормления!!!На  время  пропуска  кормлений    водно- чайная  диета не назначается.

Если  ребенок  находится на  искусственном  питании, то получает  половину обычной  порции.(+ЛЕКЦИЯ!!!!)

Профилактика: рациональное  питание  по  возрасту.

ТОКСИЧЕСКАЯ ДИСПЕПСИЯ: температура 38-39 градусов,  стонет, мечется, бледнеет, аппетит  отсутствует ,  рвота 5-6 раз  или неукротимая.,  стул 10-16 раз в сутки диспепсического  характера,   колики  постоянно беспокоят ребенка.,  явления  токсикоза  и эксикоза:

Токсикоз = «детская холера» =«летняя болезнь», впервые упомянуто это выражение  в 1826 году.

Этиология: яд(токсин)  поражает цнс .

Ведущие  симптомы:

        -нарушается  микроциркуляция  крови

        - нарушается  водноэлектролитный  обмен

        - появляются неврологические  расстройства.

Виды  токсикоза:

         1.нейротоксикоз

         2.кишечный  токсикоз

         3.инфекционно- токсический  шок.

Интоксикация  (лежит в основе  токсикоза) = синдром нарушения  внутриклеточного  биоэнергетического и биосинтетического  процессов.

При этом  клетки  теряют  способность  уничтожать  токсины(яды).  

      Интоксикация  может  длиться   месяцами  и годами.

Эксикоз: сухая, морщинистая, собранная в складку кожа на лице,

старческое  выражение лица; запавшие глаза, запавший родничок;тусклые; черты лица заострены;

слизистые  сухие, яркокрасного цвета;  в углах рта  «заеды»(трещины);

тургор  тканей  отсутствует.

 стул…рвота…срыгивания…явления  эксикоза….

м/с: проинформировать родителей….убедить….решить вопрос о присутствии…обучить родителей….приготовить растворы…проиграть ситуацию…. Помочь преодолеть страх…вызвать доверие…предотвратить негативную реакцию…отвечать на все вопросы…создать спокойную обстановку….предлагать соску…избегать травматизации…ласковое обращение…создать атмосферу сотрудничества…разрешить комментировать свои ощущения во время процедуры….успокоить после процедуры….похвалить….осудить с ребенком его ощущения…дать возможность поделиться впечатлениями…отвлечь заданием или игрой…

РЕГИДРОТАЦИЯ:

Бессолевые

Глюкозо-солевые

Сладкий чай, кипяченая вода, рисовый отвар, отвар изюма…

Регидрон,оралит,глюкосолан,цитроглюкосолан,минеральная вода без гпзп…

1.Грудного поить по 1-3ч.лчерез5-10мин…или каплями под язык

Старшего возрастапо1-2ст.л ч/5-10мин

2.чередовать дачу этих растворов

3.не смешивать их

4.проводить учет выпитой жидкости, выделенной жидкости

5.при отсутствии рвоты постепенно увеличить дозу питья на 1 прием!

6.ч/4-6 часов проверяются признаки эксикоза….принимается дальнейшее решение

7.регидротацию проводить до прекращения рвоты и жидкого стула

Соотношение солевых к бессолевым

1:1при жидком стуле

2:1рвота

1:2жидкий стул+лихорадка

  1.  Ожоги

Первая помощь при ожогах огнем

Первая помощь при ожогахВ первую очередь устраняется источник ожога.

  • Следует промыть обожженный участок (в случае с первой и второй степенью) проточной холодной водой в течение пяти – десяти минут.
  • При наличии обугливания ткани или при открытой ране (в случае с третьей и четвертой степенью) наложить чистую влажную ткань.
  • Пострадавшему необходимо выпить пол-литра слегка подсоленной с добавлением щепотки пищевой соды воды. Также рекомендуется прием димедрола (в том числе применение в виде инъекции) и аспирина.
  • С пострадавшего нужно по возможности снять все вещи – одежду, украшения, часы и т. д., прилипшую к обожженной ткани одежду аккуратно обрезать вокруг раны.
  • Вызвать неотложную медицинскую помощь.

Первая помощь при ожогах кипятком

Необходимо быстро, но аккуратно, снять одежду.

В течение двадцати минут промывать место ожога чистой холодной водой.

 В некоторых нетяжелых случаях обработать рану специальным составом, но ни в коем случае крахмалом, маслом, мукой или каким-либо другим подобным народным средством.

В тяжелых случаях по возможности пострадавший участок обездвиживается.

Вызвать скорую помощь.

Первая помощь при ожогах кислотой или щелочью

Необходимо удалить с пострадавшего участка тела все вещи.

Промыть рану прохладной проточной водой в течение пятнадцати минут.

В некоторых случаях (зависит от типа реагента и прошедшего времени после ожога), длительность обработки составляет полчаса.

Нельзя обрабатывать пораженное место влажной тканью.

Наложить слабую стерильную повязку на поврежденный участок.

Немедленно обратиться в больницу или вызвать «скорую».

Описать или показать медикам вещество, вызвавшее ожог.

Необходимо понимать, что вызвало химический ожог (органические соединения алюминия при воздействии воды возгораются).

Для нейтрализации воздействия кислоты обработать пострадавший участок содой или мыльной водой.

Для нейтрализации воздействия щелочи обработать пострадавший участок слабым раствором уксуса или лимонной кислоты.

Для нейтрализации воздействия извести обработать рану раствором сахара.

Для нейтрализации воздействия карболовой кислоты обработать рану глицерином или известковым молоком.

Первая помощь при ожогах маслом

Ожоги маслом переносятся хуже, и они тяжелее, чем в случае с кипятком. Первая помощь при ожогах маслом практически идентична первой помощи при прочих термических повреждениях.

Первая помощь при химическом ожоге глаз

Первая помощь при ожогах

Необходимо обильно промыть пораженный глаз чистой проточной прохладной водой в течение десяти – пятнадцати минут.

При ожоге щелочью можно использовать молоко.

На промытый обожженный глаз следует положить кусок сухой чистой ткани.

Обратиться к офтальмологу или вызвать специалистов скорой медицинской помощи.

Первая помощь при ожогах глаз

Ожоги глаз обычно случаются легкой и средней степени тяжести.

  • Глаз экстренно нужно промыть проточной прохладной водой.
  • Если в глаз попали какие-либо частицы, по возможности удалить их.
  • При сильной боли применить обезболивающее средство.
  • Кожа в области пострадавшего глаза обрабатывается раствором зеленки или синтомициновой мазью.
  • В глаз необходимо закапать левомицетин и наложить стерильную повязку.
  • Доставить пострадавшего в больницу или вызвать медицинскую помощь.

Первая помощь при ожоге эфирными маслами

Первая помощь при ожоге эфирными маслами заключается в обработке пораженного места любым жирным кремом или маслом.

 Затем ожог следует промыть теплой мыльной водой.

При необходимости обратиться к врачу.

Первая помощь при химическом ожоге ЖКТ

Первая помощь при химическом ожоге желудочно-кишечного тракта заключается, в первую очередь, в нейтрализации реагента, попавшего в организм.

  • В случае с щелочью необходимо промывание желудка слабым раствором уксусной кислоты.
  • В случае с кислотой, нужно приготовить раствор пищевой соды и провести им промывание.
  • Промывание желудка проводится максимально большим количеством той или иной жидкости.
  • В срочном порядке следует позвонить в скорую помощь.

Первая помощь при лучевых ожогах

Лучевые ожоги встречаются довольно редко. Тем не менее, не будет лишним знать, что делать после воздействия источника радиоактивных частиц.

  • Необходимо провести эвакуацию пострадавшего из области радиации.
  • На обожженные участки тела накладывается дезинфицирующая ткань.
  • Необходимо срочно обратиться к специалистам.

Первая помощь при солнечном ожоге

Солнечные ожоги случаются в результате воздействия на кожу ультрафиолетовых лучей.

•        Необходимо переместиться в тень.

•        На обожженную кожу положить кусок влажной прохладной ткани.

•        Провести обработку кожи специальной мазью или кремом.

•         При сильной боли можно принять обезболивающий препарат.

•         При сильных отеках и покраснении допустимо применение антигистаминных средств.

•        Народная медицина советует лечить солнечные ожоги кефиром или сметаной.

Первая помощь при ожогах медузами

Первая помощь при ожогах

Жгучий состав особых клеток щупалец некоторых видов медуз может привести к серьезному недомоганию.

  • Необходимо без промедления промыть место ожога морской водой, уксусным раствором, нашатырным спиртом или раствором спирта.
  • Кусочки вещества с щупалец медузы, оставшиеся на коже, аккуратно и быстро снять пинцетом или другим подручным средством
  • . Пострадавший должен пить много воды.
  • При необходимости нужно дать ему успокоительное.
  • При повышении температуры тела пострадавшего, необходимо обратиться к врачу.

Первая помощь при ожоге электрическим током

Данный тип ожога встречается в результате контакта с электропроводящими приборами, поверхностями, проводами, при ударе молнией, и от световой дуги электросварки.

  • В первую очередь, следует обесточить цепь, подающую напряжение.
  • Если это невозможно, не проводящим электричество предметом оттащить пострадавшего.
  •  При отсутствии дыхания и пульса следует провести закрытый массаж сердца.
  •  Необходимо сделать искусственное дыхание.
  • При необходимости вводятся препараты, поддерживающие сердечный ритм.
  •  Срочно вызвать «скорую».

Что запрещено делать при ожогах

  • Прежде чем переносить или перевозить пострадавшего, в дополнение к ожогам, его необходимо проверить на наличие переломов и повреждений органов дыхания.
  • Не рекомендуется использовать непосредственно на ожог разного рода подручные и народные средства, что, скорее всего, только ухудшит состояние пострадавшего человека.
  • Запрещено очищать рану без применения обезболивающих средств и стерильных бинтов.
  • Нельзя накладывать повязки на ожоги, как на резаную или колотую рану, это может усилить отечность.
  • Запрещено применение жгута, за исключением определенных экстренных ситуаций, при этом вероятны ожоговая болезнь, отмирание тканей и увеличивается риск ампутации.
  • При ожогах нельзя прокалывать волдыри и снимать одежду, прилипшую к поврежденной коже.

 

  1. Травмы(родовые)

Кефалогематома:

  • кормлении ребенка сцеженным материнским или донорским молоком в течение 3-4 дней,
  • назначении глюконата кальция и витамина К на 3 дня (0,001 г 3 раза внутрь).
  • В некоторых случаях пункция кефалогематомы с отсасыванием крови с последующим наложением давящей повязки.
  • При инфицировании и нагноении кефалогематомы проводится хирургическое лечение, назначаются антибиотики.

ПЕРЕЛОМ КЛЮЧИЦЫ. движения руки на стороне перелома ограничены, имеется локальный отек, рефлекс Моро на стороне поражения отсутствует, крепитация при пальпации.

Пальпацию следует проводить осторожно, чтобы не повредить надкостницу и находящиеся под ключицей сосуды и нервы.

  • Пеленаем свободно
  • Укладываем на здоровый бок
  • Прогноз благоприятный,
  • образование костной мозоли наступает быстро - на. 3-4-й день,
  • в дальнейшем функция конечности не нарушается.

АКУШЕРСКИЙ ПАРАЛИЧ.

  • сохранении покоя для ребенка,
  • бережном пеленании.
  • курсы лечения витаминами В1, B12 внутримышечно через день и дибазолом.

Лечение проводится в течение 1 месяца.

Курсы лечения повторяются сначала через 15 дней, а затем через I мес.

  • Одновременно применяется физиотерапия на шейный отдел позвоночника: тепловые процедуры (парафин, озокерит) и электрофорез с никотиновой кислотой и эуфиллином.
  • Несколько раз в день применяют стимулирущий массаж всей руки, с 4-й недели показана гальванизация.
  • В сравнительно легких и средней тяжести случаях полное выздоровление наступает в течение 3-4 мес.
  • При органическом поражении спинного мозга параличи могут оставаться, приводя к атрофии мышц.

ПАРЕЗ ЛИЦЕВОГО НЕРВА. Асимметрия лица особенно заметна при крике новорожденного. Глазная щель на стороне поражения полностью не закрывается, лоб не наморщивается, носогубная складка сглажена,

 угол рта опущен, захват груди и сосание затруднены.

 Молоко вытекает из угла рта на стороне пареза. Поисковый рефлекс угнетен. Угол рта на пораженной стороне не следует за раздражителем, остается интактным. При постоянно открытом глазе легко возникают конъюнктивит и кератит.

Легкие периферические парезы лицевого нерва самопроизвольно проходят в течение нескольких дней, чаще недель.

  • Прописывают вит. В1 внутрь или в/м, дибазол и вит. В12.
  • профилактика конъюнктивита и кератита глаза с парализованной стороны с помощью антисептической мази или закапывания стерильного вазелинового масла и увлажнения глаза повязкой с изотоническим раствором хлорида натрия.

Асфиксия = прекращение  дыхания.   

 Виды:  внутриутробная  и асфиксия  новорожденного(первичная  и вторичная).

Этиология:  1.паралич дыхательного  центра

                      2.обтурации(закрытия)  гортани, трахеи, бронхов(рвотными  массами,околоплодной жидкостью…)

                      3.западения  языка

                      4.спазм  голосовой  щели

                      5.сдавление дыхательных путей опухолью.

Симптомы:  1.одышка

                       2.участие в дыхании  вспомогательной  мускулатуры…..?

                       3.двигательное  возбуждение,сменяется  потерей  сознания

                       4.синюшность  лица

                       5.зрачки  расширяются….?

                       6.нет реакции зрачков  на свет

                       7.непроизвольные дефекация и мочеиспускание.

Принципы  лечения и ухода:

                        1.очистить дыхательные  пути….?

                        2.искусственное  дыхание……?

                        3.интубация  трахеи

                        4.ингаляция  кислорода

                        5.назначения  педиатра

Гипоксия оказывает влияние на все органы и системы новорожденного, но наибольшее клиническое значение имеют симптомы - повреждения цнс, сенсорных органов и миокарда.

Клиническими признаками угрожающей внутриутробной асфиксии плода являются

  • повышение частоты сердцебиений плода более 180 в минуту или урежение до 100 в минуту и ниже, что может быть определено с помощью электрокардиографии плода.
  • О внутриутробной асфиксии плода свидетельствуют также примесь мекония в околоплодных водах и
  •  рН крови, взятой из кожи головки плода в процессе родов, ниже 7,20.

С/Уход

  • создание оптимального режима выхаживания, щадящий уход,

•        оксигенотерапию (маска, ИВЛ),

•        восполнение объема циркулирующей крови (поддержание АД и стабилизация микроциркуляторных расстройств),

•        гемостатическую терапию,

•        борьбу с отеком мозга.

  • С целью повышения свертываемости крови, укрепления сосудистой стенки и прекращения кровотечения применяют викасол, аскорутин, внутривенно 10% раствор хлористого кальция.

 

  • Для борьбы с ацидозом показано внутривенное введение 4% раствора бикарбоната натрия, для борьбы с гипогликемией используют 10% раствор глюкозы.

 

  • Поскольку нарушения ликворо- и гемодинамики при внутричерепной родовой травме сопровождаются отеком мозга, то применяют дегидротирующие средства: сульфат магния, глицерол, диакарб, лазикс, маннитол, нативную плазму, блокатор кальциевого канала - финоптин и даже глюкокортикоидные препараты.

 

  • Новорожденного укладывают в теплую постель и в первые 3 дня к груди не прикладывают, а кормят из бутылочки или через зонд.

 

  1. Отморожения

Симптомы отморожения у детей

Отморожения могут быть поверхностные и глубокие. Различают четыре степени тяжести отморожения:

При I степени отморожения отмечают побледнение кожи, потерю чувствительности, в том числе исчезновение ощущения холода и дискомфорта в повреждённой области, а при её отогревании возникает жжение, боль, зуд, покраснение и отёк мягких тканей.

При II степени отморожения на отёчной коже бледно-синюшной окраски образуются пузыри различной величины, наполненные желтоватой жидкостью с геморрагическим оттенком, распространяющиеся до кончиков пальцев. Болевая и тактильная чувствительность отсутствуют несколько часов.

При III степени отморожения развивается тотальный некроз кожи и подлежащих тканей. Пузыри с геморрагическим Содержимым не распространяются до дистальных отделов пальцев. Капиллярное кровообращение отсутствует, развивается общая гипотермия. Ткани после отогревания остаются твёрдыми.

При IV степени отморожения происходит омертвение всех слоев тканей, в том числе костей. Кожа багровая, быстро покрывается пузырями, наполненными жидкостью чёрного цвета. Повреждённая зона чернеет и мумифицируется, развивается сухая, а в случае присоединения Инфекции - влажная гангрена. Отсутствуют все виды чувствительности. Способность конечности к движению сохраняется. Возможно развитие осложнений - рабдомиолиза с острой почечной недостаточностью.

ПОМОЩЬ:

  • Какие-либо растирания отмороженных участков тела недопустимы из-за возможного поверхностного повреждения и инфицирования кожи.
  • Необходимо укутать пострадавшего ребенка в тёплое одеяло, согреть дыханием, телом, а
  • на поражённую конечность наложить асептическую и термоизолирующую многослойную повязку.
  • В тёплом помещении можно начать постепенное, поэтапное согревание в тёплой воде, начиная от 32-34 до 45 "С в течение 30-45 мин.
  • Если боль, возникающая при согревании, быстро проходит, пальцы принимают обычный вид. чувствительность восстанавливается, то конечность вытирают насухо и обрабатывают 33% раствором этанола.
  • При II степени отморожения пузыри не вскрывают, обрабатывая кожу этанолом (этиловым спиртом 9б%).
  • Если целостность стенки пузыря нарушена, отслоившиеся участки эпидермиса удаляют, накладывают асептическую повязку.
  • Если при согревании пальцы остаются бледными, боль усиливается, то пострадавшего необходимо экстренно госпитализировать.
  • Для обезболивания внутримышечно вводят ненаркотические (50% раствор метамизол натрия - анальгин 10 мг на 1 кг массы тела) и наркотические анальгетики [1-2% раствор тримеперидина (промедол) или омнопон 0,1 мл на год жизни].
  • Давящие повязки не накладывают, так как это способствует деструкции тканей.
  • Конечности придают возвышенное положение,
  • а пальцам кисти - функционально выгодную позицию.
  • Внутримышечно или внутривенно вводят преднизалон 3-5 мг на 1 кг массы тела с целью профилактики надпочечниковой недостаточности.

        

При III-IV степени отморожения

  • после обезболивания удаляют пузыри,
  • при нарастании отёка делают линейные насечки на коже,
  • накладывают влажно-высыхающие повязки с антисептиками.
  • При развитии некрозов проводят некрэктомию.
  • Внутривенно вводят декстран (ср. мол. масса 30 000-40 000) - реополиглюкин или гидроксиэтилкрахмал (рефортан ГЭК) 10-20 мл на 1 кг массы тела в сутки в сочетании с пентокифиллином (тренталом) 0,6 мг на 1 кг массы тела в час , или с ксантинола никотинатом (компламином)] и с подкожным введением гепарина натрия 100-300 ЕД на 1 кг массы тела в сутки в 4-6 приёмов.
  • С целью профилактики гнойных осложнений применяют антибиотики широкого спектра действия: ингибиторозащищённые пенициллины, цефалоспорины III-IV поколения).

 

  1. укусов насекомых..

Симптомы клещевого энцефалита   начинают появляться через 1-2 недели после укуса. Болезнь всегда имеет острое начало, поэтому можно узнать точный день начала болезни.

Сопровождается болезнь чувством жара, ознобом, светобоязнью, болью в глазах, мышцах и костях, а также головной болью, сонливостью, рвотой, вялостью или же возбужденностью. У ребенка краснеет шея, лицо, глаза и верхняя часть туловища.

Иксодовый клещевой боррелиоз/болезнь Лайма

Впервые болезнь дает о себе знать спустя 10-14 дней после контакта с клещом.

Различают специфические и неспецифические симптомы.

К неспецифическим относят: утомляемость, головную боль, жар/ озноб, боль в мышцах и суставах, сухой кашель, першение в горле, насморк.

К специфическим: эритему (покраснение возле места укуса), точечную сыпь, конъюнктивит и воспаление лимфатических узлов.

Если клеща удалить в первые 5 часов после укуса, то болезни Лайма можно избежать.

Лечение:

— применение антибиотиков (тетрациклин);

— при высыпаниях и воспалениях лимфатических узлов используется амоксициллин;

— при поражении суставов и сердца применяют пенициллин, суммамед. Лечение продолжается в течение месяца.

При своевременном обращении к врачу – исход благоприятный. При неправильном лечении, чаще самолечении, позднем обращение к врачу – велик риск инвалидизации.

                    Укусы клещей часто напоминают крупные родинки, на них часто и удерживается насекомое. Лосиные клещи меньше обычных клещей, они похожи на небольшие темные пузырьки. Если клещ уже отстал от кожи, то на месте, где он внедрялся, остается красное пятно или опухоль.

Иногда, например при болезни Лайма (передается через лосиных клещей, а переносчиками являются лоси или полевые мыши), может возникнуть пятно с красным центром, с белым кольцом вокруг места укуса, вокруг которого расположено еще одно красное кольцо или просто красная расширяющаяся зона. 

           Извлекать следует очень осторожно, стараясь не раздавить насекомое, так как в этом случае опасность заражения многократно возрастает. Для извлечения клеща можно воспользоваться медицинским пинцетом, специальным устройством, продающимся в аптеках, или же петлей, самостоятельно изготовленной из нитки. Насекомое необходимо постараться захватить ближе к голове, извлекать медленно, тянуть перпендикулярно коже, делая при этом покачивающие или слегка вращающие (вывинчивающие) движения. Извлеченного клеща необходимо поместить в небольшую стеклянную емкость с водой, снабженную плотно закрывающейся крышкой.

Ребенка укусил клещ - как вытащить клеща из кожи

                 В том случае, если признаки воспаления на месте укуса исчезли в течение 1-2 дней, вероятность развития какой-либо патологии считается минимальной.

             Однако если за 2 дня в месте укуса остаются краснота и припухлость, и тем более, если они увеличиваются, необходимо обращаться к врачу безотлагательно.

             В течение 10 дней после укуса следует измерять и записывать температуру тела. Повышение температуры в течение этого периода может указывать на начало инфекционного заболевания, в этом случае также необходимо обращаться за медицинской помощью.

             Некоторые заболевания, разносчиками которых являются клещи, могут проявляться спустя достаточно длительное время после укуса – так, боррелиоз развивается спустя 2-3 недели, поэтому в течение этого времени необходимо проявлять настороженность. При появлении любых отклонений в состоянии здоровья (слабость, лихорадка, пятна на коже, ригидность мышц шеи, головная боль и т.д.) необходимо как можно быстрее обратиться к врачу.

                 Если ребенок проживает в неблагополучном районе, имеющем высокие показатели по заражению энцефалитом, то, не дожидаясь анализа, надо как можно скорее ввести ему иммуноглобулин или дать йодантипирин (для маленьких детей можно использовать анаферон).

Вакцина эффективна, если ее ввели в первые трое суток после укуса.

                  -  После укусов комаров возникают волдыри, они сильно чешутся.

Пчелы, осы, шершни жалят больно и жгуче, место укуса окружено опухолью. Обычно эти насекомые оставляют жало лишь на открытом месте тела.

Укусы комаров, муравьев или слепней можно лечить дома,

  • промыв пораженное место водой с мылом,
  • приложив лед или холодный компресс, чтобы снять боль и зуд.

-«Фенистил гель»

Этому средству характерно двойное действие — антигистаминное и противозудное.

-«Золотая звезда»

Это еще один антисептический универсальный препарат, заживляющий кожу после разных повреждений, в том числе и укусов самых разных насекомых. Бальзам «Золотая звезда» содержит исключительно натуральные ингредиенты – ментол, камфара, перечная мята, а также масла гвоздики, корицы и эвкалипта. Препарат подходит всем.

-«Элоком»

Это крем входит в фармакологическую группу ГКС и оказывает стойкое антигистаминное и противовоспалительное действие. К недостаткам препарата можно смело отнести достаточно большой ряд противопоказаний:

Беременность;Возраст до 2 лет;Период кормления грудью;Непереносимость компонентов;Сифилис;Инфекция кожи бактериального характера;Туберкулез.

-Главной особенностью крем-геля «Незулин» являются природные репелленты, входящие в состав. Кроме того средство оказывает успокаивающее и антигистаминное действие, убивает бактерии, снижает зуд, воспаление и отечность, улучшает защитные функции эпидермиса и способствует его регенерации. анафилактическом шоке

-«Гидрокортизон»

Это гормональное средство, в основе которого лежит одноименное активное вещество. Именно благодаря наличию гидрокортизона мазь снимает отечность, покраснение и зуд. Наносить ее нужно только на очищенную кожу.

-«Пантенол»

Лекарственные кремы, мази или гели на основе пантенола выпускают многие фармакологические компании. Он быстро снимает зуд, заживляет ранки и восстанавливает эпидермис.

-«Элидел»

Крем, обладающий очень сильным действием. Быстро снимает воспаление и зуд. Лечение проходит курсами. К числу противопоказаний относится возраст до 3 месяцев и наличие ранок с подозрением на грибок или бактериальное заражение.

18.        Анафилактическом шоке

м/с:  вызвать врача….окно…прекратить введение препарата(если вводился в/в=иглу не извлекать!!!!!)….при укусе осы, пчелы ---жало,не выдавливая, удалить пинцетом!...приложить холод…уложить на спину с опушенной головой и приподнятыми ногами….голову повернуть на бок…АД…пульс…Чдд….сообщить родителям на какой препарат произошла аллергия…сделать отметку в мед документах…..после любой инъекции наблюдать за ребенком 10мин!

врач:

  • обколоть 0.1% адреналином, разведенным в 10мл физ.раствора   =0.1мл/год=1:10000
  • физ.р-р10мл/кг
  • 5%глюкоза
  • 3%преднизолон
  • 10%кальция глюконат
  • 2%супрастин
  • 2,4%эуфиллин
  • Алупент или сальбутамол ч/з небулайзер
  1. Дифференциальный диагноз диабетической и гипогликемической комы

Показатели

Диабетическая кома (кетоацидоз)

Гипогликемическая кома

Причины

Доза инсулина

Недостаточная

Избыточная

Питание

Нарушение режима питания (злоупотребление жирами)

Недостаточное (после введения инсулина)

Прочие

Интеркуррентное заболевание

Лабильное течение диабета — рвота, понос, улучшение состояния (компенсация)

Динамика

Развитие

Продромальное

Быстрое и внезапное

Угасание сознания

Постепенное

Быстрое и полное

Признаки

Симптомы

Сухость кожи, обезвоживание, цианоз кожи и слизистых оболочек

Бледность и потливость

Язык

Сухой

Влажный

Мышцы

Гипотония

Ригидность, тризм жевательных мышц

Судороги

Нет

Есть, симптом Бабинского

Тонус глазных яблок

Понижен

Нормальный

Дыхание

Куссмауля (большое, шумное)

Нормальное

Пульс

Частый, плохого наполнения

Тахикардия, иногда брадикардия

Аппетит

Отсутствие аппетита, тошнота, рвота

В начале развития гипогликемии

Абдоминальный синдром

Иногда

Не бывает

Температура тела

Ниже нормы

Чаще нормальная

Периферическая кровь

Часто гематоренальный синдром

Нормальная

Запах ацетона в выдыхаемом воздухе

Есть

Обычно нет

Ацетонурия и глюкозурия

Есть

Нет

Гипергликемия

Есть

Уровень глюкозы в крови понижен или нормален (но может быть повышенный)

Резервная щелочность крови

Падение

Нормальная

Гиперкетонемия

Есть

Нет

Гипергликемическая кома:

м/с:  вызвать врача……..согреть…восстановить проходимость дыхательных путей…открыть окно….АД…пульс…чдд…если в сознании=предложить питье(щелочное)….катетр в/в

врач: 1.сахар крови?       2.мочу на ацетон?

  • в/в капельницу с 0.9%физ.р-ром20мл/кг+кокарбоксилазу50-200мл+  5%аскорбиновая кислота 5.0мл
  • суточное кол-во жидкости :

до 5лет 1,5л     5-10лет до2л…..10-15лет  от2-3л все растворы вводятся подогретыми из-зи склонности  этих детей к гипотермии!

  • инсулин 1ед/кг в 100-150мл физ.р-ра  (на догоспитальном этапе не вводится!!!)
  • промыть желудок(если в сознании!!!)4%содой
  • очистительная клизма  с 4%р-ром соды

до года 200мл…..2-6лет 300мл……6-10лет 400-500мл

  • кислород

Гипогликемическая кома

м/с: вызвать врача…лаборанта….  Проветрить   если в сознании дать сладкое…чдд…чсс…АД…если без сознания: уложить на бок….освободить дыхательные  пути..

врач:

  • глюкагон  0.5-1,0 в/м   п/к     (может вызвать рвоту=м/с должна  предупредить аспирацию)… родителей обучитьв\м введению данного препарата
  • в/в струйно 20-40%глюкозу 20-5-мл=нет эффекта-повторить ч/з10-15мин= нет эффекта –в/в капельно10%100-200мл
  • кислород…
  1. острая сосудистая недостаточность.
  • Слово ШОК в переводе на русский язык означает – удар, сотрясение. Врачи его характеризуют как остро развивающийся, угрожающий жизни патологический процесс, обусловленный воздействием на организм сверхсильного патологического раздражителя и характеризующийся быстрым и тяжелым нарушением деятельности центральной нервной системы, кровообращения, дыхания и обмена веществ.

виды шока: травматический, ожоговый, гемолитический, анафилактический, лучевой, электрошок, психический, септический и др.

  • Травматический (болевой) шок развивается при повреждении областей тела, обильно снабженных нервными окончаниями (таз, промежность, позвоночник, грудная и брюшная полости, крупные трубчатые кости).
  • Ожоговый шок возникает при ожогах, превышающих 10-15% поверхности тела.
  • Гемолитический шок – результат переливания крови, несовместимой по группе или резус-фактору.
  • Анафилактический шок – своеобразная реакция организма на введение чужеродного белка.
  • Лучевой шок – развивается при радиоактивном облучении.
  • Электрошок возникает при воздействии на организм электрического тока или молнии.
  • Кардиогенный шок возникает при остром нарушении питания сердечной мышцы (инфаркт миокарда).

в клетках ЦНС постепенно развивается охранительное торможение, которое может перейти в запредельное. Наступает истощение клеток ЦНС, что ведет к гибели организма.

Эти изменения происходят очень быстро, буквально в течение нескольких часов

Вследствие патологических изменений в ЦНС падает сосудистый тонус, резко расширяется просвет периферических сосудов и кровь задерживается в мельчайших сосудах (капиллярах), поэтому резко снижается артериальное давление.

Последнее приводит к ещё большему нарушению функций жизненно важных органов

В течение шока различают две последовательно развивающиеся фазы: возбуждение и торможение.

Фаза возбуждения возникает вслед за травмой, иногда может отсутствовать. В этой фазе пострадавший подвижен, многословен, бледен. Зрачки расширены, пульс частый, артериальное давление повышено. Сознание пострадавшего сохранено. Тяжесть повреждения в этой фазе определить трудно. Можно ошибиться и недооценить состояние пострадавшего.

Чаще всего приходится видеть пострадавшего в фазе торможения, она более длительная. В этой фазе пострадавший также находится в сознании, но он заторможен, на окружающее реагирует слабо, безучастен к своей судьбе, бледен, покрыт холодным потом. Пульс у него частый, слабого наполнения. Снижены артериальное давление и температура тела. Понижена болевая чувствительность. Состояние пострадавшего быстро ухудшается, поэтому на месте происшествия надо срочно провести противошоковые мероприятия. Особенно это важно у детей, так как шок у них наступает быстрее и протекает тяжелее.

При проведении противошоковых мероприятий, прежде всего,

  • необходимо остановить кровотечение.
  • Дать пострадавшему болеутоляющие и
  •  успокаивающие средства (анальгин, пентальгин, аспирин, настой валерианы или пиона).
  • Создать покой поврежденному участку тела с помощью стандартных или импровизированных шин.
  • Наложить на рану стерильную повязку.
  • Дать пострадавшему (по возможности) небольшое количество горячего чая или кофе,
  •  потеплее укрыть.
  • Срочно и очень бережно транспортировать пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

  • Обморок - внезапная кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся резкой бледностью, значительным ослаблением дыхания и кровообращения, похолоданием конечностей. 

Артериальное давление при этом, падает, пульс редкий, слабого наполнения.

Это состояние связано с резким расширением сосудов головного мозга, что приводит к острой гипоксии (недостатку кислорода) головного мозга.

  • Причины, которые могут привести к обмороку: рефлекторное расширение сосудов головного мозга связанное с испугом, например, при виде крови или при наличии каких-то неприятных запахов, звуков; при значительном избытке в организме углекислоты (душное помещение при значительном скоплении людей) или его недостатке (гипервентиляция, возникающая после продолжительного и углубленного дыхания), при быстром переходе тела из горизонтального положения в вертикальное, в результате надавливания на сонные артерии в области сонных (каротидных) синусов, при истерии, недостатке в крови питательных веществ, особенно глюкозы, и некоторые другие.

Обморок чаще развивается у молодых людей с повышенной нервной чувствительностью.

Первая помощь при обмороке.

  • Придать горизонтальное положение,
  • освободить грудную клетку от стесняющей одежды,
  •  дать понюхать нашатырный спирт или смазать виски ваткой, смоченной нашатырным спиртом.
  •  При отсутствии нашатырного спирта похлопать слегка по щекам или
  • оросить лицо водой.
  • Душное помещение проветрить, открыв окна и двери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поликлиника. Рабочая тетрадь №1к практическому занятию для слушателей по теме «диспансеризация больных детей»

Рабочая тетрадь №1 к практическому занятию для слушателей по теме «диспансеризация больных детей» П. М. №4 «Первичная медико-санитарная помощь детям» Специальность Сестринское ...

Поликлиника. ЛЕКЦИЯ 1 ТЕМА: Организация лечебно-профилактической помощи детям

ЛЕКЦИЯ 1 ТЕМА: Организация лечебно-профилактической помощи детям ...

4.2. ПОЛИКЛИНИКА Принципы оценки состояния здоровья и развития детей различных возрастных групп.

2. ПОЛИКЛИНИКА 4.2_Принципы оценки состояния здоровья и развития детей различных возрастных групп....

4.2 ПОЛИКЛИНИКА физиологические состояния новорожденных

12. ПОЛИКЛИНИКА 4.2_ физиологические состояния новорожденных...

4.2 ПОЛИКЛИНИКА ПРАВИЛА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.3. ПОЛИКЛИНИКА 4.2_ПРАВИЛА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...

Рабочая тетрадь по МДК.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Раздел 1 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля)» по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Данная рабочая тетрадь разработана с учетом рабочей программы для специальности «Сестринское дело» по МДК.02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Раздел 1 Се...