Методическая разработка Учебного занятия По теме: «Постконтактная профилактика заражения ВИЧ-инфекций»
методическая разработка

Методическая разработка

Учебного занятия

По теме: «Постконтактная профилактика заражения ВИЧ-инфекций»

(практическое занятие)

по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая

по дисциплине ОП.03 Основы микробиологии и инфекционная безопасность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postkontakt_finish.docx93.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №5»

ОП №2

Методическая разработка

Учебного занятия

По теме: «Постконтактная профилактика заражения ВИЧ-инфекций»

(практическое занятие)

по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая

по дисциплине ОП.03 Основы микробиологии и инфекционная безопасность.

Москва

2017 год

РАССМОТРЕНЫ

на заседании ЦМК ОПД

Протокол № ___ от __________2018г.

Председатель ЦМК
_________/ Л.Д. Бухцрикидзе/

ОДОБРЕНЫ

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

Протокол № ____________

от «   » ______________ 2018г.

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ОУ ОП №2

_________/Л.С. Спирина/

«___»___________2018 г.

Организации-разработчики:

ГБПОУ ДЗМ  «Медицинский колледж №5» ОП №2

Разработчик:

Корнеева Н.Ф. - преподаватель ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №2

Рецензенты:

Внутренний:

Фетисов А.А.  -  методист ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №2

Внешний:

Василевская Н. А. – Президент ГАУЗ «СП № 3 ДЗМ»

                                    Зам. главного внештатного специалиста по стоматологии ДЗМ


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Методический блок ………………………………………………………..4
  1. Цели………………………………………………………………………...4
  2. Задачи………………………………………………………………………4
  3. Внутридисциплинарные связи……………………………………………5
  4. Междисциплинарные связи………………………………………….…...5
  5. Технологическая карта……………………………………………………6
  6. Оснащение занятия………………………………………………....……..6
  1. Информационный блок…………………………………………………….9
  1. Опорный конспект………………………………………………………...9
  1. Блок контроля……………………………………………………………..16
  1. Материалы входящего контроля……………………………………......16
  2. Материалы выходного контроля………………………………………..16
  3. Эталоны ответов……………………………………………………….…17
  1. Список литературы…………………………………………………….....18

1.Методический блок

Названия учебной дисциплины

ОП.09 Профилактика ВИЧ-инфекции

Тема:»Постконтактная профилактика заражения ВИЧ-инфекций»

Тип занятия практическое занятие:

     ● Урок изучения нового учебного материала

Количество часов: 2 часа.

  1. Цели занятия:
  1. Образовательные в соответствии с содержанием учебного материала образовательной программы.
  2. Воспитательные: привитие чувства ответственности.работа  в команде
  1. Задача:

Иметь представление:

     ● об инфекционном процессе при ВИЧ-инфекции

     ● об источнике инфекции при ВИЧ-инфекции

     ● о механизме передачи возбудителя ВИЧ-инфекции

     ● о восприимчивости  к ВИЧ-инфекции

     ● об интенсивности эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции

     ● о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий в очаге ВИЧ-инфекции

     ● о санитарно-гигиеническом просвещении населения по ВИЧ-инфекции

В результате изучения данной темы студент должен:

Уметь осуществлять профилактику распространения ВИЧ-инфекции в профессиональной деятельности и в быту

Знать основы эпидемиологии, пути заражения, локализацию ВИЧ-инфекции в организме человека.


Материал данной методической разработки способствует реализации общих и профессиональных компетенций.

Общие компетенции:

     ● ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

     ОК 6. Работать в коллективе и команде.

Профессиональные компетенции:

П.К. 1.3. Производить починку съемных пластинчатых протезов

1.3Внутридисциплинарные связи

Основы микробиологии

      ●Основы вирусологии

      Основы иммунулогии

      Основы эпидемиологии

1.4Междисциплинарные связи

Инфекционные заболевания

Стоматологические заболевания

Анатомия челюстно-лицевой области

Физиология челюстно-лицевой области

1.5 Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

Методическое

Обоснование

Формируемые ОК

1.Организационный момент

Проверка внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих

Готовятся к занятию

Воспитание организованности и ответственности студентов

ОК 1

2. Определение

целей занятия.

Мотивация целей.

Сообщает тему, цели и задачи занятия. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок

Слушают, записывают в альбоме тему и цели занятия

Мотивация необходимости получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности

ОК 1

ОК 7

3. Определения исходного уровня знаний

Демонстрирует вопросы, корректирует, дополняет

Отвечают на тесты письменно

Получение объективной информации о степени исходного уровня знаний, коррекция ошибок

ОК 6

ОК 8

4. Изучение нового материала

Излагает новый материал

Слушают, конспектируют в альбоме

Подготовка к осуществлению сестринского процесса

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

5. Закрепление нового материала

Демонстрирует задачи которые необходимо заполнить

Заполняют таблицу

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок

ОК 1

ОК 6

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

6. Рефлексия.

Подведение итогов занятия.

Оценивается работа группы в целом и каждого студента с обоснованием оценок

Анализируют свою работу

Оценивание своей деятельности – достигнуты ли цели занятия

ОК 2

ОК 6

ОК 8

7. Домашнее задание

Сообщается домашнее задание и задания для

Самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания.

Раздается материал по выполнению внеаудиторной работе

ОК 1

ОК 7

ОК 8

ОК 6

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

1.6 Оснащение занятия

Список литературы:

Основная литература:

Зверев В.В., Бойченко М.Н. Основы микробиологии и иммунологии: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.; ГЭОТАР-Медиа, 2014г.

Профилактика ВИЧ-инфекции. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.5. 2826-10 от 11 января 2011 г.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. №2203-р

«Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»

Приказ МЗ СССР от 10.06.1985г. № 770 «О введение в действие отраслевого стандарта» ОСТ 42.21-285

Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы стерилизации и режимы.

ФЗ №38-ФЗ от 30.03.1995г. «О предупреждении распространения в РФ заболеваний вызываемого ВИЧ(ВИЧ-инфекция)»

Катаева В.А «Профилактика ВБИ в стоматологических поликлиниках. Учебное пособие для студентов стоматологических факультетов» Москва 2016 г. 20с

2. Информационный блок

2.1 Опорный конспект

Пандемия ВИЧ – инфекции в мире развивается более 30 лет. В 2017 году 1,2 миллиона людей в мире умерли от причин, связанных с ВИЧ. В конце 2017 года в мире насчитывалось примерно 36,9 миллионов людей с ВИЧ – инфекцией. В 2017 году в Российской Федерации зарегистрированных с антителами к ВИЧ более 1 миллиона человек.

В мире официально зарегистрировано профессиональное заражение ВИЧ – инфекцией у 350 медицинских работников. Среди них 106 доказано, 238 предположительно профессиональный контакт, как причина заражения ВИЧ.

Наиболее частому профессиональному риску заражению подвергаются:

  • Средним медицинский персонал;
  • Медицинские сёстры, выполняющий инвазивные манипуляции и у постели больного, процедурные и оперативные медицинские сёстры.
  • Стоматологи, зубные техники.

Риск инфицирования медицинских работников гемоконтактными инфекциями зависит от:

  • Степени нарушения целостности кожных покровов и слизистых при травмировании;
  • Степени контаменации инструмента заразным материалом;
  • Стадии болезни пациента, концентрации и активности вируса в крови;
  • Получения пациентом антиретровирусной терапии (АРВТ);
  • Длительности контакта с кровью;

Этиология ВИЧ – инфекции

ВИЧ – инфекция – хроническое заболевание, характеризуется специфическим выражением иммунной системы, приводящая к медленному её разрушению вплоть до синдрома приобретённого иммунодефицита (СПИД), развитием на его фоне инфекционных и онкологических заболеваниях, которые в конечном итоге приводят к смерти.

ВИЧ относится к подсемейству ретровирусов. Малоустойчив во внешней среде. На высохшей крови сохраняется более 14 дней.

Эпидемиология ВИЧ – инфекции

ВИЧ – инфекция имеет механизм передачи инфекции –кровяной, гемоконтактный. Источник инфекции- больные острой формой и вирусоносители.

 


Факторы передачи возбудителей гемоконтактных инфекций является:

  1. Кровь
  2. Выделения женских половых путей
  3. Вертикальные передачи

Передача медицинских инвазивных процедур:

  1. Внутривенное введение наркотиков
  2. Нанесение татуировок
  3. Проведение косметических, маникюрных, педикюрных процедур нестерильным инструментарием

Уязвимые группы населения:

  1. ПИН
  2. МСМ
  3. КСР
  4. Половые партнёры ПИН
  5. Заключённые
  6. Беспризорные дети

Скорость распространения ВИЧ среди гетеросексуального населения определяют факторы:

  1. Частота смены партнёров
  2. Количество половых актов с инфицированным половым партнёром
  3. Распространённость ИППП

 В гетеросексуальной части населения можно выделить группы, имеющие относительно большой риск заражения,в частности это те, кто постоянно вступает вступает в связи с половыми партнёрами: например лица, продающие сексуальные услуги, - коммерческие секс-работники (КСР), постоянные пользователи услуг («Клиенты КСР»), молодёжь и мигранты, не имеющие постоянных половых связей, а также лица. Склонные к частой смене половых партнёров (к промискуитету), из-за особенностей психики, воспитания, условия среды или социальной дезадаптации .

Клинические проявления. Стадия ВИЧ – инфекции. (по В.И. Покровскому 2001 год).

Инкубационный период – от 2 до 4 недель. В среднем – до 3 месяцев.

Стадия I. Стадия инкубации.

Стадия II. Стадия первичных проявлений (II а, II б, II в).

Стадия III. Латентная.

Стадия IV. Стадия вторичных заболеваний (IV а, IV б, IV в,).

Стадия V. Терминальная стадия.

Стадия I. Стадия инкубации.

Стадия инкубации – период от момента заражения до ответа организма на внедрение вируса (появление клинической симптоматики или выработке антитела), обычно составляет 3 месяца, однако при наличии имуннодефицитных состояний у пациента на фоне лечения цитостатиками или антиретровирусными препаратами может увеличиваться до 12 месяцев. В данном периоде у инфицированного антитела ВИЧ не обнаруживаются, в связи с чем возрастает риск передачи от него инфекции, в том числе при оказании медицинской помощи.

Стадия II. Стадия первичных проявлений.

II а.

Бессимптомный, когда клинические проявления ВИЧ – инфекций или оппортунистических заболеваний отсутствуют, а ответом на внедрение ВИЧ является выработка антител.

II б.

Острая ВИЧ – инфекция без вторичных заболеваний (разнообразные клинические проявления, а большинстве своём похожие на симптомы других инфекционных заболеваний).

II в.

Острая ВИЧ – инфекция с вторичными заболеваниями (на фоне временного снижения CD4-лимфоцитов развиваются вторичные заболевания – ангина, бактериальная пневмония, кандидоз, герпес – как правило, хорошо поддающиеся лечению). Продолжительность клинических проявлений острой ВИЧ – инфекции обычно составляет 2-3 недели.

Стадия III. Латентная.

Медленная прогрессирование иммунодефицита. Единственным клиническим проявлением является увеличение лимфатических   узлов, которая может и отсутствовать. Длительность стадии от 2-3х до 20 и более лет, в среднем 6-7 лет. Отмечается постепенное снижение уровня CD4-лимфоцитов.

Стадия IV. Стадия вторичных заболеваний.

Продолжается репликация ВИЧ, приводящая к гибели CD4-лимфоцитов и к развитию на фоне имуннодефицита оппортунистических заболеваний, инфекционных и/или онкологических. Симптомы на этой стадии имеет обратимый характер, то есть могут проходить сами по себе или в результате лечения. В зависимости от тяжести вторичных заболеваний верхних дыхательных путей.

IV а.

Для неё характерны бактериальные, грибковые, вирусные поражения слизистых и кожных покровов, воспалительные заболевания верхних дыхательных путей.

IV б.

Более тяжёлые и длительные кожные поражения, саркома Капоши, потеря веса, поражения периферической нервной системы и внутренних органов.

IV в.

Тяжёлые, угрожающие жизни оппортунистические заболевания.

Стадия V. Терминальная. СПИД.

Поражения органов и систем вносят необратимые течения. Даже адекватно проводимые противовирусная терапия и лечение оппортунистических заболеваний неэффективно, и больной погибает в течении нескольких месяцев.

Лабораторная диагностика ВИЧ – инфекции.

Основным методом лабораторной диагностики ВИЧ – инфекции является обнаружение антител к вирусу с помощью ИФА и ИХЛА.

Для определения прогноза и тяжести ВИЧ-инфекций большое значение имеет определение «вирусной нагрузки»-количество копий РНК ВИЧ в плазме методом полимерной цепной реакции (ПЦР)

Принципы лечения ВИЧ-инфекций

Основным принципом лечения является предупреждение прогрессирования заболевания. Антиретровирусные препараты позволяют лишь замедлять скорость размножения вируса в организме. Используются препараты , относящиеся к группам нуклеозидных ингибиторов обратный транскриптазы(АЗТ, азидотимедин, тимазит) и ингибитором протеаз(индинавир, нарвин). Помимо АРВТ пациентам назначаются терапии против оппортунистических заболеваний.

Профилактика ВИЧ- инфекций в медицинских организациях

Неспецифические меры профилактики ВИЧ-инфекции

К ним относятся индивидуальные средства  защиты медицинских сестер.

  • Перчатки
  • Маска
  • Очки
  • Халаты и фартук

Все биологические субстраты ,которые выделяет пациент , независимо от результата обследования на ВИЧ – для медицинского работника являются потенциальными заразными, поэтому в ЛПУ должна быть «укладка для профилактики заражения ВИЧ-инфекция».

Важным аспектом в профилактике ВИЧ-инфекции является правильная обработка многоразового инструментария.

Обработка многоразового инструментария

Дезинфекция

Предстерилизационная очистка

 

Стерилизация

Дезинфекция- мероприятия ,направленные на уничтожение патогенных микроорганизмов на объектах внешней среды, способных вызывать инфекционные заболевания у человека.

Задача дезинфекции -предупреждение или ликвидация процесса 0накопления, размножения и распространения возбудителей заболеваний путем уничтожения или удаления на объектах предметах, обеспечивая этим прерывание путей передачи заразного начала от больного к здоровому.

Дезинфекция

                

Профилактическая                                                        Очаговая

                                                          Заключительная                          Текущая

Предстерилизационная обработка

Предстерилизационную очистку проводят ручным или механическим способом(с помощью специального оборудования, например, ультразвуковых установок отечественного- «Серьга», «Кристалл-1», «УЗВ», «Ультраэст», «УВ-1», «УЗУМИ-15»- или импортного произвдства). Воздействие ультразвуковых колебаний значительно ускоряет отслаивание и разрушение загрязнений на поверхности изделий.

контроль качества предстерилизационной очистки проводится специальными индикаторами.

Стерилизация- процесс уничтожения всех видов микроорганизмов , а так же спор бактерий . осуществляется с помощью специальных методов : химических(газовая, химическими препаратами) ;физически (паровая, воздушная,  гласперленовая,  радиационная, плазменная).

Утилизация изделий медицинского назначения.

Утилизация одноразовых шприцев и игл.

Шприцы инъекционные однократного применения являются медицинскими изделиями, обеспечивающими проведение инъекционных и лечебно-диагностических манипуляций. После использования шприцы являются опасными (класс В). Сбор, обеззараживание, временное хранение, транспортирование , уничтожение и утилизацию использованных шприцев инъекционных однократного применения осуществляют в соответствии с «правилами сбора хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений(СанПиН 2.1.7.728-99).

В случае возникновения аварийной ситуации проводится ее оформление:

  1. Сотрудники  должны незамедлительно сообщать о каждом аварийном случае руководителю подразделения, его заместителю или вышестоящему руководителю
  2. Травмы, полученные медработниками, должны учитываться в каждом ЛПУ и активироваться как несчастный случай на производстве с составлением Акта о несчастном случае на производстве.(Приложение Б)
  3. Следует заполнить Журнал регистрации несчастных случаев на производстве
  4. Необходимо пронести эпидемиологическое расследование причины травмы и установить связь причины травмы с исполнением медицинским работником служебных обязанностей. Приложение В)

Первая помощь при аварии экспозиции крови(АЭК).

  • При попадании крови и других биологических жидкостей пациента на халат, одежду: снять рабочую одежду и погрузить в дезинфицирующий раствор или в бикс(бак) для автоклавирования
  • При попадании крови и других биологических жидкостей пациента на слизистую глаза, носа и рта: ротовую полость промыть большим количеством воды и прополоскать 70% раствором этилового спирта, слизистую оболочку носа и глаза обильно промыть водой (не тереть)
  • В случае порезов и уколов немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70% спиртом, смазать ранку 5% спиртовым раствором йода

3.Блок контроля

3.1 Материалы входного контроля

Тестовые задания
1 вариант

Инструкция:

Выберите один правильный ответ.

1.Функция фермента вируса ВИЧ-инфекции обратной транскриптазы:

1) Вирусная РНК превращается в двойную ДНК

2) Вирусная РНК превращается в одинарную ДНК

3) Вирусная РНК синтезирует белок

4) Вирусная РНК синтезируют гликопротеины

2.Количество вирусных частиц ВИЧ инфекций образуется в течение суток:

1) 1млрд вирусных частиц

2) 1мил. вирусных частиц

3) 2мил. вирусных частиц

4) 3мил. вирусных частиц

3.В сыворотке крови больного ВИЧ инфекцией обнаруживаются:

1) белки

2) гликопротеин 120

3) вирусы

4) грибы

4.Ферменты для репликации вируса ВИЧ инфекции:

1)  обратная транскриптаза, интеграза, протеаза

2) трипсин

3) гликоген

4) глюкоза

5.Препараты антиретровирусной терапии:

1) уничтожают вирус ВИЧ внутри клетки человека

2) действуют на механизмы репликации вируса, блокируя активность ферментов обратную транскриптазу и протеазу

3) предотвращают внедрение вируса в клетку человека и блокируют фермент клетки человека

4) замедляют рост вируса

6.К оппортунистическим инфекциям относятся:

1) Саркома Капоши, туберкулез, мононуклеоз, опоясывающий лишай

2) Миелома

3) Лихорадка

4) рак головного мозга

7.Основной механизм передачи ВИЧ-инфекции:

1) кровяной

2) фекально-оральный

3) аэрогенный

4) контактный

Тестовые задания
2 вариант

Инструкция:

Выберите один правильный ответ.

1.Основной механизм передачи ВИЧ-инфекции:

1) кровяной

2) фекально-оральный

3) аэрогенный

4) контактный

2.К оппортунистическим инфекциям относятся:

1) Саркома Капоши, туберкулез, мононуклеоз, опоясывающий лишай

2) Миелома

3) Лихорадка

4) рак головного мозга

3.Препараты антиретровирусной терапии:

1) уничтожают вирус ВИЧ внутри клетки человека

2) действуют на механизмы репликации вируса, блокируя активность ферментов обратную транскриптазу и протеазу

3) предотвращают внедрение вируса в клетку человека и блокируют фермент клетки человека

4) замедляют рост вируса

4.Ферменты для репликации вируса ВИЧ инфекции:

1)  обратная транскриптаза, интеграза, протеаза

2) трипсин

3) гликоген

4) глюкоза

5.В сыворотке крови больного ВИЧ инфекцией обнаруживаются:

1) белки

2) гликопротеин 120

3) вирусы

4) грибы

6.Количество вирусных частиц ВИЧ инфекций образуется в течение суток:

1) 1млрд вирусных частиц

2) 1мил. вирусных частиц

3) 2мил. вирусных частиц

4) 3мил. вирусных частиц

7.Функция фермента вируса ВИЧ-инфекции обратной транскриптазы:

1) Вирусная РНК превращается в двойную ДНК

2) Вирусная РНК превращается в одинарную ДНК

3) Вирусная РНК синтезирует белок

4) Вирусная РНК синтезируют гликопротеины

  1. Материалы выходного контроля

Контрольные вопросы:

1.В зуботехнической лаборатории, при изготовлении гнутого кламмера зубной техник, неосторожно удерживая кламмер в руке, получил порез второго пальца правой руки.

Задание:1

  1. Продемонстрируйте алгоритм оказания первой помощи при аварии экспозиции крови в рану
  2. Перечислить состав «Укладки для профилактики заражения ВИЧ-инфекции»

2 В зуботехнической лаборатории, при изготовлении базиса частичного съемного протеза зубной техник неаккуратно обрезал воск скальпелем, вследствие чего получил порез указательного  пальца левой руки.

Задания:2

  1. Продемонстрируйте алгоритм оказания первой помощи при аварии экспозиции крови в рану
  2. Определите порядок проведения лабораторного исследования на ВИЧ и приема антиретровирусных препаратов при аварии экспозиции крови

3 В зуботехнической лаборатории, при срезании излишков гипса с модели, у зубного техника на кожные покровы попала биологическая жидкость пациента.

Задание:3

  1. Продемонстрируйте алгоритм оказания первой помощи при аварии экспозиции крови на кожных покровах
  2. Определите порядок оформления аварийной ситуации(документации)

Эталон ответов входного контроля

В-1

1.-1

2.-1

3.-2

4.-1

5.-2

6.-1

7.-1

В-2

1.-1

2.-1

3.-2

4.-1

5.-2

6.-1

7.-1


Эталон ответов выходного контроля

Задача №1

1.В случае порезов и уколов немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обрабатывать руки 70% спиртом, смазать ранку 5% спиртовым раствором йода

2.Спирт этиловый 70%

Спиртовый раствор йода 5%

Перчатки одноразовые(2 пары)

Лейкопластырь

Бинт стерильный

Ватные шарики/салфетки

При отсутствии спирта должен быть хлорамин в навеске для приготовления 3%  водного раствора для наружного применения.

Допускается применения готовых растворов кожных антисептиков

Задача №2

  1. В случае порезов и уколов немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70% спиртом, смазать ранку 5% спиртовым раствором йода
  2. Обследование на ВИЧ потенциального источника ВИЧ- инфекции и контактировавшего лица проводят методом экспресс тестирования на антитела к ВИЧ после аварийной ситуации с обязательным направлением образца из той же порции крови для стандартного тестирования на ВИЧ в ИФА . Образцы плазмы или сыворотки крови человека, являющегося потенциальным источником заражения и контактного лица, передают    для хранения в течение 12 месяцев в центр СПИД  субъекта РФ.

Проведение постконтактной профилактики заражения ВИЧ антиретровирусными препаратами

Задача №3

  1. В случае порезов и уколов немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70% спиртом, смазать ранку 5% спиртовым раствором йода
  2. Оформление аварийной ситуации проводится в соответствии с установленными требованиями:

- Сотрудники ЛПО должны незамедлительно сообщить о каждом аварийном случае руководителю подразделения, его заместителю или вышестоящему руководителю

- Травмы, полученные медработниками, должны учитываться в каждом ЛПО и активироваться как несчастный случай на производстве с составлением Акта о несчастном случае на производстве;

- Следует заполнить Журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

- Необходимо провести эпидемиологическое расследование причины травмы и установить связь причины травмы с исполнением медработником служебных обязанностей


Список литературы:

Основная литература:

Зверев В.В., Бойченко М.Н. Основы микробиологии и иммунологии: учебник для медицинских училищ и колледжей. М.; ГЭОТАР-Медиа, 2014г.

Профилактика ВИЧ-инфекции. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.5. 2826-10 от 11 января 2011 г.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. №2203-р

«Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»

Приказ МЗ СССР от 10.06.1985г. № 770 «О введение в действие отраслевого стандарта» ОСТ 42.21-285

Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы стерилизации и режимы.

ФЗ №38-ФЗ от 30.03.1995г. «О предупреждении распространения в РФ заболеваний вызываемого ВИЧ(ВИЧ-инфекция)»

Катаева В.А «Профилактика ВБИ в стоматологических поликлиниках. Учебное пособие для студентов стоматологических факультетов» Москва 2016 г. 20с

Рецензия

на методическую разработку учебного занятия

по теме: «Учение об эпидемическом процессе»

(теоретическое занятие)

по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая

по дисциплине ОП.03 Основы микробиологии и инфекционная безопасность.

        Методическая разработка учебного занятия ОП.03 «Основы микробиологии и инфекционная безопасность» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая.

        Методическая разработка содержит чётко изложенные цели и задачи и методы с помощью которых преподаватель будет добиваться высоких результатов в обучении студентов.

      В методической разработке реализован основной принцип преемственности учебного материала, и она в достаточной степени обеспечивает эффективность учебного процесса через профессионализм, мотивационную направленность на повышение качества профессионального обучения.

        Основой этой методической разработки является личностно-ориентированный подход, последовательность, доступность учебного материала.

        Изучение отдельных разделов и тем настоящей методической разработки способствует самостоятельности и активизации познавательной и мыслительной деятельности студента.

                Методическая разработка учебной дисциплины составлена методически грамотно и может быть использована в работе.

Рецензент методист:

Фетисов А.А.  -  методист ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №2

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Учение об эпидемическом процессе» в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине «Основы микробиологии и инфекционная безопасность» по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая.

На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

Методическая разработка структурирована и содержит:

  • Методический блок, где представлена мотивация, оснащения, указанны междисциплинарные связи, список литературы, хронологическая карта занятия.
  • Информационный блок включает материалы лекции в виде опорного конспекта; с целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью таблиц.
  • Блок контроля знаний включает определение исходного уровня знаний студентов в виде ответов на вопросы и контролирующего материала для закрепления знаний.
  • Задания для внеаудиторной самостоятельной работы

Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок. Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

«Журнал регистрации несчастных случаев»

Журнал регистрации несчастных случаев на производстве

Наименование организации ______________________.

ФИО работодателя – физического лица, его регистрационные данные ______________________________________

№ п/п______________

Дата и время несчастного случая_______________________

Ф.И.О. пострадавшего_______________

Год рождения_____________

Общий стаж работы__________________________

Профессия пострадавшего___________________________(должность)

Место, где произошел несчастный случай (структурное подразделение)____________________________

Вид происшествия, приведшего к несчастному случаю

______________________________________

Описание обстоятельств, при которых произошел несчастный случай_____________________

№ акта формы Н-1 о несчастном случае на производстве и дата его утверждения_____________________________________

Последствия несчастного случая (количество дней нетрудоспособности, инвалидный, смертельный исход)

Принятые меры по устранению причин несчастного   случая________________

 


ПРИЛОЖЕНИЕ В

«Информированное согласие на проведение добровольного обследования»

Информированное согласие на проведение обследования на ВИЧ-инфекцию для лица являющегося потенциальным источником заражения Ваша кровь или другая биологическая жидкость могла стать источником заражения другого человека инфекциями, передающимися с кровью. ВИЧ-инфекция часто протекает бессимптомно, и многие люди не подозревают, что являются носителями опасных вирусов. Поэтому мы просим Вашего согласия на проведение тестирования на вирус гепатита В и вирус гепатита С. Тестирование на ВИЧ проводится добровольно и с Вашего согласия. Вы можете отказаться от тестирования в любой момент. Ваша кровь будет проверена на антитела к ВИЧ с помощью экспресс-теста и методом ИФА. Результат будет использован для оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией у контактировавшего человека и для решения вопроса о назначении ему специального лечения.

Я  _______________________________________________________________,

___________ года рождения,

(фамилия, имя, отчество) настоящим подтверждаю, что на основании предоставленной мне информации, свободно и без принуждения, отдавая отчет о последствиях обследования, принял решение пройти тестирование на антитела к ВИЧ. Для этой цели я соглашаюсь сдать анализ крови объемом около 5 мл. В процессе забора крови, будет необходим один укол иглой. Эта процедура может быть связана с некоторыми дискомфортом, включая возможное проявление кровоподтека на месте укола.

Я проинформирован, что:

  • Тестирование на ВИЧ можно пройти в Центре СПИД и других медицинских учреждениях. Оно может быть добровольным, анонимным или конфиденциальным. В государственных медицинских учреждениях тестирование на ВИЧ проводится бесплатно.
  • Присутствие антител к ВИЧ является доказательством наличия ВИЧ-инфекции. Но существует период «серонегативного окна» (промежуток времени между заражением ВИЧ и появлением антител к ВИЧ, наличие которых можно определить лабораторным способом). В течение этого периода человек уже заражен и может заразить других, но при исследовании крови антитела к ВИЧ не обнаруживается. Этот период обычно составляет 3 месяца.
  • В настоящее время в России существует бесплатное лечение для всех нуждающихся инфицированных ВИЧ. Для его получения нужно обратиться в территориальный центр СПИДа. Лечение существенно продляет жизнь и улучшает качество жизни при ВИЧ – инфекции. ВИЧ – инфицированным беременным женщинам важно вовремя обратиться в центр СПИДа и начать принимать специальные лекарства для предотвращения заражения будущего ребенка.
  • ВИЧ-инфекция передается только тремя путями:

- при сексуальных контактах без презерватива;

- через кровь при медицинских или немедицинских процедурах. Чаще всего заражение этим путем происходит при использовании нестерильного инструментария для употребления наркотиков;

- от инфицированной ВИЧ матери к ребенку во время беременности, родов и при грудном вскармливании.

  • Заражение ВИЧ в быту при рукопожатиях, пользовании общей посудой, бассейном, туалетом, а также при укусах насекомых не происходит.

  • Защитить себя от заражения ВИЧ-инфекций можно, если не иметь опасных контактов (контакты с кровью или выделениями половых органов, грудным молоком) с инфицированными ВИЧ людьми или людьми с неизвестным ВИЧ-статусом. В течение жизни, в зависимости от личных обстоятельств и убеждений, для того, чтобы избежать заражения ВИЧ, человек может использовать разные способы предохранения. Например, всегда пользоваться презервативами или иметь только не инфицированных ВИЧ сексуальных партнеров. Избежать заражения через кровь при нарушении целостности кожных покровов можно, используя только стерильные инструменты. Предотвратить передачу инфекции от инфицированной ВИЧ матери к ребенку можно путем проведения химиопрофилактики во время беременности, родов и новорожденному и при полной отмене грудного вскармливания.
  • Результаты тестирования на ВИЧ по телефону не сообщаются. Их сообщает консультант при послетестовом консультировании.
  • С вопросами можно обратиться в территориальный центр СПИДа.

Подпись обследуемого на ВИЧ ________________ Дата_______________

                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ Г

(«Укладка для профилактики заражения ВИЧ-инфекцией»)

70% этиловый спирт – 100 мл

5% спиртовой раствор йода – 10 мл

Стерильные марлевые салфетки

Бактерицидный пластырь – 3-4 шт

Запасная пара перчаток

Экспресс-тест на ВИЧ – 2шт

Антиретровирусные препараты

Ватные шарики


                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ А

Памятка «Действия медицинского работника при аварийных ситуациях»

При порезе и уколе:

Немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой.

Обработать 70% спиртом.

Смазать ранку 5%-м спиртовым раствором йода.

При попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы:

Обработать 70%-м спиртом,

Обмыть водой с мылом, повторно обработать 70%-м спиртом.

При попадании крови и других биологических жидкостей пациента на слизистую глаз, носа и рта:

Ротовую полость промыть большим количеством воды, прополоскать 70%-м раствором этилового спирта, слизистую оболочку носа и глаза обильно промывают водой ( не тереть!)

При попадании крови и других биологических жидкости пациента на халат, одежду:

Снять рабочую одежду погрузить в дезинфицирующий раствор или в бикс(бак) для профилактики заражения ВИЧ. Обследование на ВИЧ потенциального источника ВИЧ-инфекции контактировавшего лица проводят методом экспресс-тестирования на антитела к ВИЧ после аварийной ситуации с обязательным направлением образца из той же порции крови для стандартного тестирования на ВИЧ и ИФА. Образцы плазмы (или сыворотки) крови человека, являющегося потенциальным источником заражения, и контактного лица, передают для хранения в течение 12 месяцев в центр СПИД субъекта РФ.

Проведение постконтактной профилактики заражения ВИЧ антиретровирусными препараитами:

Прием антиретровирусных препаратов должен быть начат в течение первых двух часов после аварии, но не позднее 72 часов. Антиретровирусные препараты назначаются врачом инфекционистом.

Оформление аварийной ситуации проводится в соответствии с установленными требованиями:

  • Сообщить об аварийном случае руководителю подразделения.
  • Травмы учитываются как несчастный случай на производстве с составлением Акта о несчастном случае на производстве.
  • Заполнить Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
  • Провести эпидрасследование причины травмы и установить связь причины травмы с использованием медработником служебных обязанностей.

Основные источники:

Зверев В. В., Бойченко М.Н. Основы микробиологии и иммунологии: учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.; ГЭОТАР-Медиа, 2014 г.

Методические рекомендации МР 3.1.0087-14 «Профилактика заражения ВИЧ» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18 марта 2014 г.)

8 апреля 2014

Дополнительные источники:

  1. Основы микробиологии и иммунологии (Для СПО) Сбойчаков В.Б., Москалев А.В., Карапац М.М., Клецко Л.И. издательство КноРус 2017 г.
  2. Приказ МЗ СССР от 10.06.1985г. № 770 «О введение в действие отраслевого стандарта» ОСТ 42.21-285
  3. Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы стерилизации и режимы.
  4. Приказ МЗ и социального развития РФ от 5.12.2015 г. №757 «О неотложных мерах в организации обеспечения лекарственными препаратами больных ВИЧ-инфекции»
  5. Методические рекомендации «Предупреждение заражения, в том числе медицинских работников, вирусом иммунодефицита человека на рабочем месте» утверждены МЗ и социального развития РФ 06.08.2007 № 5961-РХ
  6. И.Ерамова, С.Матич, М.Мюнз «Постконтактная профилактика ВИЧ-инфекции. Лечение и помощь при ВИЧ/СПИД» 2007г.
  7. ФЗ №38-Ф3 от 30.03.1995г. «О предупреждении распространения в РФ заболеваний вызываемого ВИЧ(ВИЧ-инфекция)»
  8. Катаева В.А. «Профилактика ВБИ в стоматологических поликлиниках. Учебное пособие для студентов стоматологических факультетов» Москва 1989 г. 20с
  9. Шуков В.С., Рюмина И.И. «Безопасность на рабочих метсах в ЛПУ»
  10. Приказ МЗ и медицинской промышленности РФ от 19.12.2003 г. №606 «Об утверждении инструкции по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку и образца информированного согласия на проведение химиопрофилактики ВИЧ»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях »

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Синдром кровотечения. Оказание первой, первой медицинской помощи при кровотечениях» в соо...

Методическая разработка учебного заняти по теме "Введение. Этапы развития и становления хирургии"

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями  Государственного  образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника ...

методическая разработка учебного занятия по теме: "Деловое письмо"

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий по делопроизводству при изучении темы: "Информационно-справочные документы". Комплект включает в себя конспект занятия, презентацию ...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Профессионально-важные качества менеджера по продажам"

Учебное занятие по теме «Профессионально-важные качества менеджера по продажам» направлено на ознакомление обучающихся с необходимыми в их профессиональной деятельности профессионально-важных качеств ...

Методическая разработка учебного занятия по теме "Меры содействия естественному возобновлению"

Материал содержит план занятия, презентацию, конспект  и раздаточный материал для студентов...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка практического занятия на тему: Сестринский уход при менингококковой инфекции

В последние годы отмечается повышенная заболеваемость менингококковой инфекцией, особенно среди детей. Менингококковая инфекция может протекать в различных клинических формах, в том числе и в таких тя...