Методическая разработка практического занятия по теме "Проведение сифонной клизмы. Проведение лекарственной клизмы"
методическая разработка

Гусева Татьяна Владимировна

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по  ПМ 02 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях МДК 02.01 Технология выполнения простых медицинских услуг  по теме «Проведение сифонной клизмы. Выполнение простой медицинской услуги «Введение лекарственных средств с помощью клизм» для пециальности: 34.02.01 Сестринское дело. В пособии представлен теоретический материал к проведению занятия, алгоритмы выполнения манипуляций, материал для внеаудиторной самостоятельной работы учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Московский областной медицинский колледж №4»

Дмитровский филиал

Рассмотрена

комиссией профессиональных дисциплин специальности Сестринское дело

Протокол №___от «___» _____20__ г.

Председатель

______________ Л.В. Бик-Мухамедова

Утверждаю

Зав. отделом про УВР

ГБПОУ МО «МОМК №4»
Дмитровский филиал

__________ Н.А. Сергеева

«___» _________ 20___ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия №20

по ПМ 02 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

МДК 02.01 Технология выполнения простых медицинских услуг

Тема «Проведение сифонной клизмы.

Выполнение простой медицинской услуги «Введение лекарственных средств с помощью клизм».

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Дмитров – 2020


СОГЛАСОВАНО

Методист филиала колледжа

_____________ О.А. Жученко

«___»_____________ 20 __ г.

Автор – составитель: преподаватель профессионального модуля первой квалификационной категории Гусева Т.В.


Содержание

Стр.

Введение

4

Вопросы для самоподготовки

7

Теоретический материал к практическому занятию

1. Клизма

2. Технология выполнения простой медицинской услуги «Введение лекарственных средств с помощью клизмы»

3. Постановка сифонной клизмы

9

9

13

16

Задание к внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся

18

Литература

20


Введение

Одной из основных задач модернизации российского здравоохранения является повышение качества и доступности медицинской помощи. Проблема качества медицинской помощи связана с работой не только врачебного, но и безусловно сестринского персонала. Одной из задач совершенствования сестринской деятельности является определение профессиональных требований и ответственности сестринского персонала, расширение профессиональной компетентности и увеличение профессиональной самостоятельности.

Изучение тем по МДК 02.01 Р1 «Технология выполнения простых медицинских услуг» имеет большое, как теоретическое, так и практическое значение.

Для успешного освоения тем необходимы фундаментальные знания, прежде всего «Основы анатомии, физиологии и патологии человека». Используются знания, полученные на других дисциплинах: «Фармакология», «Безопасная среда для персонала и пациентов», «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Основы микробиологии», «Гигиена и экология человека».

На изучение каждой темы отводится 4 часа.

Каждая тема актуальна. Для ухода за пациентами мы должны готовить специально обученный медицинский персонал. Поэтому, подробное изучение данной темы позволит выполнить поставленную задачу.

При проведении занятий по каждой теме, преподаватель учитывает, что все темы имеют огромное значение в будущей работе медицинской сестры, так как от знаний медсестры, особенностей общения с тяжелобольным, его семьей и близкими, зависит психологическое состояние пациента и ее собственное.

 Приемы работы студентов: получение задания, участие в беседе, ответы на вопросы, решение ситуационных задач, ознакомление с методическими указаниями. Выполнение тренировочных работ, фиксация и анализ результатов, составление алгоритма действия при решении ситуационных задач – позволяют преподавателю наиболее обстоятельно изучить со студентами темы.

Хорошее оснащение занятия помогает максимально приблизить студентов к реальным обстоятельствам.

При подведении итога практического занятия используются следующие педагогические приемы: поощрение и предоставление помощи нуждающимся в ней студентам. Итоговая оценка отдельным студентам выставляется после с суммирования следующих данных: внешний вид студента, дисциплина на занятии, учет устного ответа, тест - контроля, решения ситуационных задач, самостоятельная работа.

Итоговая общая оценка деятельности всей группы зависит от степени реализации поставленной цели в начале занятия.

Результатом освоения материала является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3.Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5.Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию

OK 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

OK 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

OK 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

OK 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

OK 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ОК 14 Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.

Материальное обеспечение учебного занятия

1. Методические пособия для студентов по каждой изучаемой теме.

2. Ноутбук.

3. Мультимедийная установка.

4. Презентации.

5. Учебные видеофильмы.

6. Фантомы для отработки манипуляций.

7. Оборудование для отработки манипуляций.

8. Сборник тестовых заданий.

9. Сборник ситуационных задач.

10. Рабочая программа.

11. Календарно-тематический план.

Оборудование для проведения занятия:

  1. фантом пациента;
  2. муляж таза для проведения клизм -3шт.;
  3. системы для проведения сифонной клизмы - 3шт.;
  4. кружки Эсмарха - 3шт.;
  5. газоотводные трубки (в упаковках) -3шт.;
  6. клизменные наконечники (в упаковках) -3шт.;
  7. грушевидные баллоны (50, 100, 200 мл.) -3шт.;
  8. шпатели  3 шт.;
  9. судна - 3 шт.;
  10. перевязочный материал (салфетки);
  11. ширма - 1 шт.;
  12. таз эмалированный - 3 шт.;
  13. перчатки (резиновые) - 20 шт.;
  14. клеенчатые фартуки - 10шт.;
  15. непромокаемые мешки - 10шт.;
  16. впитывающие пеленки (клеенки) - 10шт.;
  17. емкости с вазелином, вазелиновым маслом, 10% раствором натрия хлорида (магния сульфата), колларголом, настоями лекарственных трав - по одному набору на каждом манипуляционном столике;
  18. водные термометры - 3 шт.;
  19. лотки - 6 шт.;
  20. оформление кабинета по зонам: "палата", "клизменная", "сестринский пост".

Распределение рабочего времени на учебном занятии

1. Организационный момент: 2 мин.

Преподаватель настраивает внимание студентов на работу, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов, готовность аудитории к занятию.

2. Формулировка темы, ее мотивация: 2 мин.

Преподаватель сообщает тему занятия, акцентирует внимание на ее значении в практической деятельности.

3. Определение целей занятия: 3 мин.

Преподаватель знакомит студентов с теми знаниями и практическими навыками, которые будут являться конечным результатом учебно-познавательной и практической деятельности.

4.Повторение пройденного материала: 20 мин.

Преподаватель проводит фронтальный опрос студентов по вопросам, данным накануне для самоподготовки. Для оценки уровня усвоения пройденного материала.

5. Вводный инструктаж: 20 мин

Преподаватель знакомит студентов с новым теоретическим материалом, раскрывает основные понятия по теме. Преподаватель объясняет ход самостоятельной работы студен-тов. Знакомит с методическими пособиями для студентов, инструктирует студентов о соблюдении правил техники безопасности в работе.

6.Демонстрация на фантоме алгоритма выполнения манипуляций по теме: 30 мин

Преподаватель демонстрирует технику проведения манипуляции. Преподаватель демонстрирует учебный видеофильм.

7. Самостоятельная работа:100 мин

1)Самостоятельная работа с методическим пособием для студентов, конспектирование основных понятий и алгоритмов действия манипуляций по теме. 50 мин

Предлагает студентам самостоятельно прочитать теоретический материал в методичке и записать основные понятия в тетрадях. Составить и записать алгоритм действия при манипуляциях.

2)Отработка навыка выполнения манипуляций. Решение ситуационных задач и тестов по теме: 50 мин

Преподаватель направляет и контролирует действия студентов, разъясняет трудные для их понимания вопросы с целью закрепления нового материала, выявления уровня приобретенных знаний. Главная задача – точность выполнения манипуляций. Помогает студентам в решении ситуационных задач и тестов по теме.

8. Подведение итогов занятия. Задание на дом: 3 мин

Преподаватель подводит итог занятия в целом. Оценивает работу студентов в подгруппе и каждого в отдельности. Дает задание на дом.

Критерии оценок различных видов работ на занятии

Фронтальный опрос

«5» – грамотный логичный полный ответ в соответствии с учебным материалом, с умением увязывать знания теории с практикой.

«4» - грамотно изложенный ответ на основе усвоенного материала с характеристикой основных понятий, но с отдельными неточностями в содержании.

«3» - в ответе прослеживается знание основных разделов материала, но изложение неполное, непоследовательное с неточностями в определении понятий.

«2» – ответ неуверенный, неполный, беспорядочно излагается, не выделяется главное, допускаются ошибки в определении понятий.

Ситуационная задача

«5» – легкая ориентация в решении задачи, умение увязывать теорию с практикой, умение провести анализ, поставить и обосновать диагноз, рекомендовать лечение.

«4» – решение задачи с осознанным применением знаний теории и практики, но с отдельными неточностями при анализе и обосновании диагноза.

«3» – решение задачи с помощью преподавателя или учащихся, непоследовательность при анализе, неточности при постановке диагноза и выборе метода лечения, неумение обосновать суждения.

«2» – неумение применить знания при решении задачи, неумение выделить главное, ошибки при анализе, незнание взаимосвязи теории с практикой, неспособность высказать мнение.

Оценка практических умений

«5» – четкое грамотное выполнение манипуляций с теоретическим обоснованием работы, стремление познать новое, использовать дополнительный материал, выраженный интерес к практической деятельности.

«4» – менее свободное выполнение манипуляций, с незначительной помощью преподавателя при теоретическом обосновании, стремление и активность в улучшении результата.

«3» – недостаточно четкое выполнение манипуляций, слабое овладение техникой, затруднения при теоретическом обосновании материала, отсутствие стремления к самостоятельности в работе и выполнению манипуляций.

«2» – неумение самостоятельно выполнять манипуляции, полное отсутствие знаний и интереса к работе.

Студент должен знать:

  • виды клизм;
  • механизм действия различных видов клизм;
  • цели, противопоказания и возможные осложнения при постановке клизм;
  • цели, противопоказания и возможные осложнения при применения газоотводной трубки;
  • дезинфекция и утилизация предметов разового пользования;
  • меры предосторожности при постановке клизм и газоотводной трубки.

Уметь:

  • осуществить наблюдение за деятельностью кишечника пациента;
  • осуществить постановку всех видов клизм (на фантоме);
  • провести беседу с пациентом о цели постановке клизмы, возможных ощущениях;

Вопросы для самоподготовки

  • понятие «метеоризм»,
  • понятия атонические и спастические запоры,
  • определение клизмы,
  • абсолютные противопоказания к постановке клизм,
  • цели постановки клизм,
  • механизм действия всех видов клизм,
  • виды клизм,
  • отличие лекарственной от очистительной и сифонной клизм,
  • сущность послабляющих клизм,
  • психологическая и физиологическая подготовка пациентов к клизме,
  • оснащение к той или иной клизме,
  • растворы, которые используются для той или иной клизмы,
  • положение пациентов при постановке клизм,
  • глубина введения наконечника (твёрдого или мягкого) в прямую кишку при проведении разных видов клизм,
  • поведение пациента после постановки клизмы,
  • осложнения, которые могут возникнуть при постановке клизм и сестринские вмешательства при этом,
  • показания к применению газоотводной трубки,
  • дезинфекция и утилизация инструментов после постановки клизм (многоразовых и одноразовых),
  • правила техники безопасности при постановке клизм и газоотводной трубки.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Клизма

Введение через прямую кишку жидкости с лечебной или диагностической целью.

Кружка Эсмарха

Специальный резиновый или стеклянный резервуар, соединенный с трубкой для введения жидкости в кишечник. Используется для проведения очистительной клизмы.

Метеоризм

Пучение, вздутие живота скопившимися кишечными газами.

Флатуленция

Самостоятельное выделение газов из нижних отделов толстого кишечника, скапливающихся в результате метеоризма.

Ирригоскопия

Рентгенологическое исследование толстого кишечника.

Копростаз

Это каловый застой, который вызывает закупорку просвета толстого отдела кишечника

Колит

Воспалительное заболевание слизистой оболочки толстой кишки.

Геморрой

Заболевание, связанное с тромбозом, воспалением, патологическим расширением и извитостью геморроидальных вен, образующих узлы вокруг прямой кишки.

Парапроктит

Заболевание, при котором формируется воспаление с формированием гнойных мешков (абсцессов) в области тканей, окружающих прямую кишку.


Теоретический материал к практическому занятию

1. Клизма

Клизма - это введение жидкости в нижний отдел толстого кишечника с лечебной или диагностической целью. По цели постановки различают виды клизм: очистительная; лекарственная; питательная; сифонная; масляная; гипертоническая; эмульсионная. Каждая из них имеет свои особенности использования. В зависимости от вида клизм, и показания к их применению также различаются.

Процедура должна проводиться только по назначению лечащего врача и желательно под его контролем. Это обусловлено тем, что она имеет ряд противопоказаний, игнорирование которых может нанести вред здоровью.

Запрещается проводить клизму при:

  • различного рода воспалениях слизистой оболочки толстой кишки;
  • патологиях органов брюшной полости, имеющих острый характер (например, при аппендиците, перитоните);
  • склонности к возникновению кишечного кровотечения или при его наличии;
  • сердечной недостаточности;
  • дисбактериозе;
  • кровоточащем геморрое;
  • наличии новообразований в толстой кишке.

Кроме того, клизма противопоказана в первые несколько дней после хирургического вмешательства в органы пищеварительной системы.

Независимо от того, какой вид клизмы предполагается использовать, не требуется придерживаться строгих правил перед их применением.

Общие рекомендации:

  • за сутки до проведения процедуры желательно исключить из рациона продукты, богатые клетчаткой;
  • в день перед клизмой рекомендуется отдать предпочтение первым блюдам.

Если цель процедуры - очищение кишечника, принимать слабительные препараты не нужно. Они никак не влияют на результат.

Все клизмы делаются при положении пациента лёжа на левом боку без подушки, правая нога согнута в колене, или обе ноги прижаты к животу. Если пациенту противопоказано лечь на левый бок или он не в состоянии этого сделать, то клизмы можно делать при положении пациента лёжа на спине, обе ноги при этом согнуты в коленных суставах и прижаты к животу.

Возможные проблемы пациента, возникающие в связи
с постановкой различных видов клизм.

Проблема

Цели

Вмешательства

Невозможность самостоятельно посещать туалет.

1.  Пациент будет иметь возможность самостоятельно посещать туалет.

1.  Подать судно, если нет возможности двигаться;

2.  Обеспечить свободный доступ к туалету.

Испытывает трудности, связанные с необходимостью осуществлять физиологические отправления в непривычном положении.

1.  Пациент не будет испытывать дискомфорта в связи с необходимостью физиологические отправления в постели.

2.  Положение пациента будет физиологически выгодным.

1. Обучить родственников и пациента принимать физиологически правильное и удобное положение в постели.

2.  Создать интимную обстановку (по возможности).

Страх перед недержанием мочи/кала.

1.  У пациента смягчено чувство страха перед возможным недержанием мочи, кала.

2. У пациента не будет гигиенических проблем из-за недержания мочи, кала.

1.  Психологическая поддержка.

2.  Обеспечить свободный доступ к судну, мочеприемнику.

3. Обеспечить пациенту достаточное время для осуществления физиологических отправлений.

4. Снабдить пациента памперсами, внешним катетером.

5.  На постель постелить пеленку, клеенку.

Невозможность самостоятельно осуществлять личную гигиену в области гениталий и ануса. Отсутствие достаточных знаний у пациента о личной гигиене.

1.  Пациент примет помощь сестры или родственников в осуществлении личной гигиены в области гениталий и ануса.

1. Обучение пациента и его родственников правилам личной гигиены.

2. Обеспечение интимной обстановки для осуществления мероприятий по личной гигиене.

3.  Обеспечить пациента всем необходимым для осуществления личной гигиены.

Нежелание открыто обсуждать вопросы, связанные с физиологическими отправлениями;

1.  Пациент будет свободно (без стеснения) обсуждать вопросы, связанные с физиологическими отправлениями.

1. Доверительная беседа с пациентом.

2.  Оказание психологической поддержки.

Риск развития инфекции мочевыводящих путей;

1.  Риск развития инфекции мочевыводящих путей сведен до минимума.

1.  Обучение правилам и особенностям проведения мероприятий по поддержанию личной гигиены;

2.  Контроль за соблюдением пациентом правил личной гигиены.

Отсутствие оперативной связи с сестрой при возникновении потребности в физиологических отправлениях.

1.  Будет иметь возможность вызова сестры.

2. Будет иметь удобный доступ к судну, мочеприемнику.

1.  Обеспечить звуковым сигналом для связи.

2.Обеспечить индивидуальным судном и мочеприемником.

Не умеет пользоваться звуковым сигналом для вызова сестры.

1. Будет уметь пользоваться звуковым сигналом.

1.  Обучить пользоваться звуковым сигналом.


КЛИЗМЫ (обучающая таблица)

Виды клизм

Очистительная

Масляная

Гипертоническая

Сифонная
(промывная)

Лекарственная

Показания

1. 3апоры и задержка стула различного происхождения.

2. Отравления.

3. Перед операциями, родами.

4. Перед Rg-исследованиями органов брюшной полости и малого таза.

1. Системные запоры.

2. С целью лечения воспалительного заболевания толстого кишечника.

3. Состояния пациента, при которых натуживание нежелательно.

1. Запоры, если противопоказана очистительная клизма.

2. Запоры у больных с отеками:

• при повышенном внутричерепном давлении;

• при гипертонической болезни.

1. При отсутствии эффекта от очистительной клизмы, газоотводной трубки, приема слабительных.

2. Подозрение на кишечную непроходимость.

3. Удаление из кишечника продуктов брожения, гниения, слизи, гноя, ядов при отравлении.

1. Воздействие на слизистую оболочку кишечника (местное).

2. Для введения лекарственных веществ общего действия:

• судорожный спазм;

• сердечная недостаточность и др.

Противо-показания

1. Трещины заднего прохода.

2. Ущемленные геморроидальные узлы.

3. Выпадение прямой кишки.

4 Воспаление брюшины и желудочно-кишечные кровотечения.

6. Послеоперационный период.

1. Трещины заднего прохода.

2. Ущемленные геморроидальные узлы.

3. Выпадение прямой кишки.

1. Трещины заднего прохода.

2. Ущемленные геморроидальные узлы.

3. Выпадение прямой кишки.

1. Те же, что и для очистительной клизмы.

2. Воспаление брюшины, аппендицит.

3. Кишечные кровотечения.

4. Проведение в отсутствии врача.

1. Кишечные кровотечения.

2. Трещины заднего прохода.

3. Выпадение прямой кишки.

Механизм
действия

1. Усиление перистальтики.

2. Разрыхление и облегчение выведения кала.

3. Очищающее действие.

1. Размягчение каловых масс.

2. Проникновение между стенками кишки и калом, облегчение его выведения.

3.Усиление перистальтики.

4. Очищающее действие без натуживания.

1. Раздражение стенки кишечника, усиление перистальтики, вызов притока воды из тканей в просвет кишки, образование обильного жидкого стула.

2. Уменьшение отеков, снижение АД.

1. Механизм действия основан на принципе сообщающихся сосудов. Размывание каловые масс водой, удаление из кишечника кала, ядовитых веществ.

2. Очищающее действие

Всасывание лекарств через слизистую кишечника

Время
наступления
эффекта

10-15 минут

10-12 часов
(делается на ночь)

20—30 минут

В процессе процедуры, до чистых промывных вод

Жидкость,
используемая
для введения

Вода

Растительные масла, вазелиновое масло

10% раствор NаС1,

20-30% раствор МgS04

Вода, раствор питьевой соды, слабый раствор КМn04

Противовоспалительные, гормональные, обезболивающие лекарств. ср-ва, масла, настои трав

Количество вводимой
жидкости

Взрослым - 1-1,5 литра

Взрослым -100-150 мл Детям – 30-50 мл

Взрослым -100-150 мл
Детям – 20-30мл

Примерно 10-12 литров

50 мл

Температура вводимой
жидкости

Комнатная - 20°С,

при атоническом запоре - 12-16°С;

при спастическом запоре - 42°

37-38°С

37-38°С

По указанию врача или 30°С (при отсутствии спец. указаний)

38-42°С

Глубина
введения
наконечника

Вводят на 5 - 10 см

(пластмассовый

 наконечник)

Вводят на 15-20 см
(газоотводную трубку)

Вводят на 10- 12 см
(газоотводную трубку)

Вводят на 30-40 см (толстый зонд)

Вводят газоотводную трубку на максимально возможную глубину или на длину наконечника  грушевидного

баллона.


2. Технология выполнения простой медицинской услуги

ВВЕДЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ С ПОМОЩЬЮ КЛИЗМЫ

 (согласно ГОСТ Р 52623.3-2015)

Функциональное назначение простой медицинской услуги - Лечение заболеваний.

Материальные ресурсы:

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

Грушевидный баллон на 150 мл.

Газоотводная трубка.

Штатив для капельных вливаний.

Система для капельного введения.

Шприц.

Лоток.

Пинцет

Стерильный наконечник

Шпатель

Ширма (если процедура выполняется в палате)

Водный термометр

Непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б.

Лекарственные средства

Вазелин.

Прочий расходный материал

Лекарственные препараты по назначению врача

Нестерильные перчатки

Туалетная бумага.

Фартук влагонепроницаемый.

Подкладная пеленка влагоустойчивая одноразовая.

Пеленка для укрывания пациента

Клеенка

2.1 Подготовка к процедуре:

  1. Идентифицировать пациента, представиться, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.
  2. Подготовьте все необходимое оснащение для выполнения данной процедуры.
  3. Отгородить пациента ширмой (если процедура выполняется в многоместной палате).
  4. Попросить пациента принять позу: положение на левом боку, ноги согнуты в коленях. Если пациенту противопоказано положение на боку, он может находиться в положении лежа на спине с согнутыми в коленях и разведенными в стороны ногами
  5. Подложить под ягодицы и бёдра пациента клеенку и пелёнку.
  6. Обработать руки гигиеническим способом, осушить
  7. Надеть фартук и нестерильные перчатки.

2.2 Выполнение процедуры:

8.        Набрать в грушевидный баллон теплого лекарственного препарата t 37-38 (количество вводимого лекарственного препарата определяет врач).

9.        Закруглённый конец газоотводной трубки смазать вазелином на протяжении 30 см.

10.Закруглённый конец трубки взять в правую руку как «писчее перо», а свободный конец зажать 4 и 5 пальцем.

11.Раздвинуть ягодицы 1-2 пальцами левой руки. Правой рукой ввести газоотводную трубку на глубину 15-30 см (первые 3-4 см по направлению к пупку, а остальные – по направлению позвоночника) так, чтобы наружный конец выступал не менее 10 см. У детей младшего возраста глубина введения трубки  6-15 см, с 10-12 лет вводить на глубину 15-30 см.

12.При однократном введении: присоединить к трубке грушевидный баллон или шприц и медленно ввести лекарственный препарат. Не разжимая грушевидный баллон, отсоединить его от газоотводной трубки, извлечь газоотводную трубку и поместить ее вместе с грушевидным баллоном в лоток.

13.При капельном введении: большим и указательным пальцами левой руки раздвинуть ягодицы, а правой рукой ввести наконечник в прямую кишку; отрегулировать скорость вливания раствора.

14.Укрыть пациента одеялом.

15.По окончании процедуры вытереть салфеткой (или туалетной бумагой) кожу в области анального отверстия (у женщин в направлении спереди-назад).

2.3 Окончание процедуры:

16.Поместить бумагу в пластиковый пакет или лоток.

17.Снять фартук, перчатки, газоотводную трубку, наконечник поместить в емкость для дезинфекции или непромокаемый пакет/контейнер для утилизации отходов класса Б

18.Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептического раствора)

19.Если процедура проводилась в манипуляционной – сопроводить пациента в палату.

20.Уточнить у пациента о его самочувствии.

21.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения услуги в медицинской документации.

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики

За 20-30 мин. до постановки лекарственной клизмы, а также лекарственной микроклизмы, сделать пациенту очистительную клизму.

При проведении капельных вливаний 5% раствора глюкозы, 0.9% раствора хлорида натрия к флакону прикрепляют грелку для поддержания температуры раствора (40°-42°), скорость введения должна быть не более 60-80 кап/ мин. Так как процедура длительная, пациента о ней следует предупредить заранее. Ставить капельную клизму лучше на ночь, обязательно в палате. Контролируют частоту капель и температуру раствора. Следят, чтобы трубка оставалась соединенной с системой. Если для постановки клизмы используется катетер, то он должен быть промаркирован и использоваться только для введения в кишечник.

Достигаемые результаты и их оценка: Самочувствие пациента стабильное. Реакций на введение лекарственного препарата нет. Осложнений процедуры не наблюдается. Пациент чувствует себя комфортно.

http://nenuda.ru/nuda/151/150473/150473_html_m173e8fd2.jpg

Лекарственная клизма, техника выполнения.


3. Постановка сифонной клизмы.

Цель. Освобождение кишечника от каловых масс и газов. 
Показания к сифонной клизме: отсутствие эффекта от очистительной клизмы; удаление из кишечника продуктов усиленного брожения, гниения, слизи, ядов, попавших через рот, и ядовитых веществ, выделенных из организма через кишечную стенку; подозрение на кишечную непроходимость (отсутствие пузырьков газа в промывных водах подтверждает подозрение). 
Противопоказания. Кишечные кровотечения; перфорация кишечника; травмы кишечника. 
Оснащение. Клеенка; система, состоящая из толстой резиновой кишечной трубки, соединенной посредством контрольной стеклянной трубки с другой резиновой трубкой, длиной 1 м (на свободный конец резиновой трубки надета воронка емкостью 1 л); кипяченая вода (+38 °С) 10 л, т.е. ведро; таз; клеенчатый фартук; резиновые перчатки; ковш объемом I л; емкость с маркировкой «Для клизменных наконечников» с 3% раствором хлорамина.

Сифонная клизма, техника выполнения.

1. К кушетке ставят таз, на кушетку стелят клеенку так, чтобы один ее конец свисал в таз. 
2. Укладывают пациента на кушетку на левый бок с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами. 
3. Медицинская сестра надевает клеенчатый фартук. 
4. Конец кишечной трубки смазывают вазелином и вводят в прямую кишку на глубину 30 - 40 см, соблюдая изгибы кишечника. 
5. Воронку держат в наклонном положении немного выше уровня тела пациента, наполняют ее водой в количестве 1 л и поднимают выше уровня тела (до высоты 1 м). 
6. Как только уровень убывающей воды достигает вершины конуса воронки, ее опускают над тазом, не переворачивая, и выжидают, пока вода с кишечным содержимым вернется к прежнему уровню воронки. При таком положении воронки хорошо видны пузырьки выходящего вместе с водой газа, движение которого можно наблюдать и в соединительной стеклянной трубке. 
7. Содержимое воронки выливают в таз. Снова наполняют ее водой и повторяют промывание. При подозрении на кишечную непроходимость (если не было выделения газов) необходимо сообщить врачу. 
8. Промывание проводят до тех пор, пока в ведре есть вода. 
9. По окончании процедуры воронку снимают, а трубку оставляют на 10 - 20 мин в прямой кишке, опустив ее наружный конец в таз для стока оставшейся жидкости и отхождения газов. 
10. Систему и воронку сразу после использования замачивают в 3 % растворе хлорамина на 1 ч и далее обрабатывают по ОСТ 42-21-2-85.

Примечания. Кишечная трубка из плотной резины на конце, который вводится в кишечник, имеет центральное и несколько боковых отверстий. Сифонная клизма - тяжелая для пациента манипуляция, поэтому необходимо внимательно следить за его состоянием во время процедуры. Присутствие врача во время постановки сифонной клизмы обязательно.

Сифонная клизма  Сифонная клизма.

 Поднимание воронки выше уровня тела больного.


http://ok-t.ru/studopediaru/baza7/1445236198490.files/image171.jpg       Сифонная клизма

             http://konspekta.net/allrefs/baza3/418073476377.files/image004.jpg                       http://videoclipsimage.agaclip.com/yOtoNGHrWP--_-176-wmv.jpg

Задание к внеаудиторной самостоятельной

работе обучающихся

  1. Изучить материал в учебнике «Основы сестринского дела» Обуховец Т.П., Чернова О.В. Стр.602-604,
  2. Изучить конспект.
  3. Отработать технику манипуляций.
  4. Решить ситуационные задачи.

Ситуационные задачи по теме

"Клизмы. Постановка газоотводной трубки"

Ситуационная задача № 1

Медицинская сестра по назначению врача поставила очистительную клизму пациенту. После постановки очистительной клизмы через 10 минут их кишечника пациента выделилась только вода.

Оцените эффективность клизмы. Что необходимо предпринять медицинской сестре.

Ситуационная задача № 2

Пациентке кардиологического отделения назначена гипертоническая клизма. Из беседы с пациенткой медицинская сестра выяснила, что у пациентки из прямой кишки периодически выделяется кровь по каплям.

Тактика медицинской сестры.

Ситуационная задача № 3

В родильное отделение поступает женщина в родах.

Какую процедуру необходимо провести женщине в приёмном отделении, кроме санитарной обработки?

Ситуационная задача № 4

У пациента при постановке очистительной клизмы в самом начале процедуры появилось чувство распирания, боли в животе. Пациент требует прекратить процедуру.

Тактика медицинской сестры.

Ситуационная задача № 5

У вас в палате находится пациент после операции, который предъявляет жалобы на боли в животе из-за вздутия кишечника.

Тактика медицинской сестры.

Ситуационная задача №6

Пациентка 56 лет попросила медсестру поставить ей очистительную клизму, в связи с тем, что только она ей помогает при запорах, а у пациентки нет стула уже 4 дня. Медсестра ей отказала и дала слабительное.

Ваша тактика в данной ситуации?

Допущены ли ошибки медсестрой?

Ситуационная задача №7

Медсестра пришла в палату к пациенту 20 лет для постановки очистительной клизмы, но кроме него в палате находились другие больные. Пациент категорически отказался от манипуляции.

Какие были допущены ошибки? Как нужно поступить?

Ситуационная задача №8

Молодая медсестра пригласила пациента 17 лет в клизменную для постановки очистительной клизмы перед лекарственной. Увидев медсестру пациент категорически отказался от манипуляции.

Тактика медсестры в данной ситуации.

Ситуационная задача №9

Пациентке 58 лет вечером была поставлена масляная клизма. Утром медсестра подала судно, а затем сразу его убрала, после опорожнения кишечника, накрыла пациентку одеялом и ушла.

Всё ли сделала медсестра?

Тактика медсестры в данной ситуации?

Ситуационная задача №10

Пациент 50 лет находится на строгом постельном режиме по поводу инфаркта миокарда. У него хороший аппетит, но есть жалобы на вздутие живота и отсутствие стула в течение 3-х дней.

Ваша тактика в данной ситуации?

Какую клизму рациональнее поставить?

Ситуационная задача №11

Врач назначил пациенту микроклизму с настоем ромашки. Вы видите, что пациент нервничает и расспрашивает окружающих

Тактика медсестры в данной ситуации?

Ситуационная задача №12

Пациенту 17 лет, по назначению врача медсестра поставила очистительную клизму, но через 20 минут выделилась только вода.

Оцените эффективность очистительной клизмы.

Тактика медсестры в данном случае?

Ситуационная задача №13

У пациентки 30 лет во время постановки очистительной клизмы появились жалобы на боль в животе.

Тактика медсестры в данной ситуации?

Ситуационная задача №14

Пациентка 18 лет, страдающая заболеванием почек, находится на постельном режиме. В течение последних 3-х суток у неё не было стула, о чём она сообщила медсестре. У пациентки выраженные отёки на лице и ногах, живот вздут.

Какую клизму рациональнее поставить?

Тактика медсестры в данной ситуации?


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

1

Основы сестринского дела

Обуховец Т.П., Чернова О.В.

Ростов н/Д: «Феникс», 2017

2

Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций

Широкова Н.В. и др.

М.: ГЭОТАР Медиа, 2015

Дополнительные источники:

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

1

Основы сестринского дела

АббясовИ.Х., Двойников С.И., Карасева Л.А. и др.

М.: Издательский центр «Академия», 2007

2

Основы сестринского дела

ОбуховецТ.П.Склярова Т.А., Чернова О.В

Ростов н/Д: «Феникс», 2006

Интернет-ресурсы:

http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;

http://www.consultant.ru/- нормативные документы;

http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;

www.med-pravo.ru – нормативные документы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по фармацевтической химии для преподавателя Тема: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы» Специальность 33.01.02«Фармация» II курс

Методическая разработка практического занятия по теме: «Внутриаптечный контроль лекарственных форм с лекарственными средствами IV и III групп периодической системы. Концентрированный раствор натрия ги...

Методическая разработка практического занятия по теме "Постановка газоотводной трубки. Постановка очистительной клизмы"

В материале изложены теоретические и практические аспекты темы, изучаемой в рамках предмета Технология выполнения постых медицинских услуг....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -

Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.

Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...