УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ История развития хирургии
учебно-методическое пособие

Сухов Константин Алексеевич

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное  образовательное учреждение  «Фельдшерский колледж»

_______________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

История развития хирургии

по специальности 34.02.01. Сестринское дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2019 год

 

История развития хирургии.

1.Хирурги́я (др.-греч. — χείρ рука и ἔργον действие, работа)

— область медицины, изучающая острые и хронические заболевания, которые лечатся при помощи оперативного (хирургического) метода.

2.Хирургическое лечение состоит из нескольких последовательных этапов:

подготовки больного к операции, обезболивания (наркоза) и самого хирургического вмешательства.

Хирургическая операция включает:

операционный доступ (разрез кожи или слизистой оболочки), оперативного лечения органа, восстановление целостности тканей, нарушенных во время операции.

3.Возникновение хирургии относится к самым истокам человеческого общества.

Начав охотиться, трудиться, человек столкнулся с необходимостью залечивания ран, извлечения инородных тел, остановки кровотечения и других хирургических манипуляций.

4.Хирургия - древнейшая медицинская специальность. В то же время она вечно молода, так как немыслима без использования новейших достижений человеческой мысли, прогресса науки и техники.

5.Основные этапы развития хирургии

История хирургии состоит из пяти основных периодов:

• эмпирический период, охватывающий время с 6-7-го тысячелетия до нашей эры до конца XVI века нашей эры;

• анатомо-морфологический период - с конца XVI до конца XIX века;

• период великих открытий конца XIX и начала XX века;

• физиологический период - хирургия ХХ века;

• современная хирургия конца XX и начала XXI века.

6.Эмпирический период Хирургия Древнего мира

Изучение иероглифов, манускриптов, сохранившихся мумий, проведённые раскопки позволили составить определённое представление о хирургии, начиная с 6-7-го тысячелетия до нашей эры.

7.Древние люди умели останавливать кровотечение: для этого применяли сдавление ран, тугие повязки, раны заливали горячим маслом, присыпали золой.

8.В качестве своеобразного перевязочного материала использовали сухой мох, листья. Для обезболивания применяли специально приготовленные мак и коноплю.

9.При ранениях проводили удаление инородных тел. Существуют сведения о выполнении в это время первых операций: трепанации черепа, ампутации конечностей, удаления камней из мочевого пузыря, кастрации

10.Наиболее известна хирургическая школа древних индийцев. Древнеиндийские врачи использовали более 120 инструментов, что позволяло им выполнять достаточно сложные вмешательства, в частности, кесарево сечение.

11.Интересна в этом плане история «индийской ринопластики». За воровство и другие проступки рабам в Древней Индии обычно отрезали нос. В последующем для устранения дефекта искусные врачеватели стали замещать нос специальным кожным лоскутом на ножке, выкроенным из области лба. Этот способ «индийской пластики» так и вошёл в хирургию, его используют до сих пор.

12.История древней хирургии не может обойтись без упоминания о первом известном враче Гиппократе (460-377 гг. до н.э.).

Гиппократ был выдающимся человеком своего времени, от него берёт начало вся современная медицина.

Поэтому именно клятву Гиппократа произносят люди, готовые всю свою жизнь посвятить этой тяжёлой и прекрасной профессии.

13.В Древнем Риме наиболее известными последователями Гиппократа были Корнелий Цельс (30 г. до н.э.- 38 г. н.э.) и Клавдий Гален (130-210).

Цельс впервые предложил накладывать лигатуру на кровоточащий сосуд. Лигирование (перевязка) сосудов до сих пор остаётся одной из основ хирургической работы.

Цельс впервые описал классические признаки воспаления calor (жар), dolor (боль), tumor (отёк, припухлость), rubor (краснота), без которых немыслимы изучение воспалительного процесса и диагностика хирургических инфекционных заболеваний.

Гален, собрал большой материал по анатомии и физиологии, ввёл экспериментальный метод исследования. Как хирург предложил операцию при дефекте развития верхней челюсти (так называемой «заячьей губе»),

14.Крупнейшим представителем древней Восточной медицины был Ибн-Сина, в Европе больше известный под именем Авиценна (980- 1037).

Ибн-Сина был учёным-энциклопедистом, сведущим в философии, естествознании и медицине, автором приблизительно ста научных трудов. Ибн-Сина написал «Канон врачебного искусства» в пяти томах, где изложил вопросы теоретической и практической медицины. Эта книга стала основным руководством для врачей на протяжении нескольких последующих веков.

15.Хирургия в средние века

В средние века развитие хирургии, особенно в Европе, значительно замедлилось. Господство церкви делало невозможным научные исследования, были запрещены операции, связанные с «пролитием крови», и вскрытие трупов.

Достижения некоторых хирургов средневековья были весьма существенными.

16.Итальянский хирург Лукка ещё в XIII веке для обезболивания использовал специальные губки, пропитанные веществами, вдыхание паров которых приводило к потере сознания и болевой чувствительности.

17.Анатомо-морфологический период

Первым выдающимся анатомом-исследователем строения человеческого тела стал Андреас Везалий (1515-1564).

Многолетние исследования трупов человека, нашедшие отражение в его труде, позволили ему опровергнуть многие положения средневековой медицины и положить начало новому этапу развития хирургии.

В то время за этот труд А. Везалий был изгнан из Падуанского университета в Палестину для замаливания грехов перед Богом и в пути трагически погиб.

18.Наиболее важным событием в развитии медицины Эпохи Возрождения стало открытие в 1628 г. Уильямом Харвеем (1578-1657) законов кровообращения.

Основываясь на исследованиях А. Везалия и его последователей, У. Харвей установил, что сердце представляет собой своеобразный насос, а артерии и вены - единую систему сосудов.

Он впервые выделил большой и малый круги кровообращения, опроверг господствующие со времён Галена представления о том, что в сосудах лёгких циркулирует воздух.

Признание открытия Харвея произошло не без борьбы, но именно оно создало предпосылки к переливанию крови и всему дальнейшему развитию физиологии, хирургии, да и всей медицины.

19.Быстрое развитие хирургии привело к необходимости реформы системы подготовки хирургов и изменения их профессионального положения.

В 1731 г. в Париже была учреждена Хирургическая академия, на долгие годы ставшая центром хирургической мысли.

Вслед за этим в Англии открылись хирургические госпитали и медицинские школы для обучения хирургов.

20.Николай Иванович Пирогов (1810-1881)

Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.

21.Однако бурное развитие оперативной техники не сопровождалось столь же значительным прогрессом в результатах лечения.

Так, в 60-е годы XIX века в Странноприимном доме графа Шереметьева в Москве (ныне Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского) летальность после операций составляла 16%, то есть погибал каждый шестой больной. И это был один из лучших в то время результатов .

22.Преградой на пути развития хирургии стали три основные проблемы:

• Бессилие хирургов в предупреждении заражения ран во время операции и незнание способов борьбы с инфекцией.

• Отсутствие способов обезболивания, позволяющих свести к минимуму риск развития операционного шока.

• Невозможность полноценной остановки кровотечения и возмещения кровопотери.

Все три проблемы были принципиально разрешены в конце XIX и начале XX века.

23.Период великих открытий конца XIX и начала ХХ века

Развитие хирургии в этот период связано с тремя фундаментальными достижениями:

• Внедрение в хирургическую практику асептики и антисептики.

• Возникновение обезболивания.

• Открытие групп крови и возможности переливания крови.

24.Участие медицинской сестры в лечении хирургического пациента не менее важно, чем участие хирурга, так как конечный результат операции зависит от тщательной подготовки пациента к операции, пунктуального выполнения назначений врача и грамотного ухода за пациентом в послеоперационный период и в период реабилитации.

25.Уровень развития хирургии в настоящее время требует подготовки медицинской сестры, обладающей профессиональными сестринскими знаниями о реакции организма на травму, в том числе операционную, о жизненноважных потребностях пациента и способах их удовлетворения, о возникающих при этом проблемах, профилактике инфекций, в полной мере владеющей навыками по уходу за пациентом, по общению с ним и его родственниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metod_posob.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное  образовательное учреждение  «Фельдшерский колледж»

_______________________________________________________________________

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

История развития хирургии

по специальности 34.02.01. Сестринское дело

Санкт-Петербург

2019 год

История развития хирургии.

1.Хирурги́я (др.-греч. — χείρ рука и ἔργον действие, работа)

— область медицины, изучающая острые и хронические заболевания, которые лечатся при помощи оперативного (хирургического) метода.

2.Хирургическое лечение состоит из нескольких последовательных этапов:

подготовки больного к операции, обезболивания (наркоза) и самого хирургического вмешательства.

Хирургическая операция включает:

операционный доступ (разрез кожи или слизистой оболочки), оперативного лечения органа, восстановление целостности тканей, нарушенных во время операции.

3.Возникновение хирургии относится к самым истокам человеческого общества.

Начав охотиться, трудиться, человек столкнулся с необходимостью залечивания ран, извлечения инородных тел, остановки кровотечения и других хирургических манипуляций.

4.Хирургия - древнейшая медицинская специальность. В то же время она вечно молода, так как немыслима без использования новейших достижений человеческой мысли, прогресса науки и техники.

5.Основные этапы развития хирургии

История хирургии состоит из пяти основных периодов:

• эмпирический период, охватывающий время с 6-7-го тысячелетия до нашей эры до конца XVI века нашей эры;

• анатомо-морфологический период - с конца XVI до конца XIX века;

• период великих открытий конца XIX и начала XX века;

• физиологический период - хирургия ХХ века;

• современная хирургия конца XX и начала XXI века.

6.Эмпирический период Хирургия Древнего мира

Изучение иероглифов, манускриптов, сохранившихся мумий, проведённые раскопки позволили составить определённое представление о хирургии, начиная с 6-7-го тысячелетия до нашей эры.

7.Древние люди умели останавливать кровотечение: для этого применяли сдавление ран, тугие повязки, раны заливали горячим маслом, присыпали золой.

8.В качестве своеобразного перевязочного материала использовали сухой мох, листья. Для обезболивания применяли специально приготовленные мак и коноплю.

9.При ранениях проводили удаление инородных тел. Существуют сведения о выполнении в это время первых операций: трепанации черепа, ампутации конечностей, удаления камней из мочевого пузыря, кастрации

10.Наиболее известна хирургическая школа древних индийцев. Древнеиндийские врачи использовали более 120 инструментов, что позволяло им выполнять достаточно сложные вмешательства, в частности, кесарево сечение.

11.Интересна в этом плане история «индийской ринопластики». За воровство и другие проступки рабам в Древней Индии обычно отрезали нос. В последующем для устранения дефекта искусные врачеватели стали замещать нос специальным кожным лоскутом на ножке, выкроенным из области лба. Этот способ «индийской пластики» так и вошёл в хирургию, его используют до сих пор.

12.История древней хирургии не может обойтись без упоминания о первом известном враче Гиппократе (460-377 гг. до н.э.).

Гиппократ был выдающимся человеком своего времени, от него берёт начало вся современная медицина.

Поэтому именно клятву Гиппократа произносят люди, готовые всю свою жизнь посвятить этой тяжёлой и прекрасной профессии.

13.В Древнем Риме наиболее известными последователями Гиппократа были Корнелий Цельс (30 г. до н.э.- 38 г. н.э.) и Клавдий Гален (130-210).

Цельс впервые предложил накладывать лигатуру на кровоточащий сосуд. Лигирование (перевязка) сосудов до сих пор остаётся одной из основ хирургической работы.

Цельс впервые описал классические признаки воспаления calor (жар), dolor (боль), tumor (отёк, припухлость), rubor (краснота), без которых немыслимы изучение воспалительного процесса и диагностика хирургических инфекционных заболеваний.

Гален, собрал большой материал по анатомии и физиологии, ввёл экспериментальный метод исследования. Как хирург предложил операцию при дефекте развития верхней челюсти (так называемой «заячьей губе»),

14.Крупнейшим представителем древней Восточной медицины был Ибн-Сина, в Европе больше известный под именем Авиценна (980- 1037).

Ибн-Сина был учёным-энциклопедистом, сведущим в философии, естествознании и медицине, автором приблизительно ста научных трудов. Ибн-Сина написал «Канон врачебного искусства» в пяти томах, где изложил вопросы теоретической и практической медицины. Эта книга стала основным руководством для врачей на протяжении нескольких последующих веков.

15.Хирургия в средние века

В средние века развитие хирургии, особенно в Европе, значительно замедлилось. Господство церкви делало невозможным научные исследования, были запрещены операции, связанные с «пролитием крови», и вскрытие трупов.

Достижения некоторых хирургов средневековья были весьма существенными.

16.Итальянский хирург Лукка ещё в XIII веке для обезболивания использовал специальные губки, пропитанные веществами, вдыхание паров которых приводило к потере сознания и болевой чувствительности.

17.Анатомо-морфологический период

Первым выдающимся анатомом-исследователем строения человеческого тела стал Андреас Везалий (1515-1564).

Многолетние исследования трупов человека, нашедшие отражение в его труде, позволили ему опровергнуть многие положения средневековой медицины и положить начало новому этапу развития хирургии.

В то время за этот труд А. Везалий был изгнан из Падуанского университета в Палестину для замаливания грехов перед Богом и в пути трагически погиб.

18.Наиболее важным событием в развитии медицины Эпохи Возрождения стало открытие в 1628 г. Уильямом Харвеем (1578-1657) законов кровообращения.

Основываясь на исследованиях А. Везалия и его последователей, У. Харвей установил, что сердце представляет собой своеобразный насос, а артерии и вены - единую систему сосудов.

Он впервые выделил большой и малый круги кровообращения, опроверг господствующие со времён Галена представления о том, что в сосудах лёгких циркулирует воздух.

Признание открытия Харвея произошло не без борьбы, но именно оно создало предпосылки к переливанию крови и всему дальнейшему развитию физиологии, хирургии, да и всей медицины.

19.Быстрое развитие хирургии привело к необходимости реформы системы подготовки хирургов и изменения их профессионального положения.

В 1731 г. в Париже была учреждена Хирургическая академия, на долгие годы ставшая центром хирургической мысли.

Вслед за этим в Англии открылись хирургические госпитали и медицинские школы для обучения хирургов.

20.Николай Иванович Пирогов (1810-1881)

Русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии.

21.Однако бурное развитие оперативной техники не сопровождалось столь же значительным прогрессом в результатах лечения.

Так, в 60-е годы XIX века в Странноприимном доме графа Шереметьева в Москве (ныне Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского) летальность после операций составляла 16%, то есть погибал каждый шестой больной. И это был один из лучших в то время результатов .

22.Преградой на пути развития хирургии стали три основные проблемы:

• Бессилие хирургов в предупреждении заражения ран во время операции и незнание способов борьбы с инфекцией.

• Отсутствие способов обезболивания, позволяющих свести к минимуму риск развития операционного шока.

• Невозможность полноценной остановки кровотечения и возмещения кровопотери.

Все три проблемы были принципиально разрешены в конце XIX и начале XX века.

23.Период великих открытий конца XIX и начала ХХ века

Развитие хирургии в этот период связано с тремя фундаментальными достижениями:

• Внедрение в хирургическую практику асептики и антисептики.

• Возникновение обезболивания.

• Открытие групп крови и возможности переливания крови.

24.Участие медицинской сестры в лечении хирургического пациента не менее важно, чем участие хирурга, так как конечный результат операции зависит от тщательной подготовки пациента к операции, пунктуального выполнения назначений врача и грамотного ухода за пациентом в послеоперационный период и в период реабилитации.

25.Уровень развития хирургии в настоящее время требует подготовки медицинской сестры, обладающей профессиональными сестринскими знаниями о реакции организма на травму, в том числе операционную, о жизненноважных потребностях пациента и способах их удовлетворения, о возникающих при этом проблемах, профилактике инфекций, в полной мере владеющей навыками по уходу за пациентом, по общению с ним и его родственниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной деятельности», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Данное учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной...

Электронное учебное пособие для студентов специальности "Теплоснабжение и теплотехническое оборудование"

Электронное учебное пособие  представляет значительно более широкие возможности, как для обучения в рамках существующих программ, так и для развития и оптимизации учебного процесса. При работе с ...

Электронное учебное пособие для студентов "Принципы организации и оплаты труда медицинского персонала"

ЭУП "Принципы организации и оплаты труда медициснкого персонала" предназначено для студентов специальности Сестринское дело и может быть использовано при подготовке к занятию. ЭУП содержит теоре...

Учебное пособие для студентов заочной формы обучения

Учебное пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения специальности Дошкольное образование...

Учебное пособие для студентов специальности 08.02.08 по теме "Основы газоснабжения"

В пособии представлен курс лекций по теме "Основы газоснабжения" для студентов очного и заочного отделений. В лекциях рассмотрены вопросы состава газового топлива, свойствах природного газа, добычи и ...

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИИ. Учебное пособие для студентов 3-5 курсов специальностей 34.02.01 «Сестринское дело» и 31.02.01 "Лечебное дело""

На учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов  медицинского колледжа  специальностей  «Лечебное дело», «Сестринское дело» и слушателей циклов усовершенствования посл...

Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности: 36.02.01 Ветеринария

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов среднетехнических учебных заведений, обучающихся по специальности 36.02.01 «Ветеринария» IV курс....