Главные вкладки

    Методическая разработка лекции "Психология утраты и смерти"
    методическая разработка на тему

    Булкина Н.Б.

    Важной темой Медицинской психологии является тема умирания, смерти и, связанного с ней, переживания горя и утраты. Тема составлялась долго, материала получилось много, поэтому часть темы студенты могут проходить самостоятельно. Это пособие дает возможность работать с темой две пары.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Методическая разработка занятия97.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №3 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВОХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

    Учебно-методическое пособие для теоретического и практического занятия по теме:

    ПСИХОЛОГИЯ УТРАТЫ И СМЕРТИ

    Дисциплина: Психология

    Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело.

    Автор: преподаватель психологии

    ГБОУ «МК№3 ДЗМ»

    Булкина Надежда Борисовна

    2015


    Рассмотрено и утверждено

     на заседании ЦМК

    общепрофессиональных

    дисциплин протокол № 8

    от «15» апреля 2015г.

    Председатель ЦМК

    Надеждин А.И. ________    

    УТВЕРЖДАЮ

    Зам. директора по

    учебно-методической работе

    Фетисов А.А. __________

    «___» __________ 2015г.

    Учебно-методическое пособие «Психология утраты и смерти» по дисциплине Психология разработано в соответствии с ФГОС для специальности: 31.02.01 Лечебное дело и 34.02.01 Сестринское дело.

    Автор:

    преподаватель дисциплины «Психология» ГБОУ «МК№3 ДЗМ» Булкина Н.Б., первая квалификационная категория.

    Рецензенты:

    преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека» ГБОУ «МК№3 ДЗМ» Бондарчук Л.А., высшая квалификационная категория;

    преподаватель дисциплины «Психология» ГБОУ «МК№2 ДЗМ» Соколовская Лариса Анатольевна; высшая квалификационная категория.


    Содержание.

    Методический блок:

    1. Введение.
    2. Цель и задачи урока.
    3. Схема междисциплинарных связей.
    4. Схема внутридисциплинарных связей.

    Информационный блок:

    1. Технологическая карта теоретического и практического занятия
    2. Входной контроль.
    3. Актуальность темы.
    4. Опорный конспект лекции «Основные проблемы танатологии».
    5. Литература и домашнее задание.

    Приложения:

    1. Психологическое и изотерическое значение ритуалов.
    2. Заповеди хосписа.
    3. Информация о Новосибирском музее мировой погребальной культуры.
    4. Консультирование людей, переживающих утрату.
    5. Особенности беседы с умирающим человеком.

    Блок контроля:

    1. Вопросы для контроля.
    2. Тестовый контроль.


    Введение.

       Психология смерти и умирания очень сложна. Многие психологические исследования посвящены озабоченности человека в отношении смерти и интенсивности страха, испытываемого им по этому поводу.

       Мысль о неизбежной и скорой смерти существенно меняет самопознание. Но проясняет она его или искажает? Перед лицом смерти все эгоистические расчёты и житейские дрязги предстают ничтожными, не стоящими внимания, масштаб оценки окружающего мира и самого себя как бы укрупняется. Но прозрение ли это? Человек, вырванный из привычной жизненной колеи и обуреваемый страхом, неизбежно видит мир не так, как прежде. Но если угроза проходит, он большей частью снова возвращается на круги своя. Это убедительно показано в художественной литературе.

       Умирание, нахождение человека на грани бытия и небытия не может быть однозначным. Изучение психологии неизлечимых больных показывает, что их отношение к смерти эволюционирует. Однако, это зависит не только от нравственного, но и от физического состояния больного. Безразличие к смерти, которое часто наблюдается у умирающих, - результат не столько смирения, сколько снижения сопротивляемости организма, усталости от боли, общего равнодушия ко всему. Чувства, по выражению известного хирурга Н.М.Амосова, отключаются раньше наступления смерти, тем самым избавляя человека от последних душевных мук.

       Клиническая психология умирания имеет важное практическое значение, помогая врачам и медицинским сёстрам облегчать участь больных и их близких.

       Индивидуальное отношение к собственной смерти во многом производно от культурных норм в данном обществе.


    Цель и задачи темы: «Психология утраты и смети».

    Целью урока является определение границ Танатологии, как важной области медицинской психологии.

    Задачи урока:

    • знать и понимать состояние пациента на всех этапах умирания, уметь оказать психологическую поддержку ОК10; ПК 2.1; ПК 2.8;
    • знать и понимать состояние человека, переживающего утрату, уметь оказать психологическую поддержку ОК3; ПК 1.1; ПК 3.3;
    • осознать свои личностные ресурсы в работе с тяжелобольными людьми, знать, как оказать поддержку самому себе ОК 4; ОК6.

        Изучение данной темы способствует овладению общими и профессиональными компетенциями:

    ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

    ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

    ПК 2.1 Предоставлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

    ПК 2.8 Оказывать паллиативную помощь.

    ПК 3.3 Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.


    Схема междисциплинарных связей.


    Схема внутридисциплинарных связей.


    Технологическая карта теоретического и практического занятия по теме: «Психология утраты и смерти».

    п/п

    Элементы

    занятия

    Содержание

    Время (90 мин)

    Действия преподавателя

    Действия студентов

    Карта теоретического занятия

    1.

    Организацион-ный момент

    Организация занятия: контроль посещаемости и внешнего вида студентов; оформление журнала.

    Подготовка к занятию.

    5

    2.

    Мотивация занятия

    Стимулирует познавательный интерес студентов. Знакомит с целями.

    Включаются в диалог по теме, знакомятся с содержанием темы и целями занятия, задают вопросы.

    5

    3.

    Входной контроль

    Проводит фронтальный опрос студентов для выявления уровня личных знаний по текущей теме и настроить на тему.

    Отвечают письменно на контрольные вопросы. Желающие отвечают устно.

    15

    4.

    Объяснение нового материала

    Объясняет новый материал, используя беседу и рисунок-схему на доске

    Усваивают новые знания, отвечают на наводящие вопросы, используют все полученные ранее знания

    55

    5.

    Рефлексия

    Оценивает выполнение целей, которые ставились на занятии, отвечает на вопросы по теме.

    Проводят самооценку своих достижений, проговаривают объём новых знаний, сложные, непонятные места, интересные места

    5

    6.

    Домашнее задание по отработанной теме

    Объясняет домашнее задание

    Записывают домашнее задание

    2

    7.

    Внеаудиторная самостоятельная работа по теме

    Объясняет задания

    Уточняют и записывают самостоятельное задание для работы

    3

    Карта практического занятия.

    1.

    Организацион-ный момент

    Организация занятия: контроль посещаемости и внешнего вида студентов; оформление журнала.

    Подготовка к занятию.

    5

    2.

    Мотивация занятия

    Стимулирует познавательный интерес студентов. Знакомит с целями практического занятия

    Включаются в диалог по теме, знакомятся с содержанием темы и целями занятия, задают вопросы.

    10

    3.

    Входной контроль

    Опрашивает студентов (всех)

    Отвечают на вопросы домашнего задания

    30

    4.

    Работа с новым материалом

    Раздаёт материал для индивидуальной работы

    Работают с памятками, задают вопросы преподавателю

    30

    5.

    Итоговый контроль

    Проводит фронтальный контроль

    Выполняют тестовый контроль

    5

    6.

    рефлексия

    Оценивает выполнение целей, которые ставились на занятии, отвечает на вопросы по теме.

    Проводят самооценку своих достижений, проговаривают объём новых знаний, сложные, непонятные места.

    7

    7.

    Домашнее задание

    Объясняет задание по следующей теме.

    Уточняют и записывают задание.

    3


    Входной контроль по теме: «Психология утраты и смерти».

    Вопросы для краткого письменного или устного контроля:

    1. В каком возрасте вы впервые столкнулись со смертью?
    2. Вспомните свою реакцию и впечатления?
    3. Какую философскую позицию по отношению к жизни и смерти вы выработали? Кратко определите, что такое жизнь и что такое смерть.
    4. Какие литературные произведения, в которых умирает (погибает) главный герой вы помните? Какие из этих произведений повлияли на ваше сознание наиболее сильно?
    5. Почему неизлечимая тяжёлая болезнь или смерть близкого человека является для человека сильнейшим внутренним кризисом?

    Жизнь и смерть—загадка, волнующая всех.

    Лекция по проблемам танатологии.

    ***

    Для моих похорон

    Призовите барабанщиков,

    Бейте в кимвалы  и бубны,

    Ступайте к моей могиле, приплясывая,

    Радостные, счастливые, опьяненные.

    Пусть люди знают, что друзья Бога

    Отбывают со счастливой улыбкой

     К месту встречи.

    ***    

    О, все, кто рожден! Когда смерть постучит в вашу дверь,

    Не пугайтесь!

    Смерть—второе рождение для тех, кто влюблен.

    Так рождайтесь, рождайтесь!

    Джалаладдин Руми.

    Поэт - суфий, живший в 13 в. на территории малой Азии.

    Актуальность темы.

    Актуальность данной темы определяется теми вопросами, которые возникают у каждого человека на протяжении его жизненного пути:

    • Что такое смерть?
    • Как к ней относиться?
    • Как приготовиться к смерти?
    • Что испытывает умирающий человек?
    • Почему самыми священными для нас являются обряды погребения?
    • Что такое эвтаназия  и нужна ли она?
    • Как помочь людям, переживающим горе утраты?

    Опорный конспект.

       Человек, единственный из всех живых существ, знающей о неизбежности смерти. Однако, согласно множеству психологических наблюдений, и сам человек не может осознать это явление. «По сути, никто не верит в собственную смерть. Каждый из нас, не осознавая этого, убежден в своем бессмертии» пишет Фрейд.

       Танатология—новая отрасль медицины, которая занимается комплексом проблем, связанных со смертью.

    1. Юридическое определение смерти. Смерть мозга.
    2. Проблема вскрытия.
    3. Трансплантация органов.
    4. Эвтаназия.
    5. Смерть, как психологический процесс. Страх смерти.
    6. Переживание  утраты. Этапы горевания и оказание психологической помощи близким и персоналу.
    7.  Психологическое и изотерическое значение ритуалов.

    Проблема №1. Юридическое определение смерти. Смерть мозга.

      «Смерть головного мозга» – это ятрогенное состояние которое характеризуется отсутствием всех функций головного мозга и стволовых частей, это прекращение его биологической активности, «электрическая тишина». При этом вегетативная нервная система может работать, и тело живет. Такое состояние возникает под воздействием интенсивной реанимации. Это уже не человек, но и не труп. На сленге его называют овощем. Живые ткани и органы духовно мертвого человека являются идеальными для донорства.

    1967 год – с такого пациента проведена первая пересадка сердца;

    1968 год – еще две пересадки сердца;

    И в том же 1968 году была подписана «Сиднейская декларация о смерти человека» в которой впервые было документировано новое понимание смерти, новая концепция, связанная со смертью мозга.

    По новому определению, если мозг умер, а вегетативные функции поддерживаются приборами, то их можно отключать через 12 часов. Если причина такого состояния: переохлаждение или передозировка лекарств, то его поддерживают еще до 3 суток.

      Переход к новой концепции смерти начался с реального случая в Америке, когда после катастрофы, девушка пролежала в реанимации 7 лет. Ей искусственно поддерживали жизнь, но все эти годы она не приходила в себя. Родители просили отключить приборы, но врачи не решались. Было обращение в суд города, потом в суд штата. И только после второго заседания был решён вопрос в пользу родителей.

    Юридическое определение смерти.

      Признание человека умершим – вопрос не только медицинский, но и правовой. В 1968 году при Гарвардском университете был создан специальный комитет с задачей выработать новые критерии определения смерти. Смертью считается смерть мозга. Критерии:

    1. Полное и устойчивое отсутствие сознания.
    2. Устойчивое отсутствие самостоятельного дыхания.
    3. Исчезновение любых реакций на внешние раздражения и любых видов рефлексов.
    4. Атония всех мышц.
    5. Исчезновение регуляции температуры тела.
    6. Сохранение тонуса сосудов только благодаря введению сосудистых аналептиков.
    7. Полное и устойчивое отсутствие спонтанной и вызванной электрической активности мозга.

    Проблема №2. Вскрытие.

      Патологоанатомы ищут следы патологических процессов уже в умершем организме, контролируют, правильно ли была распознана врачом картина болезни, от которой скончался больной. И для обывателя эта процедура кажется естественной. А ведь 100 лет тому назад это считали надругательством над телом покойного. Из истории медицины известно, какой нелегкой ценой достигли врачи этой ступени. Страхи, связанные со смертью и умершим, суеверия долгое время препятствовали непосредственному изучению человеческого тела путем вскрытия.

    Аутопсия – вскрытие (вижу сам). Абу Али Ибн Сина.

    Моль (биоэтика 19в.) – «Вскрытие не должно быть сделано, если таково было желание покойного…»

    Это проблема морального плана: процедура вскрытия не должна допускать цинизма: часто студенты в анатомичках сдают экзамены, учат, едят.

      Если запрета на вскрытие нет (нет такого завещания), то умерший и его родственники согласны, это презумпция согласия. В нашей стране предполагается согласие. Самый показательный пример в этом отношении: похороны вождя пролетариата В.И.Ленина, которые до сих пор являются историко-культурной проблемой.

      Ленин умер в январе 1924 года, после тяжелой болезни. Он оставил устное пожелание похоронить его в родном Симбирске, рядом с матерью. Но история распорядилась по-другому. Стояли сильные морозы, доходящие до 40* мороза. Тело вождя заледенело. В колонном зале Дома союзов, куда его привезли из Горок, он пролежал около недели, потоки людей шли день и ночь, чтобы почтить память вождя. В помещении было –10. Такое стечение обстоятельств привело к мысли и убеждению, что надо сохранить тело вождя, как символ победы над капитализмом, как символ новой веры в коммунизм. Биохимик доктор Збарский и анатом Воробьев возглавляли работу над телом. К июлю 1924 года тело Ленина принимала правительственная комиссия. Теперь идеалы коммунизма на данный момент оказались несостоятельными, а старая вера предполагает иные ритуалы. В настоящий момент страна ждет, что кто-то (правительство, общество в целом или духовные лидеры) возьмет на себя ответственность распорядиться телом Ленина.

    Проблема №3. Трансплантация органов.

    Х/ф «Остров» (зарубежный) х/ф «Последняя репродукция» (наш). Тема: клонирование человека ради использования при необходимости его органов. Есть ли в клоне душа? Нужно ли делать клонов, ради спасения своего тела?

    Какие успехи есть в медицине в области трансплантации органов? В каком направлении необходимо развиваться, чтобы не было рынка детей на органы?

    2006г. – Франция. Трансплантация лица пациентке, покусанной собакой. Результаты хорошие.

    2006г. – Китай. Трансплантация лица пациенту, укушенному медведем.

    2007г. – Франция. Трансплантация лица пациенту со сложной болезнью кожи. (Тот же врач).

    2015г. – Российские учёные хотят вырастить щитовидную железу мыши в 3Д биопринтере.

    2017 г. – итальянский хирург готов провести пересадку головы к телу донора. Операция уже рассчитана на 36 часов. Осталось подготовить штат хирургов и найти страну, которая разрешит сделать подобную операцию.

    Проблема №4. Эвтаназия.

      Эвтаназия – ускорение смерти больного либо активными либо пассивными действиями, добровольно или принудительно. Просьбу об ускорении смерти иногда получает врач или медсестра от пациента. Как Вы отнесетесь к подобной просьбе? Это вопрос морально-этического уровня, на который сложно дать однозначный ответ, поэтому эта тема и является проблемной. Эта просьба идет напрямую от пациента к врачу, не согласуется ни с родными, ни с юристами, поэтому получается, что из-за сострадания врач берет ответственность за смерть пациента на себя. Тем самым он нарушает один из главных законов: тайну жизни и смерти. Следует учитывать и тот факт, что личность многих пациентов претерпевает изменения, и ко многим суждениям необходимо относиться по меньшей мере критически.

      Интересный опрос был проведен в конце 20 века в США. Было анонимно опрошено 828 врачей:

    28% получали просьбу об эвтаназии;

    67% участвовали в эвтаназии; мотив – сострадание.

    Рецепт на получение смертельного средства:

    38% пациентов не используют;

    18% используют в первую же неделю;

    28% - в течение месяца;

    13% - спустя один месяц.

    На сегодняшний день только в Колумбии существует законодательство, делающее активную эвтаназию легальной.

    В Нидерландах с 1983г. врачи за эвтаназию не преследуются законом (при определенных условиях).

    Проблема №5. Смерть, как психологический процесс.

      Страх смерти – чувство естественное, однако, здорового человека обычно не занимает мысль о смерти, т.к. ему приходиться решать много дел, забот и проблем. Однако, если мысль о смерти становится навязчивой, постоянной, преследует человека – это непременно свидетельствует о патологическом явлении. У самоубийц эти мысли приводят к смерти.

      Необоснованный страх смерти  - одна из форм навязчивых страхов (это проявление психоза, невроза, разнообразных панических состояний). Исторические примеры: Моцарт (заказ реквиема), Есенин (Черный человек).

      Одной из причин страха смерти является изоляция человека от общения, от общества, среды. И даже стремление освободиться от проблем, нагрузок могут привести к мысли о смерти, как единственной освободительнице.

      Мысли о смерти чаще посещают людей пожилых.

    Кто из пожилых людей более спокойно относится к смерти?

      Все религии мира говорят о нетленности души. Каждый человек в меру своих знаний и воображения строит картину вечной жизни души. Таким образом, религия дает верующим успокоение, рассеивает их страх перед смертью.

      В результате психологических исследований были получены интересные наблюдения за большим числом умирающих: Человек обычно умирает так, как жил. Все те силы, чувства, мысли, образ поведения, которые были характерны для его жизни, свойственны и его смерти. У людей со здоровой н.с. обычно не происходит перед смертью изменения личности.

      Процесс смерти – это психический процесс, в котором выделяют 5 этапов:

    1. Реакция отрицания возможности близкой смерти. Отрицание может сочетаться с предчувствием истинного положения и полным осознанием неизбежного конца. «Этого не может быть».
    2. Гнев, напряжение, возмущение. Больной продолжает бороться со все более мучительными страданиями. Чего бы он ни дал ради того, чтобы освободиться от страданий.
    3. «Сделки с жизнью». Больной нередко обращается к богу с различными своими желаниями и просьбами.
    4. Депрессия. Могут проявиться сознание своей вины и самобичевание («Чем я это заслужил»).
    5. Этап полного смирения, принятия смерти.

    Смерть – последний камень в здании личности. Жизнь и смерть органично связаны. После расцвета человеческой личности, после долгой и полной жизни смерть, конец более приемлем. Другое дело, когда смерть наступает в детстве, в молодости или в расцвете лет при трагических обстоятельствах.

    Психические факторы,

    ускоряющие смерть и продлевающие жизнь.

    Приближают смерть

    Продлевают жизнь

    1. Потеря смысла и цели в жизни в результате разных обстоятельств: болезнь, потеря детей и родных, потеря работы.

    1. Хорошие события: юбилеи, свадьбы, незавершенные дела, недописанные книги… Обретение нового смысла.

    2. Одиночество, отсутствие заботы, общения.

    2.Забота, внимание, понимание врачей, сестер и родных. Прощаясь, говорить: «до завтра».

    3. Смерть в результате психического потрясения (психогенная смерть):

    • Таймс 1960г.: «11 летняя девочка услышала позади себя визг тормозов. Обернувшись, она в ужасе увидела, что машина задавили ее младшую сестру. Ноги ее подкосились… Врачи констатировали смерть».
    • Смерть мужчины с женой и двумя детьми на руках (от счастья).
    • Смерть шута Гонеллы: его приговорили к смерти, но вместо топора, на шею вылили ушат холодной воды.
    • Смерть в результате нарушения табу.

    х/ф «Приходи на меня посмотреть» Россия.

    Проблема №6. Переживание утраты. Этапы горя и оказание психологической помощи близким и персоналу.

       Жизнь без утрат невозможна, и переживание связанного с ними горя является универсальным опытом человека, осознавая который он становится способным понимать утраты других. К утратам, помимо смерти, относятся длительная разлука, прекращение отношений со значимыми людьми. Утраты бывают социальными (утрата работы или учебы), психическими или физическими (утрата соответствующих способностей или возможностей), духовными или материальными. У детей, например, утрата животных или вещей, часто приводит к горю. Для создания позитивных перемен в состоянии человека необходимы знания психологии горя. Не случайно, когда знаменитый советский психолог А.Н. Леонтьев спросил у философа М.Мамардашвили: «С чего начинается человек?», тот, не задумываясь, ответил: «С плача по умершему».


    Горе характеризуется следующими проявлениями.

    1. Физическое страдание в виде периодических приступов, длительностью от нескольких минут до часа со спазмами в горле, припадками удушья, учащенным дыханием и постоянной потребностью вздохнуть. Ощущается чувство пустоты в животе, потеря аппетита, мышечной силы; малейшее движение становится крайне тягостным и почти невозможным, от незначительной физической нагрузки возникает полнейшее изнеможение. На этом фоне человек испытывает психическое страдание в виде эмоционального напряжения и душевной боли. Отмечаются изменения ясности сознания: возникает легкое чувство нереальности и увеличения эмоционального расстояния, отделяющего человека от других людей.
    2. Поглощенность образом утраченного. На фоне некоторой нереальности могут возникать зрительные и слуховые иллюзии. Переживающие горе сообщают, что слышат шаги умершего, встречают его мимолетный образ в толпе, узнают знакомые запахи и т.д. Такие состояния отличаются особой эмоциональной охваченностью, под влиянием которой может утрачиваться грань между переживанием и реальностью.
    3. Чувство вины. Горюющий пытается отыскать в предшествующих событиях и поступках то, чего он не сделал для умершего. Малейшие оплошности, невнимание, упущения, ошибки преувеличиваются и способствуют развитию идей самообвинения.
    4. Враждебные реакции. В отношениях с людьми снижается или исчезает симпатия, утрачивается обычная теплота и естественность, нередко человек о происходящем говорит с раздражением или злостью, выражает желание, чтобы его не беспокоили. Враждебность иногда возникает спонтанно и оказывается необъяснимой для горюющих.
    5. Утрата прежних, естественных моделей поведения. В поступках отмечается торопливость, суетливость, человек становится непоседливым или совершает хаотические действия в поисках какого-либо занятия, но оказывается совершенно неспособным к простейшей организованной деятельности. Пораженная горем одиночества в страшную эпоху сталинского террора Анна Ахматова писала:

    У меня сегодня много дела,

    Надо память до конца убить,

     Надо, чтоб душа окаменела,

    Надо снова научиться жить.

    Горюющим приходится заново осваивать повседневные дела, превозмогая переживание отсутствие смысла что-либо делать после случившегося.

    1. Идентификация с утратой. В высказываниях и поступках человека появляются черты поведения умершего или признаки его последнего заболевания. Как правило, идентификация с утратой становится следствием поглощенности образом утраченного.

    «Работа горя» требует времени и сил, физической и психической энергии. Цель «работы горя» состоит в том, чтобы пере-жить его, стать независимым  от утраты, приспособиться к изменившейся жизни и найти новые отношения с людьми и миром.

    Динамика проявлений этапов горя.

             

       

                  шок        переживание    принятие

      Первым этапом является шоковое состояние. Человек не осознает потери, не в состоянии осмыслить случившееся, происходящее воспринимается как в тумане или во сне. Оно развивается сразу после утраты и длиться от нескольких дней до месяца, сосуществуя с признаками следующего этапа—переживания.

      К концу этапа шока после психической анестезии начинается страдание, свидетельствующее о начале переживания, то есть «работы горя». Страдание обычно достигает наибольшей силы и отличается разнообразием проявлений.

      На стадии принятия начинается освоение своего нового места в мире, а энергия переключается на отношения и занятия, не связанные с утратой.

    Вместе со студентами попытаться определить временные рамки в проявлении этапов горя и связать эти рамки со временем похорон и поминок и поминаний (3, 9, 40 день, 1 год и т.д.)


    Приложение №1                                                             Проблема №7.

    Психологическое и изотерическое значение ритуалов.

    Первобытные религии мира:

    Большинство первобытных племен верят, что души умерших продолжают жить. Эти живые мертвые» общаются с теми, кто продолжает жить в этом мире. Живым следует почитать духов предков, полагаться на их защиту и указания, а также возносить молитвы верховным духам-покровителям.

    Те, кто умер, никуда не ушли:

    Они здесь, в густых сумерках.

    Мертвые не живут под землей:

    Они в шорохе листьев,

    Они в скрипе стволов,

    Они в бегущей воде,

    Они в хижине,

    Они в толпе,

    Мертвые не мертвы.

    Те, кто умер, никуда не ушли,

    Они в груди женщины,

    Они в ребенке, который плачет,

    Они в поленьях, которые горят.

    Мертвые не живут под землей:

    Они в умирающем пламени,

    Они в плачущих травах,

    Они в стонущих скалах,

    Они в лесу, они в доме,

    Мертвые не мертвы.

                  Ости Нуар «Песни теней».

    Зороастризм (парсы). Из всех ритуалов в большинстве религий меньше всего подвержены изменениям с течением времени похоронные обряды. Так как для зороастрийцев смерть означает временную победу зла, то в месте смерти всегда присутствуют темные силы. Целью похоронной церемонии является ограничение возможности распространения этого зла. Тело должно быть убрано из дома как можно скорее.   Его обмывают и одевают в чистую, но старую одежду – старую, потому что расточительность считается грехом. По возможности похороны должны пройти в день смерти. После произнесения надлежащих молитв, когда оплакивающие уже бросили последний взгляд на усопшего, тело относят в дакхму, или, как назвали ее британцы, «Башню молчания». Она представляет собой деревянную конструкцию круглой формы, окруженную высокими стенами, чтобы люди не могли видеть, что происходит внутри, или зайти туда. В башню ведут несколько ступенек, по которым поднимаются носильщики. Сверху башня открыта небу, и в ней тело раздевают, чтобы стервятники и вороны могли склевать с костей мясо. Замечено, что Стервятнику достаточно для этого тридцати минут, в течении которых родственники молятся в расположенном неподалеку строении. Возвратившись домой, они умываются  и на протяжении трех дней, пока душа ожидает страшного суда, проводят специальные обряды. На третий день родственники по мере возможности обычно совершают благотворительное денежное пожертвование в честь умершего, что, по мнению парсов, является лучшей памятью, чем сооружение могильного камня. Выбеленные солнцем кости позднее сбрасывают в яму. Парсы избавляются от тела таким образом потому, что считают землю и воду священным творением Бога. Их не следует загрязнять смертью, последствием зла. Огонь тоже священное творение, поэтому вариант кремации отпадает. Бог, по их мнению, для того и создал стервятников, чтобы пожирать трупы. Парсы упорно настаивают на том, что их форма погребения намного естественнее, чем любая другая, и считают христианские кладбища ужасными и отвратительными.

    Религии Китая (конфуцианство и даосизм).

     Почитание предков было введено в Китае в начале династии Чжоу (1122 – 325 гг. до н.э.). Популяризации этой практики способствовало учение Конфуция о  сыновей почтительности, провозглашавшее необходимость уважения к родителям и старшим при их жизни и после смерти.

      Китайцы верят, что после смерти душа предка проживает в трех местах. Одна ее часть отправляется на небо, другая остается в могиле, чтобы принимать приношения, а третья поселяется в семейном святилище. На пути к небу душе требуется помощь. Поэтому китайские похороны проводятся с соблюдением сложных процедур, обеспечивающих душу всем необходимым снаряжением в дольний путь. С помощью даосских жрецов члены семьи произносят молитвы, делают подношения еды, жгут бумажные деньги – а в некоторых случаях даже бумажные автомобили, самолеты и слуг – чтобы душа ни в чем не нуждалась по дороге. Противостоящих усопшему злых духов задабривают жертвами и громкими причитаниями. Очень важно правильно выбрать место для могилы. По этому поводу консультируются у гадателя-геоманта. Могила должна содержаться в полном порядке, и проживающей в ней душе следует периодически приносить еду. Потомки должны посещать могилу, особенно в дни весеннего праздника (тзинь-мень). На протяжении ста дней старшего наследника мужского пола проводятся поминальные службы. Буддийский или даосский жрец освещает памятную дощечку предков, в которую обычно вписывают имя усопшего и его послужной список и наклеивают фотографию. Над дощечкой жгут благовонные палочки и в определенные праздничные дни ставиться еда. Молодожены, проходя мимо, обязаны каждый раз перед ней кланяться. Ее присутствие сплачивает семью и обеспечивает покровительство и благословение всем родственникам.

      Иудаизм. Кончина и воскрешение.

      Последние слова умирающего еврея либо произносимые другими, если он слишком немощен – это слова Шма, те самые, которые первыми учатся детьми: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един…». На похоронах в знак глубокой скорби близкие слегка разрывают на себе одежду, выражая горе. Похоронный ритуал, которому присуща простота даже и в богатых семьях, проводится как можно скорее, желательно в пределах двадцати четырех часов после кончины. Молебнов по усопшему не бывает, но присутствующие читают на память кадиш, молитву о величии Бога. Произносить кадиш, поминая усопших родителей, - особая обязанность детей.

      После похорон близкие родственники возвращаются домой для недельного траура в семейном кругу. Этот период известен как «Шива», или семь дней, все это время скорбящие сидят на низком табурете либо даже на полу. В годовщину кончины родителей их дети зажигают поминальную свечу и читают кадиш, завершая синагогальную службу.

      Доктрина воскрешения в торе отсутствует, и некоторые рассматривают ее как заимствование из христианства. В иудаизме мысль о жизни после смерти выражена в известных Тринадцати Догматах Веры: «Я с совершенной убежденностью верю, что наступит воскрешение умерших в то время, которое должно быть избрано Создателем». Но все же истина в том, что иудаизм отдает преимущество не загробной, а прежде всего настоящей жизни и соблюдению Закона Божьего сейчас, а не в будущем.


    Приложение №2

    Заповеди хосписа.

    1) Хоспис – не дом смерти. Это качественная жизнь до конца. Мы работаем с живыми людьми. Только они умирают раньше нас.

    2)  Основная идея хосписа – облегчить боль и страдания как физические, так и душевные. Мы мало можем сами по себе, и только с пациентом и его близкими мы находим огромные силы и почти неиссякаемые возможности.

    3) Нельзя торопить смерть и нельзя тормозить смерть. Каждый человек живёт свою жизнь. Время её не знает никто. Мы лишь попутчики на этом этапе жизни человека.

    4) За смерть нельзя платить. Как и за рождение.

    5) Если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. То, что кажется мелочью, пустяком в нашей жизни, - для пациента имеет огромный смысл.

    6) Пациент и его близкие – единое целое. Будь деликатен, входя в семью. Не суди, а помогай.

    7) Пациент всегда прав. Он мудр, он ближе к смерти.

    8) Каждый индивидуален. Нельзя навязывать пациенту своих убеждений. Пациент даёт больше, чем мы можем дать ему.

    9) Репутация хосписа – превыше всего.

    10) Не спеши, приходя к пациенту. Не стой над пациентом – посиди рядом. Как бы мало времени не было, его достаточно, чтобы сделать всё возможное. Если думаешь, что не всё успел, то общение с близкими ушедшего успокоит тебя.

    11) Ты должен принять от пациента все, вплоть до агрессии. Прежде, чем что-нибудь делать – пойми человека, прежде, чем понять – прими его.

    12) Говори правду, если пациент этого желает. Будь готов к правде и искренности, но не спеши.

    13) «Незапланированный» визит не менее ценен, чем визит «по графику». Чаще заходи к пациенту. Не можешь зайти – позвони; не можешь позвонить – вспомни и всё-таки… позвони.

    14) Хоспис – дом для пациентов. Мы – хозяева этого дома, поэтому: переобуйся и вымой за собой чашку.

    15) Не оставляй свою доброту, честность и искренность у пациента – всегда носи их с собой.

    16) Главное, что ты должен знать, что ты знаешь очень мало.

    «Лицом к лицу со смертью человек вырастает в такую меру, какой он не знал раньше»


    Приложение №3

    Новосибирский музей мировой погребальной культуры

       14 мая 2012 г. в Новосибирске открылся музей уникальной для России тематики – Музей мировой погребальной культуры.

       Хронологическое поле музея очерчено рамками от XIX до первого десятилетия XX века. Такой выбор не случаен: эта эпоха отличалась наибольшей проработанностью мемориальной культуры. В ней было вровень и эстетства, и гуманизма.

       В коллекции музея – несколько тысяч экспонатов. Среди них более 200 траурных платьев XIX века, разномасштабные модели катафалков, 10 000 старинных гравюр на тему погребения и траура, около тысячи живописных полотен и скульптур, старинных и современных. 9 000 фотографий на тему смерти и похорон, более 11 000 открыток. Собрана впечатляющая коллекция медальерного искусства памяти великих сражений и побед. Особенно интересна коллекция медалей, посвященных дням памяти матерей и отцов.

       Музей примечателен уровнем визуализации – редким для российской музейной практики, но популярным в Европе и США. Многие аспекты старинной погребальной культуры представлены в виде сюжетных инсталляций-диорам. Опознание в старинной прозекторской, прием заказа в погребальной конторе, пошив траурного платья, прощание родных с умершим ребенком – все сюжеты в детально воспроизведенных интерьерах разыгрывают реалистичные манекены, облаченные в одежду XIX века. Есть в этом ряду и сцены, совершенно удивительные для современного зрителя. Например, фотоателье, где совершается фотографический сеанс post mortem – съемка покойника в «живой» позе и обстановке, вместе с родственниками. Этот необычный фото-жанр, возникший в викторианской Англии, покорил несколько стран Европы, восточное побережье CША и просуществовал до конца 1920-х годов, оставив довольно большое визуальное наследство. Самый выразительные и знаменитые из таких портретов тоже представлены в экспозиции.

       Помимо стационарной экспозиции музей будет устраивать и выездные выставки различных коллекций в городах России и за рубежом.

       Музейный комплекс расположен в Парке Памяти новосибирского крематория. По желанию зрителей, посещение крематория может быть и замыкающей частью экскурсии. «Именно в такой цепочке это специфическое место воспринимается наиболее деликатно и естественно, - поясняет директор музея Татьяна Якушина. – Концепция нашего музея – это не воспитание интереса к смерти и не любование ей. Это тактичный и подробный рассказ о формах памятования, формах почтения к предкам. По большому счету, это музей культуры памяти. А если еще точнее – музей культуры жизни наших предков, потому, что если бы не было таких музеев, мы бы не знали как жили люди в разные эпохи, как оценивали друг друга, к каким целям стремились в течение жизни. Ведь последний день на земле – оценка всей достоинств и достижений человека».

       Новосибирский музей мировой погребальной культуры входит в международную ассоциацию музеев смерти и включен в программу сохранения культурного наследия похоронной культуры при UNESCO.

       По словам основателя музея Сергея Якушина, базовая цель музея – нормализация мемориальной культуры российского общества. «После 1917 отечественная мемориальная практика была выбита из общемирового контекста, - объясняет Сергей Якушин. - Тема смерти оказалась такой когнитивной ловушкой, в которой советская культура завязла как в силках – завязла, так и не найдя внятных слов и форм. А то, что немо, непонятно и не названо – то всегда пугает. Наш музей – это возвращение мемориальной практики к человечным, личностным формам. Попросту говоря, мы примиряем людей со смертью».


    Приложение №4

    Консультирование при переживании утраты                         (в случае смерти близкого человека).

       Консультирование людей, перенёсших утрату, - это нелёгкое испытание духовных сил и профессиональной компетенции (медиков и психологов).

       В жизни утраты более или менее ощутимы, но во всех случаях человек испытывает душевную боль, переживает горе. Утраты, как и многие события нашей жизни, не только болезненны, они предоставляют и возможность личностного роста. Консультант может способствовать реализации этой возможности, если понимает природу утраты, её связь с другими эмоциями, роль в становлении человека.

       Для умершего смерть – абсолютный конец его земной жизни. Однако в душах близких и друзей человек ещё продолжает существовать, по крайней мере некоторое время. Примирение с утратой – болезненный процесс, в котором от утраченного человека «отказываются» постепенно и с трудом. Но процесс совершенно естественен, и его не надо форсировать. Никто не должен вселять искусственный оптимизм в скорбящего, пытаясь его чем-либо заинтересовать, занимать развлечениями. Смерть близкого – это тяжёлая рана, и несчастный имеет право на скорбь.

       Интенсивность и продолжительность чувства скорби у различных людей неодинакова. Всё зависит от характера отношений с потерянным человеком, от выраженности вины, от длительности траурного периода в конкретной культуре.

       Душевные терзания как ярчайший компонент траура представляются скорее процессом, нежели состоянием. Перед человеком заново встаёт вопрос об идентичности, ответ на который приходит не как мгновенный акт, а через определённое время в контексте человеческих отношений.

       Для описания процесса скорби часто используется модель Kubler-Ross (1969). Она предполагает чередование стадий отрицания, озлобленности, компромисса, депрессии, адаптации. Считается, что нормальная реакция скорби может продолжаться до года.

       Сразу после смерти близкого человека возникает острая душевная боль. На первом этапе эмоциональному шоку сопутствует попытка отрицать реальность ситуации. Шоковая реакция иногда проявляется в неожиданном исчезновении чувств, «охлаждении», словно чувства проваливаются куда-то вглубь. Это происходит, даже если смерть близкого человека не была внезапной, а ожидалась долгое время. Отрицается сам факт смерти – «Он не умер (она не умерла)», «Этого не может быть», «Я не верю этому». Об умершем нередко говорят в настоящем времени, он принимается во внимание при планировании будущего.

       В процессе скорби непременно наступает озлобленность. Понёсший утрату, человек стремиться обвинить кого-то в случившемся. Вдова может обвинять умершего мужа за то, что он оставил её, или Бога, который не внял её молитвам. Обвиняются врачи и другие люди, способные реально или только в воображении страдающего не допустить смерти близкого. Речь идет о настоящей злости. Если она остаётся, то «подпитывает» депрессию. Поэтому консультант должен не дискутировать с клиентом и не корректировать его злобу, а помочь ей вылиться наружу. Только в таком случае уменьшится вероятность её разрядки на случайных объектах.

       После первой реакции на смерть близкого человека – шока, отрицания, злобы – происходит осознание утраты и смирение с ней. Современные исследователи процесс адаптации к несчастью или «работу скорби» характеризуют как когнитивный процесс, включающий изменение мыслей об умершем, горечь утраты, попытку отстраниться от утраченного лица, поиск своего места в новых обстоятельствах. Этот процесс не является какой-то неадекватной реакцией, от которой надо уберечь человека, с гуманистических позиций он приемлем и необходим. Имеется в виду очень тяжёлая психическая нагрузка, заставляющая страдать. Консультант способен доставить облегчение, однако его вмешательство не всегда уместно. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько это необходимо.

       Типичное проявление скорби – тоска по умершему. Человек, переживший утрату, хочет вернуть утерянное. Обычно это иррационально желание недостаточно осознаётся, что делает его ещё глубже. Навязчивые мысли и фантазии об умершем постоянно лезут в голову. Его лицо видится в толпе; пропадает интерес к событиям, которые прежде казались важными, к своей внешности. Места и ситуации, связанные с умершим, приобретают особую значимость. Консультанту следует разобраться в символической природе тоски. Поиск умершего не бесцелен – он явно направлен на воссоздание утраченного человека. Не надо противиться символическим усилиям скорбящего, поскольку таким образом он старается преодолеть утрату. С другой стороны, реакция скорби бывает преувеличена, и тогда создаётся культ умершего. В случае патологической скорби нужна помощь психотерапевта.

       В разные периоды жизни люди испытывают амбивалентные чувства друг к другу (любовь – ненависть). После смерти близкого человека прежняя амбивалентность является источником чувства вины. «Работа скорби» обуславливает возврат к отношениям, которые прервала смерть. Предпринимается попытка понять их значение в перспективе времени. Понёсший утрату постоянно задаёт себе вопросы: «Всё ли я сделал для умершего?», «Достаточно ли уделял ему внимания?». Вспоминаются случаи несправедливого отношения к умершему, и страдающий человек заверяет себя в совсем ином поведении, будь возможность все вернуть. Консультант должен с пониманием воспринимать эти сложные переживания как неизбежное изживание скорби. Важная составляющая «работы скорби» заключается в обучении новому взгляду на себя, поиску новой идентичности.

       В трауре очень существенны ритуалы. Они нужны скорбящему, как воздух и вода. Психологически крайне важно иметь публичный и санкционированный способ выражения сложных и глубоких чувств скорби. Ритуалы необходимы живым, а не умершим, и они не могут быть упрощены до потери своего назначения.

       «Работу скорби» иногда тормозят или осложняют сочувствующие люди, которые не понимают важности постепенного изживания несчастья. Трудный духовный процесс отделения от умершего происходит в субъективном мире понёсшего утрату, и вмешательство в него окружающих неуместно. Консультант тоже не должен заглушать процесс скорби. Если он разрушит психологическую защиту клиента, то не сможет оказать эффективную помощь. Клиент нуждается в защитных механизмах, особенно на ранней стадии траура, когда он не готов принять смерть и реалистично думать о ней. В условиях дефицита рациональности включаются защитные механизмы. В процессе траура их роль функциональна и сводится к тому, чтобы выиграть время и заново оценить себя и окружающий мир. Поэтому консультант должен позволить клиенту использовать отрицание и другие механизмы психологической защиты.

       Следует  отметить, что «работа скорби» не для всех людей является эффективной стратегией преодоления утраты. Многое зависит от стиля реагирования. Человеку, склонному заглушать болезненные воспоминания другой деятельностью, «работа скорби» мало помогает. Согласно исследованиям, женщины во время депрессии склонны к навязчивым раздумьям, что только углубляет упадок настроения. Мужчины, наоборот, проявляют активность, и это облегчает и укорачивает депрессию.

       С окончанием «работы скорби» происходит адаптация к реальности несчастья, и душевная боль уменьшается. Понесшего утрату человека начинают занимать новые люди и события. Исчезает желание соединиться с умершим, уменьшается зависимость от утраты. В некотором смысле можно сказать, что процесс траура представляет собой медленное ослабление связи с умершим. Это не означает забвения. Просто умерший человек уже предстаёт не в физическом смысле, а интегрируется во внутренний мир. Вопрос отношения с ним решается теперь символическим образом – умерший своим незаметным присутствием в душе понесшего утрату помогает ему в жизни. Таким образом, чувство идентичности успешно модифицируется.

       В период утраты страдание облегчается присутствием родственников, друзей, причём существенна не их действенная помощь, а лёгкая доступность в течение нескольких недель, когда скорбь наиболее интенсивна. Понесшего утрату не надо оставлять одного, однако его не следует «перегружать» опёкой – большое горе преодолевается только со временем. Горюющему человеку нужны постоянные, но не навязчивые посещения и хорошие слушатели.

       Роль слушателя в некоторых случаях может выполнять консультант. Находиться со скорбящим человеком и надлежащим образом внимать ему – главное, что можно сделать. Чем больше консультант сопереживает скорби и чем адекватнее воспринимает собственные эмоциональные реакции, связанные с помощью, тем эффективнее целебное воздействие. Не следует поверхностно успокаивать скорбящего человека. Замешательство и формальные фразы лишь создают неудобное положение. Клиенту надо предоставить возможность выражать любые чувства, и все они должны быть восприняты без предубеждения. Задачу консультанта можно выразить словами Шекспира из «Макбета» - «дать грусти слово». Другая очень важная задача консультанта: помочь близким горюющего человека правильно реагировать на его скорбь.

       Нормальный процесс скорби иногда перерастает в хроническое кризисное состояние, которое называется патологической скорбью. Скорбь становится патологической, когда «работа скорби» неудачна или не завершена. Выделяется несколько типов патологической скорби:

    1. «Блокирование» эмоций во избежание интенсификации процесса скорби.
    2. Трансформация скорби в идентификацию с умершим человеком. В этом случае происходит отказ от любой деятельности, способной отвлечь внимание от мыслей об умершем.
    3. Растягивание процесса горевания во времени с обострениями, например, в дни годовщин смерти.
    4. Чрезмерно острое чувство вины, сопровождаемое потребностью наказать себя. Иногда такое наказание реализуется посредством самоубийства.

    Памятка №5

    Особенности беседы с умирающим человеком.

       Отношение к смерти оказывает влияние на образ жизни. Стоики говорили, что смерть является важнейшим событием в жизни. Св. Августин мыслил сходным образом: «Только перед лицом смерти рождается самость человека». Итак, смерть является фактом жизни. Трудно принять мысль, что смерть может оказывать позитивное влияние на жизнь, потому что мы обычно смотрим на неё как на абсолютное зло. Однако, если хотя бы на мгновение отказаться от мысли о смерти, жизнь сразу утратит свою интенсивность.

       Неизлечимая болезнь неотвратимо приближает реальность смерти. Она существенно изменяет человеческую жизнь, и на этом фоне, как ни парадоксально, нередко появляются признаки «роста личности». Что же происходит при приближении смерти? В какой-то мере ответ на вопрос мы получаем в беседах с больными раком:

     - заново оцениваются приоритеты жизни – теряют значение всякие мелочи;

     - возникает чувство освобождения – не делается то, чего не хочется делать, т.е. теряют силу долженствования («обязан», «необходимо»).

     - усиливается сиюминутное ощущение жизни;

     - обостряется значимость элементарных жизненных событий (смена времен года, дождь, листопад и т.п.);

     - общение с любимыми людьми становится более глубоким;

     - уменьшается страх быть отвергнутым, возрастает желание рисковать.

       Все эти изменения свидетельствуют об увеличении чувствительности тяжелобольного человека, что предъявляет конкретные требования к тем, кто находится рядом с ним, - к близким, врачам, психологам. У больного возникают важные для него вопросы, которые он задаёт окружающим. Один из таких вопросов – «Скоро ли я умру?». Не существует единственно правильного ответа на этот вопрос, хотя можно говорить о более или менее универсальных принципах. В настоящее время рекомендуется большая ответственность в разговоре с пациентом о смерти. Прежде всего, неплохо посоветовать ему привести в порядок жизненные дела (последние желания, завещание и т.п.). Можно не говорить пациенту прямо, что, возможно, он вскоре умрёт: «Каждый должен быть готов к самому худшему, особенно тяжелобольной». Некоторые люди не склонны думать о завершении своих земных дел, потому что им кажется, что решение подобных проблем открывает дверь смерти.  С ними можно обсудить проблему страха перед смертью.

       Вопрос об откровенности с неизлечимо больным представляется одним из самых трудных. Существуют самые разные мнения на этот счёт. Одни думают, что пациенту надо сказать всю правду, другие подчеркивают необходимость бережного отношения к тяжелобольному и ничего не говорят ему о приближающейся смерти, третьи считают, что следует вести себя так, как хочет пациент. Конечно, больной имеет право знать правду о своём реальном положении, и никому не позволено узурпировать его право, однако не стоит забывать, что «право знать» отнюдь не тождественно «обязанности знать». Право знания не равносильно выбору знания. Свобода пациента будет реальной только при ориентации на его желание обладать подлинным знанием. Тяжелобольной может и не желать знать что-либо конкретное о приближающейся смерти, и окружающие обязаны уважать его выбор. Очень часто знание того, что скоро наступит смерть, не облегчает состояния больного, и тогда даже лучше, если он меньше знает. Когда пациент категорически требует сказать, сколько ему осталось жить, представляя самые разные, нередко достаточно рациональные аргументы, окружающие должны стараться понять, почувствовать, что скрыто за этими словами. Часто безоглядная смелость является мнимой. Требуя высказать всё до конца, пациент не очень представляет свою реакцию на жестокую правду. Иногда нетрудно заметить, что его требование носит скорее формальный характер и он вовсе не желает получить точный ответ, поскольку это лишает его надежды.

       Последовательность реакций неизлечимо больных людей на приближающуюся смерть описывает модель Kubler-Ross:

    1. Отрицание. При посещении разных врачей пациенты прежде всего надеются на отрицание диагноза. Действительное положение вещей скрывается как от семьи, так и от себя. Отрицание даёт возможность увидеть несуществующий шанс, делает человека слепым к любым признакам смертельной опасности.
    2. Злоба. Она чаще всего выражается вопросами: «Почему я?», «Почему это случилось со мной?», «Почему меня не услышал Бог?» и т.п.
    3. Компромисс. На этой стадии стремятся как бы отложить приговор судьбы, изменяя своё поведение, образ жизни, отказываясь от разных удовольствий, и т.п.
    4. Депрессия. Поняв неизбежность своего положения, постепенно теряют интерес к окружающему миру, испытывают грусть, горечь.
    5. Адаптация. Смирение понимается как готовность спокойно встретить смерть.

       Удельный вес отдельных стадий у разных людей значительно различается. Следует отметить, что через все эти стадии проходят и члены семьи, узнав о неизлечимой болезни близкого человека.

       Важнейшей стадией преодоления страха смерти считается отрицание. Оно действует подобно морфию – не устраняя причины заболевания, оно уменьшает боль. «Отрицание облегчает душевные страдания за счёт сокрытия реальности. Действие защитного механизма происходит бессознательно, его интенсивность и характер не у всех одинаковы. Иногда бестолковый доктор пытается бороться с психологической защитой пациентов, высмеивая абсурдность их фантазий (пациенты с неизлечимой болезнью порой усматривают признаки выздоровления, начинают строить далеко идущие планы и т.п.). На самом деле проявляется совершенно естественная и обоснованная реакция умирающего на страх смерти. «Развенчание» искаженной картины болезни уместно при других заболеваниях (например, отрицание болезни при инфаркте миокарда может стоить пациенту жизни).

       С помощью отрицания создаётся иллюзия, что всё обстоит хорошо. Однако отрицание ни в коем случае не означает, что пациент действительно не знает о приближении смерти. Скорее можно думать, что он выбирает незнание или, иначе говоря, предпочитает оставаться в неведении. На бессознательном уровне пациент чувствует, какова ситуация в действительности, но склонен игнорировать её. Следует отметить, что использование отрицания бывает успешным, т.е. выполняет свои функции только тогда, когда никто из окружающих людей не использует этот механизм защиты. Обычно же близкие умирающего, а иногда даже врачи, склонны игнорировать истинное положение дел, потому что тоже испытывают страх перед смертью и не знают, как разговаривать с человеком, которому осталось недолго жить. Тем самым они мешают пациенту воспользоваться механизмом отрицания. Когда окружающие начинают говорить о том, что всё будет хорошо и пациент выздоровеет, тревожность у пациентов увеличивается, и часто такие «игры» близких становятся для него признаком полной безнадёжности его состояния.

       Умирающий человек способен понять своё положение и нередко хочет поговорить о своей болезни и приближении смерти, но только с теми, кто выслушивает его без поверхностных попыток утешить. Поэтому консультанту или врачу следует уметь квалифицированно разобраться в желаниях умирающего и связанных со смертью фантазиях и страхах. Это позволяет не только выслушать пациента, но и помочь ему поделиться мыслями о смерти, собственном негодовании и о том, что он потеряет вместе с жизнью. Консультант, по сути, способен побудить неизлечимо больного человека изведать жизнь до последнего мгновения.

       В заключение перечислим несколько важных принципов, которые следует учитывать консультанту в работе с умирающим человеком:

       1.Очень часто люди умирают в одиночестве. Известное философское изречение: «Человек всегда умирает в одиночку» нередко понимают слишком буквально и оправдывают им защитное отгораживание от умирающего. Но страх смерти и боль становятся ещё сильнее, если оставить человека одного. К умирающему нельзя относиться как к уже умершему. Его надо навещать и общаться с ним.

       2.Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности.

       3.На благо умирающему должны быть направлены усилия всех окружающих его людей. В общении с ним следует избегать поверхностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие.

       4.Умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслушивать посетителей.

       5.Речь умирающих часто бывает символической. Для лучшего её понимания необходимо расшифровать смысл используемых символов. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспоминания, которыми он делится.

       6.Не следует трактовать умирающего человека только как объект забот и сочувствия. Нередко окружающие с самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако чрезмерное принятие на себя ответственности уменьшает диапазон самостоятельности пациента. Вместо этого следует выслушивать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т.п.

       7.Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, - это  наша личность. Конечно, мы не представляем собой идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить.

       8.Психологам и врачам следует признаться в своих сомнениях, чувстве вины, ущемлённом нарциссизме и мыслях о собственной смерти.

       Персоналу, работающему с умирающим и его близкими, тоже необходима существенная помощь. С ними прежде всего следует говорить об осознанном смирении с чувствами вины и бессилия. Медикам нужно преодолеть унижение профессионального достоинства. Такое чувство довольно часто встречается среди врачей, для которых смерть пациента в определённом смысле является профессиональной катастрофой.

     


    Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

    1. Работа с художественной литературой: выбор отрывков с описанием психологического состояния умирающего человека.
    2. Работа с научно-исторической литературой: подбор информации о погребальных традициях разных народов и культур.
    3. Поиск новейших статистических данных по проблемам смерти и продолжительности жизни.

    Домашнее задание.

    1. Самостоятельно изучить и законспектировать тему: «Психологические аспекты суицидального поведения», стр. 341-354 по учебнику «Медицинская психология» под ред. Косенко.
    2. Тактика поведения медперсонала с пациентами в их состоянии горя. По учебнику №2 под ред. Петровой (конспект).
    3. Правила поведения с умирающим пациентом. По учебнику №2 под ред. Петровой.


    Литература.

    1. Психология. И.В.Островская. Гл 28.
    2. Психология для медицинских специальностей под редакцией Н.Н. Петрова. Москва. Академия, 2006. Гл 20.
    3. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров. Ростов-на-Дону. Феникс, 2002.
    4. Телефонное консультир. А.Н.Моховиков. Москва. Смысл 2001.
    5. Н.А. Магазаник «Искусство общения с больными».
    6. Фигуры Танатоса: Искусство умирания. Философский альманах. Вып.1-5 – СПб, 1991 – 1998г.

    Художественная литература.

    1. Виктор Суглобов «Последний день каникул», М. Современник,1978.
    2. Владимир Солоухин. Рассказы. Варвара Ивановна.
    3. «Смерть Пушкина» отрывок из письма Жуковского Бенкендорфу.

    Кино и видеоматериалы.

    1. Х/ф «Остров» 2005г. США. Тема: клонирование человека ради изъятия органов для хозяина.
    2. Х/Ф «Последняя репродукция» 2007г. Россия. Тема: какие права есть у человека, рождённого с помощью клонирования и какие последствия возможны.

    Блок контроля.

    Вопросы для контроля (можно обсудить на практическом занятии).

    1. Если у больного выраженная реакция отрицания, если он и знать не желает о смерти, можно ли с ним говорить на эту тему? Ответ: Нет, это грубая ошибка. Отрицание связано с шоком, страхом, и нужно дождаться адаптации человека к ситуации.
    2. Почему у постели пациента, находящегося в бессознательном состоянии необходимо контролировать свою речь и осторожно выражаться о состоянии пациента и его перспективах? Ответ: Глубина потери сознания может быть переменчивой. Отдельные слова и фразы могут очень сильно влиять на сознание пациента и причинить ему вред. Ятрогения – нежелательное изменение психики больного, порождённое врачом.
    3. Как вы ответите на вопрос тяжелобольного человека: «Я скоро умру?» Ответ: Каждый человек имеет право на свой собственный путь к смерти. Он имеет право спрашивать и получать ответы, говорить о своих чувствах, заботах и переживаниях. Он может приводить в порядок свои дела, встречаться с близкими, прощать их и сам просить у них прощение.
    4. В чем заключается психологическая помощь семье и близким умирающего? Ответ: психологическая помощь родственникам и близким умирающего предполагает умение слушать, быть внимательным к другим людям, сострадать. Необходимо познакомить близких со стадиями горя и с реакциями пациента, чтобы вести себя соответствующим образом.
    5. Какие стрессовые ситуации существуют в деятельности персонала, ухаживающего за умирающим? Ответ: неэффективность лечения, постоянная утрата тех, за кем пришлось ухаживать, эмоциональнее воздействие со стороны родственников пациента, возникновение сомнений в своих верованиях.
    6. Охарактеризуйте возможные формы поддержки персонала, ухаживающего за умирающим? Ответ: психологическая помощь персоналу может включать: неофициальную, официальную, индивидуальную, собственную поддержку, как формы поддержки извне и уход за собой, так и форму внутренней поддержки.

    Тестовый контроль.

    1. Какой компонент является самым главным в работе с умирающим пациентом?

    а) комфорт (чистота, тишина, тепло…)

    б) обезболивание

    в) возможность общения

    1. Определить последовательность реакций:

    а) «Почему именно я?»

    б) «Господи, почему я не могу плакать?»

    в) «Этого не может быть!»

    г) «Обещаю выполнять все назначения…»

    д) «Мне легче умирать, потому что я сознаю, что за всем этим стоит…»

    1. На стадии торга человек может вступать в переговоры:

    а) с самим собой

    б)  с Богом

    в) с медработниками

    г) с родственниками

    д) все ответы верны

    1. Как называется хроническое кризисное состояние, вызванное утратой близкого человека?

    а) затянувшийся шок

    б) патологическая скорбь

    в) горевание

    1. Танатология – это дисциплина, относящаяся к:

    а) философии;

    б) культурологии;

    в) психологии;

    г) медицине.

    1. Эвтаназия – это:

    а) самоубийство пациента;

    б) ускорение смерти неизлечимо больного пациента;

    в) убийство тяжелобольного пациента.

    1. Знает ли пациент о приближении смерти на стадии отрицания?

    а) да, но эмоционально отторгает все мысли об этом;

    б) не знает и знать ничего не хочет;

    в) догадывается, но активно отбрасывает мысли об этом;

    г) все ответы верны.

    1. С какими внутренними проблемами сталкивается медсестра и врач при работе с умирающими пациентами:

    а) чувство вины;

    б) страх смерти, растерянность;

    в) чувство профессиональной несостоятельности;

    г) все ответы верны.

    1. Какие последствия могут быть, если у постели тяжелобольного или находящегося в бессознательном состоянии пациента вслух высказываются предположения о том, сколько ему осталось жить и т.п.?

    а) ятропатия;

    б) ятрогения;

    в) эмоциональное выгорание.

    1.  Погребальные ритуалы в первую очередь служат:

    а) для соблюдения традиций;

    б) для умершего, как дань памяти;

    в) для живых, с целью правильно пережить скорбь и потерю близких.

    Ответы:

    1. в
    2. в, а, г, б, д
    3. д
    4. б
    5. г
    6. б
    7. г
    8. г
    9. б
    10. в

    Рецензия

    На методические материалы теоретического и практического занятия для студентов и преподавателей по дисциплине «Психология» по теме:

    «Психология утраты и смерти»

    Автор: Булкина Надежда Борисовна, преподаватель психологии ГБОУ «МК №3 ДЗМ», первой квалификационной категории.

       Методическая разработка предназначена для проведения занятий по разделу Медицинской психологии по теме «Психология утраты и смерти»; составлена в строгом соответствии с рабочей программой и требованиями Государственного образовательного стандарта с учётом современных требований к оформлению методических материалов.

       Рецензируемый материал представлен в печатном виде объёмом 37 страниц формата А 4; скомпонован в соответствии с принятой структурой в доступной и профессионально грамотной форме.

    Методическая разработка содержит следующие разделы:

    • «Введение» с мотивацией темы;
    • Методический и контрольный блоки;
    • Блок самостоятельной работы (приложения);
    • Информационно-лекционный блок;
    • Рекомендуемая литература и фильмы и задания для самостоятельной работы.

    Цели занятия (общие и конкретные) представлены в соответствии с содержанием рабочей программы, общими и практическими компетенциями. Определены пути интеграции с другими дисциплинами – философией, анатомией, историей, литературой и религоведением.

    Хронологическая структура двух занятий представлена в виде технологических карт, где указаны виды деятельности преподавателя и студентов на каждом этапе учебного занятия.

    Контроль знаний студентов проводится в виде общей беседы, тестового контроля (фронтально) и домашних заданий индивидуально.

    Пять приложений к практическому занятию содержат научный и информационный материал, изучение которого способствует осознанию профессиональных тонкостей и сложностей в работе с тяжёлыми пациентами.

    Заключение: Педагогическая и практическая ценность предложенных материалов определяется научностью, практической значимостью в жизни и медицинской практике.

    Методические материалы составлены в соответствии с современными психолого-педагогическими требованиями и требованиями Государственного образовательного стандарта и могут быть использованы для проведения занятий со студентами.

    Рецензент: Бондарчук Л.А., преподаватель «Анатомии и физиологии человека» высшей квалификационной категории ГБОУ «Медицинский колледж №3 ДЗМ».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по информатике "Разработка и программирование задач с линейной и разветвляющейся структурой на языке Turbo Pascal"

    Данная методическая  разработка создана с целью оказания преподавателю методической помощи составления программ на языке программирования Turbo Pascal....

    Методическая разработка к открытому занятию: Разработка знака к мультимедийному меню

    В материале рассматривается история знака и его особенности проектирования. Для специальностей Дизайн и Реклама системы СПО...

    Методическая разработка по теме: "Разработка, создание и внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках по дисциплине "Информатика и ИКТ""

    В данной методической разработке изложены основные этапы разработки, создания и внедрения электронных образовательных ресурсов по дисциплине "Информатика и ИКТ", теория и примеры создания контент...

    Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Курительная смесь – шаг к смерти"

    Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеаудиторного мероприятия, направленного на воспитание культуры здорового образа жизни и  формирование жизненных ценностей и ра...