«Пути применения лекарственных средств»
презентация к уроку

Назарова Елена Константиновна

Лекарственные средства— вещества, вступающие в контакт с организмом человека, проникающие в органы, ткани организма человека, применяемые для профилактики, лечения заболевания и реабилитации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_primeneniya_lekarstvennyh_sredstv.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Пути применения лекарственных средств» Выполнила: Киселева Надежда Студентка I курса 111 группы Отделение «Лечебное дело» ГАПОУ СО « Вольский медицинский колледж им.З.И.Маресевой »

Слайд 2

Оглавление: 1.Лекарственные вещества. 2.Общие правила применения лекарств. 3.Пути введения: - Энтеральный путь введения -Наружный путь введения -Ингаляционный путь введения -Парентеральный путь введения 4.Правила раздачи лекарственных средств. 5.Понятия применения лекарственных средств. 6.Обучение пациента правилам приема лекарственных средств. 7.Тестовая часть. 8.Заключение. 9.Литературные и другие информационные источники.

Слайд 3

Лекарственные средства — вещества, вступающие в контакт с организмом человека, проникающие в органы, ткани организма человека, применяемые для профилактики, лечения заболевания и реабилитации.

Слайд 4

Общие правила применения лекарств 1 . Всегда давайте лекарства вовремя. 2. Перед тем, как дать больному лекарство, трижды прочтите надпись на этикетке. 3. Отметьте в истории болезни дату и время, название лекарства, его дозу и путь введения. Не делайте таких записей до тex пор, пока больной действительно не получит лекарство. 4. Если лекарства нужно давать (или вводить) несколько раз в сутки, соблюдайте соответствующие интервалы . 5.Медицинская сестра не имеет право самостоятельно назначать лекарства или замещать одни лекарства другими.

Слайд 5

Пути введения лекарственных веществ

Слайд 6

Энтеральный путь введения Через рот( per os ) -при приеме внутрь лекарственные вещества всасываются в основном в тонкой кишке. Терапевтический уровень лекарства в крови достигается через 30-90 мин после его приема и сохраняется в течение 4-6 ч в зависимости от свойств активною ингредиента и состава препарата. Преимущества перорального пути введения: - возможность введения различных лекарственных форм - порошков, таблеток, пилюль, драже, отваров, микстур, настоев, экстрактов, настоек и др.; - простота и доступность метода: - метод не требует соблюдения стерильности. Недостатки перорального пути введения: - медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте; - частичная инактивация лекарственных средств в печени; - зависимость действия лекарства от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности и наличия сопутствующих заболеваний.

Слайд 7

Энтеральный путь введения Через прямую кишку( p er rectua )- ректально вводят как жидкие лекарства (отвары, растворы, слизи), так и свечи. При этом лекарственные вещества оказывают на организм как резорбтивное действие, так и местное - на слизистую оболочку прямой кишки. Преимущества ректального способа: - хорошее и полное всасывание -возможность использовать при рвоте -исключает вкусовые ощущения -преимущества использования в педиатрии Недостатки ректального способа: -отрицательное психологическое воздействие -при длительном использовании возможно раздражение слизистой

Слайд 8

Энтеральный путь введения Сублингвально (подъязычный способ) - применение лекарственных средств под язык; они хорошо всасываются, попадают в кровь минуя печень, не разрушаются пищеварительными ферментами.Просто в использовании и эффективно. Трансбуккально —приём лекарства путём размещения его между верхней губой и десной или в полости рта до полного рассасывания. При этом лекарство направляется в кровообращение через слизистые оболочки ротовой полости.

Слайд 9

Наружный путь введения В оздействие лекарственного вещества на кожу и слизистые оболочки. Компрессы, примочки,повязки,присыпки , закапывание капель.Применения такиех лекарственных форм как:мази,растворы,порошки . Преимущества: Недостатки: -простота использования -раздражения и аллергия -возможность локального -узкий спектр применения д ействия -возможность самостоятельного применения

Слайд 10

Введение лекарственных веществ через нос -закапывание капель,введение мази Введение капель в ухо Введение капель в глаза

Слайд 11

Наружный путь введения Нанесение лекарственных средств на кожу применение присыпок, мазей.

Слайд 12

Ингаляционный путь введения - через дыхательные пути, в том числе интраназально . Ингаляционно можно вводить в организм лекарства как местного, так и системного действия: газообразные , пары летучих жидкостей, аэрозоли. Преимущества ингаляционного пути введения: - действуют непосредственно в месте патологического процесса в дыхательных путях; - лекарство попадает в очаг поражения, минуя печень, в неизмененном виде, что обусловливает его высокую концентрацию в крови. Недостатки ингаляционного пути введения: - при резком нарушении бронхиальной проходимости лекарство плохо проникает в патологический очаг; - раздражающее действие лекарства на слизистую оболочку дыхательных путей. В медицинской практике широко используют паровые, тепловлажные , масляные ингаляции, проводимые с помощью специальных аппаратов. Ингаляции лекарственных средств проводят и с помощью карманных ингаляторов.

Слайд 13

Парентеральный путь введения Лекарственные средства вводятся минуя пищеварительный тракт, вводятся инъекционным способом (в ткани,сосуды,полости ).Вводятся: Внутримышечно Внутривенно

Слайд 14

Парентеральный путь введения Внутрикожно Подкожно Внутриартериально Внутрикостно

Слайд 15

Парентеральный путь введения Преимущества: -быстрота действия -большая точность дозировки -исключение влияния пищеварительных ферментов -незаменим при оказании экстренной помощи Недостатки: -строгое соблюдение асептики и антисептики -использование специальных приборов и инструментов -риск инъекционных осложнений -результат зависим от качества работы медицинского персонала

Слайд 16

Правила раздачи лекарственных средств Эффективность терапевтического лечения также зависит от предписанной врачом терапии и раздаче лекарственных средств медицинской сестрой. Оптимальной методикой раздачи лекарственных средств в стационаре является прием лекарства в присутствии медсестры . Техника выполнения: 1 . Медсестра моет руки с мылом и одевает перчатки. 2 . Перед раздачей лекарственных средств пациенту, медсестре необходимо сосредоточиться, быть внимательной, собранной! 3 . При раздаче лекарства необходимо внимательно сверить с листом назначений: а ) название на этикетке (без этикетки нельзя давать!). б ) дозу. в ) обратить внимание на срок годности, внешний вид лекарственного препарата. г ) жидкие лекарства взболтать, посмотреть на свет. 4 . Медсестра следит, за тем, чтобы пациенты принимали лекарственные средства в ее присутствии , объясняя правила приема(за исключением средств, применяемых во время еды).

Слайд 17

Примечания: Обо всех побочных реакциях на прием лекарств, а также об отказе пациента от приема лекарств немедленно сообщить врачу. 1 . Лекарства раздражающие ЖКТ запивать молоком, киселем. 2 . Сульфаниламидные препараты запивать щелочным питьем ( боржоми, 0,5ч. л натрия гидрокарбоната на 200 мл воды). 3 . Аспирин-растолочь, растворить в 100 мл воды и принять после еды. 4 . Тетрациклин - нельзя запивать молоком, т.к. от этого образуются нерастворимые соединения. 5 . Препараты железа - не измельчать, а при секреторной недостаточности запивать желудочным соком. Из пищевых продуктов исключаются дубильные вещества, чай,кофе , молочные продукты.

Слайд 18

Понятия применения лекарств - до еды - принимаются лекарства при заболевании желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), их принимают за 15 минут до приема пищи; Пример: альмогель . -во время еды- лекарства, улучшающие пищеварение; Пример: фестал , панзинорм , сок желудочный натуральный и т.д. Пример: препараты железа, ацетилсалициловая кислота,раствор кальция хлорида и т.д . -после еды - раздражающие слизистую оболочку желудочно- кишечного тракта,лекарственные средства принимают за 15 минут после приема пищи ; -натощак - принимаются лекарственные средства за 20-60 минут до еды( противоглистные,слабительные )утром до завтрака.

Слайд 19

Обучение пациента правилам приема лекарственных средств: 1.Мотивировать пациента к правильному проведению медикаментозного лечения, используя правила биоэтики, деонтологии. 2.Выяснить возможную реакцию организма на некоторые препараты. 3.Составить список всех лекарственных препаратов, назначенных врачом. 4.Пополнить список медикаментов домашней аптечки, которые пациент получает без врачебного назначения. 5.Добавить в список растительные средства: витаминные и минеральные добавки , отвары, травяные чаи . 6.Отметить в списке препараты для приема, например : утром – буквой « У»- утром,днем –« Д »,вечером –«В», а также сгруппировать лекарства в зависимости от приема пищи:еды;во время еды;после еды;перед сном. 7.Написать особые признаки для каждого препарата (например, форму таблетки, размер, цвет, надписи на ней ). 8.Отметить особенности введения медикаментов ( сублингвально , интраназально , ректально), 9.Определить правила приема по каждому препарату, например: чем запивать лекарство, каким количеством жидкости, с какими продуктами сочетать. 10.Обратить внимание на симптомы, которые могут появиться в процессе лечения : головокружение, слабость понос или запор, сыпь, аритмия, затруднение дыхания. 11.Записать телефон лечащего врача и служб экстренной помощи.

Слайд 20

Тест 4.Недостатком введения лекарственных веществ через рот является: а)частичная инактивная в печени б)простота и доступность в)не требует соблюдение стерильности г)не требует специально подготовленного персонала 5.Ректальный путь введения-это введение лекарственных веществ: а)Через рот в)через прямую кишку б)в дыхательные пути г)под язык

Слайд 21

Тест 1.К энтеральному пути введения лекарственных веществ относится введение: а)в глаза б)в дыхательные пути в)под язык г)в мышцу 2.Ингеляционный путь введения лекарственных веществ-это введение лекарств через: Ответ:Дыхательные пути 3.Установите соответсвие : Путь введения: Место введения: -парентеральный а –в мышцу б -под язык в -через дыхательные пути - наружный г –в ухо д -в прямую кишку

Слайд 22

Тест 6.Преимуществом парентерального пути введения является: а)простота и доступность б)можно вводить различные лекарственные формы в)исключается барьерная роль печени г)не требуют соблюдение стерильности 7.Наркологиеческие препараты необходимо хранить: а)в шкафу на отдельной полке в)в сейфе б)в холодильнике г)в ящике стола 8.Ингаляционным путем можно вводить: а)порошки в)аэрозоли б)мази г)настойки

Слайд 23

Тест 9.Установите соответсвие : Пути введения: Лекарственные формы: -через рот а - микстуры б - суппозитории в –пары лекарственных веществ -наружно г -мази 10.Перед вливанием раствора следует проверить его название на этикетке, количество, внешний вид и … Ответ:Срок годности

Слайд 24

Заключение Старейший принцип медицинской этики гласит: «Не навреди!( primum non nocere )».Лекарственные вещества-это немало важный аспект современной медицины, но для правильного лечения необходимо знать основные правила и пути применения лекарственных средств, правила обращения с препаратами и их особенности.

Слайд 25

Источники: Т.П.Обуховец;О.В.Чернова;Под редакцией заслуженного врача РФ кандидата медицинских наук Б.В.Кабарухина ; « Основы сестринского дела » Издание 21 Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 год Л.И.Кулешова;Е.В.Пустоветова «Инфекционная безопасность в лечебно-профилактических учреждениях» Ростов-на-Дону «Феникс» 2014 год Н.Ю.Корягина;Н.В.Широкова;Ю.А.Наговицына;Е.Р.Шилина;В.Р.ЦымбалюкПод редакцией З.Е.Сопиной «Организация специализированного сестринского ухода» Москва издательство группы «ГЭОТАР-Медиа» 2015 год К.Е.Давлицарова;С.Н.Миронова «Манипуляционная техника» Москва издание «Форум-Инфа» 2014 год Л.И.Кулешова;Е.В.Пустоветова «Основы сестринского дела» Курс лекций, сестринские технологии Ростов-на-Дону «Феникс» 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Применение лекарственных средств"

Презентация предназначена для студентов первого курса отделения "Лечебное дело", "Сестринское дело"  при изучении ПМ.07, ПМ.04...

Методическая разработка технологической карты практического занятия на тему "Применение лекарственных средств"

Данная методическая разработка будет полезна преподавателям медицинских колледжей по специальности "Сестринское дело" или "Лечебное дело". ПМ 04 "Выполнение работ по одной или...

Игра "Пути введения лекарственных средств".

В данном материале представлен обзор основных способов введения лекарственных средств с обозначением плюсов и минусов каждого из них....

Технологическая карта практического занятия Пути ведения лекарственных средств

Технологическая карта практического занятия Пути ведения лекарственных средств...

Пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия

Опорная презентация-план по теме "Пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия"...