Открытое внеаудиторное занятие
классный час

Идея классного часа направлена на знакомство с историей медицинской одежды, умением правильно ухаживать за белым халатом и деонтологическими аспектами выбранной специальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГАПОУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ  ИМ Э.Р.РАДНАЕВА»

ГҮРЭНЭЙ МЭРГЭЖЭЛТЭ ҺУРАЛСАЛАЙ БЭЕЭ ДААҺАН ЭМХИ ЗУРГААН

«Э.Р. РАДНАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ УЛАС ТҮРЫН ЭМШЭЛЭЛГЫН ГОЛ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрено на заседании        “Утверждаю”

Цикла классных руководителей        зав. по ВР и СР

Протокол №_____________        ______________________

“_____”___________2019 г.        Гырылова О.А.

Зав. отделением        “____”___________2019 г.

________________________

Доржиева Т.А

Согласовано

Ст. методист_______________

Бадмацыренолва Э.А.

“_____”___________2019 г.

Методическая разработка

открытого внеаудиторного занятия

Белые халаты, добрые сердца

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, базовой подготовки, группа 621

Методическая разработка составлена

преподавателем высшей

квалификационной категории

Кушнаревой Татьяной Константиновной

Улан – Удэ, 2019 г


Пояснительная записка

Данное мероприятие проводится среди студентов первого курса в рамках предметной недели на отделении «Сестринское дело». Тема открытого классного часа «Белые халаты, добрые сердца».

Проведение открытого урока «Белые халаты, добрые сердца» проходит по трём этапам: первый этап – путешествие в историю медицинских халатов «Символ белого халата»; Спецодежду с давних времён носили только сёстры милосердия. Именно они в средневековье занимались выхаживанием больных, а лечение производилось при монастырях. Изначально их одеяние было чёрно – белого цвета, а в начале 20 века сёстры Красного креста носили белые нарукавники. Важность ношения спецодежды для защиты здоровья пациентов не была известна и врачам до середины 19 века. Специальная одежда, как и стерильность в медицине, появилась благодаря хирургу Дж. Листеру. В медицинский обиход начинают входить белые халаты. Белый цвет – символ спасения.

 Второй этап классного часа – профессиональная этика и деонтология медицинского персонала от первого лица «Урок доброты и милосердия». Медицинская этика и деонтология – наука о долге медика перед больным и перед обществом, причём речь идёт не только о чисто профессиональных обязанностей, но и о нравственных аспектах, духовности, человечности. Профессия медика – подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это. Недаром, испокон веков белые халаты служат одним из символов самой гуманной профессии.

Третий этап – правильный уход за медицинской одеждой. Мастер – класс для студентов 1 курса «Правила  ухода за белым халатом». Выбор цвета – белый – вполне прозаичен; с одной стороны, он позволяет увидеть малейшие загрязнения и напоминает о необходимости регулярной стирки и дезинфекции, с другой – практика вываривает одежду в дез. средствах не оставляя альтернативу; никакой другой цвет в таких условиях не удержался бы. Белый цвет – цвет божественной частоты и высокого доверия.

В основу проведения данного занятия положен интерактивный метод, ориентированный на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминировании активности студентов в процессе проведения классного часа. Интерактивная форма проведения открытого урока – «Белые халаты: добрые сердца» пробуждает у студентов интерес и активное участие, формирует собственное мнение и отношения, осуществляет обратную связь (ответная реакция аудитории).

План занятия

Тема: Белые халаты, добрые сердца

Участники: группа 621

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Форма урока:  классный час

Метод урока: интерактивный

Форма обучения: групповая

Средства обучения: ТСО

Время проведения: 45 минут

Цели занятия

1.Учебная:

- систематизация имеющихся знаний о белом халате, считающейся профессиональной одеждой медицинских работников и студентов медицинских учебных заведений;

- о медицинской  этике и деонтологии;

Формирование ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

2.Развивающая:

- развитие  психологического момента среди  студентов, о белых чистых и аккуратных халатах, вызывающих доверие у пациентов.

Формирование ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охране труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

3.Воспитательная:

- пропаганда правильного ухода за медицинской  одеждой в студенческой среде, уроки доброты и милосердия;

Формирование ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Межпредметные связи:

Психология общения; этика и деонтология медицинского работника; экология и гигиена человека;  философия; культура речи.

 

Место проведения: актовый зал

Оснащение:

-белые халаты;

-шапочки;

-мультимедиа;

-средства ухода за белыми халатами;

-раздаточный материал: памятки

Литература для студента

1.Сазонов А.Н. – Модульный курс этики  и деонтологии «Школа вежливости» - М. «Вако», 2016г – 125с

2.Сценическое мастерство: Методическое пособие начинающему актёру.- М. ВЦХТ, 2015г- 37с

3.Хайко А.В. – История медицины – 15-е издание, Ростов н\д ., Феникс , 2017г – 123с

Литература для преподавателя

1.Бойко А.Н. – История медицинской одежды. Казань, - 2015г – 237с

2. Шевченко А.А. – Клинический уход за хирургическими больными «Уроки доброты» - М. Издательская группа «ГЭОТАР – Медиа», 2017г- 34с

3.интернет - ресурсы

Структурно – логическая схема классного часа

Название этапа

Содержание этапа

Время

Приложение

1

Организационный момент

Приветствие

Вступительное слово

Сообщение актуальности темы, задачи, мотивации

3мин

Приложение №1

2

Основная часть.

Теоретически -демонстрационная

Путешествие в историю медицинских  халатов «Символ белого халата»

10мин

Приложение №2

Профессиональная этика и деонтология от первого лица «Урок доброты и милосердия»

10мин

Приложение №3

Мастер – класс. Уход за медицинской одеждой «Правила ухода за белым халатом»

10мин

Приложение №4

3

Заключительная часть

Подведение итогов

Рефлексия

2мин

Приложение №5

Приложение №1

Вступительное слово классного руководителя

        Идея классного часа направлена на знакомство с историей медицинской одежды, умением правильно ухаживать за белым халатом и деонтологическими аспектами выбранной специальности. Каждой профессии придаётся своя форма. Форма делает солдата - солдатом, офицера – офицером, моряка – моряком, лётчика – лётчиком, стюардессу – стюардессой. Уже сама форма обязывает. А по тому, как её носят, судят о достоинствах человека. Белый халат врача, студента – медика, акушерки, медицинской сестры, санитарки – это не только одежда, на которой хорошо заметны загрязнения. Белый халат в то же время символ, эмблема медицины – эмблема чистоты, физической и душевной.

        75% мирового медицинского персонала носят белые халаты. Вы никогда не задумывались, почему именно халаты и почему именно белого цвета? Слово «халат» позаимствовано из арабского и переводится как «почётное платье». Изначально – белый халат символ чистоты и порядка этой профессии, в прямом и переносном смысле. Белый халат считается профессиональной одеждой медицинских работников и студентов медицинских учебных заведений. За эти годы появился главный психологический момент – белые чистые и аккуратные халаты вызывают доверие у пациентов.

        Сейчас стало модным, медикам носить специальную одежду разных цветов. Но какой бы цвет медицинских халатов не был, белый халат врача всегда будет его визитной карточкой. Эта одежда до сих пор не потеряла своей популярности среди врачей, акушерок, медицинских сестёр.

        Н.Н. Петров писал: «Основная задача всякой медицинской деонтологии лежит в том, чтобы постоянно напоминать медицинским работникам, что медицина должна служить пользе больных людей, а не больные люди – пользе медицины».

        Проведение открытого урока «Белые халаты, добрые сердца» проходит по трём этапам: первый этап – путешествие в историю медицинских халатов «Символ белого халата»; второй этап – профессиональная этика и деонтология медицинского персонала от первого лица «Урок доброты и милосердия»; третий этап – правильный уход за медицинской одеждой. Мастер – класс для студентов 1 курса «Правила ухода за белым халатом».

Приложение № 2

На экране слайд со словами

«ЧЕСТЬЮ БЕЛОГО ХАЛАТА ДОРОЖИМ»

Звучит музыкальное  попурри

На сцене на плечиках весит белый халат

Вступительное слово классного руководителя

Звучит музыка, и студентки 211 группы трио исполняют песню « Белые халаты – чистые сердца»

На сцену поднимаются ведущие.

Ведущая №1. Увидев белый халат на человеке, мы сразу понимаем, что перед нами медицинский работник. И сразу возникает ассоциация, что мы в надёжных руках профессионалов и чтобы с нами не случилось, нам обязательно помогут.

Путешествие в историю медицинских  халатов «Символ белого халата» (слайд- шоу)

 Ведущая №2 У каждой профессии есть своя униформа: у военных, полицейских, моряков, почтовых служащих, железнодорожников. Сейчас трудно представить персонал больниц и поликлиник без белых халатов. Правда есть вариации с цветом и моделями, но именно белый халат уже на подсознательном уровне  вызывает у нас доверие. Но так было не всегда.

 Ведущая №1 Слово «халат» - не русское, оно позаимствованно из арабского языка – hil at и переводится как «почётное платье».

 Впервые о белом халате заговорили во второй половине 19 века. Важность спецодежды для защиты здоровья пациентов не была  известна врачам. Хирурги вставали за операционный стол кто в строгом партикулярном сюртуке или мундире, кто как Пирогов, в лазаретах Севастополя  засучив рукава и в фартуке. От одежды требовалась прежде всего удобство, а не маркость.

 Ведущая №2 Спецодежду с давних времён носили только сёстры милосердия. В средневековье именно они занимались выхаживанием больных, а лечение и уход производились при монастырях. Изначально их одеяние чёрно – белого цвета, а позже сёстры Красного креста носили белые нарукавники, платья с белыми манжетами и платками. Белый цвет – символ спасения.

 Ведущая №1 Специальная одежда, как и стерильность в медицине, появилась благодаря хирургу Джозефу Листону, который начал использовать карболовую кислоту, для дезинфекции инструментов. Одновременно он развил теорию о том, что белые халаты обладают тоже антисептическим свойством. В передовых клиниках наряду с раствором карболки в медицинский обиход начинают входить и халаты. С этого времени и начинается история медицинских халатов.

Однако споров было много, но жизнь расставила всё на свои места, когда в 1918 – 1919 годах в Европе свирепствовала «Испанка», унесшая жизнь десятков миллионов людей. Именно в это время ношение белых халатов стало повсеместным.

Ведущая №2 Есть и нетрадиционные версии истории происхождения белых халатов, к примеру, восточная легенда уверяет нас, что не только символ медицины – чаша со змеёй заимствованы из учения Аюрведы, но и современная форма одежды медиков – белый халат, шапочка, брюки и маска на лице. Именно такой была ритуальная одежда атхарванов – древних зороастрийских целителей. Во время лечения больных или совершения обрядов целители облачались в белое, как символ чистоты. Повязка на лице служила для того, чтобы дыхание их не оскверняло священное творение огня.

 Ведущая №1 В Россию халат пришёл в 18 веке и был сначала домашней одеждой, лишь позднее, в конце 19 века он стал медицинским. Существует несколько версий, когда и где впервые халат был применён русскими врачами: во время Севастопольской обороны в Крымскую войну, во время Русско – турецкой кампании 1877-1878г., однако более вероятным выглядит первопреемство халата медиками госпиталя им. Н.Н. Бурденко в Санкт – Петербурге (1880г). В 20 веке по белому халату оценивали профессионализм хирургов: качество операции определялось по наличию крови на халате.

 Ведущая №2 Выбор цвета – белый – вполне прозаичен: с одной стороны, он позволяет увидеть малейшие загрязнения на ткани и напоминает о необходимости регулярной стирки и дезининфекции, с другой – практика выпаривает одежду в дез. средствах не оставляя альтернативу; никакой другой цвет в таких условиях не удержался бы. Белый цвет – цвет божественной частоты и высокого доверия.

 Ведущая №1 С некоторых пор в Англии начались споры о целесообразности белого цвета в спецодежде медперсонала. Однажды английские врачи решили отказаться от белых халатов, но со временем отошли от этого эксперимента. Объяснилось это тем, что пациенты стали с недоверием и опаской относиться к медперсоналу. Учёные Великобритании начали изучать, как влияет белый цвет на пациентов. Всем известно, как меняются настроение и эмоции в зависимости от окружающего цвета. И это было доказано не только экспериментальным путём, но и физически обосновано. Так, красный цвет – возбуждает, зелёный – успокаивает, синий- внушает умиротворение и чувство вечности…, а белый (согласно колориметрии) самый энергичный, побуждает к деятельности, внушает представление о чистоте, нетронутости, непорочности, настраивает на самоотдачу, что на пациентов оказывает благотворное влияние и особое доверие.

Ведущая №2  В 50-60-х годах прошлого века часть больниц отказалась от белого цвета в спецодежде в пользу светло- зелёного, светло – голубого и т.д. Сейчас стало модным, а может целесообразным, носить спецодежду разных цветов. По цвету халатов или костюмов можно судить, в каком отделении работает акушерка. Необходимость отойти от белого цвета заставляют и современные технологии: отражение от ламп в операционных и в манипуляционных с белыми стенами…

Ведущая №1 В 70-е годы одежда медперсонала обрела современный вид: куртка с вырезом V – образной формы и короткими рукавами, прямые брюки. Мода на костюмы идёт из США и быстро шагает по планете. Однако и сегодня без проблем можно приобрести медицинский халат разного оттенка из хлопка или из синтетических тканей. В настоящее время  одежда для акушерки не менее важна, чем инструмент. Она должна быть удобная, функциональная, вызывать уважение. Но какой бы цвет медицинских халатов не был, белый халат врача, акушерки, медицинской сестры всегда будет являться их визитной карточкой и символом самой гуманной профессии.

Ведущая №2 В медицине нет мелочей! Медицинский халат и шапочка являются специальной одеждой, изолирующей одежду и волосы персонала. Они должны быть чистыми, аккуратными, выглаженными. Режим отделений хирургического профиля требует наличие соответствующей и сменной обуви. Только опрятный медицинский работник   вызывает доверие  у пациентов. Поэтому поведение медиков, его одежде, внешнему виду уделяется  особое внимание, так как это имеет не меньшее значение, чем объём профессиональных знаний и навыков. Следует помнить, что от больного не ускользают ни слова, ни тон, каким они были сказаны, ни мимика, ни жест медицинского персонала. Как говорил М.Я. Мудров: «Исследуя больного, помни, что в это время больной исследует себя

Ведущая №1Вашему вниманию представляем дефиле – сравнение.  

1.Внешний вид акушерки, несоответствующий высокому званию медицинского работника:

А) Недопустимы у персонала длинные волосы из-под шапочки;

Б) Недопустимы  длинные ногти;

В) Недопустимы длинные и накрашенные ногти;

Г) Недопустим  избыток косметики;

Д) Недопустим  избыток бижутерии;

Е) Недопустима  небрежность в одежде.

Ж) Идя на службу, желательно не употреблять в пищу пахнущих продуктов (лук, чеснок).

2. Внешний вид акушерки, соответствующий высокому званию медицинского работника:

           А) Волосы аккуратно убраны под шапочку;

         Б) Косметика у медперсонала должна быть умеренная: дневная, без излишеств,   чтобы не раздражать больных;

         В) Духами и дезодорантами следует пользоваться в умеренных количествах.

         Г) Сейчас стало модным, акушеркам носить специальную  одежду разных цветов.

 Необходимость отойти от белого цвета заставляют и современные технологии: отражение от ламп в операционных и в манипуляционных с белыми стенами.

Но какой бы цвет медицинских халатов не был, белый халат медика всегда будет его визитной карточкой. Эта одежда до сих пор не потеряла своей популярности среди врачей, акушерок, медицинских сестёр.

Ведущая №2

Идя к больному, успокой свои мысли и чувства, будь добра и человечна и не ищи в своём труде выгоды, обладая симпатией к больной, ощущай радость от её выздоровления и стремись ухаживать и лечить даже своих врагов – пусть гуманность станет твоей религией. Выражение лица должно быть спокойным добрым, внимательным, заботливым, с чувством сопереживания. Больная может сомневаться в своих родственниках, сыновьях и даже родителях, но она должна верить вам, поэтому отнеситесь к ней лучше, чем её дети и родители.

Ведущая №1   Читает стихотворение Роберта Рождественского

Не навреди, эскулап, истомлённому хворью,

Не запятнай равнодушьем белый халат.

Совесть твоя да наполнится страстью живою!

Да не останется фразою твой Гиппократ!

Пусть эта клятва продолжится в дне заоконном,

Пусть возле самого сердца забьётся в груди.

Необходимостью станет и станет законом:

«Не навреди, человек, человеку. Не навреди!»

Приложение №3

Профессиональная этика и деонтология от первого лица «Урок доброты и милосердия»

Студенты выстраиваются на сцене полукругом

Ведущая №2 Для успешного лечения и выхаживания больного я должна войти в душевный контакт с ним, расположить к себе, завоевать его доверие и внушить уважение. Для этого необходимо:

№1 Внешне  - быть чистой опрятной, аккуратной;

№2 У меня должно быть доброе, внимательное, сопереживающее выражение лица (добрые глаза, ласковая улыбка)

№3 Голос мой должен быть ровным, спокойным, уверенным, доброжелательным

№4 Обращаться к больному я должна вежливо, по имени отчеству, глядя ему в глаза, используя вежливые слова

№5 Слушать больного я должна внимательно, доброжелательно, терпеливо, сосредоточено, с пониманием, задавая наводящие вопросы и корректно направляя разговор в нужное русло, не отвлекаясь при этом на посторонние разговоры

№6 Мои руки должны быть с коротко остриженными ногтями, чистыми, тёплыми, мягкими, ласковыми, нежными и умелыми.

№7 Я должна содержать в чистоте своё тело и одежду.

№8 Я должна заниматься физической культурой – быть здоровой и привлекательной.

№9 Я должна честно и бескорыстно пользоваться зависимостью больного от меня (строго выполнять назначения врача) .

№10 К жалобам и пожеланиям больного я должна относиться внимательно и своевременно реагировать на них.

№11 Все манипуляции и назначения больным я должна выполнять профессионально, добросовестно, осторожно, щадяще, не больно, с наименьшими побочными эффектами, терпеливо, тактично – «как себе».

№12 Владея специальными знаниями и умениями, я всегда должна прийти на помощь больному, утешить его добрым словом, вселить в него бодрость, оптимизм, уверенность в благополучном исходе.

№13 В любых ситуациях я должна уметь владеть собой, быть решительной, самокритичной, чуткой и нравственно безупречной.

№14 При уходе за тяжелобольными  я не должна проявлять брезгливости, высокомерия, надменности (особенно с пожилыми пациентами) и тем более осуждать больных,

№15 Если у меня возникнут трудности в моей работе, я без всяких условностей должна обратиться за помощью к более опытным коллегам.

№16 С коллегами я должна быть уважительной, деликатной, корректной, доброжелательной, дисциплинированной, соблюдать субординацию.

№17 С пониманием и сочувствием я должна относиться к родственникам больного (при необходимости успокоить их, доступно объяснить ситуацию и научить их правильному обращению с больным).

№18 Я должна помнить о своих близких родных, заботиться и уделять им должное внимание

№19 Я должна быть благодарна своим учителям, научившим меня самому благородному искусству – медицине!

Приложение №4

Мастер – класс.  «Правила ухода за белым халатом»

в сопровождении слайд шоу

Оснащение: белый халат, тазик, стиральный порошок, средства – активаторы, ополаскиватель, обычное мыло, песочные часы.

Студентка: Правила ухода за медицинской униформой. (демонстрирует)

1.Предварительная стирка одежды проводится в холодной воде. Бытует мнение, что чем выше температура воды, чем быстрее исчезнут загрязнения. На самом деле, это неправильно. Органические загрязнения при стирке в горячей воде въедаются в ткань и вывести такие пятна становится сложнее;

2. Если серьёзных загрязнений и пятен нет, то достаточно постирать одежду при температуре до 30 градусов с порошком, не содержащим отбеливающих частиц;

3. При наличии сильных загрязнений, сначала медицинская одежда застирывается  обычным мылом, после чего к стиральному порошку добавляются  средства – активаторы, которые содержат кислород;

4. Отбеливатель и стиральный порошок растворяется в воде до начала стирки, на завершающем её этапе применяется ополаскиватель;

5.Оптимальный температурный режим стирки белой униформы – 45-85 градусов (если имеется цветной кант, то максимальная температура не должна превышать 40 градусов), цветная одежда  стирается при температуре 40-60 градусов;

6. Сушка медицинской униформы. Сушить одежду лучше на открытом воздухе, но без попадания на ткань прямых солнечных лучей. Старайтесь не допускать пересушивания – так будет проще отгладить ткань и сохранить мягкость. Форму легко сушить, если она не содержит  эластин. Встряхните её и повесьте на плечики подходящего размера. Изделия из ткани с эластичными волокнами стоит разложить горизонтально на хлопковой подложке, тогда влажная ткань не вытягивается и вещи надолго сохранят форму;

7. Глажка медицинской формы. Гладить медицинскую форму лучше с изнанки при температуре не выше 150 градусов. Будьте осторожны, если на одежде есть вышитый логотип – стоит прогладить этот участок через хлопковую подложку. Не спешите надевать халат сразу же после утюжки – дайте ткани остыть, это убережёт от излишнего  сминания.

Раздаёт памятки студентам первого курса по уходу за белыми халатами

 На сцену выходят студентки  и трио исполняют  песню «Акушерка»

Рефлексия

Заключительное слово классного руководителя.

        Классный час завершён (обращаюсь к залу). В настоящее время одежда для медицинской сестры не менее важна, чем инструмент. Она должна быть удобной, функциональной и вызывать уважение. Белый цвет - цвет божественной чистоты и высокого доверия. Белый цвет – символ спасения. Недаром испокон веков белые халаты служат одним из символов самой гуманной профессии. А чувство милосердия заложено в каждом человеке, но у будущих акушерок оно нуждается в особенном воспитании и развитии. Уроки доброты содействуют воспитанию милосердия, сострадания, сопереживания.  А как бережно  ухаживать  за медицинской униформой, мы вас научили. Мне хочется у вас узнать. Как вы считаете, нужно ли рассказывать студентам первого курса об истории белого халата? Что вас удивило сегодня? Я надеюсь, что этот классный час убедил вас в том, как необходимо правильно ухаживать за белым халатом. Будьте здоровы! Спасибо всем!

 

Путешествие в историю белого халата (презентация)- новое!!!

1сл. Фото м\с со шприцем или акушерка?

Ведущая №1. Увидев белый халат на человеке, мы сразу понимаем, что перед нами медицинский работник. И сразу возникает ассоциация, что мы в надёжных руках профессионалов и чтобы с нами не случилось, нам обязательно помогут.

 Ведущая №2 У каждой профессии есть своя униформа: у военных, полицейских, моряков, почтовых служащих, железнодорожников. Сейчас трудно представить персонал больниц и поликлиник без белых халатов. Правда есть вариации с цветом и моделями, но именно белый халат уже на подсознательном уровне  вызывает у нас доверие. Но так было не всегда.

2сл Фото халата. Ведущая №1 Слово «халат» - не русское, оно позаимствованно из арабского языка – hil at и переводится как «почётное платье».

3сл Фото Пирогов Впервые о белом халате заговорили во второй половине 19 века. Важность спецодежды для защиты здоровья пациентов не была  известна врачам. Хирурги вставали за операционный стол кто в строгом партикулярном сюртуке или мундире, кто как Пирогов, в лазаретах Севастополя  засучив рукава и в фартуке. От одежды требовалась прежде всего удобство, а не маркость.

4сл Фото м\с в старой форме. Ведущая №2 Спецодежду с давних времён носили только сёстры милосердия. В средневековье именно они занимались выхаживанием больных, а лечение и уход производились при монастырях. Изначально их одеяние чёрно – белого цвета, а позже сёстры Красного креста носили белые нарукавники, платья с белыми манжетами и платками. Белый цвет – символ спасения.

5сл Фото Дж. Листера. Ведущая №1 Специальная одежда, как и стерильность в медицине, появилась благодаря хирургу Джозефу Листону, который начал использовать карболовую кислоту, для дезинфекции инструментов. Одновременно он развил теорию о том, что белые халаты обладают тоже антисептическим свойством. В передовых клиниках наряду с раствором карболки в медицинский обиход начинают входить и халаты. С этого времени и начинается история медицинских халатов.

Однако споров было много, но жизнь расставила всё на свои места, когда в 1918 – 1919 годах в Европе свирептсвовала «Испанка», унесшая жизнь десятков миллионов людей. Именно в это время ношение белых халатов стало повсеместным.

6сл Фото из легенды Ведущая №2 Есть и нетрадиционные версии истории происхождения белых халатов, к примеру, восточная легенда уверяет нас, что не только символ медицины – чаша со змеёй заимствованы из учения Аюрведы, но и современная форма одежды медиков – белый халат, шапочка, брюки и маска на лице. Именно такой была ритуальная одежда атхарванов – древних зороастрийских целителей. Во время лечения больных или совершения обрядов целители облачались в белое, как символ чистоты. Повязка на лице служила для того, чтобы дыхание их не оскверняло священное творение огня.

7сл. Фото госпиталь Н.Н. Бурденко. Ведущая №1 В Россию халат пришёл в 18 веке и был сначала домашней одеждой, лишь позднее, в конце 19 века он стал медицинским. Существует несколько версий, когда и где впервые халат был применён русскими врачами: во время Севастопольской обороны в Крымскую войну, во время Русско – турецкой кампании 1877-1878г., однако более вероятным выглядит первопреемство халата медиками госпиталя им. Н.Н. Бурденко в Санкт – Петербурге (1880г). В 20 веке по белому халату оценивали профессионализм хирургов: качество операции определялось по наличию крови на халате.

8сл Фото девушка со стетоскопом. Ведущая №2 Выбор цвета – белый – вполне прозаичен: с одной стороны, он позволяет увидеть малейшие загрязнения на ткани и напоминает о необходимости регулярной стирки и дезининфекции, с другой – практика выпаривает одежду в дез. средствах не оставляя альтернативу; никакой другой цвет в таких условиях не удержался бы. Белый цвет – цвет божественной частоты и высокого доверия.

9сл Фото цветные халаты Ведущая №1 С некоторых пор в Англии начались споры о целесообразности белого цвета в спецодежде медперсонала. Однажды английские врачи решили отказаться от белых халатов, но со временем отошли от этого эксперимента. Объяснилось это тем, что пациенты стали с недоверием и опаской относиться к медперсоналу. Учёные Великобритании начали изучать, как влияет белый цвет на пациентов. Всем известно, как меняются настроение и эмоции в зависимости от окружающего цвета. И это было доказано не только экспериментальным путём, но и физически обосновано. Так, красный цвет – возбуждает, зелёный – успокаивает, синий- внушает умиротворение и чувство вечности…, а белый (согласно колориметрии) самый энергичный, побуждает к деятельности, внушает представление о чистоте, нетронутости, непорочности, настраивает на самоотдачу, что на пациентов оказывает благотворное влияние и особое доверие.

Ведущая №2 Фото то же что и в 9сл. В 50-60-х годах прошлого века часть больниц отказалась от белого цвета в спецодежде в пользу светло- зелёного, светло – голубого и т.д. Сейчас стало модным, а может целесообразным, носить спецодежду разных цветов. По цвету халатов или костюмов можно судить, в каком отделении работает акушерка. Необходимость отойти от белого цвета заставляют и современные технологии: отражение от ламп в операционных и в манипуляционных с белыми стенами…

10сл Фото костюм и белый халат. Ведущая №1 В 70-е годы одежда медперсонала обрела современный вид: куртка с вырезом V – образной формы и короткими рукавами, прямые брюки. Мода на костюмы идёт из США и быстро шагает по планете. Однако и сегодня без проблем можно приобрести медицинский халат разного оттенка из хлопка или из синтетических тканей. В настоящее время  одежда для акушерки не менее важна, чем инструмент. Она должна быть удобная, функциональная, вызывать уважение. Но какой бы цвет медицинских халатов не был, белый халат врача, акушерки, медицинской сестры всегда будет являться их визитной карточкой и символом самой гуманной профессии.

Ведущая №2

Идя к больному, успокой свои мысли и чувства, будь добра и человечна и не ищи в своём труде выгоды, обладая симпатией к больной, ощущай радость от её выздоровления и стремись ухаживать и лечить даже своих врагов – пусть гуманность станет твоей религией. Выражение лица должно быть спокойным добрым, внимательным, заботливым, с чувством сопереживания. Больная может сомневаться в своих родственниках, сыновьях и даже родителях, но она должна верить вам, поэтому отнеситесь к ней лучше, чем её дети и родители.

Ведущая №1 Не навреди, эскулап, истомлённому хворью,

Не запятнай равнодушьем белый халат.

Совесть твоя да наполнится страстью живою!

Да не останется фразою твой Гиппократ!

Пусть эта клятва продолжится в дне заоконном,

Пусть возле самого сердца забьётся в груди.

Необходимостью станет и станет законом:

«Не навреди, человек, человеку. Не навреди!»

Р. Рождественский

Профессиональная этика и деонтология от первого лица «Урок доброты и милосердия»

Студенты выстраиваются на сцену полукругом

Ведущая №2 Для успешного лечения и выхаживания больного я должна войти в душевный контакт с ним, расположить к себе, завоевать его доверие и внушить уважение. Для этого необходимо:

Ведущая №1 Мастер – класс.  «Правила ухода за белым халатом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для преподавателей по проведению открытого внеаудиторного занятия по теме «Здоровый ребенок – это будущее нашего поколения»

Рекомендации для преподавателей по проведению открытого внеаудиторного занятия – КВН по теме «Здоровый ребенок – это будущее нашего поколения» составлены в соответствии с рабоч...

Профилактика табакокурения. Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия

В основу проведения данного занятия положен интерактивный метод, ориентированный на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминировании активности ...

Методическая разработка интегрированного открытого внеаудиторного занятия

Методическая разработка открытого интегрированного внеаудиторного занятия по дисциплинам ОП. 02 Анатомия и физиология человека и ОП. 03 Основы латинского языка с медицинской терминологией...