Методы и формы организации деятельности обучающихся. Методическая разработка практического занятия
учебно-методический материал

Цыреторова Нимасу Жамсоевна

Практическое занятие тема: Проведение обследования пациентов с инфекциями дыхательных путей

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГАПОУ  «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМ. Э.Р. РАДНАЕВА»

ГУРЭНЭЙ МЭРГЭЛЖЭЛТЭ hУРАЛСАЛАЙ БЭЕЭ ДААhАН ЭМХИ ЗУРГААН «Э. Р. РАДНАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ УЛАС ТYРЫН ЭМШЭЛЭЛГЫН ГОЛ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПМ.01 Диагностическая деятельность.

МДК 01.01  Пропедевтика клинических дисциплин

01.018. Пропедевтика при инфекционных заболеваниях

Специальность 31.02.01. Лечебное дело

ТЕМА: ПРОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО И ОБЪЕКТИВНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИНФЕКЦИЯХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Методическая разработка составлена

 в соответствии с требованиями ФГОС

преподавателем специальности

Лечебное дело Цыреторовой Н.Ж.

Улан-Удэ, 2019 г.

«Рассмотрено»                                                                        «Утверждаю»

на заседании ЦМК                                                                  Зам. директора ОУ

Лечебное дело                                                                          ________________

 Протокол №                                                                          Л.И. Эрдынеева                                                                                                                                                                                                                        «___»______2019 г.                                                                «___»_______ 2019 г                                                                

Заведующий ЦМК

_________________

  О.Г. Кузнецова  

  «Согласовано»

 Старший методист

 ______________

Э.А.Бадмацыренова

«___»______2019г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка практического занятия  к теме «Проведение субъективного и объективного обследования, интепретация лабораторных методов диагностики при ифекциях дыхательных путей» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по  специальности 31.02.01 Лечебное дело, углубленная подготовка среднего профессионального образования, по ПМ 01. Диагностическая деятельность, МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин, раздел 01.01.8. Пропедевтика при инфекционых заболеваниях.

Из группы инфекций дыхательных путей наиболее актуальными в плане диагностики являются менингококковая инфекция и дифтерия.

Менингококковая инфекция (МИ): несмотря на спорадический характер заболеваемости в России в последние годы, проблема остается актуальной, поскольку в 1/3 случаев развиваются гипертоксические формы МИ (ГТФМИ), часто приводящие к летальным исходам (до 10,3 - 14,2%). Актуальность менингококковой инфекции определяется:

легкостью распространения заболевания, в основном воздушно-капельным путем - при кашле, чихании, разговоре, при достаточно тесном и продолжительном общении;

первичная симптоматика менингококковой инфекции нередко схожа с проявлениями других острых респираторных инфекций (ОРИ), что порой затрудняет диагностику заболевания;

высокой пораженностью больных генерализованной формой;

тяжелым клиническим развитием заболевания;

достаточно высокой летальностью и смертностью;

опасность заболевания в том, что оно может развиваться в считанные часы и даже минуты, так называемые "молниеносные" формы заболевания, и спасти больного удается не всегда;

чаще болеют дети до 3-летнего возраста.

Дифтерия :относится к контролируемым инфекциям, т.е. проводится плановая вакцинация, а нарушения в ее проведении приводят к эпидемии. Эпидемия 1990 – 1995 гг. показала, что основные клинические проявления, осложнения не претерпели существенных изменений, поэтому дифтерия остается одной из тяжелых инфекционных болезней.

Практическое занятие является одной из основных форм обучения колледжа и представляет собой метод обучения, который  обеспечивает связь теории и практики. Эта форма обучения содействует выработке у студентов практических умений и способствует формированию общих и профессиональных компетенций.

Результатом практического занятия является.

1. Развитие общих компетенций:

- ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

-ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного  выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

-ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

-ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

-ОК12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.  

2.Формирование профессиональных компетенций:

 ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп

   ПК 1.2. Проводить диагностические исследования

ПК 1.3.  Проводить диагностику острых и хронических заболеваний

 ПК.1.7. Оформлять медицинскую документацию

 Приобретение умений:

- планировать обследование пациента, осуществлять сбор анамнеза;

- применять различные методы обследования пациента:

- формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями

- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики

            - оформлять  медицинскую документацию  

 4.Приобретение  практического опыта :

- обследования пациентов;

- интерпретации результатов обследования лабораторных и инструментальных методов диагностики;

-постановки предварительного диагноза

Практическое  занятие  проводятся аудиторно и выполняются в течение 6 академических часов в соответствии с утверждённой рабочей учебной программой модуля.

Одним из   методов проведения моих практических занятий является работа в малыми группами.

Работа  малыми группами дает возможность:

- всем учащимся участвовать в работе, учиться друг у друга, поддерживать и выручать, мотивировать друг друга;

- объединять знания и навыки различного уровня для решения практических ситуаций;

- при этом быть относительно независимыми и самостоятельными.

Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия. Малые группы формируются или по желанию студентов, или делятся на группы преподавателем в заависимости от уровня подготовки студентов. Наиболее оптимальной является группы из трех человек, котрые являются наиболее стабильными групповыми структурами.

В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.

Спикер (лидер): организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение  группы.

Оппонент слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации.

Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и   сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.

        Работа малыми группами позволяет сократить время выполнения заданий; отработать, усвоить значительное количество материала; получить студентам больше прочных знаний и умений; сократить объем домашнего задания; позволяет сравнивать с предполагаемыми позициями других групп; вырабатывает партнерские отношения между членами команды, объединяет интеллект всех членов команды, благодаря чему выполнение задания становится успешным.

        При этом с учетом компетентностного подхода в обучении работа в малых группах позволяет формировать ОК-6 – работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

 Критерии оценки работы в группе:

Существует проблема оценки работы в малой группе, т.к. документально не фиксированы  критерии оценки. К ним относим следующее: не забывает цели (задачи) работы, cотрудничает с другими членами группы; работает, не мешая другим; вежлив со всеми членами группы; честно выполняет свою часть работы; ищет пути улучшения работы группы.

       В методической разработке обязательно  должны быть определены критерии оценки  формирования ПК (выполнения манипуляций), самостоятельная работа по теме занятия.

      Таким образом, преподавателю необходимо методически грамотно выстроить процесс обучения студентов на  практическом занятии, так оно является  одной из основных форм подготовки будущих специалистов; содействует выработке у студентов практических умений и способствует формированию общих и профессиональных компетенций. Главную роль в сопровождении практического занятия играет методическая разработка.  При ее составлении необходимо уделять особое внимание методике самостоятельной работы студентов и ее обеспечению инструкциями по выполнению, а также контрольно-измерительным материалом.

        При соблюдении этих требований будет достигнуто формирование ОК и ПК в соответствии с ФГОС. 

Приложение 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель

Цыреторова Нимасу Жамсоевна

Учебная дисциплина/МДК

МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин

Группа

121 - 124

Специальность

Лечебное дело

Раздел дисциплины\МДК

Раздел 01.01.8. Пропедевтика при инфекционных заболеваниях

Тема изучения

Диагностика инфекций дыхательных путей

Тема урока

Проведение субъективного и объективного обследования, интерпретация лабораторных методов диагностики при инфекциях дыхательных путей

Номер учебного занятия  по  КТП

№  14

Вид занятия

Практическое занятие №  4

Цель урока: образовательная

Организовать деятельность студентов по  освоению умений  субъективного и объективного обследования пациентов, интепретации лабораторных  методов диагностики при инфекциях дыхательных путей, в результате чего, к концу занятия студент должен:

а. уметь:

1. Планировать обследование пациентов, осуществлять сбор анамнеза;

2. Применять различные методы объективного  обследования пациента:

- определить менингиальные симптомы;

- взять слизь из носоглотки на менингококк;

- взять мазок из зева и носа на КРБ;

3. Формулировать предварительный диагноз в соответсвии с современными классификациями;

4.Интерпретировать результаты лабораторных методов диагностики:

- оценить результат иследования ликвора

5. Оформлять медицинскую документацию

а. знать:

- определение заболеваний;

- общие принципы классификации заболеваний;

- этиологию заболеваний;

- патогенез и патологическую анатомию заболеваний;

- клиническую картину заболеваний,

- особенности течения, осложнения у различных возрастных групп;

- методы клинического, лабораторного, инструментального обследования.

развивающая

Содействовать развитию профессиональных качеств личности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, милосердие, любовь к профессии) через организацию обучения методом малых групп

воспитательная

Содействовать формированию коммуникативных способностей:

- уважать труд и мнение других;

- вести бесконфликтный диалог или беседу, разрешать конфликты при необходимости;

- проводить анализ и самоанализ в процессе групповой индивидуальной рефлексии.

Создать условия для формирования устойчивого интереса к учебе, своей будущей профессии.

Организация образовательной  среды

Педагогические  технологии

Методы  обучения

Формы организации работы

Проблемное обучение с использованием групповой технологии

Частично-поисковый

Групповая

Межпредметные и межкурсовые связи:

- Анатомия и физиология человека;

- Основы латинского языка с медицинской терминологией;

- Основы патологии;

- Основы микробиологии и иммунологии;

- Пропедевтика в педиатрии;

- Основные сведения об инфекционных болезнях

Литература для студента:

Основная:

Н.Д.Ющук, Г.Н.Кареткина, Л.И.Мельникова:  Инфекционные болезни  (учебник для медицинских училищ и колледжей), Москва Гэотар – Медиа, 2014 год

Дополнительная:

1.Малов, В. А. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии / В.А. Малов, Е.Я. Малова. - М.: Академия, 2015. - 352 c.

2. Н.Д.Ющук, Ю.Я.Венгеров Инфекционные болезни Москва, ГЭОТАР – МЕДИА, 2014 год

Литература для преподавателя

1. Н.Д.Ющук, Г.Н.Кареткина, Л.И.Мельникова:  Инфекционные болезни  (учебник для медицинских училищ и колледжей), Москва Гэотар – Медиа, 2014 год

2. Н.Д.Ющук, Ю.Я.Венгеров Инфекционные болезни Москва, ГЭОТАР – МЕДИА, 2013 год

3. Шувалова, Е. Инфенкционные болезни / Е. Шувалова. - Л.: Медицина, 2015. - 496 c.

4. Ющук, Н.Д. Инфекционные болезни / Н.Д. Ющук, Н.В. Астафьева и др. - М.: Медицина, 2014. - 304 c.

Оснащение: раздаточный материал (алгоритмы, тестовые задания, тексты ситуационных задач, опорные схемы)

Время проведения: 270 минут

Место проведения: какабинет доклинической практики.


Образовательные результаты

Общие компетенции

 ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.  

Профессиональные компетенции 

ПК 1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 2. Проводить диагностические исследования.

ПК 3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 7. Оформлять медицинскую документацию.

Практический опыт (действия)

- осуществление собственной деятельности с выбором типовых методов и способов выполнения профессиональной деятельности под руководством преподавателя и самостоятеоьно;

- осуществление эффективного общения с коллегами;

- осуществление безконфликного  взаимодествия в группе;

- организация  рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной безопасности

Практический опыт (действия)

-  планирование и обследование пациентов в зависимости от нозологической формы и учетом возраста;

- соблюдение алгоритма обследования пациентов и выполнения манипуляций;

- соблюдение правил оформления медицинской документации;

- интепретация результатов лабораторно – инструментальных методов диагностики

 

Умения

Знания

Умения

Знания

- мотивировать себя к учебной деятельности, проявляя кней устойчивый интерес;

- осуществлять собственную деятельность под руководством преподавателя и самостоятельно;

- самостоятельно выбирать типовые способы и методы выполнения профессиональной деятельности;

- составить план действий в команде;

- вести безконфликтный диалог и беседу, разрешать конфликты при необходимости;

- проводить анализ и самоанализ в процессе групповой и индивидуальной деятельности;

- организовывать работу в группе;

- распределять роли в команде;

- обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику;

- самостоятельно делать выводы, соотносить свои выводы, выполненное задание  с выводами и заданиями других;

- организовывать свое рабочее место с учетом требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной безопасности.

- сущность и цели профессиональной деятельности;

- принципы организации собственной деятельности;

- типовые способы и методы выполнения профессиональных задач;

- условия и правила эффективного общения  с пациентом и его семьей;

- методы и способы получения информации о состояния здоровья пациента;

- принципы профессиональной этики и деонтологии при общении с пациентом;

- приемы организации работы в группе;

- приемы сглаживания конфликтных ситуаций

-собрать, жалобы, историю болезни, историю жизни, эпиданамнез;

- соблюдать правила личной и производственной гигиены;

- проводить обследование пациентов с инфекциями дыхательных путей;

- составить план обследования пациентов;

- выполнять манипуляции по забору мазка из зева, носа на КРБ, слизи из носоглотки на менингококк, проведение спинномозговой пункции;

- интерпретировать результаты лабораторных методов диагностики (исследования ликвора);

- заполнять медицинскую документацию

- особенности эпиданамнеза (контакт с больным, сезонность, эпидситуация по заболеванию, возраст);

-- правила личной и производственной гигиены;

- методика обследования пациентов при инфекциях дыхательных путей;

- методы обследования пациентов с инфекциями дыхательных путей

- нормальные показатели ликвора;

-правила заполнения медициской документации

Технологический  процесс практического занятия

Деятельность преподавателя и объем времени

Деятельность обучающихся

Формируемые образовательные результаты

Общая компетенция

Профессиональная  компетенция

Умения

Знания

Умения

Знания

1

2

3

4

5

6

I.Организационный этап (5 мин)

Мотивирует и активизирует студентов к учебной деятельности, проверяет готовность студентов к практическому занятию (внешний вид, форма одежды, наличие дневников)

Готовятся к занятию ( одевают халаты, колпаки, готовят перчатки, маски, дневники практических занятий). Дежурный докладывает об отсутствующих

- мотивировать себя к учебной деятельности, проявляя кней устойчивый интерес

- принципы организации собственной деятельности

- соблюдать правила личной и производственной гигиены

- правила личной и производственной гигиены, инфекционной безопасности

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся (5мин)

Организовывает деятельность студентов по формированию темы и целей занятия, актуализирует их познавательную деятельность

(Приложение 1,2)

Совместно с преподавателем формулирует тему и цели урока, участвуют в мотивации

- мотивировать себя к учебной деятельности, проявляя к ней устойчивый интерес

- определить методы субъективного и объективного обследования при  ИДП

- цели и общие принципы диагностики

III. Воспроизведение ранее полученных знаний  (15 мин)

Организовывает деятельность студентов по выполнению тестовых заданий, знакомит с критериями оценки, организует работу над ошибками, способствует  самооценке заданий

(Приложение 3,4)

Выполняют задания, обсуждают правильность выполнения заданий, работают над ошибками, проводят самооценку своей работы согласно критериям

- обосновывать собственные высказывания и воспринимать крптику

- сущность и цели  профессиональных действий

- методы обследованиями пациентов с инфекциями дыхательных путей

- нормальные показатели ликвора;

IV Применение знаний в учебно – производственных ситуациях  (235 мин)

А. Предлагает повторить технику безопасности при работе

Б. Организовывает работу студентов малыми группами по 3 человека для освоения алгоритмов манипуляций с беседой и разбором ситуаций

В. Самостоятельная работа студентов

Предлагает на решение ситуационные задачи малым группам с практическим выполнением алгоритмов манипуляций самостоятельно

(приложения 5,6,7,8)

А. Отвечают на вопросы беседы, повторяют технику безопасности

Б. Организовывабт работу группы, распределяют роли в команде, отвечают на вопросы беседы, анализируя логику и  последовательность алгоритмов, выполняют манипуляции под руководством преподавателя

- организовать свое рабочее место с учетом требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной безопасности;

- выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональой  деятельности;

- вести бесконфликтный диалог или беседу, разрешать конфликты при необходимости;

- организовывать работу группы;

- распределять роли в команде;

- обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику;

- самостоятельно делать выводы, сотносить свои выводы, выполненное задание с выводами и заданиями других

- типовые методы и способы выполнения профессиональных задач;

- принципы профессиональной этики и деонтологии при общении с пациентом;

- приемы организации работы в группе;

- приемы  сглаживания конфликных ситуаций в группе

- соблюдать правила личной и производственной гигиены;

- проводить обследование пациентов;

- составить план обследования пациентов;

- выполнять манипуляции;

- интерпретировать результаты лабораторных методов диагностики;

- заполнять медицинскую документацию

- правила личной и производственной гигиены, инфекционной безопасности;

-  методика обследования пациентов при инфекциях дыхательных путей;

- методы обследования пациентов с инфекциями дыхательных путей

- нормальные показатели ликвора;

-правила заполнения медициской документации

V. Информация  о домашнем задании,  инструктаж по его выполнению ( 5мин)

Объявляет тему домашнего задания;  манипуляции, котрые  необходимо повторить к следующему практическому занятию

Записывают  домашнее задание, рекомендации преподавателя  по ее выполнению

- мотивировать себя к учебной деятельности, проявляя кней устойчивый интерес;

- осуществлять собственную деятельность под руководством преподавателя и самостоятельно;

- самостоятельно выбирать типовые способы и методы выполнения профессиональной деятельности;

- составить план действий в команде;

- вести безконфликтный диалог и беседу, разрешать конфликты при необходимости;

- проводить анализ и самоанализ в процессе групповой и индивидуальной деятельности;

- организовывать работу в группе;

- распределять роли в команде;

- обосновывать собственные высказывания и воспринимать критику;

- самостоятельно делать выводы, соотносить свои выводы, выполненное задание  с выводами и заданиями других;

- организовывать свое рабочее место с учетом требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной безопасности.

- сущность и цели профессиональной деятельности;

- принципы организации собственной деятельности;

- типовые способы и методы выполнения профессиональных задач;

- принципы профессиональной этики и деонтологии при общении с пациентом;

- приемы организации работы в группе;

- приемы сглаживания конфликтных ситуаций

- соблюдать правила личной и производственной гигиены;

- проводить обследование пациентов с инфекциями дыхательных путей;

- составить план обследования пациентов;

- выполнять манипуляции по забору мазка из зева, носа на КРБ, слизи из носоглотки на менингококк, проведение спинномозговой пункции;

- интерпретировать результаты лабораторных методов диагностики (исследования ликвора);

- заполнять медицинскую документацию

- правила личной и производственной гигиены;

- методика обследования пациентов й;

- методы обследования пациентов

- нормальные показатели лабораторных методов обследоваия;

-правила заполнения медициской документации

VIII. Подведение  итогов. Рефлексия (5мин)

Преподаватель организует рефлексию обучающихся, помогает  подвести  итоги урока

(Приложение 9,10, 11)

Проводят самоанализ своей  деятельности и ее результатов, совместно с преподавателем подводят итоги урока

- анализировать свою деятельность;

-высказывать свои мысли;

- систематизировать полученные знания;

- сравнивать результаты своей деятельности с результатами других

-  определение понятия рефлексия;

- виды, приемы рефлексии

- проведение субъективного и обективного обследования при инфекциях дыхательных путей;

- постановка предварительного диагноза в соответсвии с современными классификациями;

- составление плана обследования пациентов;

- выполнение манипуляции;   интерпретация результатов лабораторных методов диагностики

- методика и методы обследования пациентов;

- нормальные показатели  лабораторных методов обследования;

-классифика

ция

 

 


Приложение 2

Мотивация

Менингококковая инфекция (МИ): несмотря на спорадический характер заболеваемости в России в последние годы, проблема остается актуальной, поскольку в 1/3 случаев развиваются гипертоксические формы МИ (ГТФМИ), часто приводящие к летальным исходам (до 10,3 - 14,2%).

Заболеваемость МИ в Бурятии

2011 год – 6 случаев

2014 год – 9 случаев

2015 год – 15 случаев 3 летальных исхода

2017 год – 9 случаев.

Дифтерия: в настоящее время актуальной является и дифтерия. Известна под названием «египетская» или «сирийская язва», «чумная язва глотки», злокачественная ангина», «удушающая болезнь», «петля удавленника», петля палача». Все эти названия отражают диифтерию как тяжелую болезнь с неблагоприятным исходом.

М.А.Булгаков «Стальное горло») «Фельдшер распахнул торжественно дверь, и появилась мать. Она как бы влетела, скользя в валенках, и снег еще не стаял у нее на платке. В руках у нее был сверток, и он мерно шипел, свистел. Лицо у матери было искажено, она беззвучно плакала. Когда она сбросила свой тулуп и платок и распутала сверток, я увидел девочку лет трех. Я посмотрел на нее и забыл на время оперативную хирургию, одиночество, мой негодный университетский груз, забыл все решительно из-за красоты девочки. С чем бы ее сравнить? Только на конфетных коробках рисуют таких детей – волосы сами от природы вьются в крупные кольца почти спелой ржи. Глаза синие, громаднейшие, щеки кукольные. Ангелов так рисовали. Но только странная муть гнездилась на дне ее глаз, и я понял, что это страх, – ей нечем было дышать. «Она умрет через час», – подумал я совершенно уверенно, и сердце мое болезненно сжалось»

     Дифтерия относится к контролируемым инфекциям, т.е. проводится плановая вакцинация и нарушения в ее проведении приводят к эпидемии. Об этом свидетельствует резкий рост заболеваемости в первой половине 90 – х годов прошлого столетия. Значительный рост  отмечался как по РФ, так и в Бурятии. В РФ в 1994 году показатель  заболеваемости по сравнению с 1993 г. возрос в 54 раза, в Бурятии в 1993 году было зарегистрировано 17 случаев, в 1994 – 272 ( рост в 16 раз). Начиная с 1996 года, отмечаетя снижение. В 2012 – 2017 гг. случаев дифтерии не зарестрировано, но ежегодно выявляются единичные случаи бактерионосительства токсигенных штаммов, которые  могут быть причиной эпидемии. Эпидемия 1990 – 1995 гг. показала, что основные клинические проявления, осложнения не претерпели существенных изменений, поэтому дифтерия остается одной из тяжелых инфекционных болезней.

    Таким образом, роль медицинских работников первичного звена при этих тяжелых инфекционных заболеваниях является очень важной, т.к. от правильной и своевременной диагностики, определения правильной тактики зависит исход болезни.


Приложение 3

Тестовые задания к практическому занятию № 4

 Тема: Проведение субъективного и объективного обследования, интерпретация лабораторных методов диагностики при инфециях дыхательных путей

                                                             Вариант № 1

( Выбрать 1 правильный ответ)

1. Особенность эпиданамнеза при менингококковой инфекции:

    А. контакт с больным человеком

    Б. контакт с животными

    В. употребление недоброкачественных пищевых продуктов

2. При осмотре кожи больных менингококкцемией:

   А. кожа чистая

   Б. отмечается геморрагическая сыпь

   В. отмечается пятнистая сыпь

3. Ригидность затылочных мышц – это:

   А. невозможность разогнуть ногу в коленном суставе

   Б. невозможность привести подбородок к груди

   В.при давлении на лонное сочленение происходит сгибание нижних конечностей

4. При определении симптома Кернига нога должна быть согнута под углом:

    А. 1450

    Б. 900

    В. 1350

5. Положение больного при выявлении ригидности затылочных мышц:

    А. на спине

    Б. на боку

    В. положение сидя

6. При осмотре зева у больных дифтерией отмечается налет:

   А. желтовато - белого цвета, легко выдавливается  из лакун шпателем

   Б. белого цвета, творожистый, крошащийся

   В. серовато–белого цвета, при насильственном удалении оставляет кровоточащую поверхность

7. Характер воспаления ликвора при менингококковой инфекции:

    А.  без изменений

    Б. нейтрофильный плеоцитоз

    В. лимфоцитарный плеоцитоз

8. При общем осмотре больных дифтерией кожа:

    А. обычной окраски

    Б. гиперемирована

    В. бледная

9. Ведущим синдромом при дифтерии является:

    А. гепатоспленомегалия

    Б. синдром ангины

    В. интоксикация

10. При дифтерии при  осмотре зева  цвет слизистой:

    В. обычной окраски

    Б. ярко гиперемирована

    В. отмечается гиперемия с синюшным оттенком

Тестовые задания к практическому занятию № 4

 Тема: Проведение субъективного и объективного обследования, интерпретация лабораторных методов диагностики при инфециях дыхательных путей

Вариант № 11

(Выбрать 1 правильный ответ)

1. Ведущим синдромом при дифтерии является:

   А. синдром ангины

   Б. интоксикация

   В. гепатоспленомегалия

2. При дифтерии при  осмотре зева  цвет слизистой:

   А. ярко гиперемирована

   Б. обычной окраски

   В. отмечается гиперемия с синюшным оттенком

3. Особенность эпиданамнеза при менингококковой инфекции:

  А. употребление недоброкачественных пищевых продуктов

  Б. контакт с больным человеком

  В. контакт с животными

4. При осмотре кожи больных менингококкцемией:

 А. кожа чистая

 Б. отмечается пятнистая сыпь

 В. отмечается геморрагическая сыпь

5. Ригидность затылочных мышц – это:

 А. невозможность разогнуть ногу в коленном суставе

 Б. невозможность привести подбородок к груди

  В.при давлении на лонное сочленение происходит сгибание нижних конечностей

6. При определении симптома Кернига нога должна быть согнута под углом:

  А. 1450

  Б. 1350

  В. 900

7. Положение больного при определении ригидности затылочных мышц:

    А. на боку

    Б. положение сидя

   В. на спине

8. При осмотре зева у больных дифтерией отмечается налет:

  А. белого цвета, творожистый, крошащийся

   Б. серовато–белого цвета при насильственном удалении оставляет кровоточащую поверхность

   В. желтовато - белого цвета, легко выдавливается  из лакун шпателем

9. Характер воспаления ликвора при менингококковой инфекции:

   А. нейтрофильный плеоцитоз

   Б.  без изменений

   В. лимфоцитарный плеоцитоз

10. При общем осмотре больных дифтерией кожа:

    А. обычной окраски

    Б. бледная

    В. гиперемирована

Приложение 4

Инструктах по ответам на тестовые задания

1. На ответы по тестовым заданиям отводится 10 мин.(1 минута  на 1 вопрос)

2. Выбрать 1 правильный ответ

3. Через 10 минут проводится взаимопроверка по эталонам ответов

4. Указать количество неправильных ответов и сдать работы преподавателю

5. Оценка проводится по следующим критериям:

9 – 10 правильных ответов -  «5» (0 – 1 ошибка)

                               8 правильных ответов – «4» (2 ошибки)

                               7 правильных тветов   - «3»  (3ошибки)

                               4 и более неправильных ответов «2» (7 и более ошибок)

Эталоны ответов к тестовым заданиям

Тема: Проведение субъективного и объективного обследования, интерпретация лабораторных методов диагностики при инфециях дыхательных путей

Вариант 1

Вариант 11

1.

а

1.

а

2.

б

2.

в

3.

б

3.

б

4.

б

4.

в

5.

а

5.

б

6.

в

6.

в

7.

б

7.

в

8.

в

8.

б

9.

б

9.

а

10.

в

10.

б

Критерии оценок к знаниевому компонентк ПК

9 – 10 правильных ответов -  «5» (0 – 1 ошибка)

                               8 правильных ответов – «4» (2 ошибки)

                               7 правильных тветов   - «3»  (3ошибки)

             6 и более неправильных ответов «2» (6 и более ошибок)

Инструктаж по решению ситуационных задач:

1.Решение задач проводится методом малых групп (формирую группы по 3 человека в зависимости от уровня подготовки студентов).

2.Выбрать в своей группе лидера, оппонента, эксперта (знакомлю с функциями каждого из них).

3. Внимательно прочитать задачу.

4. На обсуждение задачи отводится квждой группе по 20 минут.

5. На ответы  по вопросам задачи отводится каждой группе по 10 минут

6. Оценка будет проводиться по следующим критериям:

Формирование ОК:

 Студент не забывает цели (задачи) работы, cотрудничает с другими членами группы;; вежлив со всеми членами группы; честно выполняет свою часть работы.

Формирование ПК: ответ на вопросы задачи, объяснение хода ее решения, ответы на дополнительные вопросы.


Приложение  5

Ситуационная задача № 1

Больной К., 19 лет, 10.03 обратился в студенческую поликлинику с жалобами на головную боль, слабость, озноб, першение в горле. Температура при измерении 39,6. Был поставлен диагноз: Грипп. На следующий день состояние ухудшилось: 3 раза была рвота, головная боль усилилась, температура поднялась до 400 С.

Объективно: состояние тяжелое, больной возбужден, неадекватен, сознание спутанное. Кожные покровы чистые, лицо гиперемировано. В легких хрипы не выслушиваются. ЧДД 24 в 1 мин., сердечные тоны ясные. АД 150/ 80 мм.рт.ст., пульс 110 ударов в 1 мин, ритмичный. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Больной не мочился с вечера предыдущего дня. Выражена ригидность мышц затылка. Положительный симптом Кернига с обеих сторон.  При исследовании спинномозговой жидкости жидкость бесцветная, мутная, цитоз 4330./3, нейтрофилов 92%,  лимфоцитов 8%,  белок 0 ,33г/л, реакция Панди ++.

Задания:

  1. Сформулируйте и обоснуйте предварительный диагноз.
  2. Составьте план обследования больного.
  3. Интерпретировать результат исследования ликвора

Ситуационная задача № 2

Больная М. 28 лет, 20.03.вызвала на дом фельдшера, предъявляет жалобы на сильную головную боль, слабость, тошноту, однократную рвоту, повышение температуры до 400.

История болезни:  заболела 2 дня назад. Заболевание началось остро. Сначала поднялась температура до 40 градусов, появилась сильная головная боль, слабость, тошнота, однократная рвота. Состояние продолжало ухудшаться, и на коже появилась обильная сыпь.

Объективно: состояние тяжелое, адинамичная, вялая, на коже нижних конечностей - обильная звездчатая геморрагическая сыпь, местами сыпь сливается, отмечаются некрозы. Сердце: тоны приглушены, ритмичные. ЧСС 120 уд.в мин., А/Д 60/40 мм.рт.ст., язык сухой, обложен налетом, олигоурия, живот мягкий безболезненный. Менингиальных симптомов нет.

Эпиданамнез: у супруга  течение 3 дней отмечался насморк, кашель, была субфебрильная температура. При иследовании общего анализа крови: гемоглобин 130г/л, эритроциты 3,7х109 лейкоцитов 20 х109, Б - 1.Э – 2;, Нейтрофилы: м- 1, юных – 8,  п/я-13, с/я – 67,  Л -12, М – 6, СОЭ – 24 мм/час

 

Задания:

1. Сформулируйте и обоснуйте предварительный диагноз.

2. Составьте план обследования.

3. Интерпретировать результат исследования общего анализа крови

Ситуационная задача №3

Больная 18 л. заболела постепенно. Жалуется на слабость, недомогание, незначительные боли в горле, при глотании,  повышение температуры до 37,5°С. Обратилась к фельдшеру.

     Объективно: при осмотре зева - цианотичный оттенок слизистых оболочек, неба, дужек, миндалин, отечность языка. На обеих миндалинах пленчатый налет сероватого цвета, шпателем снимается с трудом; налет плотный, на стекле не растирается, слизистая под ним кровоточит. Кожные покровы бледные. Открывание рта свободное. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены до 2 см, болезненные при пальпации. При иследовании общего анализа крови:   Гемоглобин 140 г/л, эритроциты 4,2 х109 лейкоцитов 17 х109, Б - 1.Э – 2;, Нейтрофилы: м- 1, юных – 8,  п/я-13, с/я – 67,  Л -12, М – 6, СОЭ – 17 мм/час

  Задание:

1. Сформулируйте  и обосновуйте  предварительный диагноз

2..Составьте полный план обследования.

3. Интепретировать результат исследования общего анализа крови

 Приложение 6

Эталон ответа к задаче № 1

1. Менингококковая инфекция, менингит. Обоснование: жалобы на головную боль, слабость, озноб, першение в горле. Температура при измерении 39,6.    

Объективно: состояние тяжелое, больной возбужден, неадекватен, сознание спутанное. Кожные покровы чистые, лицо гиперемировано. В легких хрипы не выслушиваются. ЧДД 24 в 1 мин., сердечные тоны ясные. АД 150/ 80 мм.рт. ст., пульс 110 ударов в 1мин, ритмичный. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Больной не мочился с вечера предыдущего дня. Выражена ригидность мышц затылка. Положительный симптом Кернига с обеих сторон.

2. Общий анализ крови: в периферической крови - высокий лейкоцитоз со сдвигом нейтрофилов влево, со вторых суток - резкое повышение СОЭ. Необходимы бактериологические исследования ликвора, слизи из носоглотки, а также выявление роста противоменингококковых антител в сыворотке крови.

3. Давление ликвора повышено,  ликвор мутный, наблюдается клеточно-белковая диссоциация, глобулиновые реакции (Панди, Нонне-Аппельта) резко положительны. Уменьшается содержание в ликворе сахара и хлоридов.

Эталон ответа к задаче № 2

1. Менингококковая инфекция, менингококкцемия. Обоснование: жалобы на сильную головную боль, слабость, тошноту, однократную рвоту, повышение температуры до 400.

Объективно: состояние тяжелое, адинамичная, вялая, на коже нижних конечностей - обильная звездчатая геморрагическая сыпь, местами сыпь сливается, отмечаются некрозы. Сердце: тоны приглушены, ритмичные. ЧСС 120 уд .в мин., А/Д 60/40 мм.рт.ст., язык сухой, обложен налетом, олигоурия, живот мягкий без болезненный. Менингиальных симптомов нет.

Эпиданамнез: у супруга в течение 3 дней отмечался насморк, кашель, была субфебрильная температура.

2. Бактериологическое исследование слизи из носоглотки на менингококк, кровь на гемокультуру, общий анализ крови

3. В периферической крови: гемоглобин в пределах нормы, эритроциты – нижняя граница нормы  гиперлекоцитоз, сдвиг лейкоцитарной формулы влево, резкое повышение СОЭ.

 http://medrada.in.ua/images/Za_skolko_dnej_do_sdachi_analiza_krovi_nelzya_pit_alkogol_5.jpg

Эталон ответа к задаче №3

1.Диагноз:  Дифтерия зева. Обоснование: жалобы  на слабость, недомогание, незначительные боли в горле, при глотании,  повышение температуры до 37,5°С... При осмотре зева - цианотичный оттенок слизистых оболочек, неба, дужек, миндалин, отечность языка. На обеих миндалинах пленчатый налет сероватого цвета, шпателем снимается с трудом; налет плотный, на стекле не растирается, слизистая под ним кровоточит. Кожные покровы бледные. Открывание рта свободное. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены до 2 см, болезненные при пальпации.

     2. Диагностика: диагноз подтверждает бактериологическое исследование мазка из зева и носа на КРБ.

     3. ОАК:  гемоглобин и эритроциты  в пределах нормы, умеренный лейкоцитоз, сдвиг лейкоцитаной формулы влево, незначительное повышение СОЭ.

 http://medrada.in.ua/images/Za_skolko_dnej_do_sdachi_analiza_krovi_nelzya_pit_alkogol_5.jpg

Критерии оценок задач

- Оценка «отлично»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), ответы на дополнительные вопросы верные, четкие.

- Оценка «хорошо»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в т.ч. из лекционного материала), ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно четкие.

- Оценка «удовлетворительно»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в т.ч. лекционным материалом), ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях.

- Оценка «неудовлетворительно»: ответ на вопрос задачи дан не правильный. Объяснение хода ее решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования (в т.ч. лекционным материалом), без умения схематических изображений и демонстраций на анатомических препаратах или с большим количеством ошибок, ответы на дополнительные вопросы неправильные или отсутствуют.

Приложение 7

Инсруктаж по выполнению манипуляций

1. Работа по отработке   манипуляций  проводится  методом малых групп

2.Выбрать в своей группе лидера, оппонента, эксперта

3. На выполнение манипуляций отводится 135 минут

4. За это время вы должны освоить технику выполнения  манипуляций и диагностических  обследований:

- забор мазка из зева и носа КРБ;

- забор слизи из носоглотки на менингококк;

-  спинномозговая пункция;

 - определение менингиальных симптомов

5. Работа  проводится под контролем преподавателя

6. Если вам что – то непонятно, обязательно обращайтесь к преподавателю

7. Оценка проводится по следующим критериям:

 - последовательность выполнения манипуляций в соответсвии с алгоритмом;    

 -собдюдение регламента времени;  

- обоснование действий.


Приложение  8

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ

для студентов по манипуляциям к практическому занятию  № 4

Тема: Проведение субъективного и объективного обследования , интепретация лабораторных исследования  при инфекциях дыхательных путей

Цели:

1. Образовательная:

Сформировать умения:

ПК.1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп;

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования;

ПК  1.3.Проводить диагностику острых и хроничнский заболеваний;

ПК 01.07. Оформлять медицинскую документацию

2. Развивающая:

ОК 12. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые способы и методы выолнения профессиональных задач, их выполнение и качество

3. Воспитательная:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Оснащение: муляжи, лотки, штативы, пробирки, стерильные ватные тампоны, 70% спирт, ватные шарики, шпатели, раздаточный материал для контроля знаний, методические указания для студентов.

Инструктаж

Забор материала  для бактериологического исследования необходимо производить с соблюдением принципа стерильности: используют стерильные инструменты, помещают пробы в стерильный контейнер. Рекомендуется транспортировать пробы в переносках в контейнерах с раздельными гнездами, исключая их опрокидывание. При транспортировке не допускаются смачивание ватных пробок и замораживание материала.

1. Объясните пациенту смысл и необходимость предстоящего исследования, получите его согласие.

2. Напишите сопроводительный документ (напраавление в лабораторию) с указанием Ф.И.О., возраста,  предварительного диагноза,  цели иисследования, названия ЛПУ. отделения (ДДУ, школы т.д.), характера исследуемого материала, даты и времени забора материала, фамилии врача.

3. Объясните пациенту, что  при заборе слизи из носоглотки  обязательным условием является следующее: материал берется натощак (на голодный желудок) или 3 – 4 часа после приема пищи, питья, полоскания.

4.Объсните пациенту, что при заборе мазка из зева обязательным условием является следующщ: материал берется натощак или через 2 часа посте приема пищи, питья, полоскания.  

5. Объясните пациенту (если сознание сохранено), что при определении ригидности затылочных мышц  он строго выполнял команды исследующего, не открывал рот, не приподнимал плечевой пояс, не вращал головой

6. Объсните пациенту, что после спинномозговой пункции он должен 2 часа лежать на животе и в течение суток соблюдать постельный режим.

Методика осмотра зева

· Обратить внимание на: цвет слизистой оболочки дужек, язычка, миндалин, задней стенки глотки

· величину, состояние поверхности, консистенцию миндалин, наличие рубцов, налетов, гнойных пробок.

Оснащение:

· резиновые перчатки, маска;

· стерильный шпатель в лотке

Этапы

1. Объяснить пациентуцель и ход проведения процедуры

2. Подготовить необходимое оснащение

3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

4. Усадить пациента лицом к источнику света

5. Левую руку положить на теменную область так, чтобы большой палец был направлен располагался ко лбу.

6.Попросить пациента широко открыть рот

7. Ввести шпатель в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка, и резко нажать на него

8.Быстро осмотреть дужки, язычок, миндалины, заднюю стенку глотки.

9. Вымыть и осушить руки

Примечание :При необходимости зафиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует одной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку

Техника забора  слизи из носоглоткина менингококк

Оснащение

  • Стерильнай пробирка со стерильным сухим ватным тампоном
  • Стерильный шпатель
  • Специальная питательная (сывороточная) среда в чашках Петри
  • Емкость с дезинфицирующим раствором, промаркированная «Использованные шпатели»
  • Бланки направлений в бактериологическую лабораторию.

Алгоритм действия:

1. Объясните пациенту (или члену семьи) смысл и необходимость предстоящего исследования и получите его согласие на него.

2. Объясните пациенту, члену семьи, что материал будет взят из носоглотки и обязательным условием является то, что он берется натощак или через 3-4 часа после еды, питья, полоскания.

3. Напишите сопроводительный документ (направление в лабораторию) указав: Ф.И.О. пациента, его возраст, название больницы, отделения, ДДУ, школы, вид материала, дату и время взятия материала, диагноз заболевания, цель исследования.

4. Если стержень тампона не согнут под углом 135о,то извлеките тампон и согните стержень о край пробирки.

5. Усадите пациента лицом к источнику света.

6. Попросите пациента широко раскрыть рот.

7. Левой рукой придавите шпателем корень языка книзу и кпереди.

8. Правой рукой введите тампон изогнутым  концом вверх в носоглотку, не касаясь слизистых щек, десен, зубов, языка.

9. Возьмите мазок  с задней поверхности мягкого неба и задней стенки носоглотки.

10.Извлеките тампон из ротовой полости, не касаясь слизистых, зубов, языка.

11. Шпатель поместите в ёмкость с маркировкой «Использованные шпатели».

12. Проведите посев слизи с тампона на подогретую до температуры 37о питательную среду (на чашку Петри).

13. Доставьте посев в бактериологическую лабораторию в сумке - термостате.


Техника забора слизи из ноглотки на менингококк

http://ts1.mm.bing.net/th?&id=HN.608029986394735786&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0


Техника забора мазка из носа на коринебактерии

Оснащение

  • Сухие стерильные ватные тампоны в форме «капли» помещенные в пробирки с ватными или корковыми пробками
  • Штатив для пробирок
  • Стерильные шпатели
  • Ёмкость промаркированная «Использованные шпатели».
  • Пластырь
  • Маска-респиратор
  • Перчатки резиновые
  • Плотные питательные среды в чашках Петри
  • Бланк направления в бактериологическую лабораторию.

Алгоритм действия

1. Объясните пациенту (или члену семьи) смысл и необходимость предстоящего исследования и получите его согласие на него.

2. Объясните пациенту, члену семьи, что материал будет взят из зева  и обязательным условием является то, что он берётся натощак или через 2 часа после еды, питья, полоскания.

3. Объясните пациенту ход предстоящих действий.

4. Выпишите сопроводительный документ в бактериологическую лабораторию, указав: название ЛПУ, отделения, участка или домашний адрес, Ф.И.О. пациента, вид материала, цель обследования (диагностическая с указанием диагноза, по эпидпоказаниям, профилактическое обследование), дату и время взятия материала.

5. Приготовьте и промаркируйте пробирки «Нос»

6. Усадите пациента лицом к источнику света.

  • Предложите пациенту высморкаться;
  • Левой рукой приподнимите кончик носа.
  • Правой рукой возьмите тампон и осторожно вращательными движениями введите в носовой ход на глубину 1,5-2 см
  • Прикоснитесь плотно всеми сторонами тампона к стенкам и перегородкам носа (соберите слизь и налеты).
  • Аккуратно извлеките тампон.
  • Этим же тампоном аналогичным образом возьмите материал из другого хода.
  • Поместите тампон в пробирку «Нос».
  • Поставьте пробирку в штатив.

Техника забора мазка из зева на коринебактерии

Оснащение

  • Сухие стерильные ватные тампоны в форме «капли» помещенные в пробирки с ватными или корковыми пробками
  • Штатив для пробирок
  • Стерильные шпатели
  • Ёмкость промаркированная «Использованные шпатели».
  • Пластырь
  • Маска-респиратор
  • Перчатки резиновые
  • Плотные питательные среды в чашках Петри
  • Бланк направления в бактериоогическую лабораторию.

  Алгоритм действия

1.Объясните пациенту, члену семьи смысл и необходимость предстоящего исследования и получите его согласие на него.

2. Объясните пациенту ход предстоящих действий.

3. Выпишите  сопроводительный документ в бактериологическую лабораторию, указав: название ЛПУ, отделения, участка или домашний адрес, Ф.И.О. пациента, вид материала, цель обследования (диагностическая с указанием диагноза, по эпидпоказаниям, профилактическое обследование), дату и время взятия материала.

4. Приготовьте и промаркируйте пробирки «Зев»

Попросите пациента широко раскрыть рот и произносить «А-а-а…»

  • Левой рукой возьмите шпатель и придавите  им корень языка книзу и кпереди.
  • Правой рукой возьмите стерильный тампон и осторожно введите его в полость рта, не касаясь слизистой щек, языка, зубов.
  • Снимите тампоном налет или слизь на границе пораженного участка зева (дужек, миндалин).
  • Аккуратно извлеките тампон, не касаясь слизистых щек, языка, зубов.
  • Шпатель поместить в контейнер «Использованные шпатели»
  • Тампон поместите в  пробирку «Зев», не касаясь ее края.
  • Поставьте пробирку в штатив.

Примечание: если ребенок, при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует одной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку

.Техника забора мазка из зева и носа на коринебактерии

http://www.studmed.ru/docs/static/9/8/e/1/2/98e12a50cd8.jpg


Спинномозговая (люмбальная) пункция

Участие в ней и взятие спинномозговой жидкости (ликвора).

Оснащение

  • Манипуляционный стол (можно использовать каталку).
  • Стерильный набор – укладка для люмбальной пункции

- специальные пункционные иглы с мандренами

- ватные шарики

- палочки с ватой

- марлевые салфетки

- пинцеты

- предметные стекла

  • Шприцы ёмкостью 5 мл
  • Иглы к шприцам для проведения анестезии
  • Препараты для анестезии (лидокаин и др.).
  • 3-5 % спиртовой раствор йода
  • 70% спирт
  • Стерильные пробирки с пробками не менее 4-5 штук.
  • Штативы-3 штуки
  • Лейкопластырь
  • Ёмкость для использованных шприцев и игл.
  • Ёмкость с дезинфицирующим раствором.
  • Бланки направлений в лабораторию
  • Стерильные резиновые перчатки.
  • Стакан с тёплой водой (температура воды 38о С)

Алгоритм действия

1. Объясните пациенту, члену семьи смысл и необходимость исследования и получите его согласие на эту процедуру.

2. Подготовьте процедурный кабинет (влажная уборка, кварцевание),

3. Напишите 3 направления для исследования ликвора в лабораториях (бактериологической, клинической, биохимической).

4. Уложите пациента на каталку и доставьте в процедурный кабинет.

5. Переложите пациента на кушеткуи уложите его на правый бок с согнутыми в коленях и поджатыми к животу ногами, голову пациента наклоните вперед и прижмите к туловищу (спина пациента должна быть выгнута дугой)

6. Наденьте маску-распиратор

7. Наденьте стерильные резиновые перчатки.

8. Подготовьте на столике все необходимое для процедуры

9. Во время манипуляции (проводит её врач) оказывайте помощь врачу в следующей последовательности:

  • Подготовьте шприцы с новокаином для анестезии и подавайте их
  • Подайте ватные шарики с 3-5% раствором йода, а затем ватные шарики со спиртом для обработки операционного поля.
  • Подайте пункционную иглу и мандрен к ней
  • После прокола подставьте под капающую спинномозговую жидкость поочередно 3 пробирки и наберите в  них по 1-2 мл ликвора (пробирки держат в правой руке в направлении от большого пальца).

1-ю – для клинического исследования

2-ю – для биохимического исследования

3-ю для бактериологического исследования.

10. Пробирку для бактериологического исследования сразу же закройте пробкой и поставьте в стакан с тёплой водой.

11. Подайте предметные стёкла врачу для приготовления мазков спинномозговой жидкости и поместите их в сухую чистую чашку Петри.

12. Место прокола обработайте, (если не обработал врач)

 5% раствором йода и заклейте лейкопластырем.

13. Перевезите больного на каталке и уложите больного на кровать (щит) на 2 часа (без подушки), затем он может лечь на спину и в течении суток не вставать с постели.

14. Отправьте пробирки в соответствующие лаборатории:

  • 1-ю пробирку в клиническую лабораторию
  • 2-. Пробирку в биохимическую лабораторию
  • 3-ю пробирку в стакане с теплой водой и мазки на предметных стёклах в бактериологическую лабораторию (в контейнере с подогревом или на грелке)

Охлаждение не допустимо!

Cols=2 gutter=47 Univ. Doz. Dr. Eva Maida - страница 21

Люмбальная (спинномозговая) пункция - показания и противопоказания, алгоритм, подготовка пациента, техника, видео, отзывы, ценыПРОВЕДЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЛЮМБАЛЬНОЙ ПУНКЦИИ В ИЗРАИЛЕ

Туберкулезный менингит - Причины, симптомы и лечениеПрокол спинномозгового каналаЛюмбальная (спинномозговая) пункция - показания и противопоказания, алгоритм, подготовка пациента, техника, видео, отзывы, цены      Пункционная игла


Методика определения менингиальных симптомов

Техника определения ригидности затылочных мышц и верхнего симптома Брудзинского

Менингиты - Инфекционные заболевания нервной системы - Детская неврология - Мед Читалка

Техника определения ригидности затылочных мышц и нижнего симптома

Брудзинского

Определение ригидности мышц затылка

1. Уложить пациента на кушетку  с приведенными вдоль туловища ногами;

2. Предупредить, чтобы строго выполнял команды;

3. Предупредить, чтобы не открывал рот, не приподнимал плечевой пояс, не вращал головой (приводит к неправильной оценке симптома);

4. Присесть слева от пациента;

5. Положить ладонь правой  руки на затылок, левую – на грудину;

6. Пригнуть правой рукой голову пациента;

7. Попытаться коснуться подбородком груди пациента

Оценка результатов

- В норме пациент не испытывает затруднений при наклоне головы, свободно достает подбородком груди;

- Умеренная степень ригидности: подбородок пациента не достает до груди на 1 – 2 поперечных пальца;

- Выраженная степень ригидности: подбородок пациента не достает груди на 3 и более поперечных пальца

ГЛАВА 32 ЦЕРЕБРОСПИНАЛЬНАЯ ЖИДКОСТЬ И МОЗГОВЫЕ ОБОЛОЧКИ. МЕН…

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRECMfaBzYvPPIdAw-pujvQF-UPTW3B8domGwPEVYkSKg5A-XHB

Определение симптома Кернига:

1. Уложить пациента на кушетку;

2. Встать справа от пациента;

3.Согнуть ногу в коленном и тазобедренном суставах под углом 900

4. Разгибать ногу пациента в коленном суставе

Оценка:

- Симптом  (-): пациент свободно разгибает ногу, не испытывая болей в пояснице и по ходу седалищного нерва;

- Симпто (+): пациент испытывает боль впояснице и по ходу седалищного нерва

Нога сгибается под прямым углом в тазобедренном, а также в коленном суставах, после чего исследующий пытается полностью разогнуть ее в коленном суставе. При этом наступает рефлекторное сокращение сгибателей и боль, препятствующие разгибанию.

http://www.f-med.ru/epidem/img/mening3.jpg

http://www.f-med.ru/epidem/img/mening4.jpg


Приложение № 9

Тестовый контроль по манипуляциям

1 вариант

(Выбрать 1 правильный ответ)

1. Спинномозговая пункция проводится с целью:

     А. лечебной и диагностической;

    Б. лечебной

    В. диагностической

2. При спинномозговой пункции прокол кожи проводится между:

     А. II – III поясничными позвонками

     Б. III – IV  поясничными позвонками

     В.  V – VI посничными позвонками

3. При проведении спинномозговой пункции в стерильный набор – укладку

не входит:

     А. специальная игла с мандреном

     Б. пинцет

     В пробирки

4. Помощь среднего медперсонала при проведении спинномозговой пункции:

     А. проводить местную анестезию

     Б. приготовить оснащение

     В. сделать пункцию

5. Слизь из ноглотки на менингококк берется:

     А. с задней стенки глотки

     Б. с миндалин, дужек, язычка

     В. со слизистой щек

6. При заборе слизи из носоглотки на менингококк в оснащение  не входит:

     А. стерильный ватный тампон

     Б стерильный шпатель

     В. пинцет

7. Условия забора слизи из носоглотки на менингококк:

     А. натощак

     Б. натощак или через 3 - 4 часа после приема пищи, воды, полоскания

     В. не зависит от этих условий

8. При заборе мазка  из зева на КРБстерильный ватный тампон должен быть:

    А прямой

    А. изогнут под углом 135

    В. изогнут под углом 1430

9. Мазок из зева и носа на КРБ должен быть напрвлен в лабораторию:

     А.  в течение суток

     Б. не позднее 3 часов после забора

     В. в течение 12 часов

10. При наличии налета мазок из зева на КРБ берется:

    А. на границе здоровой и пораженной ткани

    Б. с пораженной ткани

    В. не имеет значения

Тестовый контроль по манипуляциям

II – вариант

Выбрать 1 правильный ответ

1. После спинномозговой пункции пациент должен лежать на животе в течение:

     А. 3 часов

     Б. 2 часов

     В. 1 часа

2. Спинномозговая жидкость набирается в пробирки в количестве:

      А. 1 – 2мл

     Б. 3 -  5мл

     В. 5 – 10 мл

3. Положение больного при проведении спинномозговой пункции:

    А. на спине

    Б. на боку

    В. сидя

4. Помощь среднего медперсонала при проведении спинномозговой пункции:

     А. приготовить оснащение

     Б. сделать пункцию

     В. проводить местную анестезию

5. Условия забора слизи из носоглотки на менингококк:

     А. натощак

     Б. натощак или через 3 - 4 часа после приема пищи, воды, полоскания

     В. не зависит от этих условий

6. При транспортировке слизи из носоглотки на менингококк  в лабораторию  t0должна быть:

    А. 36 - 370

    Б. температура окружающей среды

    В. не имеет значения

7. Слизь  из носоглотки на менингококк берется:

     А. с задней стенки глотки

     Б. с миндалин, дужек, язычка

     В. со слизистой щек

8. Условия забора мазка из зева коринебактерии:

    А. натощак или через 2 часа после приема пищи

    Б. не имеет значения

     В. натощак или через 3 – 4часа после приема пищи, воды, полоскания

9. При заборе мазка из зева   оснащение не входит:

    А. стерильный ватный тампон

    Б. стерильный шпатель

     В. пинцет

10. Мазки из зева и носа берутся:

    А. одним стерильным ватным тампоном

    Б. разными тампонами  для носа и зева

     В. не имеет значения


Приложение  10

1 вариант

2 вариант

1.

а

1.

б

2.

б

2.

а

3.

в

3.

б

4.

б

4.

а

5.

а

5.

б

6.

в

6.

а

7.

б

7.

а

8.

а

8.

а

9.

б

9.

в

10.

а

10.

б

Критерии оценок к деятельностному компоненту ПК

9 – 10 правильных ответов -  «5» (0 – 1 ошибка)

8 правильных ответов – «4» (2 ошибки)

7 правильных тветов   - «3»  (3ошибки)

6 и более неправильных ответов «2» (6 и более ошибок)

Приложение  11

Оценочный лист

№№ пп

Ф.И.О. студента

Контроль знаниевого компонента ПК

СРС

Решение ситуационных задач

Тестовый контроль по манипуляции

Ведение дневников

Дисциплина на занятии

Внешний вид

Примечания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белоусова, А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: Учебник / А.К. Белоусова. – Рн /Д: Феникс, 2013. - 364 c
  2. Венгеров, Ю.Я. Инфекционные болезни / Ю.Я. Венгеров, Т.Э. Мигманов, М.В. Нагибина. - М.: Энциклопедия, 2004. - 496 c.
  3. Иванова, В. Инфекционные болезни у детей: Руководство для врачей / В. Иванова. - М.: МИА, 2009. - 832 c.
  4. Комар, В.И. Инфекционные болезни и сестринское дело / В.И. Комар. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. - 398 c.
  5. Малов, В. А. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии / В.А. Малов, Е.Я. Малова. - М.: Академия, 2015. - 352 c.
  6. Шувалова, Е. Инфенкционные болезни / Е. Шувалова. - Л.: Медицина, 2015. - 496 c.
  7. Ющук, Н.Д. Инфекционные болезни / Н.Д. Ющук, Н.В. Астафьева и др. - М.: Медицина, 2014. - 304 c.

51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по МДК 02.01 «Основы организации внеурочной работы» Тема: Моделирование презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работы

Форма занятия: практикум-презентацияЦель: формирование первоначального опыта студентов в реализации презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работыЗадачи:1....

Методы, формы организации деятельности обучающихся

Формы и методы проведения уроков учебной практики.         Процесс проведения занятий учебной практики (далее УП) осуществляется в различных формах и методах об...

Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства. Технологические карты

Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства. (технологические карты)...

Методы, формы организации деятельности обучающихся, средства

1.Конпект открытого занятия,технологическая карта, презентация. ОБЖ, 1 курс 2. Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных  ситуациях .3.Оказание первой медицинской помощи при травмах4.Орган...

Методическая разработка практического занятия в рамках преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся: "Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся СПО)"

Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихсяТема практического занятия: Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся С...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия на тему: Субъективные и объективные методы исследования. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы. ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин, раздел Общая пропедев

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия на тему Субъективные и объективные методы исследования по ПМ 01. Пропедевтика заболеваний дыхательной системы МДК 01.01. Проп...