Методическая разработка практического занятия для преподавателя «Хронический алкоголизм, алкогольные психозы».
методическая разработка

Рудакова Надежда Владимировна

Методическая разработка на тему: «Хронический алкоголизм, алкогольные психозы» предназначена для проведения практического занятия со студентами 3 курса по специальности 34.02.01  «Сестринское дело». Тема соответствует программе по ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка125.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

БУДЕННОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

                                                                                           

Методическая разработка практического занятия

для преподавателя

ПО ПМ 02 МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Специальность 34.02.01 «сестринское дело»

 ТЕМА:

«Хронический алкоголизм, алкогольные психозы».

Разработала:

Преподаватель ПМ

Высшей квалификационной категории

 Рудакова Н.В.

Буденновск, 2020 г

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели занятия.

3.        Основные этапы занятия.

4.        Карта модульных связей.

5.        Требования ФГОС к результатам освоения модуля.

6.        Теоретическая часть.

7.        Практическая часть занятия.

8.        Итоговый контроль.

9.        Список литературы.

  1. Пояснительная записка

По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель распространённости алкоголизма в высокоразвитых странах колеблется в пределах от 11 до 44 случаев на 1000 человек. Традиционно подавляющее большинство лиц, страдающих алкоголизмом, составляют мужчины. Однако в последнее время обозначилась тенденция роста алкоголизма среди женщин (соотношение женского и мужского алкоголизма сейчас составляет  1:6). Участились случаи злоупотреблением алкогольными напитками подростками и юношами, приводящие к развитию злокачественных быстро прогрессирующих форм алкоголизма.

На протяжении всего XX столетия наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению числа больных алкоголизмом. Например, средневзвешенный ежегодный показатель распространения алкоголизма в 15 экономически развитых странах составлял 0,3 на 1000 населения в 1900—1929 годах, 12,3 — в 1956—1975 годах; только с 1930 по 1965 годы число больных алкоголизмом увеличилось более чем в 50 раз. Первые исследования эпидемиологии алкоголизма в развитых странах показали, что алкоголизм наиболее распространён во Франции, далее следовали США, Швейцария и Швеция. Однако со временем показатели менялись; так, в США потребление алкоголя снизилось, а в странах бывшего СССР и Японии — возросло. К началу XXI века в мире производилось свыше 200 млрд. литров алкогольных напитков в год; во всех развитых странах большинство населения в возрасте старше 15 лет употребляло спиртные напитки, при этом около 1/6 мужчин и около 1/13 женщин употребляли алкоголь ежедневно.

        Методическая разработка на тему: «Хронический алкоголизм, алкогольные психозы» предназначена для проведения практического занятия со студентами 3 курса по специальности 34.02.01  «Сестринское дело». Тема соответствует программе по ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе

  1. Цели занятия:

  1. Обучающие:

Изучить:

  1. Этиологию хронического алкоголизма.
  2. Ведущие клинические симптомы и синдромы заболевания.
  3. Методы лечения алкоголизма.
  4. Клинические проявления и методы лечения алкогольных психозов.
  5. Особенности сестринского ухода при алкогольных психозах

  1. Воспитательные:
  1. Формировать интерес студентов к будущей профессии.
  2. Воспитывать чувство ответственности при оказании помощи.
  3. Формировать познавательную потребность студентов.

  1. Развивающие:
  1. Развивать умение воспринимать и осмысливать знания
  2. Делать обоснованный выбор в назначении лекарственных препаратов
  3. Активизировать мыслительную деятельность   студентов

Тип занятия: практическое

Место проведения: кабинет доклиники на базе ПНД

Время занятия: 270 минут

Оснащение занятия:

  • Перчатки
  • Маски
  • Аппарат для измерения АД
  • Кожный антисептик
  • Одноразовая простынь
  • Спиртовые асептические салфетки

Раздаточный материал:

  • Тесты
  • Ситуационные задачи
  • Чек-лист измерение артериального давления

ТСО

  • Ноутбук
  • Учебный фильм

3. Основные этапы занятия.

Этапы занятия.

Время (мин.)

Описание деятельности

Цель деятельности

Преподавателя

Студентов

1. Организационный момент

2. Актуализация

5 минут.

Проверка санитарного

состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

Готовятся к занятию.

Воспитание организованности и ответственности студентов.

Сообщает: тему, информирует цели занятия, задачи и пути их решения. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок.

Слушают, записывают в дневники тему и цели занятия.

Мотивация необходимости  освоения общих и профессиональных компетенций, использования их  в  будущей практической деятельности.

3. Контроль исходного уровня знаний

Задание №1

20минут

Задание №2

10минут

1.Демонстрирует вопросы,

корректирует,

дополняет ответы.

2.Озвучивает препараты фармакологических групп.

1. Отвечают с места.

2. Пишут в дневниках.

Получение объективной информации о степени  исходного   уровня знаний, коррекция ошибок.

4.Демонстрационная часть

35 минут.

1. Показ учебного фильма

2. Демонстрация оборудования, оснащения и оказание медицинских услуг.

1. просматривают учебный фильм.

2. Наблюдают, фиксируют виды технологий в дневниках.

Приобретение практических навыков.

5.Самостоятельная работа

170 минут

1. Контроль выполнения технологий медицинских услуг

Корректирует, поясняет и дополняет

2.Дополняет, поясняет, корректирует этапы решения ситуационных задач с ориентировкой на сестринский процесс

1.Отработка практических навыков  на муляжах и фантомах.

2.Решение ситуационных задач

Формирование практических навыков, возможность самостоятельно применить в дальнейшей практической деятельности.

Формирование клинического мышление, закрепление этапов сестринского процесса

6. Контроль

эффективности усвоения знаний.

Тестовые  задания.

Задание №3

20 минут

Обеспечивает материалом контрольного тестирования.

Знакомит с инструкцией выполнения задания.

Подписывают бланки-ответники. Письменно фиксируют ответы  в бланке.

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.

7. Подведение итогов занятия

5 минут

Оценивается работа группы в целом и каждого студента с обоснованием оценок.

Отмечаются  активные студенты.

Анализируют свою работу.

Оценить достигнуты ли цели занятия.

8. Домашнее задание.

5 минут.

Сообщается домашнее задание и задание для самостоятельной  внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания.

 

4. Карта модульных связей.

Внутримодульные связи:

  1. Сестринский процесс при наркоманиях
  2. Общая психопатология.

Межмодульные связи:

  1. ПМ 01 – Профилактика хронического алкоголизма
  2. ПМ 04 – измерение артериального давления.
  3. Дисциплина «Фармакология»  - ноотропы, нейролептики, транквилизаторы.
  4. Дисциплина «Психология» - оказание психологической поддержки пациенту и его родственникам.

 5.   Дисциплина «Основы патологии» - органические поражения головного мозга.

5. Требования ФГОС к результатам освоения модуля.

Профессиональный модуль 02 является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01  Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности. Изучение ПМ 02  ведется согласно  рабочей программе и календарно – тематическому плану.  В соответствии с этими документами студент после изучения темы должен овладеть профессиональными компетенциями:

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

Устанавливает контакт с пациентом/членом его семьи.

Проводит оценку исходного уровня знаний пациента о вмешательстве.

Предоставляет информацию в доступной форме для конкретной возрастной или социальной категории.

Получает согласие на вмешательство.

Контролирует усвоение полученной информации

Оценка качества памятки, плана беседы, терапевтической игры, санбюллетеня.

Анкетирование пациента или статиста в конкретной ситуации.

Интервьюирование пациента и персонала на учебной и квалификационной практиках.

Наличие устных и письменных благодарностей от пациента и персонала

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Выбирает дистанцию максимального комфорта для взаимодействия с пациентом и окружающими.

Совместно со всеми участниками лечебно-диагностического процесса готовит пациента и участвует в проведении вмешательств в соответствии с протоколами, принятыми в ЛПУ.

Целесообразно и адекватно оснащает рабочее место.

Обеспечивает постоянную обратную связь  с пациентом в процессе вмешательства.

Обеспечивает безопасность пациента и медперсонала.

Оценка качества

памятки для пациента, ролевой игры. Экспертная оценка терапевтической игры.

Сопоставление процесса выполнения лечебно-диагностического вмешательства с протоколами, принятыми в ЛПУ.

Текущая аттестация.

Зачёт у постели пациента.

ГИА

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

Взаимодействует с медицинскими, социальными и правоохранительными организациями в соответствии с

нормативно-правовыми документами

Своевременность извещений: устных, письменных, телефонограмм.

Качество оформления документов

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования

Обеспечивает применение годного препарата в соответствии с назначением.

Информирует об особенностях приема медикаментозных средств и их воздействии на организм.

Владеет методиками введения медикаментозных средств

Собеседование.

Составление памятки.

Тестовый контроль.

Решения проблемных ситуационных задач.

Демонстрация навыков на зачёте, ИГА

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

Использует, обрабатывает и хранит аппаратуру согласно инструкциям по применению.

Обучает пациента и родственников применению изделий медицинского назначения и уходу за ними.

Обучает пациента и родственников регистрации полученных результатов

Контроль качества памяток.

Контроль ведения листов динамического наблюдения.

Наблюдение за действиями на учебной и производственной практиках

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию

Точно, грамотно, полно, достоверно, конфиденциально ведет  утвержденную медицинскую документацию.

Правильно регистрирует и хранит документы

Проверка качества заполнения документов

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия

Организует мероприятия по улучшению качества жизни, вовлекая в процесс пациента.

Осуществляет реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара.

 Проводит комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа

Отзыв пациента и окружающих

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь

Организует мероприятия по поддержанию качества жизни, вовлекая в процесс пациента, родных.

Осуществляет сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях

Отзыв пациента и окружающих.

Демонстрация навыков на зачёте, ИГА

И общими компетенциями:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

уметь:

  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
  • осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
  • консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
  • осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  • проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;
  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
  • осуществлять паллиативную помощь пациентам;
  • вести утвержденную медицинскую документацию

знать:

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики,  проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья;
  • пути введения лекарственных препаратов;
  • виды, формы и методы реабилитации;

правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения

сформировать практический опыт:

  • осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
  • проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией

  1. Теоретическая часть.

Конспект темы.

Хронический алкоголизм, алкогольные психозы.

  1. Хронический алкоголизм.
  2. Алкогольные психозы.

1. Хронический алкоголизм.

Хронический алкоголизм — это прогридиентное заболевание, которое характеризуется патологическим влечением к алкоголю, психической и физической зависимостью от него, наличием абстинентного синдрома и деградацией личности.

Этиология: 

1. Биологический фактор — генетическая предрасположенность, дефицит серотонина, норадреналина.

2. Социальный фактор — стресс, семейная дезадаптация, снижение экономического уровня.

3. Психологический фактор — стремление к снижению уровня тревоги, улучшению коммуникации.

Клиника: 

Заболевание развивается в три стадии, после многолетнего употребления алкогольных напитков.

1. Неврастеническая (психическая зависимость).

  • рост толерантности (устойчивости) к алкоголю
  • увеличение дозы и потеря контроля над ней
  • алкогольная амнезия
  • утрата защитного рвотного рефлекса
  • изменение настроения: вместо желаемой эйфории появляется раздражительность, подавленность
  • изменение личности: лживость, хвастливость, назойливость

2 . Наркоманическая (физическая зависимость).

  • употребление алкоголя не зависит от жизненных ситуаций
  • окончательная потеря контроля над дозой
  • псевдозапои 2-3дня
  • усугубление изменений личности
  • появление абстинентного синдрома

Абстинентный синдром — синдром отмены. Появляется при прекращении употребления алкоголя. Проявляется соматическими нарушениями:тахикардия, повышение А/Д, головокружение, головная боль, сопровождается дисфорией тревожной депрессией, суицидальными попытками. Симптомы снижаются или проходят при приеме алкоголя.

3. Энцефалопатическая (алкогольная деградация).

  • усиление абстиненции до 5-7 дней
  • резкое падение толерантности
  • появление истинных запоев 4-10 дней
  • амнезия на весь период опьянения  
  • полная деградация личности: исчезают чувство такта, долга, ответственности, разрушаются родственные и социальные связи.

Детский и женский алкоголизм отличается злокачественным течением и приводит к полной деградации личности уже через 2-3 года от начала алкоголизации.

Лечение: 

Дезинтоксикационная терапия — устранение абстинентного синдрома

  • в/в глюкоза 5% в большом объеме, гемодез
  • 10 ЕД инсулина п/к
  • витамины группы В, С
  • натрия тиосульфат 30% 10 мл в\в
  • транквилизаторы (элениум, фенозепам)
  • ноотропы ( ноотропил, пирацетам)

Условнорефлекторная терапия — выработка рвотного рефлекса не алкоголь. Больному дают выпить немного алкоголя, затем рвотное средство (апоморфин, эмитин, отвар чабреца). Количество процедур — 25, до закрепления рвотного рефлекса.  

Сенсибилизирующая терапия — формирование повышенной чувствительности к алкоголю. Терапия основана на регулярном приеме препарата антабуса ( тетурам) или подкожная имплантация его аналога — эспираль. Прием алкоголя на фоне сенсибилизируещей терапии вызывает тяжелые соматические расстройства. Обязательно требуется согласие больного на лечение.

Психотерапия — один из наиболее действенных методов, всегда сочетается с медикаментозным лечением:

  • гипноз
  • кодирование
  • аутотренинг
  • групповая терапия

2. Алкогольные психозы.

На второй и третьей стадии хронического алкоголизма возможно развитие алкогольных психозов. Чаще всего встречаются следующие формы.

Алкогольный делирий ( белая горячка). 

Алкогольный делирий или белая горячка - наиболее частая форма алкогольных психозов, составляющих около 80% от общего их количества. Этот вид психоза отмечается наибольшей остротой и кратковременностью течения. Возникает он обычно на фоне выраженного похмельного синдрома по окончании очередного запоя или при вынужденном прекращении длительного злоупотребления алкоголем, что бывает при помещении больного на стационарное лечение или при тюремной изоляции, но иногда делирий может начинаться у больных алкоголизмом и в условиях длительного непрерывного пьянства. Часто он провоцируется соматическими, инфекционными заболеваниями, оперативным вмешательством.

В типичных случаях началу психоза предшествует длящийся несколько дней продроминальный период, в течение которого нарастают беспричинные тревога, страх, суетливость, нарушение ночного сна с появлением кошмарных сновидений. Тревога и страх усиливаются в ночное время. Больные боятся темноты, ложась спать, оставляют в комнате включенный свет. Непосредственно перед началом психоза в течении 1-2 дней ночной сои может полностью отсутствовать. Больные жалуются на усиленную потливость, сердцебиение, общее недомогание, появляется и усиливается тремор рук, настроение постоянно меняется. Психоз начинается с гипногагических галлюцинаций. Ночью при закрывании глаз или легкой дремоте слышатся шаги, звонок в дверь, перед глазами возникают устрашающие образы («человек в черном», лица умерших родственников, «бандиты» в темном окне и т.д.). Вначале при открывании глаз эти явления исчезают, но затем становятся более частыми и стойкими, страх усиливается, больные с целью самозащиты часто вооружаются, убегают из дома, прячутся. Больные в этом состоянии перестают ориентироваться в окружающем, в собственной личности ориентированы правильно, преобладают зрительные галлюцинации неприятного содержания, связанные с профессией. Поведение больных соответствует содержанию галлюцинаций. Они возбуждены, агрессивны, в страхе обороняются от мнимых преследователей, угрожают, что-то ищут в одежде, стряхивают мнимых насекомых и т.д. Наряду с психическими расстройствами у больных наблюдаются сомато-вегетативиые нарушения: повышение температуры, гипергидроз, гиперемия склер, тахикардия, повышение артериального давления, тремор рук, языка, головы. Психоз продолжается от 2 до 5 дней, завершается наступлением продолжительного сна. Больные в основном помнят пережитые психотичные расстройства, иногда правильно оценивают их болезненный характер, но в некоторых случаях пережитое расценивают как реальность. Тяжелым осложнением делирия является отек мозга. При отсутствии интенсивной терапии может наступить летальный исход.

Лечение белой горячки

Больные с белой горячкой нуждаются в неотложной терапии в условиях психиатрической больницы. Но в условиях сельской местности при невозможности транспортировать больного в психиатрическую больницу мероприятия по оказанию неотложной помощи должны осуществляться в любом медицинском учреждении, включая районную или участковую больницу. Транспортировка больного в психиатрическую больницу также требует дополнительных мероприятий по купированию психомоторного возбуждения и профилактике соматических осложнений. Транспортировка производится санитарными машинами или в отдельном купе железнодорожного вагона. Использование воздушного транспорта не допускается. Сопровождать больного должны не менее 3-х человек, способных удержать больного в состоянии психомоторного возбуждения, врача или фельдшера. Медицинские работники должны иметь при себе стерильные шприцы и необходимые медикаментозные средства для оказания скорой помощи и купирования возбуждения,

С целью купирования возбуждения рекомендуется применять в/в 2-4 мл 0,5% р-ра седуксена (реланиума). В случае недостаточного седативного эффекта в/м водят 0,5 мл 0.5% р-ра галоперидола или 15-20 мл 20% р-ра оксибутирата натрия.

Дополнительно могут назначаться в/м инъекции димедрола (10-30 мг). Большую роль играет дезинтоксикационная терапия: гемодез, реополиглюкин. Необходима витаминотерапия, особенно введение больших доз витамина В (В1 – 3 мл 3 раза в день; В6 – 2 мл 2 раза в день; В12 - 200 мкг ч/день).

Острый алкогольный галлюциноз развивается чаще всего на фоне абстиненции, сопровождается слуховыми, галлюцинациями в форме диалога. В одних случаях голоса обсуждают больного и он упоминается в третьем лице, в других - они адресуются самому больному, постоянно меняется содержание слуховых галлюцинаций, Это разнообразные обвинения, угрозы, обсуждение его былых поступков и формы наказания, включая жестокую расправу, которую он заслужил, голоса то усиливаются, то ослабевают. Возникает тревога, страх, двигательное возбуждение, симптомы усиливаются в вечернее и ночное время. Длится состояние от 2 до 4 недель.

К подострым и хроническим галлюцинозам относят состояния, которые длятся от 1 до 6 месяцев и более полугода. Особенность затяжного и хронического алкогольного галлюциноза заключается в длительном течении, преобладании стойких вербальных галлюцинаций при отсутствии нарушений сознания и относительно упорядоченном поведении. Эта патология возникает у больных на фоне перенесенных ранее черепно-мозговой травмы, сосудистых, нейроинфекционных и других органических заболевании центральной нервной системы. Течение психоза волнообразное. Периоды ремиссии меняются периодами обострения, причиной которых чаще всего служит возобновление или усиление пьянства. Провоцирующими факторами служат соматические, инфекционные заболевания, психические травмы.

В случае полного и длительного прекращения алкоголизации галлюцинации постепенно затухают, обычно больные продолжают изредка слышать отдельные тихие голоса индифферентного содержания, временами по вечерам ими слышатся чьи-то шаги, тихая музыка. Больные обычно скрывают эти переживания и они не находят отражения в их поведении.

Лечение алкогольного галлюциноза

Больные должны быть в этом состоянии помещены в психиатрическую больницу, так как представляют социальную опасность. Затем проводится;

1. Дезинтоксикационная терапия (гемодез реополиглюкин).

2. Галоперидол по схеме.

3. Витаминотерапия (группа В).

Алкогольный параноид.

На фоне похмельного абстинентного синдрома или запоя возникает алкогольный бред преследования. Развивается внезапно, реже после непродолжительного периода тревожных опасений и бредовой настроенности. Бред преследования, физического уничтожения, ограбления сопровождается резко выраженной растерянностью, страхом, тревогой. Поступки больного носят импульсивный характер - они выпрыгивают из транспорта, внезапно бросаются бежать, обращаются за помощью к органам власти, могут совершать нападение на мнимых врагов, нанести себе тяжелые повреждения. Продолжительность психоза от нескольких дней до нескольких недель, иногда затягивается на несколько месяцев.

Алкогольный бред ревности

Эта форма заболевания возникает после 40 лет на фоне выраженных алкогольных изменений личности. Вначале ревность проявляется лишь в состоянии опьянения или похмелья. Со временем подозрения в неверности остаются  и  вне  алкогольных  эксцессов  постепенно  формируется систематизированный бред в узких границах. Больной начинает следить за женой и может применить в отношении нее жестокие насильственные действия.

Лечение алкогольного параноида

Больные должны быть помещены в психиатрическую больницу. Для обрыва этого состояния применяют сочетания галолперидола с тизерцином или аминазином.

Больные с систематизированным бредом ревности подлежат длительному и стационарному лечению с назначением активных антипсихотических средств

Фронтальный опрос.

Этиология хронического алкоголизма. (Биологический фактор — генетическая предрасположенность, дефицит серотонина, норадреналина. Социальный фактор — стресс, семейная дезадаптация, снижение экономического уровня. Психологический фактор — стремление к снижению уровня тревоги, улучшению коммуникации).

Назовите стадии алкоголизма. (неврастеническая, наркоманическая, энцефалопатическая).

В какой стадии алкоголизма формируется психическая зависимость? (в 1-ой стадии — неврастенической).

Для какой стадии алкоголизма характерен абстинентный синдром? (для 2-ой стадии — наркоманической).

В какой стадии алкоголизма утрачивается защитный рвотный рефлекс? (в 1-ой стадии — неврастенической).

Назовите личностные изменения в наркоманической стадии. (усиление раздражительности, огрубление эмоций, разрушение морально-этических барьеров).

Назовите характерные симптомы энцефалопатической стадии. (резкое падение толерантности к алкоголю, амнезия на весь период опьянения, появление истинных запоев 4-10 дней, судорожные припадки, увеличивается продолжительность абстиненции).

Общие принципы лечения больных с хроническим алкоголизмом. (дезинтоксикационная, условнорефлекторная, сенсибилизирующая).

Назовите формы алкогольных психозов. (алкогольный делирий, галлюциноз, параноид).

Какой алкогольный психоз развивается через 2-5 дней после прекращения приема алкоголя? (алкогольный делирий).

Какие галлюцинации встречаются чаще при алкогольном галлюцинозе? (слуховые галлюцинации, в форме диалога, грозящие расправой над больным, усиливаются в ночное и вечернее время).

Какая форма бреда характерна для алкогольного параноида? (бред преследования).

Какие галлюцинации характерны для алкогольного делирия? (зрительные и тактильные галлюцинации устрашающего характера, поведение больного соответствует содержанию галлюцинациям ).

Какой алкогольный психоз характерен для мужчин старше 35 лет? (алкогольный параноид).

Назовите соматические нарушения при алкогольном делирии. (тремор всего тела, мышечная гипотония, тахикардия, потливость, повышение температуры).

Под каким надзором находятся в стационаре больные с алкогольным делирием? (под строгим надзором).

Препараты применяемые для дезинтакционной терапии. (гемодез, глюкоза 5%, тиасульфат натрия, витамины группы В, транквилизаторы, ноотропы

Какие препараты применяются для лечения алкогольных психозов?(нейролептики с выраженным седативным эффектом: аминазин, тезерцин).

Фармакологический диктант.

Распределить препараты по группам:

  1. транквилизаторы
  2. нейролептики
  3. ноотропы

церебролизин

элениум

диезепам

трифтазин

пирацетам

реланиум

клопиксол

нитразепам

тизерцин

ноотропил

аминазин

кавинтон  

Эталон ответов.

ноотропы

транквилизаторы

нейролепкики

церебролизин

элениум

трифтазин

пирацетам

диезепам

клопиксол

ноотропил

реланиум

тизерцин

кавинтон

нитразепам

аминазин

  1. Практическая часть занятия.

Демонстрационная часть.

  1. Преподаватель демонстрирует  практический  навык «Измерение артериального давления».
  2. Демонстрация учебного фильма «Вред алкоголя».

Самостоятельная работа студентов.

1. Отрабатывают практический  навык «Измерение артериального давления».

2. Выписывают рецепты.

3. Решают ситуационные задачи.

4. Решают тестовые задания.

https://venlife.ru/wp-content/uploads/2018/04/paket-gipertonija-stop-ot-euromed.jpg

Измерение артериального давления

п/п

Перечень практических действий

Фор ма

п р едст а вл ен и я

Отметка о

выполнении

да/нет

1.

Проверить исправность прибора для измерения

артериального   давления  в   соответствии   с

инструкцией по его применению.

Сказать

2.

Установить контакт с пациентом: поздороваться,

представиться, обозначить свою роль

Сказать

3.

Попросить пациента представиться

Сказать

4.

Сверить   ФИО   пациента   с   медицинской

документацией

Сказать

5.

Сообщить пациенту о назначении врача

Сказать

6.

Убедиться в наличии у пациента добровольного

информированного  согласия  на  предстоящую

процедуру

Сказать

7.

Объяснить ход и цель процедуры

Сказать

Подготовка к процедуре

8.

Накрыть кушетку одноразовой простыней

Выполнить

9.

Предложить (помочь) пациенту занять удобное

положение на кушетке лежа на спине нижние

конечности не скрещены, руки разогнуты

Сказать

10.

Проверить герметичность упаковки одноразовой

антисептической салфетки

Выполнить/

Сказать

11.

Проверить    срок    годности    одноразовой

антисептической салфетки

Выполнить/

Сказать

12.

Обработать руки гигиеническим способом

Сказать

13.

Надеть нестерильные перчатки

выполнить

14.

Освободить от одежды руку пациента выше

локтевого сгиба, оставив один тур одежды или

положив одноразовую салфетку

Выполнить/ск

азать

15.

Расположить руку пациента на уровне сердца

ладонью вверх

Выполнить

16.

Определить размер манжеты

Сказать

Выполнение процедуры

17.

Наложить  манжету  прибора  для  измерения

артериального давления (тонометра) на плечо

пациента

Выполнить

18.

Проверить, что между манжетой и поверхностью

плеча помещается два пальца

Выполнить

19.

Убедиться, что нижний край манжеты располагается

на 2,5 см выше локтевой ямки

Выполнить/ск

азать

20.

Поставить два пальца левой руки на предплечье в

области лучезапястного сустава      в месте

Выполнить/ск

азать

определения пульса

21.

Другой рукой закрыть вентиль груши прибора для

измерения артериального давления (тонометра)

Выполнить

22.

Произвести нагнетание воздуха грушей прибора для

измерения артериального давления (тонометра) до

исчезновения пульса в области лучезапястного

сустава

Выполнить

23.

Зафиксировать показания прибора для измерения

артериального давления (тонометра) в момент

исчезновения пульса в области лучезапястного

сустава

Сказать

24.

Спустить воздух из манжеты прибора для измерения

артериального давления (тонометра)

Выполнить

25.

Мембрану стетофонендоскопа поместить у нижнего

края манжеты над проекцией локтевой артерии в

области локтевой впадины, слегка прижав к

поверхности тела

Выполнить

26.

Повторно накачать манжету прибора для измерения

артериального давления (тонометра) до уровня,

превышающего   полученный   результат   при

пальцевом измерении по пульсу на 30 мм рт.ст.

Выполнить/ск

азать

27.

Сохраняя положение стетофонендоскопа, медленно

спустить воздух из манжеты

Выполнить

28.

Фиксировать по шкале на приборе для измерения

артериального давления (тонометре) появление

первого   тона  Короткова  –  это  значение

систолического давления

Выполнить/ск

азать

29.

Фиксировать по шкале на приборе для измерения

артериального давления (тонометре) прекращение

громкого последнего тона Короткова – это значение

диастолического давления

Выполнить/ск

азать

30.

Для  контроля  полного  исчезновения  тонов

продолжать аускультацию до снижения давления в

манжете на 15-20 мм рт.ст. относительно последнего

тона

Выполнить/ск

азать

31.

Выпустить воздух из манжеты

Выполнить

32.

Снять   манжету   прибора   для   измерения

артериального  давления  (тонометра)  с  руки

пациента

Выполнить

33.

Сообщить   пациенту   результат    измерения

артериального давления

Сказать

34.

Уточнить у пациента о его самочувствии

Сказать

35.

Помочь пациенту подняться с кушетки

Сказать

Завершение процедуры

36.

Вскрыть упаковку и извлечь из нее салфетку с

антисептиком одноразовую

Выполнить

37.

Утилизировать упаковку салфетки с антисептиком

одноразовой в ёмкость для медицинских отходов

класса «А»

Выполнить

38.

Обработать  (протереть)  мембрану  и  оливы

стетофонендоскопа  салфеткой  с антисептиком

Выполнить

одноразовой

39.

Утилизировать    салфетку    с    антисептиком

одноразовую в ёмкость для медицинских отходов

класса «Б»

Выполнить

40.

Утилизировать одноразовую простынь в ёмкость для

медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

41.

Снять перчатки, поместить их в емкость для

медицинских отходов класса «Б»

Выполнить

42.

Обработать руки гигиеническим способом

Сказать

43.

Записать результаты в медицинскую карту пациента,

получающего помощь в амбулаторных условиях

(форма 003/у)

Выполнить

Примерные комментарии аккредитуемого при выполнении

практического навыка: измерение артериального давления

п/п

Перечень практических действий

Примерный текст комментариев

1

Проверить исправность прибора для

измерения артериального  давления

(тонометра)   в   соответствии   с

инструкцией по его применению,

убедиться,   что   стетофонендоскоп

находится в рабочем состоянии

«Прибор для измерения артериального

давления исправен, готов к прим

стетофонендоскоп находится в рабочем

состоянии

2

Установить контакт с пациентом:

поздороваться,        представиться,

обозначить свою роль

«Здравствуйте! Я постовая медицинская

сестра ____ отделения. Меня зовут ___

(ФИО)»

3

Попросить пациента представиться

«Представьтесь, пожалуйста. Как я могу

к Вам обращаться?»

4

Сверить ФИО пациента с медицинской

документацией

«Пациент идентифицирован в

соответствии с медицинской картой

стационарного больного

(003-У)»

5

Сообщить пациенту о назначении

врача

«Вам назначена процедура «Измерения

артериального давления»

6

Убедиться в наличии у пациента

добровольного    информированного

согласия на предстоящую процедуру

«Вы согласны на выполнение данной

процедуры? – Пациент согласен на

проведение данной процедуры»

7

Объяснить ход и цель процедуры

«Контроль артериального давления

необходим для определения дальнейшей

тактики»

9

Предложить или помочь пациенту

занять удобное положение на кушетке,

лежа на спине, нижние конечности не

скрещены, рука разогнута в локтевом

суставе

«Вам необходимо лечь удобно или я могу

Вам в этом помочь, ноги и руки

выпрямить. Во время проведения

процедуры не разговаривать, не делать

резких движений»

10

Проверить герметичность упаковки

одноразовой антисептической салфетки

«Герметичность упаковки одноразовой

антисептической салфетки не нарушена.

Визуальная целостность упаковки

одноразового шприца сохранена»

11

Проверить срок годности одноразовой

антисептической салфетки

«Срок годности соответствует сроку

хранения»

12

Обработать   руки   гигиеническим

способом

«Обрабатываем руки гигиеническим

способом»

14

Освободить от одежды руку пациента

выше локтевого сгиба

«Освободите от одежды руку выше

локтевого сгиба или я могу Вам помочь»

16

Определить размер манжеты

«Размер манжеты соответствует обхвату

плеча пациента»

19

Убедиться, что нижний край манжеты

располагается на 2,5 см выше локтевой

ямки

«Нижний край манжеты располагается на

2,5 см выше локтевой ямки»

20

Поставить два пальца левой руки на

«Определяю пульс на лучевой артерии»

Выписать рецепты на следующие препараты:

  1. Р-ор Пирацетама 20% 5 мл № 10
  2. Р-ор Гемодеза 200 мл № 5
  3. Р-ор Аминазина  2,5% 2мл № 10

Эталоны ответов:

Rp: Sol. Pyracetami 20% - 5 ml

D.t.d. N 10 in amp/

S. в/в, в/м.

Rp: Sol. Haemodesi 200 ml

D.t.d. N 5

S. в/в капельно

Rp: Sol. Aminazini 2,5% - 2ml

D.t.d. N 10 in amp.

S. внутримышечно

Ситуационные задачи.

Задача 1

Мужчина, 40 лет, находится в хирургическом  отделении. Был накануне прооперирован по поводу аппендицита. Больной возбужден, на лице страх, пытается выпрыгнуть со второго этажа, судя по поведению, галлюцинирует. Со слов жены, перед операцией был запой на протяжении 8 дней.

Задания

  1. Установить вид алкогольного психоза.
  2. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено.
  3. Выявить проблемы пациента (настоящие, приоритетную, потенциальные)
  4. Поставить сестринский диагноз
  5. Составить план сестринских вмешательств по приоритетной проблеме.

Задача 2

Больного привели в приемный покой незнакомые люди. Больной растерян, озирается по сторонам, жалуется на боли в конечностях, походка изменена, назвал адрес, по которому живет, но не знает, как попасть домой, сказал, что послан с ответственным заданием, которое должен выполнить. Больной находиться в состоянии алкогольного опьянения, со слов больного употребляет алкогольные напитки 11 дней.

Задания

  1. Установить вид алкогольного психоза.
  2. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено.
  3. Выявить проблемы пациента (настоящие, приоритетную, потенциальные)
  4. Поставить сестринский диагноз
  5. Составить план сестринских вмешательств по приоритетной проблеме.

Задача  3

В приемный покой участковый доставил мужчину, 45 лет. Он обратился в отделение полиции за помощью. Сказал, что в течение нескольких дней слышит по вечерам, как его сосед с незнакомыми людьми ругают его, упрекают в пьянстве, угрожают убийством. Со слов сына мужчина злоупотребляет алкогольными напитками.

Задания

  1. Установить вид алкогольного психоза.
  2. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено.
  3. Выявить проблемы пациента (настоящие, приоритетную, потенциальные)
  4. Поставить сестринский диагноз
  5. Составить план сестринских вмешательств по приоритетной проблеме.

Эталоны ответов

Задача 1

  1. Алкогольный делирий.
  2. Нарушены потребности: спать, отдыхать, общаться, избегать опасности, работать, быть здоровым.  
  3. Проблемы: Настоящие -  помрачение сознания, психо-моторное возбуждение, суицидальные попытки, галлюцинации.  Приоритетная – помрачение сознания. Потенциальная – риск причинения вреда себе и окружающим, риск развития отека головного мозга.
  4. Помрачение сознания, в связи с развитием алкогольного психоза.
  5. Сестринские вмешательства: строгий надзор; при необходимости, по согласованию с врачом, применить меры механического стеснения во избежание суицидальных попыток, агрессии, самоповреждений; обильное питье подсоленной или минеральной водой; по назначению  врача раствор аминазина 2,0 мл -0 в/м

Задача 2

1. Алкогольный параноид.

2. Нарушены потребности: спать, отдыхать, двигаться, избегать опасности, быть здоровым.

3. Проблемы: Настоящие -  нарушение поведения, боли в конечностях, тревога, страх.   Приоритетная –нарушение поведения. Потенциальная – риск причинения вреда себе и окружающим.

4.Нарушение поведения, в следствие бреда преследования.

5. Сестринские вмешательства: строгий надзор; при необходимости, по согласованию с врачом, применить меры механического стеснения во избежание побега, выработать правильное отношение к приему медикаментов, по назначению  врача раствор аминазина 2,0 мл -0 в/м

Задача  3

1. Алкогольныйгаллюциноз.

2. Нарушены потребности: спать, отдыхать, избегать опасности, работать, быть здоровым.

3. Проблемы: Настоящие -  нарушение восприятия, страх за свою жизнь.   Приоритетная – нарушение восприятия. Потенциальная – риск причинения вреда себе и окружающим.

4.Нарушениевосприятия , в следствие слуховых галлюцинаций.

5. Сестринские вмешательства: строгий надзор;  выработать правильное отношение к приему медикаментов, в течении дня беседовать с больным, выяснить содержание галлюцинаций, по назначению  врача раствор аминазина 2,0 мл -0 в/м

8. Тестовый контроль.

1 Вариант

1. При легкой степени острого алкогольного опьянения концентрация алкоголя в крови   составляет:

 а) 1%

 б) 2%

 в) 3%

 г) 5%

2. Биологические причины хронического алкоголизма:

а) семейная дезадаптация

б) генетическая предрасположенность

в) снижение уровня тревоги

3. Третья стадия алкоголизма называется:

а) наркоманическая

б) энцефалопатическая

в) неврастеническая

4. Для второй стадии алкоголизма характерен:

а) абстинентный синдром

б) утрата рвотного рефлекса

в) резкое падение толерантности

5. Изменение личности в виде хвастливости, болтливости, назойливости происходят:

а) в первой стадии алкоголизма

б) во второй стадии алкоголизма

в) в третьей стадии алкоголизма

6. Устранение абстинентных расстройств — это:

а) дезинтоксикационная терапия

б) условнорефлекторная терапия

в) сенсибилизирующая терапия

7. Самый часто встречающейся алкогольный психоз:

а) алкогольный параноид

б) алкогольный галлюциноз

в) алкогольный делирий

8. При алкогольном делирии преобладают галлюцинации:

а) слуховые

б) зрительные

в) обонятельные

г) вкусовые

9. При алкогольном галлюцинозе «голоса»:

а) ругают и угрожают больному

б) приказывают больному совершить какое-либо действие

в) поют песни больному

10. Для алкогольного параноида характерен бред:

а) изобретательства

б) самообвинения

в) преследования

г) богатства

2 Вариант

1. При тяжелой степени острого алкогольного опьянения концентрация алкоголя а в крови составляет:

а) 1%

б) 2%

в) 3%

г) 5%

2. Психологические причины хронического алкоголизма:

а) снижение социального уровня

б) генетическая предрасположенность

в) снижение уровня тревоги

3. Вторая стадия алкоголизма называется:

а) наркоманическая

б) энцефалопатическая

в) неврастеническа

4. Для первой стадии алкоголизма характерен:

а) абстинентный синдром

б) утрата рвотного рефлекса

в) резкое падение толерантности

г) прием алкоголя в виде запоев

5. Социальная деградация происходит:

а) в первой стадии алкоголизма

б) во второй стадии алкоголизма

в) в третьей стадии алкоголизма

6. Формирование повышенной чувствительности организма к алкоголю — это:

а) дезинтоксикационная терапия

б) условнорефлекторная терапия

в) сенсибилизирующая терапи  

7. Алкогольный психоз может развиться при:

а) хроническом алкоголизме первой стадии

б) хроническом алкоголизме третьей стадии

в) остром алкогольном опьянении

8. Зрительные галлюцинации в виде животных, насекомых характерны для:

а) алкогольного делирия

б) алкогольного параноида

в) алкогольного галлюциноза

9. При алкогольном галлюцинозе чаще появляются галлюцинации:

а) зрительные

б) вкусовые

в) тактильные

г) слуховые

10. Для алкогольного параноида характерны:

а) галлюцинации

б) бред

в) иллюзии  

 ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

Вариант 1

Вариант 2

1

А

В

2

Б

В

3

Б

А

4

А

Б

5

А

В

6

А

В

7

В

Б

8

Б

А

9

А

Г

10

В

Б

Оценочный лист                                                                        

Контроль знаний проводится преподавателем на каждом этапе на протяжении всего  занятия

Ф.И. студента

Фронтальный опрос, фармакологический диктант

Технологии оказания медицинских услуг

Ситуационная задача

Тесты

Итог

9. Список литературы.

Основная:

  1. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии [Электронный ресурс] / Бортникова С.М. (Цыбалова), Зубахина Т.В., Кабарухина А.Б.; под ред. Кабарухина Б.В. - Ростов н/Д : Феникс, 2016.
  2. Сестринское дело в неврологии [Электронный ресурс] : учебник / под ред. С. В. Котова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
  3. Сестринская помощь в психиатрии и наркологии [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Тюльпин Ю.Г. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015.

Дополнительная:

  1. Дезинфекция: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.Л. Осипова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018.
  2. Уход за пожилыми: основы геронтологии, геронтопсихологии и гериатрии [Электронный ресурс]/О.О.Заварзина-М.:ГЭОТАР-Медиа,2016.
  3. Медсестра. Научно-практический журнал. – М.: Медиздат, 2017.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка практического занятия для преподавателей латинского языка "Имя существительное"

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей латинского языка в СПО медицинского профиля. Предлагаются методы преподавания тем, направленных на изучение изменения имени существ...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя на тему"Осложнения беременности (гестозы)" по специальности "Сестринское дело".

В разработке указаны  пояснительная записка, обоснование темы,технологическая карта, согласно которой проводится практическое занятие. Даны приложения №7 , с помощью которых  проводится заня...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя "Мышцы и ткани в организме человека. Глагол to be в будущем времени"

В данном документе представлен план проведения практического занятия, проводимого со студентами первого курса специальности Лечебное дело. Методическая разработка включает в себя план проведения занят...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя "Волонтерство. Местоимения"

Методическая разработка практического занятия для преподавателя "Волонтерство. Местоимения" по специальностям Сестринское дело, Лабораторная диагностика, Фармация,Акушерское дело (базовая подготовка с...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине Иностранный язык (Английский язык) по специальности 060501 "Сестринское дело"

Методическая разработка разработана согласно программе учебной дисциплины на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по   специальности 060501 «Сестринско...

Методическая разработка ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Интегрированный урок по теме «The human body»

Методическая разработка практического занятия для проведения открытого интегрированного занятия по английскому и латинскому языкам по разделу "Анатомия"...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...