Опорный конспект для студентов "Психологическая помощь в экстренных ситуациях"
учебно-методический материал на тему

Шувалова Наталья Александровна

Материалы необходимы студентам для самостоятельной подготовки по дисциплине психология. Представляют собой симптомы реакций человека в экстремальной жизненной ситуации и практические рекомендации по оказанию помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekstrennaya_psihologicheskaya_pomoshch.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

        Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии.  Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.

       Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

* безотлагательность;

* приближенность к месту событий;

* ожидание, что нормальное состояние восстановится;

* единство и простота психологического воздействия.

Если Вы находитесь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов (при теракте, аварии, потере близких, трагическом известии, физическом или сексуальном насилии и т.п.), не теряйте самообладания.

Поведение пострадавшего не должно Вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Придерживайтесь принципа: «Не навреди»

Не делайте того, в пользе чего Вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее обратитесь за помощью к специалисту.

СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ

Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

«Я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю где нахожусь.»

«Я что-то делал, с кем-то разговаривал, но ничего не могу вспомнить.»

Признаки

  • резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия
  • ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленно)
  • часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы)

Помните!

Пострадавший может причинить вред себе и другим.

Помощь

  1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.
  2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.
  3. Массируйте пострадавшему «позитивные» точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)
  4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением (см. помощь при данных состояниях).

АГРЕССИЯ

Агрессивное поведение - один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

Признаки:

  • раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу)
  • нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами
  • словесное оскорбление, брань
  • мышечное напряжение
  • повышение кровяного давления

Помощь

  1. Сведите к минимуму количество окружающих.
  2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).
  3. Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
  4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если Вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на Вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации.»
  5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

Агрессия может быть погашена страхом наказания:

  • если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;
  • если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

СТРАХ

Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар. Он боится чудовищ, которые живут под кроватью. Однажды попав в автомобильную катастрофу, мужчина не может снова сесть за руль. Человек, переживший землетрясение, отказывается идти в свою уцелевшую квартиру. А тот, кто подвергся насилию, с трудом заставляет себя входить в свой подъезд.

Причиной всего этого является страх.

  • напряжение мышц (особенно лицевых)
  • сильное сердцебиение
  • учащенное поверхностное дыхание
  • сниженный контроль собственного поведения

Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

Помощь

  1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я СЕЙЧАС РЯДОМ, ТЫ НЕ ОДИН».
  2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме.
  3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.
  4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Помните!

Страх может быть полезным, когда помогает избежать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

НЕРВНАЯ ДРОЖЬ

Наверное, Вы наблюдали когда-нибудь такую картину: человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, участником конфликта, сильно дрожит. Со стороны это выглядит так, будто он замерз. Однако причина в другом.

После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» напряжение.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.

Признаки

  • дрожь начинается внезапно - сразу после инцидента или спустя какое-то время
  • возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может держать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету)

Реакция продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов).

Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

Помощь

Нужно усилить дрожь.

  1. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши действия как нападение.
  2. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

Нельзя!

  • обнимать пострадавшего или прижимать его к себе
  • укрывать пострадавшего чем-то теплым
  • успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки

ПЛАЧ

Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каждый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, проплакавшись, быстро засыпает.) Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме.

Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

  • человек уже плачет или готов разрыдаться
  • подрагивают губы
  • наблюдается ощущение подавленности
  • в отличие от истерики нет возбуждения в поведении

Помощь

  1. Не оставляйте пострадавшего одного.
  2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом.
  3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе):
  • периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете;
  • повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.
  1. He старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.
  2. Не задавайте вопросов, не давайте советов.

Помните!

Вша задача – выслушать.

ИСТЕРИКА

Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

  • сохраняется сознание
  • чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы
  • речь эмоционально насыщенная, быстрая
  • крики, рыдания

Помощь

  1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для Вас.
  2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).
  3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).
  4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.

           В заключение отметим, что основной задачей психологической помощи является актуализация адаптивных и компенсаторных ресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодоления негативных последствий чрезвычайных обстоятельств. Следствием эффективной психологической помощи является оптимизация психического состояния и поведения человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект по теме "Имя прилагательное"

Подготовлено для повторения знания студентами самостоятельно...

Опорный конспект по теме "Имя числительное"

Подготовлен для повторения знаний студентами самостоятельно...

Опорный конспект по теме "Лексика по сфере употребления"

Подготовлен для повторения знаний студентами самостоятельно...

Рекомендации педагогам по оказанию помощи подросткам в ситуации горя или утраты близкого родственника

Материал для проведения психолого-педагогической консультации педагогов, классных руководителей:Рекомендации педагогам по оказанию помощи подросткам в ситуации горя или утраты близкого родственника...

Конспект лекции Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности

Составление опорного конспекта Нравственные начала исследовательской деятельности...

Сублингвальное введение лекарственных веществ собакам в экстренных ситуациях

Ввести в организм животного лекарственный препарат можно различными путями: энтерально (пепорально, ректально), парентерально (подкожно, внутримышечно, внутривенно, внутрикостно, внутрибрюшинно, внутр...