Методическая разработка «Изучение морфологии бактерий»
методическая разработка

Решетникова Лидия Александровна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

 «Троицкий медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия для преподавателей

по учебной дисциплине

П.00 Профессиональный цикл

0П.09 Основы микробиологии и иммунологии

Тема:

«Изучение морфологии бактерий»

специальность 31.02.01 Лечебное дело

(основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования углубленной подготовки)

г. Троицк, 2017 г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОЯСНЕНИЕ.

   Мир микробов чрезвычайно богат и разнообразен. Роль их в природе весьма велика. Микробиология относится к числу наук, знание которых необходимо каждому медицинскому работнику.

        При изучении курса микробиологии большое внимание уделяется морфологии микроорганизмов.

   Знание основных вопросов микробиологии необходимо для понимания выбора применения тех или иных методов лабораторной диагностики и правильного освоения практических навыков.

   Важнейшим аспектом медицинской деятельности является высокий уровень выполнения диагностических исследований, который может быть достигнут при наличие знаний, умений и навыков.

   Для изучения морфологии микроорганизмов применяется микроскопический метод исследования. Важнейшим условием успешного использования этого метода является правильное приготовление мазка из исследуемого материала  и его окраска.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

УЧЕБНЫЕ:  Научить студента оперировать знаниями, анализировать,                                                                                              

                     сравнивать, выделять главное, применять полученные

                      знания на практике;

I уровень:

                      -познакомить студента с методикой приготовление микро-                                        

                       биологического мазка;

                      -познакомить с микроскопическим методом исследования;

                      -дать понятие простому и сложному методу окраски;

                         

II уровень:

                      -приготовить мазок «зубного налета»;

                      -окрасить методом Грама;

                      -зарисовать в тетрадь, записать результаты.

III уровень:

                       Выделить наиболее активных студентов.

                       Обобщить новый материал.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

                      -способствовать развитию логического и клинического  

                        мышления;

                       -развивать память;

                       -развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать;

                       -развить интерес к предмету.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:                           

                           -стремление воспитывать чувство ответственности за

                             порученное дело, аккуратность, добросовестность,

                             чувство долга.

Тип занятия:  практическое

Место проведения                                                                               кабинет № 9

Время занятия                                                                                     90 минут

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРИЁМЫ.

Метод

Основное

Назначение

Уровни

 усвоения

Приёмы

Мотивация

1.Объясни-тельно

иллюстративный

Организация усвоения информации обучаемыми путём сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия.

 

I

Словесные

-рассказ

-работа с учебным пособием, основанная на чтение и запоминании

Наглядные 

- иллюстрация

Практические

- опыты

Этот метод способствует формированию научного мировоззрения, нравственности, включению студентов в творческую деятельность. Воспитывает внимательность, терпение, выдержку.

2.Репро-дуктивный

Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.

II-III

Воспроизведение практических заданий, работ по алгоритму.

Этот метод развивает логику изложения, трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, систематичность в работе.

3.Проблем-ное изложение

Раскрытие в изучаемом материале различных проблем и показ способов их решения.

II-III

Постановка проблемы, анализ, синтез, аналогия.

Приёмы рационального правильного мышления определяют последовательность действий с целью безошибочного решения задач.

4.Частичнопоисковый

Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной работе и решению проблем.

III

Эвристические приёмы:

-конкретиза-ция

-абстрагиро-вание

-варьирование

-сравнение

-обобщение

Этот метод вырабатывает:

-ответственность

-активность

-самостоя-тельность

-инициативность

-инверсию мышления

Помогает находить новые решения проблем

СХЕМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫХ И  

МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

ИСТОКИ

   Микроскопический метод диагностики

инфекционных болезней

ВЫХОД

предмет

тема

предмет

тема

ОП.09 Основы микробиологии и иммунологии

Морфология микробов

ОП.09  Основы микробиологии и иммунология

-Экологическая микробиология.

-Действие факторов внешней среды .

-понятие об инфекции.

-Основы вирусологии

ОП.03Анатомия и физиология

-Учение о

 клетке.

-Толстый

 кишечник

(микрофлора)

ОП.04 Фармакология

-Противо-микробные средства.

-Противо-вируснысные средства.

-Антибиотики 

ОП.07 Основы латинского языка с медицинской терминологией

-Сущест-вительные III склонения.

-Термино-логия

Кожные и

венерические заболевания

-Гнойничковые болезни кожи.

-Грибковые заболевания кожи.

-Гонорея, сифилис.

ЕН.02

Математика

Применение математических методов в медицине.

Сестринский уход за инфекционными больными

Инфекционный контроль

Акушерство

Послеродовые гнойно-септические заболевания

ТРЕБОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ:

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

                                 -метод окраски препаратов.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

                                 - приготовить микропрепарат;

                                 - окрасить препарат простым методам;

                                 - окрасить препарат по Граму;

                                 -микроскопировать препарат с целью изучения

                                  морфологии микроорганизмов.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИТЕ НАВЫКИ:

                                 -взять соскоб с зуба;  

                                 -дифференцировать микроорганизмы при микроско-

                                   пировании.

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИИ

Студенты должны овладеть общими компетенциями:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

OK 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

 OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке):

Студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

 ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.

ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

ПК 6.4. Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах офисе общей врачебной (семейной) практики.

ОСНАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

Дидактический материал:

  1. Набор чистых, хорошо обезжиренных предметных стекол.
  2. Спиртовки.
  3. Ванночки с подставкой /мостиком /для предметных стёкол.
  4. Красители:

                         -генциановый фиолетовый;

                              -раствор Люголя;

                              -этиловый спирт;

                              -фуксин Пфейффера;

                              - водный раствор метиленового синего;

                              - флакон с водой.

     

  1. Фильтрованная бумага.
  2. Спиртовые ватные тампоны для обработки рук.
  3. Микроскопы.
  4. Спички.
  5. Пинцеты.
  6. Диапроектор.
  7. Экран.

     Учебно-методические средства обучения помогают перерабатывать информацию, упражняться в приобретении и закрепление знаний, умений и навыков, позволяют индивидуализировать обучение в соответствии с особенностями усвоения каждого обучаемого.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:       

Плакаты: - «Морфология микроорганизмов»

-«Мазок зубного налета, окраска по Граму»

Планшет: - «Методика окраски по Граму».

Готовые микропрепараты: монококки, стрептококки, палочки, стафилококки, дрожжи.

Технические средства обучения:  ноутбук; проектор

 Мультимедийная аппаратура презентации: Приготовление зубного налёта - окраска по Граму

                         

   

НАЗНАЧЕНИЕ НАГЛЯДНОСТИ:

   Наглядные пособия способствуют ускорению обработки информации, помогают студенту правильно воспринять и оценить информацию, увиденную в микроскопе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

-учебное пособие для студентов по теме «Изучение морфологии бактерий»;

-технологическая карта;

-методическая разработка для преподавателя по практическому занятию по

теме «Изучение морфологии бактерий»;

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме «Морфология микроорганизмов»;

Тесты /2 варианта по 10 вопросов.

 ЭТАПЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ

№ н/п

Этап занятия

Время

Цели, мотивация

Деятельность

преподавателя

Деятельность студента

1

Организа- ционный момент.

2 мин

Привлечь внимание студентов,сконцеитрировать их на работу.

Приветствие, обращает внимание на внешний вид, на готовность учебной комнаты наличие тетрадей, отмечает присутствующих.

Отвечает дежурный.

2

Сообщение

темы,

цели занятия.

 З мин

Рассказать значимость темы.

Сообщает тему6 «Изучение морфологии бактерий» и даёт её обоснование.

Знакомит с целями:

 -  учебной;

 - развивающей.

Слушают и осознают тему, записывают в тетради для лабораторных работ.

3

Проверка исходного уровня знаний.

5 мин

Осмысливание пройденного теоретического материала.

Опрос по тестам

(Приложение

№ 1, )

Раздаёт каждому студенту тест.

Выбирают правильный ответ.

4

Объяснение с демонстрацией выполнения практической работы.

10 мин

Приобрести навыки для диагностических наследований.

1. Рассказывает о микроскопическом методе и методах окраски препаратов.

2 Демонстрирует приготовление мазка зубного налёта.

  1. Демонстрирует окраску по Граму.
  2. Демонстрирует простой метод окраски.

Слушают внимательно и следят за техникой выполнения.

5

Самостоятельная работа.

15мин

Студент должен уяснить специфику микроскопического метода диагностики.

Раздаёт студентам учебные пособия.

Конспектирует и готовит мазок.

6

Работа с методическими указаниями.

15 мин

Записать последовательность приготовления мазка и методы его окраски.

Устанавливает под микроскопом готовые препараты, проверяет тесты (Приложение 1).

Конспектирует в тетрадь:

  • методику приготовления мазка;

- окраску по Граму;

- простой метод окраски.

7

Выполнение практического задания.

15 мин

Научить студентов, готовить и окрашивать мазок «Зубного налёта»(Приложение №4).

Научить отличать основные формы микроорганизмов.

Контролирует само- стоятельную работу студентов, исправляет  их действия, уточняет, дополняет, делает замечания в неточностях вы- полнения методов контролирует микроскопирование.

Студенты работают, но мазок делает каждый, окрашивают методом Грама, микроскопируют. Изучают готовые препараты.

8

Закрепление темы.

15 мин

Выяснить уровень практических навыков студентов по новому материалу.

Демонстрирует таб- лицы и слайды по микроскопии микроорганизмов. Контролирует усвоенные знания:

  • указывает на  допущенные ошибки и неточности;
  • производит фронтальный опрос студентов, допустивших неточности в работе.

(Приложение 5).

Зарисовывают в тетрадь мазок зубного налёта и подписывают его.

(Приложение 4)

Отвечают устно на вопросы.

 (Приложение 5)

9

Подведение итогов.

5  мин

Оценить результат графической деятельности студентов:

  • разобрать допущенные ошибки.

Анализирует работу студентов, оценивает по рейтинговой системе.

Слушают, при необходимости записывают.

10

Окончание занятия.

5  мин

Дисциплинирует студентов.

Преподаватель и лаборант следят за уборкой кабинета и принимают раздаточный материал.

Приводят в порядок рабочее место.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I

Тестовый контроль  исходного уровня занятия

по теме: «Изучение морфологии бактерий»

 

Вариант № I

Выбери один правильный ответ

  1. Бактериальные клетки, у которых жгутики располагаются по всей поверхности тела.
  1. Монотрихи;
  2. Амфитрихи;
  3. Лофотрихи;
  4. Перитрихи.
  1. Кокки располагаются по две особи.
  1. Монококки;  
  2. Диплококки;
  3. Стафилококки;
  4. Сарцины.
  1. Палочки, не образующие споры.
  1. Бациллы;
  2. Бактерии;
  3. Хламидии;
  4. Вибрионы.
  1. Бактериальная клетка, у которой один жгутик.
  1. Лофотрихи;
  2. Амфитрихи;
  3. Монотрихи;
  4. Перитрихи.
  1. Кокки располагаются в виде виноградной грозди.
  1. Монококки;
  2. Стафилококки;
  3. Монотрихи;
  4. Тетракоки.
  1. Микроорганизмы, имеющие вид запятой.
  1. Спириллы;
  2. Вибрионы;
  3. Клостридии;
  4. Бациллы.
  1. Организмы не  клеточного строения
  1. Простейшие;
  2. Вирусы;
  3. Риккетолии;
  4. Грибы.
  1. Кокки располагаются по одной особи.
  1. Сарцины;
  2. Тетракокки;
  3. Монококки;
  4. Диплококки.
  1. Единицы измерения вирусов.        
  1. Метр;
  2. Нанометр;
  3. Сантиметр;
  4. Миллиметр.
  1. Оптическая  часть микроскопа      
  1. Тубус;
  2. Предметный столик;
  3. Револьвер;
  4. Окуляр.

Тестовый контроль  исходного уровня занятия

по теме: « Изучение морфологии бактерий»

 

Вариант № II

Выбери один правильный ответ

  1. Бактериальные клетки, у которых пучок жгутиков расположен на одном конце клетки.
  1. Монотрихи;
  2. Амфитрихи;
  3. Лофотрихи;
  4. Перитрихи.
  1. Кокки располагаются в вид тюков.
  1. Сарцины;
  2. Тетракокки;
  3. Стрептококки;
  4. Стафилококки.
  1. Полочки, образующие споры.
  1. Клостридии;
  2. Бактерии;
  3. Вибрионы;
  4. Спириллы.
  1. Кокки располагаются по одной особи.
  1. Сарцины;
  2. Тетракокки;
  3. Монококки;
  4. Стафилококки.
  1. Период времени образования споры.
  1. 18-20часов;
  2. 3-5 часов;
  3. 32-48 часов;
  4. 50-60 часов.
  1. Кокки располагаются цепочкой различной длины.
  1. Стрептококки;
  2. Стафилококки;
  3. Монококки;
  4. Сарцины.
  1. Микроорганизмы- внутриклеточные паразиты.
  1. Риккетсии;
  2. Спирохеты;
  3. Простеишие;
  4. Вибрионы.
  1. Основные ступени классификации микроорганизмов.
  1. Царство-класс-отдел-порядок-семеиство-род-вид;
  2. Царство-отдел-класс-порядок-семеиство - род-вид;
  3. Царство-отдел-класс-семейство - порядок - род-вид;
  4. Отдел - царство-класс - семейство-парядок-род-вид.                                                              
  1. Единицы измерения бактерий.
  1. Нанометр;
  2. Метр;
  3. Микрометр;
  4. Сантиметр.
  1. Механическая часть микроскопа.
  1. Окуляр;
  2. Объектив;
  3. Тубус;
  4. Зеркало.

Приложение 1а

ЭТАЛОН  ОТВЕТОВ

 на тестовый контроль  исходного уровня занятия

по теме: « Изучение морфологии бактерий»

                               

Критерии оценки:

до 10% неправильных ответов – « отлично»

до 20% неправильных ответов – « хорошо»

до 30% неправильных ответов – « удовлетворительно»

свыше 30% неправильных ответов – « неудовлетворительно»

Приложение № 2

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

   Микроскопический метод применяется для изучения морфологии микроорганизмов. Важным условием является правильное приготовление мазка из исследуемого материала или бактериальной культуры.

ТЕХНИКА ПРИГОТОВЛЕНИЯ МАЗКА

  1. Для работы необходимо иметь чистые и обезжиренные предметные стекла.

ВНИМАНИЕ! Если стекло хорошо обезжирено- то капля воды растекается на нем равномерно, не распадаясь на мелкие капли.

     

      II. Спичкой, скользящим движением сверху вниз, с наружной поверхности коренных зубов снимают налет так, чтобы не задеть слизистую языка и щеки.

     

     III. Материал для исследования наносят на предметное стекло в центре размером с 10 копеечную монету.

        ВНИМАНИЕ! При работе стекло держат двумя пальцами за грани.

       

     IV. Мазок высушивают на воздухе при комнатной температуре, держа стекло в горизонтальном положении мазком вверх.

       

     V. Мазок фиксируют после полного высыхания с целью:

-закрепить микроорганизмы на стекле;

-обезвредить материал;

-убитые микроорганизмы лучше воспринимают окраску.

Фиксированный мазок называется препаратом.

В микробиологической  практике наиболее часто применяется фиксация жаром, которая проводится путем быстрого троекратного проведения предметного стекла мазком к верху над пламенем спиртовки, или погружая мазок в жидкость Никифорова (50% спирта/ 50% эфира)

    VI. Окраска препарата проводится над ванночкой, предметное стекло

кладется на подставку-мостик.

         Различают простые и сложные методы окраски микробов.

         При простых способах окраски применяется один краситель: метиленовый синий или спиртоводный раствор фуксина. Время окраски препарата зависит от красящего вещества: спиртоводным раствором фуксина  красят 1-2 минуты, метиленовой синью 3-5 минут. Окрашенные препараты промывают водопроводной водой, подсушивают на воздухе или осторожно промокают фильтровальной бумагой и микроскопируют с иммерсионной системой.

         Простыми способами окраски используются для обнаружения в

микроскопируемом материале микробов, определения их количества, формы и расположения.

       

        При сложных способах окраски на мазок воздействуют двумя красящими веществами, из которых одна краска является основной, а вторая –дополнительной. Кроме красящих веществ, при сложных способах окраски применяют различные обесцвечивающие вещества: спирт, кислоты.

          Сложные методы окраски имеют большое значение при определении и дифференциации различных видов микробов.

          Универсальным способом сложной окраски микробов является окраска по Граму. В зависимости от результатов окраски все микроорганизмы делят на две группы - грамположительные /Грам+/и грамотрицательные /Грам-/.

           Грамположительные бактерии содержат в клеточной стенке магниевую соль  РНК, которая образует комплексное соединение с йодом и основным красителем /генциановым фиолетовым/. Этот комплекс не разрушается при действии спирта, и бактерии сохраняют фиолетовый цвет.

           Грамотрицательные бактерии не способны удержать основной краситель, так  как не содержит магниевой соли РНК. Под действием спирта краситель вымывается, клетки обесцвечиваются  и окрашиваются дополнительным красителем  /фуксином/в красный цвет.

Приложение № 3

МЕТОДИКА ОКРАСКИ ПО ГРАМУ

  1. На препарат наносят несколько капель раствора генцианового фиолетового на 1-2 минуты.
  2. Не промывая водой, наносят РАСТВОР Люголя до почернения

/1 мин./затем краситель сливают.

  1. Не промывая водой, наносят 95% этиловый спирт до отхождения красителя/30-60 секунд/. Можно опустить препарат в стаканчик со спиртом на 1-2 секунды.
  2. Промывают препарат водой.
  3. Докрашивают раствором фуксина  Пфейффера 3 минуты.
  4. Промывают водой.
  5. Высушивают фильтровальной бумагой, осторожно промакивая мазок.
  6. Микрооскопируют мазок.

Приложение № 4

МАЗОК ЗУБНОГО НАЛЕТА

ОКРАСКА ПО ГРАМУ

IMG_20160316_182013.jpg

  1. Фузиформные бактерии
  2. Грибы кандида
  3. Микрококки
  4. Стрептококки
  5. Стафилококки
  6. Вибрионы
  7. Спирохеты
  8. Лактобактерии

Приложение №5

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

ТЕМЫ: «ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ БАКТЕРИЙ»

1-Чем отличается сложный метод окраски от простого?

2- Какие красители используются при окраске по Граму?

3- Как фиксируют мазок?

4- Для чего фиксируют мазок?

5- Как правильно держать предметное стекло?

6- В какой цвет окрашиваются Грам(+)микроорганизмы?

7- В какой цвет окрашиваются Грам(-)микроорганизмы?

8-Как можно высушить мазок?

9-Для чего используют сложные методы  окраски?

Приложение № 5а

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ

 ПО ТЕМЕ: «ИЗУЧЕНИЕ МОРФОЛОГИИ БАКТЕРИЙ»

  1. При простом методе окраски используют один краситель, например: фуксин, метиленовую синь.
  2. При окраске по Граму используют:

-генциановый фиолетовый

-раствор Люголя

-Этиловый спирт 95%

-фуксин Пфейффера

 -вода

    3. Мазок фиксируют жаром- быстро проводя троекратно предметное стекло

        мазком кверху над пламенем спиртовки, или используя жидкость Ники

        форова (50% спирта/50% эфира).

   4. Мазок фиксируют для того, чтобы:

-закрепить микробы на стекле

-обезвредить микробы

-для  лучшей окраски

   5. Предметное стекло держат двумя пальцами за ребра.

   6. Грам(+) окрашиваются в фиолетовый цвет.

   7. Грам(-) окрашиваются в красный цвет.

   8. Мазок высушивают на воздухе при комнатной температуре, держа стекло  

       в горизонтальном положении.

   9. Сложные методы окраски используют для дифференциации микробов.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Н Б. Басова Педагогика и практическая психология. "Феникс", Ростов-на-дону, 2009 г,
  2. Ю. К Бабанский. Оптимизация учебно-воспитательной работы. "Просвещение" Москва, 2011 г.
  3. АС. Лабинская. Практикум. по микробиологическим методам исследования. "Мед.гиз", Москва, 2014 г.
  4. М.Н. Синюшина, М.Н. Самсонова Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. "Медицина", Москва, 2012 г.
  5. И.А Сутин, Г. Р. Финн, Л.Н Зенинская. Микробиология "Медицина". Москва, 2013 г.
  6. С. А Смирнова Педагогика; педагогические теории, системы, технологии. "Учебное пособие", Москва, 2011 г.
  7. Ф. К Черкес, Л. Б. Богоявленская, НА Бельская. Микробиология, "Медицина", Москва, 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Методическое пояснения ……………………………………………..стр.2

2. Цели занятия……………………………………………………………стр.3

3. Тип занятия …………………………………………………………….стр.4

4. Схема интегрированных внутрипредметных

 и межпредметных связей…………………………………………………стр.5                                          

5. Требования к подготовке студентов…………………………………...стр.7                                                                                                                                                  

6.Формируемые компетенции ……………………………………………стр.8

7. Оснащение занятия……………………………………………………..стр.10

8. Наглядные пособия. …………………………………………………….стр.11

9. Этапы планирования занятия………………………………………….стр.13

10.Приложения ……………………………………………………………стр.14  

11. Использованная литература…………………………………………..стр.24                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морфология и физиология бактерий. Частная бактериология"

Характеристика темыТема «Классификация  бактерий. Морфология бактерий», «Частная бактериология»  позволяет обучающимся получить знания о морфологии, физиологии, классификации основных групп ...

Классификация и морфология бактерий

Презентация по теме "Классификация и морфология бактерий" по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии, специальность 34.02.01. Сестринское дело подготовлена для проведения теоритических...

Бактерии. Особенности морфологии и физиологии

Бактерии. Особенности морфологии и физиологии...

Морфология бактерий

Опорная презентация-план по теме "Морфология бактерий"...

Тестовые задания к практическому занятию на тему: «Морфология бактерий». Дисциплина: "Основы микробиологии и иммунологии"

Тестовые задания к практическому занятию на тему: «Морфология бактерий» предназначены для контроля знаний....

ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии ТЕМА: Классификация, морфология бактерий

1.Классификация бактерий по Берджи.2.Классификация бактерий по Граму.3.Принципы подразделения бактерий на группы.4.Особенности морфологии микоплазм, хламидий, риккетсий, актиномицетов.5.Формы бактерий...

Методическая разработка практического занятия Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы ее изучения

Методическая разработка практического занятия Классификация бактерий. Морфология бактерий и методы ее изучения предназначена для обучающихся специальнсти 34.02.01. Сестринское дело, содержит алгоритмы...