Методическая разработка теоретического занятия по теме: Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики
методическая разработка

Байрамов Шеолат Балахан оглы

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме Роль медицинских работников в организации медицинской профилактики. Методическая разработка содержит  технологическую карту, теоретический и контролирующий материал  по указанной теме.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

        

 

Ш. Б. Байрамов

Методическая разработка теоретического  занятия

по теме: Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики

по дисциплине: ОП.08 Общественное здоровье и здравоохранение

для специальности: 34.02.01 Сестринское дело

Москва, 2022

РАССМОТРЕНО                                      

Протокол заседания

Цикловой методической

комиссии    №  2  

от  « 26 »   апреля    2022 г. №  9

УТВЕЖДЕНО

Методическим  советом

Протокол заседания

№ ___ от « __ » ______2022 г.  № ___  

 

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Аннотация

          Методическая  разработка  предназначена для  проведения теоретического занятия по теме  Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики  в  соответствии с рабочей  программой   по учебной  дисциплине  ОП. 08 Общественное здоровье и здравоохранение   для  специальности 34.02.01  Сестринское  дело. Методическая  разработка  содержит  перечень  целей, отражающих  необходимые  знания. Педагогические подходы и методы, представленные в  методической  разработке, позволяют  преподавателю выбрать наиболее  оптимальные  действия  для  эффективного  раскрытия  индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Методическая разработка предназначена для преподавателей.

Составитель: Байрамов Ш. Б. о., преподаватель первой квалификационной категории  ГБПОУ   ДЗМ «Медицинский колледж №2».                                                                                                                   

                                   

         

СОДЕРЖАНИЕ

1.  Пояснительная  записка…………………………………………….....................4

2. Методический  блок………………………………………………………………5

2.1. Введение.………………………………………………………………………...5

2.2. Технологическая  карта…………………………………………………………7

3. Информационный  блок…………………………………………….....................9

3.1. Лекционный  материал (опорный конспект)……………………....................9

4. Контролирующий  блок……………………………………………...................18

4.1. Тестовые задания для  определения исходного уровня знаний……………18

4.2. Контроль усвоения нового  материала фронтальный устный и   письменный  опрос. ……………………………………………………………………………….23

4.3. Критерии  оценок………..……………………………………………………..24

5. Список  литературы.……..………………………………………………………25

1. Пояснительная  записка

         Данная  методическая  разработка  предназначена для  проведения учебного занятия по теме  Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики  в  соответствии с рабочей  программой   по учебной  дисциплине  ОП. 08 Общественное здоровье и здравоохранение   для  специальности 34.02.01  Сестринское  дело.

         На  изучение данной  темы отводится 2 часа по рабочей  программе.

           Методическая  разработка  структурирована и содержит:

* методический  блок,  где  даны  рекомендации  по работе  с  методической  разработкой, мотивация (актуальность темы), оснащение занятия, список  литературы,  технологическая  карта;

* информационный  блок включает  материалы  теоретического занятия:  опорный   конспект;

* контролирующий блок  включает тестовое задание  для определения исходного  уровня знаний обучающихся, вопросы по новой теме (устно и письменно)   для  закрепления  нового  материала, эталоны ответов  на  устные (письменные) вопросы.

       Методическая  разработка  составлена  на  основании  опыта  преподавания  с  учетом  рекомендаций  по  оформлению  методических  разработок.        

       Методическая  разработка  содержит  перечень  целей, отражающих  необходимые  знания. Педагогические подходы и методы, представленные в  методической  разработке, позволяют  преподавателю выбрать наиболее  оптимальные  действия  для  эффективного  раскрытия  индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Для реализации познавательной  и  творческой активности обучающихся, в учебном процессе используются технология обучения в сотрудничестве (обучение  в  малых группах).

       Предлагаемый  материал  может  быть  использован преподавателями для  проведения  теоретического   занятия  и  для  более   качественного  усвоения  информации  обучающимися  по  данной  теме.    

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ  БЛОК

2.1. Введение

          Медицинская профилактика  является приоритетным направлением государственной политики в  сфере охраны здоровья  граждан в Российской Федерации. Поэтому перед системой подготовки медицинских кадров среднего звена стоит важная задача – подготовка  квалифицированных специалистов, в вопросах профилактики различных заболеваний.

Профилактика в здравоохранении – практическая деятельность, посредством которой удается добиться сохранения, восстановления и улучшения здоровья населения, воспитания здорового молодого поколения, обеспечения высокой трудоспособности и продолжительной активной жизни.

В проведении профилактических мероприятий основной фигурой являются медицинские работники, они должны видеть свою главную задачу  в профилактике болезней и поддержании здоровья населения.
Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определяет основные принципы охраны здоровья граждан (ст. 4), в т. ч.: «приоритет профилактики в сфере охраны здоровья».

Указанным законом профилактика определена как - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания

В соответствии   с Федеральным законом  № 323- ФЗ, (ст. 12) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: разработки и реализации программ формирования  здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством  РФ; и т. д.

Данное  занятие   направлено на изучение  роли средних медицинских работников в организации медицинской профилактики  в области охраны здоровья граждан, т.к. профилактическая деятельность среднего медицинского персонала есть необходимая и важная составляющая для  успешной профессиональной работы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ

специальность

34.02.01 Сестринское дело

Индекс по ГОС (ФГОС)

ОП. 08.

Дисциплина

Общественное здоровье  и  здравоохранение

курс

IV

Количество часов

2

Тема занятия

Роль  средних  медицинских работников в  организации медицинской  профилактики

Вид занятия

Теоретическое  

Тип занятия

Усвоения  новых  знаний

Место проведение занятия

Кабинет  СЭД

Цель  занятия

Дать целостное представление о  роли медицинских работников в организации медицинской  профилактики.  

Задачи

Обучающая

Ознакомится  организацией  работы среднего медицинского персонала в медицинской  профилактике.

Проанализировать  основные функции среднего медицинского персонала в медицинской  профилактике.

 

Воспитательная

Формирование  знаний   в  сфере  организации работы среднего медицинского персонала  в медицинской  профилактике.

Воспитывать у  обучающихся способность  осознанного выполнения  будущих профессиональных обязанностей.

Развивающая

Развивать познавательный интерес к изучению  целей и  задач  проведения  медицинской  профилактики.

В результате занятий студенты должны:

Знать

Организации работы среднего медицинского персонала в медицинской  профилактике.

 Основные  функции  среднего медицинского персонала в  проведении  медицинской  профилактики.

Цели, основные задачи  и  виды  профилактических  мер.  

Уметь

Пользоваться нормативно-правовыми  актами в  сфере  организации медицинской  профилактики.

Использовать различные формы пропаганды  здорового образа жизни (ЗОЖ).  

Междисциплинарные связи

обеспечивающие:

 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

обеспечиваемые:

История  медицины

Средства обучения

Учебник. Лекционный  материал.

Технические средства обучения:

Ноутбук, проектор.

Литература основная:

Медик В. А., Лисицин В. И. Общественное здоровье и здравоохранение. -Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2021 – 496 с. – ISBN 978-5-9704-6328-4.

Дополнительная:

1. Конституция  Российской  Федерации. – Москва: Проспект, 2021. – 120 с. - ISBN 978-5-392-34394-2.  

2.Федеральный  закон  «Об  основах  охраны  здоровья граждан  в  Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2022. – 144 с. – ISBN: 978-5-392-34689-9.

3. Федеральный закон   «Об  обязательном  медицинском  страховании  в  Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2019. – 80 с. – ISBN 978-5-392-29158-8.

Интернет  ресурсы:

http://www.rosminzdrav.ru

ЭБС  Консультант студента

Домашнее задание

ОЛ 1. Стр. 391 - 401

Ход занятий

Этап занятия

Время

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент

5

Проверка внешнего вида обучающихся; регистрация  отсутствующих.

Готовятся  к   занятию.

2.

Определение целей занятия. Мотивация темы.

5

Заполняет журнал, сообщает обучающимся тему занятия. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок.

Записывают тему и план  занятия.

3.

Определение исходного уровня знаний

20

Алгоритмический

Аргументирует актуальность новой темы. Организует  работу обучающихся для проведения  тестирования.

Выполняют  тестовые задания.

4.

Изучение нового материала

30

Алгоритмический

Объяснение тему  посредством презентаций   лекционного материала

Конспектируют  лекционный  материал.

5.

Закрепление  нового  материала

20

Фронтальный

 Организует  работу обучающихся для проведения устного  и письменного  опроса по новой теме.

Отвечают на вопросы преподавателя и участвуют в обсуждении  ответов.

6.

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

5

Индуктивный

Предлагает проанализировать

понимание новой темы, оценивает работу группы и каждого обучающегося с обоснованием оценок.

Анализируют  свою  работу.  

7.

Домашнее  задание

5

Задает  и  комментирует  домашнее  задание.

Записывают задание  на  дом.

90

                                                                                                                     

Информационный  блок

3.1. Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики

ФАКТОРЫ РИСКА

Проблема изучения факторов риска возникновения заболеваний, разработка эффективных мер их профилактики должны стать приоритетами в деятельности системы здравоохранения, общества в целом.

В формировании заболеваний большая роль принадлежит факторам риска образа жизни и среды обитания. Анализ данных о факторах риска для населения показывает, что среди лиц в возрасте от 25 до 65 лет наибольшее распространение имеют следующие факторы риска:

• курение;

• несбалансированное питание;

• повышенный уровень содержания холестерина в крови (гиперхолесте-ринемия);

• избыточное потребление поваренной соли;

• низкая физическая активность;

• избыточная масса тела;

• злоупотребление алкоголем;

• высокое артериальное давление;

• сахарный диабет;

• психологические факторы.

Курение

Курение представляет собой фактор риска, способствующий возникновению, прежде всего, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. В настоящее время общепризнанно, что искоренение курения - одна из наиболее эффективных мер оздоровления населения. Многие страны (США, Финляндия, Исландия, Северная Ирландия, Канада и другие) развернули национальную кампанию, направленную на борьбу с курением, что привело к значительному снижению числа курящих и улучшению здоровья населения.

В одном из проведенных в США исследований было показано, что число случаев сердечно-сосудистых заболеваний у лиц в возрасте 45 -54 лет при выкуривании в день до 20 сигарет, по сравнению с некурящими, возрастает в 1,5 раза, а при выкуривании более 20 сигарет - в 2 раза. Аналогичные данные получены и при анализе смертности. Так, по сравнению с некурящими, у лиц, выкуривающих в день более 20 сигарет, риск смерти от всех причин более чем в 2 раза выше.

В последние годы заметно увеличилось число курящих женщин и девушек. В то же время курение по ряду причин более вредно для женщин, чем для мужчин. Будучи, как и у мужчин, фактором риска развития сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, курение выдвигает перед ними еще ряд чисто женских проблем. Так, риск сердечно-сосудистых заболеваний особенно велик у женщин, которые курят и принимают противозачаточные средства. Курение пагубно влияет на беременность:

• у курящих во время беременности женщин рост плода замедляется, и масса тела ребенка при рождении составляет в среднем меньше на 200 г, чем у детей некурящих женщин;

• курение во время беременности повышает риск развития врожденных заболеваний у детей и риск перинатальной смертности;

• курение матери оказывает негативное влияние на плод, ускоряя число сердечных сокращений и замедляя дыхание;

• у курящих женщин больше вероятность самопроизвольного аборта и преждевременных родов.

Таким образом, борьбе с курением, как профилактике многих заболеваний, должно отводиться важное место. Тщательный научный анализ показывает, что только в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями 50% успеха может быть обусловлено снижением числа курящих среди населения.

Несбалансированное питание

Правильное, рациональное питание служит основой для профилактики многих заболеваний. Основные принципы рационального питания:

• энергетическое равновесие пищевого рациона (соответствие энергозатрат энергопотреблению);

• сбалансированность пищевого рациона по основным компонентам (белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины);

• соблюдение режима приема пищи.

Особую опасность для распространения многих социально значимых хронических заболеваний несет избыточное питание. Оно способствует возникновению заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, бронхолегочной системы, болезней эндокринной системы и нарушения обмена веществ, опорно-двигательного аппарата, злокачественных новообразований и др. И наоборот, есть данные, что увеличение потребления овощей и клетчатки, а также снижение потребления жиров способствует предотвращению некоторых видов онкологических заболеваний. Избыточное питание приводит дополнительно к возникновению таких факторов риска, как повышенное содержание холестерина в крови (гиперхолестеринемия), избыточная масса тела, избыточное потребление поваренной соли.

Повышенный уровень содержания холестерина в крови (гиперхолесте-ринемия)

Холестерин относится к группе жиров, он необходим для нормальной жизнедеятельности организма, однако его высокий уровень в крови способствует развитию атеросклероза. Уровень холестерина в крови зависит в основном от состава пищи, хотя несомненное влияние оказывает и генетически обусловленная способность организма синтезировать холестерин. Обычно наблюдается четкая взаимосвязь между употреблением в пищу насыщенных жиров и уровнем холестерина в крови. Изменение диеты сопровождается и изменением уровня холестерина в крови. В экономически развитых стран более 15% населения имеют повышенное содержание липидов в крови, а в некоторых странах этот показатель в два раза выше. В настоящее время накоплено большое количество неоспоримых доказательств взаимосвязи между повышенным уровнем холестерина в крови и риском развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Избыточное потребление поваренной соли

Избыточное потребление поваренной соли может вызывать артериальную гипертонию. У людей, потребляющих не менее 5-6 г соли в сутки, наблюдается повышение артериального давления с возрастом. В настоящее время во многих странах люди употребляют соль в количестве, значительно превышающем их физиологические потребности. Ограничение же приема соли сопровождается снижением артериального давления. Таким образом, для первичной профилактики гипертонии следует ограничить содержание в рационе

питания соли до 5 г в сутки, одновременно увеличив долю продуктов, богатых калием (томаты, бананы, грейпфруты, апельсины, картофель и другие), которые снижают эффект соли в повышении артериального давления.

Низкая физическая активность

В экономически развитых странах каждый второй взрослый человек ведет малоподвижный образ жизни, и каждый день их число становится еще больше, особенно это характерно для лиц старшего возраста. Такой образ жизни ведет к ожирению, нарушению обменных процессов, что, в свою очередь, приводит к росту числа социально значимых заболеваний. Научно доказано влияние физической активности на частоту и исход сердечно-сосудистых заболеваний. Физическая активность оказывает тормозящее действие на развитие атеросклероза.

Низкая физическая активность в сочетании с неправильным питанием могут привести к избыточной массе тела. По данным специальных исследований, от 10 до 30% населения экономически развитых стран в возрасте 25-65 лет страдают ожирением. Избыточное отложение жира приводит к развитию факторов риска кардиологических заболеваний - повышенного артериального давления, нарушения липидного обмена, инсулинозависимого диабета и др. Имеются достоверные данные, что ожирение вызывает изменения функции дыхания, почек, приводит к нарушениям менструального цикла, остеоартрозу нижних конечностей, при этом повышается риск развития желчекаменной болезни, подагры. В настоящее время ожирение приобретает размах эпидемии как в развитых, так и в развивающихся странах.

Уменьшение избыточной массы тела и ее поддержание на нормальном уровне задача довольно трудная, но вполне решаемая. Контроль над количеством, составом пищи и физической активностью способствует уменьшению массы тела. Поддержание нормальной массы тела обеспечивается балансом поступающих в организм и утилизируемых калорий. Сгоранию калорий способствует физическая нагрузка. Уменьшать массу тела рекомендуется постепенно, избегая экзотических диет, так как они обычно приносят лишь временный успех. Питание должно быть сбалансированным, пища - низкокалорийной. Однако в целом продукты питания должны быть разнообразными, привычными и доступными, а прием пищи должен доставлять удовольствие.

Злоупотребление алкоголем

Это одна из самых острых проблем здоровья в большинстве стран мира. Злоупотребление алкоголем может вызвать следующие серьезные проблемы для пьющего:

• ослабление самоконтроля в результате острого алкогольного опьянения, приводящее к нарушению правопорядка, несчастным случаям и т.д.;

• отравление алкоголем и его суррогатами;

• появление серьезных последствий длительного употребления алкоголя (риск ряда социально значимых заболеваний, снижение умственных способностей, преждевременная смерть).

В России от отравления алкоголем ежегодно погибает более 25 тыс. человек. Широко описаны острые и хронические заболевания, вызванные чрезмерным употреблением алкоголя. Во многих странах в последние десятилетия возросла смертность от цирроза печени, существуют убедительные доказательства влияния алкоголя на повышение артериального давления. Этот порок служит основной причиной смертности от несчастных случаев и травм. Злоупотребление алкоголем вызывает и социальные проблемы, включая преступность, жестокость, разрушение семьи, отставание в учебе, проблемы на работе, самоубийства и т.д. Проблемы, связанные со злоупотреблением алкоголем, затрагивают не только самих пьющих, но и их семьи, окружающих, общество.

Специальные исследования показывают, что экономический ущерб, понесенный из-за проблем, связанных с алкоголем, составляет от 0,5 до 3,0% валового национального продукта.

Высокое артериальное давление

Примерно каждый пятый человек, проживающий в экономически развитых странах, имеет повышенное артериальное давление, однако большая часть гипертоников не контролирует свое состояние. Врачи Американской ассоциации сердца называют гипертонию «молчаливым и таинственным убийцей». Опасность артериальной гипертонии состоит в том, что это заболевание у многих больных протекает бессимптомно, и они чувствуют себя здоровыми людьми. В медицине даже существует такое понятие как «закон половинок». Оно означает, что из всех лиц с артериальной гипертонией ½ не знает о своем заболевании, а из тех, кто знает, только ½ лечится, а из тех, кто лечится, только ½ лечится эффективно.

Длительное повышение артериального давления оказывает отрицательный эффект на многие органы и системы человеческого организма, но больше всего страдают сердце, головной мозг, почки, глаза. Артериальная гипертония - один из основных факторов риска ише-мической болезни сердца, она повышает риск смерти от заболеваний, обусловленных атеросклерозом. Профилактика и лечение гипертонии должно стать основной частью комплекса мер, направленного на борьбу с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний (курение, гиперхолестеринемия, гиподинамия, избыточная масса тела и др.).

Сахарный диабет

Это тяжелое заболевание выступает, в свою очередь, мощным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний и других серьезных болезней, приводящих к инвалидности. В развитии сахарного диабета большую роль играет наследственная предрасположенность, поэтому лица, у которых в семье есть больные сахарным диабетом, регулярно должны проверять содержание сахара в крови. Больные сахарным диабетом должны стараться избавиться от других факторов риска неинфекционных заболеваний, таких как избыточная масса тела, гиподинамия, что будет способствовать более легкому течению заболевания. При этом особенно важным становится отказ от курения, нормализация артериального давления, рациональное питание. Правильное и своевременное лечение основного заболевания будет препятствовать развитию других сопутствующих заболеваний. В большинстве стран мира действуют специальные программы, направленные на борьбу с этим тяжелым заболеванием.

Психологические факторы

В последнее время отмечается возрастающая роль психологических факторов в развитии сердечно-сосудистых и иных заболеваний. Доказана роль стрессов, усталости на работе, чувства страха, враждебности, социальной незащищенности в развитии сердечно-сосудистых заболеваний.

Каждый из перечисленных факторов сам по себе оказывает существенное влияние на развитие и исход многих заболеваний, а их совместное воздействие тем более во много раз увеличивает риск развития патологии. Для предотвращения этого необходима разработка и реализация комплекса государственных мер по профилактике заболеваний, снижения, а где это можно, и устранения факторов риска, способствующих их возникновению.

Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан закреплен приоритет профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения. Профилактика заболеваний - главный принцип отечественного здравоохранения.

14.2. ВИДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР

Комплекс профилактических мер, реализуемый через систему здравоохранения, называется медицинской профилактикой. Медицинская профилактика по отношению к населению бывает индивидуальной, групповой и популяционной (массовой). Индивидуальная профилактика - это проведение профилактических мероприятий с отдельными индивидуумами. Групповая - с группами лиц со сходными симптомами и факторами риска. Популяционная охватывает большие группы населения (популяцию) или население в целом.

Кроме того, различают первичную, вторичную и третичную профилактику или реабилитацию.

Первичная профилактика - это комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение появления тех или иных отклонений в состоянии здоровья и заболеваний.

Первичная профилактика включает в себя следующий комплекс мер:

• меры по снижению влияния вредных факторов окружающей среды на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, структуры и качества питания, условий труда, быта и отдыха, снижение уровня психосоциального стресса и других факторов, отрицательно влияющих на качество жизни);

• меры по формированию здорового образа жизни;

• меры по предупреждению профессионально обусловленных заболеваний и травм, несчастных случаев, а также случаев смертности в трудоспособном возрасте;

• проведение иммунопрофилактики среди различных групп населения.

Вторичная профилактика представляет собой комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление заболеваний, а также предупреждение их обострений, осложнений и хронизацию.

Вторичная профилактика включает в себя:

• целевое санитарно-гигиеническое обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием (организация школ здоровья для больных, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом, гипертонической болезнью и др.);

• проведение медицинских осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях развития;

• проведение курсов профилактического (противорецидивного) лечения.

Третичная профилактика, или реабилитация, - это комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса больного. Это достигается развитием сети центров восстановительной медицины и реабилитации, а также санаторно-курортных учреждений.

К одним из важнейших компонентов первичной профилактики относится формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), который включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, поддерживать оптимальное качество жизни.

Важная роль в формировании ЗОЖ принадлежит его пропаганде, цель которой - формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Важнейшими направлениями пропаганды ЗОЖ следует считать:

• пропаганду факторов, способствующих сохранению здоровья: личная гигиена, гигиена труда, отдыха, питания, физкультура, гигиена половой жизни, медико-социальная активность, гигиена окружающей среды и др.;

• пропаганду мер по профилактике факторов риска, пагубно влияющих на здоровье: избыточное потребление пищи при недостаточной физической нагрузке, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков, курение табака, соблюдение некоторых этнических обрядов и привычек и т.д.

Для пропаганды здорового образа жизни используются различные формы пропаганды (рис.1).

http://vmede.org/sait/content/Obshesyvennoe_3d_medik_2012/17_files/mb4.png

Рис. 1. Формы пропаганды здорового образа жизни

К первичным подразделениям службы формирования ЗОЖ относятся отделения (кабинеты) профилактики. Они организуются в составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных (городских) больниц, диспансеров. По решению органа управления здравоохранением аналогичные подразделения могут создаваться в других лечебно-профилактических учреждениях.

Организационно-методическое руководство деятельностью отделений (кабинетов) профилактики осуществляет региональный Центр медицинской профилактики.

Отделение (кабинет) медицинской профилактики возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку в области медицинской профилактики.

Основные задачи отделения (кабинета) профилактики:

• обеспечение взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с региональным центром медицинской профилактики;

• организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний, здорового образа жизни;

• информационное обеспечение специалистов и населения по вопросам охраны здоровья, в том числе и с помощью средств массовой информации;

• изучение и оценка знаний вопросов профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни у населения путем проведения социологических опросов;

• внедрение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний, гигиеническому обучению и воспитанию населения и др.

Значительное место в гигиеническом воспитании населения и пропаганде ЗОЖ отводится средним медицинским работникам. Медицинские сестры работают под непосредственным руководством врача, являясь его помощниками, что должно обеспечивать взаимосвязь и преемственность в гигиеническом воспитании пациентов. Медицинская сестра продолжает воспитательную работу с пациентом, начатую врачом.

Тематику и объем информации для больных, уровень подготовки медицинских сестер по вопросам пропаганды ЗОЖ определяет и корректирует врач.

Рационально построенная система профилактики дает высокий экономический эффект за счет предотвращения преждевременной смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, сокращения расходов на выплату социальных пособий, содержание медицинских учреждений и др.

4. Контролирующий  блок

4.1. Тестовые задания  для  контроля  усвоения   домашнего  задания по теме: Особенности организации работы среднего  медицинского персонала в учреждениях сельской местности

Вариант  I

Инструкция. Внимательно прочитайте  тестовые  задания  и  выберите только один правильный ответ.

1. Назовите особенность в организации медицинской помощи сельскому населению:

а) диспансерный метод обслуживания;

б) этапность  в оказании медицинской помощи;

в) участковый принцип обслуживания;

г) использование выездных форм организации медицинского обслуживания.

2. В чем заключается сущность этапности оказания медицинской помощи сельскому  населению:

а) своевременное оказание  экстренной и консультативной плановой  медицинской помощи;

б) борьба с инфекционными заболеваниями, туберкулезом, венерическими и другими социально значимыми болезнями;

в) полная осведомленность о состоянии здоровья обслуживаемых групп населения;

г) максимальное приближение квалифицированной  специализированной медицинской помощи всему сельскому населению.

3. Назовите 1 – этап в оказании медицинской помощи сельскому населению, и  какой вид помощи оказывается на этом этапе:

а) сельский врачебный участок – основные виды квалифицированной помощи; паллиативная помощь;

б) сельский врачебный участок – доврачебная помощь; узкоспециализированная помощь;

в) сельское поселение – доврачебная помощь; основные виды квалифицированной помощи;

г) сельское поселение – квалифицированная помощь; паллиативная помощь.

4. Назовите 2 – й этап в оказании медицинской помощи сельскому населению, и какой вид помощи оказывается на этом этапе:  

а) районные медицинские учреждения – паллиативная помощь; высокотехнологичная помощь;

б) районные медицинские учреждения – узкоспециализированная  помощь; паллиативная помощь;

в) районные медицинские учреждения – узкоспециализированная  помощь;

г) муниципальный район – специализированная  квалифицированная помощь;

5. Назовите 3 – этап в оказании медицинской помощи сельскому населению, и какой вид помощи оказывается на этом этапе:

а) областные медицинские учреждения – высококвалифицированная помощь;

б) субъект Российской Федерации – высокоспециализированная  помощь;

в) субъект Российской Федерации – высококвалифицированная    специализированная   помощь;

г) субъект Российской Федерации – паллиативная  помощь;  высокотехнологичная специализированная  помощь.

6. Назовите критерии организации ФАП  в населенным пункте:

а) число жителей от 900 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 4 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных  пунктах  с числом населения менее  700 человек;

б) число жителей  от 700 и более при  расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 5 км, а если расстояние превышает 10 км, то и в  населенных  пунктах с числом населения менее 500 человек;

в) число жителей от 500 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 12 км,  а если  расстояние  превышает 15 км, то и в населенных  пунктах с числом населения  менее 700 человек;

г) число  жителей  от 700  и более  при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше  2 км, а если  расстояние превышает 7 км, то и в населенных  пунктах с числом населения менее 700 человек.

7. Назовите медицинское учреждение на 1 – этапе, в которое обращается сельский  житель в первую очередь:

а) ФАП;

б) фельдшерская  амбулатория;

в) сельская амбулатория;

г) участковый здравпункт.

8. В основные  задачи  ФАП   входит все,  кроме:

а) проведения мероприятий,  направленных на профилактику и снижение заболеваний;

б) оказание  специализированной  медицинской помощи;

в) оказания населению доврачебной  медицинской помощи;

г) участия  в текущем санитарном  надзоре.

9. Назовите медицинское учреждение, которое служит ведущим на 2 –м  этапе  оказания  медицинской помощи сельскому  населению:

а) детская районная больница;

б) районный диспансер;

в) межрайонный  медицинский центр;

г) ЦРБ.

10. Назовите медицинское учреждение, которое служит ведущим на 3 –м  этапе  оказания  медицинской помощи сельскому  населению:

а) областная  больница;

б) районная больница;

в) сельская больница;

г) участковая больница.

11. В какое медицинское учреждение может быть реорганизована участковая больница:

а) участковая поликлиника;

б) центр оказания  медицинской помощи населению;

в) центр общей врачебной (семейной) практики;

г) центр врачебной амбулаторной помощи.

12. Назовите оптимальное число отделений, которые должны быть в стационаре ЦРБ, и по каким специальностям:

а) 5 отделений: терапевтическое, травматологическое,  педиатрическое, офтальмологическое, родильное и гинекологическое;

б) 4 отделения: терапевтическое, кардиологическое,  хирургическое с , травматологией,  педиатрическое;

в) 5 отделений: терапевтическое, кардиологическое, хирургическое, педиатрическое, гинекологическое;

г) 5 отделений: терапевтическое, хирургическое  с травматологией, педиатрическое, инфекционное, родильное и гинекологическое.

13.   Не относится к основным задачам областной больницы:

а)  оказание организационно-методической помощи медицинским учреждениям области;

б) обеспечение населения области в полном объеме высокоспециализированной, квалифицированной, консультативной, поликлинической и стационарной помощью;

в) организация санитарно-эпидемиологических мероприятий в области;

г) оказание экстренной и плановой медицинской помощи;

14. Назовите одно из перечисленных учреждений, которое может оказать наиболее полный объем  медицинской помощи  сельским жителям:

а) областные диспансеры;

б) областная (краевая, окружная, республиканская) больница;

в) областная поликлиника;

г) областная санитарно – эпидемиологическая служба.

15. Что не является особенностью структуры областной больницы:

а) отделение экстренной  и планово – консультативной  помощи;

б) областная  консультативная  поликлиника;

в) наличие реанимационного отделения в стационаре;

г) общежитие для  медицинских работников, находящихся на специализации  и курсах усовершенствования, и пансионат  для больных, направляемых на консультацию и специальное амбулаторное лечение.

 

 Тестовые задания  для  контроля  усвоения   домашнего  задания по теме: Особенности организации работы среднего  медицинского персонала в учреждениях сельской местности

    Вариант  II

Инструкция. Внимательно прочитайте  тестовые  задания  и  выберите только один правильный ответ.

1. Назовите 1 – этап в оказании медицинской помощи сельскому населению, и  какой вид помощи оказывается на этом этапе:

а) сельский врачебный участок – основные виды квалифицированной помощи; паллиативная помощь;

б) сельское поселение – доврачебная помощь; основные виды квалифицированной помощи;

в) сельский врачебный участок – доврачебная помощь; узкоспециализированная помощь;

г) сельское поселение – квалифицированная помощь; паллиативная помощь.

2. Назовите 2 – й этап в оказании медицинской помощи сельскому населению, и какой вид помощи оказывается на этом этапе:  

а) районные медицинские учреждения – паллиативная помощь; высокотехнологичная помощь;

б) районные медицинские учреждения – узкоспециализированная  помощь; паллиативная помощь;

в) районные медицинские учреждения – узкоспециализированная  помощь;

г) муниципальный район – специализированная  квалифицированная помощь;

3. Назовите 3 – этап в оказании медицинской помощи сельскому населению, и какой вид помощи оказывается на этом этапе:

а) субъект Российской Федерации – высокоспециализированная  помощь;

б) областные медицинские учреждения – высококвалифицированная помощь;

в) субъект Российской Федерации – высококвалифицированная    специализированная   помощь;

г) субъект Российской Федерации – паллиативная  помощь;  высокотехнологичная специализированная  помощь.

4. В основные  задачи  ФАП   входит все,  кроме:

а) проведения мероприятий,  направленных на профилактику и снижение заболеваний;

б) оказание высокотехнологичной   медицинской помощи;

в) оказания населению доврачебной  медицинской помощи;

г) проведения подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и подозрительных на инфекционные заболевания.

5.  В структуре ФАП не предусмотрено наличие:

а) процедурной;

б) кабинета акушерки;

в) рентгеновского кабинета;

г) кабинета экстренного приема родов.

6. Фельдшер ФАП единолично выдает листок нетрудоспособности при первом приеме пациента единовременно на срок:

а) до 3 календарных дней;

б) 5 календарных дней;

в) 10 календарных дней;

г) 14  дней

7. На фельдшерско-акушерском пункте оказывается медицинская помощь:

а)  консультативная;

б)  высококвалифицированная врачебная;

в)  узкоспециализированная врачебная;

г)  доврачебная;

8.  Не входит в функции фельдшерско-акушерского пункта:

а)  патронаж детей и беременных;

б)  диспансеризация населения;

в)  оказание стоматологической помощи;

г) проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

9. Не входит в штаты фельдшерско-акушерского пункта:

а)  врач акушер-гинеколог;

б)  фельдшер;

в)  акушерка;

г)  санитарка.

10. Основными задачами и функциями сельской участковой больницы  являются, все кроме:

а)  оказание лечебно-профилактической помощи сельскому населению;

б)  проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка;

в) организация диспансерного наблюдения сельских жителей;

г) работа МСЭ;

11. Не входит в состав ЦРБ:

а)  стационар;

б)  отделение санитарной авиации;

в)  организационно-методический кабинет;

г)  отделение скорой и неотложной помощи.

12. Не входит в состав областной больницы:

а) стационар со специализированными отделениями;

б) консультативная поликлиника;

в) отделения экстренной и плановой помощи;

г)  МСЭ.

13. Административно-управленческая деятельность здравоохранения района осуществляется главным врачом, в функции которого не входит:

а)  организация лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности;

б)  организация информационно-статистической деятельности;

в)  организация работы МСЭ;

г)  организация работы по обеспечению населения всеми видами медицинской помощи;

14.  Не относится к областным медицинским учреждениям:

а)  областная клиническая больница;

б)  центральная районная больница;

в)  областной онкологический диспансер;

г)  консультативная поликлиника ОКБ;

15. Не относится к основным задачам областной больницы:

а)  обеспечение населения области в полном объеме высокоспециализированной, квалифицированной, консультативной, поликлинической и стационарной помощью;

б)  оказание организационно-методической помощи медицинским учреждениям области;

в) оказание экстренной и плановой медицинской помощи;

г)  организация санитарно-эпидемиологических мероприятий в области;

4.2. Контроль усвоения нового материала (фронтальный устный опрос)

1. Как влияет курение на здоровье человека?

2. Как влияет на здоровье повышенный уровень содержания холестерина в крови?

3. Как влияет на здоровье избыточное потребление поваренной соли?

4. Как влияет на здоровье человека низкая физическая активность?

5. Как влияет избыточная масса тела на здоровье человека?

6. Как влияет злоупотребление алкоголем на здоровье человека?

7. Как влияет на здоровье человека высокое артериальное давление?

8. Как влияет сахарный диабет на здоровье человека?

Контроль усвоения нового материала (фронтальный письменный опрос)

I  вариант

1. Что  такое  «медицинская  профилактика?

2. Что такое первичная профилактика и каковы компоненты первичной профилактики?

II  вариант

1. Что такое вторичная профилактика и  каковы компоненты вторичной профилактики?

2. Что такое третичная профилактика?

III  вариант

1. Что включает в себя здоровый образ жизни, каковы основные направления его пропаганды?

2. Какова  роль медицинских работников в формировании здорового образа жизни?

Критерии   выставления отметок за  устные (письменные)  ответы

          Отметка     5 «отлично»  выставляется, если  обучающийся   демонстрирует:

- уверенное знание и понимание учебного материала;

- умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и

 привести  примеры, делать выводы,  устанавливать  межпредметные  связи;

-излагает ответы  на вопросы по теме   последовательно и правильно.

- соблюдение культуры  устной  речи.

          Отметка  4 «хорошо»  выставляется, если обучающийся демонстрирует:

- знание  основного  учебного  материала;

- умение выделять  главное в изученном  материале, обобщать факты  и

привести  примеры, делать выводы, устанавливать  межпредметные  связи;

- недочеты при  воспроизведении  ответа на вопросы  по  теме;

- соблюдение  основных  правил  культуры  устной  речи.

          Отметка  3 «удовлетворительно»  выставляется,  если   обучающийся  

демонстрирует:

- знание  учебного  материала  на  уровне  минимальных  требований ;

- умение  воспроизводить  изученный  материал, затруднения  в  ответе

 на  вопросы  в  измененной  формулировке;                                                                      

- наличие  грубой  ошибки  или  нескольких  негрубых  ошибок  при

воспроизведении  изученного   материала;

- несоблюдение  отдельных  правил  культуры  устной  речи.

          Отметка 2 «неудовлетворительно»  выставляется,  если  обучающийся

демонстрирует:  

- знание  учебного  материала  на  уровне  ниже  минимальных требований,

фрагментарные  представления  об  изученном материале;

- отсутствие  умений  работать  на  уровне  воспроизведения, затруднения

при  ответе  на  вопросы;

- наличие  нескольких  грубых  ошибок, большого  числа  негрубых  при

воспроизведении  изученного  материала;

- несоблюдение основных  правил   культуры  устной  речи.    

5. Список  литературы

1. Медик В. А., Лисицин В. И. Общественное здоровье и здравоохранение. -Москва: ГЭОТАР – Медиа, 2021 – 496 с. – ISBN 978-5-9704-6328-4.

Нормативно – правовые  документы:

1. Конституция  Российской  Федерации. – Москва: Проспект, 2021. – 120 с.

- ISBN 978-5-392-34394-2. – Текст непосредственный.

2.Федеральный  закон  «Об  основах  охраны  здоровья граждан  в  Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2022. – 144 с. – ISBN: 978-5-392-34689-9.

3. Федеральный закон   «Об  обязательном  медицинском  страховании  в  Российской Федерации». – Москва: Проспект, 2019. – 80 с. – ISBN 978-5-392-29158-8.

Интернет  ресурсы:

http://www.rosminzdrav.ru

ЭБС  Консультант студента 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия по теме:"Воображение как психический познавательный процесс"

Методическая разработка предназначена для преподавателя психологии  медицинского училища  и  включает в себя информационный блок с подробным изложением нового материала и упражнения для...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПМ 03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях МДК 03.03 Неотложная помощь на догоспитальном этапе по специальности 34.02.01 Сестринское дело углубленной подготовки

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Острые аллергозы» входит в состав МДК 03.03 Неотложная помощь на догоспитальном этапе. Данная тема является актуальной, так как высокая а...

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Административное право и административный процесс по дисциплине Основы права

Данная  методическая  разработка  предназначена  для  проведения  учебного  занятия  по  теме  "Административное  право  и  админи...

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Устройство стропильной системы крыши"

Представленная методическая разработка создана для проведения теоретического занятия по теме "Устройство стропильной системы крыши" у студентов II курса специальности 08.01.24 "Мастер с...

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Строение сердца. Круги кровообращения"

Методическая разработка предназначена для организации изучения темы "Строение сердца. Круги кровообращени" на теоретическом занятии по анатомии и физиологии человека...

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Система прав и обязанностей пациента при получении медицинской помощи

Данная  методическая  разработка  предназначена  для  проведения  учебного  занятия  по  теме: "Система  прав и обязанностей  пациента...

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Понятие о страховании. Виды медицинского страхования.

Данная  методическая  разработка  предназначена  для  проведения  учебного  занятия  по  теме: "Понятие  о страховании. Виды  медицинского...