Рабочая тетрадь ОУД 07 "Основы безопасности жизнедеятельности"
методическая разработка

Гребенников Александр Петрович

Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной учебной работы студентов в аудитории (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль знаний), для выполнения домашних заданий, а также для подготовки к зачетам (самоконтроль знаний) по ОУД 07. «Основы безопасности жизнедеятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.tetr_._obzh.doc573 КБ

Предварительный просмотр:

БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»        

 

РАБОЧАЯ   ТЕТРАДЬ

ОУД 07. «Основы безопасности жизнедеятельности»

______________________________________________

Борисоглебск

                                                 

          Рабочая тетрадь  по ОУД 07. «Основы безопасности жизнедеятельности»  / Составил преподаватель ОУД 07 «Основы безопасности жизнедеятельности» Гребенников А.П.

 

В рабочей тетради представлены методические рекомендации занятиям по ОУД 07. «Основы безопасности жизнедеятельности» для студентов педагогического вуза очной формы обучения.

Рабочая тетрадь предназначена для целенаправленной учебной работы студентов в аудитории (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль знаний), для выполнения домашних заданий, а также для подготовки к зачетам (самоконтроль знаний) по ОУД 07. «Основы безопасности жизнедеятельности».

                                                                                                                       

Тема 1: Здоровье. Общее понятие о здоровье

Задания:

Авторы определения «здоровье»

Содержание определения «здоровье»

1. ВОЗ

2. БМЭ

3. И.И.Брехман

4. В.П.Казначеев

5. Н.М.Амосов

1. Как понимается значение слова «здоровье» различными авторами:

2. Заполните таблицу:

Компоненты здоровья:

Краткая характеристика компонента

физическое здоровье

психическое здоровье

социальное здоровье

           определение

                 понятие

Адаптация

Срочная адаптация

Кумулятивная адаптация

3. Дайте определения перечисленным понятиям, заполнив таблицу:

4. Перечислите исходы адаптивного поведения как стадии:

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________

5. Выберите по одному верному ответу из предложенных тестов. Ответы оформите в таблице:

Номер теста

 №1

№2

№3

№4

№5

№6

Правильный ответ

№1.  Потенциал здоровья – это …

а) выражение моментального состояния равновесия между потенциалом здоровья и запросом,

б) силы, направленные на улучшения системы баланса,

в) способность взаимодействия с окружением для поддержания или восстановления равновесия.

№2. Соматическое здоровье – это …

а) текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития,

б) уровень роста и развития органов и систем организма,

в) мера социальной активности.

№3. Основное правило оздоровительной доктрины Соломона:

а) «Здоровье – есть мудрость жизни»,

б) «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто»,

в) «Ты хочешь быть здоровым — сотвори себе здоровье».

№4. П.К.Анохин отмечал, что резервы адаптационных возможностей в организме …

а) всегда ниже, чем их реализация,

б) всегда выше, чем их реализация,

в) уравновешены.

№5. К компонентам психического здоровья относят:

а) соматическое здоровье,

б) физическое здоровье,

в) нравственное здоровье.

№6. В каком году Устав ВОЗ дал определение понятию «здоровье», которое получило широкое распространение до нашего времени:

а) в 1946 году,

б) в 1952 году,

в) в 1963 году.

6. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты. Охарактеризуйте влияние межличностных контактов с сокурсниками в вузе на Ваше социальное здоровье.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. К характеристикам работы, влияющим на здоровье относят: творчество, познание нового, неповторяемость, эмоциональный стресс, вредные привычки коллег, соблюдение гигиенических нормативов, высокая заработная плата, инициативность, дисциплина, рационализм, профессионализм, гиподинамия, внедрение инновационных технологий. Распределите выше перечисленные характеристики в таблице по степени влияния на здоровье человека:

Характеристики, оказывающие положительное влияние

Характеристики, оказывающие отрицательное влияние

 8. Уставом ВОЗ в 1946 году было дано определение понятию «здоровье». Современными авторами это определение пересматривается и критикуется. Какие недостатки в этом определении Вы можете отметить?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Вставьте пропущенные слова в предложения:

Физическое здоровье  — _______________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________.  Основу его составляют  ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Тема2: Понятие здорового образа жизни.

Задания блок1:

1. Дайте определение понятию «здоровый образ жизни»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Запишите в таблицу категории образа жизни:

Уровень жизни

Качество жизни

Стиль жизни

3. В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие компоненты: рациональная организация учебной деятельности, правильный режим труда и отдыха, наличие наследственных заболеваний, эмоциональные нагрузки,  рациональное питание, наличие вредных привычек, недостаточное время для сна, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, ожирение, сексуальная культура, рациональное планирование семьи, длительное пребывание за компьютером, гиподинамия, профилактика аутоагрессии, оптимальный двигательный режим,  рациональная организация свободного времени.

Распределите выше перечисленные показатели в таблице:

Компоненты, положительно влияющие на образ жизни

Компоненты, отрицательно влияющие на образ жизни

Задания блок2:

1. Выберите правильные варианты ответов в тестах (см. значение условных обозначений), ответы оформите в виде таблицы:

Номер теста

 №1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

Правильный ответ

Условные обозначения:

 – тест с одним правильным ответом.   

-  тест имеет несколько правильных ответов.

№1.Стресс используется в целях …

а) профилактики,

б) лечения,

в) терапии.

№2. При «сухом» безводном голодании у человека наступает …

а) экзогенное водоснабжение,

б) эпигенное водоснабжение,

в) эндогенное водоснабжение.

№3. Сахарный диабет вызывает употребление …

а) рафинированного сахара,

б) соленой рыбы,

в) жареного мяса.

№4. Массаж кожи и тренировку сосудов обеспечивает:

а) парная баня,

б) открытый водоем,

в) сауна.

№5. Аутоагрессивным возрастным периодом считают:

а) от 10 до 20 лет,

б) от 12 до 30 лет,

в) от 15 до 40 лет.

№6. Какие продукты необходимо ограничить в пищевом рационе …

а) соль,

б) картофель,

в) сахар,

г) животные жиры.

№7. Что является самым надежным средством сохранения и укрепления здоровья человека?

а) наличие денежных средств,

б) хороший аппетит,

в) этическое поведение,

г) здоровый образ жизни.

№8. В чем заключаются рекомендации по здоровому образу жизни?

а) рациональное и сбалансированное питание,

б) соблюдение договорных обязательств,

в)  соблюдение режима труда и отдыха,

г) умение управляться эмоциями, отказ от вредных привычек.

№9. Что вызывает мучительные человека?

а) легкий ужин,

б) остросюжетная литература, прочитанная на ночь,

в) телевизионные фильмы (ужасы) просмотренные на ночь,

7) атеросклероз.

№10. Что является единственным контролирующим фактором здоровья человека?

а) желания,

б) потребности,

в) возможности,

г) разум.

2. Основные пункты «Кодекса здоровья». Перечислите в таблице:

№ п/п

«Кодекс здоровья»

Краткая

характеристика

Ваши показатели (отметить галочкой)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

  1. Заполните пропуски, впишите определение понятий:

Самосохранение ______________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Самосовершенствование _______________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Самореализация _______________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Самовоспитание ______________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Саморазвитие ________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Самонаблюдение ______________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Дана иерархическая пирамида. Распределите понятия п. № 3 в данной пирамиде.

5. Здоровье ребенка складывается на трех основных принципах.                                        

    Перечислите их.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3: Факторы, способствующие укреплению здоровья.

Задания блок1:

термин

определение

это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания

Болезнь

это совокупное здоровье людей, проживающих на данной территории или государства в целом

«Индекс общественного здоровья»

Самоконтроль

система государственных, социально-экономических, общественных, медико-санитарных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей

«Охрана детства и материнства»

«Индекс здоровья»

  1. Заполните таблицу пропущенными терминами и определениями

2. Заполните пропуски, впишите факторы определяющие здоровье и болезнь:

Факторы,

формирующие здоровье

Факторы,

вызывающие болезнь

1. Здоровая наследственность

1.

2.

2. Вредные условия производства

3. Профилактика заболеваний

3.

4.

4. Гиподинамия

5. Рациональное питание

5.

6.

6.

3. Выберите по одному верному ответу из предложенных тестов. Ответы оформите в таблице:

Номер теста

 №1

№2

№3

№4

№5

№6

Правильный ответ

№1.  Между здоровьем и болезнью существует промежуточное состояние, которое называют …

а) разгар болезни,

б) предболезнь,

в) исход.

№2.  На человека постоянно действуют три потока информации:

а) моторной, приспособительной, опосредованной,

б) компенсаторной, природной, индивидуальной,

в) сенсорной, вербальной, структурной.

№3. От каких факторов на 50% зависит здоровье человека:

а) окружающая среда,

б) наследственность,

в) образ и условия жизни.

№4. К концу ХХ века средняя продолжительность жизни мужчин в РФ снизилась до …

а) 58 лет,

б) 60 лет,

в) 65 лет.

№5. По данным эпидемиологической службы …

а) у женщин заболеваемость выше, чем у мужчин,

б) у мужчин заболеваемость выше, чем у женщин,

в) одинаковое соотношение заболеваемости у мужчин и женщин.

№6. В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на …

а) 5 групп,

б) 4 группы,

в) 3 группы.

4. Запишите в таблицу основные показатели общественного здоровья:

Наименование показателя

Формула показателя

1. Показатель рождаемости

2. Показатель естественного прироста

3. Показатель смертности

4. Показатель младенческой смертности

5. Показатель перинатальной смертности

6. Показатель детской смертности

7. Показатель заболеваемости

8. Показатель болезненности

5. Вставьте пропущенные слова в предложение:

В настоящее время выделяют более ______   факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют _______________________________________________________

________________________________________________________________

______________________________________________________ факторы.

6. Наибольше значение в развитии болезней, являющихся причиной смертности населения, имеют: гиподинамия, неправильное питание, психоэмоциональное напряжение, вредные привычки, неблагоприятная экологическая обстановка и т.д. Перечислите заболевания, которые развиваются в результате этих факторов: ________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ЗДОРОВЬЯ.

Задания блок2:

  1. Запишите несколько значений понятия «норма»:
  1. Норма – есть ___________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Нормальная система – это _______________________________________

______________________________________________________________

  1. Нормально для человека то, что __________________________________

______________________________________________________________

  1. Точка зрения В.М.Дильмана _____________________________________

______________________________________________________________

  1. Ваша точка зрения ______________________________________________

______________________________________________________________

2. Выберите по одному верному ответу из предложенных тестов. Ответы оформите в таблице:

Номер теста

 №1

№2

№3

№4

№5

№6

Правильный ответ

№1.  В качестве инструмента для оценки психического и социального здоровья используются:

а) аудитория,

б) анкеты опросники,
в) пробы с физической нагрузкой.

№2. К субъективным показателям состояния здоровья относят:

а) настроение, сон, аппетит,

б) рост, вес, окружность грудной клетки,

в) измерение пульса, АД, частоты дыхания.

№3. Средняя продолжительность сна для взрослого человека составляет:

а) 7-8 часов,

б) 8-9 часов,

в) 9-10 часов.

№4. Оптимальной нагрузкой является та, при которой частота пульса составляет _____ от максимально допустимой возрастной группы.

а) 45-50%,

б) 65-90%,

в) 90% и выше.

№5. Частота пульса у здорового, но не тренированного мужчины равна:

а) 7075 ударов в минуту,

б) 75-80 ударов в минуту,

в) 80-85 ударов в минуту.

№6. Частота пульса у здоровой, но не тренированной женщины равна:

а) 7075 ударов в минуту,

б) 75-80 ударов в минуту,

в) 80-85 ударов в минуту.

3. К  показателям здоровья человека относят: массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти, становую силу, частоту и ритмичность пульса и дыхания, активность, температуру тела, окраску кожи, наличие болезненных ощущений,  характер потоотделения, устойчивость внимания, обмен веществ,  перенапряжение, координацию движений и т.д. Распределите выше перечисленные показатели в таблице:

Объективные показатели

здоровья

Субъективные показатели

здоровья

4. Функциональные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы. Проведите индивидуальные измерения пульса и пробы с 20 приседаниями. Оцените пробу по проценту учащения пульса по отношению к исходному показателю и по длительности восстановления частоты пульса до исходной величины.

1) пульс в покое _____  ударов в минуту,

2) пульс после нагрузки _____ ударов в минуту,

3) пульс через 1 минуту после нагрузки _____ ударов в минуту,

4) состояние  сердечно-сосудистой системы   _____%.

  1. Функциональные показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Проведите индивидуальные измерения пробы с задержкой дыхания.

1. Число вдохов за 30 сек. х 2  =

  1. При пробе:

на вдохе,  сек.

результат

оценка

  1. При пробе:

на выдохе,  сек.

  1. Показатели индивидуального здоровья (Р.И.Айзман).  Заполните таблицу пропущенными терминами и определениями:

Показатели

Генотип, отсутствие дизэмбриогенеза, наследственных дефектов.

Биохимические

Уровень обмена веществ в покое и после нагрузки.

Морфологические

Функциональные

Психологические

Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и регуляции потребностей, степень признания и т.п.

Клинические

  1. Комплексная оценка состояния здоровья школьников достигается использованием 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С.М.Громбаху.) Заполните пропуски, впишите определения понятий:

Первый критерий _________________________________________________

________________________________________________________________

Второй критерий _________________________________________________

________________________________________________________________

Третий критерий _________________________________________________

________________________________________________________________

Четвертый критерий ______________________________________________

________________________________________________________________

  1. Установите соответствие между терминами и их определениями, поставив во второй колонке номер нужного определения:

           термин

Номер соответствующего определения

определение

1. стадия

    реконвалестенции

1. нарушение осанки

2. тахикардия

2. воспаление слизистой оболочки желудка

3. сколиоз

3. близорукость

  1. гастрит

4. урежение пульса

  1. аритмия

5. период выздоровления

  1. миопия

6. учащение пульса

  1. энурез

7. нарушение сердечного ритма

  1. брадикардия

8. недержание мочи

  1. гипертония

9. повышение артериального давления

  1.  колит

10. воспаление слизистой оболочки толстого кишечника

Тема 4: Двигательная активность и закаливание организма.

Задания блок1:

       1. Заполните таблицу:

гипокинезия

гиподинамия

определение

 причины

 действие на

организм

        2. Закончите предложение:

Распространяемость недостаточной двигательной активности среди школьников 7-10 лет составляет _____ %.

_____% дошкольников отмечаются функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата,  _____% нарушена деятельность сердечно-сосудистой системы.

Комплекс упражнений

Упражнения

Дозировка (количество повторений)

3. Составьте комплекс упражнений для физкультминуток и запишите в таблицу (в логической последовательности)

4. Выберите правильные варианты ответов в тестах (см. значение условных обозначений). Ответы оформите в виде таблицы:

Номер теста

 №1

№2

№3

№4

№5

№6

Правильный ответ

Условные обозначения:

 – тест с одним правильным ответом.   

-  тест имеет несколько правильных ответов.

 - ответ долен иметь форму: например 1а,2б,3г,4д  и т.п. 

♦ - перечислить все ответы в нужной последовательности.

№1. Теория адекватного питания была предложена:

а) В.П.Казначеевым,

б) А.М.Уголевым,

в) С.Н.Давиденковым.

№2. Рациональное использование физических упражнений решает следующие задачи:

а) улучшает эмоциональное состояние,

б) тормозит физическое развитие,

в) предупреждает появление тормозных участков в ЦНС при монотонной работе.

№3. Группы заболеваний, связанных с нарушением питания. Соотнесите колонки:

1 колонка:

  1. экзогенные болезни,
  2. эндогенные болезни,
  3. заболевания с алиментарными факторами риска,
  4. заболевания, обусловленные пищевой непереносимостью,
  5. заболевания с алиментарными факторами передачи болезней.

2 колонка:

а) гиповитаминоз,

б) гипертоническая болезнь,

в) гельминты,

г) анемия,

д) пищевая аллергия.

№4. Распределите суточный пищевой рацион:

а) полдник 10%,

б) завтрак 20%,

в) ужин 30%,

г) обед 40%.

№5. Каковы последствия ожирения?

а) нарушение обмена веществ,

б) нарушение работы сердца, сосудов, органов движения,

в) нарушение деятельности коры головного мозга,

г) снижение работоспособности.

№6. Оценка текущего состояния организма предусматривает:

       Соотнесите колонки:

1 колонка:

  1. самоконтроль,
  2. периодический контроль,
  3. текущий контроль,
  4. этапный контроль.

2 колонка:

а) использование данных анамнеза дневника,

б) углубленное врачебно-педагогическое обследование,

в) оценка своего самочувствия и происходящие изменения в организме,

г) использование тестовых заданий.

  1. Дана таблица пищевых продуктов. Проранжируйте их по степени важности для нормального роста и развития человека.

Продукты питания

Ранг (степень важности)

овощи и фрукты

рыба

сладости

сок

мясо

картофель, крупы

лимонад

сливочное масло

чипсы

ягоды

6.Составьте комплекс профилактических упражнений, выполняемых при работе с компьютером.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения

Дозировка

(количество повторений)

7. Заполните таблицу последовательности закаливания водными процедурами и распишите особенности действия на каждом этапе:

Виды закаливания

№ П/П

Описание процедуры

Купание в холодной воде

Обтирание

Контрастный душ

Обливание

Тема 5: Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

Тема6: Курение и его влияние на состояние здоровья. Тема7: Наркомания и токсикомания. Социальные последствия наркомании.

Задания блок1:

  1. Заполните таблицу пропущенными терминами и определениями:

термин

определение

пьянство

алкоголизм

абстиненция

способность организма переносить увеличивающиеся дозы наркотического вещества

наркотики

наркомания

заболевание, возникшее в связи со злоупотреблением двумя и более лекарственными или иными веществами, отнесенными к наркотикам

физическая                  зависимость

психическая                       зависимость

фармакологическая зависимость

2. Выберите правильные варианты ответов в тестах (см. значение условных обозначений), ответы оформите в виде таблицы:

Номер теста

 №1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Правильный ответ

Условные обозначения:

 – тест с одним правильным ответом.   

-  тест имеет несколько правильных ответов.

 - ответ долен иметь форму: например 1а,2б,3г,4д  и т.п.                       

♦ - перечислить все ответы в нужной последовательности.

№1. На сколько лет меньше живут курильщики, выкуривающие 1 пачку сигарет в день (по данным ВОЗ):

а)  на 4 года,

б) на 8 лет,

в) на 10 лет,

г) на 12 лет.

№2. Как влияет курение на внешний вид подростка, если он рано пристрастился к табаку?

а) курящий подросток напоминает взрослого,

б) курящий подросток обычно небольшого роста,

в) курящий подросток часто болеет, кашляет, плохо ест,

г) у подростка страдает функция половых желез.

№3. Какие изменения происходят в организме хронического алкоголизма?

а) усиливаются негативные изменения в организме, психике и поведении больного,

б) человек не может руководить своими поступками, попадает под чужое влияние,

в) наступает эмоциональное обогащение и совершенствование личности,

г) наступает эмоциональное оскуднение и деградация личности.

№4. Какое место заняли наркотики среди причин преждевременной смерти людей?

а) 1 место,

б) 2 место,

в) 3 место.

№5. Соотнесите колонки.  К снотворным и седативным средствам относят:

1 колонка:

  1. ноксирон,
  2. барбитураты,
  3. транквилизаторы,
  4. снотворные.

2 колонка:

а) седуксен,

б) барбамил,

в) радедорм,

г) пиридиновое основание.

№6. Смерть взрослого человека вызывает доза этанола в гр/кг массы тела:

а) 3,5 г/кг,

б) 4,9 г/кг,

в) 7,8 г/кг.

№7. Основные критерии наркотических средств:

а) медицинские,

б) социальные,

в) психические,

г) юридические.

№8. Развитие наркомании происходит в несколько стадий:

а) физическая зависимость,

б) синдром измененной реактивности,

в) психическая зависимость.

  1. Перечислите  опасности «пассивного курения»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Женщине 20 лет. Срок беременности 5 месяцев. Курить начала с 15 лет. Перечислите наиболее опасные последствия курения для организма женщины-матери и ее потомства.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6. Перечислите способы самозащиты от наркомании (по В.П.Алферову):

 _________________________________________________________________

 _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

 ________________________________________________________________

 _____________________________________________________________ ________________________________________________________________

Тема 8: Репродуктивное здоровье человека.

Тема 9: Сохранение репродуктивного здоровья подростка.

Задания:

1. Используя прочитанный текст, заполните таблицу:

Чтобы создать крепкую семью необходимы умения:

Чем может помочь  кл.руководитель по формированию этих умений

Перечислите варианты работы по формированию этих умений

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Заполнить таблицу согласно вопросам и терминам:

№П/П

Понятие или термин

Описание

1.

Семья это…

2.

Специфические функции семьи…

3.

Неспецифические функции семьи…

4.

Мотивация это…

5.

Брак это…

  1. Прочтите задание и заполните таблицу согласно вопросам:

ПЯТЬ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА:

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

ОПИСАНИЕ СТАДИЙ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

1 стадия.

2 стадия.

3 стадия.

4.стадия.

5.стадия.

Тема 10: Основные инфекционные заболевания и их классификация.

Задания блок1:

  1. История распространения инфекционных болезней.

Вставьте пропущенные слова в предложение.

В Константинополе от чумы ежедневно умирали более _____ человек. В 1892 году в Индии во время эпидемии чумы погибло ________ человек. В первую мировую войну это соотношение составило примерно ______, а от эпидемии гриппа («испанки») погибло более _________человек.

  1. Перечислите основные периоды инфекционного заболевания:
  1. ____________________________________________________
  2. ____________________________________________________
  3. ____________________________________________________
  4. ____________________________________________________

  1. Заполните таблицу пропущенными терминами и определениями:

термин

определение

Бактерионосительство

повторное заражение тем же возбудителем, когда еще не закончилось заболевание.

Вторичная инфекция

возврат болезни, обострение при хроническом ее течении.

заражение несколькими болезнетворными возбудителями

Очаговая инфекция

период относительного благополучия при хроническом течении заболевания

Реконвалесцент

  1. Разгадайте кроссворд, определяя названия инфекционных заболеваний по характерным для них симптомам:

1. Симптомы: повышение температуры, кашель, насморк, конъюнктивит, светобоязнь, пятнисто-папулярная сыпь.

2. Припухание лимфатических узлов, бледно-красная экзема.

3. Ангина, увеличение миндалин, ярко-розовая или красная мелкоточечная сыпь. Носогубной треугольник остается белым.

4. Повышение температуры, высыпания: красная точка, бугорок, пузырек, корочка.

5. Пленчатые налеты на миндалинах.

6. Припухание и болезненность околоушной железы.

7. Головная боль, тошнота, рвота, боль в мышцах рук и ног, развивается паралич.

8. Озноб, повышение температуры, слезотечение, боль в мышцах, заложенность носа, осиплость голоса.

9. Слабость, недомогание, субфебрильная температура, головная боль.

10. Боль в животе, стул частый (до 10 раз в сутки) с примесью слизи и крови.

11. Жидкий стул, рвота, температура 34,5°С, обезвоженность.

12. Боль в подложечной области, озноб, рвота, жидкий стул до 10-15 раз в сутки, цианоз губ, судороги.

13.  «Твердый шанкр» (эрозия), увеличение лимфоузлов, повешение температуры, бледно-розовая сыпь.

14. Неприятные ощущения в области укуса, тревога, депрессия, бессонница, гидрофобия, зрительные и слуховые галлюцинации.

15. Жжение во рту, слюнотечение, покраснение глаз, болезненность при мочеиспускании. Речь и глотание затруднены.

16. Лихорадка, потеря веса, понос, увеличение лимфоузлов, частые обострения вирусных заболеваний.

17. Мокнущие язвочки, зуд, жжение.

  1. Опишите мероприятия по профилактике желудочно-кишечных инфекций:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите инфекционные заболевания, которые передаются половым путем:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 11. Основы профилактики инфекционных заболеваний.

Задания:

1.Закончите предложения:

Профилактика – это  ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Гигиена – это  ____________________________________________________

2.В профилактике инфекционных заболеваний выделяют три направления. Дайте характеристику этим направлениям, заполнив таблицу:

Первичная

профилактика

Вторичная

профилактика

Третичная

профилактика

3. Выберите правильные варианты ответов в тестах (см. значение условных обозначений), ответы оформите в виде таблицы

Номер теста

 №1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Правильный ответ

Условные обозначения:

 – тест с одним правильным ответом.   

-  тест имеет несколько правильных ответов.

 - ответ долен иметь форму: например 1а,2б,3г,4д  и т.п.                       

♦ - перечислить все ответы в нужной последовательности.

№1. Эпидемический процесс возникает и поддерживается при наличии:

а) источника инфекции,

б) механизма передачи возбудителя,

в) бактерионосителей,

г) восприимчивого населения.

№2. Комплекс мероприятий, направленный на уничтожение возбудителей и устранения источников инфекции, а также предотвращение дальнейшего распространения, это –

а) дератизация,

б) дезинсекция,

в) дезинфекция.

№3. Способы дезинсекции (соотнесите колонки):

1 колонка:

  1. Механический способ –
  2. Физический способ –
  3. Химический способ –
  4. Биологический способ –

2 колонка:

а) автоклавирование,

б) влажная уборка,

в) с помощью микробов-антагонистов,

г) мыло, моющие средства.

№4. Укажите очередность мероприятий  школьной профилактики инфекционных заболеваний:

а) повышение иммунитета у детей,

б) быстрая ликвидация инфекции   при  попадании ее в школу с помощью введения карантина,

в) правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

№5. К мероприятиям направленным на пресечение путей распространения инфекции, относят:

а) обсервация,

б) стерилизация,

в) диспансеризация,

г) карантин.

№6. Виды дезинфекции:

а) профилактическая,

б) очаговая,

в) заключительная.

№7. Способы дератизации (соотнесите колонки):

1 колонка

  1. биологический способ –
  2. химический способ –
  3. механический способ –

2 колонка:

а) яды,

б) кошки, собаки-крысоловы,

в) капканы.

№8. Мероприятия по быстрой ликвидации инфекции при попадании ее в школу называют:

а) сигнализационный контроль,

б) карантин,

в) текущий санитарный надзор.

4. Дайте определение перечисленным понятиям, заполнив таблицу:

понятие

определение

1. Профилактика

2. Обсервация

3. Карантин

4. Дезинфекция

5. Дезинсекция

6. Дератизация

5. Какие положения включает в себя сигнализационный контроль:

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

4. ________________________________________________________

5. ________________________________________________________

6. В чем заключаются задачи классного руководителя в повышении иммунитета у детей?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. В таблице  приведены методы дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Проранжируйте их по степени эффективности при профилактике гриппа (т.е. распределите по местам: первое, второе место и т.д.)

Методы дезинфекции

Ранг

(степень

эффективности)

Проветривание помещения

Влажная уборка помещения

Стирка белья

Выколачивание одежды и постельных принадлежностей

Мытье рук

Кипячение белья

Использование ловушек

Проглаживание белья

Использование хлорной извести

Термическая обработка в сухожаровых шкафах

Ультрафиолетовое облучение

                         

Задания блок 2:

1. Используя слова для вставки, заполните кроссворд на тему «Группы и формы микробов»:

                                                                                                                                      Слова для вставки:

                                                                                                                                          пневмококк

                                                                                                                                          токсин  

                                                                                                                                          спириллы

                                                                                                                                          гонококк

                                                                                                                                          вибрионы

                                                                                                                                          риккетсии

                                                                                                                                          бактерии

                                                                                                                                          простейшие

                                                                                                                                          грибки

                                                                                                                                          вирусы

                                                                                                                                          микоплазмы

                                                                                                                                          стафилококки

1. название группы микроорганизмов.

2. название группы микроорганизмов

3. название группы микроорганизмов

4. бактерия, вызывающая заболевание - пневмония

5. название бактерий, имеющих изогнутую форму

6. название бактерий, имеющих округлую форму и располагающихся в виде виноградных гроздьев

7. название бактерий, имеющих форму запятой

8. название самой многочисленной группы микроорганизмов

9.  бактерия, вызывающая заболевание - гонорея

10.  название группы микроорганизмов.

11. название группы микроорганизмов.

12. яд, вырабатываемый микробом

 Выделенное слово: название бактерий, имеющих округлую форму и располагающихся в виде цепочки

2. Выберите правильные варианты ответов в тестах (см. значение условных обозначений), ответы оформите в виде таблицы:

Номер теста

 №1

№2

№3

№4

№5

№6

Правильный ответ

Условные обозначения:

 - ответ долен иметь форму: например 1а,2б,3г,4д  и т.п.                       

 -  тест имеет несколько правильных ответов.

№1. Органы иммунной системы подразделяются на:

а) периферические,

б) генетические,

в) центральные,

г) специфические.

№2. Соотнесите колонки:

1 колонка:

  1. Вакцины – это …
  2. Сыворотки – это …
  3. Гамма-глобулин – это …

2 колонка:

а) препарат, содержащий готовые антитела,

б) препарат, состоящий из человеческой крови,

в) препарат, состоящий из микробных клеток,

г) препарат, содержащий гидролизные ферменты.

№3. Основные виды сыворотки:

а) химические,

б) антитоксические,

в) антимикробные,

г) искусственные.

№3. Соотнесите колонки:

1 колонка:

  1. Вакцины из живых возбудителей …
  2. Вакцины из убитых микробов …
  3. Химические вакцины …
  4. Анатоксины …
  5. Ассоциированные вакцины …

2 колонка:

а) длительность 6-12 месяцев,

б) препараты из химических компонентов,

в) создают длительный иммунитет (на несколько лет),

г) комбинированные препараты,

д) готовят из экзотоксинов.

№5. Источниками инфекции являются:

а) человек,

б) здоровое население,

в) животные.

№6. Варианты развития эпидемического процесса:

1 колонка:

  1. спорадия,
  2. эндемия,
  3. эпидемическая вспышка,
  4. эпидемия,
  5. пандемия.

2 колонка:

а) глобальное распространение заболеваемости,

б) групповая вспышка,

в) массовое распространение, которое охватывает 100 и более человек,

г) число заболевших сотни тысяч человек,

д) единичные случаи.

4. Заполните пропуски, запишите определения следующих понятий:

Антигены _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Антитело  _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вакцины __________________________________________________________

__________________________________________________________________

Сыворотки ________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Классный руководитель отправился в поход с группой. Вечером один из обучающихся обнаружил на руке присосавшегося клеща. Опишите Ваши действия в данной сложившейся ситуации.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 12: Инфекции, передаваемые половым путем.

Задания:

  1. Заполните таблицу согласно предложенным вопросам:

Выпишите лишнее по каждому пункту:

№п/п

ЗППП

Не соответствует

1.Заболевания вызванные бактериями

-мягкий шанкр,
-хламидиоз,
- гонорея,
-паховая гранулема,
- венерическая -лимфогранулема,
- гипатит В.

2.Заболевания вызванные вирусом

-генитальный герпес,
-хламидиоз,
-гепатит В,
- ВИЧ,
-трихомониаз

Заболевания вызванные грибком

- гонорея,

- дерматомикоз (стригущий лишай),
-кандидоз,

4. Заболевания вызванные паразитами

- лобковые вши,

- сифилис,

- чесотка.

 

2.Дополнить: Как передаются ЗППП?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислить методы профилактики ЗППП:

1._____________________________________________

2._____________________________________________

3._____________________________________________

4._____________________________________________

5._____________________________________________

6._____________________________________________

Тема 13-14: Первичная медицинская помощь при травмах и ранениях.

Задания блок1:

1. Заполните пропуски, впишите определение понятий:

а) шок – это _____________________________________________________

________________________________________________________________

б) рана – это _____________________________________________________

________________________________________________________________

в) перелом – это __________________________________________________

________________________________________________________________

г) вывих – это ____________________________________________________

________________________________________________________________

д) ушиб – это ____________________________________________________

________________________________________________________________

2. Перечислите симптомы, заполнив таблицу внешних проявлений травматического шока:

Эректильная фаза

Торпидная фаза

3. В результате ДТП у пострадавшего проникающее ранение грудной полости. Составьте алгоритм действий в данной ситуации.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.На рисунке показан способ транспортировки пострадавшего. При переломе каких костей применяется такой способ?

____________________________

5.Заполните таблицу:

Вид

кровотечения

Признаки

Способы остановки

5. Выберите правильные варианты ответов в тестах (см. значение условных обозначений), ответы оформите в виде таблицы:

Номер теста

 №1

№2

№3

№4

№5

№6

Правильный ответ

Условные обозначения:

 – тест с одним правильным ответом.   

-  тест имеет несколько правильных ответов.

 - ответ долен иметь форму: например 1а,2б,3г,4д  и т.п.                       

♦ - перечислить все ответы в нужной последовательности.

№1. От чего возникает травматический шок?

а) от страха, переживаний,

б) от сильных болей,

в) от высокой температуры.

№2. Из приведенных действий оказания первой помощи выберите те, которые запрещаются при переломах:

а) иммобилизовать поврежденные конечности,

б) вставлять на место и вправлять кости,

в) устранять искривление конечности,

г) останавливать кровотечение.

№3. Почему при оказании первой медицинской  помощи необходимо в первую очередь остановить сильное кровотечение?

а) потому что пострадавший может упасть в обморок от вида крови,

б) для остановки кровотечения всегда есть подручные средства (ремень, бечевка, любая скрученная материя),

в) при сильном кровотечении человек может быстро потерять столько крови, что наступит его смерть,

г) остановить кровотечение по силам любому очевидцу происшествия.

№4. Вам нужно оказать первую медпомощь при закрытом переломе:

а) доставить пострадавшего в лечебное учреждение,

б) провести иммобилизацию,

в) дать обезболивающее средство.

№5. Виды ран. Соотнесите колонки:

1 колонка:

  1. колотые – это …
  2. резаные – это…
  3. ушибленные – это …
  4. рваные – это …
  5. огнестрельные – это …
  6. укушенные – это …
  7. рубленые – это …

2 колонка:

а) нанесенные пулей,

б) полученные при ударе,

в) нанесенные гвоздем,

г) получены при укусе животных,

д) нанесены топором,

е) нанесены различными предметами, когда в момент повреждения вырывается кусок ткани,

ж) нанесенные стеклом.

№6. К какому неотложному состоянию относятся данные признаки: тошнота, рвота, шум в ушах, потеря сознания?

а) вывих челюсти,

б) ушиб головного мозга,

в) повреждение костей черепа.

  1. На данном рисунке запишите наиболее типичные места прижатия артерий.

  1. Дайте определение «иммобилизации» и запишите основные принципы:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПОНЯТИЕ О НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ, ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ ИХ ВЫЗЫВАЮЩИЕ

Задания блок2:

1. Запишите основные правила, которые следует придерживаться при оказании первой медицинской помощи:

1. __________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________

4. __________________________________________________________________

5. __________________________________________________________________

6. __________________________________________________________________

7. __________________________________________________________________

8. __________________________________________________________________

9. __________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу: «Универсальная аптечка»:

№ п/п

Лекарственное средство

Лекарственная

форма

Применение

4. Вставьте пропущенные слова в предложение:

Первая помощь – это _________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Заполните таблицу, где пропущены названия неотложных состояний и способы транспортировки пострадавшего:

Способ транспортировки пострадавшего

Неотложное состояние

При большой кровопотери

При рвоте

На животе

Сидя или полусидя

При переломах рук

При ожогах спины и ягодиц

Только на спине с приподнятыми или согнутыми в коленях ногами

При повреждении позвоночника

«В позе лягушки» с подложенным под колени валиком

При затрудненном дыхании

6. Выберите правильные варианты ответов в тестах (см. значение условных обозначений), ответы оформите в виде таблицы:

Номер теста

 №1

№2

№3

№4

№5

Правильный ответ

Условные обозначения:

 – тест с одним правильным ответом.   

 ►-  тест имеет несколько правильных ответов.

№1. К кровоостанавливающему и обеззараживающему средству относят:

а) капли Зеленина,

б) перекись водорода,

в) нашатырный спирт.

№2. Транспортировка в позе «лягушки» с подложенными под колени валиком применяется:

а) при переломе позвоночника,

б) при переломе нижних конечностей,

в) при переломе костей таза,

г) при переломе грудной клетки,

д) при переломе верхних конечностей.

№3. Оживление человека при внезапной смерти, осуществляют путем:

а) массажа сердца,

б) наложения повязки,

в) искусственного дыхания.

№4. Предупреждение вторичного инфицирования ран проводят наложением:

а) шины,

б) жгута,

в) асептической повязки.

№5. Синтомицина линимент применяют:

а) для лечения инфицированных ожогов,

б) для лечения гнойных ран,

в) для снятия зуда после укуса насекомыми,

г) для смазывания порезов и царапин.

7.  В результате ДТП у пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, открытый перелом нижней конечности с повреждением бедренной артерии. Запишите Ваши действия до приезда скорой медицинской помощи.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 ДИАГНОСТИКА И ПРИЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ

Задания-блок3:

Неотложное

состояние

Симптомы

Способы оказания первой помощи

обморок

Спазм, судороги скелетной мускулатуры, асфиксия, отек головного мозга

Покраснение кожи, появление пузырей, разрушение кожи

Повернуть лицом вниз, очистить рот от слизи, удалить воду из дыхательных путей

отморожение

отравления

Сильная жажда, сухость во рту, частое мочеиспускание

Головные боли, подташнивание, рвота, судороги, потеря сознания

Гипертонический криз

Стенокардия

Острая боль в животе

Тепловой солнечный удар

1. Заполните таблицу, перечислив способы оказания первой помощи при неотложных состояниях:

 

2. Выберите правильные варианты ответов в тестах (см. значение условных обозначений), ответы оформите в виде таблицы:

Номер теста

 №1

№2

№3

№4

№5

Правильный ответ

Условные обозначения:

 – тест с одним правильным ответом.   

-  тест имеет несколько правильных ответов.

 - ответ долен иметь форму: например 1а,2б,3г,4д  и т.п.                       

♦ - перечислить все ответы в нужной последовательности.

№1. Появление пузырей, заполненных прозрачной жидкостью, это ожог …

а) 1 степени,

б) 2 степени,

в) 3 степени,

г) 4 степени.

№2. При сахарном диабете у человека могут быть ,,,

а) гипогликемическая кома,

б) гипертоническая кома,

в) гипергликемическая кома.

№3. Оказание неотложной помощи при гипертоническом кризе  _

а) вызвать врача, наблюдать за состоянием больного до прибытия врача,

б) измерить артериальное давление,

в) поставить горчичники на заднюю поверхность шеи,

г) усадить больного или придать его головному концу возвышенное положение,

д) приложить тепло к ногам.

№4. Причины вызывающие приступ стенокардии …

а) боли в животе,

б) физическое перенапряжение,

в) голодание,

г) резкое колебание метеорологических условий.

№5. Соотнесите колонки:

1 колонка:

  1. Воспаление червеобразного отростка – это …
  2. Воспаление желчного пузыря – это …
  3. Воспаление поджелудочной железы – это …
  4. Воспаление желудка – это…

2 колонка:

а) холецистит,

б) панкреатит,

в) аппендицит,

г) гастрит.

3. Заполните таблицу «Отравления»:

№ п/п

Виды                    отравлений

Признаки

Первая помощь

  1. На уроке математики студент случайно подавился шарообразным предметом. Запишите Ваши действия при данном неотложном состоянии.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите основные причины смерти наркоманов

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Студент почувствовал себя плохо на уроке. Его жалобы: головная боль, подташнивание, рвота, появились некоординированные движения, он возбужден, агрессивен, лицо красное, тело начинает корчиться в судорогах. С рождения ребенок болеет сахарным диабетом. Запишите  способы оказания первой помощи.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 15: Первая медицинская помощь при сердечной недостаточности и инсульте.

Задания:

  1. Допишите: Инсульт это_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Допишите результаты диагностики инсульта:

№ П/П

Метод диагностики

Результат диагностики

1.

Попросите пострадавшего улыбнуться. 

2.

Попросите человека поднять и удерживать перед собой выпрямленные руки.

3.

Попросите его что-нибудь сказать, задайте простейший вопрос, например, как его зовут.

  1. Перечислите основные признаки возможно развивающегося инсульта:

 1._______________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________________________________________________

7._______________________________________________________________________________________________________________.

4. Расставить пункты алгоритма действий при подозрении на инсульт:

ЭТАПЫ АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЯ ПРИ ИНСУЛЬТЕ

ПРАВИЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЯ ПРИ ИНСУЛЬТЕ

 Дождаться прибытия «скорой»  и провести госпитализацию.

 Не снижать артериальное давление (только если выше 200/110 мм рт.ст.)

 Записывать все препараты, которые давали пациенту до прибытия «скорой»

При рвоте – повернуть голову больного на бок

Вызвать «скорую помощь»

Реанимационные мероприятия:

-при угнетении дыхания – дыхание «рот в рот»

-при отсутствии пульса — непрямой массаж сердца

При судорогах – мягко придерживать голову и конечности для предупреждения травмы

Тема 16: Первая медицинская помощь при инфаркте и остановки сердца.

Задания:

Признаки                  агонального                   состояния

Признаки

клинической

смерти

Признаки                             биологической              смерти

  1. Заполните таблицу:

  1. Закончите предложение:

Мероприятия по оживлению в период клинической смерти называют _________________________________________________________________

  1. Дайте определение клинической смерти и запишите время благоприятное для реанимации и сохранения человека без потери его интеллекта.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечислите все ответы в нужной последовательности:

1. Если помощь оказывается одним человеком, то после 15 движений непрямого массажа сердца сделать 2 «вдоха» ИВЛ. При наличии помощников на 5 движений непрямого массажа сердца — 1 вдох ИВЛ.

2.  Одновременно при поднятых ногах резко нанести удар ребром ладони, сжатой в кулак, с расстояния 30 см в нижнюю часть грудины на 2-3 см выше мечевидного отростка (прекардиальный удар). Иногда этого бывает достаточно, чтобы оживить человека.

3. Каждые 5 минут нажимайте кулаком на живот выше пупка, чтобы удалить воздух из желудка.

4. При отсутствии сознания, дыхания, реакции зрачков на свет, роговичного рефлекса и пульсаций на сонной артерии уложить пострадавшего на спину на жесткую поверхность, освободить грудную клетку, расстегнуть пояс.

5. Быстро прекратить нажатие, чтобы грудная клетка расправилась и в сердце поступила новая порция крови из приносящих сосудов.

6.  Поднять ноги больного в вертикальное положение и держать их приподнятыми в течение 5-15 секунд (венозный возврат крови к сердцу).

7.   Зажать нос, захватить подбородок пострадавшего и сделать максимальный выдох ему в рот или нос (можно через платок). Грудь пациента должна подниматься. Сделать 2-3 «вдоха» в пострадавшего.

8. Сразу после удара проверить, появился ли пульс. Если нет пульса, удар по грудине можно повторить.

9. Для сохранения головного мозга — приложить холод к голове.

10. При безуспешности прекардиального удара немедленно приступить к непрямому массажу сердца. Ваши руки и пальцы — прямые, локти должны быть выпрямлены, не сгибаться во время движений. Надавливания производятся за счет веса тела, а не силы рук. Правильное положение рук: большой палец направлен на голову (на ноги) пострадавшего. Частота — 60-70 раз в минуту. Грудина пострадавшего должна смещаться к позвоночнику на 3-4 см (только при этом условии кровь выбрасывается в большой и малый круги кровообращения).

11. Продолжать реанимацию до прибытия врачей, появления самостоятельного сердцебиения и дыхания или признаков биологической смерти. 

12.   Для проведения ИВЛ очистить ротовую полость пальцем с помощью марли или носового платка, подложить под плечи плоский жесткий предмет и выдвинуть нижнюю челюсть.

________________________________________________________________

  1. Вставьте в предложение пропущенные  значения:

а) трупное окоченение наступает через  _____ мин,

б) проведение непрямого массажа сердца проводят с ритмом ______  надавливаний в минуту,

в) проведение искусственного дыхания методом «рот в рот» проводят _____ дыхательных движений в минуту,

г) прекардиальный удар наносят с расстояния ____ см в нижнюю часть грудины на  ____ см выше мечевидного отростка,

д) реанимацию проводят в течение первых _____ минут,

е) при наличии помощников, на 1 вдох ИВЛ проводят _____  надавливаний непрямого массажа сердца.

6. Выберите по одному верному ответу из предложенных тестов. Ответы оформите в таблиц:

Номер теста

 №1

№2

№3

№4

№5

№6

Правильный ответ

№1.  До истечения какого времени человека, находящегося в состоянии клинической смерти, еще можно спасти?

а) любого,

б) 5 минут,

в) 15 минут,

г) 10 минут.

№2. С какой ритмичностью должен осуществляться непрямой массаж сердца?

а) 20 нажатий в минуту,

б) 40 нажатий в минуту,

в) 60 нажатий в минуту,

г) 100 нажатий в минуту.

№3. Назовите основную цель реанимации:

а) восстановление работы мозга,

б) восстановление двигательной активности человека,

в) восстановление аппетита,

г) восстановление речи пострадавшего.

№4. Не менее какого времени необходимо проводить реанимацию при отсутствии признаков ее эффективности?

а) 5-10 минут,

б) 10-15 минут,

в) пока человек не начнет разговаривать и самостоятельно двигаться,

г) не менее 30-40 минут.

№5. Когда проводится искусственная вентиляция легких методом «рот в нос»?

а) если брезгуете делать искусственное дыхание в рот.

б) когда невозможно открыть рот пострадавшему, поскольку у него сломана челюсть, имеются сильные повреждения нижних отделов лица.

в) если об этом просят прохожие.

г) если считаете нужным делать только так.

№6. Проведение искусственной вентиляции легких в сочетании с наружным массажем сердца осуществляется при:

а) потере пострадавшим сознания.

б) состоянии клинической смерти (остановка сердца, дыхания).

в) сильном кровотечении,

г) наличии травм головы.

7.  Выберите правильные действия и их очередность.

Пострадавшему необходимо сделать непрямой массаж сердца:

а.  На область сердца положить разом две ладони, при этом пальцы рук должны быть разжаты.

б.  Поочередно надавливать на грудину сначала правой, потом левой ладонью.

в.  Положить пострадавшего на кровать или на диван и встать от него с левой стороны.

г. Положить пострадавшего на ровную твердую поверхность.

д. Встать на колени с левой стороны от пострадавшего (если пострадавший лежит на полу) параллельно его тела.

е. В точку прекардиального удара положить ладони (наиболее выпуклую их часть) одна на другую, пальцы должны быть приподняты, большие пальцы должны смотреть в разные стороны.

ж. Давить на грудину полусогнутыми пальцами.

з.  Давить руками поочередно ритмично через каждые 2-3 с.

и. Давить на грудь только прямыми руками, используя вес тела.

к. Ладони не отрывать от грудины пострадавшего, каждое следующее движение производить после того, как грудная клетка вернется в исходное положение.

_______________________________________________________________

8. Перечислите основные симптомы, которые свидетельствуют об эффективности непрямого массажа сердца.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кратко охарактеризуйте безопасное положение пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии при наличии дыхания и сердечной деятельности.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Основная:

1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. — М., 2015.

Дополнительная:

1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. — 4-е изд., перераб — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. — C. 397-413.

2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 176 с.

3. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Уч.пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 187 с.

 4. Курить – здоровью вредить: Учебно-методическое пособие /АГПИ им.А.П.Гайдара; /Ю.Н.Иванченко, М.В.Пищаева, С.В.Денисова, В.Ю.Маслова. – Арзамас: АГПИ, 2004. – 60 с.

 5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и спец.психологии: Уч.пос. для педвузов. / Под ред. В.И.Селиверстова, Б.П.Пузанова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 367 с.    

6. Основы здорового питания: Учебно-методическое пособие /АГПИ им.А.П.Гайдара; /Ю.Н.Иванченко, М.В.Пищаева, С.В.Денисова, В.Ю.Маслова. – Арзамас: АГПИ, 2004. – 60 с.

7. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие /АГПИ им.А.П.Гайдара; / М.В.Пищаева, С.В.Денисова, В.Ю.Маслова. – Арзамас: АГПИ, 2006. – 72 с.

8. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебник для мед.уч. / Под ред. А.А.Воробьева и И.Ю.Кривошеина. – 2-е изд. стер. – М.: Академия, 2002. – 223 с.  

9. Педагогическая профилактика алкоголизма и наркомании: Учебно-методическое пособие /АГПИ им.А.П.Гайдара; /Ю.Н.Иванченко, М.В.Пищаева, С.В.Денисова, В.Ю.Маслова. – Арзамас: АГПИ, 2006. – 68 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса

Учебная рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5 класса. Программа будет интересна учителям ОБЖ специальных (коррекционных) школ 8 вида....

Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» образовательной программы среднего профессионального образования по профессии  072500.01 Исполнитель художественно-оформитель...

Рабочая програма по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

Рабочая програма по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"Для специальности 15.02.07...

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по профессии СПО: 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.

1. Область применения примерной программыРабочая  программа учебной дисциплины  «Безопасность жизнедеятельности» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в с...

Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.06"Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики"

Область применения примерной программыРабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 26.02.06...

Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок

1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.05. вве...