Методическая разработка практического занятия по МДК 02.01 «Основы организации внеурочной работы» Тема: Моделирование презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работы
план-конспект урока на тему

Форма занятия: практикум-презентация

Цель: формирование первоначального опыта студентов в реализации презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работы

Задачи:

1.     Организовать моделирование этапа презентации предварительно разработанных  проектов и исследовательских работ

2.     Формировать умение представлять результаты проделанной работы по заявленным критериям оценки

3.      Обеспечить практическое применение теоретических знаний, полученных в процессе изучения темы 2.5. Внеурочная проектная деятельность школьников

4.     Создавать условия для демонстрации коммуникативных умений, сформированных в процессе групповой работы

5.     Побуждать студентов сочетать в процессе анализа представленных работ  творческое и критическое мышление как возможность корректировки и определения оптимального решения задач презентационного этапа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_zapiska.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Ермакова Н.А.

Методическая разработка

практического занятия по МДК 02.01

«Основы организации внеурочной работы»

Тема: Моделирование презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работы

Трубчевск, 2014

Пояснительная записка

     Данное открытое занятие проводилось в рамках методической темы: Образовательные возможности проектной технологии при подготовке специалистов в условиях реализации ФГОС СПО.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и продемонстрировать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Отличия проектной деятельности от других видов деятельности:

 - направленность на достижение конкретных целей,

-  координированное выполнение взаимосвязанных действий,

 - ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом,

 - в определенной степени неповторимость и уникальность (субъективная новизна).

Правильно организованная педагогом работа над проектами позволяет:

 - обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

 - научиться применять полученные знания,

- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Актуальность методической темы подтверждается  также требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.02.  Преподавание в начальных классах, где в качестве профессиональной компетенции (ПК 4.5) обозначено умение  «участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования».

Занятие проводилось в рамках  ПМ 02 Основы организации внеурочной деятельности и общения школьников при изучении темы 2.5. Внеурочная проектная деятельность школьников. Согласно календарно-тематическому плану на изучение обозначенной темы отводится 9 часов, из которых на создание проекта предусмотрено 4 часа. Следует отметить, что у студентов уже имеется опыт реализации практико-ориентированного и социальных проектов. Тема предстоящей работы и пара, в которой будет работать студент, определялась путем применения справедливых процедур, а именно жеребьевки.

Педагогическая цель проектной деятельности: формировать опыт организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в условиях НОО

Задачи:

  1. Формировать умение планировать работу по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в условиях НОО
  2. Формировать умение определять содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в соответствии с темой проекта или исследования
  3. Формировать первоначальный опыт презентации проделанной работы
  4. Формировать навык самооценки и оценки представленных работ с позиции эффективности организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в процессе внеурочной работы в условиях НОО

Работа студентов строилась по рекомендациям, обозначенным в инструктивной карте (Приложение 1), предложенной им на первом практическом занятии в рамках изучения темы 2.5. Внеурочная проектная деятельность школьников. Оценка представленных презентаций осуществлялась на основании критериев, обозначенных в оценочном листе  проектной деятельности (Приложение 2).

Форма занятия: практикум-презентация

Цель: формирование первоначального опыта студентов в реализации презентационного этапа проектной деятельности в процессе внеурочной работы

Задачи:

  1. Организовать моделирование этапа презентации предварительно разработанных  проектов и исследовательских работ
  2. Формировать умение представлять результаты проделанной работы по заявленным критериям оценки
  3.  Обеспечить практическое применение теоретических знаний, полученных в процессе изучения темы 2.5. Внеурочная проектная деятельность школьников
  4. Создавать условия для демонстрации коммуникативных умений, сформированных в процессе групповой работы
  5. Побуждать студентов сочетать в процессе анализа представленных работ  творческое и критическое мышление как возможность корректировки и определения оптимального решения задач презентационного этапа

Решение поставленных задач прямо или косвенно связано с реализацией следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Оборудование: паспорта представляемых проектов, оценочные листы проектной деятельности, презентационный материал (мультимедийные презентации, макеты, модели информационных плакатов)

Литература:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
  2. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

План урока

  1. Организационное начало урока – 2 мин
  1. Приветствие
  2. Обозначение формата работы
  1. Введение в тематику работы – 8 мин
  1. Краткая характеристика проектной деятельности
  2. Определение критериев оценивания
  1. Реализация моделирования презентационного этапа (выступление студентов и прения) – 70 мин
  2. Подведение итогов работы – 10 мин

Ход урока

  1. Организационное начало урока
  1. Приветствие
  2. Обозначение формата работы

-  Сегодня наступил момент истины в деле моделирования вами проектной деятельности детей, которую вы будете осуществлять в процессе внеурочной работы. Спустя несколько минут вам предстоит презентовать свои творения. Оценивать вашу работу будет жюри. И с целью мотивирования вас на эффективную деятельность сообщаю, что группы, которые представят лучшие работы, будут освобождены от контрольной работы по теме «Внеурочная проектная деятельность школьников»

  1. Введение в тематику работы
  1. Краткая характеристика проектной деятельности

- Предлагаю вначале вспомнить структуру проектной деятельности по «П»

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

 - В чем состоит значение этапа презентации? 

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

- Какие могут быть виды презентационных проектов?

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия и т.д.

 

  1. Определение критериев оценивания

- Вашу работу будет оценивать жюри по определенным критериям, с которыми вы знакомы. Напомню, что оцениваться будет не только продукт вашей деятельности, но и характер его представления, а также ваши ответы на вопросы. Напоминаю вам, что презентация проекта не должна по продолжительности превышать 10 минут. Вначале смотрим презентацию, затем можно задать уточняющие вопросы. Уважаемое жюри, помимо листов оценки у вас представлены паспорта проектов каждой группы, где также смоделированы этапы работы над проектом, в процессе презентации вы можете с ними ознакомиться и задать вопросы.

  1. Реализация моделирования презентационного этапа (выступление студентов и прения)

- Право начать представление проектов представляю согласно листа оценки,  Филатовой А. и Курашовой А.

Приложение 3  - Паспорта проектов

  1. Подведение итогов работы

- Для подведения итогов работы, я представляю слово жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы по "Теоретическим основам организации внеурочной работы" и "Основам организации обучения"

Предлагается перечень вопросов для подготовки студентов педагогического колледжа к экзамену по  данному предмету....

Методическая разработка занятия по дисциплине "Ботаника с основами физиологии растений" по теме "Корневые системы. Видоизменения корня"

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Корневые системы. Видоизменения корня" и предназначен для специальностей "Агрономия" и "Садово-парковое и ландшафтное строит...

Тест для проверки знаний по предмету МДК 02.01. "Основы организации внеурочной работы"

Тестовые задания для студентов педагогического колледжа ПМ 02 "Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников"  с ответами....

МДК 02.01 Программа учебной дисциплины «Основы организации внеурочной работы (музейная работа)»

Программа учебной дисциплины"Основы организации внеурочной работы (музейная работа).Максимальная нагрузка -53 часа.Обязательная аудиторная нагрузка -36 часов....

КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ОП.11 Основы организации внеурочной работы

1. Организация контроля и оценки освоения ОП.11 Основы организации внеурочной работы Итоговый контроль освоения ОП.11 Основы организации внеурочной работы осуществляется на диф. зачете.Дифференци...

Методические указания к практическим занятиям по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ

Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических занятий по МДК.02.01 Основы организации внеурочной деятельности в области ИКТ для специальности СПО...