Методическая разработка практического занятия по МДК 02.01 «Основы организации внеурочной работы» Тема: Моделирование презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работы
план-конспект урока на тему
Форма занятия: практикум-презентация
Цель: формирование первоначального опыта студентов в реализации презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работы
Задачи:
1. Организовать моделирование этапа презентации предварительно разработанных проектов и исследовательских работ
2. Формировать умение представлять результаты проделанной работы по заявленным критериям оценки
3. Обеспечить практическое применение теоретических знаний, полученных в процессе изучения темы 2.5. Внеурочная проектная деятельность школьников
4. Создавать условия для демонстрации коммуникативных умений, сформированных в процессе групповой работы
5. Побуждать студентов сочетать в процессе анализа представленных работ творческое и критическое мышление как возможность корректировки и определения оптимального решения задач презентационного этапа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_zapiska.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
Ермакова Н.А.
Методическая разработка
практического занятия по МДК 02.01
«Основы организации внеурочной работы»
Тема: Моделирование презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работы
Трубчевск, 2014
Пояснительная записка
Данное открытое занятие проводилось в рамках методической темы: Образовательные возможности проектной технологии при подготовке специалистов в условиях реализации ФГОС СПО.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и продемонстрировать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Отличия проектной деятельности от других видов деятельности:
- направленность на достижение конкретных целей,
- координированное выполнение взаимосвязанных действий,
- ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом,
- в определенной степени неповторимость и уникальность (субъективная новизна).
Правильно организованная педагогом работа над проектами позволяет:
- обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
- научиться применять полученные знания,
- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Актуальность методической темы подтверждается также требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах, где в качестве профессиональной компетенции (ПК 4.5) обозначено умение «участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования».
Занятие проводилось в рамках ПМ 02 Основы организации внеурочной деятельности и общения школьников при изучении темы 2.5. Внеурочная проектная деятельность школьников. Согласно календарно-тематическому плану на изучение обозначенной темы отводится 9 часов, из которых на создание проекта предусмотрено 4 часа. Следует отметить, что у студентов уже имеется опыт реализации практико-ориентированного и социальных проектов. Тема предстоящей работы и пара, в которой будет работать студент, определялась путем применения справедливых процедур, а именно жеребьевки.
Педагогическая цель проектной деятельности: формировать опыт организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в условиях НОО
Задачи:
- Формировать умение планировать работу по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в условиях НОО
- Формировать умение определять содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в соответствии с темой проекта или исследования
- Формировать первоначальный опыт презентации проделанной работы
- Формировать навык самооценки и оценки представленных работ с позиции эффективности организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в условиях НОО
Работа студентов строилась по рекомендациям, обозначенным в инструктивной карте (Приложение 1), предложенной им на первом практическом занятии в рамках изучения темы 2.5. Внеурочная проектная деятельность школьников. Оценка представленных презентаций осуществлялась на основании критериев, обозначенных в оценочном листе проектной деятельности (Приложение 2).
Форма занятия: практикум-презентация
Цель: формирование первоначального опыта студентов в реализации презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работы
Задачи:
- Организовать моделирование этапа презентации предварительно разработанных проектов и исследовательских работ
- Формировать умение представлять результаты проделанной работы по заявленным критериям оценки
- Обеспечить практическое применение теоретических знаний, полученных в процессе изучения темы 2.5. Внеурочная проектная деятельность школьников
- Создавать условия для демонстрации коммуникативных умений, сформированных в процессе групповой работы
- Побуждать студентов сочетать в процессе анализа представленных работ творческое и критическое мышление как возможность корректировки и определения оптимального решения задач презентационного этапа
Решение поставленных задач прямо или косвенно связано с реализацией следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Оборудование: паспорта представляемых проектов, оценочные листы проектной деятельности, презентационный материал (мультимедийные презентации, макеты, модели информационных плакатов)
Литература:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
План урока
- Организационное начало урока – 2 мин
- Приветствие
- Обозначение формата работы
- Введение в тематику работы – 8 мин
- Краткая характеристика проектной деятельности
- Определение критериев оценивания
- Реализация моделирования презентационного этапа (выступление студентов и прения) – 70 мин
- Подведение итогов работы – 10 мин
Ход урока
- Организационное начало урока
- Приветствие
- Обозначение формата работы
- Сегодня наступил момент истины в деле моделирования вами проектной деятельности детей, которую вы будете осуществлять в процессе внеурочной работы. Спустя несколько минут вам предстоит презентовать свои творения. Оценивать вашу работу будет жюри. И с целью мотивирования вас на эффективную деятельность сообщаю, что группы, которые представят лучшие работы, будут освобождены от контрольной работы по теме «Внеурочная проектная деятельность школьников»
- Введение в тематику работы
- Краткая характеристика проектной деятельности
- Предлагаю вначале вспомнить структуру проектной деятельности по «П»
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
- В чем состоит значение этапа презентации?
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.
- Какие могут быть виды презентационных проектов?
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия и т.д.
- Определение критериев оценивания
- Вашу работу будет оценивать жюри по определенным критериям, с которыми вы знакомы. Напомню, что оцениваться будет не только продукт вашей деятельности, но и характер его представления, а также ваши ответы на вопросы. Напоминаю вам, что презентация проекта не должна по продолжительности превышать 10 минут. Вначале смотрим презентацию, затем можно задать уточняющие вопросы. Уважаемое жюри, помимо листов оценки у вас представлены паспорта проектов каждой группы, где также смоделированы этапы работы над проектом, в процессе презентации вы можете с ними ознакомиться и задать вопросы.
- Реализация моделирования презентационного этапа (выступление студентов и прения)
- Право начать представление проектов представляю согласно листа оценки, Филатовой А. и Курашовой А.
Приложение 3 - Паспорта проектов
- Подведение итогов работы
- Для подведения итогов работы, я представляю слово жюри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы по "Теоретическим основам организации внеурочной работы" и "Основам организации обучения"
Предлагается перечень вопросов для подготовки студентов педагогического колледжа к экзамену по данному предмету....
Методическая разработка занятия по дисциплине "Ботаника с основами физиологии растений" по теме "Корневые системы. Видоизменения корня"
Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Корневые системы. Видоизменения корня" и предназначен для специальностей "Агрономия" и "Садово-парковое и ландшафтное строит...
Тест для проверки знаний по предмету МДК 02.01. "Основы организации внеурочной работы"
Тестовые задания для студентов педагогического колледжа ПМ 02 "Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников" с ответами....
МДК 02.01 Программа учебной дисциплины «Основы организации внеурочной работы (музейная работа)»
Программа учебной дисциплины"Основы организации внеурочной работы (музейная работа).Максимальная нагрузка -53 часа.Обязательная аудиторная нагрузка -36 часов....
Методическая разработка занятия для преподавателей СПб ГБПОУ "Колледж кулинарного мастерства" по теме "Использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе"
Методическая разработка занятий для препователей колледжа по теме "Использование ДОТ в образовательном процессе"...
КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ОП.11 Основы организации внеурочной работы
1. Организация контроля и оценки освоения ОП.11 Основы организации внеурочной работы Итоговый контроль освоения ОП.11 Основы организации внеурочной работы осуществляется на диф. зачете.Дифференци...
Методические указания к практическим занятиям по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ
Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических занятий по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ для специальности СПО...