Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца
методическая разработка

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 3 курса на практических занятиях по ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01  Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, Раздел 2. Сестринская помощь в терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poroki_razrabotka.docx820.93 КБ

Предварительный просмотр:

МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел 2. Сестринская помощь в терапии

ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах

Методическаяразработка

3 курс 5 семестр

Тема: «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца»

https://www.tenox.ru/wp-content/uploads/2021/04/poroki_razvitiya_klapanov.jpg

Москва 2021 год

Данная методическаяразработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 3 курса на практических занятиях по ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.01  Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, Раздел 2. Сестринская помощь в терапии.

Составлена в соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки.

X9IBTCA8NTMGKCABWF4AYCAPOCRE0CAQFG40TCA1BTZ3WCAYZAYSNCATEXXF3CAQUIGFJCAVV7ESQCA48A0O5CAQSBAUBCAT7RHMLCALQVA3HCALM3Y6PCAHP7EEQCAE6IP29CALRIFCRCAD73FN2

Методическаяразработкасостоит из методического блока, включающая в себя план занятия; информационно-обучающего блока, который включает в себя терминологический словарь и опорный конспект; блок заданий на усвоение темы; контролирующий блок с эталонами ответов и список используемой литературы, приложения.

Методическая разработка по теме «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца» по МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях, Раздел 2. Сестринская помощь в терапиипредназначенадля освоения студентом основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – решения проблем пациента посредством сестринского ухода и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

  • Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
  • Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
  • Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
  • Применять медикаментозные средства в соответствии
    с правилами их использования.
  • Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
  • Вести утвержденную медицинскую документацию.
  • Осуществлять реабилитационные мероприятия.
  • Оказывать паллиативную помощь.

общих компетенций (ОК):

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
  • Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
  • Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
  • Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации
  • Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
  • Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
  • Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
  • Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
  • Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
  • Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Проблема лечения приобретенных пороков, и лечение эндокардитов в последние годы приобрела исключительно большое значение для всех стран мира. Бурные темпы роста лечебных учреждений, создание новых видов медицинского (терапевтического и диагностического) оборудования, применение новейших препаратов, обладающих усиленными свойствами, способствующих оказание влияние состояния пациента. Пороки сердца - стойкие неправильности в строении сердца, нарушающие его функцию.

Нарушение строения клапанного аппарата сердца играет ведущую роль в нарушении гемодинамики и порочном функционировании сердца; поэтому под приобретенными пороками сердца обычно подразумевают пороки клапанного аппарата. Приобретенные пороки сердца встречаются довольно часто, в среднем у 0,5-10 /в зависимости от уровня развития страны/ человек на 1000 населения, что составляет около 20% среди всех органических поражений сердца.

E:\Методработа 19-20\Человечек\47ee4494ce82515770bfa7c62e4a997c.jpg

E:\Методработа 19-20\Человечек\sm.jpeg

В ходе практического занятия обучающийся должен:

  • дать определение приобретенным порокам сердца;
  • перечислить этиологию, патогенез приобретенных пороков сердца;
  • знать клиническую картину приобретенных пороков сердца;
  • осуществлять сестринскую помощь при приобретенных пороках сердца;
  • консультировать по вопросам питания при приобретенных пороках сердца;
  • определять комплекс лабораторных и инструментальных видов исследований при приобретенных пороках сердца;
  • проводитьпрофилактические мероприятия для пациентов с факторами риска развития приобретенных пороков сердца.

E:\Методработа 19-20\Человечек\s1200.jpeg

Дисциплины обеспечивающие

5JI72CA092F1BCAFW5478CAXNHCDQCA5JLG8PCAHTMW6JCAHMCI31CAIB1O56CA346L1CCA3IDW1PCASXB0HOCA8MGRZNCAVDQ98PCA4DAF58CANUSFQ2CAPB2MAICA114IKUCA6IY5VCCA0I35XK.jpg

ПМ.02 «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»,

Раздел 2. Сестринская помощь в терапии

Тема: «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца»

Дисциплины обеспечиваемые

ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

МДК.02.02. Основы реаби-литации

ОП.02 Анатомия и физиология человека

ОП.03 Основы патологии

ОП.05 Гигиена и экология человека

ОП.09 Психология

ПМ.03 Оказание довра-чебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

МДК.03.01. Основы реанимации

МДК.03.02. Медицина катастроф

ПМ.01 Проведение про-филактических мероприятий

  1. Информационные средства:
  • Э.В. Смолина, «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-санитарной помощи», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2019 год;
  • Методическаяразработка по теме «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца»;
  • Документация к осуществлению сестринского ухода.
  1. Методические материалы:

  • Тестовый контроль для проверки и коррекции исходного уровня знаний;

  • Тестовые задания на закрепление темы «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца»;

  • Ситуационные задачи.
  1. Технические средства:
  •    Компьютер;
  •    Проектор.

4.Учебно-наглядные пособия:

  • Мультимедийная презентация на тему: «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца».

.http://www.ukazka.ru/img/g/uk29794.jpg

WIAWCCA5V3LOVCAC0SOOECA5FSJHSCAMO01PACAQ8ZUYDCAS6MW2UCAMW0FYHCAVQHHSGCAAY90SYCAW421Z6CA1PQPSDCAHH9SFVCASYZ2KICAXCD5H6CAFHW45QCANI05RFCACXKQIOCA0I7C4R

п/п

Этапы уроков

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Методы, формы,

приемы

Средства

обучения

1.

Организационный момент

5 минут

Проверка готовности студентов к занятию, сообщение  темы и целей занятия.

Знакомство с целью и темой урока, подготовка  к восприятию учебного материала.

Фронтальный опрос.

Информационные средства, методические материалы. (Методическаяразработка для студентов  «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца»).

2.

Контроль исходного уровня знаний

15 минут

Проверка знаний студентов.

Коррекция и закрепление знаний, полученных  на занятиях по теме  «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца».

Тестовый контроль.

Методическаяразработка для студентов  «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца».

3.

Изучение нового материала

10 минут

Изложение нового материала.

Коррекция конспекта.

Объяснительно – иллюстративные методы обучения.

Мультимедийная презентация с изложением лекции по теме «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца».

4.

Контроль усвоения  темы «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца»

20 минут

Проверка знаний учащихся.

Коррекция и закрепление знаний по теме «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца».

Тестовые задания по теме «Сестринская помощь при бронхиальной астме».

Тестовые задания  по теме

«Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца».

Опорный конспект по теме

«Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца».

5.

Самостоятельная работа

30 минут

Проверка знаний учащихся.

Решение ситуационных задач, заполнение таблиц

Задания по теме «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца»

Опорный конспект по теме

«Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца», методическая разработка для студентов  «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца».

6.

Заключительная часть

10 минут

Подведение итогов: оценка выполнения заданий, выставление оценок.

Задание на дом:

Составление памяток по питанию, ситуационных задач, листа диспансерного наблюдения по теме

«Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца».

Анализ работы, применение знаний и умений в самостоятельной деятельности.

Заключительный инструктаж, анализ качества выполнения заданий и тестовых заданий, поощрение студентов.

Учебник

Э.В. Смолина, «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-санитарной помощи», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2019 год

E:\Методработа 19-20\Человечек\942050_original.jpg

Порок сердца — это органическое поражение клапанов сердца, его перегородок, больших сосудов и миокарда (мышечной ткани сердца). Заболевание приводит к нарушению функции сердца, застою крови в венах, тканях и органах.

Пороки могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. Врождённые пороки выявляют в первый год жизни во время диспансеризации с помощью УЗИ сердца.

Приобретённые пороки сердца — органические изменения клапанов или дефекты перегородок сердца, возникающие вследствие заболеваний или травм. Такие пороки встречаются относительно часто, составляя, по разным данным, от 20 до 25 % всех органических заболеваний сердца у взрослых [3]. Самым распространённым фактором, вызывающим заболевание, является дегенерация створок клапанов сердца.

Изменение клапанов возникает под влиянием следующих причин:

  • инфекционные болезни — ангина, грипп, энтеровирусные заболевания и др.;
  • повышенное артериальное давление;
  • хронические заболевания — сахарный диабет, хроническая болезнь почек, ревматоидный артрит;
  • ревматические патологии — системная красная волчанка, ревматизм;
  • эндокардит (воспаление внутренней оболочки сердца).

Изменение клапанов проявляется фиброзом (разрастанием соединительной ткани), утолщением створок и кальцинозом (отложением кальция в мягких тканях).

Пороки сердца могут возникнуть в любом возрасте, например, после травмы грудной клетки. Но чаще всего заболевание формируется в пожилом возрасте. Это связано с тем, что для воздействия на организм большинства факторов требуется продолжительное время.

Аортальный клапан в норме и при стенозе

Симптомы приобретённых пороков сердца

В большинстве случаев заболевание проходит без симптомов, пока не приведёт к значимому изменению тока крови внутри сердца — ускорению потока или его обратному движению. Это становится причиной нарушения функции сердца и проявляется следующими симптомами:

  • Одышка — нарушение частоты, глубины и ритма дыхания. При заболеваниях сердца появляется при физической нагрузке, а в состоянии покоя уменьшается или проходит.
  • Отёки нижних конечностей— задержка жидкости в тканях, вызванная снижением насосной функции сердца и нарушением тока крови. При застоях в лёгких возможно появление кашля и кровохарканья.
  • Кашель — связан с застойными явлениями в малом (лёгочном) круге кровообращения.
  • Перебои в работе сердца — увеличение силы и частоты сердечных сокращений, ощущение, словно "сердце спотыкается".

Основное проявление сердечной недостаточности — одышка — встречается при всех видах пороков сердца. Остальные симптомы проявляются не всегда, для каждой патологии характерны свои клинические признаки. Например, при стенозе (сужении просвета) митрального клапана в первую очередь происходит застой в малом круге кровообращения, что проявляется кашлем и одышкой. А при стенозе аортального клапана первыми симптомами будут одышка и отёки голеней.

Хроническая сердечная недостаточность

Другим признаком приобретённых пороков сердца может быть цианоз — синюшное окрашивание кожи и слизистых оболочек разной интенсивности: от лёгкой светло-синей до выраженной синевато-чёрной. Цианоз на губах, кончике носа и кончиках пальцев называют акроцианозом. Он особенно выражен при митральном пороке сердца и получил название "митральный румянец". При аортальных пороках кожные покровы обычно бледные. Это связано с недостаточным наполнением капилляров кровью.

Если застой жидкости происходит в печени и сопровождается разрушением её клеток, то кожные покровы могут приобрести желтушный цвет. Особенно это заметно на белках глаз.

При приобретённых пороках сердца могут появиться отёки. Они выявляются при надавливании большим пальцем в области лодыжек, стопы, крестца и других частей тела.

Клапаны, словно двери, пропускают поток крови в одну сторону и не допускают прохода обратно. Если же клапан изменён и при закрытии его образуется щель, то происходит обратный поток крови — регургитация. Щель возникает из-за следующих патологических изменений:

Фиброз — формирование избыточной соединительной ткани там, где должны быть расположены тонкие, упругие и гладкие створки клапанов. Разрастание ткани возникает, как правило, в результате хронического воспаления. Организм изолирует очаг воспаления от окружающих тканей и общего кровотока, что приводит к постепенной утрате функций поражённым органом.

Кальциноз — отложение кальция на створках клапана. Нарушению способствуют возрастные изменения, остеопороз, атеросклероз, почечная недостаточность и воспалительные изменения. Ведущую роль в развитии кальциноза играет генетически обусловленный дисбаланс между образованием и разрушением внеклеточных структур ткани.

Разрушение клапана в результате образования на нём рубцов и деформаций. Изменения могут возникать в результате возрастных изменений, после ревматизма (воспаление соединительной ткани сердца), инфекционного эндокардита (воспаление внутренней оболочки сердца) или сердечных приступов.  

Если же клапан сужен, то это препятствует току крови. Такое состояние называется стенозом. Чаще всего стеноз или недостаточность возникают изолированно в отдельных клапанах, однако возможны ситуации, когда поражены несколько клапанов. Разрушение клапанов приводит к нарушению циркуляции крови, возникновению застойных явлений в малом и большом круге кровообращений. Из-за этого появляются признаки сердечной недостаточности: одышка, отёки, кашель и другие симптомы.

Классификация и стадии развития приобретённых пороков сердца

Существующие классификации приобретённых пороков сердца имеют некоторые различия. Это связано с тем, для каких специалистов они предназначены — кардиологов или кардиохирургов. В общей клинической практике целесообразно использовать классификацию по признакам заболевания в той последовательности, которая принята для постановки диагноза. Наиболее распространено разделение на следующие виды:

По происхождению порока: ревматический, атеросклеротический, сифилитический, развившийся в результате бактериального эндокардита и вызванные другими причинами.

По локализации с учётом количества поражённых клапанов: изолированный (один клапан) или комбинированный (два и более), пороки митрального, аортального, трикуспидального клапанов, клапана лёгочной артерии.

По морфологической и функциональной характеристике поражения: недостаточность клапана или стеноз клапанного отверстия. При сочетании этих нарушений на одном клапане порок называют сочетанным.

По степени влияния на нарушение внутрисердечной гемодинамики (движения крови по сосудам): без существенного воздействия, умеренной и резкой степени выраженности.

По состоянию общей гемодинамики: компенсированные пороки (без нарушения кровообращения) и декомпенсированные (с недостаточностью кровообращения). Пороки с временной декомпенсацией сердца, появляющиеся при необычных для пациента нагрузках на систему кровообращения, называют субкомпенсированным.

Осложнения приобретённых пороков сердца

Без адекватного лечения, наблюдения и своевременного обращения к врачу порок сердца может привести к серьёзным осложнениям. Застойные явления в большом круге сначала приводят к отёкам нижних конечностей. Затем с развитием заболевания жидкость накапливается в брюшной полости, происходит застой в печени с её повреждением — клетки органа разрушаются, разрастается соединительная ткань. Это может привести к циррозу.

Если застойные явления происходят в малом круге кровообращения, то возникает дыхательная недостаточность и возможен отёк лёгких. Признаком дыхательной недостаточности является одышка при физической нагрузке.

Помимо нарушений, связанных с застойными явлениями, осложнения могут возникнуть непосредственно в сердце в виде увеличения камер и/или стенок. Например, при митральном стенозе часто возникает расширение левого предсердия, а при стенозе аортального клапана — увеличение толщины стенок левого желудочка. Это способствует дальнейшему развитию заболевания.

При структурных изменениях в сердце могут происходить нарушения ритма: частые экстрасистолии (сильные сердечные толчки с "провалом" или "замиранием" после них), мерцательная аритмия (неравномерное учащённое сердцебиение), приступы тахикардии (увеличение частоты сердечных сокращений). Мерцательная аритмия часто возникает при расширении левого предсердия. Это может привести к тромбозу (закупорке сосуда, питающему головной мозг) и в результате — ишемическому инсульту (нарушению мозгового кровообращения), ослаблению мышц или параличу.

К образованию тромбов приводит не только нарушение сердечного ритма. При некоторых пороках сердца, например при стенозе митрального клапана в камере левого предсердия, существенно замедляется ток крови и увеличивается давление, что приводит к образованию пристеночных тромбов. Тромбы в камерах сердца могут появиться при нарушении тока крови.

Диагностика приобретённых пороков сердца

После тщательного опроса, изучения истории болезни и осмотра переходят к инструментальным и лабораторным методам исследований:

Эхокардиография.

Эхокардиография (ЭхоКГ) — ключевой метод подтверждения диагноза клапанной болезни сердца, а также оценки её тяжести и прогноза. В ходе исследования визуализируют структуру клапанного аппарата, измеряют объёмы и размеры камер сердца, определяют стеноз и наличие обратного тока крови.

Существует трансторакальная и чреспищеводная эхокардиографическая диагностика. Трансторакальный метод — более доступный и неинвазивный. Ультразвуковой датчик располагается на грудной клетке спереди. При чреспищеводном ЭхоКГ датчик вводится в пищевод, исследование проводят на уровне сердца. Так как датчик находится ближе к сердцу, то структуры на экране визуализируются более чётко.

Другие неинвазивные методы исследования.

Нагрузочные тесты (стресс-эхокардиография, тредмил-тест, велоэргометрия)

Нагрузочные тесты применяют для выявления объективных признаков заболевания при неспецифических симптомах или их полном отсутствии. Эти тесты особенно полезны для оценки риска сердечно-сосудистых осложнений при аортальном стенозе. Пробы с физической нагрузкой также помогают определить уровень рекомендуемой активности, в том числе оптимальную интенсивность спортивных тренировок. Например, при велоэргометрии на пациента прикрепляют электроды, просят сесть на велотренажер и крутить педали. Постепенно нагрузку увеличивают, одновременно следя за состоянием пациента.

Магнитно-резонансная томография сердца. Для обследования пациентов с неодназначными результатами ЭхоКГ применяют магнитно-резонансную томографию сердца (МРТ). С помощью МРТ оценивают тяжесть поражения клапанов, выраженность обратного тока крови, определяют объём желудочков, систолическую функцию, аномалии восходящей аорты и фиброз миокарда. МРТ сердца — эталонный метод для определения объёма и функции правого желудочка. Исследование полезно для оценки последствий обратного тока крови при закрытии трикуспидального клапана.

Компьютерная томография. Мультиспиральную компьютерную томографию (МСКТ) используют для оценки тяжести поражения клапанов, особенно при аортальном стенозе. МСКТ играет важную роль при планировании транскатетерных вмешательств. Компьютерная томография может быть полезна для исключения ишемической болезни сердца.

 Видеофлюороскопия — это съёмка работы сердца при помощи рентгеновских лучей. Предварительно в организм пациента вводят рентгеноконтрастное вещество, что даёт возможность наблюдать за током крови. Видеофлюороскопия важна для оценки механической дисфункции искусственного клапана.

Инвазивные методы исследования

Коронарная ангиография (КАГ) показана для оценки ишемической болезни сердца (ИБС) при планировании открытого или эндоваскулярного вмешательства — операции на кровеносных сосудах, осуществляемой без разрезов через небольшие проколы на коже.

Катетеризация сердца — процедура, при которой гибкий катетер (полая трубка) через периферическую артерию или вену на руке или ноге вводится внутрь сосуда. Под контролем рентгеновского аппарата проверяют движение катетера до нужной полости сердца. Процедура даёт представление о давлении внутри камер сердца, составе крови в каждом отделе, работе клапанов, строении стенок и перегородок и используется для оценки кровотока.

Данные ЭхоКГ требуется подтверждать результатами инвазивного исследования, если единственным показанием к хирургическому лечению является высокое давление в лёгочной артерии. В большинстве же случаев эхокардиография — самый доступный метод обследования, с помощью которого с высокой достоверностью можно определить наличие или отсутствие порока сердца.

Лечение приобретённых пороков сердца

Лекарства, способного запустить обратный процесс и восстановить клапан до первоначального состояния, не существует. С помощью медикаментозного метода лечения возможно лишь повлиять на сердечно-сосудистую систему и снизить риск развития осложнений. В тяжёлых случаях применяют хирургические методы лечения.

Медикаментозное лечение

Цель терапии — устранить причины недостаточности кровообращения, улучшить функциональное состояние миокарда, восстановить нормальную циркуляцию крови, микроциркуляцию (транспорт клеток крови и веществ к тканям и от тканей) и предотвратить повторные расстройства кровообращения. Лечение при хронической недостаточности кровообращения включает полноценное сбалансированное питание и лекарственную терапию.

Основные группы препаратов, применяемых при нарушении в работе клапанов:

1. Ингибиторы АПФ (ангиотензинпревращающего фермента) — эналаприл, лизиноприл, рамиприл, периндоприл, фозиноприл. Препараты оказывает сосудосуживающее действие и вызывает быстрое повышение артериального давления. Ингибиторы АПФ применяют для лечения артериальной гипертензии, терапии или профилактики сердечной недостаточности.

2. Бета-блокаторы — карведилол, бисопролол, метопролол. Эти препараты снижают артериальное давление и нормализуют ритм сердечных сокращений. Действие вызвано блокированием бета-адренорецепторов, отвечающих за реакцию организма на стресс.

3. Антагонисты минералокортикоидных рецепторов — спиронолактон, эплеренон. Препараты понижают артериальное давление и обладают мочегонным воздействием, уменьшая содержание жидкости в тканях.

Существуют различные варианты пороков сердца, для лечения каждого из них применяют различные комбинации препаратов. Также учитывают сопутствующие патологии и индивидуальные особенности пациента.

Например, при преобладании застойных явлений дополнительно назначают мочегонные препараты (фуросемид, торасемид), которые снижают объём циркулирующей крови, уменьшая застойные явления в малом и большом круге кровообращений. При наличии тромбов или при высоком риске их появления применяют антикоагулянты — препараты, снижающие свёртываемость крови (варфарин, ривароксабан, дабигатран, апиксабан).

Хирургическое лечение

При наличии показаний, недостаточной эффективности медикаментозного лечения и отсутствии противопоказаний применяют хирургические методы. Многих пациентов пугает необходимость проведения операции на сердце. В некоторых случаях хирургические методы действительно несут определённый риск, но существуют достаточно безопасные операции не на открытом сердце и без больших разрезов. К таким операциям относится баллонная комиссуротомия при стенозе митрального клапана. Метод состоит в расширении клапана с помощью катетера, проведённого через артерию.

Перед оперативным вмешательством проводят необходимые лабораторные, инструментальные исследования и стабилизируют состояние пациента лекарственными препаратами. При подготовке к операции важно уменьшить одышку, отёки, нормализовать пульс и артериальное давление.

Распространённым хирургическим методом является протезирование искусственным или биологическим клапаном. Существуют и клапан-сохраняющие операции, которые заключаются в пластике повреждённого клапана.

Оперативное лечение значительно улучшает качество жизни, однако после операции приём медикаментов продолжается, но при необходимости корректируется. Помимо этого, после определённых операций, например протезирования искусственным клапаном, постоянно принимают антикоагулянтную терапию. Препараты необходимы, поскольку возрастает риск тромбоэмболических осложнений (закупорки артерий тромбами).

Прогноз. Профилактика

При своевременном обращении пациента к врачу и соблюдении рекомендаций прогноз благоприятный. К каждому случаю врач подходит индивидуально, начиная с подбора медикаментозного лечения и до выбора оперативных методов.

Первичная профилактика приобретённых пороков сердца состоит в предупреждении болезней, приводящих к поражению клапанного аппарата сердца: ревматизма, инфекционных эндокардитов, атеросклероза, сифилиса и более редких патологий, например карциноидной болезни.

Профилактика предполагает ведение здорового образа жизни, который включает:

рациональное питание;

достаточную физическую нагрузку;

отказ от вредных привычек;

избегание длительного психоэмоционального напряжения.

своевременное лечение воспалительных заболеваний с рациональным использованием антибактериальных препаратов.

Вторичная профилактика — это система мероприятий, направленных на предотвращение органических изменений клапанного аппарата и нарушений насосной функции сердца. Проводится с помощью медикаментов. Так же к вторичной профилактике относится диспансерное наблюдение у кардиолога пациентов 2 раза в год, при необходимости чаще. Диспансерное наблюдение – пожизненное.

Сестринский уход

1. Лечебно-охранительный режим (ЛОР) - режим в зависимости от тяжести заболевания, кварцевание, влажная уборка, проветривание, смена нательного и постельного белья, подача судна и подмывание, смена положения в кровати;

2. Диета: приём пищи 5-6 раз в сутки, нежирные сорта мяса (говядина, крольчатина, телятина), крупы, супы, макаронные изделия разрешают, а запрещают копчёное, солёное, маринованное, жирное, острое, 1-1,2 л жидкости в сутки.

3. Контроль жизненно - важных функций (ЖВФ) - АД, ЧДД, пульс, температура тела, цвет кожных покровов;

4. Подготовка к исследованиям (ЭКГ, ЭхоКГ, фонография, ОАК, БХАК, ОАМ, ангиография)

5. Выполнение назначений врача (бета-блокаторы, антикоагулянты, сердечные гликозиды, блокаторы кальциевых каналов).

6. Медсестра проводит с пациентами беседы:

• о причинах, клинических проявлениях и осложнениях ППС,

• об организации правильного режима дня с ограничением физической нагрузки,

• о необходимости выполнения назначений врача,

• о необходимости строго соблюдать диету,

• о вредных привычках

• о правилах приёма, побочных действиях лекарственных препаратов и их действии

• о необходимости занятий ЛФК

• о поддержке психо-эмоционального состояния

• о правилах подготовки к исследованиям

• о необходимости посещения школы здоровья

7. Медицинская сестра обучает пациентов и /или их родственников:

• измерению АД;

• определению пульса;

• определению суточного диуреза, водного баланса;

• ведению дневника общего состояния;

• самоуходу (изменению положения тела в постели для профилактики пролежней, смене нательного и постельного белья).

Роль медсестры заключается в ведении школы здоровья для пациентов. Целью школы является улучшение качества жизни, стабилизация течения заболевания, профилактика развития осложнений.

В процессе просветительной деятельности медсёстры могут использовать памятки, буклеты, аудио- и видеоматериалы.

В последнее время роль сестринского персонала возросла в создании и поддержании позитивных изменений в их образе жизни. Поэтому сестринский уход очень важен для повышения качества жизни пациентов.

E:\Методработа 19-20\Человечек\right-or-wrong-127879.jpg

3.1 Тестовые задания по проверке и коррекции исходного уровня

знаний по теме «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца»

Выбрать один правильный ответ

1.        ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ РЕВМОКАРДИТА

а) головная боль, головокружение, повышение АД

б) слабость, понижение АД

в) снижение аппетита, гектическая лихорадка

г) боль в области сердца, тахикардия, субфебрилитет

2.        ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ПРИОБРЕТЕННЫХ ПОРОКОВ СЕРДЦА

а) гипертоническая болезнь

б) инфаркт миокарда

в) стенокардия

г) ревматизм

3.        СИНЮШНОЕ ОКРАШИВАНИЕ ГУБ И КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ — ЭТО

а) гиперемия

б) иктеричность

в) диффузный цианоз

г) акроцианоз

4.        ГИДРОПЕРИКАРД – ЭТО

а) массивный отёк организма

б) застойная жидкость в полости перикарда

в) жидкость в полости плевры

г) воспаление перикарда

5.        ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ МИТРАЛЬНОГО СТЕНОЗА

а) сердцебиение, повышение АД

б) отеки, сжимающая боль за грудиной

в) головная боль, мелькание «мушек»  перед глазами

г) кровохарканье, одышка, мерцательная аритмия

6.        ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 110 УД/МИН.

а) брадикардия

б) тахикардия

в) экстрасистолия

г) норма

7.        АД 180/100 мм рт.ст. – ЭТО

а) гипертензия

б) гипотензия

в) коллапс

г) норма

8.        ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА К УЛЬТРАЗВУКОВОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ СЕРДЦА

а) разъяснение сущности исследования

б) очистительная клизма

в) промывание желудка

г) проведение бронхоскопии

9.        ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ КОРОНАРНЫХ АРТЕРИЙ МЕДСЕСТРА ПРИМЕНЯЕТ

а) гепарин

б) морфин

в) нитроглицерин

г) панангин

10.        ПОБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ НИТРОГЛИЦЕРИНА

а) головная боль

б) лихорадка

в) отёки

г) асцит

11.        ПОЯВЛЕНИЕ УДУШЬЯ, ОБИЛЬНОЙ ПЕНИСТОЙ РОЗОВОЙ МОКРОТЫ ПРИ ИНФАРКТЕ МИОКАРДА ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЯВЛЕНИЕМ

а) пневмонии

б) кровохарканья

в) легочного кровотечения

г) отека легких

12.        ПРИ ЗАПИСИ ЭКГ НА ПРАВУЮ РУКУ НАКЛАДЫВАЮТ ЭЛЕКТРОД

а) зеленый

б) желтый

в) красный

       г) черный

13.        ОСНОВНОЙ СИМПТОМ  СЕРДЕЧНОЙ АСТМЫ

а) боль в животе

б) головокружение

в) тошнота

г) удушье

14.        МЕДСЕСТРА НАКЛАДЫВАЕТ ВЕНОЗНЫЕ ЖГУТЫ НА КОНЕЧНОСТИ ПРИ

а) бронхиальной астме

б) обмороке

в) стенокардии

г) сердечной астме

15.        ПРИ ЗАСТОЕ КРОВИ В МАЛОМ КРУГЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ МЕДСЕСТРА  ОБЕСПЕЧИТ ПАЦИЕНТУ ПОЛОЖЕНИЕ

а) горизонтальное

б) горизонтальное с приподнятыми ногами

в) коленно-локтевое

г) сидя, с опущенными ногами

16.        ВЕДУЩИЙ СИМПТОМ ОТЕКА ЛЕГКИХ

а) кашель с "ржавой" мокротой

б) сердцебиение

в) кашель с обильной пенистой розовой мокротой

г) головная боль

17.        ОТЕКИ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ, АСЦИТ, УВЕЛИЧЕНИЕ ПЕЧЕНИ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИЗНАКАМИ

а) инфаркта миокарда

б) недостаточности кровообращения

в) стенокардии

г) гипертонической болезни

18.        ОТЕКИ СЕРДЕЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПОЯВЛЯЮТСЯ

а) утром на лице

б) утром на ногах

в) вечером на лице

г) вечером на ногах

19.        ПРИ НАЛИЧИИ ОТЕКОВ МЕДСЕСТРА РЕКОМЕНДУЕТ ПАЦИЕНТУ

а) ограничить прием жидкости и соли

б) ограничить прием белков и жиров

в) увеличить прием жидкости и соли

г) увеличить прием белков и жиров

20.        ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 54 уд/мин. – ЭТО

а) брадикардия

б) тахикардия

в) экстрасистолия

г) норма

3.2Задание для закрепления знаний по теме «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца»

Ситуационная задача №1

Мужчина 50 лет госпитализирован в терапевтическое отделение с диагнозом: стеноз устья аорты, СН II-А.

Пациент часто испытывает приступы сильного головокружения, дома были эпизоды кратковременной потери сознания, при физической нагрузке бывает одышка и приступы сжимающей загрудинной боли, которая снимается приемом нитроглицерина; ЧДД 18 в 1 мин. пульс 66 в 1 мин., ритмичный, малого наполнения и напряжения, АД 110/90 мм рт. ст.

Несмотря на назначенный постельный режим, пациент часто выходит в коридор, объясняя это тем, что не привычен целый день лежать в кровати, к тому же в палате душно.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Неудовлетворенные потребности пациента

Обоснование

План сестринского ухода

Проблема

Сестринское вмешательство

Ситуационная задача №2

У пациента 45 лет, находящегося в палате интенсивной терапии по поводу стеноза митрального клапана, появились жалобы на удушье инспираторного характера, кашель с розовой пенистой мокротой. Медсестра при объективном исследовании выявила: состояние тяжелое. Кожные покровы цианотичные, клокочущее дыхание, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 в минуту, ритмичный, удовлетворительных качеств, не напряжен. АД 140/90 мм рт. ст.

Задания

1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий м/с.

E:\Методработа 19-20\Человечек\clipboard-check-list-1024x768-1-02072018.jpg

4.1 Эталоны ответов к тестовым заданиям по проверке и коррекции исходного уровня знаний по теме «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца»

  1. Г
  2. Г
  3. Г
  4. Б
  5. Г
  6. Б
  7. А
  8. А
  9. В
  10. А
  11. Г
  12. В
  13. Г
  14. Г
  15. Г
  16. В
  17. Б
  18. Г
  19. А
  20. А 

Критерии оценки для тестовых заданий

по теме «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца»

«5» - 90% правильных ответов –0-1 ошибка

«4» - 80% правильных ответов –2-3 ошибки

«3» - 70% правильных ответов –4-5 ошибки

«2» - менее 70% правильных ответов – более 5 ошибок

4.2 Эталон ответа для закрепления знаний по теме

 «Сестринская помощь при приобретенных пороках сердца»

Ситуационная задача №1

Неудовлетворенные потребности пациента

Обоснование

В нормальном дыхании

при физической нагрузке бывает одышка.

В безопасности

испытывает приступы сильного головокружения, дома были эпизоды кратковременной потери сознания, приступы сжимающей загрудинной боли, которая снимается приемом нитроглицерина. Не соблюдает назначенный режим.

План сестринского ухода

Проблема

Сестринское вмешательство

Приоритетная

приступы сильного головокружения

  1. Мотивировать пациента на выполнение назначений врача и действия медицинской сестры
  2. Обеспечить пациента кнопкой вызова медицинской сестры при приступе удушья
  3. Рассказать пациенту о принципах питания при заболевании, контролировать передачи от родственников пациента
  4. Рассказать о необходимости соблюдения назначенного режима
  5. Помогать пациенту при передвижении, при необходимости использовать кресло-каталку
  6. Приносить пищу пациенту в палату
  7. Выполнять назначения врача

Настоящая (действительная)

1. при физической нагрузке бывает одышка

2. приступы сжимающей загрудинной боли

3.не соблюдает назначенный режим

  1. Потенциальная
  2. Риск развития сердечной астмы, риск падения

Ситуационная задача №2

Тактика медицинской сестры

Действия

Обоснование

1. Вызвать врача через третье лицо.  

Для оказания квалифициро­ванной медицинской помощи

2. Успокоить, расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха, придать удобное положение с упором на руки, освободить ротовую полость от пены

Психоэмоциональная разгрузка, уменьшить гипоксию

3. Контроль АД, ЧДД, пульса.

Контроль состояния

4. Дать 30 - 40%-ный увлажненный кислород через пеногаситель (спирт)

Уменьшить гипоксию

5. Наложить венозные жгуты на 3 конечности на 15 минут

Создать депо крови в большом круге кровообращения, для снятия давления в малом

6. подготовить необходимые препараты, шприцы, капельные системы до прихода врача

Для оказания квалифицированной помощи

7. Подготовить к приходу врача: мешок Амбу, аппарат ИВЛ.

Для проведения в случае необходимости реанимационных мероприятий

https://praktika.ru/wp-content/uploads/2017/06/8475621_m.jpg

Методические рекомендации по самоподготовке

1. Для усвоения темы Вам предлагается использовать учебную литературу Э.В. Смолина, «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-санитарной помощи», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2019 год;

2.Для усвоения и закрепления данной темы составьте памятки по профилактике для пациента с факторами риска развития приобретенных пороков сердца.

3. Составьте план диспансеризации для пациента с приобретенными пороками сердца.

4.Составьте памятку для пациента с приобретенными пороками сердца по питанию.

http://www.clipartsuggest.com/images/98/different-directions-wondering-which-way-to-go-over-white-background-Q21tOA-clipart.jpg

Литература

Основная:

  • Смолина Э.В., «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медико-санитарной помощи», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2019 год.

Дополнительная:

  • Отвагина Т.В. «Терапия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019 г.

http://sosch16.ru/uploads/news/big_5432591cd32a8e9dek.jpg

Приложение 1

 «Взятие крови из периферической вены»

(с помощью закрытых вакуумных систем)

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1.До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук

1

2.Использование перчаток во время процедуры

1

3.При угрозе разбрызгивания биологических жидкостей обязательно использование маски, специальных защитных очков

1

4.Использовать непрокалываемые контейнеры, деструкторы для использованных игл

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

2.1.

  1. Диагностическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

1.Манипуляционный столик

1

2.Лоток нестерильный для расходуемого материала

1

3.Кушетка/кровать/стол/стул (в зависимости от положения во время процедуры)

1

4.Ветошь

1

5.Фантом «Руки»

1

6.Закрытая система для забора крови (двухсторонняя игла, иглодержатель)

1

7.Пробирки с крышкой (вакуумные)

1

8.Подушечка из влагостойкого материала (или подлокотник для стабилизации руки)

1

9.Емкости с дезинфицирующим раствором

1

10.Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А

1

11.Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

  1. 1.Жидкое мыло

1

2.Одноразовое полотенце

1

3.Антисептик для обработки кожи рук

1

4.Салфетки инъекционные стерильные

1

5.Салфетки марлевые стерильные

1

6.Перчатки медицинские (нестерильные)

1

7.Штатив для пробирок

1

8.Жгут венозный

1

9.Маска

1

10.Бинт или пластырь

1

11.Лента со штрих-кодом

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм взятия крови из периферической вены

(с помощью закрытых вакуумных систем)

I. Подготовка к процедуре:

1.Идентифицировать пациента, представиться ему

1

2.Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

3.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

4.Предложить/помочь пациенту занять удобное положение (сидя или лежа)

1

5.Промаркировать пробирки (наклеить штрих-код)

1

6.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

7.Обработать руки антисептиком

1

8.Надеть нестерильные перчатки

1

9.Выбрать и осмотреть/пальпировать область предполагаемой инъекции

1

10.Предложить пациенту максимально разогнуть

руку в локтевом суставе, для чего подложить под локоть пациента клеенчатую подушечку

1

11.Наложить жгут (на рубашку или салфетку) в средней трети плеча так, чтобы пульс на лучевой артерии пальпировался, и попросить пациента сжать кисть в кулак не давая нагрузку

1

II. Выполнение процедуры:

12.Взять иглу и снять защитный колпачок с нее. Если используется двусторонняя игла, снять защитный колпачок серого или белого цвета

1

13.Вставить иглу в иглодержатель и завинтить до упора

1

14.Определить наиболее наполненную вену

1

15.Обработать инъекционное поле не менее чем двумя салфетками с антисептиком, делая движения в одном направлении

1

16.Подождать до полного испарения кожного антисептика

1

17.Снять колпачок с другой стороны иглы

1

18.Натянуть кожу в области венепункции другой рукой, фиксируя вену

1

19.Держать иглу срезом вверх пунктировать вену

1

20.Вставить заранее приготовленную пробирку в иглодержатель до упора и удерживать ее, пока кровь не перестанет поступать в пробирку

1

21.Снять жгут сразу же после начала поступления крови в пробирку

1

22.Убедиться, что пациент разжал кулак

1

23.Набрать необходимое количество крови

1

24.Извлечь пробирку из держателя (по необходимости вставить следующую пробирку с учетом рекомендаций по последовательности заполнения пробирок)

1

25.Перевернуть аккуратно заполненную пробирку, если этого требует наполнитель пробирки, смешивая наполнитель с пробой

1

26.Приложить сухую стерильную салфетку к месту венепункции

1

27.Извлечь иглу

1

28.Попросить пациента держать салфетку у места венепункции 5-7 мин., прижимая большим пальцем второй руки, или забинтовать место инъекции

1

29.Убедиться, что у пациента наружного кровотечения в области венепункции нет

1

III. Окончание процедуры:

30.Сбросить использованные расходные материалы в пакет для отходов класса А, Б

1

31.Поместить многоразовый материал в емкости с дезинфицирующим раствором

1

32.Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса Б

1

33.Обработать руки гигиеническим способом

1

34.Уточнить у пациента его самочувствие

1

35.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

1

36.Организовать доставку пробирок с полученным лабораторным материалом в лабораторию

1

ИТОГО:

63

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

Приложение 2

«Измерение массы тела»

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1. До и после проведения исследования провести гигиеническую обработку рук

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

2.1.

Диагностическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

1. Медицинские весы любой модификации с диапазоном измерений, соответствующим возрастным характеристикам пациента, поверенные и разрешенные к применению в медицинской практике

1

2. Емкость с дезинфицирующим раствором

1

3. Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А

1

4. Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

  1. Жидкое мыло

1

2. Одноразовое полотенце

1

3. Антисептик для обработки кожи рук

1

4. Перчатки медицинские (нестерильные)

1

5.Одноразовая салфетка (или чистый лист бумаги для поверхности весов)

1

6. Ветошь

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм измерения массы тела ребенку старше 2 лет

I. Подготовка к процедуре:

  1. Подготовить необходимое оснащение

1

  1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению

1

  1. Установить равновесие весов (для механических конструкций), закрыть затвор

1

  1. Постелить одноразовую салфетку на площадку весов

1

5. Идентифицировать пациента, представиться ему

1

6. Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

7.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

8. Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

II. Выполнение процедуры:

9. Предложить и помочь пациенту раздеться до нательного белья, и осторожно встать (без обуви) на центр площадки весов

1

10. Придерживать пациента за руку в момент вставания на измерительную панель весов и следить за его равновесием в процессе проведения измерения

1

11. Открыть затвор весов (для механических конструкций), провести определение массы тела пациента (в соответствии с инструкцией по применению), закрыть затвор весов (для механических конструкций)

1

III. Окончание процедуры:

12. Сообщить результат исследования веса пациенту

1

13. Помочь пациенту сойти с площадки весов, придерживая его за руку

1

14. Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

15. Надеть нестерильные перчатки

1

16.Снять салфетку с площадки весов и поместить ее в пакет для отходов класса Б

1

17. Провести дезинфекцию поверхности весов

1

18. Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса А

1

19. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1

20.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

1

Итого:

32

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

Приложение 3

«Исследование пульса»

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1. До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

Диагностическое /профилактическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

1. Часы или секундомер

1

2. Кушетка/кровать

1

3.Стол/стул

1

4. Ветошь

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

1.Жидкое мыло

1

2.Одноразовое полотенце

1

3.Антисептик для обработки кожи рук

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм исследования пульса

I. Подготовка к процедуре:

1. Проверить исправность часов (или секундомера) соответствии с инструкцией по его применению.

1

2.Идентифицировать пациента, представиться ему

1

3.Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

4.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

5.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

6. Придать пациенту удобное положение, усадить или уложить его (руки расслаблены, не должны быть на весу, ладонями вверх).

1

II. Выполнение процедуры:

7. Прижать 2, 3, 4 пальцами (1 палец должен находиться со стороны тыла кисти) лучевые артерии на обеих руках пациента и почувствовать пульсацию

1

8. Определить ритм пульса в течение 30 секунд.

1

9. Выбрать одну удобную руку пациента для дальнейшего исследования пульса

1

10. Взять часы или секундомер и исследовать пульсацию лучевой артерии в течение 30 секунд, умножить на два (если пульс ритмичный). Если пульс не ритмичный – считать в течение 1 минуты

1

11. Прижать артерию сильнее, чем прежде, к лучевой кости и определить напряжение пульса (если пульсация исчезает при умеренном нажатии – напряжение умеренное; если пульсация не ослабевает – пульс напряжённый, твердый; если пульсация полностью прекратилась - напряжение слабое или мягкое).

1

12. Определить наполнение пульса: если пульсовая волна четкая, то пульс полного наполнения, если пульсовая волна слабая, то пульс неполного наполнения.

 1

III. Окончание процедуры:

13. Сообщить пациенту результат исследования пульса.

1

14. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1

15. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации

1

ИТОГО:

24

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

Приложение 4

        «Измерение частоты дыхания»

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1. До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

Диагностическое /профилактическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

1. Часы или секундомер

1

2. Кушетка/кровать

1

3.Стол/стул

1

4. Ветошь

1

5.Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А

1

6.Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

  1. Жидкое мыло

1

2. Одноразовое полотенце для рук персонала

1

3. Антисептическое средство для обработки рук

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм измерение

частоты дыхания

I. Подготовка к процедуре:

1. Проверить исправность часов (или секундомера) соответствии с инструкцией по его применению.

1

2.Идентифицировать пациента, представиться ему

1

3.Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

4.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1

6. Придать пациенту удобное положение, усадить или уложить его, чтобы видеть верхнюю часть его грудной клетки и/или живота.

1

II. Выполнение процедуры:

7. Взять пациента за руку так, как для исследования пульса, держать руку пациента за запястье.

1

8.  Положить руки (свою и пациента) на грудную клетку (у женщин) или на эпигастральную область (у мужчин), имитируя исследование пульса и считать дыхательные движения за 30 секунд, умножив результат на два или осуществлять подсчет за 1 минуту.

1

III. Окончание процедуры:

9. Сообщить пациенту результат исследования.

1

10. Помочь пациенту принять удобное для него положение.

1

11. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1

12. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

1

ИТОГО:

23

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

_____________________________________________________________________________

Приложение 5

 «Измерение артериального давления на периферических артериях»

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный

балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1. До и после проведения исследования провести гигиеническую обработку рук

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

2.1.

Диагностическое /профилактическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

1.Прибор для измерения артериального давления (прошедший ежегодную поверку средств измерения), соответствующий росто-возрастным показателям пациента, разрешенный к применению в Российской Федерации и поверенный

1

2.Стетофонендоскоп (при аускультативном определении тонов Короткова)

1

3.Кушетка/стул (в зависимости от положения пациента)

1

4.Стол

1

5.Салфетки инъекционные стерильные (ватные шарики, смоченные кожным антисептиком)

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

1.Жидкое мыло

1

2.Одноразовое полотенце для рук персонала

1

3.Медицинская документация для регистрации полученных данных

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм исследования артериального давления на периферических артериях

I. Подготовка к процедуре:

1.Проверить исправность прибора для измерения артериального давления в соответствии с инструкцией по его применению

1

2.Идентифицировать пациента, представиться ему

1

3.Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

4.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

5.Предложить/помочь пациенту занять удобное положение (выбор положения зависит от состояния пациента)

1

6.Уточнить у пациента его рабочее давление

1

7.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

II. Выполнение процедуры:

8.Обнажить руку пациента, расположив ее ладонью вверх, на уровне сердца

1

9.Наложить манжету прибора для измерения артериального давления на плечо пациента (между манжетой и поверхностью плеча должно помещаться два пальца (для детей и взрослых с маленьким объемом руки - один палец), а ее нижний край должен располагаться на 2,5 см выше локтевой ямки)

1

10.Наложить два пальца левой руки на предплечье в месте прощупывания пульса

1

11.Закрыть вентиль груши прибора для измерения артериального давления

1

12.Произвести нагнетание воздуха грушей прибора для измерения артериального давления до исчезновения пульса (этот уровень давления, зафиксированный на шкале прибора для измерения артериального давления, соответствует систолическому давлению)

1

13.Спустить воздух из манжеты прибора для измерения артериального давления и подготовить прибор для повторного накачивания воздуха

1

14.Поместить мембрану стетофонендоскопа у нижнего края манжеты над проекцией плечевой артерии в области локтевой впадины, слегка прижав к коже, но не прилагая для этого усилий

1

15.Накачать повторно манжету прибора для измерения артериального давления до уровня, превышающего полученный результат при пальцевом измерении по пульсу на 30 мм рт.ст.

1

16.Начать спускать воздух из манжеты со скоростью 2-3 мм рт.ст./с. сохраняя положение стетофонендоскопа

1

17.Запомнить по шкале на приборе для измерения артериального давления появление первого тона Короткова - это систолическое давление, значение которого должно совпадать с оценочным давлением, полученным пальпаторным путем по пульсу

 1

18.Отметить по шкале на приборе для измерения артериального давления прекращение громкого последнего тона Короткова - это диастолическое давление.

1

19.Продолжать аускультацию до снижения давления в манжете на 15-20 мм рт.ст. относительно последнего тона (для контроля полного исчезновения тонов)

1

20.Снять манжету прибора для измерения артериального давления с руки пациента

1

III. Окончание процедуры:

21.Сообщить пациенту результат измерения артериального давления.

1

22.Обработать мембрану прибора для измерения артериального давления антисептическим средством.

1

23.Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1

24.Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию. Об изменении артериального давления у пациента сообщить врачу

1

ИТОГО:

34

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

Приложение 6

«Внутривенное введение лекарственных препаратов»

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1.До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук

1

2.Использование перчаток во время процедуры

1

3.Использовать непрокалываемые контейнеры, деструкторы для использованных игл

1

4.При угрозе разбрызгивания биологических жидкостей обязательно использование маски, специальных защитных очков

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

2.1.

  1. Лечебное /диагностическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

1.Манипуляционный столик

1

2.Лоток стерильный

1

3.Лоток нестерильный для расходуемого материала

1

4.Кушетка/кровать/стол/стул (в зависимости от положения во время введения лекарственного препарата)

1

5.Ветошь

1

6.Фантом «Руки»

1

7.Шприц одноразовый объемом от 10 до 20 мл

1

8.Игла инъекционная 21G – 0,8х40 (0,8х38мм) или 22G – 0,7х40 (0,7х38мм)

1

9.Жгут венозный

1

10.Подушечка из влагостойкого материала (или подлокотник для стабилизации руки)

1

11.Емкости с дезинфицирующим раствором

1

12.Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А

1

13.Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

1.Жидкое мыло

1

2.Одноразовое полотенце

1

3.Антисептик для обработки кожи рук

1

4.Салфетки инъекционные стерильные (ватные шарики, смоченные кожным антисептиком)

1

5.Перчатки медицинские (нестерильные)

1

6.Маска

1

7.Бинт или пластырь

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм внутривенного введения лекарственных препаратов (струйно)

I.Подготовка к процедуре:

1.Идентифицировать пациента, представиться ему

1

2.Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

3.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

4.Предложить/помочь пациенту занять удобное положение (выбор положения зависит от состояния пациента)

1

5.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

6.Обработать руки антисептиком

1

7.Надеть нестерильные перчатки

1

8.Поместить шприц с лекарственным средством и стерильные шарики, смоченные антисептиком в стерильный лоток

1

9.Выбрать и осмотреть/пальпировать область предполагаемой инъекции

1

10.Предложить пациенту максимально разогнуть

руку в локтевом суставе, для чего подложить под локоть пациента клеенчатую подушечку

1

11.Наложить жгут (на рубашку или салфетку) в средней трети плеча так, чтобы пульс на лучевой артерии пальпировался, и попросить пациента несколько раз сжать кисть в кулак и разжать ее

1

II. Выполнение процедуры:

12.Определить наиболее наполненную вену

1

13.Обработать инъекционное поле не менее чем двумя салфетками (ватными шариками, смоченными кожным антисептиком), делая движения в одном направлении

1

14.Подождать до полного испарения кожного антисептика

1

15.Взять шприц, снять колпачок с иглы, зафиксировать указательным пальцем канюлю иглы. Остальные пальцы охватывают цилиндр шприца сверху

1

16.Натянуть кожу в области венепункции другой рукой, фиксируя вену

1

17.Держать иглу срезом вверх параллельно коже проколоть ее, затем ввести иглу в вену до ощущения «попадания в пустоту» (не более чем на ½ длины иглы)

1

18.Перенести на упор штока-поршня и потянуть его на себя рукой, которой натягивала кожу в области венепункции (убедиться, что игла в вене). При этом в шприц должна поступить кровь (темная, венозная)

1

19.Развязать или ослабить жгут. Для контроля нахождения иглы в вене еще раз потянуть поршень на себя, т. к. в момент ослабления жгута игла может выйти из вены

1

20.Ввести медленно лекарственное средство в вену, не меняя положения шприца, оставив в шприце незначительное количество раствора

1

21.Приложить салфетку с кожным антисептиком (или ватный шарик, смоченный кожным антисептиком) к месту инъекции

1

22.Извлечь иглу

1

23.Попросить пациента держать салфетку или ватный шарик у места инъекции 5-7 мин., прижимая большим пальцем второй руки, или забинтовать место инъекции

1

24.Убедиться, что наружного кровотечения в области венепункции нет

1

III. Окончание процедуры:

25.Сбросить использованные расходные материалы в пакет для отходов класса А, Б

1

26.Поместить многоразовый материал в емкости с дезинфицирующим раствором

1

27.Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса Б

1

28.Обработать руки гигиеническим способом

1

29.Уточнить у пациента его самочувствие

1

30.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

1

ИТОГО:

55

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

Приложение 7

«Внутримышечное введение лекарственных препаратов»

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный

балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1.До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук

1

2.Использование перчаток во время процедуры

1

3.Использовать непрокалываемые контейнеры, деструкторы для использованных игл

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

2.1.

Лечебное /профилактическое/ реабилитационное диагностическое

1

3.

Материальные ресурсы

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

  1. Манипуляционный столик

1

  1. Лоток стерильный

1

  1. Лоток нестерильный для расходуемого материала

1

  1. Кушетка/кровать/стол/стул (в зависимости от положения во время введения лекарственного препарата)

1

  1. Фантом «Ягодицы»

1

  1. Шприц одноразовый объемом от 5 до 10 мл

1

  1. Игла инъекционная 21G – 0,8х40 (0,8х38мм) или 22G – 0,7х40 (0,7х38мм)

1

  1. Емкости с дезинфицирующим раствором

1

  1. Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А

1

  1. Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б

1

3.2.

Прочий расходуемый материал

1.Жидкое мыло

1

2.Одноразовое полотенце

1

3.Антисептик для обработки кожи рук

1

4.Салфетки инъекционные стерильные (ватные шарики, смоченные кожным антисептиком)

1

5.Перчатки медицинские (нестерильные)

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм выполнения внутримышечного введения лекарственных средств

I. Подготовка к процедуре:

1.Идентифицировать пациента, представиться ему

1

2.Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

3.Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

4.Предложить/помочь пациенту занять удобное положение (выбор положения зависит от состояния пациента)

1

5.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

6.Обработать руки антисептиком

1

7.Надеть нестерильные перчатки

1

8.Поместить шприц с лекарственным средством и стерильные шарики, смоченные антисептиком в стерильный лоток

1

9.Выбрать и осмотреть/пальпировать область предполагаемой инъекции

1

II. Выполнение процедуры:

10.Обработать инъекционное поле не менее чем двумя салфетками (ватными шариками, смоченными кожным антисептиком), делая движения в одном направлении

1

11.Подождать до полного испарения кожного антисептика

1

12.Взять шприц и снять колпачок с иглы

1

13.Растянуть кожу инъекционной области между большим и указательным пальцами (что позволит обеспечить более легкий доступ к мышце). У пациентов со слабо выраженной мышечной массой захватить кожу и мышцу в складку (что увеличит объем мышечной массы в месте инъекции). При нормально развитой мышечной массе данные приемы не использовать.

1

14.Ввести иглу на 2/3, придерживая канюлю иглы, под углом 900

1

15.Перенести на упор штока-поршня и потянуть его на себя рукой, которой растягивали кожу или собирали в складку (убедиться, что игла не попала в сосуд)

1

16.Ввести медленно лекарственное средство

1

17.Приложить салфетку с кожным антисептиком к месту инъекции. Извлечь иглу

1

18.Провести легкий массаж места инъекции не отнимая салфетки с антисептиком от кожи

1

III. Окончание процедуры:

19.Сбросить использованные расходные материалы в пакет для отходов класса А, Б

1

20.Поместить многоразовый материал в емкости с дезинфицирующим раствором

1

21.Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса Б

1

22.Обработать руки гигиеническим способом

1

23.Уточнить у пациента его самочувствие

1

24. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации

1

ИТОГО:

43

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________

Приложение 8

 «Непрерывное внутривенное введение лекарственных препаратов» (капельно, с помощью системы для вливания инфузионных растворов)

1.

Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

Максимальный балл

Набранный балл

1.1.

Требования по безопасности труда при выполнении услуги

1.До и после процедуры проводить гигиеническую обработку рук

1

2.Использование перчаток во время процедуры

1

3.Использовать непрокалываемые контейнеры, деструкторы, для использованных игл.

1

2.

Функциональное назначение простой медицинской услуги (цель):

2.1.

Лечебное/диагностическое/реабилитационное/профилактическое

1

3.

Материальные ресурсы

3.1.

Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения

  1. Манипуляционный столик

1

  1. Лоток стерильный

1

  1. Лоток нестерильный для расходуемого материала

1

  1. Система для вливания инфузионных растворов

1

  1. Пинцет нестерильный

1

  1. Кушетка/кровать/стол/стул (в зависимости от положения во время введения лекарственного препарата)

1

  1. Фантом «Руки»

1

  1. Жгут венозный

1

  1. Подушечка из влагостойкого материала (или подлокотник для стабилизации руки)

1

  1. Стойка для системы для внутривенного капельного вливания

1

  1. Емкости с дезинфицирующим раствором

1

  1. Непромокаемый пакет (мешок) белого цвета для медицинских отходов класса А

1

  1. Непромокаемый пакет (мешок) желтого цвета для медицинских отходов класса Б

1

3.2.

Лекарственные препараты

1. Флакон с физиологическим раствором

1

3.3.

Прочий расходуемый материал

1.Жидкое мыло

1

2.Одноразовое полотенце

1

3.Антисептик для обработки кожи рук

1

4.Салфетки инъекционные стерильные (ватные шарики, смоченные кожным антисептиком)

1

5.Перчатки медицинские (нестерильные)

1

6.Маска

1

7.Бинт или пластырь

1

8.Салфетки марлевые стерильные

1

4.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги

4.1.

Алгоритм введения лекарственных средств внутривенно капельно (с использованием системы для внутривенных вливаний)

I. Подготовка к процедуре:

1.  Идентифицировать пациента, представиться ему

1

2. Объяснить пациенту ход и цель предстоящей процедуры

1

  1. Получить информированное согласие на предстоящую медицинскую процедуру. В случае отсутствия такого уточнить дальнейшие действия врача

1

4. Предложить/помочь пациенту занять удобное положение (выбор положения зависит от состояния пациента)

1

5.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

6.Обработать руки антисептиком

1

7.Заполнить систему для внутривенного капельного вливания. Закрепить ее в штатив-стойку

1

8.Поместить в стерильный лоток стерильные шарики, смоченные антисептиком/ или подготовить салфетки с кожным антисептиком и сухие марлевые салфетки

1

9.Надеть нестерильные перчатки

1

10.Выбрать и осмотреть/пальпировать область предполагаемой инъекции

1

11.Предложить пациенту максимально разогнуть руку в локтевом суставе, для чего подложить под локоть пациента клеенчатую подушечку

1

12.Наложить жгут (на рубашку или салфетку) в средней трети плеча так, чтобы пульс на лучевой артерии пальпировался, и попросить пациента несколько раз сжать кисть в кулак и разжать ее

1

II. Выполнение процедуры:

13.Обработать инъекционное поле не менее чем двумя салфетками (ватными шариками, смоченными кожным антисептиком), делая движения в одном направлении

1

14.Подождать до полного испарения кожного антисептика

1

15.Определить наиболее наполненную вену

1

16.Взять систему, снять колпачок с иглы, зафиксировать указательным пальцем канюлю иглы

1

17.Натянуть другой рукой кожу в области венепункции, фиксируя вену. На расстоянии примерно 5 см ниже места венепункции, кожу в области локтевого сгиба натянуть (зафиксировать) свободной рукой по направлению к периферии

1

18.Пунктировать вену иглой с подсоединенной к ней системой, держа иглу срезом вверх параллельно коже. проколоть ее, затем ввести иглу в вену до ощущения «попадания в пустоту» (не более чем на ½ длины иглы). В канюле иглы должна появиться кровь

1

19.Развязать или ослабить жгут

1

20.Открыть винтовой зажим капельной системы и отрегулировать скорость капель (согласно назначению врача)

1

21.Закрепить иглу и систему лейкопластырем (под канюлю иглы можно положить стерильную салфетку), прикрыть иглу стерильной салфеткой, закрепить ее лейкопластырем

1

22. Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса Б

1

23.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

24.Наблюдать за состоянием пациента на протяжении всей процедуры

1

III. Окончание процедуры:

25.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

26.Надеть нестерильные перчатки

1

27.Закрыть винтовой зажим

1

28.Приложить салфетку с кожным антисептиком (или ватный шарик, смоченный кожным антисептиком) к месту инъекции

1

29.Извлечь иглу

1

30.Попросить пациента держать салфетку или ватный шарик у места инъекции 5-7 мин., прижимая большим пальцем второй руки, или забинтовать место инъекции

1

31. Сбросить использованные расходные материалы в пакет для отходов класса Б

1

32. Снять перчатки и сбросить их в пакет для отходов класса Б

1

33.Обработать руки гигиеническим способом, осушить

1

34.Спросить пациента о самочувствии

1

35.Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

1

ИТОГО:

61

Подпись преподавателя (эксперта) _______________

Оценка __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к лекционному занятию "Врожденные пороки сердца" МДК 02.01.03 Специальность 34.02.01 "Сестринское дело"

В презентации я указала определение, причины, распространенность,  клинические проявления, методы диагностики, лечение и профилактику врожденных пороков сердца....

Контрольно-оценочные средства МДК.02.01. по теме: Сестринская помощь при пороках сердца врожденных и приобретенных.

Блок входного контроля содержит небольшую проверочную работу для определения уровня знаний и умений студентов, а также выявления трудностей, которые  могут возникнуть при изучении темы занятия....

Врожденные пороки сердца у детей

Мультимедийная презентация для проведения практического занятия...

Контрольно-измерительные материалы по МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови.

Контролирующий материал для проведения текущего контроля по теме: Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови по специальности 34.02.01 Сестринское дело....

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции.Рабочая тетрадь предназначен...