Формы организации деятельности обучающихся
учебно-методический материал

Беляева Лариса Николаевна

Для решения поставленных в постдипломном образовании медицинских работников задач используется множество методов и форм организации учебного процесса, среди которых ролевые и деловые игры как нельзя лучше отвечают поставленным целям. Эта форма организации учебной деятельности способствует формированию у слушателей навыков самостоятельной работы, учит их самостоятельно мыслить и действовать, развивает в них творческое отношение к профессиональной деятельности и к учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деловые игры22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Деловые игры при реализации  блока «Психология  общения»

Для решения поставленных в постдипломном образовании медицинских работников задач используется множество методов и форм организации учебного процесса, среди которых ролевые и деловые игры как нельзя лучше отвечают поставленным целям. Эта форма организации учебной деятельности способствует формированию у слушателей навыков самостоятельной работы, учит их самостоятельно мыслить и действовать, развивает в них творческое отношение к профессиональной деятельности и к учебе.

Учебная деловая игра моделирует различные аспекты профессиональной деятельности слушателей и обеспечивает условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности, совершенствования их профессиональной речи, а также более полное овладение теоретическими аспектами психологии общения,  как средством профессионального общения с пациентами  и предметом изучения.

Последовательность разработки деловой игры включает следующие моменты:

  1. Определение  проблемы, темы предмета,  содержания  и учебной цели игры.
  2. Определение    основных    признаков    профессиональной    деятельности обучаемых, подлежащих моделированию.
  1. Выделение основных этапов деловой игры, типичных проблемных ситуаций, основных факторов, предопределяющих характер и динамику игры.
  2. Определение конкретных целей деятельности в игре, ролевой структуры игры, функций ее участников, характера их межролевого взаимодействия в совместной игровой деятельности.
  3. Подготовка сценария игры.
  4. Определение правил игры.
  5. Разработка системы критериев оценок результатов игры и показателей для оценки игровых действий.
  6. Распределение ролей между участниками игры.
  7. Составление инструкций для организатора игры, арбитров, судей и игроков, разработка соответствующих общих и индивидуальных рабочих материалов для участников игры.

Проблема деловой игры должна отражать один из ключевых моментов профессиональной деятельности обучаемых, связанных с необходимостью приобретения профессиональных навыков и умений, опыта их использования и формирования профессиональной компетенции в решении задач совместной деятельности.

Тема игры определяется в соответствии с учебной программой с учетом ее эффективности при подготовке специалиста.

Предмет игры составляют моделирование в учебных условиях наиболее значимых ситуаций в профессиональной деятельности обучаемых.

Содержание деловой игры определяется конкретными учебными целями, содержанием конкретного отрезка моделируемой профессиональной деятельности, целями и предметным содержанием профессиональной подготовки специалистов, местом игры в ее системе, степенью включенности игры в учебную деятельность обучаемых. При разработке деловой игры необходимо четко определить место и сферу моделируемой ситуации; характер речевого общения в ходе совместного решения профессиональных задач и реализации проблемных ситуаций; профессионально значимые качества, профессиональные навыки и умения. Деловая игра дает возможность исполнения слушателями разных ролей, их смены в зависимости от этапа, конкретной проблемной ситуации и решаемой профессиональной задачи. Это обеспечивает более полное решение задач профессионального характера, с одной стороны, а также создает условия для развития коммуникативной компетенции в различных профессиональных ситуациях. Роли в деловой игре следует распределять с учетом уровня знаний, навыков и умений, личностных качеств обучаемых. В ходе подготовки деловой игры должны быть составлены инструкции для каждого участника и даны задания, предваряющие деловую игру: работа с дополнительной литературой, специальными текстами, сбор информации по теме и проблеме деловой игры.

Основными критериями игровых действий должны быть:

 -профессиональная компетентность участника;

-эффективность     совместной     деятельности     и     соответствующего     ей профессионального общения;

-        сформированность профессиональных навыков и умений, выявленных в ходе игры;

  • полнота и качество исполнения ролевого репертуара и ролевых задач;
  • сформированность профессионального мышления;
  • культура профессионального поведения и общения

Критериями оценки деятельности должны быть:

  1. Профессиональная, грамматически правильная речь медицинского работника.
  2. Насыщенность общения вербальными и невербальными средствами.
  3. Оригинальность выступления.
  4. Активное участие в полемике.
  5. Умение высказать свою точку зрения.

В обучении психологии общения с коллегами и пациентами  метод деловой игры позволяет организовать целенаправленную  практику обучаемых , тренировку и активизацию навыков и умений коммуникативного общения.

Деловая игра позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытать себя на профессиональную пригодность упражняться в профессиональной компетенции.

Методическая разработка занятия на цикле «Охрана здоровья сельского населения»

Специальность: «Лечебное дело»

Должность: фельдшер ФАП

Методический  материал для метода «Анализ конкретной ситуации: Пример сообщения фельдшером плохой информации пациенту»


Метод: ролевая  игра.

Роли: фельдшер, пациент.

Условия: фельдшер знает о результатах исследования (в организме найдены раковые клетки), которое было проведено после первичного приема пациента; пациент уверен, что у него заболевание – язвы.

Диалог:

Ф.: Я боюсь, что есть некоторые проблемы. Мне вчера звонил хирург из ЦРБ и сообщил, что события развиваются не так, как мы предполагали. Он заглянул внутрь вашего желудка и исследовал его. Он посчитал, что нужно провести биопсию (объяснить, что это такое). И он сообщил, что результаты показывают плохо. К сожалению, они показывают, что в вашем организме уже присутствуют клетки рака.
П.: Это рак.

Ф.: К сожалению, мы должны сообщить, что нет сомнения.
П.: Вы уверены, что нет ошибки?

Ф.: Я желал бы вас переубедить. Но исследование достоверно.
Давайте посмотрим, что такое для вас рак?
П.: Убийца. Я вспоминаю отца.

Ф.: А что произошло с отцом?
П.: Врачи должны были обнаружить пораньше опухоль. Но у него уже были метастазы. В течение 3-х месяцев он умер.

Ф.: По сравнению с отцом, мы обнаружили у вас это раньше. Нет и доказательств метастаз. К сожалению, мы должны сделать операцию.
Другое преимущество – медицина развивается, больше навыков по борьбе с раком. И в большинстве случаев излечивается. О вашем заболевании вы можете кому-то сообщить?
П.: Может моей жене, дочке. Тяжело им сказать. Я должен защищать их от этого.

Ф.: Да это, конечно, тяжелая ситуация…. (Пауза…) Если кто-нибудь с кем можно поделиться с этой проблемой?

П.: С другом. Но он живет далеко.
Ф.: Очень важно поделиться с человеком , которому Вы доверяете. Но и с женой поделиться нужно.

П.: Не знаю.
Ф. В чем заключается трудности рассказать жене?
П.: Просто очень трудно.

Ф.: Я, конечно, сообщил вам неприятную новость. Вы переживаете. Я все сделаю от меня зависящее, чтобы сделать операцию. Могли бы вы вернуться ко мне через 2 дня?

Ф.: Есть ли что-то, что мы можем сейчас обсудить?
П.: Нет. Мне нужно об этом подумать наедине.

Вопросы для обсуждения:

1. Необходимо ли пациенту знать правду о своем диагнозе, даже если он наносит ему «психологический ущерб»?

(ознакомить слушателей с  термином  из  учебного  пособия  В.Ф.Матвеева «Основы медицинской психологии, этики и деонтологии». М., 1989.)
2. Возможен ли конфликт между пациентом и фельдшером в результате долгого отсутствия информации о состоянии здоровья первого?
3. Положительные стороны при проговаривании диагноза пациенту.
4. Негативная роль использования технологии непроговаривания диагноза пациенту.
5. Можем ли мы использовать этот  вариант информирования больного?
6. Каков Ваш вариант в данной ситуации?
7. Поведение медицинской сестры ФАПа  при определенной модели поведения фельдшера.

Этап рефлексии.

Каково Ваше отношение к данной ситуации при  информирования пациентов?

Согласны ли Вы с мнениями Ваших коллег-фельдшеров, прозвучавших сегодня?

Формулировка выводов по теме занятия

Желательно подвести слушателей к выводам, так, чтобы они смогли сами их сформулировать.

Рекомендация литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности обучающихся

Формы и методы проведения уроков учебной практики.         Процесс проведения занятий учебной практики (далее УП) осуществляется в различных формах и методах об...

Статья на тему: "Кластер как одна из форм познавательной деятельности обучающихся"

Аннотация: в данной статье приведен краткий исторический обзор развития кластера, описаны способы его применения в преподавательской деятельности. Приведены результаты работы и примеры практического п...

Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства. Технологические карты

Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства. (технологические карты)...

Методы и формы организации деятельности обучающихся. Методическая разработка практического занятия

Практическое занятие тема: Проведение обследования пациентов с инфекциями дыхательных путей...

Формы организации деятельности обучающихся.

Комплект  контрольно оценочных средств по МДК 04.01. Безопасная среда  для  пациента и персонала.Комплект контрольно оценочных средств по МДК 04.02 Технология оказания медицинских услуг...

Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства

1.Конпект открытого занятия,технологическая карта, презентация. ОБЖ, 1 курс 2. Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных  ситуациях .3.Оказание первой медицинской помощи при травмах4.Орган...

Всероссийская творческая группа "Информационно-коммуникационные технологии как форма организации деятельности обучающихся"

Всероссийская творческая группа "Информационно-коммуникационные технологии как форма организации деятельности обучающихся"...