Методическая разработка практического занятия По дисциплине: ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Тема: «Анатомия и физиология сердца»
учебно-методический материал

Сорокина Светлана Александровна

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.

Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практического занятия по теме: «Анатомия и физиология сердца».

Данная методическая разработка предназначена для использования и проведения занятий с элементами интерактивной игры.

Методическая разработка включает цели, формы и методы, план проведения занятия, диск с презентацией.

Интерактивные занятия помогают активизировать познавательную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами умения и знания, сделать изучение темы привлекательным. В процессе подготовки к таким занятиям удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы. Студентов не нужно убеждать в важности и полезности подготовительной работы. Мотивационный характер этого интерактивного занятия дает возможность студентам узнать что то новое, проверить свои знания, умения и навыки в соревновании, проявить ответственность за порученное дело.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности студентов, положительному отношению и стремлению к здоровому образу жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka1.docx552.74 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка практического занятия

По дисциплине: ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Тема: «Анатомия и физиология сердца»

Специальность: «Сестринское дело»

Кыштым 2020

Рассмотрено

на заседании ЦМК ОП дисциплин Протокол №         от         2020г

Председатель ЦМК         Т.Ф. Зорина


Утверждаю       Зам. директора по УВР

         Е.Н. Борисова

«         »         2020г

Методическая разработка учебной дисциплины составлена на основе

Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования «Сестринское дело».

Организация-разработчик:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж».

Разработчик: Сорокина С.А. преподаватель Кыштымского филиала ГБПОУ

«Миасский медицинский колледж».

Содержание

  1. Методическое пояснение        4 стр.
  2. Мотивация темы        5 стр.
  3. Методическая цель занятия        6 стр.
  4. Этапы планирования занятия (ООД)        10 стр.
  5. Приложение 1        14 стр.
  6. Приложение 2        25 стр.
  7. Заключение        26 стр.
  8. Список литературы        27 стр.

Методическое пояснение

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.

Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практического занятия по теме: «Анатомия и физиология сердца».

Данная методическая разработка предназначена для использования и проведения занятий с элементами интерактивной игры.

Методическая разработка включает цели, формы и методы, план проведения занятия, диск с презентацией.

Интерактивные занятия помогают активизировать познавательную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами умения и знания, сделать изучение темы привлекательным. В процессе подготовки к таким занятиям удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы. Студентов не нужно убеждать в важности и полезности подготовительной работы. Мотивационный характер этого интерактивного занятия дает возможность студентам узнать что то новое, проверить свои знания, умения и навыки в соревновании, проявить ответственность за порученное дело.

Занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности студентов, положительному отношению и стремлению к здоровому образу жизни.

Мотивация темы

Данная методическая разработка рассчитана для проведения итогового практического занятия по теме «Анатомия и физиология сердца» с использованием интерактивной игры.

Интерактивная игра проходит в 2 этапа:

В 1 этапе студенты повторяют и закрепляют полученные знания и умения по следующим темам: строение сердца, строение стенки сердца, сердечный цикл.

Во 2 этапе студенты повторяют и закрепляют знания по следующим темам: функции сердца, проводящая система сердца, строение сердца.

Методическая цель занятия

Использование инновационных технологий на занятиях как средство активизации мыслительной деятельности студентов.

Цели занятия:

Дидактические: повторение и закрепление пройденного материала по теме:

«Анатомия и физиология сердца».

Развивающие: продолжение развития познавательного интереса, интеллекта, внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные: способствование воспитанию коллективизма, культуры общения, стремления к проявлению своих знаний и умения радоваться своим успехам; интереса к профессии, чувства ответственности за здоровье пациента.

ОК: 1,2,3,4,5,6,8,11,12

ПК: 1.1,1.2,1.3,2.1,2.2,2.3,2.4,2.5,2.6, 2.7, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3

Место проведения занятия: кабинет «Анатомия и физиология человека».

Методы обучения и методические приемы

Объяснительно-иллюстративный:

  • словесные;
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация видеофильмов);
  • логические (выделение главного, объяснение, определение взаимосвязи). Репродуктивный:
  • дидактическая игра.

Междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующ ие

ОДБ.09 Основы

безопасности жизни

«Первая медицинская помощь»

ОДП.01 Физика

«Закон сохранения импульса», «Закон сохранения энергии».

ОДП.02 Химия

«Окислительно-

восстановительные реакции».

ОДП.03 Биология

«Развитие жизни на Земле»,

«Происхождение человека».

Сопутствую щие

ОП.13 Валеология

«Критерии и факторы здоровья», «Типология индивидуальных

физиологических особенностей».

Последующие

МДК 01.02 Основы

профилактики

«Технологии

профилактики ССЗ».

ПМ.02 Участие в лечебно-

диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

Все темы.

МДК 02.02 Основы

реабилитации

Все темы.

МДК 02.03 Паллиативная помощь

«Рекомендации по диете для больных с сердечной

недостаточностью»,

«Уход за пациентом при болях в сердце. Уход за пациентом при отеках».

МДК 03.01 Основы

реаниматологии

«Сердечно-легочная

реанимация».

МДК 03.02 Медицина

катастроф

Все темы.

ОП.03 Основы

патологии

«Болезни сердечно-

сосудистой системы».

ОП.04 Генетика с основами медицинских знаний

«Наследственные

болезни. Хромосомные болезни»,

«Наследственное предрасположение к болезням».

ОП.05        Гигиена        и экология человека

«Гигиена питания. Гигиенические основы физиологии и биохимии

питания».

ОП.07 Фармакология

«Средства влияющие на

ССС».

ОП.11 Безопасность жизнедеятельности

«Первая медицинская помощь при ранениях,

несчастных случаях и заболеваниях».

ОГСЭ.03        Иностранный

«Сердце. The Present

язык

Simple Tense».

Внутридисциплинарные связи:

Связи

МДК и темы курса

Темы занятий

Предшествующие

Раздел 1. Введение. Анатомия и физиология как наука. Учение о тканях. Понятие об органе и системе органов.

Учение о тканях: эпителиальная,

соединительная, мышечная, нервная.

Раздел 2. Состав, свойства, функции крови. Гомеостаз.

Состав, свойства, функции крови. Гомеостаз.

Раздел 4. Дыхательная система

человека.

1) Легкие, плевра.

Физиология дыхания.

Сопутствующие

Раздел 5. Сердечно-сосудистая система. Процесс кровообращения и

лимфообращения.

  1. Общие вопросы анатомии и физиологии ССС. Строение сердца. Физиология сердца.
  2. Сосуды малого круга кровообращения.
  3. Артерии и вены большого круга кровообращения. Особенности коронарного кровообращения.

Последующие

Раздел 8. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

Эндокринные железы.

  1. Эндокринная система человека.
  2. Надпочечники. Гормоны половых желез. Гормоны поджелудочной                железы (инсулин, глюкагон). Гормон вилочковой                железы (тимозин). Тканевые гормоны почек, сердца, слизистой оболочки        желудка,

кишечника.

Раздел 9. Нервная регуляция процессов жизнедеятельности. Нервная система. Органы чувств.

  1. Периферическая нервная система. Черепные нервы.
  2. Спинномозговые нервы.
  3. Вегетативная        нервная система.

Оснащение

  • Компьютер
  • Экран
  • Проектор
  • Презентация

Требования к результатам освоения модуля В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Уметь:

  • показывать на плакатах, муляжах строение сердца и строение стенки сердца;
  • отличать сосуды входящие и выходящие из сердца;
  • показывать на плакатах, муляжах проводящую систему сердца.

Знать:

  • расположение и строение сердца;
  • виды клапанов и их строение;
  • строение стенки сердца;
  • сердечный цикл;
  • проводящую систему сердца.

Этапы планирования занятия (ООД)

Этап

Время

Содержание

Цель

Реализ ация ОК и ПК

Приложение

Действие преподавателя

Действие обучающихся

1.

2 мин

Приветствует

Обучающиеся

Подготовить        и

ОК

Организа

обучающихся,

приветствуют

организовать

1,12

ционный

проверяет

преподавателя.

обучающихся        к

этап

подготовленность

работе,        создать

аудитории        и

рабочую

студентов        к

обстановку.

занятию.

Прививать

ответственность,

аккуратность        к

себе        и

товарищам.

2.

5 мин

Сообщает        тему,

Обучающиеся

Мобилизовать

ОК 1,2

Изложен

ее        актуальность,

слушают

внимание

ие целей,

цели        и        план

преподавателя.

обучающихся на

плана

занятия.

Знакомятся        с

закрепление        и

занятия.

1) как анатомия

правилами

повторение

связана с

игры.

материала,

символом любви?

вызвать

2) что

познавательный

изображают

интерес        и        дух

когда кого-то

конкуренции.

любят?

3) почему сердце

может

сокращаться в

течение всей

жизни без

заметного

утомления?

4) когда сердце

отдыхает?

5) почему сердце

«ведет» себя по

разному?        что

происходит        с

ним?

Сегодня вы

должны

продемонстриров

ать полученные

умения и знания

при изучении

темы: «Анатомия

и физиология

человека».

Вводный

инструктаж: игра состоит из двух этапов. В первом этапе игрокам предлагается разместить анатомические составляющие сердца на макете и подписать время сердечного цикла и строение стенки сердца.

Команда которая быстрее справится с

заданием получает 1 балл, за каждый правильный ответ команде также

дается 1 балл. Второй этап проводится в виде интерактивной игры «Где логика?» в 4

раунда. 1 раунд:

«Найди общее», на экране появляется 3 картинки, игрокам нужно отгадать что их объединяет.

Право отвечать первой получает та команда которая первой подала звуковой сигнал.За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, если ответ не верный ход переходит другой команде.

2 раунд: «Чего не хватает» на экране появляются

картинки сердца, на которых не хватает анатомических образований сердца. Принцип ответов такой же как и в 1 раунде. 3 раунд:

«Классика

жанра», на экране демонстрируется немое видео с сердцем, игроки пишут правильные ответы в бланке после чего сдают на проверку. За каждый

правильный ответ начисляется 1

балл.

4 раунд: «Блиц- опрос», на экране появляются картинки в которых

зашифрованы пословицы, поговорки, крылатые выражения и

фразы из песен, игроки должны отгадать задание.

За каждый

правильный ответ команде начисляется один балл.

Побеждает та команда которая набирает

наибольшее количество очков.

3.

Интеракт ивная

дидактич

67 мин

Игроки выполняют задание 1 этапа. Ведущий фиксирует быстроту выполнения и правильность ответов. После окончания 1 этапа

Закрепление        и систематизация пройденного материала

ОК

1,2,3,4,

5,6

ПК 1.1,

Перечень заданий для проведения туров

еская игра «Где логика?».

подводятся итоги.

посредством интерактивной игры.

1.2, 1.3

Приложение

№1. Диск с презентацией

4. Итоги

15

Выдает буриме: Доска-тоска Урок-звонок Вены-антены Аорта-в

ботфортах Сердце-дверца Макет-портрет Логика-

педагогика Дружно-нужно Эндокард- миокард Эпикард- перикард Автоматизм- романтизм.

Дает свою оценку степени

достижения целей, отмечает положительные и отрицательные стороны урока, оценивая каждую команду с

аргументацией.

Обучающиеся выполняют задание.

Определяют степень

достижения целей, реализации ОК,        ПК.

Слушают преподавателя, принимают        к сведению замечания, намечают вместе        с

преподавателе м        пути

устранения ошибок.

Самооценка обучающихся по итогам занятия: степени

достижения целей, результатов своей работы. Создание условий,        при которых каждый обучающийся испытывал                бы чувство уверенности                        в своей профессиональн ой подготовленност и.

ОК

8,12

3,5,6

5.

Домашне е

задание.

1 мин

Раскрасить и подписать строение сердца

(Приложение 2).

Записывают        в тетрадь.

Приложение 1

  1. этап. «Заполни пустое».

Задача команд, по очереди подходить к макету и расставлять анатомические образования сердца и подписывать стенки сердца и сердечный цикл. Команда которая первая справляется с заданием получает 1 балл, за каждый правильный ответ команда тоже получает 1 балл, выигрывает тур та команда, у которой больше баллов.

  1. этап: Интерактивная игра «Где логика?». 1 раунд «Найди общее».

Слайд 4.

Ответ: орган. Слайд 5.

Ответ: качает. Слайд 6.

Ответ: стучит.

Слайд 7.

Ответ: жизнь. Слайд 8.

Ответ: давление. Слайд 9.

Ответ: камера.

Слайд 10.

Ответ: сокращение.

Слайд 11.

Ответ: инфаркт. Слайд 12.

Ответ: система.

2 раунд: «Чего не хватает?» Слайд 14.

Ответ: аорта. Слайд 16.

Ответ: сухожильные хорды. Слайд 18.

Ответ: легочный ствол. Слайд 20.

Ответ: атриовентрикулярный (предсердно-желудочковый) узел. Слайд 22.

Ответ: верхняя полая вена. Слайд 24:

Ответ: полулунные заслонки легочного ствола. Слайд 26:

Ответ: синусно-предсердный узел. Слайд 28:

Ответ: нижняя полая вена.

Слайд 30:

Ответ: мышечный слой (миокард). Слайд 32:

Ответ: волокно Пуркинье (правый желудочек). 3 раунд: «Классика жанра».

Демонстрация учебного видеофильма. На экране появляется «немой» видеофильм, где показывается строение сердца. Задача игроков записать правильные ответы в бланк.

Эталон ответов

1

Правое предсердие

2

Верхняя полая вена

3

Нижняя полая вена

4

Полость правого предсердия

5

Устье наименьшей вены сердца

6

Трехстворчатый клапан

7

Правый желудочек

8

Сосочковые мышцы

9

Сухожильные хорды

10

Клапан легочного ствола

11

Легочный ствол

12

Правая легочная артерия

13

Четыре легочные вены

14

Две правых легочных вены

15

2 левых легочных вены

16

Полость левого предсердия

17

Митральный (двухстворчатый) клапан

18

Левый желудочек

19

Межжелудочковая перегородка

20

Аортальный клапан

21

Аорта

22

Коронарная артерия

23

Коронарная вена

24

Перикард

4 раунд: «Блиц-опрос».

Слайд 36.

Ответ: сердце в пятки ушло. Слайд 37.

Ответ: сердце кровью обливается. Слайд 38.

Ответ: собачье сердце. Слайд 39.

Ответ: на языке медок, на сердце холодок.

Слайд 40.

Ответ: сердце тебе не хочется покоя. Слайд 41.

Ответ: куда сердце лежит, туда и око глядит. Слайд 42.

Ответ: вместо сердца пламенный мотор. Слайд 43:

Ответ: храброе сердце.

Слайд 44.

Ответ: сердце не лукошко, не вырежешь окошко. Слайд 45.

Ответ: с глаз долой из сердца вон. Слайд 46:

Ответ: легкое сердце живет долго. Слайд 47.

Ответ: удержи мое сердце. Слайд 48.

Ответ: сердце сердцу весть подает.

Приложение 2 Домашнее задание: раскрасить и подписать строение сердца и сосудов.

Заключение

Сердце важнейший орган организма идеально приспособленное для поддержания жизнедеятельности организма. Сложно устроенное, имеющие собственную систему генерации сигнала и контроля частоты сокращений оно способно работать в течении всей жизни животного не утомляясь.

Являясь важнейшим звеном в кровообращении, а следовательно всех обменных процессов организма, работа сердца мгновенно отражает любые физические либо химические отклонения организма от нормы. Поэтому знание принципов работы и физиологических свойств сердца необходимо для изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека».

Эта дисциплина интересна и многогранна. Студенты, изучающие эту дисциплину должны не только знать строение и функции органа, но и уметь применять знания в нестандартных ситуациях и заданиях. Главная задача игры научить применять приобретенные теоретические знания на практике, в процессе выполнения различных письменных и устных заданий. Выбор игровых технологий при проверке знаний, умений и навыков не случаен. Проведение такого занятия в форме игры способствует повышению мотивации студентов к обучению. В игре хорошо видно, какой языковой материал требует дополнительного изучения, поэтому после игры преподаватель должен проанализировать работу студентов, предложить им упражнения, формирующие требуемые навыки.

Подводя итоги, можно сказать, что игра – прекрасный метод проверить знания, умения и навыки, полученные студентами в процессе обучения.

Список литературы

Основная:

  1. Гайворонский, И.В., Ничипорук, Г.И., Гайворонский, А.И., Анатомия и

физиология человека Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2016г.

  1. Смольяннникова, Н.В., Фалина, Е.Ф. «Анатомия и физиология», М., 2012г.
  2. Самусев, Р. Анатомия человека. – М., 1990 и М., 1995.
  3. Самусев, Р.П., Липченко В.Я., Атлас анатомии человека. М. Оникс 21 век, 2007г.
  4. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2010г.
  5. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. - Ростов-на-Дону: Феникс,

1999.

Дополнительная:

  1. Борисович, А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека.
  2. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры. Пер. с англ. С.Л. Кабака. – Минск.: Высшаяшк., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»

Ц Е Л И    З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды  тканей.Студент должен иметь представл...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя "Мышцы и ткани в организме человека. Глагол to be в будущем времени"

В данном документе представлен план проведения практического занятия, проводимого со студентами первого курса специальности Лечебное дело. Методическая разработка включает в себя план проведения занят...

Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Анатомия и физиология сердца»

Презентация по учебной дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека  Тема «Анатомия и физиология сердца»...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

Методические рекомендации студентам к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Кровеносная система человека»

Методические указания содержат задания для аудиторной самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях, а также контрольно-измерительные материалы, тестовые задания, ситуационные задачи, чт...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине МДК 01.01 Компьютерные сети на тему «Разрешение имен»

Данная методическая разработка предназначена для студентов СПО, обучающихся по специальности 09.02.02 "Компьютерные сети"...