Сестринская помощь при ожирении
методическая разработка

Методическая  разработка учебного занятия по теме  «Сестринская помощь при ожирении»  создана с целью обеспечения учебно-методической  документацией   образовательного процесса по реализации основной профессиональной образовательной программы по профессиональному модулю 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях  (сестринская помощь при  нарушениях здоровья)» для специальности   34.02.01 Сестринское дело ( базовая подготовка), а также с целью обмена опытом в технологии представления учебной информации  по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_sp_pri_ozhirenii_4.docx965.52 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКЫ  

                       «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ  № 5» (ОП №1)

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 учебного занятия по теме

«Сестринская помощь при ожирении»

Профессиональный модуль 02.  Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК.02.01

Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях.

(сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Специальность:34.02.01 Сестринское дело ( базовая   подготовка)

http://femiss.ru/upload/iblock/b84/b84c385d4529e14f54dfd1fead88ecd0.jpg

Москва 2017

Рассмотрена  и одобрена на заседании Методической цикловой комиссии «Профессиональные  модули базовой   подготовки»

№ _____     от                                              «___» _________2017г.

Утверждена на заседании методического совета

Протокол № _____     от                                              «___» _________2017г.

Председатель МЦК

_______________

Согласовано

Утверждена

Методист  ГБПОУ МК №5(ОП№1)  

____________ «___»________________2017г

зам. директора по учебной работе  МК № 5(ОП №1)

_______.

«___»________________2017г

     Составитель:

З.И. Зуева  

Преподаватель клинических дисциплин, преподаватель высшей квалификационной категории  ГБПОУ  МК №5  ( ОП№1)

Рецензенты:

Е. А. Соколова

С.В.Ильинская

Главная медицинская сестра ГБУЗ города Москвы

« ГКБ № 52 Департамента здравоохранения города

Москвы».

 

 

Преподаватель клинических дисциплин,  преподаватель  высшей квалификационной  категории ГБПОУ МК №5

(ОП№1)

Содержание

стр.

1

Пояснительная записка………………………………………………….

5

2

Методический блок………………………………………………………

9

актуальность темы……………………………………………………….

10

рекомендации по работе с методической разработкой………………….

11

тема, вид занятия, тип занятия, количество часов, мотивация деятельности студентов……………………………………………………

12

цели занятия………………………………………………………………..

13

место проведения занятия и оснащение, домашнее задание……………

14

междисциплинарные связи………………………………………………..

16

внутридисциплинарные связи…………………………………………….

17

критерии оценок……………………………………………………………

18

оценочный лист…………………………………………………………….

21

список литературы…………………………………………………………

22

план занятия………………………………………………………………..

24

3

Информационный блок………………………………………………….

25

терминологический словарь………………………………………………

27

опорный конспект «Сестринская помощь при ожирении» ,…………..

28

4

Блок контроля знаний…………………………………………………...

38

материалы для контроля   исходного уровня знаний……………………

40

материалы для  закрепления   нового материала………………………...

42

материалы  для  контроля эффективности усвоения материала………..

46

эталоны ответов……………………………………………………………

53

Рефлексия…………………………………………………………………..

57

5

Приложение……………………………………………………………….

58

ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ  МЕТОДИЧЕСКОЙ  РАЗРАБОТКИ

Методическая  разработка учебного занятия по теме  «Сестринская помощь при ожирении»  создана с целью обеспечения учебно-методической  документацией   образовательного процесса по реализации основной профессиональной образовательной программы по профессиональному модулю 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях  (сестринская помощь при  нарушениях здоровья)» для специальности   34.02.01 Сестринское дело ( базовая подготовка), а также с целью обмена опытом в технологии представления учебной информации  по данной теме.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Сестринская помощь при ожирении» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК. 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья)» для специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовая  подготовка). Цель создания методической разработки вызвана трудностью усвоения студентами данного материала из-за большого объема информации в учебной литературе.      

       С целью оптимизации восприятия материала по данной теме в информационном блоке помещен опорный конспект, включающий  материал по  организации сестринской помощи пациентам при ожирении. Объём дидактического материала обосновывается возможностью варьировать  им  в  зависимости от подготовленности группы и возможностей преподавателя применить его на данном учебном занятии.

      В соответствии с требованиями к результатам освоения  основной профессиональной образовательной  программы  в соответствии ФГОС

по специальности 34.02.01 Сестринское дело студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основному  виду профессиональной деятельности:

ПК 2. 1. Представлять  информацию в понятном для пациента виде,
                   объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2. 2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,

         взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2. 3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и

          службами.

ПК 2. 4. Применять медикаментозные средства  в соответствии с

         правилами их использования.

ПК 2. 5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования

          и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-

           диагностического процесса.

ПК 2. 6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2. 7.Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2. 8.Оказывать паллиативную помощь.

Материалы данной методической разработки способствуют реализации  профессиональных компетенций:

   2. 1.Представлять информацию в понятном  для пациентов виде,

       объяснять ему суть вмешательств, взаимодействуя  с участниками

        лечебного процесса.

  2. 2.Осуществлятьлечебно-диагностические  вмешательства,

       взаимодействуя  с участниками  лечебного процесса.

   2. 3. Применять медикаментозные  средства в соответствии с правилами

         их использования.

   2. 4. Вести утвержденную медицинскую документацию.

   2. 5.Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Материалы информационного блока методической разработки могут применяться при самоподготовке студентов к занятию по данной теме и при выполнении студентами самостоятельной внеаудиторной работы.

При проведении занятия с применением учебного материала данной методической разработки мобилизуются знания студентов, полученные при изучении общепрофессиональных  дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Фармакология», «Основы патологии», «Психология», профессионального модуля 04. Выполнение работ  по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий.

Методическая  разработка состоит из блоков:

1.Методический блок:

  • актуальность темы;
  • рекомендации по работе с методической разработкой;
  • тема, вид занятия, тип занятия, количество часов;
  • мотивация деятельности студентов;
  • цели  занятия;
  • место проведения занятия и  оснащение;
  • междисциплинарные связи;
  • внутридисциплинарные связи;
  • критерии оценок;
  • оценочный лист;
  • список литературы;
  • домашнее задание;
  • план занятия.

2.Информационный блок:

  • терминологический словарь ;
  • опорный конспект «Сестринская помощь при  ожирении».

 3. Блок контроля знаний:

  • задание №1 Заполнение схемы «Обследование больных  с заболеваниями  органов эндокринной системы и обмена веществ»;
  • задание №2 . Ситуационная задача №1,  для закрепления нового материала,    методические указания  к ней;
  • задание № 3.Тестовые    задания – вариант №1 и вариант №2 для
  • итогового контроля знаний;
  • эталоны  ответов  к  схеме, задаче, тестовым заданиям.

1. Приложения.

 В процессе занятия учебная информация   визуализируется с помощью

мультимедийного  проектора и экрана.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

          Ожирение –  одно из распространенных заболеваний эндокринной системы, характеризующееся избыточным накоплением жира в различных тканях и органах человека. Оно возникает тогда, когда поступление энергии в организм превышает энергетические расходы и представляет опасность для здоровья. Во всем мире сейчас насчитывается около 250 млн.  людей, страдающих ожирением, что  составляет 7% всего взрослого населения планеты (У.Брау.1999г.). Эксперты ВОЗ предполагают двукратное увеличение  количества лиц с ожирением к 2020-2025 гг. по сравнению с 2000г., что составляет 45-50% населения США, 30-40%  - населения Австралии, более 20% - Бразилии и России. Ожирение признано  ВОЗ новой хронической  неинфекционной «эпидемией» XXI века.  Ожирение    встречается у мужчин, женщин и детей. С ожирением связано увеличение заболеваемости сердечно-сосудистойсистемы:артериальнойгипертонией,гиперхолестеринемией,ишемической болезнью сердца, являющихся основной причиной смертности и инвалидности как во всем мире, так и в России. Наблюдается повышение заболеваемости и другими сопутствующими ожирению заболеваниями: нарушение углеводного  обмена, включая сахарный диабет, деформирующий артроз, заболевания печени и желчного пузыря, тромбоэмболические состояния, онкологические заболевания. Ожирение – это временная нетрудоспособность, инвалидность, снижение качества жизни и преждевременная смерть  

Правильная организация сестринской помощи, грамотная тактика медицинской сестры, санитарно-гигиеническое воспитание и обучение населения факторам здорового образа жизни, согласно современным данным науки и практики, позволят улучшить не только прогноз течения данного заболевания,  но и предупредить развитие осложнений на ранних стадиях.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ

С  МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКОЙ

1. Методическая разработка содержит перечень  профессиональных  и общих компетенций,  требования к знаниям и умениям, с которыми  рекомендуется знакомить студентов на каждом этапе занятия.

2. Исходный уровень знаний студентов  предлагается определять  в  форме заполнения схемы «Обследование больных с заболеваниями органов эндокринной системы и обмена веществ» с последующей демонстрацией схемы с эталоном ответа на экране.

3. С целью изучения нового материала  и расширения знаний по теме занятия  для лучшего  его усвоения студентам предлагается опорный конспект,   видеоматериалы и иллюстрации (см. приложение).

4. С целью  закрепления изучаемого  материала студентам предлагается решение  ситуационной  задачи  с использованием  рекомендаций по ее выполнению.

5. На этапе контроля эффективности усвоения нового материала предлагается выполнение тестовых заданий в 2 вариантах.

6. Продолжительность каждого этапа занятия может варьироваться в зависимости от исходного уровня знаний и  работоспособности студентов.

7. В ходе занятия рекомендуется использовать  прием  взаиморецензирования, согласно инструкции,  предложенным в данной методической разработке, что позволит студентам оценить степень достижения поставленных целей, осознать ответственность за конечный результат и   будет способствовать дополнительной мотивации к изучению темы.

8. Материалы информационного блока  методической разработки могут быть предложены студентам для подготовки к  занятиям  по другим темам и создания ими материалов по внеаудиторной самостоятельной работе.

9. В приложении предлагаются рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

НАЗВАНИЕ  ПМ и МДК

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК. 02.01  Сестринский уход при различных заболеваниях и  состояниях  (сестринская помощь при нарушениях здоровья).

ТЕМА:  «Сестринская помощь при ожирении »

ВИД  ЗАНЯТИЯ:   Теоретическое

ТИП  ЗАНЯТИЯ:   Изучение нового материала

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа.                            

                                                   

                                                 

МОТИВАЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СТУДЕНТОВ

Ожирение  встречаются  у пациентов  различного возраста. Прогноз заболевания благоприятный при своевременном лечении и наблюдении за пациентами. Течение заболевания будет зависеть от развития осложнений со стороны других органов и систем и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни. Поэтому представляется чрезвычайно важным формирование у Вас,  будущих медицинских сестер, профессиональных компетенций  по организации сестринской помощи пациентам с ожирением для улучшения качества их жизни и профилактики  возможных осложнений.

ЦЕЛИ  ЗАНЯТИЯ

Тема является чрезвычайно  ёмкой и трудной для понимания, обучение  будет продолжено при изучении других тем профессионального модуля 02.  «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» для специальности 34.02.01  Сестринское дело  ( базовая  подготовка).  

УЧЕБНЫЕ  ЦЕЛИ:  научиться выявлять и распознавать  проблемы

пациентов  при  ожирении,   проводить оценку функционального состояния  пациентов  с заболеваниями  эндокринной системы и обмена веществ, планировать и осуществлять сестринские вмешательства с учетом выявленных проблем, обучать пациентов методам профилактики развития заболевания.

В результате изучения  темы «Сестринская помощь при ожирении» для формирования   профессиональных компетенций по организации  сестринского ухода за пациентами  и выполнению сестринских вмешательств  с учетом состояния пациента студент должен

знать:

  •  этиологию, классификацию ожирения;
  • основные жалобы и симптомы при  ожирении;
  • принципы   диагностики  и лечения  ожирения;
  • особенности сестринской  помощи  при уходе  за пациентами с ожирением;
  • методы реабилитации и профилактики  ожирения.

        уметь:

  • проводить первичную оценку состояния пациентов с ожирением  в условиях решения  ситуационных задач;
  • формулировать и обосновывать состояние пациентов в условиях решения ситуационных задач;
  •  выявлять проблемы пациента, планировать оказание сестринской помощи в условиях решения ситуационных задач;
  •  обосновывать сестринские вмешательства  по оказанию сестринской помощи пациентам  в условиях решения ситуационных задач.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развивать способность анализировать собственную деятельность и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность; формировать умения продуктивного взаимодействия с окружающими с целью овладения   общими компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

       нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой

       для постановки и решения профессиональных задач;

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
     с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: Продолжить формирование положительных профессиональных черт личности, воспитание милосердия, сострадания,  терпения, отзывчивости и честности, соблюдения принципов медицинской этики и деонтологии.

МЕСТО  ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЯ -  кабинет «Сестринское дело»

ОСНАЩЕНИЕ

1.Методическое оснащение 

  1. Методическая разработка по теме «Сестринская помощь при ожирении».
  2. Раздаточный  материал  по теме «Сестринская помощь при ожирении»:

- ситуационные задачи;

- тестовые задания;

- сестринские истории болезни.

2.Материально-техническое  оснащение

Каждый студент имеет рабочее место.

При решении ситуационных задач  используются:

  • сестринская история болезни;
  • план сестринского ухода.

Дополнительные технические средства обучения

  • видеоматериалы;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • таблицы.

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ

В.Г. Лычев ,В.К.Карманов. « Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи» - М.; Форум:инфра-м,2015.- 544с.-

 (Профессиональное образование).

 Выучить материал стр.379-383.

                      Самостоятельная работа студентов.

Подготовить, по выбору,  сообщение по темам:

1.Сестринская помощь при ожирении.

2.Диетотерапия при  ожирении.

3. Факторы риска развития  ожирения.

Междисциплинарные и интеграционные связи                   для ПМ. 02

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах


Внутридисциплинарные и интеграционные связи (внутри ПМ. 02)

«Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»


I. КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ ОТВЕТА НА ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС  

«5 баллов»  

- Материал усвоен в объеме, определенном ФГОС, изложен логично в соответствии с нормами литературой речи, даются правильные формулировки, точные определения терминов, обнаруживается полное понимание и обоснование ответа. Студент правильно отвечает на вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

«4 балла»   

- Ответ студента в основном удовлетворяет перечисленным выше требованиям, однако, требуется и используется некоторая помощь преподавателя. Студент знает и понимает положения данной темы,  допускаются некоторые неточности и несущественные ошибки, которые исправляются после замечаний, материал излагается недостаточно последовательно и систематизировано, выводы доказательны.

«3  балла»  

- Ответ студента неполный, хотя он понимает основные характеристики явления по описываемой проблеме. Требуется существенная помощь преподавателя для более глубокой характеристики предмета или явления. Студент знает и понимает положение данной темы нетвердо, допускаются неточности, которые исправляются после существенной помощи преподавателя, материал излагается непоследовательно и бессистемно, выводы недостаточно доказательны.

«2 балла »

- Студент не понимает основные характеристики явления по описываемой проблеме,  студент не знает и не понимает основных положений данной темы. Материал излагается путано и неуверенно, выводы отсутствуют.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ

В баллах оценивается решение проблемно-ситуационной задачи и качество рецензирования, сформулированных соревнующейся подгруппой.

I. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОНННОЙ  ЗАДАЧИ (В БАЛЛАХ)

5 баллов         - студент полно, со знанием сущности заболевания и его осложнений ответил на все поставленные в задаче вопросы. Настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы выявлены точно. План сестринского процесса  составлен с учетом всех требований современной медицинской науки и практики здравоохранения.

4 балла             –  студент неполно, но со знанием сущности заболевания и его осложнений ответил на все поставленные в задаче вопросы. Настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы данной патологии выявлены неточно. План сестринского ухода за пациентом составлен с негрубыми ошибками.

3 балла         – студент неполно, без знания сущности заболевания и его осложнений ответил на все поставленные в задаче вопросы. Настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы данной патологии выявлены с ошибками. План сестринского процесса  составлен с грубыми ошибками.

2 балла         –         студент не ответил на все поставленные в задаче вопросы. Знания по заболеванию скудные или отсутствуют, нет правильного понимания причин, вызвавших данную патологию. Настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы данной патологии не выявлены, составленный план сестринского процесса  не соответствует требованиям современной науки и практики здравоохранения.

II. КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ  КАЧЕСТВА  РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ (В БАЛЛАХ)  

«2 балла»  

- вопросы  грамотные, носят проблемный характер. Анализ деятельности и знаний отвечающих товарищей основан  на глубоких знаниях рецензента.

«1 балл»   

- вопросы поверхностны. Анализ деятельности и знаний отвечающих товарищей основан  на  ошибочных или неточных знаниях рецензента.

«0  баллов»  

- вопросы не задаются или неверны по смыслу.  Анализ деятельности и знаний отвечающих товарищей  не обеспечен знаниями рецензента (анализ отсутствует).

 Критерии оценки  решения задач по оказанию неотложной помощи

«5» - отлично

 – правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий с аргументацией каждого этапа.

«4» - хорошо

 – правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий, затруднение аргументации.

«3» - удовлетворительно

 – правильная оценка характера патологии; неполное перечисление или нарушение последовательности действий, затруднение аргументации.

«2» - неудовлетворительно

 – неверная оценка ситуации или неправильно  выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению состояния пациента.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Оценка

Правильных ответов, %

5 («отлично»)

90-100

4 («хорошо»)

80-89

3 («удовлетворительно»)

70-79

2 («неудовлетворительно»)

менее 70

Оценочный лист группы №          , бригады №        

Инструкция к оценочному листу:

Контроль знаний и умений проводится преподавателем на каждом этапе на протяжении всего практического занятия   и

фиксируется в оценочном листе группы

Список

студентов

Задание №1

Задание

2

Задание

(дополни

тельное)

     

Задание

№ 3

Заполнение

схемы

Решение

ситуационной

 задачи

Рецензи-рование

Решение

тестовых

заданий

Итого

Макси-мальное коли-чество баллов

5

5

2

5

17

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1.Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: 2-е изд., перераб. и доп.М.: Форум:инфра-м.,2015.-544с.:( Профессиональное образование).

Дополнительная:

  1. Лычев В.Г., Карманов В.К. Руководство по проведению практических занятий  по предмету « Сестринское дело в терапии с курсом первичной

Медицинской помощи»:М.:Форум:инфра-м.,2014-384с.- (Профессиональное образование).

  1. Корягина Н.Ю, [и др.]; под ред. З.Е. Сопиной. – М Организация специализированного сестринского ухода: учеб. пособие/.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 464 с.: ил.
  2. Мухина С.А, Тарновская И.И Практическое руководство по предмету «Основы сестринского дела»;   –2-е изд., испр. и доп. – М.:  ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 512 с. : ил.
  3. Мухина С.А, Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник/– 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОСТАР- Медиа, 2015. – 368 с.: ил.
  4. Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи/ – Изд. 10-е,  доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 652, [1] с. : ил. –(Среднее  профессиональное образование).

Справочная:

  1.   Бычков А. А.Диагностический справочник. ТЕРАПИЯ;– «Феникс»
  2.   Бобко Л.Н., Задравнов АА., Пасисшвили Л.М., Шапкин В.Е..-

Справочник по терапии с основами реабилитации. « Феникс»

  1. Жмуров В.А., Кашуба Э.А. Малишевский М.В. Руководство по факультетской терапии;– ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ

Для  преподавателей

  1. Гончарик И. И. Практическое  пособие  по терапии/И. И. Гончарик, В. П. Сытый. – Мн.: Высшая школа., 20115. – 525 с.

   2.  Окороков А. Н. Диагностика болезней внутренних органов: Т.5, кн.1.

        Болезни  обмена веществ.  М.: Мед. Лит., 2015. – 464 с.

3   Окороков А. Н. Лечение болезней внутренних органов. - М.: Мед.

 Лит., 2014. – 464 с.

 

Интернет ресурсы:  

http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_endocrinology/obesity

http://medicina.dobro-est.com/ozhirenie-razvitie-simptomyi-prichinyi-i-lechenie-ozhireniya.html

http://lookmedbook.ru/disease/ozhirenie

http://www.polismed.com/articles-ozhirenie-osnovnye-prichiny-vidy-principy-lechenija-svjaz-ozhirenija-i-ehmocional-nykh-rasstrojjstv.html

http://mymedicalportal.net/222-ozhirenie.html

 

   

                                             

                                 

                                           План занятия

п/п

Этапы занятия

Вре

мя

(мин.)

Методы,

средства

обучения

и контроля

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1.

Организационный

момент

2

Проверяет готовность студентов к занятию

Отмечает отсутствующих, заполняет журнал.

Приветствуют преподавателя, называют отсутствующих.

2.

Активизация познавательной деятельности:

-сообщение темы, цели и плана занятия:

3

Вступительное

слово

преподавателя

Раскрывает важность и значимость темы.

Сообщает студентам тему,

цели и план занятия.

Записывают в тетради тему и

 цели занятия.

Настраиваются на учебную

деятельность

3.

Контроль исходного

уровня знаний

15

Заполнение схемы

.

Инструктирует студентов,

Демонстрирует схему, «Обследование  больных  с заболеваниями органов

эндокринной  системы»   корректирует ответы  студентов

Заполняют  схему, проводят самопроверку по предложенной заполненной схеме на экране

обсуждают  полученный результат, отвечают на вопросы преподавателя.

4.

Изучение нового

материала

25

Объяснительно-иллюстративный

и

репродуктивный

(объяснение  с демонстрацией

видеоматериалов)

Мотивирует студентов к изучению нового материала. объясняет студентам

учебный материал,  сопровождает объяснение демонстрацией  видеоматериалов.

Конспектируют учебный материал в тетради, смотрят видеоматериалы.

.

5.

Закрепление нового

материала

20

Репродуктивный.

Решение

ситуационных задач.

Рецензирование.

Частично- поисковый

Инструктирует студентов по проведению задания  раздает задачи, наблюдает за работой студентов,    корректирует ее. Деятельность студентов обеспечивает ситуационными задачами, планами ухода..

 Выполняют предложенное задание,

выявляют нарушенные потребности проблемы ,определяют ИМТ,

ОТ/ОБ , оценивают показатели

оформляют    медицинскую

документацию, обсуждают

 составленные  планы

ухода, проводят рецензирование деятельности .

6.

Контроль

эффективности

обучения

15


Программированный (тестовый )

Организует работу студентов

на этапе контроля, раздает

 тесты контролирует ответы       студентов по результатам тестирования,

 корректирует полученные результаты.  

Выполняют предложенное

задание, отвечают на тесты,

обсуждают полученные

результаты ,

отвечают  на вопросы преподавателя.

7.

Рефлексия

5

Проблемный

Предлагает студентам    обобщить      изученное  на занятии, проанализировать допущенные ошибки

Обобщают изученный материал, анализируют     допущенные

ошибки.

8.

Подведение итогов

занятия

3

 

Анализ

Оценивает работу группы,

выставляет отметки и

комментирует их.

Слушают комментарии

преподавателя  по

выставляемым оценкам.

9.

Домашнее задание

2

Инструктаж

Дает разъяснения  по выполнению домашнего    задания и ВСР.

Записывают задание на дом:

Учебник. 1 стр. 379-383

повторить

ВСР:  сообщения по выбору

Общее время занятия (мин)

90

 ИНФОРМАЦИОННЫЙ    

              БЛОК

E:\P45J8QCAGEICZJCA8S2JMHCA2KJDKLCA9O74GYCAAXA2DHCAL36J3SCAGXI9XZCA0MX979CAHHNJMVCAQ1KWQNCA2RTEJSCACPAEMOCAJ4A17RCAP6VM3MCA2X0ZIRCA5SGX3SCAQ89XC2CAZ83OLICA1ZNLQW.jpg

Опорный конспект

«Сестринская  помощь при  ожирении»

E:\NRZXG5CAHWB6JKCA9CH4CHCAEC1CZNCALSLJP2CAS2HU3SCA1FPSOXCACKG9Y9CAQX7EQWCAAR8INJCAAH8YD5CAZ0XAF7CAYNC0KECAH1PJX9CAJDXVKMCA7DKU9PCAIQ7JLGCA19HDW5CAXN775LCASK5VXJ.jpg

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Артериальное давление

Давление в артериях, в результате сердечной деятельности.

Антропометрия

Метод определения особенностей морфологии человека.

Анорексия

Синдром отсутствия аппетита.

Анорексические средства

Средства, подавляющие аппетит.

Диета

Образ жизни, режим питания.

Диетотерапия

Метод лечения с применением лечебной индивидуальной диеты.

Индекс Кетле

Отношение роста к   массе тела в квадрате.

Липолиз

Расщепление  жиров.

 Липосакция

Локальное удаление жира.

 Метаболизм

Обмен веществ в организме.

Пульс

Колебание сосудистой стенки в результате сердечной деятельности.

Тахикардия

Частота сердечных сокращений более 100 в минуту.

 ЧДД – число дыхательных движений

ЧДД у взрослого человека в покое составляет 16-20 в минуту.

Ожирение

Ожирение – заболевание, характеризующееся избыточным накоплением жировой ткани в различных органах человека  и приводящее к увеличению массы тела на 20% и более.

В зависимости от массы тела различают ожирение:

  1. I степени (увеличение массы по сравнению с «идеальной» более чем на 29%);
  2. II степени (избыток массы тела составляет 30–49%);
  3. III степени (избыток массы тела равен 50–99%);
  4. IV степени (избыток массы тела составляет 100% и более).

Выделяют ожирение :

  • первичное (алиментарное, конституционно-наследственное)
  • вторичное (симптоматическое).

Этиология ожирения

Наиболее частая причина ожирения – несоответствие получения и потребления калорий. Причины, вызывающие энергетический дисбаланс многообразны, однако действуют они как правило, в сочетании   друг с другом. Точные причины ожирения устанавливаются в 5-10% случаев.

Факторы риска развития ожирения.

1.Генетические  – наследственный фактор имеет место у 40% лиц с    ожирением.

2.Демографический – пол (преимущественно женский), возраст ( половое созревание, угасание репродуктивной функции), национальность.

3.Особенности пищевого поведения- злоупотребление высококалорийными продуктами. вечерние и ночные переедания,»заедание» стрессов или депрессии ,злоупотребление алкоголем.

4.Гиподинамия.

5.Нейрогуморальные:

  • высшие нервные центры (патология  гипоталамических ядер, ствола мозга)
  • периферическая нервная система.
  • нейромедиаторы: стимуляторы аппетита опиойды ,норадреналин и др.
  • гормоны и биологически активные вещества.

6.Ятрогенные – антидепрессанты ,кортикостеройды и др.,

Патогенез

Основную патогенетическую роль в развитии обычного ожирения играет нарушение функции коры большого мозга и гипоталамуса и в первую очередь нервных образований в заднем гипоталамусе, входящих в состав пищевого центра — вентромедиальных и вентролатеральных ядер. Поражение вентромедиальных ядер — «центров сытости» — приводит к возбуждению вентролатеральных ядер — «центров аппетита». Повышенное поступление пищи (углеводов, жиров) вследствие возбуждения пищевого центра приводит при недостаточной физической активности к накоплению жира.

Существенное значение в развитии ожирения может иметь снижение липолиза (расщепление жира) вследствие преобладания тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы над симпатическим. Это приводит к стимулированию выработки инсулина клетками панкреатических островков (островки Лангерганса) с последующим ожирением.  В развитии симптоматического ожирения эндокринным факторам придают существенное значение. Вследствие недостаточной продукции жиромобилизующих гормонов: АКТГ, ТТГ, СТГ, тироксина и трийодтиронина, адреналина, норадреналина и глюкагона — происходит снижение липолиза. Это является причиной недостаточного использования жировых депо как источника энергии.  Избыточное отложение жира приводит чаще всего к поражению сердечно-сосудистой системы, органов дыхания с возможным развитием сердечной или легочно-сердечной недостаточности, нарушению функции желудочно-кишечного тракта, печени и т. д. При ожирении происходит увеличение абсолютного количества общей и внеклеточной жидкости с одновременным ее уменьшением во внутриклеточном пространстве. Внутриклеточная дегидратация усиливается с нарастанием массы тела и становится наиболее выраженной при III и IV степенях ожирения.

 Классификация ожирения.(клиническая)

 1. Первичное  ожирении:

1.1. Алиментарно-конституциональное (экзогенно-конституциональное).

  • гиноидное (нижний тип, ягодично-бедренный);
  • андроидное (верхний тип абдоминальное висцеральное; с нарушением пищевого поведения (синдром ночной еды, повышенное потребление пищи на стресс);
  • с синдромом Пикквика;
  • смешанное.

2. Вторичное ожирение ( симтоматическое):

2.1. С установленными генетическими дефектами;

2.2. Церебральное ожирение:

  • опухоли головного мозга;
  • травма основания черепа и последствия хирургических операций;
  • синдром пустого турецкого седла;
  • травмы черепа;
  • воспалительные заболевания (энцефалит и др.).

2.3. Эндокринное ожирение:

  • гипофизарное;
  • гипотиреоидное;
  • климактерическое;
  • надпочечниковое;
  • смешанное.

3. Ожирение на фоне психических заболеваний и/или приема нейролептиков.

Фазы развития:

  • активная ( динамическая, прогрессирующее нарастание массы тела);
  • неактивная( статическая, стабильно высокая масса тела);
  • резидуальная (остаточные явления после стойкого снижения массы тела).

Типы ожирения:

1. "Верхний" тип (абдоминальный), мужской

2. "Нижний тип" (бедренно-ягодичный), женский

Жир может располагаться:

1. В подкожножировой клетчатке (подкожный жир)

2. Вокруг внутренних органов (висцеральный жир)

Подкожно-жировая клетчатка в области живота и висцеральный жир брюшной полости – абдоминальный жир.

Отложение жировой клетчатки в абдоминальной области (верхний тип ожирения, или центральное ожирение) более четко связано с заболеваемостью и смертностью, чем нижний тип ожирения или чем степень ожирения.

Многочисленные исследования показали, что большое количество абдоминальной жировой ткани связано с высоким риском развития дислипидемии, сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний. Эта зависимость не связана с общим содержанием жира в организме. При одинаковом индексе массы тела (ИМТ), абдоминальное ожирение, или увеличенное отложение жировой клетчатки в области живота, сопровождается более высоким риском развития сопутствующих заболеваний, чем ожирение по нижнему типу.

Абдоминальное распределение жира увеличивает риск смертности у мужчин и женщин. Предварительные данные также свидетельствуют о наличии взаимосвязи данного типа отложения жира и саркомы у женщин.

 Наиболее простым показателем распределения жировой ткани является индекс ОТ/ОБ (отношение объема талии к объему бедер).Высокое значение соотношения ОТ/ОБ означает преимущественное накопление жировой ткани в абдоминальной области, т.е. в верхней части тела. Мужчины и женщины входят в группу риска в том случае если ОТ/ОБ больше или равен 1,0 и 0,85 соответственно.

По характеру распределения жира различают два типа ожирения: туловищное и периферическое.

  • Туловищное характеризуется неравномерным распределением жира с избыточным его отложением в области верхней половины туловища, на животе, лице. На конечностях, бёдрах, ягодицах жира мало. Как правило, этот тип развивается во взрослом возрасте. При туловищном ожирении количество жировых клеток в жировой ткани в пределах нормы, но в них увеличено количество жира. Для туловищного типа характерно наличие инсулинрезистентности и гиперинсулинемии. Это объясняется тем, что синтез жира в жировой ткани осуществляется при участии инсулина. При увеличении количества жира в жировой клетке требуется больше инсулина, и при обычных количествах инсулина его эффект недостаточен и чувствительность к инсулину снижается.
  • Периферическое характеризуется равномерным распределением жира и отложением его в области бёдер и ягодиц. Этот тип возникает в детском возрасте и чаще всего из-за перекармливания ребёнка.

           Эндокринные формы

Гипофизарное ожирение может быть вызвано гормонально-активной и неактивной опухолью гипофиза, а также следствием синдрома «пустого» турецкого седла. При этом ожирение бывает выражено умеренно, не достигает крайних степеней. Клиническая картина вариабельна и зависит от избытка или недостатка соответствующих гормонов. Наиболее своеобразное ожирение возникает при болезни Иценко — Кушинга. Оно характеризуется быстро прогрессирующей прибавкой массы тела с типичным перераспределением подкожной клетчатки — избыточным отложением на лице и туловище при худых конечностях.

Надпочечниковое ожирение обусловлено наличием опухоли коры надпочечника, продуцирующей кортизол. По клиническому течению надпочечниковое  ожирение близко к гипофизарному, однако содержание гормонов коры надпочечника в крови и их экскреция с мочой обычно значительно выше. Типичны гипертрихоз, выраженные нарушения функции половых желез.

Гипотиреоидное ожирение связано с понижением липолитической активности жировой ткани и ослаблением всех обменных процессов в результате недостаточности тиреоидных гормонов, что наблюдается при идиопатическом гипотиреозе или после струмэктомии, при лучевом поражении щитовидной железы или ее травме. Клинические симптомы гипотиреоза сочетаются с ожирением, которое характеризуется равномерным избыточным отложением жировой ткани.

Гипоовариальное ожирение развивается у 30—60% женщин после удаления яичников. В клинической картине наиболее выражены посткастрационный синдром, типичное распределение подкожной клетчатки (на животе, бедрах, иногда груди).

Климактерическое ожирение, как правило, сочетается с вегетативно-сосудистым и нервно-психическими нарушениями (см. Климактерический синдром), оно близко к гипоовариальному ожирению.

Церебральное ожирение характеризуется быстрым прогрессированием, избыточным отложением жировой ткани на туловище и конечностях. При этой форме ожирения полосы растяжения наблюдаются редко, хотя трофические поражения встречаются часто. Кожа выглядит цианотичной, нередко отмечается гипотермия, сменяющаяся субфебрилитетом.

Своеобразной формой церебрального ожирения является болезнь Барракера — Симонса, проявляющаяся избыточным отложением жировой клетчатки главным образом на бедрах и ногах в виде галифе при резко выраженной худобе верхней половины туловища и лица.

Клиника

Зависит от формы ожирения (алиментарное, наследственное, эндокринное и др) ,степени превышения массы тела ,стадии болезни (прогрессирующая, стабильная)

В начальной стадии болезни, кроме  повышенного аппетита, клиника отсутствует. При выраженном  ожирении  больные предъявляют жалобы: на прогрессирующее нарастание массы тела,одышку при незначительной физической нагрузке, быструю утомляемость, вялость, потливость, головную боль, головокружение, боли  сердце и суставах,снижение половой функции, диспепсические расстройства, запоры.

При осмотре человека с ожирением  кожа нормальной окраски, реже бледная или гиперемированная. Повышенное потоотделение может привести к экземе, пиодермии, фурункулам. Гиповентиляция легких, обусловливает у тучных больных возникновение гипоксии мозга с последующим апное, являющимся причиной внезапной  смерти. У больных отмечается артериальная гипертензия, часто образуются паховые и пупочные грыжи, нарушается деятельность поджелудочной железы, что приводит у 20-25% к развитию сахарного диабета, затем присоединяется хронический гастрит, дискинезии желчных путей, холецистит, желчнокаменная болезнь и др.

Проблемы: прогрессирующее нарастание массы тела; слабость; потливость;  одышка; быстрая утомляемость; вялость: потливость; головная боль; головокружение; боли в области сердца; боли в суставах; запоры.

Диагностика ожирения

Существуют степени ожирения по массе тела:

I степень- избыток массы тела составляет от 10 до 30%;

II степень-до 50%;

III степень-до 100%;

IV степень->100%;

Ожирение определяют по толщине кожной складки в подложечной области. В норме она составляет 1,1-1,5 см, толщина основания складки более 2 см говорит об ожирении. Метод используют редко, нормы его рассчитаны только на мужчин в возрасте от 18 до 50 лет.

Часто используются весо-ростовые таблицы. Определяется максимальная нормальная масса тела в разных возрастных группах при нормостеническом телосложении.

Показатель (формула) Брока .Рост (в см) минус 100 при росте до 165-170 см, минус 105 при росте до 180-185 см, 110 см при росте >185. Результат- долженствующая масса тела.

Показатель окружности талии (ОТ)-  для женщины не более 88 см, для мужчины более 102 см. Увеличение показателя - косвенный признак ожирения. Показатель: отношение окружности талии к окружности бёдер- ОТ/ОБ- показатель для абдоминального ожирения (для мужчин >0,9; для женщин >0,8).

Более достоверным является индекс массы тела (ИМТ):

ИМТ = .

Классификация массы тела (международная группа по ожирению ИМТ, кг/м2) (ВОЗ, 1997):

  • недостаточная масса тела-<18,5;
  • нормальный диапазон массы тела-18,5-24,9;
  • I степень (избыточная масса тела)-25,0-29,9;
  • II а степень (ожирение)-30,0-34,9;
  • II б степень (резко выраженное ожирение)-35,0-39,9;
  • III степень (очень резко выраженное ожирение)-40,0 и более.

Лабораторные и инструментальные методы.

  Биохимический анализ крови – повышение уровня холестерина ,    триглицеридов,  глюкозы, мочевой кислоты.

Рентгенологическое  исследование турецкого седла – выявление опухоли

  гипофиза.

Лечение ожирения.

Цели лечения: мероприятия по снижению веса; улучшение качества     жизни;    снижение риска заболеваемости и смертности.

Методы лечения: основные – немедикаментозные; вспомогательные – медикаментозные, хирургические.

  Режим назначается свободный, рекомендуется повышенная двигательная активность (дозированная физическая нагрузка, лечебная гимнастика, массаж).

Принципы диетотерапии.

1.Умеренная гипокалорийность- снижение калорийности на 20% позволяет снизить вес на 05-1кг в неделю.

2.Сбалансированность ( Б: Ж; У = 15;30;50)

3.Регулярность: 3  основных приема, 2 дополнительных.

4.Правильность распределения пищевого рациона:

25% - завтрак, 30% - обед, 25% -  перекусы, 20% - ужин.

5.Распределение продуктов по группам.

В  первые  6 месяцев снижается обычная суточная  на 1000 ккал. Снижение массы тела должно быть не более 0,5 кг за неделю. Затем суточная калорийность снижается до 1500-1600 ккал/сут.  Энергетическая ценность пищевого рациона рассчитывается с учетом массы тела, роста, пола, характера труда. Для этого применяется разгрузочная диета с калорийностью до 900 ккал/сут, с ограничением соли и жидкости. Назначается вариант стандартной диеты с пониженной калорийностью (низкокалорийная диета, НКД), диеты номерной системы №8а,№8б,№8.

Физическая активность.

Регулярное выполнение аэробных физических упражнений 4-5 раз в неделю; постепенное увеличение интенсивности  и длительности  занятий;        подбор индивидуальной программы. Наиболее эффективные виды физической активности танцы, ходьба, бег, плаванье, аэробика, лыжи, велосипед.

Поведенческая терапия – формирование нового стереотипа мышления. привычек. питания.

1. Выявление и анализ причин переедания.

2. Постановка конкретных целей: кратковременная – похудание на 3-5 кг за 3 месяца; долговременная – удержание и постепенное дальнейшее снижение веса.

3.Выробатка навыков поведения: подбор индивидуального питания, соответствующего привычкам и возможностям пациента; коррекция эмоционального  пищевого поведения, скорости и количества принимаемой пищи.

Медикаментозное лечение ожирения

Показания: выраженное ожирение (ИМТ более 30кг/м2), отсутствие эффекта от диетических мероприятий как минимум на протяжении 12 недель. Механизм действия: воздействие на центры голода и насыщения, блокирование всасывания пищевого жира, усиление липолиза.

1.Ингибитор липаз поджелудочной железы; орлистат (ксеникал) 1капсуле 3 раза в день во время приема пищи. Препараты тиреодных гормонов: тироксин, трийодтиронин; бигуаниды-адебит

2.Анарексические средства: сибутрамин (меридин) по 1 таблетке утром, не разжевывая, запивая 200 мл воды.орлистат фепранон и др Препараты принимаются строго под контролем АД и пульса, так как они вызывают резкое повышение АД и тахикардию.

3.Диуретические  средства: гипотиазид 25 мг утром длительно, фурасемид 4о мг утром 2-3 раза в неделю, верошпирон

Также используются растительные средства (толокнянка,петрушка и др) и регуляторы стула (ревень, крушина, александрийский лист,гуталакс).

    Уход.

Независимые, взаимозависимые зависимые сестринские вмешательства при ожирении проводятся в основном амбулаторно и направлены на все звенья патогенеза болезни с учетом формы, степени ожирения, основных симптомов заболевания, возможных осложнений с целью их предупреждения.

Медицинская сестра обеспечивает выполнение назначенных врачом двигательного режима и режима питания, мероприятий по личной гигиене; четкое и своевременное выполнение назначений врача; своевременный и правильный прием больным лекарственных средств и контроль  побочных эффектов от лекарственной терапии; контроль массы тела, АД, ЧДД, пульса; подготовку пациентов к лабораторным и инструментальным методам исследования. Также она проводит беседы  о значении соблюдения режима двигательной активности и диеты о пользе правильного приема лекарственных средств; обучает пациентов ведению дневника питания.  

Прогноз благоприятный при своевременном лечении и отсутствии осложнений.

Профилактика ожирения.

Первичная: рациональное питание, систематические физические упражнения, здоровый образ жизни,  исключение  вредных привычек.

Вторичная: диспансерное наблюдение у эндокринолога, рациональное питание, двигательная активность, санаторно-куротное лечение.

Третичная: лечебная физкультура, водные процедуры, минеральные ванны, массаж

БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

КОНТРОЛЬ     ИСХОДНОГО   УРОВНЯ                                                                             ЗНАНИЙ

                       

                                             

 

Задание №1

Заполните схему.

            Обследование больных с заболеваниями органов

               эндокринной системы и обмена веществ.

Жалобы больного

Анамнез болезни

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Анамнез жизни

  1.  

Непосредственное обследование больного

осмотр

пальпация

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Лабораторно-инструментальное исследование

Щитовидная железа

Поджелудочная железа

9.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО

              МАТЕРИАЛА

               

                                   

Задание №2

РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ  

Данное задание способствует овладению профессиональными компетенциями:

ПК 2. 1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,    

         объяснить ему суть вмешательства.

ПК 2. 2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,

            взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2. 4.  Применять медикаментозные средства в соответствии с

            правилами их использования.

ПК 2. 6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2. 7.Осущесвлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2. 8.Окаывать паллиативную помощь.

Общими компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их  выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

         ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ  ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

по организации  решения ситуационной задачи

Цели:

  • Изучение нового материала.
  • Стимуляция внимания и активности (познавательной и поведенческой)

     студентов.

  • Отработка навыков определения нарушенных потребностей.
  • Выявление и решение  проблем пациентов.
  • Определение и оценка полученных показателей.
  • Демонстрация умения работать самостоятельно и в группе.  

Вступительное слово преподавателя:

  • Объяснение целей  решения задач;
  • Объяснение заданий при  решении задачи;
  • Задания  включают оценку состояния, выявление проблем пациента и их обоснование, составление плана сестринского ухода по приоритетной проблеме, обоснование сестринского вмешательства с мотивацией каждого этапа;
  • Расчет ИМТ, отношение ОТ/ОБ, оценку полученных показателей. 

Правила игры:

 

  • Каждому студенту выдается ситуационная задача по теме занятия;
  • Студенты знакомятся с задачей;
  •  Выполняют задания письменно;
  • Проводят взаиморецензирование;
  • Знакомятся с эталоном ответа;
  • Обсуждают полученные результаты;
  • Подведение итогов ( в баллах) в соответствии с критериями оценки;
  • Время, отведенное на выполнение задания -20мин.

 

 

Задача №1

При проведении профилактического осмотра пациент Н. 53 лет предъявляет жалобы на увеличение массы тела, повышенный аппетит, потливость,   одышку при незначительной физической нагрузке, жажду, недомогание,  сонливость, боли в суставах при ходьбе, запоры. Пациент обеспокоен состоянием своего здоровья, снижением трудоспособности. Ранее к врачам не обращался.    

Объективно: Состояние удовлетворительное, Кожные покровы чистые, влажные. Повышенного питания. Рост- 176 см. Вес- 112 кг. Окружность талии – 106 см. Объем бедер- 92 см. В легких дыхание везикулярное. Тоны сердца приглушены, ритмичные.  Пульс 86 ударов в минуту. АД - 155/100 мм рт. ст, ЧДД- 22 в минуту. Язык чистый, влажный, живот правильной формы. Печень  не увеличена. Стул- наклонность к запорам.

Внимательно прочитайте текст задачи и

-  определите  какие потребности нарушены у пациента;

-  сформулируйте проблемы пациента; сформулируйте цели и

составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме

с мотивацией каждого сестринского вмешательства;

- определите ИМТ и отношение ОТ/ОБ, оцените полученные

показатели.

       Примечание: учитывая, что при  решении  данной задачи   для оценки ваших  действий будет учитываться  скорость принятия решений, оптимальная последовательность  действий, направленных на  оценку состояния пациента, обоснование каждого этапа сестринского вмешательства.

Примечание:   для  оценки вашей деятельности будет использован метод взаиморецензирования, позволяющий оценить степень достижения поставленных целей вашими  коллегами.

КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

E:\P45J8QCAGEICZJCA8S2JMHCA2KJDKLCA9O74GYCAAXA2DHCAL36J3SCAGXI9XZCA0MX979CAHHNJMVCAQ1KWQNCA2RTEJSCACPAEMOCAJ4A17RCAP6VM3MCA2X0ZIRCA5SGX3SCAQ89XC2CAZ83OLICA1ZNLQW.jpg

Задание № 3

ТЕСТОВЫЕ  ЗАДАНИЯ

Данное задание способствует овладению профессиональными компетенциями:

ПК 2. 2. Осуществлять лечебно-диагностические мероприятия,

         взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2. 4. Применять медикаментозные средства в соответствии с

          правилами их использования.

ПК 2. 7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

 ПК 2. 8. Оказывать паллиативную помощь.

Тесты

по теме: «Сестринская помощь при  ожирении».

Вариант 1

                             Часть А

Инструкция: Выберите один правильный вариант ответа.

 А1. Частое осложнение ожирения :

  1. ишемическая болезнь сердца;
  2.  язвенная болезнь;
  3.  пневмония;
  4. гастрит.

 А2. Симптом ожирения:

  1. нарастание массы тела;
  2. горечь во рту;
  3. лихорадка;
  4. боль в правом подреберье.

 А3. Причины ожирения:

  1. стресс;
  2. переохлаждение;
  3. переедание;
  4. инфекция.

А4. При ожирении из рациона исключают:

  1. кабачки, фасоль стручковую;
  2. капусту белокочанную, огурцы ;
  3. виноград, инжир;
  4. яблоки, помидоры.

 А5. Индекс массы тела соответствующий  нормальному питанию:

  1. ИМТ = 20-25;
  2. ИМТ =  31-40;
  3. ИМТ = 19 и ниже;
  4. ИМТ =26 -30.

        

А6. Препараты для лечения ожирения:

  1. орлистат,сибутримин ;
  2. эуфиллин ,преднизолон ;
  3. нитроглицерин, нитросорбид;
  4. хологон,никодин.

 А7. Обучение  пациентов с ожирение включает овладение навыками :

  1. измерения АД;
  2. простого тюбажа;
  3. определение суточного диуреза;
  4. определение массы тела.

 А8.Наибольшее значение для профилактики ожирения имеет:

  1. нормализация массы тела;
  2. устранение гиподинамии;
  3. закаливание;
  4. рациональное питание.

 А9.Проблема пациента с ожирением :

  1. избыточная масса тела, одышка;
  2. жажда, кожный зуд;
  3. изжога, запоры;
  4. кашель, лихорадка.

                     Часть В

Инструкция: Выберите несколько правильных ответов.

 В1. Возможные проблемы пациента при ожирении:

  1. увеличение массы тела;
  2. снижение аппетита;
  3. кашель;
  4. рвота;
  5. повышение аппетита;
  6. запоры;
  7. боли в области сердца;
  8. лихорадка;
  9. похудание.

   В2. Меры профилактики ожирения:

  1. рациональное питание;
  2. закаливание;
  3. голодание;
  4. здоровый образ жизни;
  5. разгрузочные дни;
  6. двигательная активность;
  7. вегетарианство;
  8. гиподинамия;
  9. санация очагов инфекции.

Инструкция. Установите соответствие.

    В3.

Ежедневный рацион человека

должен содержать

Вид продуктов

  1. Белки 12- 14%
  2. Жиры 30%
  3. Углеводы 50-58%

А) рыба, мясо, молочные продукты

Б) свежие овощи, фрукты, зелень

В) сливочное масло, сало

Г) зерновые продукты

Д) орехи

Е) растительное масло

  В4.

           Степень ожирения

 Превышение массы тела от нормы в %

  1. 1-я
  2. 2-я
  3. 3-я

     4.  4-я

А)  10-29

Б)   50-99

В)   30-49

Г)    более 100

 Инструкция. Дополните

В5.Наиболее частая причина избыточной массы тела -  

В6.Заболевание, характеризующееся избыточным накоплением жировой ткани в организме -

Тесты

по теме: «Сестринская помощь при  ожирении».

                              Вариант № 2

                       Часть А

Инструкция: Выберите один правильный вариант ответа.

А1. Факторы риска развития   ожирения:

  1. занятия физической культурой;
  2. нерациональное питание;
  3. переохлаждение;
  4. вегетарианство.

А2. Потенциальные проблемы пациента при ожирении:

  1. сердечная недостаточность;
  2. обморок;
  3. цирроз печени;
  4. язвенная болезнь.

А3. Основной симптом  ожирения:

  1. жажда;
  2. сердцебиение;
  3. избыточная масса тела;
  4. запоры.

А4. При лечении ожирения назначаются:

  1. антиструмин, тиреотом;
  2. валериана, пустырник;
  3. иеркозолил,анаприлин;
  4. адипозин,фепранон.

А5. Основной принцип рационального питания:

  1. частое дробное питание;
  2. щадящая диета;
  3. сбалансированность пищи;
  4. преобладание жирной пищи.

А6. При  лечении ожирения пациенту рекомендуется:

  1. регулярно проводить голодание по 3-7 дней;
  2. сократить прием пищи до 1 раза в день;
  3. сократить прием пищи до 2 раз в день;
  4. регулярно проводить разгрузочные дни.

А7. Наибольшее значение для профилактики ожирения имеет:

  1. нормализация массы тела;
  2. устранение гиподинамии;
  3. закаливание;
  4. рациональное питание.

А8.Оптимальная разгрузочная диета при ожирении:

  1. апельсиновая;
  2. виноградная;
  3. картофельная;
  4. яблочная.

А9. При ожирении рекомендуется:

  1. вариант стандартной диеты с пониженной калорийностью;
  1.  основной вариант стандартной диеты;
  1. вариант стандартной диеты с пониженным количеством белка;

4 . вариант стандартной диеты с повышенным количеством белка.

                         Часть В.

 Инструкция.  Выберите несколько правильных ответов.

 В1. Способствующими факторами развития ожирения являются:

  1. психические травмы;
  2. гиповитаминоз;
  3. гиподинамия;
  4. длительный приём лекарств;
  5. профессиональные вредности;
  6. переедание;
  7. переохлаждение;
  8.  инфекция;
  9. наследственность.

 В2. К  методам лечения ожирения относятся:

  1. здоровый образ жизни;
  2. диетотерапия;
  3. двигательная активность;
  4. исключение вредных привычек;
  5. гиподинамия;
  6. закаливание;
  7. медикаментозная терапия;
  8. поведенческая терапия;
  9.  диспансеризация.

.

Инструкция. Установите соответствие.

В3. 

        Факторы риска

Перечень   факторов

1. Неуправляемые

2. Управляемые

 

 

А)  курение табака, употребление

        алкоголя

Б)  пол

В) малоподвижный образ жизни

Г) возраст

 

В4.

Группы лекарственных средств

Препараты представители

  1. Анарексическиие
  2. Диуретические

А) гипотиазид

Б) сибутрамин

В) фепранон

Г) фурасемид

Д) верошпирон

Е)  орлистат

Инструкция. Дополните.

 В5. Степень  ожирения,  при которой отмечается превышение   массы  тела на 40 %  от  должной -  

 В6.При обследовании пациента с ожирением проводиться оценка -

         

  ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Задание № 1

Заполнение схемы.

         Обследование больных с заболеваниями органов

            эндокринной системы и обмена веществ.

Жалобы больного

1.Изменение формы шеи

2.Раздражительность

3.Потливость

4.Изменение массы тела

5.Сердцебиение (тахикардия)

6.Жажда

7.Кожный зуд

8.Полиурия

9.Слабость

Анамнез болезни

  1. Факторы риска
  2. Причины
  3. Начало
  4. Динамика
  1. Данные проводившегося обследования
  2. Проводившееся лечение
  3. Осложнения

Анамнез жизни

1.Наследственность

2.Перенесённые заболевания

3.Характер питания

4.Вредные привычки

5.Профессия

6.Травмы черепа

7.Профессиональные вредности

7.Условия быта, труда

9.Нервно-психические стрессы

Непосредственное обследование больного

осмотр

пальпация

1.«Глазные» симптомы

  1. Ожирение
  2. Истощение
  3. Увеличение щитовидной железы
  4. Фурункулёз
  1. Пигментация кожи
  2. Изменение волос, ногтей, языка
  3. Тремор рук

1.Состояние кожных покровов

2.Щитовидная железа

3.Пульс (тахикардия,брадикардия)

Лабораторно-инструментальное исследование

Щитовидная железа

Поджелудочная железа

1.Сканирование

2.Ультразвуковое исследование

3.Уровень гормонов в крови

4.Основной обмен

5.Уровень белково-связанного йода в крови

6.Уровень сахара в крови натощак

7.Сахарный «профиль» крови

8.Суточная глюкозурия

9.Ацетонурия

10.Щелочной резерв крови

                                          Задание № 2

Эталон ответа к задаче №1

1.У пациента нарушены потребности: в дыхании, питании, питье, движении, физиологических отправлениях в сне, личной гигиене, труде.

 Проблемы пациента:

      Настоящие: увеличение массы тела, недомогание, одышка при незначительной физической нагрузке, повышение аппетита, жажда, сонливость, боли в суставах при ходьбе, наклонность к запорам, снижение работоспособности.

Потенциальные:  риск развития осложнений : со стороны сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта,

Приоритетная проблема пациента: увеличение массы тела.

Цель: пациент отмечает уменьшение массы тела

План

Мотивация

1. Обеспечить лечебно-охранительный режим с использованием эффективных видов физической активности

Для улучшения психоэмоционального состояния пациента, профилактики осложнений.

2. Обеспечить питанием пациента в соответствии с диетой (ОВД) №8,

Для уменьшения калорийности пищи .

3. Своевременное выполнение назначений врача. Обучить пациента правилам приема назначенных лекарственных средств, ведению дневника питания

Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и пациентом  и эффективности действия препаратов и оценке пищевого рациона.

4. Объяснить пациенту суть его заболевания, рассказать о современных методах диагностики, лечения и профилактики.

Для снятия тревожного состояния, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения

5. Обеспечить правильную подготовку пациента к диагностическим исследованиям.

Для повышения эффективности и точности диагностических процедур.

6.Провести беседу с пациентом и родственниками о характере питания, об обеспечении питания с уменьшением легкоусвояемых углеводов и жиров

 

Для повышения иммунных сил организма,  оценке калорийности пищи.

7. Контроль состояния пациентки в динамике (кожные покровы, АД, пульс, характер стула).

Для контроля состояния, раннего выявления  осложнений.

Оценка эффективности: больной отмечает уменьшение массы тела, демонстрирует знания диетотерапии.  Цель достигнута.

ИМТ у пациента 112/1,36 = 36, что соответствует 2  степени ожирения.

ОТ - 106 см, ОБ -92 см. ОТ/ ОБ = 106/92 = 1,15 поскольку 1,15 больше 1,0, что говорит  об абдоминальном ожирении.

                                           

Задание №3

Эталоны ответов теме

«Сестринская помощь при ожирении».

Вариант №1

Вариант №2

А1 –1

А1 – 2

А2 – 2

А2 – 1

А3 – 3

А3 – 3

А4 – 3

А4 – 4

А5 –3

А5 – 3

А6 – 1

А6 – 4

А7 – 4

А7 – 4

А8 – 4

А8 - 4

А9 – 1

А9 - 1

В1–1.5,6,7.

В1 – 1,3 6 9

В2– 1,4 ,6.

В2– 2,3,4,7 8

В3– 1АД, 2ВЕ, 3БГ

В3-1БГ, 2АВ,

В4 – 1А,2В,3Б,4Г

В4 – 1БВЕ,2АГД,

В5 - переедание

В5 – вторая степень

В6 - ожирение

В6 – масса тела

                                       

Рефлексия

     В конце занятия можно дать студентам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятия.

Можно попросить студентов аргументировать свой ответ.

1.  На занятиях я работал ………………………………………

2. Своей работой на занятиях я………………………………..

3. Занятия  для меня показались……………………………...

4. За занятия я ……………………………………………….......

5. Мое настроение ………………………………………………

6. Материал занятий мне был …………………………………

7. Домашнее задание мне кажется ……………………………

http://www.colourbox.de/preview/2374446-599010-.jpg

     

Приложение

Приложение № 1

Дифференциальные признаки различных типов ожирения.

Тип ожирения

Распределение жира

Другие видимые особенности

Формы патологии

Алиментарно-конституциональный

Равномерное, наиболее выражено в области живота, груди, шеи, тазового пояса

Влажность, нередко пастозность кожи, возможны гиперфункция сальных желёз, тонкие бледные стрии

Алиментарно-конституциональное ожирение

Церебральный (гипоталамический)

Причудливое отложение, множественные складки на подбородке, чрезмерно большие груди, живот в виде «фартука», «жировая подушка» на конечностях

Маленькие ноги и руки, возможны мелкие бледно-розовые стрии

опухоль гипоталамуса, диэнцефальный синдром, синдром Морганьи

Липодистрофический

Причудливое ожирение ягодичной области (стеатопигия) и н/половины тела с толстыми, столбообразными конечностями

Костлявое лицо «ведьмы», худоба в/части тел

Болезнь Барракера-Симондса, опухоль гипоталамуса, некоторые расы (бушмены, готтентоты)

Кушинга

Матронизм, жировой горб над 7 шейным позвонком, абдоминальное ожирение

Широкие багровые стрии, умеренный гирсутизм, облысение по мужскому типу

Болезнь и синдром Иценко-Кушинга, базофилизм пубертатно-юношеского периода

Гипотериоидный

Равномерное ожирение, выраженное в надключичных  ямках, руки типа «лапы», над запястьем и лодыжками «жировой браслет»

Шелушение, сухость кожи, пастозность или отёки лица, конечностей

Гипотиреоз, микседема

Гипогенитальный

Области таза, груди

Евнухоидные пропорции, недоразвитые половые органы, у мужчин гинекомастия

Первичный и вторичный гипогонадизм

 Таблица №1.Дифференциальные признаки различных типов ожирения.

Масса тела в зависимости от индекса массы тела.

Индекс массы тела кг/

Оценка массы тела

Масса тела, кг.

При росте 160 см

При росте 170 см

При росте 180 см

<18,5

Дефицит массы тела

<52

<58

<65

18,5-24,9

Нормальная масса тела

52-64

58-72

65-81

25-29,9

Лёгкое ожирение

64-77

72-87

81-97

30-34,9

Умеренное ожирение

77-90

87-101

97-113

35-39,9

Выраженное ожирение

90-102

101-116

113-130

40 и более

Патологическое ожирение

>102

>116

>130

                                     

    Таблица №2. Масса тела в зависимости от индекса массы тела.

Степени ожирения в зависимости от массы тела

I степень

Избыток массы тела составляет от 10 до 30%;

II степень

до 50%;

III степень

до 100%;

IV степень

>100%;

                 Таблица №3.Степени ожирения в зависимости от массы тела.                  

Приложение № 2

http://cf.ppt-online.org/files/slide/j/j4VBT3peQXbh61cqOU7It9i2zR0FnfZMoSWgGs/slide-7.jpg

                  Рисунок  №1 Типы ожирения.

http://i.io.ua/img_su/large/0148/30/01483011_n1.jpg

               Рисунок №2.  Возможные осложнения при ожирении.

Приложение №3

                                       Медицинская документация

Лист первичной сестринской оценки

к карте стационарного больного №

ФИО пациента ______________________

Адрес проживания ___________________

Телефон _____________________________

Лечащий врач ________________________

Диагноз ____________________________

Дата поступления ________ время _______

◻ первичное                   ◻ повторное

Поступил

◻ по скорой помощи    ◻ самостоятельно

◻ направление поликлиники  ◻ перевод

Способ транспортировки в отделение

◻ на каталке     ◻ на кресле     ◻ пешком

Сознание

◻ ясное    ◻ контактен    ◻ ориентирован

◻ дезориентирован ◻ спутанное ◻ сопор

◻ ступор                            ◻ кома

Физиологические отправления

Мочеиспускание

◻ обычное по частоте         ◻ учащенное

◻ редкое                             ◻ болезненное

◻ ночное (сколько раз) __________

◻ недержание            ◻ наличие катетера

Функционирование кишечника

Частота

Характер стула

◻ обычной консистенции

◻ жидкий                     ◻ твердый

◻ недержание

◻ стома

Потребность в движении

◻ независим

◻ зависим     ◻ полностью     ◻ частично

Ходьба пешком

◻ самостоятельно

◻ с посторонней помощью

◻ использование дополнительных приспособлений

Может ли самостоятельно

                                          самостоятельно частично не может

  • ходить по лестнице    ◻            ◻       ◻
  • сидеть на стуле           ◻            ◻       ◻
  • дойти до туалета         ◻            ◻       ◻
  • перемещаться в           ◻            ◻       ◻

постели

◻ контрактуры

◻ парез ____________

◻ паралич __________

Риск падения      ◻ да             ◻ нет

Риск развития пролежней   ◻ да   ◻ нет

Количество баллов по шкале Ватерлоу

◻ нет риска                                 -1–9 баллов

◻ есть риск                                   -10 баллов

◻ высокая степень риска             -15 баллов

◻ очень высокая степень риска  -20 баллов

Способность поддерживать нормальную температуру тела

Температура тела в момент обследования __________

◻ понижена   ◻ нормальная   ◻ повышена

Имеется

◻ потливость   ◻ озноб   ◻ чувство жара

Способность поддерживать безопасную окружающую среду

Поддержание безопасности

◻ самостоятельно

◻ с посторонней помощью

◻ не может

Двигательные и сенсорные отклонения

◻ да                                   ◻ нет

◻ головокружение

◻ шаткость походки

◻ снижение чувствительности

Потребность во сне

◻ спит хорошо

◻ использует снотворные и обезболивающие

◻ храпит

Привычки сна ____________________

Факторы, нарушающие сон _______________________________

Потребность трудиться и отдыхать

◻ работает ______________

◻ не работает

◻ пенсионер

◻ учащийся

◻ инвалидность

◻ увлечения ______________________

Есть ли возможность реализовать свои увлечения     ◻ да          ◻ нет

Возможность общения

Разговорный язык _____________

Трудности в общении

Слух

◻ нормальный

◻ тугоухость         ◻ справа         ◻ слева

◻ глухой

◻ слуховой аппарат

Зрение

◻ нормальное

◻ контактные линзы   ◻ справа   ◻ слева

◻ очки

◻ слепота   ◻справа   ◻ слева   ◻ полная

◻ глазной протез      ◻ справа      ◻ слева

Пациент                      Подпись ______

Медсестра                  Подпись ______

Потребность в дыхании

Дыхание

◻ свободное       ◻ затруднено

Частота дыхательных движений __ в мин.

Частота пульса ___  в мин.

◻ ритмичный                    ◻ аритмичный

АД _______  мм рт. ст.

Является курильщиком

◻ да                                    ◻ нет

Количество выкуриваемых сигарет ___

Кашель

◻ да             ◻ сухой            ◻ с мокротой

◻ нет

Потребность в адекватном питании и питье

Масса тела __  кг рост ____  см

Принимает пищу и питье

◻ самостоятельно  ◻ нуждается в помощи

Аппетит   ◻ нормальный   ◻ пониженный

                   ◻ повышенный   ◻ отсутствует

Болеет ли сахарным диабетом

◻ да                                       ◻ нет

Если «да», то как регулирует заболевание

◻ инсулин ◻ сахароснижающие таблетки ◻ диета

Зубы         ◻ сохранены      ◻ отсутствуют

                  ◻ частично сохранены

Имеются ли съемные зубные протезы

◻ да                 ◻ сверху               ◻ снизу

◻ нет

Принимает жидкость

◻ ограниченно   ◻ достаточно   ◻ много

Диета

◻ соблюдает

◻ аллергия ______________

Диспепсические расстройства

◻ тошнота          ◻ рвота

◻ тяжесть, дискомфорт в области живота

Способность одеться, раздеться, выбрать одежду; личная гигиена

◻ независим

◻ зависим     ◻ полностью     ◻ частично

Одевается, раздевается

◻ самостоятельно

◻ с посторонней помощью

Имеет ли выбор одежды    ◻ да     ◻ нет

Заботится ли о своей внешности

◻ опрятен

◻ неряшлив ______________

◻ не проявляет интереса

Может ли самостоятельно

                                                   самостоятельно частично не может

  • мыть руки                     ◻           ◻       ◻
  • умываться                     ◻           ◻       ◻
  • чистить зубы                 ◻           ◻       ◻
  • ухаживать за                 ◻           ◻       ◻

протезами

  • бриться                          ◻           ◻        ◻
  • провести гигиену         ◻            ◻       ◻

промежности

  • причесываться              ◻             ◻      ◻
  • принять ванну,              ◻            ◻       ◻

душ

  • мыть голову                  ◻             ◻      ◻
  • стричь ногти                  ◻            ◻      ◻

Состояние полости рта

◻ санирована              ◻ не санирована

Состояние кожи

◻ сухая        ◻ нормальная        ◻ жирная

◻ отечность

◻ расчесы

                                                                         

                                                                           

                                                                       

                                                                   

         Внеаудиторная самостоятельная

работа

 Внеаудиторная самостоятельная работа

Тема: «Сестринская помощь при  ожирении»

Подготовить сообщение.

Уважаемый студент!

Требования к оформлению работы.

Уважаемый студент, эти требования помогут Вам при оформлении сообщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по ПМ 02 МДК 02.01 Раздел 1 "Сестринская помощь в терапии" Тема: "Сестринская помощь при неотложных состояниях в терапии"

В данном     методическом пособии для самостоятельной работы студентов  представлены алгоритмы оказания доврачебной помощи по дисциплине «Сестринский уход в терапии», составле...

Контрольно-измерительные материалы по МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови.

Контролирующий материал для проведения текущего контроля по теме: Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови по специальности 34.02.01 Сестринское дело....

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции.Рабочая тетрадь предназначен...

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции.Рабочая тетрадь создана для ...

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции....

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при термических повреждениях

Рабочая  тетрадь для студентов 4 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии тема Сест...

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при термических повреждениях

Рабочая  тетрадь для студентов 4 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии тема Сест...