Методическая разработка олимпиады «СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ ПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ»
олимпиадные задания

Олимпиада является формой независимого контроля учебных достижений студентов в рамках профессионального модуля, так как в качестве экспертов олимпиады  привлекаются преподаватели смежных дисциплин, и позволяет диагностировать уровень формирования профессиональных компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_hrp.docx48.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ставропольского края

«Буденновский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОЛИМПИАДЫ

«СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ ПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ»

                       

ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

для специальности:

34.02.01 Сестринское  дело

Разработана преподавателем ЦМК терапевтического профиля:

Силенко Е.А.

Буденновск, 2021 г.

Цели олимпиады: 

Учебные:

- обобщение и закрепление знаний по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах специальности Сестринское дело.

- определение уровня освоения видов деятельности (ВД): Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Воспитательные:

1. Выявление и поощрение наиболее подготовленных, активных и ответственных студентов.

2. Создание условий для раскрытия интеллектуального потенциала студентов.

3. Повышение уровня  мотивации студентов путём определения сильнейших по предмету в результате конкурсного отбора.

4. Формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Развивающие:

1. Развивать умения анализировать, делать вывод и планировать свои действия.

2. Развивать клиническое мышление студентов с целью применения полученных знаний при освоении других профессиональных модулей.

Задачи олимпиады:

1. Повышение  интереса  к  своей  будущей  профессии  и  ее  социальной значимости.

2. Проверка  способностей  обучающихся  к  системному  действию  в профессиональной  ситуации,  анализу  и  проектированию  своей деятельности.

3. Расширение  круга  профессиональных  умений  по  выбранной специальности.

4. Привлечение  обучающихся  к  самостоятельному  поиску  и использованию информации.

5. Совершенствование  навыков  самостоятельной  работы  и  развитие профессионального мышления.

6. Формирование  способности  самостоятельно  и  эффективно  решать проблемы в области профессиональной деятельности.

7. Создание  условий  для  формирования  профессиональных  и  общих компетенций.

Участники олимпиады (специальность, курс, группа):

Обучающиеся 3 курса специальности Сестринское дело 3 курс.

Жюри: (преподаватели ПМ)

Место и время проведения мероприятия:  кабинет практической подготовки.

Форма  проведения  олимпиады:  теоретический этап – с применением дистанционных технологий, практический этап - очно.

Материально-техническое оснащение:

программа олимпиады;

тестовые задания;

оценочный лист практического задания;

оснащение для теоретического этапа:

компьютер или ноутбук с подключением к сети Интернет.

оснащение для практического этапа:

1. Пеленальный стол.

2. Емкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «А».

3. Емкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «Б».

4. Емкость-контейнер с дезинфицирующим средством.

5. Пакет для утилизации медицинских отходов класса «А», любого (кроме желтого и красного) цвета.

6. Пакет для утилизации медицинских отходов класса «Б», желтого цвета.

7. Весы для новорожденных (электронные).

8. Ростомер детский медицинский.

9. Сантиметровая лента.

10. Пеленка одноразовая медицинская не стерильная 2 шт.

11. Перчатки медицинские нестерильные.

12. Форма 112 История развития ребенка.

Требования к уровню ИКТ компетентности участников: умение работать с программами пакета Microsoft Office.

Проведение олимпиады

Олимпиада проходит в виде 2 этапов – теоретического и практического. Общее количество баллов - 40. Критерии оценивания представлены к каждому этапу отдельно. К проведению теоретического этапа олимпиады допускаются 40 участников. Теоретический этап проводится с применением дистанционных образовательных технологий – тестирование с использованием онлайн-сервиса Google-формы. Тестовые задания включают 20 вопросов с одним вариантом ответа и 10 тестовых заданий открытого типа.  Вопросы и задания теоретического этапа сформулированы по  теме «Сестринская помощь при хронических расстройствах питания у детей», предназначены для оценивания профессиональных и общих компетенций профессионального модуля ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах специальности Сестринское дело.

К участию в практическом этапе допускаются 3 участника, имеющие лучшие показатели по результатам теоретического этапа.

Теоретический этап олимпиады

«Сестринская помощь при хронических расстройствах питания у детей»

Тестовые задания

        Выберите один правильный ответ.

1. Хроническое расстройство питания у детей раннего возраста с дефицитом массы тела по отношению к длине, называется:

а) гипостатура

б) гипотрофия

в) паратрофия

2. Каков дефицит массы при  III степени гипотрофии:

а) 31% и более

б) 10-20%

в) 21-30%

3. Для I степени гипотрофии со стороны ЦНС характерны:

а)  возбудимость

б) вялость

в) безучастность к окружающему

4. Изменение окраски кожи, характерное для гипотрофии:

а)  бледность, б) желтушность, в) гиперемия

5. Снижение подкожно-жирового слоя на животе характерно для какой степени гипотрофии:

а)  I степени, б) II степени, в) III степени

6. Снижение аппетита, срыгивания, рвота, запоры, сменяющиеся диспептическим  стулом характерны для какой степени гипотрофии:

а)  I степени, б) II степени, III степени

7. Какой стул появляется у ребенка при III степени гипотрофии:

 а) мучнистый, б) белковый, в) голодный

8. Стул сухой, в виде шариков, бурого цвета с гнилостным запахом является:

 а) мучнистым, б) белковым, в) голодным

9. Дыхательная аритмия, тахикардия, гипотония, одышка, апноэ, гипотермия, серьезные осложнения заболеваний с летальным исходом характерны для какой степени гипотрофии:

а)  I степени, б) II степени, в) III степени

10. Период выяснения толерантности к пище длится1-3 дня при:

 а)  I степени гипотрофии, б) II степени гипотрофии, в) III степени гипотрофии

11. Количество пищи на 1-й фазе диетотерапии  при I степени гипотрофии:

а) 2/3-1/2 от должного по массе

б) соответствует должному

в) 20-30 мл на 1 кормление  

12. Восполнение пищевых веществ (б, ж, у) при гипотрофии проводится:

а) каждые 7 дней

б) каждый месяц

в) каждые 3-4 дня

13.  Сливки, растительное, сливочное масло используются для коррекции какого продукта:

а) углеводов, б) белков, в) жиров

14. Назовите хроническое расстройство питания у детей раннего возраста с избытком  массы тела по отношению к длине:

а) гипостатура

б) гипотрофия

в) паратрофия

15. Каков дефицит массы при  II степени гипотрофии:

а) 31% и более

б) 10-20%

в) 21-30%

16. Безучастность к окружающему, резкая задержка, утрата приобретенных характерны для:

а)  I степени гипотрофии, б) II степени гипотрофии, в) III степени гипотрофии

17.   Бледно-серая, сухая, шелушащаяся кожа, снижение эластичности кожи, тургора, мышечного тонуса наблюдается при:

а)  I степени гипотрофии, б) II степени, III степени гипотрофии

18. Отсутствие подкожно-жирового слоя на животе,  снижение на конечностях свойственно:

а)  I степени гипотрофии, б) II степени гипотрофии, в) III степени гипотрофии

19. Восполнение пищевых веществ (б, ж, у) при гипотрофии проводится под контролем:

а) анализа крови

б) ЭКГ

в) копрограммы

20. Цельный кефир, творог, желток, молоко используются для коррекции каких пищевых веществ:

а) углеводов, б) белков, в) жиров

Эталоны ответов

Б

11

Б

А

12

В

А

13

В

А

14

В

А

15

В

Б

16

В

В

17

Б

Б

18

Б

В

19

В

А

20

Б

Тестовые задания открытого типа

Впишите правильный ответ.

  1. Назовите экзогенную (алиментарную) причину гипотрофии _________________
  2. Назовите симптом нарушения функции ЦНС при гипотрофии I степени_________________________________________
  3. Лабораторное исследование, применяемое для диагностики гипотрофии ______________________________
  4. Назовите основной метод лечения гипотрофии_____________________
  5. Назовите вторую фазу диеты при гипотрофии _________________________________________________
  6.  Продукт для обогащения рациона жирами_______________________
  7. Клинический признак паратрофии (ожирения) - повышенная потливость называется  _______________________________________________________
  8. Назовите осложнение ожирения со стороны сердечно-сосудистой системы ___________________________________________
  9. Место проведения лечения детей с паратрофией III степени____________________________________________________
  10. Профилактика гипотрофии в период внутриутробного развития называется _________________________

Эталон ответов

1.        Недокорм.

2.        Возбудимость.

3.        Копрограмма.

4.        Диетотерапия.

5.        Репарационный период.

6.        Сливки.

7.        Гипергидроз.

8.        Атеросклероз.

9.        Стационар.

10. Антенатальная.

Критерии оценивания:

Каждый правильный ответ – 1 балл, т.е. при полном безошибочном решении теста участник набирает 30 баллов. Время для выполнения заданий – 30 минут. При равном количестве набранных баллов победители определяются с учетом затраченного времени на выполнение заданий.

II этап – выполнение практического задания «Антропометрия грудного ребенка»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

 Номер участника ______  

Проверяемый практический навык: Антропометрия грудного ребенка

Условие практического задания: выполнение антропометрия грудного ребенка в смотровом кабинете лечебного отделения медицинской организации

Оснащение:

1. Пеленальный стол.

2. Емкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «А».

3. Емкость-контейнер с педалью для медицинских отходов класса «Б».

4. Емкость-контейнер с дезинфицирующим средством.

5. Пакет для утилизации медицинских отходов класса «А», любого (кроме желтого и красного) цвета.

6. Пакет для утилизации медицинских отходов класса «Б», желтого цвета.

7. Весы для новорожденных (электронные).

8. Ростомер детский медицинский.

9. Сантиметровая лента.

10. Пеленка одноразовая медицинская не стерильная 2 шт.

11. Перчатки медицинские нестерильные.

12. Форма 112 История развития ребенка.

№ п/п

Перечень практических действий

Форма представления

Балл

Отметка о

выполнении

1.

Установить контакт с мамой/законным представителем ребёнка, поздороваться, представиться, обозначить свою роль

Выполнить/Сказать «Здравствуйте!» «Я медицинская сестра» «Меня зовут __________

0,1

2.

Попросить маму / законного представителя ребёнка представиться

Сказать  «Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?»

0,1

3.

Идентифицировать пациента, сверить с медицинской документацией

Сказать  «Пациент идентифицирован»

0,1

4.

Сообщить маме/ законному представителю ход и цель процедуры

Сказать  «Я буду измерять массу, длину тела, окружность головы и грудной клетки Вашего ребёнка с целью определения его антропометрических показателей»

0,1

5.

Убедиться в наличии у мамы/ законного представителя ребёнка добровольного информированного согласия

Сказать  «Вы не против данной процедуры?» «Мама не возражает»

0,1

Подготовка к процедуре

6.

Обработать руки гигиеническим способом, осушить

Выполнить

0,3

7.

Включить вилку сетевого провода весов в сеть, при этом на цифровом индикаторе должна засветиться рамка. Через 35-40 с на табло должны появиться цифры (нули). Оставить весы включёнными на 10 мин

Выполнить

0,3

8.

Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центр лотка - на индикаторе должны высветиться показания, соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъемную платформу - на индикаторе должны появиться нули

Выполнить

0,3

9.

Положить на грузоподъемную платформу пелёнку однократного применения - на индикаторе должна высветиться ее масса. Сбросить значение массы пеленки в память прибора, нажав кнопку "Т", - на индикаторе должны появиться нули.

Выполнить

0,3

10.

Положить на пеленальный столик пелёнку

Выполнить

0,3

11.

Осторожно уложить ребёнка на пеленальный столик сначала ягодицами, затем плечами и головой

Выполнить

0,3

12.

Распеленать/раздеть ребёнка

Выполнить

0,3

Измерение окружности головы

13

Наложить сантиметровую ленту на голову пациента по ориентирам: сзади - затылочный бугор, спереди - надбровные дуги

Выполнить

0,3

14.

Определить результат измерения

Выполнить

0,3

15.

Снять сантиметровую ленту

Выполнить

0,3

16.

Сообщить маме/ законному представителю ребенка результат измерения

Сказать  «У Вашего ребенка окружность головы  ____ см»

0,3

17.

Записать результат в соответствующую медицинскую документацию

Выполнить

0,2

Измерение окружности грудной клетки

18.

Слегка отвести руки ребенка в стороны

Выполнить

0,3

19.

Наложить сантиметровую ленту сзади - по нижним углам лопаток, спереди - по нижнему краю околососковых кружков

Выполнить

0,3

20.

Определить по ленте значение окружности грудной клетки. При этом рекомендуется натянуть ленту и слегка прижать мягкие ткани. Измерение проводить в покое

Выполнить

0,3

21.

Сообщить маме ребенка результат измерения

Сказать «У Вашего ребенка окружность груди  ____ см»

0,3

22.

Поместить сантиметровую ленту в емкость для дезинфекции

Выполнить

0,3

23.

Записать результат в соответствующую медицинскую документацию

Выполнить

0,2

Измерение массы тела

24.

Осторожно уложить ребенка на платформу сначала ягодицами, затем плечами и головой. Ноги ребенка следует придерживать

Выполнить

0,3

25.

После появления слева от значения массы значка "0", обозначающего, что взвешивание закончено, считать значение массы тела ребенка

Выполнить

0,3

26.

Взять ребенка на руки и переложить на пеленальный столик

Выполнить

0,3

27.

Спустя 5-6 с обнулить показания весов

Выполнить

0,3

28.

Сообщить маме ребенка результат измерения

Сказать «У Вашего ребенка масса тела __гр.»

0,3

29.

Поместить пеленку в ёмкость для медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

0,3

30.

Записать результат в соответствующую медицинскую документацию

Выполнить

0,2

Измерение роста

31.

Предложить маме взять ребенка на руки и переложить на площадку ростомера. Переложить пеленку с пеленального столика на площадку ростомера

Сказать «Возьмите  ребенка на руки, перекладывайте на ростомер. Перекладываю пеленку на площадку

ростомера»/ Выполнить

0,3

32.

Уложить ребенка на ростомер так, чтобы голова плотно прикасалась теменем к неподвижной планке, верхний край козелка уха и нижнее веко находились в одной вертикальной плоскости

Выполнить

0,3

33.

Ноги ребенка должны быть выпрямлены легким нажатием на колени и прижаты к доске ростомера. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом к голени, подвижную планку ростомера

Выполнить

0,3

34.

Определить по шкале длину тела ребенка. Длина тела равна расстоянию между неподвижной и подвижной планками ростомера

Выполнить

0,3

35.

Сообщить маме/ законному представителю ребенка результат измерения

Сказать «У Вашего ребенка длина тела _см»

0,3

36.

Записать результат в соответствующую медицинскую документацию

Выполнить

0,2

Окончание антропометрии

37.

Предложить маме/ законному представителю взять ребенка на руки. Переложить пеленку с ростомера на пеленальный столик

Сказать  «Возьмите ребенка на руки, перекладывайте на пеленальный столик. Перекладываю пеленку на пеленальный столик»/Выполнить

0,1

38.

Предложить маме/ законному представителю разместить ребенка на пеленальном столике, одеть ребенка

Сказать «Уложите ребенка на пеленальный столик. Можно одевать ребенка»

0,1

39.

Обработать руки антисептиком

Выполнить

0,1

40.

Оценить результаты измерений по центильным таблицам, результат записать в медицинской документации

Выполнить

0,1

41.

Надеть перчатки, обработать поверхности весов, ростомера, пеленального столика дезинфицирующим средством

Выполнить

0,1

42.

Снять перчатки, обработать руки гигиеническим способом, осушить

Выполнить

0,1

Максимальное количество баллов за выполнение манипуляции – 10. При выполнении менее 70%  действий этап считается не пройденным. При получении участниками равного количества баллов для определения победителя учитывается время, затраченное участником для выполнения задания.

Подведение итогов

По окончании каждого этапа олимпиады  жюри оценивает выполненные задания, по окончанию олимпиады  - подсчитывает общее количество баллов и выставляет итоговые оценки.

Члены жюри заполняют сводную ведомость, объявляют победителей.

Сводная ведомость по каждому участнику

ФИО

1 этап

2 этап

итого

1

2

3

Победители олимпиады

1 место ________________________

2 место ________________________

3 место ________________________

Список литературы для подготовки

  1. Особенности оказания сестринской помощи детям [Электронный ресурс] : учеб. пособие / К.И. Григорьев, Р.Р. Кильдиярова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.
  2. Сестринское дело в педиатрии. [Электронный ресурс] (практическое руководство для медицинских училищ и колледжей)/ Качаровская Е.В., Лютикова О.К. - Ростов н/Д: Феникс, 2017 г.
  3. Сестринская помощь детям [Электронный ресурс] / Тульчинская В. Д. - Ростов н/Д : Феникс, 2015.
  4. Сестринское дело в педиатрии [Электронный ресурс]: практикум / Н. Г. Соколова, В. Д. Тульчинская; под ред. Р. Ф. Морозовой. - Ростов н/Д : Феникс, 2015.- (Среднее медицинское образование).
  5. Сестринский уход за здоровым новорожденным [Электронный ресурс] учебник / Соколова Н. Г. - М.: Абрис, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (практикум в помощь студентам) по дисциплине «Экономика организации»

Данная методическая разработка является пособием для студентов 2-го и 3-го курсов при подготовке к курсовому экзамену и государственной аттестации. Она содержит задачи по всем темам, пройденным по дис...

Методическая разработка олимпиады по немецкому языку

Методическая разработка олимпиады по немецкому языку включает в себя материалы для тестирования, аудирования....

Сестринская помощь при хроническом гастрите, хроническом гастродуодените

Методическая  разработка учебного занятия по теме  «Сестринская помощь при хроническом гастрите,  хроническом гастродуодените»  создана с целью обеспечения учебно-метод...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя «Хронический алкоголизм, алкогольные психозы».

Методическая разработка на тему: «Хронический алкоголизм, алкогольные психозы» предназначена для проведения практического занятия со студентами 3 курса по специальности 34.02.01  &laq...

«Хронические расстройства питания, гиповитаминозы у детей».

Гипотрофия – это хроническое расстройство питания, проявляющееся различной степенью потери массы тела.Этиология, патогенез. Заболевание полиэтиологичное. Различают врожденную (пренатальную)...

Методическая разработка практического занятия "Сестринская помощь при хроническом гастрите, хроническом гастродуодените, язвенной болезни"

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)Специальность...