Методическая разработка "Потребность пациента в поддержании нормальной температуры тела "
методическая разработка

Волкова Екатерина Валерьевна

Знание температуры тела необходимо, так как температура является одним из самых важных показателей состояния здоровья человека. Температура тела важна для диагностирования того или иного заболевания. К примеру, высокая температура тела служит составляющей частью реакции организма на возбудителей какой либо патологии. Выявленной и принятой нормой температуры тела человека является отметка 36,6 градусов. Однако у каждого человека есть своя температур, которая может изменяться в зависимости даже от времени суток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potrebnost_v_temperature.docx343.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Медицинский колледж №3

Департамента здравоохранения города Москвы

Методическая разработка

практического занятия на тему:

«Потребность пациента в поддержании нормальной температуры тела»

Москва

2014 год

Рассмотрено и утверждено

На заседании Методического Совета

«МК №3 ДЗМ»

Протокол № ________

От «___» _______________ 20__ года

Председатель ____________ Фетисов А.А.

«Утверждаю»

Зам. директора по УР

Трубицына Н.С. ___________

От «___» _________ 20__ года

Автор:

Смирнова Е.В. – преподаватель профессионального модуля


Овладеть профессиональными и общими компетенциями

  • Соблюдать принципы профессиональной этики; эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, консультировать пациента  и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
  • Осуществлять уход за тяжелыми пациентами в условиях учреждения и на дому, согласно сестринского процесса.
  • Оформлять медицинскую документацию.
  • Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
  • Владеть основами рационального питания.
  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущий профессии , проявлять к ней устойчивый интерес.
  • Организовать собственную деятельность ,исходя из цели и способов ее достижения, определенные руководителем.
  • Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • Работать в команде, эффективно общаться  с коллегами, руководством, потребителями.

Мотивация


            Знание температуры тела необходимо, так как температура является одним из самых важных показателей состояния здоровья человека. Температура тела важна для диагностирования того или иного заболевания. К примеру, высокая температура тела служит составляющей частью реакции организма на возбудителей какой либо патологии. Выявленной и принятой нормой температуры тела человека является отметка 36,6 градусов. Однако у каждого человека есть своя температур, которая может изменяться в зависимости даже от времени суток.


http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=129832692-60-72&n=21

 









Информационный блок


Температура тела человека постоянная (с незначительными колебаниями), она не зависит от температуры внешней среды. Теплорегуляцию выполняют различные отделы центральной нервной системы, а также железы внутренней секреции. Теплорегуляция заключается в поддержании определенного равновесия между теплообразованием и теплоотдачей, результатом чего как раз и является постоянная температура тела.

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=126845416-63-72&n=21

Теплообразование в основном процесс химический. Источниками тепла являются процессы окисления, т. е. сгорания углеводов, жиров и отчасти белков в клетках и тканях организма и в первую очередь в клетках скелетных мышц и печени.

Теплоотдача процесс преимущественно физический. В спокойном состоянии в результате излучения с поверхности тела организм теряет около 80 % образовавшегося в нем тепла, за счет испарения воды в процессе дыхания и потоотделения – около 20 % и около 1,5 % тепла теряется с мочой и калом.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=177702979-39-72&n=21

Высокая температура внешней среды раздражает терморецепторы кожи, при этом рефлекторно расширяются кровеносные капилляры кожи и учащается дыхание. В результате происходит усиление теплоотдачи за счет излучения тепла с поверхности кожи, испарения усиленно выделяющегося пота и в меньшей степени вследствие излучения тепла и испарения влаги со слизистой оболочки дыхательных путей и поверхности альвеол.

Пониженная внешняя температура, раздражая кожные рецепторы, рефлекторным путем приводит к сужению кожных капилляров и спазму гладкой мускулатуры выводных протоков потовых желез («гусиная кожа»), в результате чего теплоотдача уменьшается.

Усиление процессов теплообразования вследствие усиленной мышечной работы ведет к усилению теплоотдачи.

Повышенная теплоотдача в холодное время года может быть компенсирована усилением теплообразования как за счет усиленной мышечной работы, так и за счет повышенного питания или того и другого одновременно.

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=175342828-55-72&n=21

Температура тела человека постоянная (с незначительными колебаниями), она не зависит от температуры внешней среды. Теплорегуляцию выполняют различные отделы центральной нервной системы, а также железы внутренней секреции. Теплорегуляция заключается в поддержании определенного равновесия между теплообразованием и теплоотдачей, результатом чего как раз и является постоянная температура тела.

Теплообразование в основном процесс химический. Источниками тепла являются процессы окисления, т. е. сгорания углеводов, жиров и отчасти белков в клетках и тканях организма и в первую очередь в клетках скелетных мышц и печени.

                                           http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=140302149-23-72&n=21

Теплоотдача процесс преимущественно физический. В спокойном состоянии в результате излучения с поверхности тела организм теряет около 80 % образовавшегося в нем тепла, за счет испарения воды в процессе дыхания и потоотделения – около 20 % и около 1,5 % тепла теряется с мочой и калом.

Высокая температура внешней среды раздражает терморецепторы кожи, при этом рефлекторно расширяются кровеносные капилляры кожи и учащается дыхание. В результате происходит усиление теплоотдачи за счет излучения тепла с поверхности кожи, испарения усиленно выделяющегося пота и в меньшей степени вследствие излучения тепла и испарения влаги со слизистой оболочки дыхательных путей и поверхности альвеол.

Пониженная внешняя температура, раздражая кожные рецепторы, рефлекторным путем приводит к сужению кожных капилляров и спазму гладкой мускулатуры выводных протоков потовых желез («гусиная кожа»), в результате чего теплоотдача уменьшается.

Усиление процессов теплообразования вследствие усиленной мышечной работы ведет к усилению теплоотдачи.

Повышенная теплоотдача в холодное время года может быть компенсирована усилением теплообразования как за счет усиленной мышечной работы, так и за счет повышенного питания или того и другого одновременно.

http://medicalplanet.su/Patfiz/Img/150.jpg


Термометрия тела — измерение температуры тела.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=181557865-70-72&n=21

Температуру тела измеряют для:

  • диагностики повышенной температуры, контроля за состоянием больного, реакции на лечение;
  • диагностики пониженной температуры (гипотермии) у людей при длительном нахождении в условиях с пониженной температурой воздуха;
  • диагностики повышенной температуры (гипертермии) и теплового удара у людей при длительном нахождении в условиях с повышенной температурой воздуха;
  • проверки эффективности жаропонижающих средств;
  • определения периода овуляции при планировании беременности

Виды термометров 

  • Стеклянный ртутный термометрСтеклянный ртутный термометр. Этот термометр известен всем - стеклянная трубка, внутри которой находится ртуть. Ртутные термометры очень точны и просты в применении. Они универсальны и подойдут для измерения температуры в любом месте. Но есть и минусы: измерение температуры занимает много времени: ректальной - 3 минуты, в полости рта - 5, подмышечной - 10 минут.
  • Основной минус ртутного термометра в том, что он содержит токсичную ртуть. Если градусник разобьется, ртуть нужно быстро убрать, а лучше вызвать представителей СЭС или МЧС. Поэтому, в некоторых европейских странах ртутные термометры запрещены.
  •  
  • Цифровой электронный термометрЦифровой электронный термометр. Эти термометры универсальны, как и ртутными ими можно мерить температуру везде (кроме ушного прохода). Процесс измерения температуры занимает существенно меньше времени (30-60 секунд), чем ртутным градусником - нажатием одной кнопки термометр измеряет температуру за пару минут и сообщает о конце измерения звуковым сигналом. Результат высвечивается на жидкокристаллическом экране.
  • Основной минус этих градусников - для получения точных показаний нужно, чтобы градусник очень плотно контактировал с телом, и подмышка не самое «удобное» для этого место, здесь погрешность может достигать нескольких десятых градусов в сторону повышения. Поэтому, лучше всего его использовать для измерения температуры во рту или в прямой кишке.
  • Электронный термометр полностью безопасен: его можно ронять и окунать в воду.
  • Некоторые электронные термометры обладают дополнительными функциями: могут напомнить, что пора снова мерить температуру; могут измерить температуру в комнате; могут быть полностью водонепроницаемыми.
  • В продаже есть дешевые модели цифровых электронных термометров, которые меряют температуру достаточно долго (до 10 минут) и не сообщают о том, что измерение закончено (не подают звуковой сигнал). Стоят они в полтора раза дешевле, чем полноценные модели градусников.
  •  
  • Термометр-соскаТермометр-соска. Это цифровые термометры, встроенные в соску-пустышку, которая может быть латексной или силиконовой. Термометром очень легко измерить температуру, но только если ваш малыш пользуется пустышкой. Термометр-соска умеет выводить данные на дисплей и подавать музыкальный сигнал при завершении измерения, делает всё как и цифровой электронный термометр.
  • У этого термометра есть три минуса. Первый - точность показаний. Термометр измеряет температуру с точностью до 0,1°С, и дыхание через рот или плач малыша очень сильно влияют на данные. Второй - долго меряет температуру. Малышу придется сосать пустышку 3-5 минут. Третий минус - когда сядут батарейки, градусник придется выбрасывать и покупать другой. Но на пару лет соски хватит.
  • По нашему мнению, этот термометр не самый лучший вариант. Лучше остановить свой выбор на цифровом электронном термометре, он более универсален, точнее и быстрее.
  •  
  • Термометр-кнопка. Разработан для ректальных замеров температуры у детей (до 3 лет). По форме термометр напоминает канцелярскую кнопку: «ножка» - это датчик, который вставляется в анальное отверстие, а «шапка» - дисплей, отображающий измеряемые значения. Окончание измерения сопровождается звуковым сигналом и выводом температуры на дисплей. Данный термометр показывает самые точные значения, за достаточно короткое время. Он безопасен, так как глубоко в прямую кишку он не войдет из-за «шапки».
  • Из минусов можно выделить недолговечность термометра - у него, как и у термометра-соски батарейки хватает на пару лет, после чего придется покупать новый прибор.
  •  
  • Инфракрасный ушной термометрИнфракрасный ушной термометр. Только этот градусник можно мерить температуру в ухе, «считывая» ее с барабанной перепонки. Датчик вставляется в наружный слуховой проход на 2-4 секунды, и показатели выводятся на дисплей. Термометр имеет такую форму, что его нельзя глубоко вставить в ухо и тем самым повредить барабанную перепонку. Как и в других термометрах, этот тоже сигнализирует о завершении измерения, выводит результат на дисплей, может иметь подсветку и память на сколько-то измерений.
  • Однако из-за своей конструкции термометр не подойдет для грудных детей, у которых диаметр ушного канала мал.
  •  
  • Инфракрасный лобный термометр


    Инфракрасный лобный термометр.
     Очень удобно! Принцип работы такой же, как и у ушного термометра. Замер температуры происходит при моментальном контакте или вовсе бесконтактно (с расстояния 2,5 см): достаточно провести термометром по лбу или около виска, и датчики за пару секунд считывают показания и выводят их на экран.
  •  
  • Температурные индикаторные полоски



  • Термотест (температурные индикаторные полоски). Это жидкокристаллические одноразовые или многоразовые пластинки, которые прикладывают на лоб или вкладываются в полость рта. На измерения уходит около 15 секунд. Они не очень удобны, поскольку результаты выводятся без подробностей: либо буквенные обозначения (норма, чуть повышена, высокая), либо градусы, но без десятых долей. На измерение влияет пот, степень освещенности, плотность прилегания к телу. Чаще всего полоски занижают температуру, поэтому к их показаниям следует прибавлять 0,5°C.
  • Как вы смогли увидеть, видов термометров много, ещё больше марок этих термометров. Поэтому при покупке термометра внимательно ознакомьтесь с инструкцией использования и его характеристиками, особенно уделите внимание погрешности прибора.

Для термометрии тела чаще всего используют медицинский термометр, который имеет шкалу от 35(34) до 42° с делениями на десятые доли градуса.
После окончания термометрии тела термометр надо несколько раз встряхнуть, чтобы столбик
ртути опустился в резервуар. В капилляре медицинского термометра имеется сужение, препятствующее свободному возвращению ртути в резервуар по окончании теплового воздействия.

http://www.medical-enc.ru/18/images/termometria-tela.jpg
Рис. 1. Измерение температуры тела в подмышечной впадине.

http://www.medical-enc.ru/18/images/termometria-tela-2sm.jpg
Рис. 2. Регистрация температуры больного в
температурном листе.

Термометрию тела проводят до еды в положении больного лежа или сидя в течение 10 мин.   Измерение температуры обычно производят в подмышечной впадине (рис. 1). Кожу подмышечной впадины следует предварительно вытереть досуха.
Температуру тела грудных детей иногда измеряют в паховой складке или в
прямой кишке; в последнем случае перед измерением температуры термометр следует смазать вазелином В редких случаях (например, при очень сильном беспокойстве больных) вместо термометрии тела можно измерять температуру только что выпущенной мочи.
Термометрию тела обычно проводят 2 раза в день: утром (в 7—8 час.) и вечером (в 17—18 час). При некоторых заболеваниях (например, при
ревматизме, туберкулезе), чтобы уловить кратковременные колебания температуры в течение дня, термометрию тела проводят каждые два или четыре часа. Полученные данные фельдшер должен тотчас записать в историю болезни, а иногда графически изобразить в виде кривой на температурном листе (рис. 2). После измерения температуры тела термометр следует поместить в дезинфицирующий   раствор.
Для термометрии тела, кроме медицинских термометров, используют минутные термометры (позволяющие измерить температуру в течение 2—3 мин.), электротермометры (удобные при массовых обследованиях и для измерения местной температуры различных участков кожи и слизистых оболочек), а также термографы (позволяющие регистрировать
температуру тела в течение длительного времени).

Различают три температурных отклонения от нормы:        

  • гипотермия – понижение температуры тела ниже 35?С, возникает из-за воздействия холода
  • гипертермия – повышение температуры выше 37?С, возникает под действием тепла
  • лихорадка – реакция организма на инфекционные заболевания

Нормальная Температура тела
Мерить температуру можно в разных местах:
-можно измерить температуру в полости рта, нормальная температура - 37 градусов.

                                http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=225287463-05-72&n=21


-температура в подмышечной впадине и в паховой складке у здорового человека обычно 36.1-36.9 градусов.

                             http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=552595725-39-72&n=21


- можно измерить температуру ректально , то ожидают результата 37.2-37.5 градуса.

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=370385754-42-72&n=21


- а также температуру тела можно измерить в ушном канале, в локтевом и подколенном изгибе и в области лба.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=130983775-00-72&n=21                                                         http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=212031549-23-72&n=21



П е р в и ч н а я    о ц е н к а 
При проведении первичной оценке медсестра должна выяснить:
1. Как пациент воспринимает свою температуру тела в настоящий момент;
2. Какие факторы влияют на изменение температуры тела пациента;
3. Что знает пациент о поведении и физиологических механизмах, влияющих на температуру тела;
4. Существуют ли потенциальные проблемы гипертермии, гипотермии или обморожения;
5. Какое значение придает человек адекватному питанию, комфортной одежде для поддержания
6. Есть ли проблемы в данный момент.

П р о б л е м ы    п а ц и е н т а
При получении информации из беседы с пациентом или его родственниками позволяет выяснить действительные или потенциальные проблемы терморегуляции

Лихорадка
Лихорадка представляет собой повышение температуры тела, обусловленное нарушением и перестройкой процессов терморегуляции. Появление лихорадки связано с образованием в организме больного специфических веществ (пирогенов), изменяющих функциональную активность центров терморегуляции. Чаще всего в роли пирогенов выступают различные патогенные бактерии и вирусы, а также продукты их распада. Поэтому лихорадка является ведущим симптомом многих инфекционных заболеваний.

Виды лихорадок
1) субфебрильная температура - 37-38°С:
2) большой субфебрилитет - 37,5-38°С;
3) умеренная лихорадка - 38-39°С;\
4) очень высокая лихорадка - свыше 40°С;
5) гиперпиретическая - 41-42°С, она сопровождается тяжелыми нервными явлениями и сама по себе является опасной для жизни.

У х о д ,  н е о б х о д и м ы й   б о л ь н о м у   в   п е р и о д
п о в ы ш е н и я   т е м п е р а т у р ы


В первой стадии лихорадки, когда наблюдается увеличение температуры, у
больного наблюдаются мышечная дрожь, головная боль, недомогание. В этот
период больного необходимо согреть, уложить в постель и внимательно
наблюдать за состоянием различных органов и систем организма.

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=247179911-60-72&n=21        

У х о д,  н е о б х о д и м ы й    б о л ь н о м у   в  п е р и о д
п о с т о я н н о й   п о в ы ш е н н о й   т е м п е р а т у р ы


Во второй стадии лихорадки температура постоянно повышена, что характеризуется
относительным равновесием процессов теплопродукции и теплоотдачи. В этот период озноб и
мышечная дрожь ослабевают, однако наблюдаются общая слабость, головная боль, сухость во
рту. На высоте лихорадки возможны бред и галлюцинации, а у маленьких детей - судороги.
Необходим в это время тщательный уход за полостью рта больных, смазывание трещин
рта и т. д., питание назначают дробное, а питье - обильное. При длительном пребывании
пациентов в постели проводят обязательную профилактику пролежней.

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=241815959-44-72&n=21

О с о б е н н о с т и   у х о д а   з а   б о л ь н ы м   в   с т а д и и
с н и ж е н и я   т е м п е р а т у р ы
 


Третья стадия лихорадки - стадия снижения или спада температуры характеризуется значительным преобладанием теплоотдачи над теплопродукцией вследствие расширения периферических кровеносных сосудов, значительного увеличения потоотделения. Медленное падение температуры, которое происходит в течение нескольких дней носит название лизиса. Быстрое, часто в течение 5-8 часов, падение температуры от высоких значений (39-40 °С) до нормальных и даже субнормальных значений называется кризисом.

                  http://www.idoktor.info/userfiles/5-13.JPG

Критическое падение температуры тела требует от медицинских работников принятия соответствующих мер: введения препаратов, возбуждающих дыхательный и сосудодвигательный центр (кордиамин, кофеин, камфара), способствующих усилению сердечных сокращений и повышению артериального давления (адреналин, норадреналин, мезатон, сердечные
гликозиды, кортикостероидные гормоны и др.). Больного обкладывают грелками, согревают, дают ему крепкий горячий чай или кофе, своевременно меняют нательное и постельное белье.


Цели сестринского ухода
Сестринский уход направлен на осуществление следующих задач:
- Предупреждение дальнейшего повышения температуры тела;
- Снижение температуры тела до нормальной;
- Предупреждение обезвоживания;
- Предупреждение травматизма;
- Облегчения состояния дискомфорта;
- Восстановление независимости в самообслуживании;
- Предупреждение снижения массы тела.

                    http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=418634553-14-72&n=21


Вопросы для выходного контроля

  1. Какая температура тела считается субфебрильной?
  2. Какая температура теля считается фебрильной?
  3. В каких местах измеряется температура тела и в какое время суток?
  4. Что такое лихорадка? Какая температура тела считается нормальной?
  5. Сколько периодов лихорадки и как они называются?
  6. Что такое «кризис», «лизис»?
  7. Какие максимальные и минимальные цифры температуры совместимы с жизнью и почему7
  8. Как влияет курение, кофеин и алкоголь на температуру?
  9. Как психологические и физические факторы влияют на температуру тела?
  10. В какое время суток температура минимальна и максимальна?
  11. Что следует выяснить при проведении первичной оценки?
  12. Что является объективными критериями оценки поддержания нормальной температуры тела?
  13. Когда появляются проблемы с потребностью поддержания нормальной температуры тела?
  14. На что направлен сестринский уход при определении целей?


Ответы на контрольные вопросы

  1. 37 – 38С
  2. 38 – 39 С
  3. Лоб, полость рта, подмышечная впадина, локтевой сгиб, паховая область, подколенный сгиб, прямая кишка.
  4. Это повышение температуры тела, как защитно – приспособительная реакция в ответ на разнообразные патогенные раздражители.
  5. Три периода:
    1 период – подъем температуры
    2 период – относительное постоянство температуры
    3 период – снижение температуры тела
  6. Кризис – резкое снижение температуры тела в течении часа. Лизис – постепенное снижение температуры тела в течении нескольких дней.
  7. Свыше 42С, т.к. происходит денатурация (свертывание белка). 15С – 23С, замедляются обменные процессы несовместимые с жизнедеятельностью органов и тканей.
  8. Курение и кофеин – повышают температуру тела. Алкоголь – понижает температуру тела за счет повышения теплоотдачи.
  9. Возбуждение, стресс, беспокойство повышают температуру тела. Депрессия снижает температуру тела. Физические нагрузки повышают температуру тела за счет образования тепла во время работы.
  10. С 17 до 20 температура максимальна, с 2 до 8  - минимальна.
  11. Как пациент воспринимает свою температуру тела в данный момент? Какие факторы влияют на поддержание нормальной температуры тела? Что знает пациент о физиологических механизмах, влияющих на температуру тела? Существуют ли потенциальные проблемы гипертермии, гипотермии, обморожения?
  12. Изменение температуры тела.
  13. Когда есть риск повышения или падения температуры тела?
  14. Предупреждение дальнейшего повышения температуры тела; снижение температуры тела до нормальных или более низких величин; предупреждение обезвоживания; облегчение состояния дискомфорта; восстановление состояния независимости в осуществлении самоухода.

Ситуационные задачи.

Задача 1

В терапевтическое отделение поступил пациент К. с жалобами на озноб, головную боль, сонливость, слабость, заболел сегодня. При обследовании: Т – 37,8 С, больной лежит свернувшись калачиком, кожа холодная на ощупь.

Задание.
1. Какому периоду лихорадки соответствует выше описанная картина?
2. Осуществите сестринский уход.

        

Задача 2

В пульмонологическом отделении на лечении находится больной Н. Болен второй день, беспокоит жар во всем теле, головная боль, ломота в суставах, сухость во рту, жажда. При обследовании выявлено: Т – 38,8 С, лицо гиперемировано, кожа красная, сухая и горячая, больной возбужден.

Задание.
1. Какой период лихорадки у больного? Какие могут развиться осложнения течения этого периода лихорадки?
2. Осуществите сестринский уход.

Задача 3

При измерении вечерней температуры тела у пациента В. м/с отметила ее повышении до 39,5 С. Высокая температура держится второй день. Медицинская сестра обратила внимание на то, что больной отвечает на вопросы невнятно; стремится куда то уйти, т.к. слышит какие то голоса, лицо гиперемировано, кожа красная, сухая. PS – 110 уд. в мин, ЧДД – 24, АД 105/60 мм.рт.ст.

Задание
1. Какому периоду лихорадки соответствует состояние больного?
2. Чем осложнился этот период лихорадки?
3. Осуществите сестринский уход.

Задача 4

Вы постовая м/с. Вас вызвали в палату к больному С., который упал по дороге в туалет. Больной С. Седьмой день находится на стационарном лечении, все эти дни у него держалась высокая температура (40 С). Со слов соседа по палате 20 минут назад больной сильно вспотел. При обследовании: больной лежит на двух подушках, бледен, покрыт холодным мелким потом, наблюдается цианоз губ, руки и ноги холодные, пульс  частый, нитевидный 125, АД 80/50 мм.рт.ст., Т – 36,0 С, ЧДД – 26.

Задание
1. Какому периоду лихорадки соответствует состояние больного?
2. Какое развилось осложнение и чем оно опасно?
3. Осуществите сестринский уход.


Задача 5

В отделение поступил пациент Р. с жалобами на головную боль, озноб, сонливость, слабость, заболел вчера. При обследовании: Т – 37,9 С, больной лежит свернувшись калачиком, кожа холодная на ощупь.

Задание.
1. Какому периоду лихорадки соответствует выше описанная картина?
2. Осуществите сестринский уход.

        

Задача 6

В пульмонологическом отделении на лечении находится больной Л.  Болен третий день, беспокоит жар во всем теле, головная боль, жажда, ломота в суставах, сухость во рту. При обследовании выявлено: больной возбужден, Т – 39,0 С, лицо гиперемировано, кожа красная, сухая и горячая.

Задание.
1. Какой период лихорадки у больного? Какие могут развиться осложнения течения этого периода лихорадки?
2. Осуществите сестринский уход.

Задача 7

При измерении дневной температуры тела у пациента М. м/с отметила ее повышении до 39,7 С. Высокая температура держится третий день. Медицинская сестра обратила внимание на то, что больной отвечает на вопросы невнятно,  лицо гиперемировано, кожа красная, сухая. PS – 115 уд. в мин, ЧДД – 25, АД 115/60 мм.рт.ст.

Задание
1. Какому периоду лихорадки соответствует состояние больного?
2. Чем осложнился этот период лихорадки?
3. Осуществите сестринский уход.

Задача 8

Вы палатная м/с. Вас вызвали  к больному С., который упал около своей кровати. Больной С. шестой день находится на стационарном лечении, все эти дни у него держалась высокая температура (40,3 С). Со слов соседа по палате 10 минут назад больной сильно вспотел, затем встал с кровати и упал. При обследовании: больной лежит на двух подушках, бледен, покрыт холодным мелким потом, наблюдается цианоз губ, руки и ноги холодные, пульс  частый, нитевидный 130, АД 70/50 мм.рт.ст., Т – 36,0 С, ЧДД – 26.

Задание
1. Какому периоду лихорадки соответствует состояние больного?
2. Какое развилось осложнение и чем оно опасно?
3. Осуществите сестринский уход.


Эталоны ответов на ситуационные задачи

Задача 1.
1. Выше описанная картина соответствует 1 периоду лихорадки.

2. Сестринский уход :

- уложить больного в постель;

- укрыть теплым одеялом, к ногам  положить грелки;

- напоить больного горячим чаем;

- не спешить сбивать температуру, т.к. до определенных границ она играет защитную, приспособительную роль, убивает патогенных возбудителей болезни;

- постельный режим;

- измерять температуру тела каждый час;

- по назначению врача – обезболивающие.

Задача 2
1. У больного второй период лихорадки. Возможные осложнения: гипертермия, резкое снижение температуры тела (кризис), коллапс.
2. Сестринский уход.

- установить индивидуальный сестринский пост;

- следить за поведением, внешним видом больного, состоянием нервной системы;

- обтирать больного полуспиртовым раствором или раствором уксуса;

- заменить одеяло на легкую простынь;

- на лоб положить холодный компресс или над головой разместить пузырь со льдом;

- ротовую полость протирать слабым раствором соды, трещины на губах смазывать вазелиновым маслом;

- прохладное витаминизированное питье (сок, морс);

- кормить жидкой и полужидкой высококалорийной и легкоусвояемой пищей 5 -6  раз в сутки;

- строгий постельный режим;

- мониторинг жизненноважных систем организма.

Задача №3

1.Состояние больного соответствует 2 периоду лихорадки.
2.У больного развилась гипертермия, осложнившаяся развитием бреда, галлюцинациями.

3.Сестринский уход:

- установить индивидуальный пост;

- срочно вызвать врача;

- не оставлять больного одного;

- заменить одеяло на легкую простынь;

- на лоб холодный компресс, над головой подвесить пузырь со льдом;

- прохладное питье до 3х литров;

- прохладное обтирание;

- по назначению врача жаропонижающие препараты;

-мониторинг жизненноважных систем организма;

- регулярно следить за состоянием кожных покровов.

Задача №4

1.У больного 3 период лихорадки.

2.На фоне критического падения температуры развился коллапс, который может привести к летальному исходу.

3.Оказание необходимой доврачебной помощи:

- убрать подушки из под головы;

- приподнять ножной конец кровати;

- вызвать врача;

- укрыть больного теплым одеялом;

- согреть больного (грелка к ногам Т=60С)

- напоить горячим крепким чаем или кофе;

- мониторинг  жизненноважных систем организма;

- обтереть пациента сухим полотенцем;

- сменить нательное и постельное белье;

- соблюдать строгий постельный режим;

- установить индивидуальный пост.

Задача 5.
1. Выше описанная картина соответствует 1 периоду лихорадки.

2. Сестринский уход :

- уложить больного в постель;

- укрыть теплым одеялом, к ногам  положить грелки;

- напоить больного горячим чаем;

- не спешить сбивать температуру, т.к. до определенных границ она играет защитную, приспособительную роль, убивает патогенных возбудителей болезни;

- постельный режим;

- измерять температуру тела каждый час;

- по назначению врача – обезболивающие.

Задача 6
1. У больного второй период лихорадки. Возможные осложнения: гипертермия, резкое снижение температуры тела (кризис), коллапс.
2. Сестринский уход.

- установить индивидуальный сестринский пост;

- следить за поведением, внешним видом больного, состоянием нервной системы;

- обтирать больного полуспиртовым раствором или раствором уксуса;

- заменить одеяло на легкую простынь;

- на лоб положить холодный компресс или над головой разместить пузырь со льдом;

- ротовую полость протирать слабым раствором соды, трещины на губах смазывать вазелиновым маслом;

- прохладное витаминизированное питье (сок, морс);

- кормить жидкой и полужидкой высококалорийной и легкоусвояемой пищей 5 -6  раз в сутки;

- строгий постельный режим;

- мониторинг жизненноважных систем организма.

Задача №7

1.Состояние больного соответствует 2 периоду лихорадки.
2.У больного развилась гипертермия, осложнившаяся развитием бреда, галлюцинациями.

3.Сестринский уход:

- установить индивидуальный пост;

- срочно вызвать врача;

- не оставлять больного одного;

- заменить одеяло на легкую простынь;

- на лоб холодный компресс, над головой подвесить пузырь со льдом;

- прохладное питье до 3х литров;

- прохладное обтирание;

- по назначению врача жаропонижающие препараты;

-мониторинг жизненноважных систем организма;

- регулярно следить за состоянием кожных покровов.

Задача №8

1.У больного 3 период лихорадки.

2.На фоне критического падения температуры развился коллапс, который может привести к летальному исходу.

3.Оказание необходимой доврачебной помощи:

- убрать подушки из под головы;

- приподнять ножной конец кровати;

- вызвать врача;

- укрыть больного теплым одеялом;

- согреть больного (грелка к ногам Т=60С)

- напоить горячим крепким чаем или кофе;

- мониторинг  жизненноважных систем организма;

- обтереть пациента сухим полотенцем;

- сменить нательное и постельное белье;

- соблюдать строгий постельный режим;

- установить индивидуальный пост.




Тестовые задания

Выберите один номер правильного ответа.

1.Нормальная температура тела здорового человека составляет:
а) 37С – 37,5С;
б) 36С – 36,9С;
в) 37С – 38С;
г) 35С – 36С.

2.Длительность измерения температуры тела:
а) 15 мин;
б) 5 мин;
в) 10 мин;
г) 3 мин.

3.Утреннее измерение температуры тела – это:
а) 9 – 10 утра;
б) 4 – 5 утра;
в) 6 – 7 утра;
г) 7 – 8 утра.

4.Субфебрильная температура  - это:
а) 37С – 38С;
б) 38С – 39С;
в) 39С- 40С;
г) 40С – 41С.

5. Фебрильная температура – это:
а) 38С – 39С;
б) 39С – 40С;
в) 37С – 38С;
г) 40С – 41С.

6. Не совместимая с жизнью температура тела:
а) 35С;
б) 41С;
в) 42С и выше;
г) 34С.

7. Лихорадка – то:
а) повышение АД;
б) повышение температуры тела;
в) понижение массы тела;
г) учащение пульса.

8. Кризис может быть в:
а) 2 периоде лихорадки;
б) 1 периоде лихорадки;
в) 3 периоде лихорадки;
г) в любом из выше перечисленных периодов.

9.Температура тела 38,5С называют:
а) субфебрильная;
б) нормальная;
в) фебрильная;
г) перетическая.

10. Переохлаждение раньше наступает у людей, принявших:
а) обильную пищу;
б) алкоголь;
в) кофеин;
г) холодную воду.

11.Объект критерий оценки поддержании нормальной температуры тела – это:
а) внешний вид;
б) температура тела;
в) сознание;
г) цвет кожных покровов.

12. Проблемы появляются, если есть риск:
а) образования пролежней;
б) повышение или понижение температуры тела;
в) резкого снижения АД;
г) учащения пульса.

13. Для обработки полости рта медицинская сестра должна взять раствор:
а) р – р фурацилина;
б) р – р соды;
в) р – р марганцовки;
г) р – р хлорамина.





Эталон ответа на тестовые задания

1. б.

2. в.

3. в.

4. б.

5. а

6. в

7. б

8. в

9. в

10. б

11. б

12. б

13. а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия "Потребность пациента в нормальном дыхании"

Методическая разработка теоретического занятия "Потребность пациента в нормальном дыхании"ПМ.04 "Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента ...

Методическая разработка Мастер-класса По теме: «БИОМЕХАНИКА ТЕЛА В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ПАЦИЕНТОМ»

Данный мастер-класс предназначен для учащихся подготовительных курсов медицинских классов, школ, студентов медицинских колледжей, для слушателей на факультете повышения квалификации и переподготовки, ...

Методическая разработка практического занятия «Понятие «биомеханика тела», «эргономика». Причины травм спины и позвоночника сестринского персонала» «Правильная биомеханика и положение тела медсестры и пациента при поднятии тяжестей и в положении сидя. По

Методическая разработка практического занятия по теме «БИОМЕХАННИКА» предназначена для проведения данного занятия  со студентами 1 курса обучающегося по специальности.Актуальность практического з...

Учебно-методическое пособие по темам: «Многогранники и круглые тела»

Учебно-методическое пособие по темам: «Многогранники и круглые тела» предназначено для студентов 1-го года обучения по специальности 34.02.01 Сестринское дело.  Оно призвано помочь ус...

Учебная практика ТЭУ1. Урок 2. Проведение измерительных техник (температуры тела, пульса, артериального давления, водного баланса, промывание желудка).

1. Изучите теоретический материал.2.Ответьте на вопросы, актуализирующие знания.3. Произведите самостоятельно алгоритм действий по измерению:-температуры тела-пульса-артериального давления.4. Составьт...

Методическая разработка занятия по ветеринарии "Нормальные роды"

Разработка занятия по ветеринарии о протекании и особенностях проведения нормальных родов у животных...

Учебно-методическая разработка: «Тема 4.2.4. АД, определение, измерение, нормальные показатели, обучение пациента самоконтролю АД» Специальность 31.02.02Акушерское дело, базовая подготовка

Методическая разработка данного практического занятия предназначена для обучающихся по ПМ. 05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. МДК 05.03. Технология о...