Сборник ситуационных задач по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность 34.02.01. Сестринское дело
учебно-методический материал

Немерова Альбина Вениаминовна

Курс физиотерапии является по ФГОС СПО РФ от 2011г разделом в МДК 02.02. «Основы реабилитации» который изучается на 3 курсе среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», углубленный уровень, 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень, на 4 курсе по специальности «Лечебное дело». Курс физиотерапии изучается в ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» по специальности Сестринское дело», в ПМ.06. «Медико-социальная деятельность» по специальности «Лечебное дело».

Изучаемый в курсе материал опирается на сведения из общемедицинского цикла (функциональная анатомия и физиология, латинский язык), основы права, психология, этика и деонтология и преподносится в тесной связи с клиническими дисциплинами: Выполнение работ по рабочей профессии: «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», Сестринский уход в терапии, хирургии, в неврологии и направлен на проведение мысли, что физиотерапия метод медицинской реабилитации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГАПОУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.Э.Р. РАДНАЕВА»

ГҮРЭНЭЙ МЭРГЭЖЭЛТЭ ҺУРАЛСАЛАЙ БЭЕЭ ДААҺАН ЭМХИ ЗУРГААН

«Э.Р. РАДНАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ УЛАС ТҮРЫН ЭМШЭЛЭЛГЫН ГОЛ КОЛЛЕДЖ»

Сборник ситуационных задач

по физиотерапии

ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.02. «Основы реабилитации»

Раздел: «Физиотерапия. ЛФК. Массаж»

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Составитель:

преподаватель высшей категории

ЦМК 34.02.01.

Сестринское дело

Немерова А.В.

Улан-Удэ, 2020 г.

Рассмотрено                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ЦМК                                                        Заместитель директора ОУ

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»                        ___________Н.Б. Дырдуева

Протокол № _________                                                «____»_____________2020 г.

«______» _________ 2020 г.

Заведующий ЦМК

_______________________

Т.К. Дашидоржиева

Организация разработчик: ГАПОУ «Республиканский базовый медицинский колледж имени Э.Р. Раднаева»

Разработчик:

Немерова Альбина Вениаминовна - преподаватель дисциплины «Основы реабилитации», высшей квалификационной категории.

Рецензенты:

Болдогуева Виктория Пурбуевна - заведующая отделением восстановительного лечения, врач высшей категории

В сборнике ситуационных задач по дисциплине «Основы реабилитации» по разделу физиотерапии в виде конкретных клинических ситуаций описаны терапевтические, неврологические, травматологические, оториноларингологические и сопутствующие заболевания внутренней патологии. В задачах содержатся врачебные назначения с указанием физиотерапевтических дозировок, курса лечения.

Сборник предназначен для самостоятельной работы студентам медицинских колледжей, училищ, курсантам постдипломного обучения, а также в помощь врачам-преподавателям, ведущим практические занятия по физиотерапии.

Введение

Курс физиотерапии является по ФГОС СПО РФ от 2011г разделом в МДК 02.02. «Основы реабилитации» который изучается на 3 курсе среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», углубленный уровень, 34.02.01 «Сестринское дело» базовый уровень, на 4 курсе по специальности «Лечебное дело». Курс физиотерапии изучается в ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и  реабилитационном процессах» по специальности Сестринское дело», в ПМ.06. «Медико-социальная деятельность» по специальности «Лечебное дело».

Изучаемый в курсе материал опирается на сведения из общемедицинского цикла (функциональная анатомия и физиология, латинский язык), основы права, психология, этика и деонтология и преподносится в тесной связи с клиническими дисциплинами: Выполнение работ по рабочей профессии: «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», Сестринский уход в терапии, хирургии, в неврологии и направлен на проведение мысли, что физиотерапия метод медицинской реабилитации.

Основная задача курса физиотерапии состоит в подготовке будущих медицинских сестер, фельдшеров к самостоятельной лечебно-профилактической деятельности, способных:

- клинически мыслить;

- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

- осуществлять сестринский уход за пациентами при различных заболеваниях;

- осуществлять реабилитационные мероприятия методами физиотерапии в пределах своих  полномочий в условиях стационара и поликлиники;

- умело использовать физиотерапевтическую аппаратуру

- при работе с больными и их родственниками знать и соблюдать принципы медицинской этики и деонтологии.

При решении ситуационных задач студентам предлагается, последовательно анализируя приводимые о больном данные (жалобы, анамнез болезни, клинические проявления), выявить проблемы пациента, осуществить сестринский процесс, принять участие в лечебном и реабилитационном процессах по данной ситуации, соблюдать правила использования физиотерапевтической аппаратуры, осуществлять профилактические мероприятия по дезинфекции аппаратов и их принадлежностей.

При решении задач студенты овладевают:

Профессиональными Компетенциями:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Общими Компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением  требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

При проведении занятий преподаватели должны учитывать специфику профиля специальности.

Ситуационные задачи по физиотерапии

Ситуационная задача № 1

У пациента хронический гастрит с пониженной секреторной функцией желудка. Жалобы: тяжесть и боль ноющего характера в эпигастральной области, возникающие после еды. Направлен на физиолечение. Цель физиотерапии: купирование боли, воспаления, улучшение трофики. Назначение: Гальванизация области желудка. Один электрод площадью 200 см2 помещают на эпигастральную область и соединяют с катодом, второй — площадью 300 см2 — поперечно на нижнегрудной отдел позвоночника и соединяют с анодом сила тока 20 мА. Продолжительность процедуры 15-20 мин. Ежедневно. Курс — 10-15 процедур.

Задание:

  1. Выделите проблемы пациента.
  2. Назовите положение пациента при проведении процедуры.
  3. Обозначьте место наложения электродов на клише.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 2

У пациента гипертоническая болезнь II стадии. Жалобы: периодически возникающая головная боль, головокружение на фоне повышенного артериального давления. Направлен на физиолечение. Назначение: гальванизация воротниковой зоны (гальванический «воротник» по Щербаку). Один электрод в форме шалевого воротника площадью 800-1200 см2 располагают в области плечевого пояса и соединяют с анодом, второй — площадью 400—600 см2 — размещают в поясничной области и соединяют с катодом. Сила тока при первой процедуре 6 мА, продолжительность — 6 мин. Процедуры проводят ежедневно, увеличивая силу тока и время через каждую процедуру на 2 мА и 2 мин, доводя их до 16 мА и 16 мин, № 12.

Задание:

1. Выделите проблемы пациента.

2. Проведите дезинфекцию гидрофильных прокладок.

3. Обозначьте место наложения электродов на рисунке (клише).

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 3

У пациента 47лет, невралгия тройничного нерва. Жалобы: боль приступообразного характера в левой половине лица, появляющаяся в холодную ветреную погоду. Цель физиотерапии — обезболивание. Назначение: 0,5 % новокаин-электрофорез на левую половину лица. Трехлопастной электрод (полумаска Бергонье) площадью 250 см2, под прокладку которого помещают смоченные раствором новокаина листки фильтровальной бумаги такой же формы, располагают на левой половине лица и соединяют с анодом. Второй электрод прямоугольной формы площадью 200см2 помещают в межлопаточной области и соединяют с катодом. Сила тока до 10 мА, 15 мин, ежедневно, № 15.

Задание:

1. Выделите проблемы пациента.

2. Продемонстрируйте фиксацию электрода на лице пациента.

3. Обозначьте место наложения электродов на рисунке (клише).

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 4

У пациента 56 лет, острый бронхит в стадии затухающего обострения. 8-й день заболевания. Жалобы: слабость, редкий кашель с небольшим количеством мокроты серозного характера, в легких аускультативно — единичные сухие хрипы. Назначение: 5 % кальций-электрофорез. Электрод площадью 250 см2, под гидрофильную прокладку которого помещают смоченные раствором кальция хлорида листки фильтровальной бумаги, располагают в межлопаточной области и соединяют с анодом. Второй электрод такого же размера соединяют с катодом и помещают на грудную клетку спереди. Сила тока 5-10 мА, 20 мин, ежедневно, № 10-15.

Задание:

1. Сформулируйте цели выполняемой физиопроцедуры.

2. Подготовьте пациента к процедуре (на статисте).

3. Укажите анатомическую область размещения электродов на рисунке (клише).

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 5

У пациента 27 лет, инфицированная рана левого предплечья. Симптомы: отечность, боль, гнойное отделяемое из раны. Цель физиотерапии: антибактериальное действие, снятие отека. Назначение: пенициллин-электрофорез (10 000 ЕД в 1 мл изотонического раствора хлорида натрия). После обработки рану покрывают стерильной, смоченной раствором антибиотика салфеткой и оставляют ее в ране после процедуры. Поверх салфетки помешают электрод с гидрофильной прокладкой толщиной 3 см и соединяют с катодом. Второй электрод размещают поперечно. Сила тока — по ощущению покалывания под электродами, 6—8 мин, ежедневно, № 10.

Задание:

1. Перечислите и классифицируйте проблемы пациента.

2. Назовите приказ, по которому проводится дезинфекция принадлежностей к процедуре.

3. Обозначьте анатомическое место наложения электродов на рисунке (клише).

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 6

У пациента нейроциркуляторная дистония по смешанному типу. Жалобы: головная боль, тяжесть в левой половине грудной клетки, раздражительность, нарушение сна. Назначение: электросонтерапия по глазнично-сосцевидной методике; частота импульсов 10 имп/с­1, сила тока — до ощущений покалывания и безболезненной вибрации под электродами, 30 + 10 мин до 60 мин, через день, № 10.

Задание:

1. Назовите проблемы пациента.

2. Прокомментируйте технику безопасности при проведении процедуры.

3. Обозначьте анатомическое место наложения электродов на рисунке (клише).

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg 

Ситуационная задача № 7

У пациента бронхиальная астма, экзогенная форма в стадии неполной ремиссии. Жалобы: редкие приступы удушья, редкий сухой кашель, чувство тревоги, нарушение сна. Назначение: электросонтерапия; частота импульсов 5-10 имп/с‾1 в начале курса, затем постепенное увеличение до 30-40 имп/с­1, 40-50 мин, через день, № 12.

Задание:

1. Выделите проблемы пациента.

2. Прокомментируйте подготовку пациента к процедуре.

3. Обозначьте анатомическое место наложения электродов на рисунке (клише).

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 8

У пациента атеросклероз сосудов головного мозга. Жалобы: снижение работоспособности, рассеянность, плохой сон, головная боль, снижение памяти. Цель физиотерапии: тонизирующее действие. Назначение: 1 % йод-электрофорез по глазнично-затылочной методике (по Бургиньону), катод — на закрытые глаза, анод (площадь 50 см2) — на область верхних шейных позвонков, сила тока — по субъективным ощущениям (2—5 мА), 10—20 мин, через день, № 10.

Задание:

1. Определите проблемы пациента и классифицируйте их.

2. Назовите способ стерилизации электродов.

3. Обозначьте анатомическое место наложения электродов на рисунке (клише).

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 9

У пациента 58 лет гипертоническая болезнь II стадии. Жалобы: боль в затылке, головокружение, шум в ушах, потеря координации. АД 140/90 мм рт. ст. Цель физиотерапии: седативное и гипотензивное действие. Назначение: электросонтерапия, катод — глазничный электрод, анод — сосцевидный. Частота 80 имп/с­¹, сила тока — по субъективным ощущениям (6-8 мА), через день, № 6. Затем частота импульсов 10-15 имп/с­1, 40 – 60 мин, через день, №12.

Задание:

1. Определите проблемы пациента и классифицируйте их.

2. Назовите способ стерилизации электродов.

3. Обозначьте анатомическое место наложения электродов на рисунке (клише).

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 10

У пациента неврит локтевого нерва. Жалобы: боль по локтевому краю левого предплечья, нарушение движений левом предплечье. Назначение: диадинамотерапия на левое предплечье. Катод — на зону максимальной болезненности, анод — проксимальнее катода (продольная методика). Последовательность токов и время их воздействия: ДН — 1 мин, КП — 4 мин. Сила тока — до ощущения выраженной безболезненной вибрации, 2 раза в день, № 8.

Задание:

1.Назовите цели данной методики физиолечения.

2. Прокомментируйте технику безопасности при проведении диадинамотерапии.

3. Обозначьте анатомическое место наложения электродов на рисунке (клише).

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 11

У пациента корешковые проявления остеохондроза шейного отдела позвоночника.

Назначение: 0,5 % новокаин-диадинамофорез на паравертебральные зоны верхнешейного отдела позвоночника. Анод с прокладкой, смоченной раствором новокаина, — в зоне болевого очага, катод — с противоположной стороны позвоночника. Последовательность токов и время их воздействия: ДН — 1 мин, КП — 3 мин, ДП — 3 мин. Сила тока — до ощущения выраженной безболезненной вибрации, ежедневно, № 8.

Задание:

1. Выделите проблемы пациента.

2. Прокомментируйте технику безопасности при проведении диадинамотерапии.

3. Обозначьте анатомическое место наложения электродов на рисунке (клише).

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 12

Пациентка 42 лет. Жалобы на боли в области правого плечевого сустава, иррадиирущие в правую руку, ограничение движений в плечевом суставе.

Анамнез: болеет 2-й месяц, после травмы, упала улице. На рентгенограмме правого плечевого сустава костной патологии нет. Местно, при осмотре незначительный отек мягких тканей правого плечевого сустава. Диагноз: Эпикондилит правого плечевого сустава.

Назначение: УВЧ-терапия правого плечевого сустава 2 электрода № 2, зазор 1.5 см, время 10 мин, на курс 5 сеансов.

Задание:

1. Выделите проблемы пациента.

2. Прокомментируйте технику безопасности при проведении диадинамотерапии.

3. Обозначьте анатомическое место наложения электродов на рисунке (клише).

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 13

Пациентка 42 лет. Жалобы на боли в левом лучезапястном суставе, ограничение движений пальцев левой кисти. Из анамнеза: Со слов самой пациентки травма произошла на улице, когда она поскользнулась, переходя дорогу. Прошло 2 месяца. Рентген-графия – перелом лучевой кости в типичном месте. Объективно: при осмотре левой руки – отек кисти и предплечья, болезненность при движениях в левом лучезапястном суставе. Диагноз: Состояние после перелома левой лучевой кости.

Назначение. Магнитотерапия аппаратом «Полюс-101» на левую руку. Используют 2 индуктора, интенсивность 1-2-3, режим непрерывный, время 10-20 мин. №10.

Задание:

1. Выделите проблемы пациента.

2. Назовите способ дезинфекции индукторов.

3. Продемонстрируйте методику проведения процедуры на муляже.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 14

Пациент 38 лет. Жалобы на выпадение волос, очаговое облысение волосистой части головы. Анамнез. Болеет 3-й месяц, связывает со стрессами, перегрузкой по работе. Пациент был обследован у дерматолога. Объективно. При осмотре очаговое облысение волосистой части головы в области темени, диаметром 5 х 6см. Диагноз. Алопеция теменной области головы.

Назначение: Дарсонвализация волосистой части головы, электродом расческой, мощность 1-2 Вт, по ощущению покалывания, до появления искрового эффекта.

Задание:

1. Выделите проблемы пациента.

2. Прокомментируйте технику безопасности при проведении процедуры.

3. Назовите методику проведения дарсонвализации.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 15

Пациент 16 лет. Жалобы на кашель со скудной мокротой, слабость. Со слов пациента болеет 2 недели. Объективно: при аускультации в легких дыхание жесткое, рассеянные хрипы в верхних отделах. Т-36,7°С. Диагноз хронический бронхит.

Назначение:

1 ДМВ – терапия аппаратом «Ранет» на корни легких (подлопаточные области) с обеих сторон контактно, 2 поля, интенсивность 10-15 Вт, время по 8 мин, на курс - 7 процедур.

Задание:

1. Проблемы пациента

2. Прокомментируйте технику безопасности при проведении ДМВ-терапии (снимать металл, снять одежду, фиксация электрода).

3. Перечислите противопоказания при назначении ДМВ-терапии.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 16

Пациентка 58 лет. Жалобы на боли в области суставов кистей рук, ограничение движений. Из анамнеза: болеет 6 лет, наблюдается у ревматолога. На R-снимке кистей рук – остеоартроз 3 степени. Объективно: межфаланговые суставы кистей обеих рук незначительно отечны, деформированы, ограничение движений при сгибании.

Назначение: Парафинотерапия на область кистей рук температура парафина 45-50 градусов, время 20-30 минут ежедневно, курс 10 сеансов.

Задание:

1. Выделите проблемы пациента.

2. Прокомментируйте технику безопасности при работе с парафином.

3. Изложите методику проведения процедуры.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача №17

Пациентка 20 лет. Жалобы на боли в горле при глотании, першение. Из анамнеза – переболела ангиной месяц назад, наблюдается у ЛОР врача, состоит на диспансерном учете.

Диагноз: Хронический тонзиллит вне обострения.

Объективно: Зев слегка гиперемирован, миндалины увеличены, рыхлые, фибриновых налетов нет, подчелюстные лимфоузлы увеличены безболезненные.

Назначение: использовать аппарат «ЛУЧ-2» на область подчелюстных лимфоузлов контактно, излучатель диаметром 1 см, интенсивность 1-2 Вт, время по 8 минут на курс 7 сеансов.

Задание:

1. Выделить проблемы пациента.

2. Провести дезинфекцию контактных поверхностей излучателей.

3. Изложить методику проведения процедуры при СВЧ-терапии.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 18

Пациентка 14 лет, жалобы на покраснение и кожные высыпания в области кистей рук. Со слов пациентки – страдает 2 день, связывает с использованием моющего средства. Назначена консультация дерматолога. Диагноз: Аллергический дерматит.

Назначение: Аппарат «Биоптрон» на область обеих кистей рук расстояние 30 см, время 4-6 минут, курс 7 дней.

Задание:

1. Выделите проблемы пациента.

2. Прокомментируйте технику безопасности при проведении светотерапии.

3. Изложите методику проведения процедуры.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

 

Ситуационная задача № 19

Пациентка 20лет. Жалобы на першение и боли в горле.

Из анамнеза: при взятии мазка на микрофлору из зева и носа обнаружен стафилококк. Была на консультации врача-отоларинголога. Диагноз: стафилококковое носительство.

Назначение: Тубусный кварц на область зева и носовые ходы, через тубус, начиная с 10сек. каждую сторону. С каждой последовательной процедурой добавлять по 10сек. и довести до 1.5мин. Курс 10 дней.

Задание:

1. Выделить проблемы пациента

2. Рассказать, как проводиться дезинфекция тубусов.

3. Изложите методику проведения процедуры.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 20

Пациентка 42 лет предъявляет жалобы на боли в области правого лучезапястного сустава и ограничения движений в правой кисти.

Анамнез. Травма произошла 1,5 мес. назад при падении. Была на иммобилизации гипсовой лангетной. Объективно: в нижней 1\3 правого лучезапястного сустава отечность, ограничение движений. Диагноз: Состояние после перелома правой лучевой кости.

Назначено: УВЧ терапия на область правого лучезапястного сустава электрод № 2, зазор 1,5см 10мин доза слаботепловая на курс 10 сеансов.

Задание:

1. Выделите проблемы пациента

2. Прокомментируйте технику безопасности при проведении УВЧ-терапии.

3. Изложите методику проведения процедуры и отметьте на клише методику наложения КП.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 21

Пациентка 13 лет. Жалобы на заложенность носа, незначительные боли в области гайморовых пазух. Анамнез: прошла курс лечения у отоларинголога и была направлена на физиолечение. Объективно: при пальпации болезненность в области гайморовых пазух. Диагноз: Гайморит

Назначение: УВЧ-терапия на область носа с зазором 1см, доза слаботепловая, 5-10мин, курс 7сеансов.

Задание:

1. Выделите проблемы пациента

2. Прокомментируйте технику безопасности при проведении УВЧ-терапии.

3. Изложите методику проведения процедуры и отметьте на клише методику наложения КП.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 22

Пациентка 53лет. Жалобы на боли в левом коленном суставе, ограничение движений. Из анамнеза: боли в левом коленном суставе беспокоят в течение 3х лет, наблюдается у терапевта.

Объективно: болезненность при пальпации с внутренней стороны левого коленного сустава.

Диагноз: Артрозо-артрит левого коленного сустава.

Назначение: ДМВ – терапия на левый коленный сустав, мощность 10-15 Вт, время 8-10 мин контактно.

Задание:

1. Выделите проблемы пациента.

2. Прокомментируйте технику безопасности при проведении ДМВ-терапии.

3. Изложите методику проведения процедуры и отметьте на клише места наложения электродов.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 23

У пациента бронхиальная астма, экзогенная форма в стадии неполной ремиссии. Жалобы: редкие приступы удушья, редкий сухой кашель, чувство тревоги, нарушение сна. Назначение: электросонтерапия; частота импульсов 5-10 имп с-1 в начале курса, затем постепенное увеличение до 30 – 40 имп с-1 , 40-50 мин, через день, № 12.

Задание:

  1. Выделите проблемы пациента.
  2. Подготовьте пациента к процедуре.
  3. Изложите методику проведения процедуры и отметьте на клише места наложения электродов.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 24

У пациента гипертоническая болезнь II стадии.

Жалобы: периодически возникающая головная боль, головокружение на фоне повышенного артериального давления. Направлен на физиолечение.

Назначение: гальванизация воротниковой зоны (гальванический «воротник» по Щербаку). Один электрод в форме шалевого воротника площадью 800-1200 см2 располагают в области плечевого пояса и соединяют с анодом, второй — площадью 400-600 см2 — размещают в поясничной области и соединяют с катодом. Сила тока при первой процедуре 6 мА, продолжительность — 6 мин. Процедуры проводят ежедневно, увеличивая силу тока и время через каждую процедуру на 2 мА и 2 мин, доводя их до 16 мА и 16 мин, № 12

Задание:

1. Выделите проблемы пациента.

2. Как проводится дезинфекция прокладок.

3. Обозначьте место наложения электродов.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 25

У пациента 56 лет, острый бронхит в стадии затухающего обострения. 8-й день заболевания. Жалобы: слабость, редкий кашель с небольшим количеством мокроты серозного характера, в легких аускультативно — единичные сухие хрипы.

Назначение: 5 % кальций-электрофорез. Электрод площадью 250 см2, под гидрофильную прокладку которого помещают смоченные раствором кальция хлорида листки фильтровальной бумаги, располагают в межлопаточной области и соединяют с анодом. Второй электрод такого же размера соединяют с катодом и помещают на грудную клетку спереди.

Сила тока 5-10 мА, 20 мин, ежедневно, № 10-15.

Задание:

1. Цели выполняемой физиопроцедуры.

2. Подготовка пациента к процедуре.

3. Укажите область размещения электродов.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 26

У пациента нейроциркуляторная дистония по смешанному типу.

Жалобы: головная боль, тяжесть в левой половине грудной клетки, раздражительность, нарушение сна.

Назначение: электросонтерапия по глазнично-сосцевидной методике; частота импульсов 10 имп/с­1, сила тока — до ощущений покалывания и безболезненной вибрации под электродами, 30 + 10 мин до 60 мин, через день, № 10.

Задание:

1. Проблемы пациента.

2. Техника безопасности при проведении процедуры.

3. Нарисуйте на клише область приложения электродов.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 27

У пациента 58 лет гипертоническая болезнь II стадии. Жалобы: боль в затылке, головокружение, шум в ушах, потеря координации. АД 140/90 мм рт.ст. Цель физиотерапии: седативное и гипотензивное действие. Назначение: электросонтерапия, катод — глазничный электрод, анод — сосцевидный. Частота 80 имп/с­¹, сила тока — по субъективным ощущениям (6—8 мА), через день, № 6. Затем частота импульсов 10—15 имп/с­1, 40 – 60 мин, через день, №12

Задание:

  1. Выделите проблемы пациента.
  2. Техника безопасности при проведении процедуры.
  3. Обозначить области приложения электродов.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 28

У пациента корешковые проявления остеохондроза шейного отдела позвоночника. Жалобы: боль в верхней половине шеи слева при поворотах головы. Цель физиотерапии: обезболивание. Назначение: 0,5 % новокаин-диадинамофорез на паравертебральные зоны верхнешейного отдела позвоночника. Анод с прокладкой, смоченной раствором новокаина, — в зоне болевого очага, катод — с противоположной стороны позвоночника. Последовательность токов и время их воздействия: ДН — 1 мин, КП — 3 мин, ДП — 3 мин. Сила тока — до ощущения выраженной безболезненной вибрации, ежедневно, № 8.

Задание:

  1. Выделите проблемы пациента.
  2. Техника безопасности при проведении процедуры.
  3. Укажите область приложения электродов.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 29

Пациент 38 лет. Жалобы на выпадение волос, очаговое облысение волосистой части головы. Анамнез. Болеет 3-й месяц, связывает со стрессами, перегрузкой по работе. Обследован у дерматолога. Объективно: При осмотре очаговое облысение волосистой части головы в области темени, диаметром 5х6см. Диагноз. Алопеция теменной области головы.

Назначение: Дарсонвализация волосистой части головы, электродом расческой, мощность 1-2 Вт, по ощущению покалывания, до появления искры.

Задание:

1. Выделите проблемы пациента.

2. Техника безопасности при проведении процедуры.

3. Методика  дарсонвализации.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Ситуационная задача № 30

Пациентка 20 лет. Жалобы на боли в горле, першение. Из анамнеза – переболела ангиной месяц назад, наблюдается у ЛОР врача, состоит на диспансерном учете. Диагноз: Хронический тонзиллит вне обострения. Объективно: Зев слегка гиперемирован, миндалины увеличены, рыхлые, фибриновых налетов нет, подчелюстные лимфоузлы увеличены безболезненные.

Назначения: 1. ЛУЧ-2 на область подчелюстных лимфоузлов контактно, излучатель диаметром 1 см, интенсивность 1-2 Вт, время по 8 минут на курс 7 сеансов.

Задание:

1. Проблемы пациента.

2. Дезинфекция контактных поверхностей излучателей.

3. Методика проведения процедуры.

F:\IMG-20140206-WA0002.jpg

Эталоны ответов к ситуационным задачам по физиотерапии

Задача 1

  1. Тяжесть и боль в желудке.
  2. В положении пациента лежа на спине.
  3. На область проекции желудка и поперечно со стороны спины.

Задача 2

  1. Головная боль, головокружение.
  2. Согласно приказа «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям» 2.13.2630 от 2010 г проводится кипячением.
  3. На воротниковую зону и пояснично-крестцовый отдел.

Задача 3

  1. Боль в левой половине лица.
  2. Фиксация маски с помощью эластичного бинта (бинтование).
  3. Трехлопастный электрод на левую половину лица, второй электрод накладывают на межлопаточную область

Задача 4

  1. Противовоспалительное, рассасывающее действие.
  2. Пациент обнажает грудную клетку, снимает металлические предметы.
  3. На грудную клетку спереди накладывают активный электрод, второй электрод – на межлопаточную область.

Задача 5

  1. Боль, гнойное отделяемое из раны.
  2. По приказу МЗ 2.1.3 2630 от 2010.
  3. Электроды накладывают на область раны в левом предплечье, поперечно.

Задача 6

  1. Головная боль, тяжесть в грудной клетке слева, нарушение сна.
  2. Снимают все металлическую предметы, проверить изоляцию проводов, заземление аппарата.
  3. Специальные два электрода накладывают на веки закрытых глаз и соединяют с отрицательным полюсом, два электрода на сосцевидные отростки височных костей и соединят с положительным полюсом. Гидрофильной прокладкой служат ватные тампоны, смоченные водой.

Задача 7

  1. Приступы удушья, кашель, чувство тревоги.
  2. Расстегнуть стесняющую одежду, снять металлические предметы.
  3. Глазные электроды вмонтированные в резиновую манжетку в виде металлических чашек, заполняют ватными тампонами, смоченными водой накладывают на веки закрытых глаз, два электрода на сосцевидные отростки височных костей.

Задача 8

  1. Головная боль, снижение работоспособности, плохой сон.
  2. По санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность № 2.1.3 2630 от 2010 г.
  3. На веки закрытых глаз накладывают округлые электроды и соединяют с катодом (-), второй электрод площадью 50см2 – на область верхних шейно-затылочную область и соединяют с анодом (+).

Задача 9

  1. Головная боль в затылке, шум в ушах, головокружение.
  2. Проверить заземление, исправность аппарата, все металлические предметы.
  3. Поверх марлевой прокладки, смоченной в физиологическом растворе, накладываем два электрода на глазницы, два электрода на сосцевидные отростки височных костей.

Задача 10

  1. Уменьшение боли, восстановление движений левом предплечье.
  2. Проверить заземление, исправность аппарата перед процедурой. Пациент снимает все металлические предметы.
  3. Катод (-) накладывают на левое предплечье, анод(+) размещают ниже о продольной методике.

Задача 11

  1. Боли в шейном отделе позвоночника при движениях.
  2. Медсестра проверяет заземление, исправность работы аппарата перед процедурой, пациент снимает все металлические предметы.
  3. (+) с новокаином накладываем на шейный отдел позвоночника слева, второй электрод отрицательный (-) размещают справа

Задача 12

  1. Боли в правом плечевом суставе, ограничения движения.
  2. Пациент снимает синтетическую одежду, металлические украшения, предметы. Медсестра проверяет заземление аппарата. Технический и терапевтический контуры настраивают резонанс. Провода, идущие от аппарата, должны быть изолированы.
  3. Положение пациента сидя на стуле. Установить электрод № 2 с зазором 1,5 см в области правого плечевого сустава, так что бы сустав был между двумя электродами поперечно включить аппарат установить мощность до 40 Вт. Проверить настройки контрольной лампочкой.

Задача 13

  1. Боли в левом лучезапястном суставе, ограничения движения.
  2. Согласно приказу по санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям МЗ № 2.1.3.2630 от 2010 дезинфицирующими растворами.
  3. Пациент удобно сидит на стуле два индуктора устанавливают на расстоянии 25 см друг от друга. Больной помещает левое предплечье внутри кольцевых индукторов. Включаем аппарат, устанавливаем интенсивность первой ступени, режим непрерывный, отмечаем время 15 минут.

Задача 14

  1. Выпадение волос.
  2. Удалить все металлические предметы, проверить заземление и исправность аппарата.
  3. Положение пациента сидя на стуле, подбираем электрод расческу, помещаем гнездо резонатора. Подводим расческу к границе волосистой части головы. Включаем аппарат искра - 1. Устанавливаем компенсатор напряжением. Регулируем мощность до 2 Вт, пациент чувствует покалывание продолжительность 5-10 минут.

Задача 15

  1. Кашель с мокротой, жесткое дыхание, хрипы.
  2. Проверить заземление аппарата. Пациент снимает все металлические украшение. Электроды необходимо фиксировать.
  3. Новообразование, заболевание система крови, беременность. Сердечно-сосудистая недостаточность индивидуальная непереносимость.

Задача 16

  1. Боли в области суставов кистей
  2. Парафин нагревают в парафинонагревателе. Электроплита должна быть закрытого типа. Над плитой устанавливают вытяжную систему. Наличие огнетушителя обязательно. Кабинет периодически проветривают.
  3. Медсестра с помощью двух корнцангов достает салфетку из парафинонагревателя. Выжимаем корнцангом, кладет горячую салфетку на подготовленную клеенку и остужает до 50 градусов. Затем накладывает на кисти пациента с клеенкой. Укрывает сверху одеялом. Отмечает время 20 минут.

Задача 17

  1. Боли в горле, першение.
  2. Дезинфекция контактных поверхностей излучателей проводится согласно приказа МЗ РФ Сан.Пин 2.1.32630 от 2010 дезинфицирующим раствором (по приказу ЛПУ).
  3. Положение больного – сидит на стуле. Медсестра подбирает излучатель диаметром 1 см. Прикладывает к месту проекции подчелюстных лимфоузлов, контактно. Включает аппарат Луч-4. Устанавливает компенсатор напряжения. Регулирует мощность до 2 Вт. Пациент чувствует слабое тепло. Медсестра отмечает время 8 мин

Задача 18

  1. Покраснение, кожные высыпания в области кистей рук.

Проверить исправность аппарата. Глаза больного защищают светозащитными очками. Ориентироваться по назначенному времени.

  1. Во время процедуры пациент принимает удобное положение, сидит на кушетке. Обнаженные кисти рук кладет на спинку стула. Световой поток от аппарата «Биоптрон» направляют перпендикулярно на расстоянии 30 см от кистей рук. Включают лампу «Биоптрон». Пациент должен ощущать легкое тепло. Отметить время 4 минуты.

Задача 19

  1. Боль в горле, першение.
  2. Согласно Сан Пин 2.1.3.2630 от 2010 дезинфицируются в растворе. Затем стерилизация в ЦСО.
  3. Пациент сидит на стуле вблизи тубусного кварца.

- медсестра подбирает чистый тубус со срезанным концом

- пациент раскрывает рот световой поток направляют на область зева, миндалин

- продолжительность с 10 сек каждую сторону, ежедневно прибавляют по 10 сек - до 2 мин

- на курс лечения 7-10 сеансов.

Задача 20

  1. Боль в правом лучезапястном суставе. Ограничения движения правой кисти.
  2. Пациент снимает синтетическую одежду, металлические украшение, предметы. Медсестра проверяет заземление аппарата. Технический и терапевтический контуры настраивают резонанс. Провода идущие от аппарата должны быть изолированы.
  3. Положение пациента сидя на стуле. Установить электрод № 2 с зазором 1.5 см в области правого лучезапястного сустава, так чтобы сустав был между двумя электродами поперечно. Включить аппарат, установит мощность до 40 Вт. Проверить настройку контрольной лампочкой.

Задача 21

  1. Заложенность носа болезненность в области гайморовых пазух.
  2. Пациент снимает, синтетическую одежду, металлическую украшения, предметы. Медсестра проверяет заземление аппарата. Провода, идущие от аппарата, должны быть изолированы.
  3. Положение пациента сидя на стуле. Установить электроды №1 с зазором 1 см на проекцию гайморовых пазух, доза слаботепловая. Время 5-10 мин. На курс 7 сеансов.

Задача 22

  1. Боль в левом коленном суставе. Ограничение движений в коленном суставе слева.
  2. Пациент снимает синтетическую одежду, металлические предметы. Провода, идущие от аппарата, должны быть изолированы. Медсестра проверяет заземление аппарата.
  3. Положение больного сидя на стуле. Установить излучатель в области коленного сустава зазор 1 см. Мощность 10-15 Вт время 8-10 мин

Задача 23

  1. Приступы удушья, кашель, чувство тревоги.
  2. Расстегнуть стесняющую одежду, снять металлические предметы.
  3. Глазные электроды, вмонтированные в резиновую манжетку виде металлических чашек, заполняют ватными тампонами, смоченными водой и накладывают на веки закрытых глаз, а два других электрода - на сосцевидные отростки височных костей.

Задача 24

  1. Головная боль, головокружение.
  2. Согласно приказа «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям» 2.13.2630 от 2010г, стерилизация проводится методом кипячения.
  3. На воротниковую зону и пояснично-крестцовый отдел.

Задача 25

  1. Противовоспалительное, рассасывающее действие.
  2. Пациент обнажает грудную клетку, снимает металлические предметы.
  3. На грудную клетку спереди накладывают активный электрод, второй электрод – на межлопаточную область.

Задача 26

  1. Головная боль, тяжесть в грудной клетке слева, нарушение сна.
  2. Снимают все металлическую предметы, проверить изоляцию проводов, заземление аппарата.
  3. Специальные два электрода накладывают на веки закрытых глаз и соединяют с отрицательным полюсом, два электрода на сосцевидные отростки височных костей и соединят с положительным полюсом. Гидрофильной прокладкой служат ватные тампоны, смоченные водой.

Задача 27

  1. Головная боль в затылке, шум в ушах, головокружение.
  2. Проверить заземление, исправность аппарата, все металлические предметы.
  3. Поверх марлевой прокладки, смоченной в физиологическом растворе, накладываем два электрода на глазницы, два электрода на сосцевидные отростки височных костей.

Задача 28

  1. Боли в шейном отделе позвоночника при движениях.
  2. Медсестра проверяет заземление, исправность работы аппарата перед процедурой, пациент снимает все металлические предметы.
  3. (+) с новокаином накладываем на шейный отдел позвоночника слева, второй электрод отрицательный (-) размещают справа.

Задача 29

  1. Выпадение волос.
  2. Удалить все металлические предметы проверить заземление исправность аппарата.
  3. Положение пациента сидя на стуле, подбираем электрод расческу, помещаем гнездо резонатора. Подводим расческу к границе волосистой части головы. Включаем аппарат искра один. Устанавливаем компенсатор напряжением. Регулируем мощность до 2Вт, пациент чувствует покалывание продолжительность 5-10 минут.

Задача 30

  1. Боли в горле, першение.
  2. Дезинфекция контактных поверхностей излучателей проводится согласно приказа МЗ РФ Сан.Пин 2.1.32630 от 2010 дезинфицирующим раствором.
  3. Положение больного – сидит на стуле. Медсестра подбирает излучатель диаметром 1 см. Прикладывает к месту проекции по челюстных лимфоузлов, контактно. Включает аппарат «Луч-4». Устанавливает компенсатор напряжения. Регулирует мощность до 2 Вт. Пациент чувствует слабое тепло. Медсестра отмечает время 8 мин.

Библиография

  1. Козлова Л.В. Основы реабилитации для мед. колледжей / Козлова Л.В. Козлов С.А. Семененко Л.А. / изд. 6-е доп. Феникс. Ростов На Дону 2015-475 с
  2. Соколова Н.Г. физиотерапия / Соколова Н.Г Соколова Т.В. уч. изд. 8 – феникс. Ростов На Дону 2017 – 349 с
  3. Техника и методики физиотерапевтических процедур. под ред. Боголюбова В. М. / Боголюбов В.М. Васильева М.Г./ Воробьев А.П., Ерохина Г.А., Олефиренко В.Т., ПономаренкоГ.Н.,/ справочник . Изд «ТОТ». Москва, 2017-404 с
  4. Общая физиотерапия Улащик В.С. , Лукомский  И.В. учебник изд. 2-е доп. Минск изд. «книжный дом» 2016-510с
  5. Физиотерапия. Руденко Т.П. учебное пособие. Изд. «Феникс» Ростов на Дону 2017.
  6. В.С. Улащик. «Физиотерапия». Медицинская энциклопедия. Минск изд. Книжный дом. 2012 – 639
  7. Лукомский И.В. Физиотерапия, лечебная физкультура, массаж. / Лукомский И.В.. Стэх Э.Э., Улащик В.С./Минск. Изд. Высшая школа, 2006г
  8. Мухина С.В., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринские дела. Москва 1997.
  9. Воробьев М.Г. , Пономаренко Г.Н. Практическое пособие по электро - магнитотерапии. Москва изд. Медицина 2002
  10. Клиническая физиотерапия. Сосин И.Н., Сосин И.Н., Тондий Л.Д., Стругацкий В.М./ пособие. Киев изд. здоровье 2006 с.622
  11. Физиотерапия и курортология нервных болезней. Горленя А.Н., Багель Г.Е Минск 2015г.
  12. Илларионов В.Е. Основы лазерной терапии. Москва изд. Медицина 2011
  13. Найдин В.п. реабилитация нейрохирургических больных с двигательными нарушениями. Москва изд. медицина 2017г
  14. Сочетанные методы аппаратной фитотерапии и бальнеолечения. Москва изд. Медицина 2016.
  15. Медицинский портал студентам, врачам (http://medvuz.info/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность 34.02.01. Сестринское дело

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 34.02.01.Сестринско...

Банк тем курсовых работ ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность 34.02.01. Сестринское дело

Курсовая работа – самостоятельное исследование научно-практического характера, позволяющее судить о приобретенных студентом знаниях и умениях применять их на практике. При её выполнении сту...

Банк тем ВКР ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах». МДК 02.02.Основы реабилитации, Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Выпускная квалификационная работа – это комплексная самостоятельная работа студента, главной целью и содержанием которой является всесторонний анализ, исследование и разработка некоторых из...

Методическая разработка практического занятия «Осуществление пособия при проведении ЛФК. Медицинский контроль» ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.02. Основы реабилитации Специальность: 34.02.01. Сестринское дело,

Методическая разработка была выполнена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ...

Методическая разработка по теме: "Тепло-водолечение" ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность 34.02.01. Сестринское дело

Методическая разработка практического занятия по теме «Тепло-водолечение» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального об...

Технологические карты теоретических занятий ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах». МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Технологическая карта урока – это педагогическое  планирование занятия, обеспечивающий качество образовательной деятельности в рамках конкретного промежутка времени (учебного...

Технологические карты практических занятий ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах». МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Технологическая карта урока – это педагогическое  планирование занятия, обеспечивающий качество образовательной деятельности в рамках конкретного промежутка времени (учебного...