Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа. Как его избежать.
статья

Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ” 
Генрих Гейне

Актуальность: Студенчество, являясь составной частью молодежи, представля­ет собой специфическую прогрессирующую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.  Представления об особенностях психологии развития студентов медицинского колледжа могут способствовать к более квалифицированному подходу членов образовательной организации к реализации учебного взаимодействия, а также к преодолению коммуникативных барьеров, что позволит минимизировать риск появления синдрома эмоционального выгорания у студентов.

Цель исследования: изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов 2,3,4 курсов по специальности Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП № 3, определение путей его преодоления.

Задачи:

  1. Изучить литературные источники и специализированные интернет сайты по психологическим особенностям студентов медицинского колледжа
  2. Провести анкетирование среди студентов медицинского колледжа на базе ГБПОУ ДЗМ «МК № 6» СП3, выявить признаки эмоционального выгорания.
  3. Предложить рекомендации для уменьшения эмоционального выгорания у студентов
  4. На основании собранного материала сделать вывод о проделанной исследовательской работе и практической значимости исследования

Объект исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа.

Предмет исследования: выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания и возможностей его преодоления у студентов 2,3,4 курсов Медицинского колледжа № 6 СП3 по специальности Сестринское дело.

Методы исследования: анализ источников по теме, наблюдение, статистика, анкетирование.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6»

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА. КАК ЕГО ИЗБЕЖАТЬ.

Курбонова Нозанин Илхомовна

Мужаева Батина Ахмедовна

студентки 4 курса, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Научный руководитель –Пантелеева Елена Михайловна, преподаватель профессиональных модулей ГБПОУ ДЗМ «МК№6»

Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ” 
Генрих Гейне

Актуальность: Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую прогрессирующую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.  Представления об особенностях психологии развития студентов медицинского колледжа могут способствовать к более квалифицированному подходу членов образовательной организации к реализации учебного взаимодействия, а также к преодолению коммуникативных барьеров, что позволит минимизировать риск появления синдрома эмоционального выгорания у студентов.

Цель исследования: изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов 2,3,4 курсов по специальности Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП № 3, определение путей его преодоления.

Задачи:

  1. изучить литературные источники и специализированные интернет сайты по психологическим особенностям студентов медицинского колледжа
  2. провести анкетирование среди студентов медицинского колледжа на базе ГБПОУ ДЗМ «МК№6» СП3, выявить признаки эмоционального выгорания.
  3. предложить рекомендации для уменьшения эмоционального выгорания у студентов
  4. на основании собранного материала сделать вывод о проделанной исследовательской работе и практической значимости исследования

Объект исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа.

Предмет исследования: выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания и возможностей его преодоления у студентов 2,3,4 курсов Медицинского колледжа № 6 СП3 по специальности Сестринское дело.

Методы исследования: анализ источников по теме, наблюдение, статистика, анкетирование.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".

По данным многих исследований, деятельность студента-медика относится к числу напряженных в эмоциональном плане видов труда, что отражается на уровне их психического и соматического здоровья. Высокая интенсивность умственных нагрузок, частые стрессогенные ситуации зачетов и экзаменов с одной стороны, а с другой — низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что на уровне эмоциональной сферы студента-медика такие нарушения часто проявляются как синдром эмоционального выгорания (СЭВ). (Приложение Б)

В 11-й пересмотренный вариант Международной классификации болезней (МКБ 11) включен профессиональный синдром эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте (месте учебы), который не был успешно преодолен.

Таблица 1-  Фазы эмоционального выгорания

                       

Организация и методы исследования

В исследовании принимали участие 78 студента 2,3,4 курсов по специальности 34.02.01 Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП 3. Возраст опрошенных - от 16 до 20 лет

В программу эмпирического исследования входило проведение анонимного анкетирования в группах. В состав каждой экспериментальной сессии входило:

  • 1 проведение тестирования с выявлением степени эмоционального выгорания
  • 2 диагностика, а также анализ представленных результатов 

Каждый обследуемый принимал участие в эксперименте однократно. Личностные и ситуативные психологические методики заполнялись обследуемыми в анкетной форме. ( см. Приложение А)

Предложенная схема исследования позволила оценить степень эмоционального выгорания.Так, например, студенты, у которых не зарегестрировали СЭВ на 2 курсе составляют 36% (рисунок 1), в  то время как на 4 курсе она снизилась на 13% (рисунок 3), что говорит об усугублении состояния психического здоровья студентов. Пик фазы истощения среди  всех курсов  обнаружен во 2 курсе-22% (рисунок 1). На 3 курсе ее удалось полностью погасить. Но, из-за нарастающих стрессовых воздействий, значение фазы истощения незначительно повысилась до 4% на 4 курсе (рисунок 3). Общее количесто ответов «нет» на 40% преобладает над ответами «да», то есть студенты, у которых еще не развилось СЭВ составляет 70% (рисунок 5).

 

Нежелание идти на учебу после воскресенья выразили 38%-29 человек, но

77% хотят продолжить учебу, и лишь 5%-4 человека хотят ее бросить (рисунки 6 и 7). Сокурсники раздражают 22%-17 человек (рисунок 8),  а недовольны преподавателями 10%-7 человек (рисунок 9). Не хотят участвовать в конференциях 43%-33 человека, но некоторые студенты отмечают, что их не приглашают (рисунок 10). Выдумывают обидные прозвища окружающим 30%-23 человека (рисунок 11). Настораживают факты поверхностного отношения к учебе 40%-31 человек (рисунок 7)., 30%-23 человек (рисунок 8), отсутствие мотивации 43%-33 человека (рисунок 14), и 20%- 14 человек (рисунок 15).

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний студентам рекомендованы следующие способы:

  1. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
  2. Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
  3. Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
  4. Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
  5. Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны.
  6. Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.
  7. Развивать динамичность установок.
  8. Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение.
  9. Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью.
  10. Вносить разнообразие в свою работу.
  11. Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.
  12. Удовлетворяющая социальная жизнь
  13. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.

Памятка в полном объеме дана в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ В)

Выводы и практическая значимость

Анкетирование 78 студентов 2,3,4, курсов по специальности Сестринское дело показало, что у 70% обучающихся синдром выгорания отсутствует, у 29% слабые проявления, у одного человека выраженные симптомы. По сравнению с другими курсами показатели СЭВ больше выявлены у студентов 2 курса, на котором много общепрофессиональных теоретических дисциплин с большим объемом материала. Настораживает слабая мотивация студентов к учебной деятельности - до 40%. Данные анкетирования могут принять к сведению преподаватели, администрация для коррекции графика учебного процесса, классные руководители и педагог-психолог для индивидуальной работы со студентами. Исследование показывает, что актуальна проблема мотивации студентов.

                                     Список использованных источников

  1. Стресс, выгорание, совладение в современном контексте // под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко // Институт психологии Российской Академии Наук (РАН) //  Москва, 2017 г. – 874 с.
  2. Бабич О. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения // изд-во «Учитель Волгограда». 2018 г. – 122 с.
  3. Водольянова Н.Е., Старченкова Н.Е.  Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. Практическое пособие // изд-во Юрайт // Москва, 2018 г. – 299 с.
  4. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса // Изд-во E-Pubmix // Москва, 2019 г. – 367 с.

5.https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response

Приложение А

За каждый ответ «да» начислите 1 балл.

Результаты:

1 группа: 0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.

2 группа: 2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо отдохнуть.

3 группа: 7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: сменить стиль жизни.

4 группа: 10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.

                   

Приложение Б

Таблица 2- Пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ

Группа симптомов

Характеристика

Физические симптомы

усталость, физическое утомление, истощение, изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья

Эмоциональные симптомы

пессимизм, цинизм и черствость в учёбе и личной жизни; усталость; раздражительность; тревога, депрессия

Поведенческие симптомы

малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака,алкоголя, импульсивное эмоциональное поведение

Интеллектуальное состояние

падение интереса к новым теориям и идеям в учебе, малое участие или отказ от участия в образовании

Социальные симптомы

низкая социальная активность; скудные отношения на учёбе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими

Приложение В

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:

1 Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.

2 Жить с девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».

3 Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.

4 Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.

5 Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

6 Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.

7 Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.

8 Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнеров по общению, подогнать их под себя.

9 Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата. Стремиться к обдуманности обязательств (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).

10 Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение:

Техники, снижающие напряжение

Техники, повышающие напряжение

  1. Предоставление партнеру возможность выговориться

2 Вербализация эмоционального состояния (своего, партнера)

3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений и т. д.)

4 Проявление интереса к проблемам партнера

5 Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах

6 Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации

7 Обращение к фактам

8 Спокойный, уверенный темп

речи

1 Перебивание партнера

Игнорирование эмоционально- го состояния (своего, партнера)

3 Подчеркивание различий между собой и партнером

4 Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера

5 Принижение партнера, негативная оценка личности партнера

6 Поиск виноватого и обвинение партнера

7 Переход на личности

8 Резкое убыстрение темпа речи

11 Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью (например, сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей, любимым хобби; читать не только профессиональную, но и другую литературу, для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу и пр.).

12 Вносить разнообразие в свою работу (например, создавая и реализуя новые проекты; участвовать в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися в профессиональном и личностном плане; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить проблемы, связанные с работой).

13 Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.

14 Удовлетворяющая социальная жизнь; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности.

15 Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, открытость новому опыту, умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.

Итак, чтобы избежать синдрома сгорания, человек должен хоть изредка оценивать свою жизнь – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным субъектом личной и профессиональной жизни.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6»

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА. КАК ЕГО ИЗБЕЖАТЬ.

Курбонова Нозанин Илхомовна

Мужаева Батина Ахмедовна

студентки 4 курса, специальность 34.02.01 Сестринское дело

Научный руководитель –Пантелеева Елена Михайловна, преподаватель профессиональных модулей ГБПОУ ДЗМ «МК№6»

Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ” 
Генрих Гейне

Актуальность: Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую прогрессирующую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.  Представления об особенностях психологии развития студентов медицинского колледжа могут способствовать к более квалифицированному подходу членов образовательной организации к реализации учебного взаимодействия, а также к преодолению коммуникативных барьеров, что позволит минимизировать риск появления синдрома эмоционального выгорания у студентов.

Цель исследования: изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов 2,3,4 курсов по специальности Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП № 3, определение путей его преодоления.

Задачи:

  1. изучить литературные источники и специализированные интернет сайты по психологическим особенностям студентов медицинского колледжа
  2. провести анкетирование среди студентов медицинского колледжа на базе ГБПОУ ДЗМ «МК№6» СП3, выявить признаки эмоционального выгорания.
  3. предложить рекомендации для уменьшения эмоционального выгорания у студентов
  4. на основании собранного материала сделать вывод о проделанной исследовательской работе и практической значимости исследования

Объект исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа.

Предмет исследования: выявление особенностей синдрома эмоционального выгорания и возможностей его преодоления у студентов 2,3,4 курсов Медицинского колледжа № 6 СП3 по специальности Сестринское дело.

Методы исследования: анализ источников по теме, наблюдение, статистика, анкетирование.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".

По данным многих исследований, деятельность студента-медика относится к числу напряженных в эмоциональном плане видов труда, что отражается на уровне их психического и соматического здоровья. Высокая интенсивность умственных нагрузок, частые стрессогенные ситуации зачетов и экзаменов с одной стороны, а с другой — низкий уровень психологической культуры, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к тому, что на уровне эмоциональной сферы студента-медика такие нарушения часто проявляются как синдром эмоционального выгорания (СЭВ). (Приложение Б)

В 11-й пересмотренный вариант Международной классификации болезней (МКБ 11) включен профессиональный синдром эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте (месте учебы), который не был успешно преодолен.

Таблица 1-  Фазы эмоционального выгорания

                       

Организация и методы исследования

В исследовании принимали участие 78 студента 2,3,4 курсов по специальности 34.02.01 Сестринское дело Медицинского колледжа № 6 СП 3. Возраст опрошенных - от 16 до 20 лет

В программу эмпирического исследования входило проведение анонимного анкетирования в группах. В состав каждой экспериментальной сессии входило:

  • 1 проведение тестирования с выявлением степени эмоционального выгорания
  • 2 диагностика, а также анализ представленных результатов 

Каждый обследуемый принимал участие в эксперименте однократно. Личностные и ситуативные психологические методики заполнялись обследуемыми в анкетной форме. ( см. Приложение А)

Предложенная схема исследования позволила оценить степень эмоционального выгорания.Так, например, студенты, у которых не зарегестрировали СЭВ на 2 курсе составляют 36% (рисунок 1), в  то время как на 4 курсе она снизилась на 13% (рисунок 3), что говорит об усугублении состояния психического здоровья студентов. Пик фазы истощения среди  всех курсов  обнаружен во 2 курсе-22% (рисунок 1). На 3 курсе ее удалось полностью погасить. Но, из-за нарастающих стрессовых воздействий, значение фазы истощения незначительно повысилась до 4% на 4 курсе (рисунок 3). Общее количесто ответов «нет» на 40% преобладает над ответами «да», то есть студенты, у которых еще не развилось СЭВ составляет 70% (рисунок 5).

 

Нежелание идти на учебу после воскресенья выразили 38%-29 человек, но

77% хотят продолжить учебу, и лишь 5%-4 человека хотят ее бросить (рисунки 6 и 7). Сокурсники раздражают 22%-17 человек (рисунок 8),  а недовольны преподавателями 10%-7 человек (рисунок 9). Не хотят участвовать в конференциях 43%-33 человека, но некоторые студенты отмечают, что их не приглашают (рисунок 10). Выдумывают обидные прозвища окружающим 30%-23 человека (рисунок 11). Настораживают факты поверхностного отношения к учебе 40%-31 человек (рисунок 7)., 30%-23 человек (рисунок 8), отсутствие мотивации 43%-33 человека (рисунок 14), и 20%- 14 человек (рисунок 15).

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний студентам рекомендованы следующие способы:

  1. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
  2. Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
  3. Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
  4. Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
  5. Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны.
  6. Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности.
  7. Развивать динамичность установок.
  8. Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение.
  9. Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью.
  10. Вносить разнообразие в свою работу.
  11. Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.
  12. Удовлетворяющая социальная жизнь
  13. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих.

Памятка в полном объеме дана в приложении (ПРИЛОЖЕНИЕ В)

Выводы и практическая значимость

Анкетирование 78 студентов 2,3,4, курсов по специальности Сестринское дело показало, что у 70% обучающихся синдром выгорания отсутствует, у 29% слабые проявления, у одного человека выраженные симптомы. По сравнению с другими курсами показатели СЭВ больше выявлены у студентов 2 курса, на котором много общепрофессиональных теоретических дисциплин с большим объемом материала. Настораживает слабая мотивация студентов к учебной деятельности - до 40%. Данные анкетирования могут принять к сведению преподаватели, администрация для коррекции графика учебного процесса, классные руководители и педагог-психолог для индивидуальной работы со студентами. Исследование показывает, что актуальна проблема мотивации студентов.

                                     Список использованных источников

  1. Стресс, выгорание, совладение в современном контексте // под. ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко // Институт психологии Российской Академии Наук (РАН) //  Москва, 2017 г. – 874 с.
  2. Бабич О. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения // изд-во «Учитель Волгограда». 2018 г. – 122 с.
  3. Водольянова Н.Е., Старченкова Н.Е.  Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. Практическое пособие // изд-во Юрайт // Москва, 2018 г. – 299 с.
  4. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса // Изд-во E-Pubmix // Москва, 2019 г. – 367 с.

5.https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response

Приложение А

За каждый ответ «да» начислите 1 балл.

Результаты:

1 группа: 0-1 балл. Синдром выгорания на данный момент у вас отсутствует.

2 группа: 2-6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо отдохнуть.

3 группа: 7-9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: сменить стиль жизни.

4 группа: 10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.

                   

Приложение Б

Таблица 2- Пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ

Группа симптомов

Характеристика

Физические симптомы

усталость, физическое утомление, истощение, изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья

Эмоциональные симптомы

пессимизм, цинизм и черствость в учёбе и личной жизни; усталость; раздражительность; тревога, депрессия

Поведенческие симптомы

малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака,алкоголя, импульсивное эмоциональное поведение

Интеллектуальное состояние

падение интереса к новым теориям и идеям в учебе, малое участие или отказ от участия в образовании

Социальные симптомы

низкая социальная активность; скудные отношения на учёбе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими

Приложение В

Для профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний можно использовать следующие способы:

1 Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.

2 Жить с девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».

3 Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.

4 Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.

5 Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и до пущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

6 Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.

7 Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.

8 Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнеров по общению, подогнать их под себя.

9 Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата. Стремиться к обдуманности обязательств (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).

10 Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение:

Техники, снижающие напряжение

Техники, повышающие напряжение

  1. Предоставление партнеру возможность выговориться

2 Вербализация эмоционального состояния (своего, партнера)

3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений и т. д.)

4 Проявление интереса к проблемам партнера

5 Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах

6 Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации

7 Обращение к фактам

8 Спокойный, уверенный темп

речи

1 Перебивание партнера

Игнорирование эмоционально- го состояния (своего, партнера)

3 Подчеркивание различий между собой и партнером

4 Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера

5 Принижение партнера, негативная оценка личности партнера

6 Поиск виноватого и обвинение партнера

7 Переход на личности

8 Резкое убыстрение темпа речи

11 Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью (например, сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей, любимым хобби; читать не только профессиональную, но и другую литературу, для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу и пр.).

12 Вносить разнообразие в свою работу (например, создавая и реализуя новые проекты; участвовать в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися в профессиональном и личностном плане; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить проблемы, связанные с работой).

13 Поддерживать свое здоровье, соблюдая режим сна, питания, двигательной активности; овладение техникой медитации.

14 Удовлетворяющая социальная жизнь; стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности.

15 Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих, открытость новому опыту, умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни.

Итак, чтобы избежать синдрома сгорания, человек должен хоть изредка оценивать свою жизнь – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным субъектом личной и профессиональной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром эмоционального выгорания педагогических работников, как его предупредить

Что такое синдром профессионального выгорания.  Обычнопрофессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоциональн...

Статья Синдром эмоционального выгорания у медработников

  Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - понятие достаточно новое для отечественной психологии и психиатрии.  Известно, что профессии медицинского профиля как никакие друг...

Методическая разработка студенческой научно-практической конференции "Синдром эмоционального выгорания - проблемы и пути решения"

Данная методическая разработка предназначена для подготовки студенческой научно-практической конференции, посвященной проблемам синдрома эмоционального выгорания.Конференцию  целесообразно провод...

"Синдром эмоционального выгорания медицинских сестер и фельдшеров"

Выступление на научно-практической конференции в Городской клинической больнице № 3 (ГБУЗ "ГКБ им.М.П.Кончаловского ДЗМ")...

Консультация для всех участников образовательного процесса Синдром эмоционального выгорания (СЭВ)

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ), ("Синдром психического выгорания", "Синдром профессионального выгорания", "Синдром менеджера", "Информационный невроз") ...

"Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности"

Синдром эмоционального выгорания не только негативно сказывается на профессиональной деятельности, но и в целом снижает качество жизни человека. Профилактика СЭВ должна быть комплексной и вестись в ра...

Доклад на ЦМК - "Причины эмоциональных переживаний у студентов медицинского колледжа"

Эмоции делают восприятие более красочным. Своим влиянием они изменяют угол зрения, под которым мы смотрим на мир. Никого не удивит тот факт, что люди с позитивным эмоциональным настроем открыты к полу...