"Значимость здоровьесберегающей технологии в состоянии здоровья студентов в процессе учебной деятельности"
статья

здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям: термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», Так И  совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Значимость здоровьесберегающей технологии в состоянии здоровья студентов в процессе учебной деятельности

А.И. Восквицова (г. Тюмень)

ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»

   Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья преподавателя и студентов.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям: термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технология» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья студентов.

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации  здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым(Н.К. Смирнов, 2006).

Среди здоровьесберегающих технологий,  применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

   По данным статистики, уровень заболеваемости среди выпускников школ, студентов колледжей в последние годы неуклонно растет. И речь идет не только о физических отклонениях, но и об увеличении числа неадекватных психологических реакций. Такие явления не могут не беспокоить, т.к. более половины своего времени бодрствования студенты проводят в учебных заведениях и как результат, очевидно, что система профессионального образования должна взять на себя часть ответственности за сохранение здоровья молодого поколения. Основная задача состоит в следующем:

 - создать для студента такие условия обучения, которые не будут травмировать его организм и психику, а так же дать обучающемуся знания о мере ценности здоровья и способах его сохранения. Необходимо подчеркнуть, что речь идет не только о физическом здоровье, сколько о комплексном показателе благополучия, включающем также психическую адекватность, социальную адаптированность и должный уровень морального развития.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе – комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса.

   Способы классификации здоровьесберегающих технологий, понятие которых является достаточно широким. Их можно классифицировать по множеству признаков, но лишь некоторые из них действительно важны на практике. Один из таких признаков – субъектная активность.

Различают три вида сохраняющих здоровье технологий по этому признаку:

- внесубъектные (студент может даже не знать, что в данный момент он заботится о своем здоровье);

- подразумевающие пассивную позицию;

- подразумевающие активную позицию.

 Несмотря на очевидное преимущество активной позиции, преподавателю следует наработать для себя методы реализации принципов сохранения здоровья по всем трем видам активности студента. Необходимо учитывать, что на формирование активной позиции студента воздействуют не только позитивные, но и негативные факторы (оторванность от семьи, ложные ценности, навязываемые средствами массовой информации либо просто человеческая лень), и он совсем не обязательно охотно примет позицию преподавателя.

Также во всем объеме сохраняющих здоровье технологий можно выделить меры санитарно-гигиенические и меры собственно педагогические.

Гигиеническая составляющая технологии сохранения здоровья. Она включает в себя.

- условия в помещении (температура, освещенность, вентиляция, режим  уборки);

- организацию рационального питания;

- соответствие режима занятий санитарным нормам и возрастным особенностям учащихся;

- учет состояния здоровья студента при организации его рабочего места. Педагогические здоровьесберегающие технологии состоят в умении построить занятия таким образом, что бы добиться эффективного усвоения знаний. Наиболее важны следующие приемы: смена видов деятельности на практических занятиях, рациональное распределение нагрузки в течение занятий, где самая напряженная работа приходится на его середину. Применение игровых и ролевых форм работы, создание атмосферы сотрудничества, где используется диалоговое ведение занятия с благоприятной эмоциональной атмосферой. Создание ситуации успеха, которая позволяет студенту находится в состоянии психологического равновесия, исключает стрессы, обусловленные при выполнении заданий, незнанием учебного материала.

Использование личностно ориентированного подхода, организация различных форм деятельности (групповая, коллективная и т.д.).

Совершенствование контрольно-оценочной деятельности: учащиеся обобщают изученный материал, оценивают свою деятельность, деятельность своих товарищей, успехи, неудачи, вносят коррективы.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей, мышления, особенно логического, рационального, формирование практических навыков. Учащиеся с развитым логическим мышлением, памятью, вниманием успешно и с интересом учатся, а это напрямую связано с психическим здоровьем, познанием предмета, формированием нравственных качеств, способностью адаптироваться в новой обстановке.

Оптимальная дозировка домашнего задания (в том числе использование разноуровневых дифференцированных заданий).

   Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в потребностях и ценностях человека в нашем обществе. Поэтому необходимо научить студента ценить, беречь и укреплять свое здоровье, необходимо быть личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий это такая организация профессионального процесса обучения на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

   Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет студенту более успешно адаптироваться в учебном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а преподавателю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Литература:

Антропова М.В. Основы гигиены учащихся: Просвещение, 2000.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

/авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М.: Просвещение, 2013.

Современные технологии сохранения и укрепления здоровья подростка: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

 

 

 

 

 

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

С введением в 2013-2014 учебном году внеурочной деятельности родителям было предложено несколько вариантов: «Играя, учимся дружить», «Все Малевичи», «Занимательный английский», «Мир Фантазии», «...

Методы и технологии формирования ОК в процессе учебной деятельности

Материал публикации представляет собой краткое описание общих компетенций, формирование которых определено ФГОС СПО по профессии Штукатур- маляр.  Каждая компетенция раскрывается примерами из опы...

Использование здоровьесберегающих технологий для устранения усталости в образовательном процессе.

Презентация для выступления на педагогическом совете по вопросу "Использование здоровьесберегающих технологий для устранения усталости в образовательном процессе"....

Использование в учебном процессе педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья студентов СПО

Рекомендовано для использования педагогами СПО для проведения учебных занятий для студентов колледжей, в рамках деления практическим опытом в использовании здоровьесберегающих технологий в учебно-восп...

Поисково-исследовательская работа по дисциплине Физика на тему: Влияние мобильных телефонов на состояние здоровья студентов.

Поисково-исследовательская работа  по дисциплине Физика  на тему:  Влияние мобильных телефонов на состояние здоровья студентов....