Методы и технологии формирования ОК в процессе учебной деятельности
методическая разработка на тему

Колупаева Людмила Анатольевна

Материал публикации представляет собой краткое описание общих компетенций, формирование которых определено ФГОС СПО по профессии Штукатур- маляр.  Каждая компетенция раскрывается примерами из опыта работы в форме приемов педагогической техники, используемых на уроках  теоретических дисциплин: "Основы материаловедения", "Технология малярных работ", "Технология штукатурных работ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и технологии формирования ОК в процессе учебной деятельности

Во всех стандартах среднего профессионального образования (СПО) по любой профессий  в пункте V определены требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, которые гласят, что «Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями». И затем определяются конкретные общие компетенции (ОК) для каждой профессии. Общая компетенция (ОК) понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности. В основном эти ОК едины (инвариантны) для многих профессий, приобретаемых  в училище  (токарь, слесарь, мастер столярно-плотничных и паркетных работ, изготовитель художественных изделий из дерева, маляр-штукатур)  и включают в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Приоритетное  средство формирования ОК  - метод как способ деятельности преподавателя и обучающегося, направленный  на решение дидактических задач.

 ОК. 1 Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса (мотивационная компетенция )

 Методы и приемы: 

  • рассказ,
  •  демонстрация учебных фильмов
  • написание эссе,
  • наблюдение за профессиональной деятельностью,
  • проблемный  метод,
  • дискуссия,
  • метод проектов,
  • исследовательский  метод,
  • просмотр художественных фильмов,
  • чтение художественной литературы профессиональной направленности с последующим обсуждением,
  • посещение музея завода, предприятия, организации, в том числе образовательной,
  • творческих выставок профессиональной направленности

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (организационно-деятельностная компетенция).

Методы и приемы: 

  • действие по инструкции,
  • упражнения (воспроизводящие, тренировочные, имитационные, творческие),
  • задания на восстановление алгоритма профессиональных действий,
  • выстраивание логических, причинно-следственных связей,
  • ранжирование,
  • использование имитационных ситуаций, тренингов.
  • выполнение самостоятельной работы
  • Выполнение мини-проекты
  • использование ролевых, деловых, организационно-деятельностные игры,
  • подготовка докладов,
  • создание профессионального портфолио.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (рефлексивная компетенция). 

Методы и приемы:

  • анализ рабочей ситуации;
  • контроль собственной деятельности;
  • оценивание деятельности и ее результатов, взаимооценка;
  • рефлексивный анализ.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Методы и приемы: 

  • метод  поиска и сбора информации в справочной литературе, сети Интернет, работа с литературными первоисточниками в музеях, библиотеках;
  • методы  обработки информации: подготовка вопросов к тексту, составление планов к тексту; выполнение заданий на упорядочение информации  — выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование; составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту; заданий, связанных с интерпретацией, анализом и обобщением информации,
  • подготовка стендовых докладов, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.;
  • подготовка плакатов, презентаций MS PowerPoint к учебному материалу;
  • выпуск студенческих СМИ — печатных, электронных и т. д.

Целью написания данного сборника является обобщение опыта преподавателей теоретических дисциплин и учителей технологии по формированию общих компетенций и универсальных учебных действий на уроках.

Приемы педагогической техники, используемые на уроках технологии и материаловедения штукатуров- маляров.

ОК1. 1 Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса (мотивационная компетенция )

Пример 1. На вводном уроке  в предмет «Основы технологии отделочных строительных работ» основными целями работы на уроке являются следующие цели:

 1. Познакомить учащихся с профессиями и специальностями в строительной    отрасли.

 2. Дать  представление о профессионально важных  качествах  строительных  профессий и  специальностей, о знаниях, умениях и практическом опыте, которые необходимы отделочникам (профессиональных компетентностях).

 3.  Подготовить детей к восприятию учебного материала  в течение года.

4.Способствовать мотивации получения профессии «Маляр- штукатур».

Используемые приемы  и методы:

-беседа с показом видеофильма о работе штукатуров- маляров,  демонстрация фото материалов результатов  труда отделочников;

-сравнительная характеристика профессий по средней заработной плате;

-встреча с мастером отделочных строительных работ  с производства;

-экскурсия на строительный объект и беседа  с рабочими;

-чтение стихов  обучающихся прошлых лет о профессии штукатура- маляра;

-прием « Проба пера» ( сами ребята пробуют писать стихи, сказки, например, « Сказка  о том, как поспорили две краски»или «Сказка об инструментах»);

-написание сочинений о своей профессии  к 75- летию системы ПТО (опубликованы  в Методвестнике училища):

Есть много профессий на свете…но мне по душе одна.

Болтачев Александр, учащийся группы штукатуров- маляров

Есть много профессий на свете. Но нам больше понравилась профессия штукатура- маляра, которую мы получаем  в нашем училище. Она очень важна и нужна всем людям. Без этой профессии не будет красивых домов и улиц, квартир , помещений. Для того, чтобы улицы были красивыми, надо строить дома и раскрашивать их   яркими красками, или облицовывать плиткой. Около домов можно разбить детские площадки и тоже раскрасить их красиво. Вот  и потребуется для этого наша профессия. Она всегда была и будет востребована.

В училище  я осваиваю профессию штукатура- маляра. В начале на уроках спецтехнологии и материаловедения  я изучаю инструменты и материалы, как ими работать, изучаю технологию нанесения раствора или краски на поверхность, а потом уже на уроках  в мастерских  учусь правильно наводить раствор и наносить его на стену разными способами. Хотите расскажу как наносят раствор? Я раньше и не знал, что его можно на поверхность стены намазывать и набрасывать. А набрасывать его можно такими способами: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, через голову, над собой, перед собой. Вот! Если что-то у меня не получается на производстве, то Татьяна Геннадьевна помогает во всем. Эта профессия поможет мне в  жизни. Благодаря ей  я смогу сделать ремонт своего дома.

Никитенко Александр, учащийся группы штукатуров- маляров.

 На уроках технологии мы изучаем названия инструментов, учимся правильно  их держать, узнаем, как ими пользоваться. В основном это- ручные инструменты. Но есть и электрические, и ими надо учиться пользоваться, ведь они облегчают труд штукатура- маляра. Людмила Анатольевна нам все доступно объясняет. Мы пишем в  тетрадях, запоминаем! Этими знаниями мы пользуемся на производстве. Мастер Татьяна Геннадьевна учит нас наводить раствор, а это, поверьте, тоже не легко. Нужно, чтобы раствор  получился не жидким, не густым, хорошо намазывался и набрасывался, хорошо разравнивался. Я уже почти научился штукатурить стены и шпатлевать. Еще не все получается, но я обязательно научусь!

Учащийся Мошонкин Даниил

 Я изучаю профессию штукатура- маляра. У меня это получается хорошо, хотя  и заниматься  я начал совсем недавно. Людмила Анатольевна много знаний дает на уроках по спецтехнологии. На ее уроках мне нравится, много интересного и нужного узнаем, смотрим видео. А у  Татьяны Геннадьевны уже работаем. Все знания применяем на деле: учимся мешать раствор, наносить его на стену, выравнивать, затирать. Получается неплохо. Я думаю, что эта профессия поможет мне в жизни. Она даст возможность заработать денег, ведь все люди делают ремонты.

Учащийся Астафьев Никита.

Труднее мне дается технология. Мне сложно запоминать названия растворов, некоторых инструментов. Людмила Анатольевна старается довести мне все это «до ума». Мы пользуемся учебниками,  в которых много интересных заданий. А еще  изучаем модули, это почти как учебники, только там написано понятнее, в конце каждого модуля выполняем тест. Наш преподаватель на уроках показывает нам видео по штукатуркам и ремонтам. Я стал запоминать быстрее. У Татьяны Геннадьевны, нашего мастера,  мы все делаем сами. В начале получалось не очень, а сейчас уже лучше. Поверхность уже получается ровная, без дефектов. Я думаю, что эта профессия мне пригодится в жизни. Я сделаю красивой свою комнату, выберу обои и сам все поклею.

Мы говорим «огромное спасибо» нашим преподавателям и мастеру за полученные знания, за их терпение, за доброту. Главное, нас учат трудиться, а  в нашей жизни это пригодится!

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Прием 1. Действие по инструкции. Это организация самостоятельной деятельности на уроках технологии и материаловедения, а также при выполнении лабораторно- практических работ.

Пример:

Урок № 26.Определение вязкости ЛКМ

Цель работы: научиться определять вязкость ЛКМ.

Оборудование и материалы: Вискозиметр ВЗ-4, сосуд  с краской, пустой сосуд, секундомер.

Ход работы:

1. Поставьте пустой  сосуд под ВЗ-4.

2.Перемешайте краску стеклянной палочкой.

3. Отверстие сопла закройте и заполните ВЗ-4 краской.

4.Откройте отверстие сопла.  При появлении струйки засеки время секундомером.

5.При прерывании струйки краски остановите секундомер.

6.Время, показываемое секундомером, и есть вязкость краски (в секундах).

Вывод: Вязкость краски  в сосуде- …с.

Урок №28. Определение предела прочности пленки при изгибе.

Цель: научиться определять предел прочности пленки при изгибе.

Оборудование и материалы: краска, пробка, кисть, наждачная бумага, жесткая пластинка, шкала гибкости.

Ход работы:

1. Зачистите жесткую пластинку наждачной бумагой, обезжирьте растворителем и дайте высохнуть.

2.Нанесите слой  испытуемой краски на пластинку.

3.Поместите пластинку в сушильный шкаф.

4.Через  некоторое время выньте из шкафа пластинку и дайте ей остыть.

5.Теперь проведите испытание на изгиб.

6.Оберните пластинку через стержень большого диаметра. Проверьте, есть ли трещины.

7. Если  трещин нет, то, то продолжите испытание. Изогните  пластинку через стержень меньшего диаметра и т.д. до тех пор снижайте диаметр стержня, пока не появятся трещины.

8.Диаметр стержня, на котором покрытие пленки было повреждено, определяет прочность пленки при изгибе.

Вывод: Прочность пленки при изгибе составляет … мм.

Прием 2. Задания на восстановление алгоритма профессиональных действий.

Пример 1.

Практическое задание: игра «Найди пару». (на каждую парту выкладывается конверт с карточками –картинки и операции в виде предложений.

- Разложить в правильной последовательности операции подготовки поверхности под оклейку  в соответствии  с рисунками.

Последовательность подготовки поверхности под    оклейку (технологическая карта)

     Рисунок1   Рисунок2

Рисунок3 Рисунок4  Рисунок5

Пример 2. Прием «Расставь по-порядку».

Задание: Расставьте следующие операции  подготовки кирпичной поверхности под оштукатуривание  в нужной последовательности.

№ п\п

Название операции

Очищение поверхности от пыли и грязи металлическими щетками

Сбивание потеков затвердевшего раствора скарпелью и молотком

Промачивание поверхности

Замазывание вогнутостей более 10 мм  раствором, предварительно смочив поверхность

Удаление оставшейся пыли со стены щетками

Срубание выпуклостей более 10 мм штукатурным молотком, скарпелью или зубилом.

Устранение отклонений по вертикали более 10 мм выравнивающим слоем раствора, предварительно смочив поверхность.

Выбивание зубилом и молотком швов кирпичной кладки, выполненных не в  пустошовку на глубину не менее 10 мм, прочищение металлическими щетками швов.

Лист контроля:

№ п\п

Название операции

1

Очищение поверхности от пыли и грязи металлическими щетками

5

Сбивание потеков затвердевшего раствора скарпелью и молотком

8

Промачивание поверхности

4

Замазывание вогнутостей более 10 мм  раствором, предварительно смочив поверхность

7

Удаление оставшейся пыли со стены щетками

3

Срубание выпуклостей более 10 мм штукатурным молотком, скарпелью или зубилом.

2

Устранение отклонений по вертикали более 10 мм выравнивающим слоем раствора, предварительно смочив поверхность.

6

Выбивание зубилом и молотком швов кирпичной кладки, выполненных не в  пустошовку на глубину не менее 10 мм, прочищение металлическими щетками швов.

Прием 3. Использование ролевых, деловых, организационно-деятельностных игр.

При изучении темы «Провешивание поверхности» организуется организационно- деятельностная игра,  в которой распределены роли и каждый обучающийся имеет свои обязанности и  выполняет свою роль: прораб - выдает задание, мастер- выдает материалы и инструменты и принимает работу, а рабочие выполняют провешивание лестничной клетки для последующего ее окрашивания: размечают панель, гобелен и калошник. Работа ведется на лестничной клетке запасного выхода школы.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (рефлексивная компетенция).

Пример 1. Тема урока: Дефекты клеевой окраски, причины их появления и способы устранения.

Подведение  к восприятию изучения новой темы урока  через анализ проблемной ситуации:

- Пришел прораб на объект принимать работу маляров после окрашивания ими стен клеевым колером. Смотрел-смотрел на стены, что-то записывал, что-то бормотал себе под нос, да и заявил вдруг: «Брак! Все переделать!». «Почему?» -, возмутились маляры. Помогите малярам, подумайте и скажите, какой брак они могли допустить в работе  с клеевыми ОС?

(Учащиеся рассуждают, преподаватель дает оценку правильности рассуждений. Вместе находят некоторые виды брака, который мог быть допущен  в работе маляров).

Так вот все эти виды брака и многие другие  и называют дефектами при окрашивании. Сегодня мы узнаем на уроке, как же не оказаться  в такой же ситуации, как маляры, т.е. узнаем какие виды дефектов существуют при окрашивании клеевыми ОС, рассмотрим их причины, подберем способы устранения.

Пример 2. Прием «Проблемный вопрос».

Задается  после  краткой информации, данной преподавателем:

При окрашивании силикатным гидрофобизированным составом  рабочие хорошо перемешали состав,, нанесли его двумя слоями с соблюдением и температуры (не ниже -5 градусов, и вязкости и времени между слоями, но после высыхания на поверхности появились пятна. Почему? Как исправить дефект? (Ответ: неравномерная впитывающая способность поверхности. Перед нанесением второго слоя загрунтовать поверхность составом из 1 л известкового теста и  5 литров казеинового клея, содержащего 165 г казеина, 35 граммов аммиака, 35 граммов олифы).

Пример 3. Задание: Проанализируйте ситуацию: «В  одном старом доме потекла крыша и на потолке образовалось после высыхания желтое пятно  в форме лица ужасной старухи. Дети боялись даже войти в комнату. Взрослые побелили потолок заново, но через некоторое время пятно проявилось вновь». Как можно помочь жильцам  в такой ситуации?

Пример 4. Приемы рефлексивного анализа.

-Прием «Закончи предложение».

«Сегодня на уроке я …». Обучающиеся  по- очереди рассказывают, что нового, интересного они узнали или наоборот: ничего не узнали плохо (невнимательно) слушали учителя.

Или «Сегодня на уроке  я …» (удивился, научился, вспомнил и т.д.).

-При завершении темы использую прием «Чему  я научился и на что надо обратить внимание.  В начале изучения темы обучающиеся получают  карточки с краткими высказываниями о том, что они должны узнать и какие умения приобрести при изучении темы».

Затем при завершении темы обучающиеся анализируют, достигли ли они поставленных целей.

-Прием «Нарисуй».

Если материал урока понятен обучающимся, они усвоили его хорошо, нет никаких вопросов, то они рисуют на полях «!»,  а если есть вопросы, трудности, то они ставят «?» и в скобочках пишут, что непонятно.

-Прием «Оцени себя». Обучающиеся  в конце урока ставят себе оценку, а затем сравнивают  с оценкой, поставленной учителем.

-Прием «Продолжи предложение».

«Сегодня на уроке я …» На доске написаны слова в помощь учащимся: скучал, удивлялся, научился по- новому, много узнал и т.д.

-Прием «Символический рисунок».

В начале урока  и в конце его учитель просит учащихся нарисовать  в символах свое настроение  в тетради на полях (солнышко, тучка, улыбка и т.д.). Подумать, почему изменилось настроение в конце урока.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Прием 1.Методы обработки информации

Прием 2.«Ранжирование».

Разместить операции  в нужной технологической последовательности

1. Удаление маячных реек.

2. Затирка поверхности стяжки затирочной машинкой

3. Полив свежеуложенной стяжки.

4.Установка маяков из маячных реек.

5. Очистка пола от строительного мусора и пыли.

6.Укладка раствора через одну полосу и разравнивание раствора.

7. Контроль установки маяков уровнем и рейкой.

поверхность смачивается водой.

8.Укладка раствора и разравнивание его с опорой на застывший раствор

9. Установка марок из цементного раствора.

10.Фиксация уровня чистого пола  с помощью водяного уровня или нивелира.

Ответы на задание.

1.Очистка пола от строительного мусора и пыли.

2.Фиксация уровня чистого пола  с помощью водяного уровня или нивелира.

3.Установка марок из цементного раствора.

4.Установка маяков из маячных реек.

5.Контроль установки маяков уровнем и рейкой.

поверхность смачивается водой.

6.Укладка раствора через одну полосу и разравнивание раствора.

7.Удаление маячных реек.

8.укладка раствора и разравнивание его с опорой на застывший раствор

9.Полив свежеуложенной стяжки.

     10.Затирка поверхности стяжки затирочной машинкой.

Прием 3. «Хронология».

Разместить операции  в нужной технологической последовательности:

1.Отделка наружных углов и кромок

2.Подготовка поверхности

3.Отделка швов между ГКЛ

4.Нанесение клея или мастики на ГКЛ

5.Раскрой и подготовка ГКЛ

6.Приготовление гипсоклеевой мастики или клея

7.Контроль качества работы

8.Установка и приклеивание ГКЛ к стене

Ответы (2,5,6,4,8,3,1,7).

Прием. Задание: Прочитайте учебник и посмотрите видеофильм. Проанализируйте   и определите  всю последовательность операций, постройте схему  изготовления листов ГКЛ.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Для упрочнения знаний, развития интереса к профессии тем учащимся, которые уже хоть немного владеют компьютером, можно предложить самостоятельные творческие задания разного типа:

  • составление кроссворда, ребуса по теме;
  • изготовление учебного пособия;
  • подготовку различных творческих сообщений;
  • подготовку презентаций и др.

Использование  ИКТ на уроках технологии дает возможность:

  • визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране теоретического материала, технологического процесса и т.п.;
  • осуществлять подготовку выпускника школы к жизни в условиях информационного общества;
  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения, повторения  материала с индивидуальной скоростью усвоения;
  • осуществлять  управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала;
  • развивать межпредметные  связи.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Также применение новых информационных технологий в образовании позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

-парные, бригадные, групповые формы работы на уроке;

-сюжетно- ролевая игра (где роли  например, при устройстве на работу, руководителя и соискателя работы исполняют учащиеся);

-выполнение совместных мини-проектов;

Прием. Закрепление материала в форме  игры «Интеллектуальный хоккей».

(Один  тайм-3 минуты,всего-6 минут+2 минуты на объяснение условий игры и вывод).

Формируется 2 команды,  в каждой команде выбирается капитан, который сам назначает, кто будет задавать вопрос, а кто отвечать.

Команды забивают голы в форме вопросов в ворота другой команды. Гол считается забит, если в течение 0,5 минуты не прозвучало правильного ответа. Можно при этом перебрасывать мячик от того, кто задает вопрос, тому, кто отвечает и наоборот.