Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
методическая разработка

Зорина Татьяна Федоровна

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населения. Большую часть жизни человек находится в помещении, поэтому очень важно насколько комфортные условия в нем созданы и поддерживаются.

В результате длительного пребывания людей в замкнутых помещениях воздух загрязняется (антроповыбросы, химические вещества); повышается его бактериологическая обсемененность; увеличивается число положительно заряженных ионов, угнетающих нервную систему, повышается температура и влажность. Любой показатель воздушной среды изменяется в различных пределах. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.r._opredelenie_i_otsenka_fizich.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ

«Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

по дисциплине: «Гигиена и экология человека»

Тема занятия:

«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»

Кыштым

2018

Методическое пояснение

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения практического занятия, содержит для этого все необходимые материалы. К данному уроку разработаны методические указания для студентов, которые содержат приложения №1, №2 (смотри ниже). Итоговые знания по данной теме проверяются на следующем практическом занятии. Для проверки знаний составлены варианты письменной работы (смотри приложение №3).

Мотивация темы: Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населения. Большую часть жизни человек находится в помещении, поэтому очень важно насколько комфортные условия в нем созданы и поддерживаются.

В результате длительного пребывания людей в замкнутых помещениях воздух загрязняется (антроповыбросы, химические вещества); повышается его бактериологическая обсемененность; увеличивается число положительно заряженных ионов, угнетающих нервную систему, повышается температура и влажность. Любой показатель воздушной среды изменяется в различных пределах. В зависимости от диапазона изменений выделяют:

- оптимальные параметры;

- допустимые пределы.

Оптимальные параметры — это изменение показателя в узких пределах. Они определяют зону комфорта, в которой возможны максимальная работоспособность и хорошее самочувствие.

Допустимые пределы — это изменение показателя в широких пределах, за верхней и нижней границей которых говорят о нарушении санитарно-гигиенических норм по данному показателю.

Сегодня на уроке вы сможете  лучше понять и изучить влияние факторов воздушной среды на человека, научиться определять и оценивать температуру и влажность воздуха в помещении, давать им гигиеническую оценку. Эти вопросы очень важно знать как будущим фельдшерам и медицинским сестрам, так и просто гражданам.

Методическая цель занятия: расширение экологических и гигиенических знаний.

Цели занятия

  • Дидактические:

— Дать понятие о влиянии температуры и влажности воздуха в помещении на самочувствие и работоспособность людей;

— Изучение общих правил определения и оценки температуры и влажности воздуха в помещении;

— Изучение устройства и принципа работы психрометра.

  • Развивающие:

 Развитие способностей анализировать, выделять главное;

— Развитие умений вести рабочие тетради по практике.

  • Воспитательные:

— Воспитание стремлений хорошо учиться, овладевать профессией;

— Стремление воспитать аккуратность, точность, дисциплинированность;

— Воспитание стремлений ответственно относиться к своему здоровью.

Место проведения занятия: кабинет №407 «Биология. Гигиена и экология человека»

Межмодульные и междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

Физика

Школьный курс. Физические свойства воздушной среды.

География

Школьный курс. Погода и климат.

ОП.03 Анатомия и физиология человека

Терморегуляция.

ПМ 07

МДК 07.03

Технология оказания медицинских услуг

ОП.01 Здоровый человек и его окружение

Сопутствующие

ПМ 01

Диагностическая деятельность

МДК 01.01

Пропедевтика клинических дисциплин

Последующие

ПМ 04

Профилактическая деятельность

МДК 04.01 Профилактика заболеваний и санитарно-гигиеническое образование населения.

Внутридисциплинарные связи

Связи

МДК и темы курса

Темы занятий

Предшествующие

Урок №1. Введение. История развития гигиены и экологии.

Урок №2. Атмосферный воздух его физические и химические свойства.

Урок №9  Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию ДУ.

Последующие

Практические занятия №3, №5, №15.

Урок №15. Заключительно-обобщающий урок.

Оснащение: термометр, психрометр, методические указания для студентов.

Методы обучения:

1 уровень: М – объяснительно – иллюстрированный; МП – словесные (рассказ, лекция, беседа);

Наглядные (иллюстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов);

2, 3 уровни: М – репродуктивный;

МП – ответы на вопросы, обсуждение ответов товарищей;  

М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы.

Формируемые компетенции:

01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;

06. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями;

07. Брать ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий;

10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

 12.  Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Студент должен уметь:

Давать санитарно – гигиеническую оценку факторам окружающей среды

        Студент должен знать:

Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека (химический состав чистого воздуха, атмосферное давление, влажность воздуха, освещенность, погода и климат)

Внеаудиторная работа

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Изучение законодательства РФ о санитарно-гигиеническом благополучии населения

2

Найдите данные темы в интернете, познакомьтесь, сделайте краткие записи в тетради

Расширение кругозора.

Литература

  Основная:

1. И.Г.Крымская Гигиена и экология человека. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2017.

 Дополнительная:

1. Гигиена и экология человека. Трушкин Н.В. и др. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – М.: Академия, 2008 -528с. 

Хронологическая карта занятия 90 мин.

Этап

Время

Содержание

Цель

Методы и средства

Реализация

ОК и ПК

Приложения

Действия преподавателя

Действия обучающихся

1. Орг. момент.

2

Приветствую студентов, проверяю готовность аудитории и группы к занятию.

Встают, молча, приветствуют преподавателя.

Установка на работу

Словесные

ОК12

2. Цели и план занятия

3

Знакомлю студентов с планом и целями занятия, прошу напомнить тему домашнего задания.

Слушают преподавателя, называют тему домашнего задания.

Организация обратной связи, настройка на работу на занятии.

Словесные: беседа

ОК06

3. Проверка исходного уровня знаний                        

20

Проверка исходного уровня знаний проводится по вопросам:

1. Назовите физические параметры воздушной среды в помещении.

2. Оказывают ли физические параметры воздушной среды влияние на самочувствие человека?

3. Какие категории людей наиболее подвержены влиянию факторов внешней среды?

Отвечают на вопросы устно, дополняют ответы друг друга.

Проверка и оценка знаний студентов, способствование формированию компетенций, умения слушать и слышать.

Способствование развитию мышления.

Устный опрос.

ОК01, ОК06, ОК10

Самостоятельная работа студентов 

60

Выдаёт студентам технологические карты с приложениями, предлагает изучить приложения:

1. Определение температуры воздуха в помещении.

— объясняет, как правильно определить и оценить температуру воздуха в помещении, приводит примеры оптимальных температур для различных общественных помещений.

2. Определение и оценка относительной влажности воздуха в помещении.

— объясняет устройство психрометра, правила определения относительной влажности воздуха.

Изучают приложения, материал конспектируют, участвуют в обсуждении изучаемых вопросов.

Реализация дидактических целей урока (смотри выше)

Словесные: рассказ, беседа

ОК4, ОК6, ОК12

Приложение №1, №2

Закрепление материала                  

По ходу изучения материала

Преподаватель задаёт вопросы, позволяющие выявить исходный уровень знаний по теме из теоретических занятий, личного жизненного опыта.

Студенты отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

Проверка усвоения материала.

Беседа.

ОК04, ОК06, ОК12

Подведение итогов занятия

3

Преподаватель отмечает активность студентов, называет основные ошибки, выставляет оценки с учётом набранных баллов и оформленных тетрадей.

Слушают преподавателя, задают вопросы.

Подведение итогов, выявление трудных вопросов.

ОК 08

Задание на дом                                  

2

Задаю домашнее задание: повторить тему по конспекту.

Студенты записывают домашнее задание.

ОК04

Приложение №1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИЕ

Важнейшим фактором микроклимата жилых и общественных помещений является температура воздуха. Исследования показали, что зимой в жилищах наиболее благоприятна температура воздуха (в центре помещения на высоте 1,5м от пола) в условиях умеренного и теплого климата 19—20°С, в холодном климате — 20 —2 ГС (в классах и аудиториях 16 —18°С). Перепад температур в вертикальном направлении на высоте 0,1 и 1,5м от пола должен быть не больше 2-3°С, при этом человек не ощущает температурной разницы. Низкая температура воздуха у пола ведет к охлаждению ног, плохому самочувствию и возможности возникновения простудных заболеваний, особенно у детей.

Летом большое гигиеническое значение имеет предупреждение перегрева помещений, особенно в южных районах. Перегрев помещений, вызывая напряжение терморегуляционных процессов в организме, отражается на самочувствии людей, создает неблагоприятные условия для работы и отдыха. Перегревание, особенно у грудных детей, предрасполагает к желудочно-кишечным заболеваниям. Тяжело переносят жару и духоту лица, страдающие заболеваниями сердечнососудистой системы, астмой и др.

Определение температуры воздуха.

Температуру воздуха определяют спиртовым или ртутным термометром, градуированным в градусах Цельсия (°С).

Замеры температуры следует производить в трех точках: на расстоянии 0,2м от наружной и внутренней стен и посередине помещения. В каждой точке измеряют на трех уровнях: 0,1 —1 — 1,5м от пола. Перепад температур от наружной и внутренней стены не должен превышать 2°С, а по вертикали — не более 2,5°С на 1м. Показания снимают через 10 мин. Выполнив все измерения, вычисляют среднюю температуру воздуха, перепады температуры и дают им гигиеническую оценку.

Таблица 1.

Оптимальные параметры и допустимые пределы температуры для классных комнат в зависимости от времени года

Время года

Оптимальные параметры t,0С

Допустимые пределы t,0 С

Зима

18-20

17-22

Весна

18-22

17-23

Осень

16-22

15-22

Примечание. В таблице приведены данные для умеренной климатической зоны.

Температура воздуха в помещениях должна быть дифференцирована в зависимости от его назначения: максимальная температура — в учебных классах (16 — 18 °С)> ниже — в рекреациях (коридорах), самая низкая — в мастерских и спортзалах (15 — 17 °С).

Приложение №2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ

ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИИ

Для человека большое значение имеет относительная влажность воздуха, которая показывает степень насыщения воздуха водяными парами. Она играет большую роль при осуществлении терморегуляции организма. Оптимальной величиной относительной влажности воздуха считается 40 - 60%, допустимой 30 - 70%. При низкой влажности воздуха (15 - 10%) происходит более интенсивное обезвоживание организма. При этом субъективно ощущается повышенная жажда, сухость слизистых оболочек дыхательных путей, появление трещин на них с последующими воспалительными явлениями и т.д. Особенно тягостны эти явления у температурящих больных. Поэтому на микроклиматические условия в палатах следует обращать особое внимание.

Высокая влажность воздуха неблагоприятно сказывается на терморегуляции организма, затрудняя или усиливая теплоотдачу в зависимости от температуры воздуха.

Относительную влажность воздуха определяют станционным или аспирационным психрометром. Аспирационный психрометр Ассмана портативен и дает более точные результаты.

Основная часть психрометра: два термометра «сухой» и «влажный». В аспирационном психрометре резервуары обоих термометров помещены в металлические трубочки, через которые при помощи вентилятора продувается воздух с одинаковой скоростью 2 м/с. Металлические трубочки защищают термометры от нагревания солнцем.

Принцип действия психрометра заключается в следующем. С поверхности мокрой ткани, окружающей резервуар термометра, происходит испарение, в связи, с чем резервуар влажного термометра теряет больше тепла, чем резервуар сухого термометра. Так как степень испарения воды зависит от влажности воздуха, то чем суше воздух, тем больше разница между показаниями сухого и влажного термометров.

Для определения влажности аспирационным психрометром резервуар влажного термометра оберните батистом, не оставляя свободных кусочком ткани. Смочите ткань дистиллированной водой при помощи пипетки, прилагаемой к прибору. Включите вентилятор, подвесьте психрометр в исследуемой  точке  на  высоте   1,5  м  от пола.  Через  4-5  мин.  Снимите показания термометров. Если температура низкая показания снимают через 15-20 мин.

Для определения относительной влажности воздуха пользуйтесь таблицей. Относительную влажность по таблице находят в точке пересечения горизонтальной и вертикальной линий, которые соединяют числа, соответствующие показаниям сухого и влажного термометров.

 психрометр Ассмана. 1 —металлические трубки, в которых находятся резервуары ртутных термометров; 2 —  ртутные термометры; 3 — пипетка для смачивания влажного термометра; 4 — зажим для подвешивания прибора.

Таблица

1 .

Относительная влажность (по показаниям аспирационного психрометра,

%>

Температура

Показания влажного

| термометра

, °С

сухого термометра, °С

10,0

10,5

11,0

11,5

12,0

12,5

13,0

13,5

140

14,5

15,0

15,5

16,0

16,5

17,0

17,5

18,0

185

19,0

19.5

20,0

20,5

210

21,5

22,0

22,5

23,0

17,5

36

40

44

48

52

56

60

64

68

73

77

81

86

91

95

100

18,0

34

37

41

45

49

53

56

61

65

69

73

77

82

86

91

95

100

18,5

31

35

38

42

46

49

53

57

61

65

69

73

78

82

86

91

95

100

19,0

29

32

36

39

43

46

50

54

58

62

66

70

74

78

82

86

91

95

100

19,5

26

30

33

36

40

43

47

51

54

58

62

66

70

74

78

82

86

91

95

100

20,0

24

27

30

34

37

41

44

48

52

52

59

63

66

70

74

78

82

87

91

95

100

20,5

22

25

28

31

35

38

41

45

48

52

56

59

63

67

71

75

79

83

87

94

96

100

21,0

20

23

26

29

32

36

39

42

46

49

53

56

60

64

67

71

75

79

83

87

91

96

100

21,5

18

21

24

27

30

33

36

40

43

46

50

53

57

60

64

68

71

75

79

83

87

92

96

100

22,0

16

19

22

25

28

31

34

37

40

44

47

50

54

57

61

64

68

72

76

80

84

88

91

96

100

22,5

14

17

20

23

26

29

32

35

38

41

44

48

51

54

58

61

65

68

72

76

80

84

8S

92

96

100

23,0

13

16

18

21

24

27

30

33

36

39

42

45

48

51

55

£8

62

65

69

72

76

80

84

88

92

96

100

Приложение №3

Варианты проверочной работы по теме:

«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещение»

I вариант

II вариант

1. Правила определения и гигиенической оценки температуры воздуха в помещении.

1. Правила определения и гигиенической оценки влажности  воздуха в помещении.

2. Назовите прибор для определения влажности воздуха в помещение. Опишите его устройство.

2. Назовите прибор для определения влажности воздуха в помещение. Назовите нормативы по перепаду температуры в помещение.

               

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Анатомия и физиология человека» Тема: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА КЛЕТКИ. ПОНЯТИЕ О ТКАНЯХ. ВИДЫ ТКАНЕЙ»

Ц Е Л И    З А Н Я Т И Я :1. У Ч Е Б Н А Я.Студент должен знать:строение клетки; свойства клетки; понятие о тканях; виды  тканей.Студент должен иметь представл...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя "Мышцы и ткани в организме человека. Глагол to be в будущем времени"

В данном документе представлен план проведения практического занятия, проводимого со студентами первого курса специальности Лечебное дело. Методическая разработка включает в себя план проведения занят...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине Иностранный язык (Английский язык) по специальности 060501 "Сестринское дело"

Методическая разработка разработана согласно программе учебной дисциплины на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по   специальности 060501 «Сестринско...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для преподавателя по теме: "Органы дыхательной системы" Дисциплина: ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность: Сестринское дело

Тема актуальна: неблагоприятная обстановка окружающей среды приводят к росту заболеваемости органов дыхательной системы.Используемые в ходе занятия методы и приемы обучения способствуют выработке клин...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ по дисциплине: Информатика Тема: «Создание документов в текстовом редакторе Microsoft Word»

методическая разработка предназначена для подготовки к практическому занятию преподавателей информатики на тему «Создание и редактирование текстового документа»...

Методические разработки практических занятий для преподавателя учебной дисциплины ЕН.02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Раздел 1 «Санитарно-просветительская работа. подготовка комплексных медицинских документов». Специальность

Методические разработки практических занятий для преподавателя учебной дисциплины  ЕН.02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Раздел 1 «Санитарно-просвети...

Методическая разработка практического занятия По дисциплине: ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Тема: «Анатомия и физиология сердца»

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практи...