Методические рекомендации по проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов
методическая разработка

Кимяева Светлана Павловна

В данном документе Вы можете ознакомиться с методическими рекомендациями по проведению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" за 2019 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_provedeniyu_vsr.docx465.99 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ МК №1)

Методические рекомендации

по внеаудиторной самостоятельной работе студентов

по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Кимяева С.П. – преподаватель МК №1

Москва

2020

Оглавление

Пояснительная записка        3

1.        Общие положения по самостоятельной работе студента        4

2.        Методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной работы        7

2.1 Методические рекомендации по составлению конспекта        7

2.2 Методические рекомендации по выполнению практических занятий        7

2.3 Методические рекомендации по написанию реферата        8

2.4 Методические рекомендации по составлению презентаций        14

2.5 Методические рекомендации по составлению кроссвордов        19

Список используемых источников        25

Пояснительная записка

В данной разработке представлены методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
  • использовать изученные прикладные программные средства.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;
  • базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
  • сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  1. Общие положения по самостоятельной работе студента

Самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Самостоятельная работа студентов в колледже является важным видом учебной и исследовательской деятельности студента. Обучение включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому самостоятельная работа студента должна стать эффективной и целенаправленной работой.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами самостоятельной работы студента являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений;
  • использование материала, собранного и полученного в ходе занятий на лекциях и практических занятиях, для эффективной подготовки к итоговому зачету.

Выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):

  • аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
  • внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:

  • формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
  • написание контрольных работ и рефератов;
  • составление кроссвордов;
  • подготовка к практическим работам, их оформление;
  • компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости в виде аттестующих тестов.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:

  • текущие консультации;
  • прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
  • прием и защита практических работ (во время проведения ПЗ);
  • выполнение научно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита).

     Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:

  • подготовительный (определение целей, задач);
  • основной (реализация самостоятельной работы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
  • заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности работы).

  1. Методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной работы

2.1 Методические рекомендации по составлению конспекта

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.
  2. Выделите главное, составьте план.
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.
  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

2.2 Методические рекомендации по выполнению практических занятий

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение ситуативных задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

При самостоятельном решении поставленных задач нужно обосновывать каждый этап действий, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала решения поставленных задач составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками, инструкциями по выполнению.

Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный результат следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи.  

2.3 Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат – доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Реферат является изложением содержания научной работы, художественной книги и воспроизводит содержание первичного текста, либо содержат творческое или критическое осмысление поставленного вопроса. Реферат выполняется с целью проверки знаний и умений студента по отдельной теме, разделу учебной программы.

Цели написания реферата: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы в результате обучения и их коррекция по полноте, глубине, обобщенности, осознанности.

Как начать работу над текстом (как найти «вдохновение»)?
Во-первых, должна быть идея, а для этого нужно научиться либо относиться к разным явлениям и фактам несколько критически (своя идея – как иная точка зрения), либо научиться увлекаться какими-то известными идеями, которые нуждаются в доработке (идея – как оптимистическая позиция и направленность на дальнейшее совершенствование уже известного).

Во-вторых, важно уметь отвлекаться от окружающей суеты, для чего важно уметь выделять важнейшие приоритеты в своей учебно-исследовательской деятельности.

В-третьих, научиться организовывать свое время, ведь, как известно, свободное время – важнейшее условие настоящего творчества, для него наконец-то появляется время. Иногда именно на организацию такого времени уходит немалая часть сил и талантов.

Писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять, что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы (заодно представьте себя на месте такого человека). Сам реферат следует оформлять по требованиям.

Требования к структуре реферата:

Все структурные элементы реферата предоставляются в следующей последовательности:

  • Титульный лист;
  • Содержание;
  • Основная часть (включает: введение, главы и заключение);
  • Список используемых источников;
  • Приложения (при необходимости).

Оформление теоретической части

Работа выполняется на компьютере и распечатывается только на белой бумаге стандартного формата А4 на одной стороне листа:

  • Поля: левое 30 мм, правое 10 мм, верхнее 20 мм, нижнее 20 мм;
  • Ориентация страницы – книжная;
  • Наименование шрифта – Times New Roman;
  • Размер шрифта – заголовки (оглавление, содержание, введение, наименование глав, заключение, вывод, список используемых источников, приложения) 14 пт, подзаголовки 14 пт, основной текст 14 пт, текст в таблицах 12-14 пт;
  • Междустрочный интервал: текст – полуторный, таблицы – одинарный;
  • Выравнивание текста – заголовки по центру, подзаголовки по левому краю, нумерация таблиц по левому краю, нумерация рисунков по центру, текст по ширине;
  • Абзац (красная строка) – отступ 1,25 см;
  • По тексту – не используется никакого выделения: ни «полужирный», ни «курсив», ни «подчеркнутый», ни смена шрифта;
  • Нумерация страниц – сквозная по всему документу (работе), начинается с титульного листа, но номер страницы выставляется, начиная с листа «Содержание». Страницы нумеруются арабскими цифрами в середине в верху или в низу страницы.

Оформление заголовков

Заголовки структурных элементов документа и разделов основной части следует печатать без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовки должны быть краткими и соответствовать содержанию.

  • С нового листа начинаются разделы – «содержание», «введение», «главы», «заключение», «список используемых источников», «приложения»;
  • С нового листа не начинаются – подразделы;
  • Заглавными буквами «полужирным» шрифтом выделяются – заголовки: «введение», «главы», «заключение», «список используемых источников». Данные заголовки выравниваются по центру, без абзаца (отступ);
  • Заглавными буквами «полужирным» шрифтом выделяется – заголовок: «приложение», выравнивается по правому краю;
  • Прописными буквами «полужирным» шрифтом выделяются – заголовок: «содержание» и подзаголовки (подразделы) выравнивается по левому краю, с абзацем (отступом) 1,25 см;
  • Заголовки: «содержание», «введение», «главы», «заключение», «список используемых источников», «приложения» следует отделять от подзаголовков (подразделов) и текста 2 междустрочными интервалами;
  • Подзаголовки (подразделы) следует отделять от текста - одним междустрочным интервалам.

Оформление таблиц

Таблицы позволяют систематизировать текст, обеспечивать наглядность информации. Каждая таблица должна иметь наименование, точно и кратко отражающее ее содержание. Таблицы располагаются после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице, а при необходимости в приложении.

  • Номер таблицы, например, «Таблица 1», помещается над таблицей, выравнивается по левому краю;
  • Нумерация таблиц сквозная по всему тексту работы;
  • Название таблицы пишется «Значения интенсивности…», без точки в конце, помещается под номером таблицы и выравнивается по левому краю;
  • При продолжении части таблицы на следующей странице, размещать надпись о продолжении, например, «Продолжение таблицы 1» и шапку таблицы, нумерация в таблице продолжается;
  • Шапка таблицы не выделяется, а также в таблице не используются какие-либо выделения.
  • Таблицы выравниваются по центру;
  • Текст шапки таблицы выравнивается – в ячейке по центру;
  • Текст в таблице выравнивается по ширине;
  • Числовые значения в таблице выравниваются по правому краю;
  • При ссылках на таблицу в тексте следует писать «… показано в Таблице 2», «… согласно расчетам приведенных в Таблице 3» либо указывается в конце параграфа «… (Приложение 1, табл. 5)»

Оформление иллюстраций

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа (как можно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце работы оформлены в Приложения.

  • Рисунки выравниваются по центру;
  • Номер и наименование рисунка помещается под рисунком, выравнивается по центру без точки в концы;
  • Иллюстрации, расположенные по тексту, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией, по всему тексту, например, Рисунок 1;
  • Допускается нумерация иллюстраций в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации этого раздела, разделенных точкой, например, Рисунок 1.1;
  • Иллюстрации, расположенные в приложениях, нумеруются в пределах данного приложения;
  • При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 1» при сквозной нумерации, «… показано на рисунке 1.2» при нумерации в пределах раздела, а также возможны ссылки на иллюстрации, расположенные в Приложениях, например, (Приложение 1, рис.3-5).

Оформление используемых источников

Список используемых источников представляет собой перечень тех документов и источников, которые использовались при написании работы, расположенных в алфавитном порядке по разделам в следующей последовательности:

  • Нормативно-правовые источники;
  • Учебники, монографии, брошюры;
  • Диссертации и авторефераты диссертаций;
  • Периодические издания;
  • Иностранная литература;
  • Электронные ресурсы.

Список используемых источников включает в себя при выполнении реферата хотя бы 7-10 наименований.

Оформление приложений

Приложение дополняет текст работы. Приложением может быть графический материал, таблицы, расчеты, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ПК и т.д.

  • Приложения используются только в том случае, если они дополняют содержание основных проблем исследования и носят справочный или рекомендательный характер;
  • Характер приложения определяется автором работы самостоятельно, исходя из содержания;
  • Приложения располагаются в смысловом порядке излагаемого в работе;
  • В тексте работы на все приложения должны быть сделаны ссылки, например, «Приложение 1»;
  • Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и имеет тематический заголовок;

Объем работы.

Объем реферата должен составлять 6-12 страниц.

  • Введение – 1 стр.
  • Главы: 4 - 10 стр.
  • Заключение – 1 стр.

Реферат должен быть написаны грамотно, тщательно выверен, грамматические и синтаксические ошибки не допустимы, смысловая нагрузка прослеживаться через весь текст.

2.4 Методические рекомендации по составлению презентаций

Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок - слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).

Мультимедийная компьютерная презентация – это:

  • динамический синтез текста, изображения, звука;
  • яркие и доходчивые образы;
  • самые современные программные технологии интерфейса;
  • интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом;
  • мобильность и компактность информационных носителей.

Правила оформления компьютерных презентаций

Правила шрифтового оформления

  • Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы;
  • Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
  • Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

Правила выбора цветовой гаммы

  • Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов;
  • Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст;
  • Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Рекомендации по дизайну презентации

Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций, необходимо соблюдать правила ее оформления.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Рассмотрим рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида

Оформление текстовой информации:

  • размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);
  • цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;
  • тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;
  • курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Оформление графической информации:

  • рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;
  • желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;
  • цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;
  • иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом.

Анимация

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Звук:

  • звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;
  • необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;
  • если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

Единое стилевое оформление:

  • стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;
  • не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;
  • оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;
  • все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.

Содержание и расположение информационных блоков на слайде:

  • информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);
  • рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;
  • желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;
  • ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;
  • наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда.

Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.

После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.

Правила оформления презентации:

Правило № 1: Обратите внимание на качество картинок. Картинки должны быть крупными, четкими. Не пытайтесь растягивать мелкие картинки через весь слайд: это приведет к ее пикселизации, и значительному ухудшению качества. На одном слайде — не более трех картинок, чтобы не рассеивать внимание и не перегружать зрение. Картинка должна нести смысловую нагрузку, а не просто занимать место на слайде.

Правило № 2. Не перегружайте презентацию текстом. Максимально сжатые тезисы, не более трех на одном слайде. Текст не должен повторять то, что говорят, возможно, лишь краткое изложение сути сказанного.

Правило № 3. Оформление текста. Текст должен быть четким, достаточно крупным, не сливаться с фоном.

Правило № 4. Настройка анимации. Порой составитель презентации, как будто играя в интересную игру, перегружает презентацию анимационными эффектами. Это отвлекает и бывает очень тяжело для глаз. Используйте минимум эффектов, берите только самые простые. Особенно утомляют такие эффекты как вылет, вращение, собирание из элементов, увеличение, изменение шрифта или цвета.

Критерии оценивания презентации

Плохо (2)

Удовлетворительно (3)

Хорошо (4)

Отлично (5)

I. Дизайн и мультимедиа-эффекты

  • Цвет фона не соответствует цвету текста
  • Использовано более 5 цветов шрифта
  • Каждая страница имеет свой стиль оформления
  • Гиперссылки не выделены
  • Анимация отсутствует (или же презентация перегружена анимацией)
  • Звуковой фон не соответствует единой концепции, носит отвлекающий характер
  • Слишком мелкий шрифт (соответственно, объём информации слишком велик — кадр перегружен)
  • Не работают отдельные ссылки
  • Цвет фона плохо соответствует цвету текста
  • Использовано более 4 цветов шрифта
  • Некоторые страницы имеют свой стиль оформления
  • Гиперссылки выделены
  • Анимация дозирована
  • Звуковой фон не соответствует единой концепции, но не носит отвлекающий характер
  • Размер шрифта средний (соответственно, объём информации слишком большой — кадр несколько перегружен) информацией
  • Ссылки работают
  • Цвет фона хорошо соответствует цвету текста, всё можно прочесть
  • Использовано 3 цвета шрифта
  • 1-2 страницы имеют свой стиль оформления, отличный от общего
  • Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра
  • Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна
  • Звуковой фон соответствует единой концепции и привлекает внимание зрителей в нужных местах именно к информации
  • Размер шрифта оптимальный
  • Все ссылки работают
  • Цвет фона гармонирует с цветом текста, всё отлично читается
  • Использовано 3 цвета шрифта
  • Все страницы выдержаны в едином стиле
  • Гиперссылки выделены и имеют разное оформление до и после посещения кадра
  • Анимация присутствует только в тех местах, где она уместна и усиливает эффект восприятия текстовой части информации
  • Звуковой фон соответствует единой концепции и усиливает эффект восприятия текстовой части информации
  • Размер шрифта оптимальный
  • Все ссылки работают

II. Содержание

  • Содержание не является научным
  • Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) не соответствуют тексту
  • Много орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок
  • Наборы числовых данных не проиллюстрированы графиками и диаграммами
  • Информация не представляется актуальной и современной
  • Ключевые слова в тексте не выделены
  • Содержание включает в себя элементы научности
  • Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) в определенных случаях соответствуют тексту
  • Есть орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки
  • Наборы числовых данных чаще всего проиллюстрированы графиками и диаграммами
  • Информация является актуальной и современной
  • Ключевые слова в тексте чаще всего выделены
  • Содержание в целом является научным
  • Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) соответствуют тексту
  • Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки практически отсутствуют
  • Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами
  • Информация является актуальной и современной
  • Ключевые слова в тексте выделены
  • Содержание является строго научным
  • Иллюстрации (графические, музыкальные, видео) усиливают эффект восприятия текстовой части информации
  • Орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки отсутствуют
  • Наборы числовых данных проиллюстрированы графиками и диаграммами, причем в наиболее адекватной форме
  • Информация является актуальной и современной
  • Ключевые слова в тексте выделены

Правило № 5. Смена слайдов. Здесь тоже обращаем внимание, как сменяются слайды. Лучше не использовать здесь эффекты анимации совсем. Когда слайды сменяются, наезжая друг на друга или собираясь из отдельных полос, начинает просто рябить в глазах. Берегите свое зрение и зрения ваших слушателей.

2.5 Методические рекомендации по составлению кроссвордов

Кроссворд (англ. Crossword  - пересечение слов) – самая распространённая в мире игра со словами.

Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.

Кроссворд с успехом удовлетворяет потребность кого-то одолеть.

Кроссворд – способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки.

А еще – удовольствие! Если человек справляется с кроссвордом, а чаще всего интуитивно или осознанно им выбирается тот, что ему по силам, он получает такой же заряд оптимизма, который дарят не менее пяти минут смеха.

Разгадывание кроссвордов помогают сохранить светлый разум в пожилом возрасте - умственная зарядка стимулируют рост новых нейронов и не позволяют развиться таким патологиям, как болезни Альцгеймера или Паркинсона. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности. Медики, в свою очередь, уже довольно давно стали использовать эту головоломку как успокаивающее средство.  Наилучшим способом вовлечения в работу наибольшего количества клеток головного мозга и, следовательно, обеспечения им полноценного сна является разгадывание кроссвордов минут за тридцать до того, как отправиться спать. Научно доказано, что разгадывание перед сном кроссвордов улучшает память!

Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет процесс усвоения новых знаний осуществлять в игровой ситуации, а положительные эмоции, возникающие у студентов в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении студентам приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Составление кроссворда является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности студентов на занятиях.

Цель использования технологии кроссворда:

Развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся.

Результат – активизация мыслительной деятельности обучающихся.

Основные идеи технологии кроссворда:

Технология кроссворда взаимосвязана с проектной и игровой технологиями. И поэтому имеет сходные с ними идеи. Это – развивающий, деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, коммуникативный, рефлексивный подходы.

Как и любой другой проект, кроссворд ориентирован на личность обучающегося. А это одно из самых главных требований к проектным заданиям.

Классификация кроссвордов:

  1. по форме:
  • прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник;
  • круглый (циклический) кроссворд; -  сотовый кроссворд; фигурный;
  • диагональный кроссворд и т.д.
  1. по расположению:
  • симметричные;
  • асимметричными;
  • с вольным расположением слов и др.
  1. по содержанию:
  • тематические;
  • юмористические;
  • учебные;
  • числовые.

Виды кроссвордов:

  1. Классический кроссворд

  1. Японский кроссворд

  1. Кейворд

  1. Крисс-кросс

  1. Сканворд

  1. Филлворд

Этапы работы над составлением кроссворда:

1 этап – проектировочный

Обсуждение темы, содержания, этапы работы над предстоящим проектом, методы исследования, способы оформления результатов и формы их предъявления. Обучающиеся овладевают умениями и навыками работы с информационными потоками на основе информационных технологий.  

2 этап – содержательный

В процессе работы обучающиеся:

  • просматривают и изучают необходимый материал, как в лекциях, так и в дополнительных источниках информации;
  • составляют список слов раздельно по направлениям;
  • составляют вопросы к отобранным словам;
  • проверяют орфографию текста, соответствие нумерации;
  • оформляют готовый кроссворд.

3 этап – оценочно-результативный

 На этом этапе студенты представляют свой проект перед зрителями, студентами своей группы, причём каждый раз форма представления может меняться. Один из вариантов – домашнее задание, или же использование кроссворда в ходе урока.

Общие требования при составлении кроссвордов:

При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

  • Не допускается наличие незаполненных клеток в сетке кроссворда;
  • Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения;
  • Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа;
  • Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения;
  • Не допускаются аббревиатуры и сокращения;
  • Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов;
  • Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.

Требования к оформлению:

  • На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда;
  • Рисунок кроссворда должен быть четким;
  • Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:

1-й экз. - с заполненными словами;

2-й экз. - только с цифрами позиций.

Ответы на кроссворд

Ответы публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами на нерешенные позиции условий, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.

Оформление ответов на кроссворды:

  • Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
  • Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
  • Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.

Критерии оценивания составленных кроссвордов:

  1. Четкость изложения материала, полнота исследования темы;
  2. Оригинальность составления кроссворда;
  3. Практическая значимость работы;
  4. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок;
  5. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок;
  6. Количество вопросов в кроссворде, правильное их изложения.

Список используемых источников

Основные источники:

  1. Михеева Е.В. Информатика: учебник для среднего профессионального образования / Е.В. Михеева, О.Т. Титова. М.: Изд. центр «Академия», 2016. - 32 с.
  2. Михеева Е.В. Практикум по информатике: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е.В. Михеева. М.: Изд. центр «Академия», 2016. - 192 с.

Дополнительные источники:

  1. Информационные технологии: Учебник для сред. проф. образования / Г.С.Гохберг, А.В.Зафиевский, А.А.Короткин. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 208 с.
  2. Кашинцева Л.Н.. Изучение методов создания кроссворда на уроке информатики / Информатика и образование/  2017 - №10
  3. Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений. Аргунова Т.Г.- М.: НПЦ «Профессионал — Ф» -2015, 30 стр.
  4. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 2015
  5. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Басова, Н.И. Михайлова.- 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 394 с.: ил.
  6. Создание презентации в PowerPoint : учеб. Пособие для нач. проф. образования / М.Ю. Свиридова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. -224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" в СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами, грамма...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» Специальность: 09.02.02. «Компьютерные сети»

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык."  В рекомендациях представлены тексты для внеаудиторного чтения, опи...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности:09.02.02. "Компьютерные сети" при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык."  В рекомендациях представлены тексты для внеаудиторного чтения, опи...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности:11.02.01."Радиоаппаратостроение" при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованииями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" для СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами для ...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов специальности:15.02.08."Технология машиностроения" при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованииями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" для СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами для ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 2 курса по дисциплине « Математика» для специальности 131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

       Целью внеаудиторной самостоятельной работы студентов является oбобщение, систематизация и закрепление пoлученных теoретических знаний и практических умений, формирoва...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины ОУД.10 Астрономия для студентов I курса

Комплект методических рекомендаций  по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУД.10 Астрономия, разработан на основе Федерального государственного образовательно...