Методическая разработка практического занятия По дисциплине: ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Тема: «Анатомия и физиология сердца»
учебно-методический материал
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.
Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практического занятия по теме: «Анатомия и физиология сердца».
Данная методическая разработка предназначена для использования и проведения занятий с элементами интерактивной игры.
Методическая разработка включает цели, формы и методы, план проведения занятия, диск с презентацией.
Интерактивные занятия помогают активизировать познавательную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами умения и знания, сделать изучение темы привлекательным. В процессе подготовки к таким занятиям удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы. Студентов не нужно убеждать в важности и полезности подготовительной работы. Мотивационный характер этого интерактивного занятия дает возможность студентам узнать что то новое, проверить свои знания, умения и навыки в соревновании, проявить ответственность за порученное дело.
Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности студентов, положительному отношению и стремлению к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka1.docx | 552.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка практического занятия
По дисциплине: ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Тема: «Анатомия и физиология сердца»
Специальность: «Сестринское дело»
Кыштым 2020
Рассмотрено
на заседании ЦМК ОП дисциплин Протокол № от 2020г
Председатель ЦМК Т.Ф. Зорина
Утверждаю Зам. директора по УВР
Е.Н. Борисова
« » 2020г
Методическая разработка учебной дисциплины составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования «Сестринское дело».
Организация-разработчик:
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж».
Разработчик: Сорокина С.А. преподаватель Кыштымского филиала ГБПОУ
«Миасский медицинский колледж».
Содержание
- Методическое пояснение 4 стр.
- Мотивация темы 5 стр.
- Методическая цель занятия 6 стр.
- Этапы планирования занятия (ООД) 10 стр.
- Приложение 1 14 стр.
- Приложение 2 25 стр.
- Заключение 26 стр.
- Список литературы 27 стр.
Методическое пояснение
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.
Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практического занятия по теме: «Анатомия и физиология сердца».
Данная методическая разработка предназначена для использования и проведения занятий с элементами интерактивной игры.
Методическая разработка включает цели, формы и методы, план проведения занятия, диск с презентацией.
Интерактивные занятия помогают активизировать познавательную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами умения и знания, сделать изучение темы привлекательным. В процессе подготовки к таким занятиям удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы. Студентов не нужно убеждать в важности и полезности подготовительной работы. Мотивационный характер этого интерактивного занятия дает возможность студентам узнать что то новое, проверить свои знания, умения и навыки в соревновании, проявить ответственность за порученное дело.
Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности студентов, положительному отношению и стремлению к здоровому образу жизни.
Мотивация темы
Данная методическая разработка рассчитана для проведения итогового практического занятия по теме «Анатомия и физиология сердца» с использованием интерактивной игры.
Интерактивная игра проходит в 2 этапа:
В 1 этапе студенты повторяют и закрепляют полученные знания и умения по следующим темам: строение сердца, строение стенки сердца, сердечный цикл.
Во 2 этапе студенты повторяют и закрепляют знания по следующим темам: функции сердца, проводящая система сердца, строение сердца.
Методическая цель занятия
Использование инновационных технологий на занятиях как средство активизации мыслительной деятельности студентов.
Цели занятия:
Дидактические: повторение и закрепление пройденного материала по теме:
«Анатомия и физиология сердца».
Развивающие: продолжение развития познавательного интереса, интеллекта, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные: способствование воспитанию коллективизма, культуры общения, стремления к проявлению своих знаний и умения радоваться своим успехам; интереса к профессии, чувства ответственности за здоровье пациента.
ОК: 1,2,3,4,5,6,8,11,12
ПК: 1.1,1.2,1.3,2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6, 2.7, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3
Место проведения занятия: кабинет «Анатомия и физиология человека».
Методы обучения и методические приемы
Объяснительно-иллюстративный:
- словесные;
- наглядные (иллюстрации, демонстрация видеофильмов);
- логические (выделение главного, объяснение, определение взаимосвязи). Репродуктивный:
- дидактическая игра.
Междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующ ие | ОДБ.09 Основы безопасности жизни | «Первая медицинская помощь» | |
ОДП.01 Физика | «Закон сохранения импульса», «Закон сохранения энергии». |
ОДП.02 Химия | «Окислительно- восстановительные реакции». | ||
ОДП.03 Биология | «Развитие жизни на Земле», «Происхождение человека». | ||
Сопутствую щие | ОП.13 Валеология | «Критерии и факторы здоровья», «Типология индивидуальных физиологических особенностей». | |
Последующие | МДК 01.02 Основы профилактики | «Технологии профилактики ССЗ». | |
ПМ.02 Участие в лечебно- диагностическом и реабилитационном процессах. | МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья | Все темы. | |
МДК 02.02 Основы реабилитации | Все темы. | ||
МДК 02.03 Паллиативная помощь | «Рекомендации по диете для больных с сердечной недостаточностью», «Уход за пациентом при болях в сердце. Уход за пациентом при отеках». | ||
МДК 03.01 Основы реаниматологии | «Сердечно-легочная реанимация». | ||
МДК 03.02 Медицина катастроф | Все темы. | ||
ОП.03 Основы патологии | «Болезни сердечно- сосудистой системы». | ||
ОП.04 Генетика с основами медицинских знаний | «Наследственные болезни. Хромосомные болезни», «Наследственное предрасположение к болезням». | ||
ОП.05 Гигиена и экология человека | «Гигиена питания. Гигиенические основы физиологии и биохимии питания». | ||
ОП.07 Фармакология | «Средства влияющие на ССС». | ||
ОП.11 Безопасность жизнедеятельности | «Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях». | ||
ОГСЭ.03 Иностранный | «Сердце. The Present |
язык | Simple Tense». |
Внутридисциплинарные связи:
Связи | МДК и темы курса | Темы занятий |
Предшествующие | Раздел 1. Введение. Анатомия и физиология как наука. Учение о тканях. Понятие об органе и системе органов. | Учение о тканях: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. |
Раздел 2. Состав, свойства, функции крови. Гомеостаз. | Состав, свойства, функции крови. Гомеостаз. | |
Раздел 4. Дыхательная система человека. | 1) Легкие, плевра. Физиология дыхания. | |
Сопутствующие | Раздел 5. Сердечно-сосудистая система. Процесс кровообращения и лимфообращения. |
|
Последующие | Раздел 8. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринные железы. |
кишечника. |
Раздел 9. Нервная регуляция процессов жизнедеятельности. Нервная система. Органы чувств. |
|
Оснащение
- Компьютер
- Экран
- Проектор
- Презентация
Требования к результатам освоения модуля В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Уметь:
- показывать на плакатах, муляжах строение сердца и строение стенки сердца;
- отличать сосуды входящие и выходящие из сердца;
- показывать на плакатах, муляжах проводящую систему сердца.
Знать:
- расположение и строение сердца;
- виды клапанов и их строение;
- строение стенки сердца;
- сердечный цикл;
- проводящую систему сердца.
Этапы планирования занятия (ООД)
Этап | Время | Содержание | Цель | Реализ ация ОК и ПК | Приложение | |
Действие преподавателя | Действие обучающихся | |||||
1. | 2 мин | Приветствует | Обучающиеся | Подготовить и | ОК | |
Организа | обучающихся, | приветствуют | организовать | 1,12 | ||
ционный | проверяет | преподавателя. | обучающихся к | |||
этап | подготовленность | работе, создать | ||||
аудитории и | рабочую | |||||
студентов к | обстановку. | |||||
занятию. | Прививать | |||||
ответственность, | ||||||
аккуратность к | ||||||
себе и | ||||||
товарищам. | ||||||
2. | 5 мин | Сообщает тему, | Обучающиеся | Мобилизовать | ОК 1,2 | |
Изложен | ее актуальность, | слушают | внимание | |||
ие целей, | цели и план | преподавателя. | обучающихся на | |||
плана | занятия. | Знакомятся с | закрепление и | |||
занятия. | 1) как анатомия | правилами | повторение | |||
связана с | игры. | материала, | ||||
символом любви? | вызвать | |||||
2) что | познавательный | |||||
изображают | интерес и дух | |||||
когда кого-то | конкуренции. | |||||
любят? | ||||||
3) почему сердце | ||||||
может | ||||||
сокращаться в | ||||||
течение всей | ||||||
жизни без | ||||||
заметного | ||||||
утомления? | ||||||
4) когда сердце | ||||||
отдыхает? | ||||||
5) почему сердце | ||||||
«ведет» себя по | ||||||
разному? что | ||||||
происходит с | ||||||
ним? | ||||||
Сегодня вы | ||||||
должны | ||||||
продемонстриров | ||||||
ать полученные | ||||||
умения и знания | ||||||
при изучении | ||||||
темы: «Анатомия | ||||||
и физиология | ||||||
человека». | ||||||
Вводный |
инструктаж: игра состоит из двух этапов. В первом этапе игрокам предлагается разместить анатомические составляющие сердца на макете и подписать время сердечного цикла и строение стенки сердца. Команда которая быстрее справится с заданием получает 1 балл, за каждый правильный ответ команде также дается 1 балл. Второй этап проводится в виде интерактивной игры «Где логика?» в 4 раунда. 1 раунд: «Найди общее», на экране появляется 3 картинки, игрокам нужно отгадать что их объединяет. Право отвечать первой получает та команда которая первой подала звуковой сигнал.За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, если ответ не верный ход переходит другой команде. 2 раунд: «Чего не хватает» на экране появляются |
картинки сердца, на которых не хватает анатомических образований сердца. Принцип ответов такой же как и в 1 раунде. 3 раунд: «Классика жанра», на экране демонстрируется немое видео с сердцем, игроки пишут правильные ответы в бланке после чего сдают на проверку. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. 4 раунд: «Блиц- опрос», на экране появляются картинки в которых зашифрованы пословицы, поговорки, крылатые выражения и фразы из песен, игроки должны отгадать задание. За каждый правильный ответ команде начисляется один балл. Побеждает та команда которая набирает наибольшее количество очков. | ||||||
3. Интеракт ивная дидактич | 67 мин | Игроки выполняют задание 1 этапа. Ведущий фиксирует быстроту выполнения и правильность ответов. После окончания 1 этапа | Закрепление и систематизация пройденного материала | ОК 1,2,3,4, 5,6 ПК 1.1, | Перечень заданий для проведения туров |
еская игра «Где логика?». | подводятся итоги. | посредством интерактивной игры. | 1.2, 1.3 | Приложение №1. Диск с презентацией | ||
4. Итоги | 15 | Выдает буриме: Доска-тоска Урок-звонок Вены-антены Аорта-в ботфортах Сердце-дверца Макет-портрет Логика- педагогика Дружно-нужно Эндокард- миокард Эпикард- перикард Автоматизм- романтизм. Дает свою оценку степени достижения целей, отмечает положительные и отрицательные стороны урока, оценивая каждую команду с аргументацией. | Обучающиеся выполняют задание. Определяют степень достижения целей, реализации ОК, ПК. Слушают преподавателя, принимают к сведению замечания, намечают вместе с преподавателе м пути устранения ошибок. | Самооценка обучающихся по итогам занятия: степени достижения целей, результатов своей работы. Создание условий, при которых каждый обучающийся испытывал бы чувство уверенности в своей профессиональн ой подготовленност и. | ОК 8,12 | 3,5,6 |
5. Домашне е задание. | 1 мин | Раскрасить и подписать строение сердца (Приложение 2). | Записывают в тетрадь. |
Приложение 1
- этап. «Заполни пустое».
Задача команд, по очереди подходить к макету и расставлять анатомические образования сердца и подписывать стенки сердца и сердечный цикл. Команда которая первая справляется с заданием получает 1 балл, за каждый правильный ответ команда тоже получает 1 балл, выигрывает тур та команда, у которой больше баллов.
- этап: Интерактивная игра «Где логика?». 1 раунд «Найди общее».
Слайд 4.
Ответ: орган. Слайд 5.
Ответ: качает. Слайд 6.
Ответ: стучит.
Слайд 7.
Ответ: жизнь. Слайд 8.
Ответ: давление. Слайд 9.
Ответ: камера.
Слайд 10.
Ответ: сокращение.
Слайд 11.
Ответ: инфаркт. Слайд 12.
Ответ: система.
2 раунд: «Чего не хватает?» Слайд 14.
Ответ: аорта. Слайд 16.
Ответ: сухожильные хорды. Слайд 18.
Ответ: легочный ствол. Слайд 20.
Ответ: атриовентрикулярный (предсердно-желудочковый) узел. Слайд 22.
Ответ: верхняя полая вена. Слайд 24:
Ответ: полулунные заслонки легочного ствола. Слайд 26:
Ответ: синусно-предсердный узел. Слайд 28:
Ответ: нижняя полая вена.
Слайд 30:
Ответ: мышечный слой (миокард). Слайд 32:
Ответ: волокно Пуркинье (правый желудочек). 3 раунд: «Классика жанра».
Демонстрация учебного видеофильма. На экране появляется «немой» видеофильм, где показывается строение сердца. Задача игроков записать правильные ответы в бланк.
Эталон ответов
1 | Правое предсердие |
2 | Верхняя полая вена |
3 | Нижняя полая вена |
4 | Полость правого предсердия |
5 | Устье наименьшей вены сердца |
6 | Трехстворчатый клапан |
7 | Правый желудочек |
8 | Сосочковые мышцы |
9 | Сухожильные хорды |
10 | Клапан легочного ствола |
11 | Легочный ствол |
12 | Правая легочная артерия |
13 | Четыре легочные вены |
14 | Две правых легочных вены |
15 | 2 левых легочных вены |
16 | Полость левого предсердия |
17 | Митральный (двухстворчатый) клапан |
18 | Левый желудочек |
19 | Межжелудочковая перегородка |
20 | Аортальный клапан |
21 | Аорта |
22 | Коронарная артерия |
23 | Коронарная вена |
24 | Перикард |
4 раунд: «Блиц-опрос».
Слайд 36.
Ответ: сердце в пятки ушло. Слайд 37.
Ответ: сердце кровью обливается. Слайд 38.
Ответ: собачье сердце. Слайд 39.
Ответ: на языке медок, на сердце холодок.
Слайд 40.
Ответ: сердце тебе не хочется покоя. Слайд 41.
Ответ: куда сердце лежит, туда и око глядит. Слайд 42.
Ответ: вместо сердца пламенный мотор. Слайд 43:
Ответ: храброе сердце.
Слайд 44.
Ответ: сердце не лукошко, не вырежешь окошко. Слайд 45.
Ответ: с глаз долой из сердца вон. Слайд 46:
Ответ: легкое сердце живет долго. Слайд 47.
Ответ: удержи мое сердце. Слайд 48.
Ответ: сердце сердцу весть подает.
Приложение 2 Домашнее задание: раскрасить и подписать строение сердца и сосудов.
Заключение
Сердце важнейший орган организма идеально приспособленное для поддержания жизнедеятельности организма. Сложно устроенное, имеющие собственную систему генерации сигнала и контроля частоты сокращений оно способно работать в течении всей жизни животного не утомляясь.
Являясь важнейшим звеном в кровообращении, а следовательно всех обменных процессов организма, работа сердца мгновенно отражает любые физические либо химические отклонения организма от нормы. Поэтому знание принципов работы и физиологических свойств сердца необходимо для изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека».
Эта дисциплина интересна и многогранна. Студенты, изучающие эту дисциплину должны не только знать строение и функции органа, но и уметь применять знания в нестандартных ситуациях и заданиях. Главная задача игры научить применять приобретенные теоретические знания на практике, в процессе выполнения различных письменных и устных заданий. Выбор игровых технологий при проверке знаний, умений и навыков не случаен. Проведение такого занятия в форме игры способствует повышению мотивации студентов к обучению. В игре хорошо видно, какой языковой материал требует дополнительного изучения, поэтому после игры преподаватель должен проанализировать работу студентов, предложить им упражнения, формирующие требуемые навыки.
Подводя итоги, можно сказать, что игра – прекрасный метод проверить знания, умения и навыки, полученные студентами в процессе обучения.
Список литературы
Основная:
- Гайворонский, И.В., Ничипорук, Г.И., Гайворонский, А.И., Анатомия и
физиология человека Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2016г.
- Смольяннникова, Н.В., Фалина, Е.Ф. «Анатомия и физиология», М., 2012г.
- Самусев, Р. Анатомия человека. – М., 1990 и М., 1995.
- Самусев, Р.П., Липченко В.Я., Атлас анатомии человека. М. Оникс 21 век, 2007г.
- Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2010г.
- Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. - Ростов-на-Дону: Феникс,
1999.
Дополнительная:
- Борисович, А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека.
- Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры. Пер. с англ. С.Л. Кабака. – Минск.: Высшаяшк., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»
Ц Е Л И З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды тканей.Студент должен иметь представл...
Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»
Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
Методические рекомендации студентам к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Кровеносная система человека»
Методические указания содержат задания для аудиторной самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях, а также контрольно-измерительные материалы, тестовые задания, ситуационные задачи, чт...
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 «Анатомия и физиология человека», Раздел 3. «Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата. Осевой скелет. Добавочный скелет. Соединения костей»
Практическое занятие относится к основным видам учебных занятий и направлено на формирование учебных и профессиональных умений, освоение общих и профессиональных компетенций. Состав и содержание практ...
Спинномозговые нервы методическая разработка теоретического занятия по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека
Данная методическая разработка является частью учебно-методического комплекса по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. В разработке представлено описание применяемых на теоретическом заняти...
Рецензирование Методической разработки практического занятия по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека для конкурса педагогического мастерства «Призвание 2024»
РЕЦЕНЗИЯна методическую разработку практического занятия преподавателяГосударственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы«Медицин...