ЛЕКЦИЯ 1 Гигиена и экология человека
презентация к уроку

Презентация по теме Предмет гигиены и экологии человека.

Общая экология

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lektsiya_1_gigiena_i_ekologiya_cheloveka.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

, дисциплина «Гигиена и экология человека» Предмет гигиены и экологии человека. Основы общей экологии

Слайд 2

Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и максимальное физическое, психическое и социальное благополучие, позволяющее человеку наиболее эффективно выполнять свои общественные и трудовые функции. (ВОЗ)

Слайд 3

Цель медицины восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: — лечение заболевания людей, — предупреждение болезней, т.е. профилактика. Два направления в медицине: лечебное профилактическое терапия гигиена

Слайд 4

Экология (греч. – учение о доме) Общая экология - изучает способы жизни и выживания всех живых существ. Термин «экология» предложен немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. Экология человека – изучает, как выжить человеку в эпоху перенаселения и увеличения загрязнения. Медицинская экология , изучает экологические болезни человека, вызванные загрязненной средой, и способы их предупреждения. Здоровье населения – лучший показатель состояния среды его обитания.

Слайд 5

Глобальные проблемы: 1. Загрязнение воздушной, водной среды и почвы токсическими отходами (озоновые дыры) 2. Уничтожение лесов. 3. Ухудшения плодородия почвы (интенсивное использование, кислотные дожди). 4. Водный кризис. 5. Глобальное изменение климата из-за увеличения углекислого газа. 6. …

Слайд 6

здравоохранение образ жизни экология генетика 10 % 50 % 20 % 20 %

Слайд 7

Гигиена ( от др.-греч. hygiene's - «целебный, приносящий здоровье») - профилактическая медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, разрабатывающая мероприятия, направленные на устранение вредного воздействия на организм человека. Древняя заповедь - лучше предупредить болезнь, чем лечить. Современный взгляд - профилактика выгоднее лечения.

Слайд 8

Асклепий (лат. Эскулап – бог медицины) имел двух дочерей – Гигиею и Панакею. Обе помогали отцу во врачебном деле. Гигиея занималась укреплением здоровья, предупреждением заболеваний и именно от нее происходит название hygiene's . Панакея была богиней лечения и поэтому символизирует лечебную медицину. Сейчас термин панацея употребляют в переносном смысле как средство от всех болезней.

Слайд 9

Асклепий (лат. Эскулап – бог медицины ) Посох Асклепия

Слайд 10

Макс Петтенкофер - основатель современной экспериментальной гигиены В 1865 г. основал кафедру гигиены в Мюнхенском университете. Обосновал методологию изучения факторов среды обитания с позиции их влияния на здоровье человека.

Слайд 11

Гигиена Гигиена питания Гигиена детей и подрост-ков Комму-нальная гигиена Гигиена труда Радиаци-онная гигиена Общая гигиена Специализированные (тематические) разделы гигиены Социальная гигиена и организация здравоохра-нения Гигиена окружающей среды (профилактическая дисциплина) Экология человека (фундаментальная методологическая дисциплина) Медицина окружающей среды ( диагностическая оздоровительная и восстано-вительная дисциплина) XIX век XX век XXI век

Слайд 12

Санитария - практическое претворение гигиенической науки Санитария ( sanities – здоровье) – наука о выполнении практических задач по профилактике. Санитарные мероприятия обеспечиваются государством. Методы профилактики мероприятия по оздоровлению окружающей среды, условий труда и быта, противоэпидемические мероприятия, организация сети лечебно-профилактических учреждений, проведение массовых профилактических осмотров, ранняя диагностика, диспансеризация.

Слайд 13

ЭКОЛОГИЯ – ЖИВУ ГИГИЕНА – ЗНАЮ КАК ДЕЛАТЬ САНИТАРИЯ – ДЕЛАЮ

Слайд 14

Методы исследований в гигиене 1.Методы, с помощью которых изучают состояние факторов внешней среды А) физический метод исследования – измерение температуры, скорости движения воздуха, шума, вибрации и т.д.; Б ) санитарно-химический метод – химический анализ воды, пищи и т.д.; В) микробиологический метод: – бактериологический и вирусологический : определение количества микробов и их вредность Г) токсикологический (биологический) метод – на экспериментальных животных (птицах, мышах, крысах) определяется наличие вредного вещества и его воздействие на здоровье и потомство; Д) экспресс-метод - позволяет быстро определить наличие вредного фактора, например– отравляющего вещества.

Слайд 15

2. Методы, оценивающие реакцию организма на воздействие вредных факторов. А) метод физиологических наблюдений –наблюдения за здоровьем населения и сравнения его со здоровьем в другой местности; Б) метод клинических наблюдений –профилактические осмотры и диспансерное наблюдение; В ) социологические исследования и санитарно-статистические методы – (смертность, рождаемость)

Слайд 16

- убрать вредный фактор. Применяется на производствах путем замены технологии (рентгенологическое обследование заменено на компьютерно-дистанционное). – уменьшить действие вредного фактора: 1) сократить время работы с ним (радиоактивные вещества) 2) уменьшить концентрацию вредных веществ в рабочей зоне (вводятся ограничения - гигиенические нормативы). – защитить здоровье человека: 1) профилактические мероприятия – медосмотр при приеме на работу; 2) диспансеризация – своевременно выявить начало болезни; 3) применение защитных средств – респираторов, перчаток и т.д.; 4) соблюдение требований охраны труда и производственной безопасности (использование перчаток при заборе крови для профилактики СПИДа).

Слайд 17

установление в законодательном порядке безвредных (безопасных) для человека уровней воздействия вредных факторов окружающей среды. Осуществляется с помощью санитарно-гигиенических нормативов – это установленные в законодательном порядке, обязательные для исполнения всеми ведомствами допустимые уровни содержания вредных факторов в объектах окружающей среды. Гигиенический норматив – это строго определенный диапазон параметров факторов среды, который оптимален или безопасен для нормальной жизнедеятельности и здоровья человека, человеческой популяции и будущих поколений

Слайд 18

Санитарные правила и нормы (СанПиН) Строительные нормы и правила (СНиП) Государственные стандарты (ГОСТ)

Слайд 19

Нормировочные показатели Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных химических примесей в воздухе, воде, почве, продуктах питания. Предельно допустимые уровни (ПДУ) и дозы (ПДД) вредно действующих факторов антропогенного происхождения - пыль, шум, вибрация, радиоактивные и электромагнитные излучения и т.п.

Слайд 20

Факторы воздействующие на организм человека. БИОЛОГИЧЕСКИЕ (биотические) — МИКРООРГАНИЗМЫ, ГЕЛЬМИНТЫ, НАСЕКОМЫЕ, АНТИБИОТИКИ И ДРУГИЕ БИОСУБСТРАТЫ. ФИЗИЧЕСКИЕ — ШУМ, ВИБРАЦИЯ, ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ И РАДИОАКТИВНЫЕ ИЗЛУЧЕНИЯ, КЛИМАТ (ТЕМПЕРАТУРА, ДАВЛЕНИЕ) ХИМИЧЕСКИЕ — ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ. (650 тысяч вредных хим. веществ. Изучено воздействие 1000соединений) СОЦИАЛЬНЫЕ, ПСИХОГЕННЫЕ (информативные)

Слайд 21

Правовые основы деятельности санитарно- эпидемиологической службы регламентируются Основами законодательства РФ: Федеральный закон N 5487-1 «Об охране здоровья граждан» (1993 г.) Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) «Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации» (2000 г.)

Слайд 22

1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!!! 2. Гигиена и экология человека . Под редакцией Н.А. Матвеевой стр. 10-20

Слайд 23

«Взаимосвязь гигиены и экологии, роль в системе медицинских наук» Глобальные экологические проблемы (изменение климата, кислотные дожди, «озоновые дыры», сокращение площади лесов, «легких планеты», загрязнение мирового океана, сокращение разнообразия биологических видов). «Законодательство РФ об охране окружающей среды» Антропогенное влияние на природу. Причины глобальных экологических проблем М. Петтенкофер – основоположник гигиены как науки. М. Я. Мудров и С.Г. Зыбелин, А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман – основоположники гигиены в России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические пособия: Гигиена и экология человека, Экономика и управление здравоохранением и Основы профилактики, Справочник фельдшера ФАП

Материалы пособий, содержащих  конкретные  данные в области гигиены, экономики здравоохранения и профилатики заболеваний, которые могут использовать студенты в практической деятельности, а т...

Тестовые задания по теме « Экологические системы» Дисциплина Гигиена и экология человека

Тестовые задания разработаны для контроля знаний студентов первого года обучения по дисциплине Гигиена и экология человека тема "Экологические системы"...

календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине Гигиена и экология человека по специальности Сестринское дело

Календарно-тематическе планирование соответствует рабочей программе учебной дисциплины !Гигиена и экология человека" и является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соотвествии с ...

программа учебной дисциплины "Гигиена и экология человека" для специальности 32.02.01 Сестринское дело

Дисциплина входит в профессиональный учебный цикл, является общепрофессиональной дисциплиной.Дисциплина направлена на формирования следующих общих и профессиональных компетенций: ОК 1 – 13, ПК 1.1 - 1...

Материалы промежуточной аттестации ОП.07. ФАРМАКОЛОГИЯ ОП.01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ ОП.05. ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА форма проведения Экзамен (комплексный) 2017 г.

Материалы промежуточной аттестацииОП.07. ФАРМАКОЛОГИЯОП.01. ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙОП.05. ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКАформа проведения Экзамен (комплексный)в рамках программ...

Тестовые задания для итогового контроля по ОП.06 Основы микробиологии и иммунологи ОП.05 Гигиена и экология человека

Тестовые задания по дисциплинам ОП 06 Основы микробиологии и иммунологии (220 тестов) и ОП 05 Гигиена и экология человека (170 тестов) представлены в следующих стандартизированных формах: за...