Программа кружка 2018-2019
рабочая программа

Козлова Ольга Владимировна

Программа кружка по Основам сестринского дела

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzha_2018-2019.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ Рославльский медицинский техникум

Рассмотрено на заседании ЦМК

Специальности 34.02.01

 Сестринское дело

Протокол № 1 от 31.08.18г.

Председатель ЦМК  О.В. Козлова

      Утверждаю:

      Заместитель директора

      по учебно- воспитательной работе  

      Н.В. Некрашевич 

       31.0.2018г.

Рабочая программа кружка

по

Основам сестринского дела

Руководитель кружка: преподаватель

Козлова О.В.

Рославль 2018

Программа кружка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по специальности 34.02.01. Сестринское дело.

 

Организация – разработчик ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Разработчик – Козлова Ольга Владимировна – преподаватель ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Рекомендовано:

Методическим советом ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

Протокол  № 1 от 31августа  2018г

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ      КРУЖКА

Стр.5

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Стр.8

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Стр.10

Пояснительная записка

Программа предназначена для обучающихся II, III курсов специальности СПО 34.02.01. Сестринское дело  в условиях ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум».

Успешное решение задач, стоящих перед здравоохранением в условиях модернизации, в значительной степени зависит от профессиональной  компетентности и подготовки медицинских кадров в учебном заведении.

Стремительное изменение условий жизни требует от системы среднего профессионального образования, формирования нового подхода, где приоритетом становится личность, что в конечном итоге будет способствовать актуализации творческой личностной позиции обучаемых в отношении приобретаемой профессии и формирование у студентов такого важного аспекта, как профессиональная компетентность.

Программа кружка по  «Основам сестринского дела» предназначена помочь обучающимся расширить представления:

  1. о принципах профессиональной этики при общении с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, при консультировании пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода;
  2. об обеспечении безопасной больничной среды для пациентов и персонала, в том числе инфекционной безопасности;
  3. должна способствовать формированию основ здорового образа жизни.  

Кружок по «Основам сестринского дела» призван формировать научное мировоззрение, расширять кругозор обучающихся, а так же способствовать сознательному отношению к выбранной специальности.

При изучении этого курса основное внимание  отводится умению  обучающихся эффективно общаться и основам обучения пациента, формируется понятие «Культура здоровья», показатели здоровья, факторы, определяющих здоровье (среда обитания, образ жизни).

Кружковая работа способствует углублению интереса к преподаваемому профессиональному модулю, развитию творческих способностей обучающихся, повышению качества их подготовки. Кружковая работа- действенное средство обучения и воспитания, а также коммуникативной культуры.

I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

«Основы сестринского дела»

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа кружка способствует повышению качества подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело.

1.2 Цели и задачи кружка

Цель:

 - создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала обучающихся, с целью участия  в конкурсах, олимпиадах, в научно-исследовательской деятельности.

Основные задачи кружковой работы: 

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических  умений у обучающихся по МДК, ПМ; 

- привлечение обучающихся к учебно-исследовательской деятельности;

- овладение  методикой учебно-исследовательской работы, умением самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в практической деятельности;

- формирование  познавательного интереса и навыков самостоятельной работы;

- обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению   и оформлению докладов и отчётов по результатам научно-исследовательской работы;

- формирование и совершенствование общих и профессиональных компетенций обучающихся;

-  формирование творческой активности обучающихся;

- обеспечение участие студентов в конференциях, конкурсах, олимпиадах, чемпионатах и прочих формах презентации учебно-исследовательских работ.

1.3 Актуальность программы данного кружка заключается в том, что он охватывает теоретические основы  сестринского дела (сестринский процесс, обучение в сестринском деле) и практику сестринского дела (безопасная больничная среда и манипуляционная техника). В настоящее время средним медицинским работникам необходимы современные знания в области философии и теории сестринского дела, общения в сестринском деле, знания сестринской педагогики, психологии, современных требований санитарно- противоэпидемического режима лечебно- профилактических учреждений. Приобретенные умения на основе этих знаний помогут средним медицинским работникам выполнять сестринские манипуляции в точном соответствии с требованиями к стандартизации сестринских процедур. Однако, студенту важно не только выполнять стандарты, быть просто исполнителем назначений врача, еще более важно понимать цели каждого выполняемого действия, развивать способности личности в различных видах деятельности: профессиональной, инновационной, а также саморазвития.

Практическая направленность изучаемого материала делает данную программу очень актуальной. Содержание кружка позволяет обучающимся любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.

1.4 Новизна программы состоит в том, что содержание программы кружка расширяет кругозор обучающихся, направляет познавательную активность обучающихся на изучение вопросов,  предусмотренных по специальности. Программа  направлена на развитие у обучающихся понимания необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества. В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов практической деятельности и обеспечивает её соответствие возрасту и индивидуальным особенностям обучающихся.

1.5.Освоение программы кружка способствует формированию общих компетенций:

1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных  руководителем.

3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной о противопожарной безопасности.

13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 Профессиональных компетенций:

4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

4.5. Оформлять медицинскую документацию.

4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

4.10. Владеть основами гигиенического питания.

4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

 Рекомендуемое количество часов на реализацию рабочей  программы кружка:

  1 учебный год (40 недель – 20 часов), 2 часа в месяц.

Планируемые результаты: 

- совершенствование навыка пользования информационными источниками: стандартами, Интернет, учебной литературой,

- повысить умение выделять объект исследования,

- овладевать методами получения, обработки и преобразования полученной информации, анализа результатов,

- развивать навык работы в команде, распределять роли, зоны ответственности,

- совершенствовать умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении,

- развивать самостоятельную и творческую активность, умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс,

- развивать умение эффективно общаться с населением, соблюдая принципы профессиональной этики,

- формировать социальную активность.

Формы работы: исследовательская и проектная деятельность, создание презентаций, памяток.

Форма подведения итогов реализации плана кружка: участие в очных и дистанционных конференциях, проведение бесед с населением, защита проектов.

Результативность работы кружка.

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по исследованию – публичная защита презентаций и проектов. Обучающиеся должны принимать участие во внутритехникумовских, муниципальных, региональных и всероссийских мероприятиях исследовательского характера.

Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью обучающихся на занятиях, отслеживание количества обучающихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.

Календарно-тематическое планирование

работы кружка на 2018-2019 учебный год

Дата

Тема занятия

Форма проведения

Примечание

1. Организационное занятие – 2ч.

Сентябрь

Сообщение плана работы кружка, его целей и задач. Выбор актива кружка. Обсуждение тем исследовательской работы. Обсуждение участия  в социальном проекте «Уход за тяжелобольным пациентом».

- беседа

2.  Занятие. Введение – 2ч.

Октябрь

Выбор основного направления работы кружка: «Обучение родственников тяжелобольного пациента элементам ухода»

Обсуждение тематики заседаний в рамках принятого основного направления работы. Назначение ответственных за подготовку заседаний кружка.

-работа с источниками информации

3.  Занятие. Основные термины и понятия.- 2ч.

Ноябрь

Тяжелобольной пациент. Проблемы пациента. Понятие «анорексия», «кахексия»

- работа с источниками информации;

- деловая игра;

- публичное выступление с докладом на заседании кружка;

- дискуссия.

4. Занятие. Подготовка и смена постельного белья- 2ч.

Декабрь

Существует несколько способов смены постельного белья, в зависимости от состояния пациента.

- работа с источниками информации;

-подготовка презентации;

-публичное выступление с докладом на заседании кружка;

- дискуссия.

5. Занятие.  Подготовка и смена нательного белья- 2 ч.

Январь

Условия смены нательного белья

-работа источниками информации;

-подготовка презентации;

-публичное выступление с докладом на заседании кружка;

- дискуссия.

6. Занятие. Опрелости - 2 ч.

Февраль

Факторы риска возникновения опрелостей. Места образования, профилактика.

-работа с источниками информации;

-подготовка презентации;

-публичное выступление с докладом на заседании кружка;

- дискуссия.

7. Занятие. Пролежни- 2ч.

Март

Факторы риска возникновения пролежней. Места образования, профилактика.

-работа с источниками информации;

-подготовка презентации;

-составление памятки, текста бесед

-публичное выступление с докладом на заседании кружка;

- дискуссия.

8. Занятие. Размещение тяжелобольного пациента в постели- 2 ч.

Апрель

Виды режимов двигательной активности. Положение пациента в постели. Особенности размещения пациента с гемиплегией.

-работа с источниками информации;

-подготовка презентации;

-составление памятки, текста бесед

-публичное выступление с докладом на заседании кружка;

- дискуссия.

9. Занятие.  Биомеханика в сестринской практике - 2ч.

Май

Причины, по которым медицинскому работнику необходимо знать и уметь применять правила биомеханики в своей деятельности. Основные правила биомеханики.

-работа с источниками информации;

-подготовка презентации;

-публичное выступление с докладом на заседании кружка;

- дискуссия.

        

10 Занятие. Итоговое занятие (2ч)

Круглый стол в рамках социального проекта на тему: «Уход за тяжелобольным пациентом»

Перечень учебно-методического обеспечения:

Оборудование:

  1. Классная доска.
  2. Стол для преподавателя.
  3. Стул для преподавателя.
  4. Столы для студентов.
  5. Стулья для студентов.

Учебно-наглядные пособия:

-    таблицы;

-    плакаты;

-    комплекты муляжей;

Технические средства обучения:

  1. Компьютер.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

  1. Мультимедийные презентации и таблицы
  2. Методические учебные материалы на электронных носителях
  3. Справочные материалы

Литература:

        Основные источники:

1. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб. пособие/ С.А.Мухина, И.И Тарновская.- 2-е изд..-М.:ГЭОТАР- Медиа,2013г.

2. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи/Г.И.Морозова.-М.: ГЭОТАР- Медиа,2009г.

3. Основы сестринского дела: Т.П.Обуховец, О.В. Чернова под ред. Б.В. Кабарухина Изд.16-е. Ростов: Феникс, 2011-766с.

4. Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела под редакцией А.И.Шпирна. М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2013 -720с.

5. Яромич  И.В. Сестринское дело: Учебное пособие/И.В.Яромич Мн., 2011-431с

            Дополнительные источники:

 1.  Пастернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. Учебное пособие - М: Свято - Дмитриевское училище сестер милосердия, 2001 – 290с.

  2.        Сестринский процесс- Текст: учебное пособие: пер. с англ. под ред. проф. Г.М.Перфильевой – М: ГЭОТАР – МЕД, 2001 -409с.

  3.        Ситуационное обучение в сестринском деле: учебное пособие под общ.ред.С.И.Двойникова, С.В.Лапик – ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004- 345с.

  4.        Туркина Н.В., Филенко А.Б. Общий уход за больными .Текст: учебное пособие/ Туркина Н.В., Филенко А.Б. – М: 2007 -550с.

  5.        Шпирна А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни. Текст. Учебное пособие/ Шпирна А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. – М: ВУНМЦ, 2005 – 482с.

   6.        Веткина И.Ф. Продлим молодость наших рук: новый взгляд на обеззараживание рук медицинского персонала (Текст) И.Ф. Веткина // Главная медицинская сестра – 2009 - №4 стр. 121-124

   7.        Доценко Е.Л., Фомичева Е.В. Психология и педагогика, учебное пособие 3-е издание  Тюмень, 2006 – 220с.

    8.        Заветы Флоренс  Найтингейл. История сестринского дела, учебное пособие под ред. Ф.А. Шакирова. М: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию, 2000 -469с.

    9.        Лантуга М.Е. , Поляков, Зеленская Т.М. Паллиативная медицина:  краткое руководство, изд.2: Спец Лит, 2008 -415с.

Нормативные документы:  СанПиН, ОСТ:

1.        «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» [Электронный ресурс]: ФЗ: [(ред. от 28.09.2010 г.) утв. ВС РФ 22.07.1993г. №5487-1] //Консультант плюс. – 2011г. – 08 февраля.

2.        “Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы” [Электронный ресурс]: ОСТ 42-21-2-85 : [утв. Приказом Минздрава СССР от 10.06.1985г. №770]  //Консультант плюс. – 2011г. – 08 февраля.

3.        СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность [Электронный ресурс]: приказ: [18.05.2010г, №58, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ]//Гарант Эксперт. – 2011г. – 25.01.

4.        СанПиН 2.1.7.2790-10 Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами [Электронный ресурс] : приказ. : [утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 января 2010 г. N163] //Консультант плюс. – 2011г. – 08 февраля.

5. ГОСТ Р 52623-2006 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие положения»

6. ГОСТ Р 52623.1-2008 « Технологии выполнения простых медицинских услуг  функионального обследования»

7. ГОСТ Р 52623.3 -2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода»

8. ГОСТ Р 52623.4-2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств»

9.ГОСТ Р 56819-2015 «Надлежащая медицинская практика. Инфологическая модель. Профилактика пролежней»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа средней группы (2018-2019 уч.год)

Образовательная программа  средней гр.(2018-2019 уч.год)...

Образовательная программа "Инструментальный ансамбль(скрипка)" 2018-2019 уч.год

Образовательная программа "Инструментальный ансамбль(скрипка) 2018-2019 уч.год....

Образовательная программа "Скрипка" (7 лет) 2018-2019 уч.год.

Образовательная программа "Скрипка" (7 лет) 2018-2019 уч.год....

План работы кружка "Любители русского языка" на 2018-2019 учебный год

Кружковая работа - одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Раб...

План работы кружка технического творчества на 2018-2019 уч.год

План работы кружка технического творчества в лаборатории технической механики 2018-2019 уч. год...