Программа работы кружка на 2022-2023 учебный год
материал

Собина Марина Леонидовна

Программа работы кружка по Лекарствоведению предназначена для организации кружковой работы для студентов медицинского техникума по специальности 33.02.01 Фармация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_22-23.docx39.55 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

«Утверждаю»

Директор ОГБПОУ

«Рославльский медицинский техникум»:

___________Г.В. Фролова

«____»__________2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по Лекарствоведению

на 2022-2023 учебный год

Руководитель кружка:

преподаватель МДК 01.01 Лекарствоведение

Собина М.Л.

Рассмотрено  на заседании

ЦМК специальности Фармация

Протокол №___ от ____________2022г.

Председатель ЦМК: М.В Терещенкова

Рославль

2022г.

Программа кружка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по специальности 33.02.01. Фармация.

Организация – разработчик ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Разработчик – Собина Марина Леонидовна – преподаватель МДК 01.01 Лекарствоведение ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Рекомендовано:

Методическим советом ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Протокол  № 1 от 31августа  2022г

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

стр. 5

2. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

стр. 8

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

        ПЛАНИРОВАНИЕ

стр. 10

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

стр. 13  

Пояснительная записка

Программа предназначена для обучающихся II, III, IV курсов специальности СПО 33.02.01. Фармация (на базе основного общего образования) в условиях ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум».

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Для студентов медицинских учреждений большое место отведено изучению фармакологических дисциплин, которые являются достаточно сложными. Программа кружка «Лекарствоведение» предназначена помочь обучающимся расширить представления о научно- обоснованных правилах и нормах использования лекарственных веществ, применяемых в медицине и в быту, и должна способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.

Кружок «Лекарствоведение» призван развивать интерес к таким наукам как Фармакология и Фармакогнозия, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор обучающихся, а так же способствовать сознательному отношению к выбранной специальности. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области фармации и медицины; поэтому он будет полезен широкому кругу обучающихся. Привлечение дополнительной информации о значимости Лекарствоведения в различных областях медицины, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать обучающихся практической фармакологией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.

При изучении этого курса формируются понятия о здоровье, компонентах и показателях здоровья, факторах, определяющих здоровье (качество среды обитания, образ жизни), о лекарствах и их действии на организм, правильном их употреблении. Всегда необходимо помнить о том, что «доза может убить и доза может вылечить».

Кружковая работа способствует углублению интереса к преподаваемым дисциплинам, развитию творческих способностей обучающихся, повышению качества их подготовки. Кружковая работа- действенное средство обучения и воспитания, а также коммуникативной культуры.

I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

«Лекарствоведение»

        1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа кружка способствует повышению качества подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01.Фармация.

1.2 Цели и задачи кружка – требования к результатам освоения

Цели:

- расширять и углублять знаний обучающихся по изучаемому МДК;

- развивать общие и профессиональные компетенции, необходимые для практической деятельности будущих специалистов;

- формировать и закреплять полученные умения и навыки при проведении заседаний кружка;

- формировать информационную культуру;

- проводить поисковую научно- исследовательскую работу с обучающимися;

- применять полученные знания на практике;

- активно участвовать во внутритехникумовских, муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях (конкурсы, викторины, олимпиады);

- развивать творческий потенциал и общекультурный кругозор.

Задачи:

- закрепить навыки работы со справочной литературой и НТД;

- воспитывать личностные качества, ответственность и любовь в будущей профессии;

- активизировать творческую деятельность обучающихся;

- осуществить поисковые и научные исследования, направленные на изучение влияния химии на здоровый образ жизни;

- обеспечить участие обучающихся в научно- практических конференциях и олимпиадах.

1.3 Актуальность программы данного кружка заключается в том, что он охватывает теоретические основы фармакологии и фармакогнозии, практическое назначение лекарственных веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о группах лекарственных веществ, способствует овладению методиками их применения, позволяет ознакомиться с побочными свойствами и противопоказаниями к применению лекарственных препаратов. Программа кружка содержит информацию по фармакологии и фармакогнозии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования лекарственных препаратов и растений.

Практическая направленность изучаемого материала делает данную программу очень актуальной. Содержание кружка позволяет обучающимся любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.

1.4 Новизна программысостоит в том, что содержание программы кружка расширяет кругозор обучающихся, направляет познавательную активность обучающихся на изучение вопросов, мало освещенных в учебных дисциплинах, предусмотренных по специальности. Программа направлена на развитие у обучающихся понимания необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов практической деятельности и обеспечивает её соответствие возрасту и индивидуальным особенностям обучающихся:

- воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

Особенностью программы является её интегративный характер, так как она основана на материале химии, биологии, анатомии и физиологии, ботаники, латинского языка, основ патологии. Это покажет обучающимся универсальный характер фармакологии и фармакогнозии, а также будет способствовать устранению психологических барьеров, мешающих видеть общее в разных областях знаний, осваивать новые сферы деятельности.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что в процессе изучения данного курса у обучающихся совершенствуются практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью фармацевтического образования. Решение задач воспитывает у обучающихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.

        

1.5.Освоение программы кружка способствует формированию общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

 ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.

Профессиональных компетенций:

ПК 1.3.

Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента

ПК 1.4.

Участвовать в оформлении торгового зала

ПК 1.5.

Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента

ПК 1.6.

Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

ПК 1.7.

Оказывать первую медицинскую помощь

 Рекомендуемое количество часов на реализацию рабочей программы кружка:

        1 учебный год (40 недель – 20 часов), 2 часа в месяц.

Планируемые результаты:

- повысить умение выделять объект исследования, овладевать способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;

- совершенствование навыка пользования информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.

- формировать умение находить проблему и варианты ее решения;

- развивать навык работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

- совершенствовать умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.

- развивать самостоятельную и творческую активность, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс;

- развивать умение проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.

- формировать социальную активность и коммуникабельность.

Формы работы: исследовательская и проектная деятельность, создание презентаций.

Форма подведения итогов реализации плана кружка: участие в очных и дистанционных творческих конкурсах, защита проектов.

Результативность работы кружка.

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по исследованию – публичная защита презентаций и проектов.

Обучающиеся должны принимать участие во всех внутритехникумовских, муниципальных, региональных и всероссийских мероприятиях исследовательского характера.

Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью обучающихся на уроках, отслеживание количества обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.

 Календарно-тематическое планирование

работы кружка на 2022-2023 учебный год

Дата

Тема занятия

Форма проведения

Примечание

1. Организационное занятие – 2ч.

Сентябрь

Сообщение плана работы кружка, его целей и задач. Выбор актива кружка, секретаря. Обсуждение тем исследовательской работы. Обсуждение участия  в социальном проекте «Социальная значимость отпуска антибактериальных препаратов по рецепту. Профилактика развития суперинфекции»

- беседа

2.Занятие. Введение – 2ч.

Октябрь

Выбор основного направления работы кружка: «Вся правда об антибиотиках». Обсуждение тематики заседаний в рамках принятого основного направления работы. Назначение ответственных за подготовку заседаний кружка.

- деловая игра по правилам отпуска антибиотиков,

- составление тестов

3.  Занятие.Антибиотики пенициллинового ряда - 2ч.

Ноябрь

Классификация антибиотиков пенициллинового ряда, Формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. Риск развития суперинфекции.

- работа со справочной литературой и другими источниками информации;

- подготовка презентации;

- публичное выступление с докладом на заседании кружка;

- дискуссия.

4. Занятие. Антибиотики цефалоспоринового ряда - 2ч.

Декабрь

Классификация антибиотиков цефалоспоринового ряда, Формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. Риск развития суперинфекции.

- работа со справочной литературой и другими источниками информации;

- подготовка презентации;

- публичное выступление с докладом на заседании кружка;

- дискуссия.

5 Занятие.   Антибиотики макролиды - 2 ч.

Январь

Классификация антибиотиков макролидов, Формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. Риск развития суперинфекции.

- работа со справочной литературой и другими источниками информации;

- подготовка презентации;

- публичное выступление с докладом на заседании кружка;

- дискуссия.

6 Занятие.  Антибиотики аминогликозиды - 2 ч.

Февраль

Классификация антибиотиков аминогликозидов. Формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. Риск развития суперинфекции.

- работа со справочной литературой и другими источниками информации;

- подготовка презентации;

- публичное выступление с докладом на заседании кружка;

- дискуссия.

7 Занятие. Антибиотики тетрациклины - 2ч.

Март

Классификация антибиотиков тетрациклинового ряда, Формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. Риск развития суперинфекции.

- работа со справочной литературой и другими источниками информации;

- подготовка презентации;

- публичное выступление с докладом на заседании кружка;

- дискуссия.

8 Занятие.  Антибиотики левомицетины- 2 ч.

Апрель

Классификация антибиотиков левомицетинового ряда, Формы выпуска, схемы применения, побочное действие и пути его устранения, противопоказания применения. Лекарственные несовместимости и взаимосвязь с другими препаратами. Риск развития суперинфекции.

- работа со справочной литературой и другими источниками информации;

- подготовка презентации;

- публичное выступление с докладом на заседании кружка;

- дискуссия.

9 Занятие.  Фитоантибиотики- 2ч.

Май

Многие ягоды, травы, специи и другие дары природы обладают мощными антибактериальными и противовирусными свойствами. Зверобой, шалфей, ромашка, календула, эвкалипт – характеристика растений, особенности заготовки и приготовления галеновых препаратов. Механизм действия, применение, побочное действие и противопоказание. Препараты промышленного производства.

- работа со справочной литературой и другими источниками информации;

- подготовка презентации;

- публичное выступление с докладом на заседании кружка;

- дискуссия.

        

10 Занятие. Итоговое занятие: «Вся правда об антибиотиках» (2ч)

Круглый стол в рамках социального проекта на тему: «Социальная значимость отпуска антибактериальных препаратов по рецепту. Профилактика развития суперинфекции».

Перечень учебно-методического обеспечения:

Оборудование:

  1. Классная доска.
  2. Стол для преподавателя.
  3. Стул для преподавателя.
  4. Столы для студентов.
  5. Стулья для студентов.

Учебно-наглядные пособия:

  1. Цветные таблицы в соответствии с учебной программой.
  2. Таблицы микроскопии лекарственного растительного сырья.
  3. Гербарий лекарственных растений ботанических семейств.
  4. Упаковки лекарственного сырья и препаратов растительного происхождения.
  5. Сборы лекарственного растительного сырья, применяемые при заболеваниях различной этиологии.
  6. Микроскопы.
  7. Методические указания для студентов и преподавателей для практических занятий.
  8. Набор аннотаций по темам в соответствии с учебной программой.
  9. Наборы образцов лекарственных препаратов по темам в соответствии с учебной программой.                

Технические средства обучения:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

  1. Мультимедийные презентации и таблицы
  2. Видео фильмы
  3. Методические учебные материалы на электронных носителях
  4. Справочные материалы

Литература:

Основные источники:

  1. Государственная фармакопея РФ (I часть). – XII изд. – М.: «Медицина», 2007.
  2. Государственная фармакопея СССР (II часть). – XI изд. – М.: «Медицина», 1990.
  3. Виноградов В.М., Каткова Е.Б., Мухин Е.А. Фармакология с рецептурой. Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб: СпецЛит 2022. — 864 с
  4. Жохова Е.В., Гончаров М.Ю. Фармакогнозия. –М.: «ГЭОТАР – Медиа» 2013.
  5. Сокольский И.Н., Самылина И.А., Беспалова Н.В. Фармакогнозия. – М.: «Медицина», 2013 г.
  6. Майский В.В. «Фармакология с общей рецептурой», Москва, 2022.
  7. Машковский М.Д. «Лекарственные средства», Москва. 2022.
  8. Лекарственные препараты в России. Справочник ВИДАЛЬ, Москва, 2014.
  9. Лекции по фармакологии на электронном носителе.
  10. Реестр лекарственных средств России.
  11. Аннотации на лекарственные средства.

Дополнительные источники:

  1. Гринкевич Н.И., Ладыгина Е.Я. Фармакогнозия: Атлас. – М.: «Медицина», 2016.
  2. Блинова К.Ф., Яковлев Г.П. Ботанико-фармакогностический словарь. – М.: «Высшая школа», 2019.
  3. Самылина И.А., Северцева В.А. Фармакогнозия: Лекарственные растения государственной фармакопеи. – М.: «Анми», 2013.
  4. Яковлев Г.П., Блинова К.Ф. Лекарственное растительное сырье. Фармакогнозия. – СПб.:  «СпецЛит», 2014.
  5. Государственный реестр лекарственных средств. – М., 2066.
  6. Пронченко Г.В. Лекарственные растительные средства. – М.: «ГЭОТО - Медицина», 2022.
  7. Соловьева В. Биоактивные пищевые добавки: Сила и здоровье Вашего организма. – М.-СПб.:  «Центрполиграф - Дельта», 2013.
  8. Биологически активные добавки к пище: Полная энциклопедия /сост. Н.А. Натарова. – СПб.: ИД «Весь», 2021.
  9. Витамины и минеральные вещества: Полная энциклопедия /сост. Т.П. Емельянова. – СПб.: ИД «Весь», 2021.
  10. Виноградов В. М. и др. «Фармакология с рецептурой», СПб., 2016.
  11. Газеты «Фармацевтический вестник».
  12. Журналы «Фармация».
  13. Харкевич Д. А. «Фармакология» 2013.
  14. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств, М., 2018.
  15. Журнал «Аптека-взгляд на профессию»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программам работы кружка по Экономике организации

Рабочая программа работы кружка " Предприниматель" (ДОП)...

Рабочие программы по биологии на 2022 - 2023 учебный год

Выложенные мною рабочие программы мне помогают в работе....

План работы кружка на 2021-2022 учебный год

Представлен разработанный план работы кружка по Лекарствоведению для студентов медицинского техникума по специальности 33.02.01 Фармация на 2021-2022 учебный год...

План работы кружка на 2022-2023 учебный год

Разработанный план работы кружка по Лекарствоведению предназначен для студентов медицинских техникумов по специальности 33.02.01 Фармация...

Программа работы кружка на 2021-2022 учебный год

Разработанная программа работы кружка по Лекарствоведению предназначена для планирования кружковой работы со студентами медицинских техникумов по специальности 33.02.01 Фармация...

Рабочая программа по ПМ. 02 2022-- 2023 уч год

Рабочая программа по ПМ. 02  2022-- 2023 уч год...

ПЛАН УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КОЛЛЕДЖА НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

План методической работы на 2022-2023 учебный год....