Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа. Как его избежать.
статья
“Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”
Генрих Гейне
Актуальность: Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую прогрессирующую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Представления об особенностях психологии развития студентов медицинского колледжа могут способствовать к более квалифицированному подходу членов образовательной организации к реализации учебного взаимодействия, а также к преодолению коммуникативных барьеров, что позволит минимизировать риск появления синдрома эмоционального выгорания у студентов.
Цель исследования: изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов 2,3,4 курсов по специальности Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП № 3, определение путей его преодоления.
Задачи:
- Изучить литературные источники и специализированные интернет сайты по психологическим особенностям студентов медицинского колледжа
- Провести анкетирование среди студентов медицинского колледжа на базе ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» СП3, выявить признаки эмоционального выгорания.
- Предложить рекомендации для уменьшения эмоционального выгорания у студентов
- На основании собранного материала сделать вывод о проделанной исследовательской работе и практической значимости исследования
Объект исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа.
Предмет исследования: выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания и возможностей его преодоления у студентов 2,3,4 курсов Медицинского колледжа № 6 СП3 по специальности Сестринское дело.
Методы исследования: анализ источников по теме, наблюдение, статистика, анкетирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 341.3 КБ |
![]() | 341.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6»
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА. КАК ЕГО ИЗБЕЖАТЬ.
Курбонова Нозанин Илхомовна
Мужаева Батина Ахмедовна
студентки 4 курса, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Научный руководитель –Пантелеева Елена Михайловна, преподаватель профессиональных модулей ГБПОУ ДЗМ «МК№6»
“Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”
Генрих Гейне
Актуальность: Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую прогрессирующую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Представления об особенностях психологии развития студентов медицинского колледжа могут способствовать к более квалифицированному подходу членов образовательной организации к реализации учебного взаимодействия, а также к преодолению коммуникативных барьеров, что позволит минимизировать риск появления синдрома эмоционального выгорания у студентов.
Цель исследования: изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов 2,3,4 курсов по специальности Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП № 3, определение путей его преодоления.
Задачи:
- изучить литературные источники и специализированные интернет сайты по психологическим особенностям студентов медицинского колледжа
- провести анкетирование среди студентов медицинского колледжа на базе ГБПОУ ДЗМ «МК№6» СП3, выявить признаки эмоционального выгорания.
- предложить рекомендации для уменьшения эмоционального выгорания у студентов
- на основании собранного материала сделать вывод о проделанной исследовательской работе и практической значимости исследования
Объект исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа.
Предмет исследования: выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания и возможностей его преодоления у студентов 2,3,4 курсов Медицинского колледжа № 6 СП3 по специальности Сестринское дело.
Методы исследования: анализ источников по теме, наблюдение, статистика, анкетирование.
Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".
По данным многих исследований, деятельность студента-медика относится к числу напряженных в эмоциональном плане видов труда, что отражается на уровне их психического и соматического здоровья. Высокая интенсивность умственных нагрузок, частые стрессогенные ситуации зачетов и экзаменов с одной стороны, а с другой — низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что на уровне эмоциональной сферы студента-медика такие нарушения часто проявляются как синдром эмоционального выгорания (СЭВ). (Приложение Б)
В 11-й пересмотренный вариант Международной классификации болезней (МКБ 11) включен профессиональный синдром эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте (месте учебы), который не был успешно преодолен.
Таблица 1- Фазы эмоционального выгорания
Организация и методы исследования
В исследовании принимали участие 78 студента 2,3,4 курсов по специальности 34.02.01 Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП 3. Возраст опрошенных - от 16 до 20 лет
В программу эмпирического исследования входило проведение анонимного анкетирования в группах. В состав каждой экспериментальной сессии входило:
- 1 проведение тестирования с выявлением степени эмоционального выгорания
- 2 диагностика, а также анализ представленных результатов
Каждый обследуемый принимал участие в эксперименте однократно. Личностные и ситуативные психологические методики заполнялись обследуемыми в анкетной форме. ( см. Приложение А)
Предложенная схема исследования позволила оценить степень эмоционального выгорания.Так, например, студенты, у которых не зарегестрировали СЭВ на 2 курсе составляют 36% (рисунок 1), в то время как на 4 курсе она снизилась на 13% (рисунок 3), что говорит об усугублении состояния психического здоровья студентов. Пик фазы истощения среди всех курсов обнаружен во 2 курсе-22% (рисунок 1). На 3 курсе ее удалось полностью погасить. Но, из-за нарастающих стрессовых воздействий, значение фазы истощения незначительно повысилась до 4% на 4 курсе (рисунок 3). Общее количесто ответов «нет» на 40% преобладает над ответами «да», то есть студенты, у которых еще не развилось СЭВ составляет 70% (рисунок 5).
Нежелание идти на учебу после воскресенья выразили 38%-29 человек, но
77% хотят продолжить учебу, и лишь 5%-4 человека хотят ее бросить (рисунки 6 и 7). Сокурсники раздражают 22%-17 человек (рисунок 8), а недовольны преподавателями 10%-7 человек (рисунок 9). Не хотят участвовать в конференциях 43%-33 человека, но некоторые студенты отмечают, что их не приглашают (рисунок 10). Выдумывают обидные прозвища окружающим 30%-23 человека (рисунок 11). Настораживают факты поверхностного отношения к учебе 40%-31 человек (рисунок 7)., 30%-23 человек (рисунок 8), отсутствие мотивации 43%-33 человека (рисунок 14), и 20%- 14 человек (рисунок 15).
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний студентам рекомендованы следующие способы:
- Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
- Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
- Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
- Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
- Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны.
- Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.
- Развивать динамичность установок.
- Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение.
- Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью.
- Вносить разнообразие в свою работу.
- Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.
- Удовлетворяющая социальная жизнь
- Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.
Памятка в полном объеме дана в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ В)
Выводы и практическая значимость
Анкетирование 78 студентов 2,3,4, курсов по специальности Сестринское дело показало, что у 70% обучающихся синдром выгорания отсутствует, у 29% слабые проявления, у одного человека выраженные симптомы. По сравнению с другими курсами показатели СЭВ больше выявлены у студентов 2 курса, на котором много общепрофессиональных теоретических дисциплин с большим объемом материала. Настораживает слабая мотивация студентов к учебной деятельности - до 40%. Данные анкетирования могут принять к сведению преподаватели, администрация для коррекции графика учебного процесса, классные руководители и педагог-психолог для индивидуальной работы со студентами. Исследование показывает, что актуальна проблема мотивации студентов.
Список использованных источников
- Стресс, выгорание, совладение в современном контексте // под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко // Институт психологии Российской Академии Наук (РАН) // Москва, 2017 г. – 874 с.
- Бабич О. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения // изд-во «Учитель Волгограда». 2018 г. – 122 с.
- Водольянова Н.Е., Старченкова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. Практическое пособие // изд-во Юрайт // Москва, 2018 г. – 299 с.
- Китаев – Смык Л.А. Психология стресса // Изд-во E-Pubmix // Москва, 2019 г. – 367 с.
5.https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response
Приложение А
За каждый ответ «да» начислите 1 балл.
Результаты:
1 группа: 0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.
2 группа: 2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо отдохнуть.
3 группа: 7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: сменить стиль жизни.
4 группа: 10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.
Приложение Б
Таблица 2- Пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ
Группа симптомов | Характеристика |
Физические симптомы | усталость, физическое утомление, истощение, изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья |
Эмоциональные симптомы | пессимизм, цинизм и черствость в учёбе и личной жизни; усталость; раздражительность; тревога, депрессия |
Поведенческие симптомы | малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака,алкоголя, импульсивное эмоциональное поведение |
Интеллектуальное состояние | падение интереса к новым теориям и идеям в учебе, малое участие или отказ от участия в образовании |
Социальные симптомы | низкая социальная активность; скудные отношения на учёбе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими |
Приложение В
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:
1 Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
2 Жить с девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».
3 Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
4 Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
5 Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
6 Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
7 Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.
8 Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнеров по общению, подогнать их под себя.
9 Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата. Стремиться к обдуманности обязательств (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).
10 Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение:
Техники, снижающие напряжение | Техники, повышающие напряжение |
2 Вербализация эмоционального состояния (своего, партнера) 3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений и т. д.) 4 Проявление интереса к проблемам партнера 5 Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах 6 Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации 7 Обращение к фактам 8 Спокойный, уверенный темп речи | 1 Перебивание партнера Игнорирование эмоционально- го состояния (своего, партнера) 3 Подчеркивание различий между собой и партнером 4 Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера 5 Принижение партнера, негативная оценка личности партнера 6 Поиск виноватого и обвинение партнера 7 Переход на личности 8 Резкое убыстрение темпа речи |
11 Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью (например, сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей, любимым хобби; читать не только профессиональную, но и другую литературу, для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу и пр.).
12 Вносить разнообразие в свою работу (например, создавая и реализуя новые проекты; участвовать в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися в профессиональном и личностном плане; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить проблемы, связанные с работой).
13 Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.
14 Удовлетворяющая социальная жизнь; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности.
15 Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, открытость новому опыту, умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.
Итак, чтобы избежать синдрома сгорания, человек должен хоть изредка оценивать свою жизнь – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным субъектом личной и профессиональной жизни.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6»
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА. КАК ЕГО ИЗБЕЖАТЬ.
Курбонова Нозанин Илхомовна
Мужаева Батина Ахмедовна
студентки 4 курса, специальность 34.02.01 Сестринское дело
Научный руководитель –Пантелеева Елена Михайловна, преподаватель профессиональных модулей ГБПОУ ДЗМ «МК№6»
“Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”
Генрих Гейне
Актуальность: Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую прогрессирующую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием. Представления об особенностях психологии развития студентов медицинского колледжа могут способствовать к более квалифицированному подходу членов образовательной организации к реализации учебного взаимодействия, а также к преодолению коммуникативных барьеров, что позволит минимизировать риск появления синдрома эмоционального выгорания у студентов.
Цель исследования: изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов 2,3,4 курсов по специальности Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП № 3, определение путей его преодоления.
Задачи:
- изучить литературные источники и специализированные интернет сайты по психологическим особенностям студентов медицинского колледжа
- провести анкетирование среди студентов медицинского колледжа на базе ГБПОУ ДЗМ «МК№6» СП3, выявить признаки эмоционального выгорания.
- предложить рекомендации для уменьшения эмоционального выгорания у студентов
- на основании собранного материала сделать вывод о проделанной исследовательской работе и практической значимости исследования
Объект исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа.
Предмет исследования: выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания и возможностей его преодоления у студентов 2,3,4 курсов Медицинского колледжа № 6 СП3 по специальности Сестринское дело.
Методы исследования: анализ источников по теме, наблюдение, статистика, анкетирование.
Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".
По данным многих исследований, деятельность студента-медика относится к числу напряженных в эмоциональном плане видов труда, что отражается на уровне их психического и соматического здоровья. Высокая интенсивность умственных нагрузок, частые стрессогенные ситуации зачетов и экзаменов с одной стороны, а с другой — низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что на уровне эмоциональной сферы студента-медика такие нарушения часто проявляются как синдром эмоционального выгорания (СЭВ). (Приложение Б)
В 11-й пересмотренный вариант Международной классификации болезней (МКБ 11) включен профессиональный синдром эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте (месте учебы), который не был успешно преодолен.
Таблица 1- Фазы эмоционального выгорания
Организация и методы исследования
В исследовании принимали участие 78 студента 2,3,4 курсов по специальности 34.02.01 Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП 3. Возраст опрошенных - от 16 до 20 лет
В программу эмпирического исследования входило проведение анонимного анкетирования в группах. В состав каждой экспериментальной сессии входило:
- 1 проведение тестирования с выявлением степени эмоционального выгорания
- 2 диагностика, а также анализ представленных результатов
Каждый обследуемый принимал участие в эксперименте однократно. Личностные и ситуативные психологические методики заполнялись обследуемыми в анкетной форме. ( см. Приложение А)
Предложенная схема исследования позволила оценить степень эмоционального выгорания.Так, например, студенты, у которых не зарегестрировали СЭВ на 2 курсе составляют 36% (рисунок 1), в то время как на 4 курсе она снизилась на 13% (рисунок 3), что говорит об усугублении состояния психического здоровья студентов. Пик фазы истощения среди всех курсов обнаружен во 2 курсе-22% (рисунок 1). На 3 курсе ее удалось полностью погасить. Но, из-за нарастающих стрессовых воздействий, значение фазы истощения незначительно повысилась до 4% на 4 курсе (рисунок 3). Общее количесто ответов «нет» на 40% преобладает над ответами «да», то есть студенты, у которых еще не развилось СЭВ составляет 70% (рисунок 5).
Нежелание идти на учебу после воскресенья выразили 38%-29 человек, но
77% хотят продолжить учебу, и лишь 5%-4 человека хотят ее бросить (рисунки 6 и 7). Сокурсники раздражают 22%-17 человек (рисунок 8), а недовольны преподавателями 10%-7 человек (рисунок 9). Не хотят участвовать в конференциях 43%-33 человека, но некоторые студенты отмечают, что их не приглашают (рисунок 10). Выдумывают обидные прозвища окружающим 30%-23 человека (рисунок 11). Настораживают факты поверхностного отношения к учебе 40%-31 человек (рисунок 7)., 30%-23 человек (рисунок 8), отсутствие мотивации 43%-33 человека (рисунок 14), и 20%- 14 человек (рисунок 15).
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний студентам рекомендованы следующие способы:
- Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
- Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
- Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
- Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
- Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны.
- Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.
- Развивать динамичность установок.
- Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение.
- Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью.
- Вносить разнообразие в свою работу.
- Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.
- Удовлетворяющая социальная жизнь
- Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.
Памятка в полном объеме дана в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ В)
Выводы и практическая значимость
Анкетирование 78 студентов 2,3,4, курсов по специальности Сестринское дело показало, что у 70% обучающихся синдром выгорания отсутствует, у 29% слабые проявления, у одного человека выраженные симптомы. По сравнению с другими курсами показатели СЭВ больше выявлены у студентов 2 курса, на котором много общепрофессиональных теоретических дисциплин с большим объемом материала. Настораживает слабая мотивация студентов к учебной деятельности - до 40%. Данные анкетирования могут принять к сведению преподаватели, администрация для коррекции графика учебного процесса, классные руководители и педагог-психолог для индивидуальной работы со студентами. Исследование показывает, что актуальна проблема мотивации студентов.
Список использованных источников
- Стресс, выгорание, совладение в современном контексте // под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко // Институт психологии Российской Академии Наук (РАН) // Москва, 2017 г. – 874 с.
- Бабич О. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения // изд-во «Учитель Волгограда». 2018 г. – 122 с.
- Водольянова Н.Е., Старченкова Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. Практическое пособие // изд-во Юрайт // Москва, 2018 г. – 299 с.
- Китаев – Смык Л.А. Психология стресса // Изд-во E-Pubmix // Москва, 2019 г. – 367 с.
5.https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response
Приложение А
За каждый ответ «да» начислите 1 балл.
Результаты:
1 группа: 0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.
2 группа: 2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо отдохнуть.
3 группа: 7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: сменить стиль жизни.
4 группа: 10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.
Приложение Б
Таблица 2- Пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ
Группа симптомов | Характеристика |
Физические симптомы | усталость, физическое утомление, истощение, изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья |
Эмоциональные симптомы | пессимизм, цинизм и черствость в учёбе и личной жизни; усталость; раздражительность; тревога, депрессия |
Поведенческие симптомы | малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака,алкоголя, импульсивное эмоциональное поведение |
Интеллектуальное состояние | падение интереса к новым теориям и идеям в учебе, малое участие или отказ от участия в образовании |
Социальные симптомы | низкая социальная активность; скудные отношения на учёбе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими |
Приложение В
Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:
1 Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
2 Жить с девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».
3 Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
4 Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
5 Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
6 Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
7 Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.
8 Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнеров по общению, подогнать их под себя.
9 Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата. Стремиться к обдуманности обязательств (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).
10 Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение:
Техники, снижающие напряжение | Техники, повышающие напряжение |
2 Вербализация эмоционального состояния (своего, партнера) 3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений и т. д.) 4 Проявление интереса к проблемам партнера 5 Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах 6 Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации 7 Обращение к фактам 8 Спокойный, уверенный темп речи | 1 Перебивание партнера Игнорирование эмоционально- го состояния (своего, партнера) 3 Подчеркивание различий между собой и партнером 4 Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера 5 Принижение партнера, негативная оценка личности партнера 6 Поиск виноватого и обвинение партнера 7 Переход на личности 8 Резкое убыстрение темпа речи |
11 Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью (например, сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей, любимым хобби; читать не только профессиональную, но и другую литературу, для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу и пр.).
12 Вносить разнообразие в свою работу (например, создавая и реализуя новые проекты; участвовать в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися в профессиональном и личностном плане; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить проблемы, связанные с работой).
13 Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.
14 Удовлетворяющая социальная жизнь; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности.
15 Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, открытость новому опыту, умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.
Итак, чтобы избежать синдрома сгорания, человек должен хоть изредка оценивать свою жизнь – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным субъектом личной и профессиональной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/18/picture-637173-1434609903.jpg)
Синдром эмоционального выгорания педагогических работников, как его предупредить
Что такое синдром профессионального выгорания. Обычнопрофессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоциональн...
Статья Синдром эмоционального выгорания у медработников
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - понятие достаточно новое для отечественной психологии и психиатрии. Известно, что профессии медицинского профиля как никакие друг...
Методическая разработка студенческой научно-практической конференции "Синдром эмоционального выгорания - проблемы и пути решения"
Данная методическая разработка предназначена для подготовки студенческой научно-практической конференции, посвященной проблемам синдрома эмоционального выгорания.Конференцию целесообразно провод...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/17/picture-1067860-1539767778.jpg)
"Синдром эмоционального выгорания медицинских сестер и фельдшеров"
Выступление на научно-практической конференции в Городской клинической больнице № 3 (ГБУЗ "ГКБ им.М.П.Кончаловского ДЗМ")...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/15/picture-1010957-1518721672.jpg)
Консультация для всех участников образовательного процесса Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ), ("Синдром психического выгорания", "Синдром профессионального выгорания", "Синдром менеджера", "Информационный невроз") ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/30/picture-699250-1446226182.jpg)
"Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности"
Синдром эмоционального выгорания не только негативно сказывается на профессиональной деятельности, но и в целом снижает качество жизни человека. Профилактика СЭВ должна быть комплексной и вестись в ра...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-1072736-1540179749.jpg)
Доклад на ЦМК - "Причины эмоциональных переживаний у студентов медицинского колледжа"
Эмоции делают восприятие более красочным. Своим влиянием они изменяют угол зрения, под которым мы смотрим на мир. Никого не удивит тот факт, что люди с позитивным эмоциональным настроем открыты к полу...