Методическая разработка "Диспансеризация 1 часть" 2017 год
методическая разработка на тему

Роль медицинской сестры в диспансеризации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_1_chast.doc529.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 4

                   

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПМ 01  «Проведение профилактических мероприятий»

МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико - санитарной помощи населению

«Диспансеризация»

1часть

Для специальности  34.02.01 Сестринское дело

Базовая подготовка

Курс 3, семестр 5

Рассмотрено

На заседании Методического совета

ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

                                                                        Протокол №_____от ______2017г

                                                                   

2017

                                               

Одобрено                                                                Составлено в соответствии с                

Предметной цикловой комиссией                     Федеральным государственным                          

Протокол №                                                     образовательным  стандартом  

От  « »_   2017г.                                   по  специальности

                                                                               34.02.01 Сестринское дело    

 Председатель ПЦК                                              (базовая подготовка)

    _________/__

                                                         

                                                               

                                                               Утверждаю

                                                                   Заместитель директора

                                                                 __________                                                                           «______»_______________2017 г.

Автор составитель:

Абрамова И.В.-  преподаватель профессионального модуля ПМ.01

Рецензенты:

Стукалова Н.Н.- Главная сестра ГКБ им.М.Е.Жадкевича                                    

Селезнева Т.С..- преподаватель профессионального модуля ПМ 01                                                      

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора образовательной

организации –

СОГЛАСОВАНО

Методист ОП

                                              РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку теоретического занятия по теме: «Диспансеризация»

ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий  

 МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению, для специальности  34.02.01  сестринское  дело, 3 курс.

Автор: Абрамова И.В. - преподаватель высшей  квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»  ОП №4

Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО, рабочей программой  по специальности 31.02.01 сестринское дело.

Рецензируемый материал содержит методический, информационный, операционно-познавательный блок, а также разделы контроля знаний и умений.

В методическом блоке цели занятия сформулированы на языке умений и знаний, соответствуют психолого-педагогическим требованиям. Убедительно изложена мотивация, указаны межпредметные связи, обеспечение занятия, критерии оценки знаний и умений, необходимая литература.

Информационный блок содержит терминологический словарь и их определения, лекционный и наглядный материал обеспечивает чёткость, информативность и наглядность. Контролирующий материал используется в блоке контроля исходного уровня знаний, самоконтроля, контроля эффективности обучения.

 Контроль знаний проводится в виде заданий в тестовой форме, ситуационных задач, ответы на которые требуют глубоких знаний данной темы и всего раздела.

Рекомендации:

Данная методическая разработка соответствует требованиям ФГОС, современным психолого-педагогическим технологиям и может быть рекомендована для проведения теоретического   занятия по теме:  «Диспансеризация»

Рецензент: Стукалова Н.Н. – главная сестра ГКБ им.М.Е. Жадкевича

                                        Подпись ____________

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку теоретического  занятия по теме: «Диспансеризация»

ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий  

 МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению, для специальности  34.02.01  сестринское  дело, 3 курс.

Автор: Абрамова И.В. -преподаватель высшей  квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5»  ОП №4

Рецензируемый материал представлен на  страницах компьютерного текста содержит методический, информационный, операционно-познавательный блок, а также разделы контроля знаний и умений. Каждый блок тщательно проработан и методически грамотно оформлен.

В методическом блоке цели занятия сформулированы на языке умений и знаний, соответствуют психолого-педагогическим требованиям. Убедительно изложена мотивация, указаны межпредметные связи, обеспечение занятия, критерии оценки знаний и умений, необходимая литература. В плане занятия чётко спланированы все блоки, содержание каждого блока и длительность в минутах.

Информационный блок содержит терминологический словарь и их определения, лекционный и наглядный материал обеспечивает чёткость, информативность и наглядность. Контролирующий материал используется в блоке контроля исходного уровня знаний, самоконтроля, контроля эффективности обучения.

 Контроль знаний проводится в виде  заданий в тестовой форме, ситуационных задач, ответы на которые требуют глубоких знаний данной темы и всего раздела. В методическом пособии акцентируется внимание на самостоятельную внеаудиторную работу обучающихся  в виде заданий по подготовке письменных сообщений, рефератов, кроссвордов,  решению ситуационных задач.

Наконец, очень важно в учебно-методических разработках давать образцы, эталоны ответов, решений и критерии оценок работы студентов. Эти требования автором также учтены.

Рекомендации:

Данная методическая разработка соответствует требованиям ФГОС, современным психолого-педагогическим технологиям и может быть рекомендована для проведения теоретического  занятия по теме: »Диспансеризация »

Рецензент: Селезнева Т.С.- преподаватель первой квалификационной категории , преподаватель ПМ 01.

                                                                 

                                                                                                            Подпись____________

Пояснительная записка

        Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 34.02.01  для  ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий», МДК 01.03 «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населения» предназначена для проведения теоретического  занятия по теме: «Диспансеризация».    

      Цель создания методической разработки продиктована выполнением одного из важнейших направлений образовательной программы - внедрять новые формы и методы обучения.     Материалы методической разработки могут применяться при выполнении обучающимися самостоятельной внеаудиторной работы, а также для самоподготовки к занятию по данной теме.

Учебно-методическая разработка состоит из:

  • организационно-методического блока;
  • блока контроля исходного уровня знаний;
  • справочно-информационного блока;

Организационно-методический блок включает:

  1. Формируемые компетенции
  2. Цели занятия.
  3. Схему междисциплинарных связей.
  4. Оснащение занятия.
  5. Литературу
  6. Хронологическую карту.
  7. Мотивацию.

Блок контроля исходного уровня знаний состоит из  тестовых заданий.

Справочно-информационный блок включает:

  1. Словарь терминов.
  2. Опорный конспект.
  3. Домашнее задание

 

СОДЕРЖАНИЕ

Название блока

страница

Пояснительная записка  ………………………………………………

4

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

5

1.1 Учебные цели занятия …………………………………………

6

1.2 Оценка результатов освоения профессионального модуля ………

9

1.3 Междисциплинарные связи …………………………………

12

1.4 Оснащение занятия ………………………………………………

14

1.5 Список используемой литературы ……………………….

17

 1.6 План занятия ……………………………………………………

18

 1.7 Мотивация ………………………………………………………

19

  1. БЛОК КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

2.1 Тестовый контроль ………………………………………………….

21

  1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

3.1 Опорный конспект …………………………………………………..

24

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

33

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Название дисциплины – ПМ 01 «Проведение профилактических  мероприятий»

МДК 01.03 «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населения»

Курс- 3

Тема – «Диспансеризация»

Вид занятия – урок

Тип занятия – комбинированный урок

Продолжительность занятия –  90 минут

Место проведения – кабинет доклинической практики

                                                         1.1   Цели занятия:

Общая цель: Способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего выпускника.

Формируемые компетенции:

                                                   Общие  компетенции:

               

Код

Наименование результата обучения

ОК. 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК. 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК. 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК. 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК. 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК. 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК. 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК. 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК. 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК. 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК. 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК. 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК. 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

                                   Профессиональные  компетенции:

ПК 1.1.

Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2

Проводить  санитарно-гигиенического воспитание населения

ПК 1.3.

Участвовать  в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

                    Конкретные задачи (цели):

Дидактические  цели:

С целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен знать:

  • Уровни здоровья, понятие о компенсации, субкомпенсации, декомпенсации.
  • Принципы проведения диспансеризации населения, определение понятия, принципы диспансеризации. Принцип организации школ здоровья.
  • Методику проведения мероприятий диспансерного наблюдения:
  • Оценку качества и эффективности диспансеризации;
  • Критерии эффективности диспансеризации: для здоровых, лиц, перенёсших острое заболевание; для пациентов с хроническими заболеваниями.

С целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:

  • Принимать участие в проведении профилактических медицинских осмотров: предварительных, целевых.
  • Принимать участие в дополнительной диспансеризации лиц трудоспособного возраста.
  • Планировать лечебно-профилактические мероприятия и динамическое наблюдение за группами пациентов, подлежащих диспансеризации.
  • Проводить учёт лиц находящихся под диспансерным наблюдением.

Документировать диспансерное наблюдение.

.

Учебные цели:

Формирование теоретического аппарата у студентов для  дальнейшей практической реализации знаний на практике.

Развивающие цели:

 Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

Воспитательные цели:

Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. Добиваться осознанности в правильном выборе профессии.

 

1.2КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1. Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

–  точность и правильность составления планов обучения населения принципам здорового образа жизни;

–  качество рекомендаций здоровым людям разного возраста по вопросам рационального и диетического питания;

–  точность и правильность составления рекомендаций здоровым людям по двигательной активности;

–  точность и правильность проведения оценки физического развития человека;

качество составления планов бесед о профилактике вредных привычек.

Написание эссе.

Проверка усвоения практических умений.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Решение заданий в тестовой форме.

Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики.

ПК 1.2. Проведение санитарно-гигиенического воспитания населения

правильность и качество составления планов гигиенического воспитания населения (первичная профилактика);

 правильность и качество составления планов санитарно-гигиенического воспитания населения (вторичная и третичная профилактика).

Проверка усвоения практических умений.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики.

ПК 1.3. Участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

правильность и качество составления планов занятий в школах здоровья;

правильность и качество составления рекомендаций пациенту и его окружению по вопросам  

иммунопрофилактики;

–  точность и грамотность составления планов проведения иммунопрофилактики;

–  правильность и качество составления рекомендаций по вопросам рационального и диетического питания;

–  точность и грамотность составления  планов  проведения противоэпидемических мероприятий

Проверка усвоения практических умений.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

демонстрация интереса к будущей профессии;

активное участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах по специальности;

волонтерство;

создание портфолио

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

Оценка портфолио

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.  

выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий;

оценка эффективности и качества выполнения

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников, включая электронные

ОК  5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

демонстрация умений использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

демонстрация навыков работы в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами и их окружением

ОК. 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.  

демонстрация умений

ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификацию.

проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

ОК. 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

демонстрация умений изменять технологии выполнения профилактических сестринских мероприятий

ОК. 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

демонстрация бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий при осуществлении профилактических сестринских мероприятий

ОК. 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

демонстрация готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку при осуществлении профилактических сестринских мероприятий

 

                             

                           

                                1.3 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ

                           

        

                   

ВНУТРИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ  СВЯЗИ

                                                      1.4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

Техническое оснащение:

 

  Диск с тематической презентацией.

  Компьютер (ноутбук).

  Мультимедийный проектор.

  Экран

 

Материальное оснащение:

Аппарат для измерения артериального давления

Динамометр

Спиромометр

Методическое оснащение:

Наглядные пособия: 

Методическое пособие теоретического занятия тема: « Диспансеризация»

Раздаточный материал:

- Материал для проведения тестового контроля,       итогового уровня знаний студентов по теме занятия.

- Материал для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по пройденной теме занятия.

                                                     

                                   

                                           1.5   ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. С.И. Двойников, Ю.А. Тарасова, И.А. Фомушкина, Э.О. Костюкова Проведение профилактических мероприятий Учебник. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2015.

Дополнительная:

1. С.Р. Волков, М.М. Волкова Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение.  Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие.- М.: Авторская академия, 2011.

2. Руководство по первичной  медико-санитарной помощи/ Под редакцией И.И. Денисова, А.А. Баранова-М., ГЭОТАР-Медиа, 2007.

3. Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова- ГЭОТАР-Медиа, 2007.

Дополнительные источники:

1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изменениями и дополнениями).

2. Организация профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений на современном этапе /Под ред. А.И. Вялкова.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

3. Руководство для средних медицинских работников / Под ред. Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.

                   

                     1.6    ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  ТЕОРЕТИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ

план

Содержание

хронометраж

1.

Организация занятия

1.1.

Организационный момент

* готовность студентов (форма одежды, отсутствующие)

* заполнение журнала

* оглашение темы, целей занятия.

10 мин

2.

Основная часть

2.1.

Введение в тему (начальная мотивация).

 *знакомство с ходом занятия

5 мин

2.2.

Контроль исходного уровня знаний

25 мин

2.3.

Изложение преподавателем нового материала. составление краткого конспекта

120мин

2.4.

 Рубежный контроль по пройденной теме

30мин

3.

Заключительная часть

3.1.

Рефлексия

  1. * обобщить полученную информацию,
  2. * проанализировать ошибки,
  3. * причины затруднений и успехов,
  4. * степень достижения целей.

15 мин

3.3.

Задание на дом

5 мин

Всего

180 мин

                          1.7 МОТИВАЦИЯ

        Регулярное медицинское обследование и лабораторные тесты анализов – очень важные мероприятия и являются распространённой формой профилактики заболеваний во многих странах мира.

Многие заболевания на ранних стадиях не отражаются на самочувствии человека и могут быть обнаружены только по данным лабораторных исследований анализов или в результате компьютерной диагностики. А своевременно назначенное лечение поможет избежать осложнений и сократить сроки восстановления.

        Целью периодического медицинского обследования здоровья граждан является профилактика и выявление распространенных хронических и онкологических заболеваний, которые становятся причиной инвалидности и ранней смертности населения. Также это делается для обновления клинических данных с последнего осмотра. Кроме того, многие онкологические заболевания связаны с возрастом и половой принадлежностью пациента, и в некоторые периоды жизни риск заболевания наиболее высок. Поэтому при проведении диспансеризации многие исследования назначаются с учетом возраста пациента.

По данным статистики, вероятность излечения онкологии, выявленной на ранней стадии, составляет 90 %.

     2 . БЛОК   КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

j0301252

Инструкция для преподавателя:

С целью определения исходного уровня знаний в начале занятия преподаватель предлагает обучающимся выполнить тестовое задание.

                           

                           2.1 Тесты контроля исходного уровня

                       Инструкция: выберите один  индекс правильного ответа

1. Здоровье – это:

А) поведение человека, направленное на гармонизацию физического и умственного развития;

Б) состояние физического благополучия и отсутствие болезней;

В) состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней;

Г) состояние психического и социального благополучия.

2. Здоровый образ жизни - это:

А) физическая и двигательная активность;

Б) рациональное питание;

В) закаливание;

Г) все ответы верны.

3. Профилактика это:

А) комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие и воспитание здорового   человека, предупреждение заболеваний и инвалидизации

Б) изучение индивидуального здоровья человека

В) охрана здоровья здоровых людей

Г) предупреждение заболеваний.

4. Первичная профилактика это:

А) изучение резистентности организма

Б) предупреждение заболеваний путем устранения причинных и предрасполагающих факторов

В) раннее выявление заболеваний и функциональных нарушений

Г) наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями.

5. Направление первичной профилактики:

А) Формирование групп риска

Б) Динамическое наблюдение за группами риска

В) Мониторинг физического и психического развития.

Г) Улучшение качества жизни

6. Вторичная профилактика это:

А) наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями.

Б) медико-социальная адаптация пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов к трудовой деятельности

В) раннее выявление заболеваний и функциональных нарушений, предупреждение их прогрессирования

Г) гигиенические мероприятия общие и индивидуальные

7. Направление вторичной профилактики:

А) Планирование семьи

Б) Систематическое наблюдение за беременной женщиной

В) Организация рационального питания

Г) Выявление предрасположенности или ранних признаков заболеваний

8. Третичная профилактика это:

А) наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями.

Б) диагностика уровня здоровья и его прогнозирование

В) Эпидемиологический контроль

Г) Контроль  за экологической ситуацией

9. Направление третичной профилактики:

А) Формирование групп риска

Б) Динамическое наблюдение за группами риска

В) Мониторинг физического и психического развития

Г) Реабилитация пациентов с хроническими заболеваниями

10. Дайте определение понятию: комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания – это ________________________ .

11. Комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических и психологических и иных мер, направленных на предупреждение обострений, осложнении заболевании, ограничении жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности – это _________________.

Эталоны ответов:

1.

В

2.

Г

3.

А

4.

Б

5.

Г

6.

В

7.

Г

8.

А

9.

Г

10.

Профилактика

11.

Третичная профилактика

Критерии  оценки:

% правильных

ответов

Количество

правильных

ответов

Количество

неправильных

ответов

Оценка

100-90

11 - 10

0 -1

5

89-80

9 - 8

2 -3

4

79-70

7 - 8

4 - 5

3

69 и менее

9 и менее

6 и более

2

                               

j0301252

                Инструкция для преподавателя:

Ознакомьте студентов  с предлагаемым кратким терминологическим словарем медицинских терминов и понятий и опорным конспектом занятия.

                        3.   СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

3.1 Словарь терминов

1

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ

Комплекс мероприятий в отношении определенных групп населения, и включающий медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования

2

ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями ,в целях своевременного выявления и предупреждения осложнений, обострений заболеваний ,их профилактики.

3

МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР

Комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний ,заболеваний  и факторов риска их развития.

4

АДАПТАЦИЯ

Врожденная и приобретенная приспособительная деятельность на уровне клетки, органа  и организма в целом .

5

БОЛЕЗНЬ

Нарушение нормальной жизнедеятельности организма и его способность адаптироваться к условиям внешней и внутренней среды.

6

ПРЕДБОЛЕЗНЬ

Скрытый период болезни или готовность организма к развитию определенного заболевания

7

ДЕКРЕТИРОВАННЫЙ КОНТИНГЕНТ

Определенные граждане, требующие к себе особого внимания государства и общества (женщины детородного возраста, беременные, дети, подростки, инвалиды Великой Отечественной войны и др.) через установление определенных льгот и условий.  

     

3.2 ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Тема 3.1 «Диспансеризация»

3.1.1 Группы состояния здоровья

По результатам диспансеризации граждане делятся на следующие группы состояния здоровья: здоровые, практически здоровые и больные, нуждающиеся в лечении.

Группа

Результаты обследования

Медицинские мероприятия

I группа

Не установлены хронические неинфекционные заболевания.

Отсутствуют или минимальны факторы риска развития таких заболеваний.

Не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний)

Краткое профилактическое консультирование. Коррекция факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний врачом – терапевтом, медицинским работником отделения медицинской профилактики или центра здоровья.

II группа

Не установлены  хронические неинфекционные заболевания.

Есть факторы риска развития таких заболеваний. Не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний)

Коррекция факторов риска развития хронически неинфекционных заболеваний в отделении медицинской профилактики или центре здоровья.

Назначение лекарственных препаратов в целях фармакологической коррекции указанных факторов риска.

Диспансерное наблюдение врачом ( фельдшером ) отделения медицинской профилактики

III группа

Есть заболевания (состояния), требующие диспансерного наблюдения или оказания специализированной медицинской помощи.

Есть подозрения на такие заболевания (состояния), требуется дополнительное обследование

Диспансерное наблюдение врачом – терапевтом, врачами – специалистами. Проведение лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий. При факторах риска развития хронических заболеваний - их коррекция в отделении медицинской профилактики. или центре здоровья

                 

           3.1. 2  Компенсация, субкомпенсация, декомпенсация

        Практически любой орган или система органов имеет механизмы компенсации, благодаря которым больной с хроническим заболеванием  долгие годы сохраняет  удовлетворительный уровень здоровья и трудоспособность.

      Компенсация (от лат. compensare—заменять, вознаграждать), уравновешение. Этим термином условно обозначаются развившиеся в организме (resp. в органе) приспособления, которые  способствуют выравниванию функций, нарушенных патологическим процессом.

       Болезненное состояние, в котором нарушение деятельности органа, системы или организма в целом уже не может быть скомпенсировано приспособительными механизмами, называется в медицине «стадией декомпенсации». Достижение стадии декомпенсации является признаком того, что организм уже не может собственными силами исправить повреждения. При отсутствии радикальных способов лечения потенциально смертельное заболевание в стадии декомпенсации неизбежно приводит к летальному исходу. Так, например, цирроз печени в стадии декомпенсации может быть излечен только пересадкой — самостоятельно печень восстановиться уже не может.

       Декомпенсация- (от лат. de… — приставка, обозначающая отсутствие, и compensatio — уравновешивание, возмещение) — нарушение нормального функционирования отдельного органа, системы органов или всего организма, наступающее вследствие исчерпания возможностей или нарушения работы приспособительных механизмов.

       Субкомпенсация – это одна из стадий заболеваний, во время которой клинические симптомы постепенно нарастают и самочувствие ухудшается. Обычно именно в это время больные начинают задумываться о своем здоровье и обращаются к врачу.

Таким образом, всего в течение заболевания выделяют 3 последовательные стадии: компенсации (начальная, болезнь себя никак не проявляет), субкомпенсации и декомпенсации (терминальная стадия).

3.1.3 Профилактические медицинские осмотры

Медицинский осмотр -  комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

                 

Основные виды медицинских осмотров

Виды медицинских осмотров

Цели проведения

Профилактический

Раннее ( своевременное) выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.   Раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств  и психотропных  веществ.

Формирование групп состояния здоровья и выработка рекомендаций   для пациентов

Предварительный-

 проводится при поступлении на работу или учебу

Определение соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению

Периодический -

проводится с установленной периодичностью

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, учащихся.

Своевременное выявление начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся.

Формирование групп риска развития профессиональных заболеваний.

Выявление медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ , продолжению учебы.

Предсменные -

 проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса)

Выявление признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов ,состояний и заболеваний , препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

После сменные, после рейсовые проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса)

Выявление признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления.

Выявление признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

В отношении отдельных категорий граждан могут проводиться углубленные медицинские осмотры, т.е. периодические медицинские осмотры с расширенным перечнем участвующих в них врачей-специалистов и методов обследования.

3.1.4 Осмотр декретированных  контингентов

 Работники,  которые  относятся к декретированному контингенту:

  1. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания, продовольственной торговли;
  2. Работники, организаций пищевой промышленности, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией кремово-кондитерских изделий;
  3. Работники, организаций пищевой промышленности, деятельность которых связана с переработкой, хранением и транспортировкой  мяса, работники молокозавода;
  4. Работник   сферы коммунального обслуживания, торговли промышленных товаров;
  5. Работники дошкольных образовательных учреждений;
  6. Работники общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего профобразования;
  7. Работники аптек;
  8. Работники бассейнов и аквапарков;
  9. Работники непродовольственных магазинов, пассажирского транспорта.

Сотрудники, относящиеся к декретированным контингентам - должны иметь личную медицинскую (санитарную) книжку, проходить предварительные и периодические медицинские осмотры  и профессиональную гигиеническую подготовку (гигиеническое обучение и аттестацию).

Объем профилактического осмотра для различных категорий декретированных контингентов:

Наименование медицинского обследования

Кратность

обследование с целью обнаружения общей патологии

- осмотр терапевта (врача общей практики)

 перед поступлением на работу ,далее 1 раз в год;

обследование с целью обнаружения возбудителей кишечных инфекций для выявления скрытых источников инфекции среди персонала:

- бактериологический анализ кала на кишечную группу микробов (бак. анализ);
- исследование кала на гельминтозы и протозоозы, соскоб на энтеробиоз;
- исследование сыворотки крови на брюшнотифозные антитела (реакция РПГА) для выявления хронических бактерионосителей;

 

 

 перед поступлением на работу, далее по эпидемиологическим показаниям ;

 перед поступлением на работу, далее 1 раз в год;

 перед поступлением на работу, далее по эпидемиологическим показаниям ;

обследования с целью выявления кожных и венерических заболеваний:

- кровь на сифилис;

- мазок на заболевания, передающиеся половым путем;

- осмотр дерматовенерологом;

 перед поступлением на работу , далее 2 раза в год;

флюорографическое обследование с целью выявления туберкулеза;

 перед поступлением на работу , далее 1 раз в год;

проведение профилактических прививок:

- против дифтерии (без возрастного ограничения);

- против кори (для лиц до 35 лет, не болевших корью и не привитых);

-

 перед поступлением на работу , далее  по   рекомендации врача в соответствии с календарем прививок

  1. Дополнительная диспансеризация

лиц трудоспособного возраста

В рамках национального проекта «Здоровье» предусмотрено проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан в возрасте 35-55 лет, проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Цель дополнительной диспансеризации:

Снижение инвалидности и смертности населения, сохранение здоровья работающего населения

Задачи дополнительной диспансеризации:

  1. Определение населения в возрасте 35-55 лет на врачебном участке
  2. Раннее выявление заболеваний, в том числе сердечно- сосудистых, сахарного диабета, болезней костно-мышечной системы, туберкулеза легких.
  3. Снижение заболеваемости с временной нетрудоспособностью.
  4. Составление индивидуальных программ по реабилитации и профилактике заболеваний.
  5. Повышение у населения мотивации к здоровому образу жизни

Стандарт дополнительной диспансеризации включает следующее обследование:

  • флюорография
  • маммография
  • электрокардиография
  • общий анализ крови
  • общий анализ мочи
  • холестерин крови
  • сахар крови

Осмотр специалистов:

  • участковый терапевт
  • врач общей практики
  • гинеколог (для мужчин - уролог)
  • невролог
  • хирург
  • окулист
  • эндокринолог

3.1.6 Диспансеризация населения, определение понятия

Диспансеризация - комплекс мероприятий в отношении определенных групп населения, включающий медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования.

   При проведении диспансеризации взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше) выделяют следующие группы населения:

  -  работающие граждане;

  - неработающие граждане;

  -  обучающиеся  в образовательных организациях по очной форме

Цели проведения диспансеризации:

-раннее выявление хронических  неинфекционных заболеваний , основных факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

 -определение группы состояния здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для различных групп;

 - проведение краткого профилактического консультирования граждан различных  групп, проведение индивидуального и группового профилактического консультирования ( школ пациента);

 - определение группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными заболеваниями.

Действующим законодательством определены также группы лиц, которые проходят диспансеризацию ежегодно, остальные проходят диспансеризацию 1 раз в 3 года в возрастные периоды, предусмотренные нормативными правовыми актами. Обязательное условие проведения диспансеризации – информированное добровольное согласие гражданина или его законного представителя.

  Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

 Основные особенности порядка организации диспансеризации:

 - участковый принцип организации;

 - возложение ответственности за организацию и поведение диспансеризации населения на руководителя МО и на отделение (кабинет) медицинской профилактики (в том числе входящий в состав центра здоровья), а ответственности за организацию и проведение диспансеризации населения терапевтического участка – на врача – терапевта участкового, врача – терапевта цехового врачебного участка, врача общей практики (семейного врача)

 - двухэтапный принцип проведения диспансеризации;

 -конкретизация понятия «факторы риска», к которым относятся повышенный уровень АД,  гипергликемия, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активности, избыточная масса тела и ожирение;

 - дифференцированный набор инструментально - лабораторных  - дифференцированный набор инструментально - лабораторных  методов исследования в целях повышения вероятности раннего выявления наиболее часто встречающихся для данного пола и возраста хронических неинфекционных заболеваний;

-обязательное проведение профилактического консультирования в целях коррекции факторов риска уже в процессе диспансеризации.

3.1.7 Роль сестринского персонала в проведении диспансеризации

 Основную роль в проведении диспансеризации играют врач-терапевт и медицинская сестра участковая. Они выполняют следующие задачи:

  • составление списков граждан, подлежащих диспансеризации в текущем году, и плана проведения диспансеризации на текущий год с учетом возрастной категории граждан;
  • активное привлечение население участка к прохождению диспансеризации, информирование о ее целях и задачах, объеме проводимого обследование и графике работы медицинской организации, необходимых подготовительных мероприятиях, повышение мотивации граждан к прохождению диспансеризации;
  • проведение медицинского осмотра по итогам первого и второго этапов диспансеризации, установление диагноза, определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения, назначение необходимого лечения, направление на дополнительные диагностические исследования, направление на санитарно-курортное лечение;
  • приведение краткого профилактического консультирования, направление граждан с выявленными факторами риска в отделение медицинской профилактики или центр здоровья;
  • участие в оформление медицинской документации, в том числе паспорта здоровья;
  • подведение итогов диспансеризации.

3.1.8 Этапы проведения диспансеризации

      Первый этап -  проводится с целью первичного выявления и отбора граждан с подозрением на наличие заболеваний и включает в себя: скрининг (может проводиться мобильными медицинскими бригадами).

Цель  проведения:

  • выявление признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития;
  • выявление потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
  • определение медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания.  

       Первый этап включает следующие исследования и консультации (в зависимости от возраста пациентов):

  • опрос (анкетирование)
  • антропометрию (измерение роста, массы тела, окружности талии), расчет индекса массы тела;
  • измерение  АД;
  • определение уровня общего холестерина в крови;
  • определение уровня глюкозы в крови;
  • снятие ЭКГ
  • осмотр фельдшера (акушерки), взятие мазка с шейки матки на цитологическое исследование (для женщин)
  • флюорографию легких
  • маммографию
  • клинический анализ крови
  • анализ крови биохимический, общетерапевтический
  • общий анализ мочи
  • исследование кала на скрытую кровь;
  • определение уровня простатспецифического антигена в крови (для мужчин);
  • УЗИ органов  брюшной  полости;
  • Измерение  внутриглазного  давления;
  • профилактический прием врача-невролога;
  • прием врача-терапевта, включающий определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения.

По результатам первого этапа граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании, индивидуальном углубленном или групповом профилактическом консультировании, направляются врачом-терапевтом на второй этап диспансеризации, цель проведения которого:

  • дополнительное обследование и уточнение диагноза заболевания (состояния);
  • проведение углубленного профилактического консультирования.

Второй этап: дообследование и уточнение диагноза заболевания, проведение углубленного профилактического консультирования.

Цель второго этапа :

  • дуплексное сканирование брахицефальных артерий;
  • фиброэзофагогастродуоденоскопия;
  • осмотр врача-невролога;
  • осмотр врача-хирурга или врача-уролога;
  • осмотр врача- колопроктолога;
  • колоноскопия или ректороманоскопия;
  • определение липидного спектра крови;
  • осмотр врача-акушера-гинеколога;
  • определение концентрации гемоглобина в крови или тест на толерантность к глюкозе;
  • осмотр врача-офтальмолога;
  • прием врача-терапевта, включающий определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения, определение дальнейшей тактики ведения пациента;
  • профилактическое консультирование в отделении медицинской профилактики или центра здоровья.

  

                                             

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Инструкция для обучающихся:

Подготовить к следующему занятию:

1. Знать терминологический словарь по теме.

2. Уметь пользоваться опорным конспектом

3. Изучить материал учебник  С.И. Двойников, Ю.А. Тарасова, И.А. Фомушкина, Э.О. Костюкова Проведение профилактических мероприятий Учебник. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2015. Стр. 184-220

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО

Данные методические рекомендации помогут преподавателям  педагогического колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и  к...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методические указания по выполнению практических работ по МДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования

Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК.03.01. Теоретические и методические аспекты методической работы педагога дополнительного образования ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТ...