Анатомо-физиологические особенности позвоночника и оценка осанки у подростков
проект

Цель: Обоснование анатомо-физиологических особенностей позвоночного столба средствами  физического воспитания в процессе формирования правильной осанки у подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_po_antomii.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Анатомо-физиологические особенности позвоночника и оценка осанки у подростков»

                               Введение

Позвоночник является надёжной конструкцией, предназначенной природой для обеспечения своего рода каркасной функции. В процессе морфологического развития период жизни человека от шести лет является самым ответственным в формировании правильной осанки. Развитие позвоночного столба идёт в среднем до 20-24 лет. В норме позвоночный столб имеет S-образную форму, различают физиологические изгибы позвоночного столба: лордозы и кифозы.

На рост, развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает неправильная поза при письме и чтении. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при работе за компьютером.

Цель: Обоснование анатомо-физиологических особенностей позвоночного столба средствами  физического воспитания в процессе формирования правильной осанки у подростков.

Задачи:

1. Рассмотреть закономерности формирования осанки; 

2. Определить значение средств физического воспитания в процессе формирования правильной осанки.

3.  Провести сравнительную характеристику осанки и состояние позвоночного столба у обучающихся.

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Правильная осанка вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить её недостатки трудно. В детском и юношеском возрасте, когда хрящевая ткань в позвонках ещё не заменилась полностью костной, особенно важно следить за осанкой, посадкой за столом, партой.

Для формирования правильной осанки и устранения её дефектов необходимо равномерно развивать мышцы всего тела, акцентируя внимание на развитии статической силы мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, а также на развитии и подвижности позвоночника.

Существуют несколько типов осанки:

  • Прямой тип
  • Прогнутый тип (лордотический)
  • Сутулый тип (кифотический)
  • Наклонный тип
  • Изогнутый тип

Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.

Различают три степени нарушения (отклонения) осанки.

I степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания человека.

II степень – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

III степень – характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

Одним из эффективных средств формирования осанки и ее коррекции являются физические упражнения, воздействие которых на осанку зависит от их назначения. Выделяют две группы упражнений.

  1. Упражнения первой группы оказывают укрепляющее и тонизирующее воздействие на организм в целом и способствуют формированию осанки. К ним относят спортивные упражнения (например, плавание, гимнастика и др.)
  2. Вторая группа – это общеразвивающие упражнения, направленные на развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, гибкости) и физической подготовки на укрепление отдельных мышечных групп.

Для подросткового возраста наиболее доступными являются общеразвивающие упражнения. Они легко регламентируются, дозируются и хорошо осваиваются. Эта группа упражнений укрепляет нервно-мышечный аппарат, развивает и совершенствует двигательные и функциональные возможности организма ребенка.

Закаливание – также одно из средств физического воспитания. Это система мероприятий, под влиянием которых без вреда можно переносить резкие колебания температуры воздуха и воды. Закаливание солнцем, воздухом и водой не только укрепляет здоровье, но и обеспечивает физическую, психическую и волевую подготовленность к жизни в неблагоприятных условиях.

Режим - система цепких условных рефлексов. Установлено, что системность в работе коры больших полушарий ведет к меньшей трате энергии мозговых клеток, чем и обеспечивается не только экономичность, но и более четкая функция нервной системы и всех систем организма при одновременном повышении общей работоспособности, что в свою очередь способствует сохранению нормальной осанки.

Оценка осанки подростков
Нами проведена сравнительная характеристика осанки у обучающихся МУ №15. Для исследования мы пригласили двух девушек со 2 курса.

  • Первая -  активно занимается гимнастикой и соблюдает режим дня.
  • Вторая - не регулярно посещает занятия физической культурой, не проявляет интереса к спортивной деятельности и не соблюдает режим дня.

Для оценки состояния осанки у обучающихся мы провели несколько тестов.

  1. 1 тест. Мы попросили девушек пройти некоторое расстояние, удерживая на голове книгу.
  2. 2 тест.  Сделать несколько наклонов вниз с опусканием рук так, чтобы кисти рук соприкоснулись с поверхностью пола.
  3. 3 тест. Завести руки за спину и попытаться скрепить их в замок.

Во время первого теста девушка №1 прошла все расстояние с книгой на голове, а девушка №2 – прошла его частично.

Во втором тесте первая девушка полностью докоснулась ладонями до пола, вторая не коснулась даже кончиками пальцев.

В третьем тесте первая девушка смогла завести за спину и скрепить в замок обе руки, вторая же смогла завести за спину, но не смогла скрепить руки в замок.

Для сравнения результатов мы вывели таблицу, которая представлена на слайде.

Тесты

№1

№2

Книга

Прошла все расстояние

Прошла частично

Наклоны

Докоснулась ладонями до поверхности пола.

Не докоснулась до поверхности пола

Замок

Выполняет упражнение обеими руками

Не выполнила

Выводы:

Таким образом, мы пришли к выводу, что показатели анатомо-физиологических особенностей позвоночного столба и осанки у девушки, занимающейся гимнастикой, лучше, чем у девушки совсем не занимающейся спортом.

Заключение

Специальные физические упражнения для воспитания и исправления осанки у подростков — важное, но не единственное средство для приобретения красоты тела и здоровья. Особо ценный эффект эти упражнения дают в сочетании с выполнением режима дня, закаливанием и правильной рабочей позой при занятиях за партой. Успех по воспитанию осанки зависит от самих обучающихся. Они должны активно посещать занятия физической культурой, спортивные секции и настойчиво работать над формированием своей осанки.

 

Список использованной литературы

1.        Аганянц Е.К. , Ваганов Н.В., Синкина З.П., Шкляренко А.П. Тактика лечебной физической культуры при сколиозе 1-2 степени у детей 8-15 лет. Методические рекомендации. – Краснодар, 1995.

2.        Алиев В.А., Андреева В.П. Зависимость состояния здоровья от соматотипа школьника // Гигиена и санитария, 1989. - №9. - С. 13-16.

3.        Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков.- Киев.: Здоровье, 1985. - 80 с.

4.        Бальсевич В.К., Годик М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры- 1994.- №5.  - С.68

5.        Бернштейн Н.К. Физиология движений и активность /Под ред. О.Г. Газенко. — М.: Наука, 1990.— 495 с.

6.        Бурмистрова Н.И. С помощью родителей: игры и физкультминутки для профилактики нарушений осанки у младших школьников // Физическая культура в школе. – 1998. - № 2.-  С.74-77.

7.        Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991- С. 7-47.

8.        Гальперин С.И. Физические особенности детей. - М: ПО"Сфера" ВГФ им. Пушкина, 1992 .- 89с.

9.           Гутерман Т.А. Дифференцированная коррекция нарушений осанки у детей 6-7 лет средствами оздоровительной физической культуры: Автореф. канд. дис. Краснодар, 2005. — 25 с.

10.        Дубровский В.И., Реабилитация в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1991.

11.        Ермоленко Е.К. Возрастная морфология. - Краснодар, 1996.

12.        Кузнецов А. К. Физическая культура в жизни общества. - М., 1995.

13.        Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения школьников. – М., 2000.

14.        Ловейко И.Д., Фонарев М.И. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей. -  М., Медицина, 1989.

15.        Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 113 с.

16.        Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. – Спб., 2009.  – С. 15.

17.        Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. – СПб.: Речь, 2001.

18.            СолодковА.С., Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: Учеб. пос. — СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. — 187 с.

19.        Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2003.           Спасибо за внимание.